Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Вследствие развития Индустрии 4.0 и стабильного роста электронной коммерции перед логистикой встала сложная задача - повышение гибкости логистических процессов. При этом она не должна воплощаться за счет снижения производительности и увеличения расходов.

Специалист в области внутренней логистики компания STILL успешно реализовала качественно новый проект по поставке литий-ионной техники. Ее первым крупным клиентом стал производитель продуктов питания компания Brüggen, которая перевела свой автопарк на литий-ионную технологию.

В Литве, согласно республиканскому Кодексу об административных правонарушениях, с 1 января 2017 года за несвоевременную подачу перевозчиком предварительной информации (декларации) и представление литовским таможенным органам недостоверных сведений о перевозимых товарах и транспортных средствах при предварительном информировании устанавливается административная ответственность.

Власти Приморья направили в Минвостокразвития предложение включить Свободный порт Владивосток и интегрированную развлекательную игорную зону в число пилотных территорий для введения режима беспошлинной торговли и режима tax free.

20 февраля будет рассмотрен вопрос о формировании панели арбитров для рассмотрения иска Украины к России по запрету транзита будет рассмотрен ВТО.

Украина обратилась в ВТО с жалобой на ограничения на транзитные перевозки через Россию в Казахстан и Киргизию. Киев затребовал сформировать панель арбитров Всемирной торговой организации в связи с ограничением транзита по территории России.

/ Статьи

В рамках межведомственного взаимодействия

В данной статье особое внимание будет уделено рассмотрению наиболее актуальных аспектов межгосударственного межведомственного взаимодействия в условиях происходящей в настоящее время интеграции в рамках Евразийского экономического союза (Союз). Жизнь подтвердила, что в условиях интеграции существенно возросла необходимость в проведении коренного совершенствования таможенного администрирования.

Наряду с развитием института предварительного информирования, внедрением автоматической процедуры регистрации таможенных деклараций, одним из важных элементов совершенствования таможенного контроля является отказ от необходимости представления участниками ВЭД бумажных документов. Для организации декларирования без представления разрешительных документов в государствах - членах Союза сейчас последовательно проводится комплекс специальных организационно-технических мероприятий. Их цель и задача - обеспечение на практике возможности получения от уполномоченных органов исполнительной власти заинтересованными лицами в электронном виде документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля.

Решая задачу по отказу при таможенном декларировании от бумажных документов, таможенные органы одновременно повышают уровень достоверности представления информации. Согласно данным, приведенным в итоговом докладе о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной таможенной службы РФ на 2015 год и плановый период 2016–2018 годов, опубликованном на официальном сайте ведомства, в 2014 году при декларировании и выпуске подконтрольных товаров таможенные органы Российской Федерации выявили более 56 тыс. случаев представления сведений о недействительных документах. Для сравнения: в 2013 году таких фактов было зафиксировано лишь 11 375.

 На двух уровнях

Говоря о межведомственном информационном взаимодействии в условиях интеграции в рамках Союза, необходимо различать два направления организации данной работы. Схема его организации представлена на рисунке 1. Первое направление предполагает организацию взаимодействия на национальном уровне, в рамках одного государства - члена Союза. Данная работа проводится странами в рамках собственных программ развития информационного взаимодействия в электронном виде. Второе направление связано с организацией межгосударственного межведомственного информационного взаимодействия на территории Союза. Именно о нем речь пойдет далее.

В нынешних условиях таможенное декларирование осуществляется по принципу резидентства. На практике это означает, что декларация на товары подается таможенному органу того государства - члена Союза, на территории которого зарегистрировано лицо, подающее указанную декларацию. При этом используются разрешительные документы, выданные на территории государства - члена Союза по месту декларирования.

В то же время при перемещении товаров под таможенным контролем по территории двух или более государств - членов Союза, в пунктах пропуска таможенным органам одних государств - членов Союза представляются в том числе и разрешительные документы, выданные уполномоченными органами других государств - членов Союза. Это связано с необходимостью соблюдений запретов и ограничений в отношении подконтрольных товаров при их прибытии на таможенную территорию Союза, помещения их под таможенную процедуру таможенного транзита, а также с убытием таких товаров.

В этой связи у таможенных органов возникает необходимость в получении информации о таких разрешительных документах. Это необходимо как для проведения поверки достоверности самих документов и заявленных в них сведений, так и для сокращения времени на проведение таможенных операций в пунктах пропуска. К настоящему времени для проведения работы по организации межгосударственного межведомственного взаимодействия Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) на уровне экспертов таможенных служб государств - членов Союза согласовала список из 30 разрешительных документов. На их выдачу уполномочены порядка 33 органов государственной власти.

В указанном списке, который, по мнению экспертов ЕЭК, не является исчерпывающим, значатся лицензия на экспорт/импорт товаров, заключения (разрешительные документы) на ввоз, вывоз, транзит отдельных категорий товаров и другие документы. Предполагается, что список будет корректироваться в зависимости от изменений права Союза и национального законодательства входящих в него государств.

Законодательный аспект

Напомню, что возможность организации межведомственного информационного взаимодействия на таможенной границе предусмотрена пунктом 2 статьи 103 действующего Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС). Однако данной нормой организация именно межгосударственного межведомственного взаимодействия определена опосредованно. В Таможенном кодексе Союза, проект которого сейчас проходит процедуру межгосударственного согласования, предполагается закрепить специальную норму. Она будет предусматривать возможность осуществления информационного взаимодействия в электронном виде между таможенными органами каждого из государств - членов Союза и иными органами (организациями) других государств - членов Союза. В ней также закрепят механизм определения составов сведений для осуществления такого обмена.

Кроме того, в пункт 2 статьи 48 «Документы и сведения, необходимые для совершения таможенных операций» проекта ТК Союза, на мой взгляд, включена очень важная норма. Она предусматривает возможность не представлять при таможенном декларировании участниками ВЭД таможенному органу документов, необходимых для совершения таможенных операций, если сведения о таких документах и (или) сведения из них таможенные органы могут получить из используемых ими информационных систем, а также из информационных систем государственных органов (организаций) государств - членов Союза.

Реализация указанных выше норм проекта Таможенного кодекса Союза позволит отказаться от представления участником ВЭД разрешительных документов не только на территории государства - члена Союза, резидентом которого он является, но также и на территориях других государств - членов Союза. Это на практике будет способствовать существенному сокращению времени нахождения товаров и транспортных средств в пунктах пропуска.

Использовать ресурсы

Организация межгосударственного межведомственного информационного взаимодействия – это не только нормотворческая деятельность, но и различного рода технологические аспекты, связанные с непосредственной реализацией намеченного. Успешное технологическое воплощение данного вопроса во многом зависит от наличия у уполномоченных на выдачу разрешительных документов органов информационных ресурсов (электронных баз) для осуществления обмена, единых информационных ресурсов по разрешительным документам, а также планов по организации информационного взаимодействия по отдельно взятым сферам регулирования. Проект технологической схемы реализации межгосударственного межведомственного информационного взаимодействия представлен на рисунке 2.

Так, уже сегодня можно сказать, что по лицензиям на экспорт/импорт товаров у всех уполномоченных органов государств - членов Союза ведутся электронные базы данных. При этом единый информационный ресурс по данным документам отсутствует. Поэтому после внесения соответствующих изменений в право Союза реализацию информационного взаимодействия можно будет организовать непосредственно между таможенными органами каждого из государств - членов Союза и иными уполномоченными органами других государств - членов Союза.

Отмечу, что на сегодня отдельные правовые акты определяют возможность использования в качестве подтверждения факта оформления того или иного документа сведений из реестров оформленных документов, размещенных на официальном сайте Комиссии. Например, решением КТС от 28.05.2010 № 299 «О применении санитарных мер в таможенном союзе» установлено, что подтверждением наличия документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), помимо непосредственного документа, выданного уполномоченным органом, также являются электронная форма документа, заверенная электронной цифровой подписью, «или сведения электронной базы данных Единого реестра свидетельств о государственной регистрации на специализированном поисковом сервере сайта Таможенного союза сети Интернет».

В данном случае, а речь идет о свидетельстве государственной регистрации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, информационное взаимодействие можно организовать как прямым доступом к информации, находящейся у уполномоченного органа, так и доступом к Единому реестру на сайте ЕЭК.

Кроме перечисленного выше, на технологические аспекты (варианты реализации) межгосударственного межведомственного взаимодействия будут оказывать влияние требования, предъявляемые таможенными органами к информации: ее доступность, своевременность, актуальность и достоверность. В связи с чем, в зависимости от конкретных условий при организации такого взаимодействия, для каждого вида разрешительных документов должен быть определен отдельный подход.

По проекту «единого окна»

Одним из наиболее важных посылов Основных направлений развития механизма «единого окна» является организация информационного взаимодействия национальных механизмов «единых окон». При этом работа по организации межгосударственного межведомственного взаимодействия, которую в настоящее время проводит ЕЭК, является неотъемлемой частью реализации этого направления.

Более подробно о взаимодействии национальных механизмов «единых окон», а также об однократности представления документов и сведений в условиях применения этого механизма можно узнать из статьи «По принципу «однократности» представления документов», которая была опубликована в апрельском номере «ТН».

Таким образом, из сказанного выше следует, что организация межведомственного информационного взаимодействия в отдельно взятой стране, а в условиях функционирования Евразийского экономического союза - и на международном уровне, обеспечит заинтересованным сторонам создание реальных условий для максимально возможного отказа от необходимости представления бумажных документов при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Сейчас, на стадии проектирования межгосударственного межведомственного взаимодействия, необходимо использовать принципы и решения, которые будут способствовать повышению эффективности реализации своих функций государственным органам и упрощению ведения бизнеса.

Александр ГАЛАНАМАТИС,

заместитель директора Департамента

таможенной инфраструктуры ЕЭК,

специально для «ТН»

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 24 июня 2015 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Инновационные решения KNAPP влияют на развитие интралогистики

Вследствие развития Индустрии 4.0 и стабильного роста электронной коммерции перед логистикой встала сложная задача - повышение гибкости логистических процессов. При этом она не должна воплощаться за счет снижения производительности и увеличения расходов.

 15 февраля 2017 / Логистика

Флагманский проект успешно реализован: компания STILL передала компании Brüggen парк складской техники, оснащенной литий-ионными батареями

Специалист в области внутренней логистики компания STILL успешно реализовала качественно новый проект по поставке литий-ионной техники. Ее первым крупным клиентом стал производитель продуктов питания компания BrГјggen, которая перевела свой автопарк на литий-ионную технологию.

 14 февраля 2017 / Логистика

Опоздал – заплати

В Литве, согласно республиканскому Кодексу об административных правонарушениях, с 1 января 2017 года за несвоевременную подачу перевозчиком предварительной информации (декларации) и представление литовским таможенным органам недостоверных сведений о перевозимых товарах и транспортных средствах при предварительном информировании устанавливается административная ответственность.

 6 февраля 2017 / Таможня

База для карантина

В Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) создана основополагающая нормативно-правовая база в области карантина растений.

 2 февраля 2017 / Таможня

К честной конкуренции готовы

Открытый в мае текущего года Группой компаний (ГК) В«ТРАНСБАЛТВ» многофункциональный таможенно-логистический комплекс (МФЛК) в Таганроге рискует уже в самое ближайшее время остаться фактически вне внимания и интереса со стороны участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) Южного федерального округа (ЮФО), хотя многие из них еще недавно планировали осуществлять свои экспортно-импортные операции с учетом технологических возможностей МФЛК.

 1 февраля 2017 / Таможня

Опоздал – заплати

В Литве, согласно республиканскому Кодексу об административных правонарушениях, с 1 января 2017 года за несвоевременную подачу перевозчиком предварительной информации (декларации) и представление литовским таможенным органам недостоверных сведений о перевозимых товарах и транспортных средствах при предварительном информировании устанавливается административная ответственность.

 6 февраля 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

База для карантина

В Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) создана основополагающая нормативно-правовая база в области карантина растений.

 2 февраля 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

К честной конкуренции готовы

Открытый в мае текущего года Группой компаний (ГК) В«ТРАНСБАЛТВ» многофункциональный таможенно-логистический комплекс (МФЛК) в Таганроге рискует уже в самое ближайшее время остаться фактически вне внимания и интереса со стороны участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) Южного федерального округа (ЮФО), хотя многие из них еще недавно планировали осуществлять свои экспортно-импортные операции с учетом технологических возможностей МФЛК.

 1 февраля 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Китай уже доступнее

Россия, Китай и Монголия подписали трехстороннее соглашение о регулярных грузовых автомобильных перевозках по новому транспортному коридору.

 31 января 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Контейнеры приравняли к транспорту

Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) упростила таможенное декларирование морских контейнеров в качестве транспортных средств международной перевозки (ТСМП) в портах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) для их дальнейшего перемещения по территории Союза иным видом транспорта.

 30 января 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog