Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

На товарах, производимых в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), появится надпись: «Сделано в ЕАЭС». На практике это означает, что товары, выпущенные в России, Беларуси, Казахстане, Армении и Киргизии, вскоре начнут поступать в продажу под единым брендом. Новая маркировка может стартовать в 2017 году.

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступил к рассмотрению по существу дела о конфискации белорусской таможней техники, которая перевозилась из Калининградской области в Россию по территории Беларуси. В суде сообщили, что решение по данному вопросу планируется вынести до конца ноября, так как по действующему регламенту дело должно быть рассмотрено до 1 декабря.

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

Индия высказывается за активную интеграцию с Евразийским экономическим союзом.

Госдума в первом чтении приняла законопроект о расширении свободной экономической зоны (СЭЗ) Крыма и Севастополя на территориальное море.

5-7 декабря 2016 года в Москве состоится 76-е сессия Политической комиссии Всемирной таможенной организации (ВТамО).

/ Статьи

В ожидании здравого смысла

Одного ведомственного документа вполне достаточно, чтобы поставить на уши фактически весь мир, включая некоторые структуры ООН. Справедливость этого утверждения на деле доказала ФТС России, издав подписанное ее руководителем Андреем Бельяниновым письмо от 04.07.2013 № 01-11/28474 «О международных перевозках с применением книжек МДП». Первоначально оно должно было вступить в силу 14 августа.

Служба сообщила, что «по состоянию на 1 июня 2013 года сумма задолженности, образовавшейся в связи с нарушением (перевозчиками) процедуры МДП (в международной аббревиатуре – TIR), превышает 20 млрд рублей и составляет 41% от общей суммы задолженности участников внешнеэкономической деятельности перед таможенными органами. Сохраняется тенденция к увеличению такой задолженности и в последние годы: за 2010 год она составила 7,3 млн рублей, за 2011-й – 13,6 млн рублей, за 2012-й – 16,6 млн рублей, за 5 месяцев 2013 года – 10,1 млн рублей.

Поэтому с 14 августа к каждой перевозке товаров в/через Россию следует применять меры обеспечения соблюдения таможенного транзита, предусмотренные пунктом 1 статьи 217 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС). К ним относятся таможенное сопровождение, предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов и установление маршрута перевозки».

ФТС России пояснила, что обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов может быть предоставлено денежными средствами, банковской гарантией, поручительством или залогом имущества. Декларант сам выбирает способ обеспечения. Его также может предоставить иное лицо, которое вправе владеть, пользоваться или распоряжаться перевозимыми грузами.

На практике это означает, что таможня «при ввозе товаров в Россию или при их транзите через ее территорию намерена, кроме обеспечения соблюдения таможенного транзита при перемещении товаров автомобильным транспортом с использованием книжек МДП, требовать от перевозчиков предоставлять и национальную гарантию (таможенное сопровождение, залог, поручительство)».

На сегодня практически каждый, кто занимается внешней торговлей и доставкой товаров, знает о письме от № 01-11/28474. Вокруг него уже сломано много копий. Поэтому оставим за скобками все происходившее до 14 августа. Вряд ли стоит пересказывать то, что с различных трибун говорили и еще говорят вольно или невольно втянутые в эту ситуацию представители таможенных органов, транспортники, российские и зарубежные чиновники.

Как известно, «по просьбам членов Консультативного совета по иностранным инвестициям, Ассоциации европейского бизнеса, делегации Представительства Европейского союза в Российской Федерации, ФТС России отложила на месяц, до 14 сентября 2013 года, введение мер обеспечения транзита по книжкам международной дорожной перевозки (МДП, carnet TIR)». Градус общественного накала несколько спал, но не более того. Похоже, что участники спора решили перевести его в плоскость обсуждения.

Руководство службы также проинформировало «о работе, проделанной по подготовке к введению новшества, и о полной готовности таможенных органов к его применению… Представители бизнеса с пониманием отнеслись к мерам, предпринимаемым таможенной администрацией РФ для наведения порядка в секторе таможенного транзита товаров… ФТС России рассчитывает, что предоставленное дополнительное время позволит участникам внешнеэкономической деятельности, перевозчикам полностью подготовиться к предстоящим нововведениям».

При этом второй участник спора – Ассоциация автомобильных международных перевозчиков (АСМАП) – получила возможность в отведенное время урегулировать свои разногласия с таможней. Ее пресс-служба сообщила, что «о принятом решении ФТС России проинформировала представителей зарубежных таможенных служб и иностранных посольств в Москве».

Интерес вызывают пресс-конференции, которые почти параллельно 14 августа провели противостоящие стороны. Их видеозапись выложена в Интернет в открытом доступе, что позволяет сопоставить то, что говорили участники. В ходе прослушивания невольно приходишь к выводу, что спор, так сказать, ведут слепой с глухим.

«Мы хотим договориться, помогите нам», – с таким обращением, в свойственной ему манере, в шутку или всерьез обратился к представителям прессы глава ФТС России, добавив, что служба готова на любые переговоры, а сам он надеется на компромисс и уже дал указание своим подчиненным найти его. Однако якобы адекватной реакции со стороны оппонентов не наблюдает. Андрей Бельянинов уточнил, что «предложил нашим коллегам, в частности господину Умберто де Претто (Umberto de Pretto – Генеральный секретарь Международного союза автомобильного транспорта (МСАТ – IRU), сделать хоть какие-то шаги навстречу. Тогда нам будет легче вырабатывать общую позицию перед Минфином. В одной из своих прошлых профессий я занимался бухгалтерским учетом, у меня все на балансе, я не могу списать. Любые предложения со стороны IRU встретят с нашей стороны самый конструктивный подход».

При этом он считает, что «АСМАП пользуется положением монополиста, не соблюдает обязанности и в стремлении сохранить сверхприбыль не идет на гарантийное финансовое подкрепление своих международных обязательств. Роль АС-МАП при современных технологиях изжила себя. В странах ЕС упрощенная процедура с применением книжек МДП вообще сейчас не используется.

Новые правила не повлекут выход России из международной конвенции, регулирующей правила перевозок. Предпринимаемые меры никоим образом ее не нарушают. Речь – только о взаимоотношениях таможни и АСМАП, которой было предложено изменить форму предоставления финансовых гарантий (предоставлять покрытую финансовую гарантию). В этом случае изменения порядка применения книжек МДП не будет».

Перевозчики устами Умберто де Претто, который во главе делегации прибыл в Москву для разбирательства в ситуации, на своей встрече с прессой и представителями бизнеса выразили готовность к работе с таможней в более тесном контакте, ведению диалога, отметив, что неразрешимых проблем не бывает. Правда, при этом уточнили, что со стороны ФТС России в последнее время не поступало никаких обращений по вопросам задолженности, наличие которой и послужило основанием для выхода письма.

Также было сообщено, что на состоявшейся 12 августа встрече Андрей Бельянинов и предста-вители АСМАП, МСАТ, Евразийской экономической комиссии и Представительства Евросоюза в РФ достигли соглашения о создании двусторонней рабочей группы между ФТС России и АСМАП, которая должна дать юридическую оценку случившемуся. Вошедшие в ее состав эксперты уже провели первую встречу, обменялись мнениями и имеющимися у сторон данными по существу обсуждаемой проблемы.

Все течет, все повторяется

Отметим, что спор между таможней и перевозчиками по задолженности по уплате таможенных платежей длится давно и носит перманентный характер. Доказательством тому обращение, опубликованное на официальном сайте службы 3 декабря 2002 года под красноречивым заголовком «О позиции России в связи с намерением МСАТ приостановить на территории РФ действие Конвенции МДП».

Приводим его текст практически без купюр: «Hазработанная и принятая правительствами 65 стран Таможенная Конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) является одним из важнейших соглашений для автомобильного транспорта.

Она позволяет ему реализовать преимущества перед другими видами транспорта в скорости доставки груза «от двери до двери» без перегрузок и обеспечить высокую степень сохранности товара при транспортировке. Конвенция МДП предусматривает предоставление перевозчикам ряда льгот в области применения таможенных правил и, одновременно, - условия реализации этих льгот при помощи гарантийной системы МДП.

Она начинает действовать, если в результате нарушения Конвенции МДП при доставке грузов таможенные органы не могут взыскать с перевозчика или других лиц, непосредственно ответственных за нарушение, суммы таможенных платежей по не доставленным в таможню назначения товарам. В таких случаях таможенные органы вправе потребовать уплату указанных сумм с гарантийной цепи МДП, которая состоит из национального гарантийного объединения (в России - АСМАП), МСАТ (Швейцария) и привлеченных страховых организаций.

В РФ резко возросло количество перевозок по процедуре МДП. Их число достигает 600 тыс. в год, что составляет примерно четверть всего объема перевозок с использованием книжек МДП в мире. Однако в последние годы гарантийная система МДП в РФ и ряде других государств функционирует неэффективно и в настоящее время переживает кризис. Конвенция МДП строится на законодательстве о страховании. Это означает, что перевозчик, приобретая книжки МДП, уплачивает МСАТ страховую премию. Эти суммы должны использоваться на оплату страхового случая, которым, применительно к перевозкам по процедуре МДП, является недоставление товара.

МСАТ, однако, систематически отказывается от выполнения своих обязательств. Взимая суммы страховых премий с каждой книжки МДП, МСАТ не возмещает ущерб при наступлении страховых случаев, предусмотренных договором страхования. Ни одно требование российской стороны не оплачивается в установленный конвенцией трехмесячный срок. Страховые механизмы бездействуют.

Последствием того, что таможенные органы фактически лишены реальных механизмов воздействия на гарантийную цепь Конвенции МДП, стал стабильный рост задолженности по уплате таможенных платежей и пеней за недоставленные товары. Только за 1999-2001 гг. она составила более 60 млн долларов США. Пытаясь уклониться от ответственности за неэффективное функционирование гарантийной системы, МСАТ фальсифицирует причины сложившейся кризисной ситуации, используя тезис о «бесконтрольных группах организованной преступности», «неспособности основных вовлеченных ведомств принять адекватные меры по их нейтрализации».

Эти заявления не соответствуют действительности. Благодаря принятым ГТК России, Минтрансом России и АСМАП активным согласованным мерам, направленным на профилактику нарушений процедуры МДП, в среднем на 1000 использованных на территории РФ книжек МДП приходится только одно требование об уплате таможенных платежей к международной гарантийной системе. Однако, являясь монополистом в системе МДП, МСАТ, вместо выполнения своих обязательств, стремится навязать РФ надуманное соглашение, направленное на односторонний отказ российской стороны от финансовых требований, что противоречит Конвенции МДП.

В связи с этим непонятно, зачем заключаются страховые договоры как с международными страховщиками, так и с национальными страховыми организациями. Более того, получено письмо Генерального секретаря МСАТ с угрозой приостановить действие системы МДП на всей территории РФ в случае, если Россия не подпишет неприемлемое для нее «мировое соглашение». Такие действия МСАТ находятся вне рамок правового поля Конвенции МДП и фактически могут привести к прекращению международных автомобильных перевозок по данной конвенции российскими перевозчиками.

Представляется очевидным, что позиция МСАТ, приведшая к постоянному росту задолженности национальных гарантийных ассоциаций перед таможенными органами и бюджетом, является угрозой самому существованию Конвенции МДП. Представители России постоянно на разных уровнях, в том числе в рамках Рабочей группы ЕЭК ООН по таможенным вопросам, связанным с транспортом, Административного комитета Конвенции МДП и Исполнительного совета МДП ставит вопрос о неэффективном функционировании гарантийной системы этой конвенции.

Предпринимаемые ГТК России, Минтрансом России и АСМАП шаги направлены на сохранение Конвенции МДП как реально действующего механизма международных автомобильных перевозок путем повышения эффективности функционирования предусмотренной ею гарантийной системы. Вместе с тем для обеспечения непрерывности международных автомобильных перевозок в случае приостановки МСАТ действия Конвенции МДП на территории РФ ГТК России примет все необходимые меры для снижения негативных последствий такого решения».

Дебет с кредитом не сходятся

К сказанному вряд ли что добавишь. Однако вернемся в наши дни и отметим, что наряду с перевозчиками многие эксперты выражают сомнения в реальности обнародованного ФТС России долга на сумму более 20 млрд рублей. Так, недавно заместитель руководителя ФТС России – статс-секретарь Татьяна Голендеева на своей пресс-конференции по этой же теме указала, что основной долг в 8,9 млрд рублей приходится на 2001-2003 годы, остальное - набежавшие за десять лет пени и штрафы.

Она признала, что вся сумма вряд ли будет погашена. При этом, как следует из приведенного выше текста, таможенники к 2002 году числили за МСАТ неуплату более чем в 60 млн долларов (сегодня в ФТС России утверждают, что долг был в 200 млн долларов).

В 2001 году курс американской валюты колебался от 29,03 до 30,1 рубля. Возьмем 29,5 рубля, умножим на 60 млн, получаем 1,77 млрд рублей (200 млн долларов равны 5,9 млрд рублей). Для простоты счета округлим до 2 млрд. Вряд ли за 2003 год перевозчики сумели его удвоить. Для этого за год нужно было недоставить минимум 1000 партий товара. Даже если накинем еще миллиард – все равно не дотянем до искомых 8,9.

Умберто де Претто напомнил, что в 2002 году между ГТК России, АСМАП и МСАТ было подписано соглашение о сотрудничестве, которым все вопросы по задолженности были урегулированы. Это якобы было подтверждено компетентным органом в нашей стране по Конвенции МДП – Минтрансом России и направлено в адрес ЕЭК ООН.

В качестве подтверждения он привел выдержки из документа: «ГТК России не будет применять никакие систематические меры, ограничивающие применение процедуры МДП на территории РФ, и не будет предъявлять претензии к гарантийной цепи МДП относительно книжек МДП, являющихся предметом настоящего Соглашения… ГТК России незамедлительно и окончательно отзовет свои иски к национальной гарантийной ассоциации АСМАП и МСАТ и не будет требовать выплат со стороны АСМАП по книжкам МДП, являющимся предметом настоящего Соглашения». На основании этого в АСМАП считают, вопрос с претензиями, предъявленными таможней к гарантийной цепи Конвенции МДП до 2003 года включительно, был урегулирован.

В ответ руководитель ФТС России сообщил, что в 2003 году ГТК России списал лишь 7,5 млн долларов. При этом общая задолженность АСМАП скорректирована не была и ее погашение не состоялось. Поэтому она остается, и ФТС России рассчитывает получить причитающиеся средства. Однако эксперты, в том числе и из бывших таможенников, утверждают, что срок взыскания таможенных платежей — три года. ФТС России должна списать задолженность, если указанный срок истек. Сделать это служба якобы может даже по собственному приказу.

Не нам судить, насколько это соответствует действительности, пусть разбираются юристы и финансисты. В службе же утверждают, что у нее нет прав на списание. Все решает Минфин, который каждый раз подтверждает наличие неуплаты средств в бюджет и не признает их безнадежными к получению.

Разнится оценка сторонами и задолженности за 2010-2013 годы. По данным ФТС России, она составляет порядка 47,6 млн рублей. Оппоненты утверждают, что за три года таможня выставила 105 требований об ее погашении на 92,3 млн рублей. Из них 87 требований оплачено, 10 суды признали необоснованными, 8 (на 11,5 млн рублей) находятся на рассмотрении, срок их оплаты не истек. Похоже, и здесь стороннему наблюдателю до истины не добраться.

Также сообщалось, что за 2004–2013 годы ФТС России предъявила к АСМАП 931 претензию на сумму 944,7 млн рублей, что составило 0,008% от 11,7 млн перевозок по процедуре МДП, совершенных по территории РФ. Гарантийная цепь МДП признала обоснованными и оплатила 255 претензий на сумму 202,1 млн рублей. Остальные были отклонены как необоснованные.

По 676 отклоненным претензиям ФТС России обратилась в судебные органы, которые отказали в удовлетворении 638 исков. В 63 случаях служба якобы сама отказалась от них в ходе рассмотрения. Исходя из этого, эксперты считают, что «в последнее десятилетие ситуация с применением Конвенции МДП на территории РФ является стабильной: процедура МДП активно используется, нарушения носят единичный характер, гарантийная система функционирует в соответствии с положениями Конвенции».

Заплати и спи спокойно

На уже упоминавшейся пресс-конференции Андрей Бельянинов призвал АСМАП заплатить налоги и спать спокойно. При этом ситуацию служба рассматривает как спор хозяйствующих субъектов в лице федерального органа исполнительной власти и одной из российских структур. Похоже, таможенникам не дает покоя, что АСМАП, по сути общественная организация, занимается коммерческой деятельностью, взимая с перевозчиков плату за книжки МДП. В ФТС России назвали сумму в 100 долларов за каждую. Полученные средства переводятся в Швейцарию, где находится штаб-квартира МСАТ.

Хочется выразить солидарность с главным таможенником, возмущающимся уводом денег из страны. В службе даже подсчитали, что за прошлый год АСМАП продала 5 млн книжек МДП. Умножаем на 100 долларов и получаем 500 млн долларов, или 16,5 млрд рублей. Этим же можно разом закрыть и долг, и почти все начисления на него! Однако шестое чувство подсказывает, что не все так просто. Эксперты утверждают, что 5 млн книжек МДП – это не реализованные АСМАП, а закрытые российской таможней по факту доставки товара на территорию РФ. Ими воспользовались и россияне, и перевозчики из других стран, доставлявшие грузы в нашу страну. Соответственно, говорить о получении АСМАП 16,5 млрд рублей не приходится.

Реалии таковы, что нынешнюю ситуацию нельзя рассматривать и как спор лишь российских хозяйствующих субъектов. Ведь он, по сути, касается применения на территории РФ международного соглашения, принятого в 1975 году под эгидой Европейской экономической комиссии ООН. Поэтому в ФТС России напрасно возмущаются, что АСМАП привлекла к участию к нему МСАТ. Напомним, что в конце 2002 года таможенники адресовали свои претензии по неуплате именно последнему.

Все становится на свои места, когда ознакомишься со структурой и принципами работы Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП 1975 г.). Так, из размещенных на сайте АСМАП разъяснительных материалов следует, что «страхование гарантии МДП, в обязательном порядке оформляемое всеми перевозчиками, получающими книжки МДП, предполагает для перевозчиков, подвергшихся нападению во время перевозки по книжке МДП, возможность получения возмещения оплаченных таможенных пошлин и платежей. При этом размер возмещения ограничен суммой в 60 тыс. евро».

Существующую на сегодня двухуровневую систему страхования МДП установил именно МСАТ. Национальные ассоциации, включая АСМАП, являются его представителями в стране пребывания. Сообщается, что «российские автоперевозчики, использующие режим МДП, получают книжки МДП под гарантии договора страхования, который АСМАП заключила с ОСАО «Ингосстрах». За каждую полученную книжку МДП перевозчики платят в ассоциацию страховую премию в размере 12,5 швейцарского франка (никак не 100 долларов). Эти средства перечисляют в ОСАО «Ингосстрах».

Неотъемлемой частью Договора страхования являются специальные гармоничные условия страхования МДП, установленные МСАТ и используемые во всех странах-участницах Конвенции МДП. По ним предоставляемое по Договору страхования покрытие не является страховым в обычном понимании этого термина. Это – гарантия, которую предоставляет страховая компания.

Перевозчик, оплативший страховую премию, не является выгодоприобретателем (получателем страхового возмещения) по договору страхования. Этот статус имеет гарантийная цепь МДП (национальные гарантийные ассоциации, МСАТ, международные страховщики МДП), в пользу которой заключен договор. Участники гарантийной цепи МДП получают страховые возмещения от ОСАО «Ингосстрах» в случаях, когда они оплатили претензии в отношении книжек МДП за перевозчика, то есть таможенные органы не смогли востребовать суммы претензий у непосредственных нарушителей процедуры МДП или перевозчиков - держателей книжек МДП. При этом наличие страхового полиса не снимает с перевозчика финансовых обязательств в случаях нарушения процедуры МДП.

Таможенный орган, находящийся в стране, где имело место нарушение, уведомляет о нем национальную гарантийную ассоциацию, а она – МСАТ. Тот сообщает о случившемся в ассоциацию, выдавшую книжку МДП. Последняя связывается с ее держателем и требует представить доказательства, что перевозка осуществлялась без нарушения процедуры МДП. При их отсутствии держатель книжки МДП должен урегулировать претензию путем ее оплаты таможенному органу-заявителю. Согласно правилам ассоциация приостанавливает выдачу книжек МДП перевозчику, если он не предоставляет доказательств выполнения процедуры МДП или не выплачивает необходимую сумму для урегулирования проблемы.

Если МСАТ признает претензию таможенных органов обоснованной, он дает указание гарантийной ассоциации оплатить сумму претензии в национальный таможенный орган. Именно МСАТ компенсирует затраты гарантийной ассоциации в связи с оплатой претензии. Возмещение он получает от международного страховщика («Цюрих»), который покрывает свои расходы за счет национального страховщика».

Как указано в материалах АСМАП, «в РФ таковым является ОСАО «Ингосстрах», и оно «предъявляет регрессное требование к держателю книжки МДП за исключением случаев краж, грабежей, разбоев при условии, что перевозчик может представить доказательство выполнения необходимых мер предосторожности и незамедлительно сообщил о произошедшем в полицию. При возникновении претензий по иным причинам ОСАО «Ингосстрах» использует право регресса для получения компенсации от перевозчика.

Однако реализация данного права может быть приостановлена в случае, если перевозчик оказывает содействие в поисках стороны, виновной в мошенничестве, а также активно взаимодействует со страховщиком при рассмотрении вопроса об оплате претензий в уголовном и/или гражданском судопроизводстве».

Отметим, что ни в одной из публикаций или публичных выступлений по поводу задолженности по таможенным платежам ОСАО «Ингосстрах», как потенциальный участник реализации процедуры МДП, даже не упоминался. Возможно, компания вышла из этой темы?

Кому война, кому мать родна

Тем время в возбужденное состояние пришли другие страховые организации и потенциальные поручители. Причем далеко не лидеры рынка данных услуг. Как признают перевозчики, их накрыл вал коммерческих предложений по оказанию услуг страхования доставки груза на условиях, уверяют отправители, более выгодных, чем предусмотренные Конвенцией МДП. Некоторые компании, одна из них напрямую связана с ФТС России, уже разместили на сайтах «тарифы на предоставление услуги поручительства для товарных партий, сумма таможенных платежей по которым на одном транспортном средстве не превышает 2,5 млн рублей», или 60 тыс. евро, как по книжке МДП.

Кроме того, на пресс-конференции глава ФТС России без уточнения наименований сообщил, что «сейчас поручительства оформляют в России три организации. Но зато гарантируют уплату платежей в бюджет, а таможенники имеют право в случае неуплаты в одностороннем порядке списать с их счетов средства, пени и штрафы.

Первоначальная стоимость книжки, которая к тому же кому угодно легко перепродается, - 100 долларов, стоимость поручительства - 1,5 тыс. рублей, и его перепродать нельзя». Перевозчики же утверждают, что распоряжаться книжкой МДП может только получившее ее лицо. Ее передача третьим лицам категорически запрещена. Возможно, Андрей Бельянинов имел в виду продажу поддельных книжек, которые гуляют на рынке? Но это уже другой случай.

При этом без комментариев остался вопрос журналиста о том, почему служба рекомендует обращаться в компанию, которая входит лишь во вторую сотню российских страховщиков. В службе успокаивают бизнес, говоря, что предлагаемые вместо книжек МДП «другие формы обеспечения транзитных перевозок не станут дороже, а значит, не приведут к росту цен на товары». Андрей Бельянинов пообещал, что «число организаций-поручителей на границе будет расти». Правда, он не объяснил, как это соответствует закону, которым определены разрешенные в пунктах пропуска виды деятельности.

Похоже, эти увещевания не имеют воздействия. Большинство участников рынка пока не высказывают желания отказываться от книжек МДП. Нынешняя система работы, сформировавшаяся за много лет, считается понятной и удобной. Несколько притянутым выглядит и утверждение, что АСМАП неоправданно играет на рынке монопольную роль. Так сложилось исторически. Сегодня в большинстве стран распространением книжек МДП занимаются именно национальные ассоциации международных перевозчиков. При этом никто не запрещает еще кому-либо получить аналогичные права от МСАТ.

Везли, но не доехали

Причину принятия решения о помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита с применением мер обеспечения, предусмотренных ТК ТС, как уже сообщалось, таможня связывает «с недоставкой товаров, перемещаемых с использованием книжек МДП, и неисполнением национальными объединениями своих обязательств». Уточняется, что, по мнению специалистов по таможенному оформлению, «вводимые ФТС России новые условия международной перевозки позволят уменьшить, а со временем и исключить случаи недоставки товаров, а также задолженности при осуществлении таможенного транзита товаров с применением книжек МДП».

В этой связи возникает вопрос: что мешает таможне уже сегодня добиться желаемого результата? Неужели все упирается лишь в книжки МДП? Глава ФТС России сообщил, что «предлагается использовать другие виды поручительства, поскольку Конвенция была подписана 30 лет назад, мир за это время изменился, а МСАТ не желает делиться своим монопольным правом. По книжке МДП к нам не поступает платеж, немедленной оплаты не происходит, дальше идут многолетние судебные разбирательства, так и формируется задолженность. Другие поручители имеют совершенно иные обязательства перед ФТС России, мы их даже не спрашиваем. Мы снимаем задолженность в пользу таможни, а только потом дело переносится в плоскость разбирательств. И все они на это идут…»

Все очень просто: есть нарушение - списал денежки и пусть теперь перевозчик доказывает, что он не верблюд. Зачем заниматься превентивными мерами по борьбе с недоставкой товаров? Даже если они хоть трижды никуда не приедут, бюджет свое получил и ладно. При этом ничего не говорится о том, как на местах применяется приказ фтс россии от 28.05.2007 № 654 «Об утверждении порядка взаимодействия таможенных органов и их структурных подразделений при выявлении фактов недоставления товаров, перевозимых в соответствии с Конвенцией мдп, 1975». Он отменил распоряжение ФТС России от 09.11.2004 № 92-р «О принятии мер по фактам недоставления товаров».

Ищите прием против лома

Безусловно, никто не отрицает, что недоставки товаров имеют место, но в большинстве случаев это результат деятельности фирм-«однодневок». Как утверждают эксперты, «по формальным признакам» из 4,5 млн зарегистрированых в России юридических лиц к таким можно отнести свыше половины. Известно, что большая часть задолженности, предъявляемой перевозчикам, приходится на такие компании.

Напомним, что одна из задач таможенных органов – выявлять и пресекать работу фирм-«однодневок» в сфере внешней торговли. Для этого у них достаточно возможностей. Например, как поясняют специалисты, при доставке груза, если таможенные платежи превышают 60 тыс. евро, уплату которых гарантируют книжки МДП, таможенники имеют право потребовать дополнительную гарантию на уплату суммы, превышающей установленный лимит.

Как известно, согласно решению Комиссии Таможенного союза (КТС) от 09.12.2011 № 899, на союзной территории с 17 июня 2012 года введено обязательное предварительное информирование о прибытии товаров, перемещаемых через границу автомобильным транспортом. Значит, таможня заранее знает, какой товар вскоре поступит на пункт пропуска, и имеет возможность заблаговременно принять меры, которые обеспечат взимание таможенных платежей в полном объеме.

Есть еще система SafeTIR. Она позволяет субъектам во всех странах-участницах проверять статус и действительность каждой книжки МДП, причем в любой момент в режиме реального времени. Информация о частичном или окончательном прекращении перевозки МДП передается таможенными органами договаривающихся сторон – участниц в МСАТ. Эти данные доступны в электронном виде для всех субъектов системы МДП (таможенных органов, выдающей и гарантирующей ассоциации, страховщиков, транспортных операторов).

Система SafeTIR создана из-за необходимости обновления методов управления рисками в целях поддержания безопасности системы МДП в условиях расширения и модернизации рынка. Впервые она была введена в качестве рекомендации, принятой ЕЭК ООН 20 октября 1995 года. Предусматривалось, что каждое частичное и окончательное прекращение перевозки МДП на территории договаривающейся стороны-участницы должно включать: номер книжки МДП, дату прекращения операции МДП, название и номер таможенного пункта назначения, номер записи в журнале регистрации таможни, тип прекращения операции МДП (частичное или окончательное), была ли операция МДП прекращена с оговоркой или без, номер страницы отрывного листа, прочую факультативную информацию. Система SafeTIR 11 лет работала как рекомендация. Когда стали очевидны ее достоинства, приняли решение о ее включении в Конвенцию МДП в виде приложения 10 от 12.08.2006. Это сделало использование системы SafeTIR обязательным для субъектов системы МДП.

Ее сновными задачами являются: обеспечение подтверждения о прекращении перевозки МДП; облегчение проверки книжки МДП, в частности таможенного штампа на последнем корешке; управление рисками в системе МДП путем электронного отслеживания местонахождения каждой выданной книжки МДП; обеспечение быстрого и эффективного инструмента по выявлению потенциальных нарушений и предотвращение их повторения.

Система позволяет таможенным органам, ассоциациям, выдающим книжки МДП, и страховщикам системы МДП оценить риск и принять меры для его минимизации. SafeTIR позволяет таможенным органам через приложение CUTE-Wise (http://www.cutewise.org/) проверять статус каждой книжки МДП. До принятия ее в оформление они имеют альтернативное доказательство прекращения операции МДП на территории своей или другой страны. Также упрощаются внутренние процедуры расследования. Есть свои преимущества и для ассоциаций, выдающих книжки МДП.

Интересно бы узнать, как обстоят дела в таможне с использованием возможностей системы SafeTIR? Как следует из сказанного, никаких ограничений по ее использованию на территории какого-либо государства нет. Ничего не говорится и о затратах на получение права пользования системой. Есть и другие инструменты, та же система управления рисками (СУР). Они хорошо известны профессионалам. Главное, чтобы нормально работали.

Отменят – не отменят

Бизнесу впору запасаться ромашками, чтобы в оставшееся до 14 сентября время устроить гадания по вопросу дальнейшей судьбы письма ФТС России № 01-11/28474. Брокерским конторам есть смысл даже начать принимать ставки, заключать пари: отменит служба инициативу или реализует. Пока ситуацию можно оценить как 50 на 50. При этом несколько удивляет, что ни одно федеральное ведомство, ни Минфин, ни Минтранс, не говоря уже о первых лицах правительства, официально не выступило по данному вопросу и не дало оценку происходящему. Вероятно, по давней русской традиции надеются, что само собой рассосется.

В то же время именно Минфин можно причислить к косвенным катализаторам такой активности таможни. Ведь это министерство не позволяет ФТС России, как она утверждает, списать накопившийся долг в астрономические 20 млрд рублей. Таможенникам можно лишь посочувствовать. Только безысходность ситуации толкнула их на этот отчаянный шаг, когда на алтарь бюджета положили и репутацию ведомства, и международный имидж всей страны. Что же сказать о государстве, в котором ведомственная бумажка ставит под сомнение правомочность действия на ее территории международного соглашения, подписанного на самом высоком уровне? Ответом была тишина. Хочется верить, что здравый смысл восторжествует и спорящие стороны найдут взаимоприемлемое решение, которое не заставит бизнес кардинально менять принципы своей работы. Что-то подсказывает, что у ситуации будет счастливый конец: ложки, как говорится, обязательно найдут, вот только осадочек, как водится, останется.

Иннокентий ГРЯЗЕВ 

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 26 августа 2013 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Союз обретет единый знак

На товарах, производимых в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), появится надпись: В«Сделано в ЕАЭСВ». На практике это означает, что товары, выпущенные в России, Беларуси, Казахстане, Армении и Киргизии, вскоре начнут поступать в продажу под единым брендом. Новая маркировка может стартовать в 2017 году.

 8 декабря 2016 / Таможня

Суд решит: была ли конфискация

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступил к рассмотрению по существу дела о конфискации белорусской таможней техники, которая перевозилась из Калининградской области в Россию по территории Беларуси. В суде сообщили, что решение по данному вопросу планируется вынести до конца ноября, так как по действующему регламенту дело должно быть рассмотрено до 1 декабря.

 7 декабря 2016 / Таможня

Иностранцам въезд заказан

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

 6 декабря 2016 / Таможня

Контроль передали в одни руки

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

 5 декабря 2016 / Таможня

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня

Союз обретет единый знак

На товарах, производимых в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), появится надпись: В«Сделано в ЕАЭСВ». На практике это означает, что товары, выпущенные в России, Беларуси, Казахстане, Армении и Киргизии, вскоре начнут поступать в продажу под единым брендом. Новая маркировка может стартовать в 2017 году.

 8 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Суд решит: была ли конфискация

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступил к рассмотрению по существу дела о конфискации белорусской таможней техники, которая перевозилась из Калининградской области в Россию по территории Беларуси. В суде сообщили, что решение по данному вопросу планируется вынести до конца ноября, так как по действующему регламенту дело должно быть рассмотрено до 1 декабря.

 7 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Иностранцам въезд заказан

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

 6 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Контроль передали в одни руки

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

 5 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog