Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

Госдума в первом чтении приняла законопроект о расширении свободной экономической зоны (СЭЗ) Крыма и Севастополя на территориальное море.

5-7 декабря 2016 года в Москве состоится 76-е сессия Политической комиссии Всемирной таможенной организации (ВТамО).

Узбекистан не считает для себя выгодным вступление в Евразийский экономический союз или Таможенный союз.

/ Статьи

Везде интеграция, а в это время…

Сегодня речь пойдет об интеграции и о развитии взаимного сотрудничества между государствами - членами Таможенного союза (ТС) и о том, что мешает их сотрудничеству в рамках данного межгосударственного объединения. Возможно, это прозвучит странно, но, на мой взгляд, на данный момент одним из проблемных моментов в интеграции по всем направлениям развития взаимного сотрудничества являются очень сжатые сроки формирования Таможенного союза.

Посудите сами: ТС начал функционировать с 1 января 2010 года, при этом мы располагали пакетом всего из пары десятков документов, образующих наднациональную надстройку. Затем один за другим начали действовать новые основополагающие для таможенного дела законы: с 1 июля 2010 года вступил в силу так называемый верхний кодекс – Таможенный кодекс ТС, в декабре заработал компромиссный вариант закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», сменивший Таможенный кодекс РФ, который просуществовал с 2004 года.

В августе согласно закону от 03.11.2010 № 279-ФЗ наша страна присоединилась к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, больше известной как Киотская конвенция, которая была разработана в целях устранения расхождений в таможенных процедурах стран - участниц международного акта. Ее нормы направлены на ускоренное прохождение таможенных формальностей при эффективном таможенном контроле.

процедуры интеграцииВ соответствии с законом № 279-ФЗ Россия приняла на себя обязательства содействовать упрощению таможенных процедур и практическому применению положений международного акта в национальном законодательстве. В эти декабрьские дни произошло еще одно очень важное событие – после 17 лет переговоров наша страна наконец-то вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО). Сегодня на повестке дня стоит вопрос о приведении нашего законодательства в соответствие Рамочным стандартам безопасности, а с января 2012 года нас уже ждет Единое экономическое пространство.

Выше перечислены лишь основные вехи. При этом нужно понимать, что в условиях регулярного принятия большого количества новых регламентирующих актов Таможенного союза мы фактически оказались перед огромной правовой кучей мусора, которая раньше называлась российское национальное законодательство в области таможенного регулирования. На нее можно водрузить пояснительную табличку с надписью: «Действует в части, не противоречащей ТК ТС». Сегодня участники ВЭД по сути вынуждены ежедневно копаться в этом ворохе фактически бесполезных бумаг, чтобы отыскать оставшиеся крупицы, которые могут быть применены на практике.

Тем временем все силы законодателя брошены на приведение в соответствие уже непонятно какого (то ли национального, то ли наднационального) законодательства к новым международным обязательствам нашего государства. При этом на память приходит данный еще в 2004 году ответ уважаемой всеми нами Галины Владимировны Баландиной на вопрос о возможности присоединения Российской Федерации к Киотской конвенции. Она тогда сказала, что на данный момент отсутствует компромисс между фискальными функциями таможенных органов и упрощением таможенных процедур. Судя по всему, за прошедшие с того момента 7 лет его удалось найти.

Тысячу раз была права заместитель председателя Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области Людмила Александровна Баталова, которая с горечью заметила, что «на наших глазах драматически меняется таможенное законодательство». Апофеозом этого процесса можно считать вступление в силу в конце прошлого года закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации». По мнению авторов, он привел российское законодательство в соответствие с нормативно-правовыми актами Таможенного союза. При этом 32 федеральных закона затронуты по «унификации терминологии». Опубликованный в окончательном варианте лишь 9 декабря 2011 года, он практически сразу вступил в силу.

Поскольку мы затронули проблемы интеграции, нам следует больше внимания уделить вопросам эффективности правоприменения. Имею в виду прежде всего практику и принятие полезных, своевременных и целесообразных подзаконных актов национального законодательства. Убеждена, что качественные наднациональные нормы никогда не заработают в условиях отсутствия эффективных механизмов их реализации на национальном уровне.

Причем для интеграции, о которой мы сегодня говорим, недостаточно, чтобы, например, казахи привели свое законодательство в соответствие с общепринятыми нормами. Они, предположим, это сделали, но вот реализовать свое право на использование единого гарантийного сертификата для транзита через Россию не смогут. Дело в том, что ни одна российская таможня его не примет до тех пор, пока не получит соответствующей инструкции от ФТС России.

На мой взгляд, имеющая место сегодня правовая неопределенность является главной системной проблемой интеграции. Если раньше (до Таможенного союза) мы, практики, совместно с экспертами в области законотворчества на различных общественных площадках обсуждали в основном одни и те же законопроекты, что позволяло в той или иной степени учесть наработанную практику и повысить полезность нормативно-правовых и подзаконных актов, то сегодня законотворчество от правоприменения ушло далеко за горизонт. Конечно, интереснее обсудить приведение закона о таможенном регулировании в соответствие требованиям Киотской конвенции, чем безуспешно на уровне Минтранса и ФТС России мусолить вопрос, ставить или не ставить штамп «вывоз разрешен» на портовую разнарядку. К слову, таможенная служба этот подзаконный акт отменила, видимо посчитав, что ей сегодня не с руки заниматься такого рода ерундой – впереди работа в условиях ВТО.

Не складывается пока и со свободным перемещением товаров по единой таможенной территории. Происходит это по той же причине – из-за форсированного объединения. Оно практически не оставило трем странам времени на унификацию технических требований по безопасности продукции, на выработку общей системы стандартизации. Сюда следует добавить и тот факт, что нашу страну вхождение в Таможенный союз фактически застало в самый разгар реформирования своей системы технического регулирования, которое предполагало осуществление перехода от государственных стандартов к техническим регламентам.

Как известно, в Таможенном союзе сейчас тоже переходный период до ввода в действие технических регламентов по всем товарам Единого перечня, то есть наряду с уже принятыми регламентами действуют согласованные по ряду товаров национальные стандарты (либо Казахстана, либо Беларуси), а также нормы и требования национального законодательства.

В нашем случае – это национальные техрегламенты, а в части, где они еще не были приняты, – государственные стандарты. Возможно, здесь делалась ставка на ускоренную интеграцию в надежде на единые стандарты СССР в государствах, бывших некогда единой системой. Однако на деле оказалось, что за двадцать лет, произошедших с момента распада Советского Союза, системы стандартизации во всех государствах-участниках были подвергнуты ревизии и кардинальному реформированию.

На одной из конференций, посвященных проблемам интеграции, была озвучена ситуация, в которой оказалась одна казахстанская строительная организация. Она получила подряд на строительство дороги, которая должна была пройти по территории Казахстана и России. Строители жаловались, что из-за существенного различия нормативов и стандартов, применяющихся в обеих странах при проектировании, строительстве и сдаче объекта эксплуатационникам, они фактически не могли использовать на укладке казахстанского и российского участка один и тот же асфальт. Это произошло потому, что, несмотря на соответствие унифицированным требованиям по безопасности, используемые строителями в переходный период материалы обязательно должны соответствовать национальным стандартам и требованиям, а также иметь разрешительные документы, необходимые для предъявления контролирующим органам двух стран.

Безусловно, в Таможенном союзе сегодня уделяется большое внимание созданию технических регламентов в области технического регулирования. Однако данные техрегламенты не могут быть своего рода панацеей, поскольку регулируют только требования по безопасности. При этом они не заменят унифицированной стандартизации, приводящий к развитию оборота внутри Таможенного союза не только товаров, производимых в государствах-участниках, но и импортных.

На одном из форумов был приведен такой пример: скоростной поезд «Сапсан» был изготовлен в Германии и полностью соответствует требованиям безопасности Таможенного союза. Под него были проложены японские рельсы, которые сами по себе тоже соответствуют требованиям безопасности. Однако обследование колес на пробеге в 40 тыс. километров показало наличие у них следов необратимой деформации. Причиной ее возникновения стало несоответствие профилей колесная пара – рельсы. Оказалось, что по действующим нормам соответствующий ГОСТ, содержащий требования к связке колесная пара – рельс по совместимости профилей, уже не применялся. Вот такой у нас сейчас затянувшийся двойной переходный период, который вызывает тревогу за безопасность жизни и здоровья граждан трех государств - участников Таможенного союза.

Президент Беларуси Александр Лукашенко недавно высказался о необходимости перехода к практическим действиям в рамках Таможенного союза. Как он сказал, интеграция – не самоцель, а инструмент достижения роста и качества жизни наших людей. При этом глава Беларуси не уточнил, чье качество жизни должно улучшиться, а вот то, что в свете интенсификации процессов объединения интеграция не просто не самоцель, а вообще не цель, мы начинаем потихоньку догадываться.

Как известно, с 1 января 2012 года на смену Комиссии Таможенного союза придет Евразийская экономическая комиссия с расширенными полномочиями. То есть к вопросам по таможенно-тарифному регулированию, таможенному администрированию и техрегулированию на нашей законодательной свалке дополнительно прибавятся валютная и конкурентная политика, регулирование госмонополий, промышленные и государственные субсидии, госзакупки, транспорт, миграция, финансовые рынки и иные сферы. При этом впереди нас всех еще ждет далеко не простое вступление в ВТО.

Анастасия ЧУРСИНА

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 6 февраля 2012 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня

Эксперимент для багажа

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

 29 ноября 2016 / Таможня

Экспорт всему голова

Вслед за зерном из-за перепроизводства Россия впервые может начать экспортировать сахар. Ожидается, что в 2016 году его будет на 1 млн тонн больше, чем необходимо для внутреннего потребления.

 28 ноября 2016 / Таможня

Декларировать можно по-новому

Декларирование таможенной процедуры таможенного транзита в электронной форме предполагает, что при представлении декларантом транзитной декларации (ТД) и документов, на основании которых заполнена ТД, взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД осуществляется с использованием средств криптографической защиты информации и электронных подписей.

 23 ноября 2016 / Таможня

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Эксперимент для багажа

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

 29 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Экспорт всему голова

Вслед за зерном из-за перепроизводства Россия впервые может начать экспортировать сахар. Ожидается, что в 2016 году его будет на 1 млн тонн больше, чем необходимо для внутреннего потребления.

 28 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Декларировать можно по-новому

Декларирование таможенной процедуры таможенного транзита в электронной форме предполагает, что при представлении декларантом транзитной декларации (ТД) и документов, на основании которых заполнена ТД, взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД осуществляется с использованием средств криптографической защиты информации и электронных подписей.

 23 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog