Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

На товарах, производимых в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), появится надпись: «Сделано в ЕАЭС». На практике это означает, что товары, выпущенные в России, Беларуси, Казахстане, Армении и Киргизии, вскоре начнут поступать в продажу под единым брендом. Новая маркировка может стартовать в 2017 году.

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступил к рассмотрению по существу дела о конфискации белорусской таможней техники, которая перевозилась из Калининградской области в Россию по территории Беларуси. В суде сообщили, что решение по данному вопросу планируется вынести до конца ноября, так как по действующему регламенту дело должно быть рассмотрено до 1 декабря.

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

Индия высказывается за активную интеграцию с Евразийским экономическим союзом.

Госдума в первом чтении приняла законопроект о расширении свободной экономической зоны (СЭЗ) Крыма и Севастополя на территориальное море.

5-7 декабря 2016 года в Москве состоится 76-е сессия Политической комиссии Всемирной таможенной организации (ВТамО).

/ Статьи

Утилизация как панацея от конкурентов

Утвержден перечень документов, которые плательщики утилизационного сбора (УС) должны представлять в таможенные органы для подтверждения правильности произведенных ими расчетов. Напомним, что по замыслу властей этот сбор должен защитить отечественных производителей в условиях вступления России в ВТО, а также стать стимулом для создания и развития у нас новых современных утилизационных предприятий. Впрочем, в профильных ведомствах новый сбор предпочитают в первую очередь объяснять неустанной борьбой у нас за экологию и безопасность дорожного движения.

Как следует из опубликованного ФТС России письма, в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование транспортного средства в связи с его ввозом в Российскую Федерацию, либо таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место регистрации (жительства) плательщика (в случае если декларирование транспортного средства не осуществляется), плательщик представляет следующие документы: заполненный и подписанный им расчет УС; копии одобрения типа транспортного средства и свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства, также заключений экспертиз товаросопроводительных документов (при наличии); платежные документы об уплате УС.

Напомним, что ставки данного сбора правительство утвердило 30 августа 2012 года, за день до вступления в силу поправок в Федеральный закон от 28.07.2012 № 128-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Его новая статья устанавливает, что уплачивать УС должны импортеры и производители транспортных средства, а также физические лица в случае импорта единичных автомобилей. Кроме того, определены льготные категории, которые освобождаются от уплаты сбора. Соответствующие поправки внесены в пункт 1 статьи 51 Бюджетного кодекса РФ.

Подписанный Президентом РФ Федеральный закон № 128-ФЗ устанавливает порядок обращения с отходами производства и потребления, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Он вводит плату за каждое колесное транспортное средство, ввозимое в РФ или произведенное, изготовленное в РФ.

При расчете УС следует учитывать год выпуска транспортного средства, его массу, объем двигателя и другие физические характеристики. В постановлении Правительства РФ приведен перечень видов и категорий колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается УС, а также коэффициенты для расчета суммы платежа. Так, базовая ставка за легковой автомобиль составила 20 тыс. рублей, за автобусы и грузовики - 150 тыс. рублей.

Взимание нового сбора осуществляет ФТС России. Причем сумму плательщик исчисляет самостоятельно. Сведения об оплате таможенники передадут в МВД РФ, которое ведет реестр автомобилей. По новым правилам, если на поступившую в страну после 1 сентября 2012 года иномарку УС не был уплачен, то ее не поставят на учет, а владельцу не выдадут паспорт транспортного средства (ПТС).

Учитывая постоянно возрастающие объемы ввоза в нашу страну легковых машин, подпадающих под действие новых правил, руководитель ФТС России Андрей Бельянинов считает, что оформление сборов за их утилизацию следует автоматизировать. Дело в том, что сейчас многочисленные заявления и квитки импортеры вынуждены заполнять, как в допотопные времена, «от руки».

В правительстве сообщили, что в начале ноября сформировали реестр автозаводов, принявших на себя гарантии утилизации автомобилей и поэтому в соответствии с законом освобожденных от уплаты УС. Пока, признают участники рынка, инфраструктура для утилизации в России минимальна. При этом еще даже не выработаны окончательные требования, каким образом и где она должна проходить. Тем не менее к началу ноября, как того требовало правительство, практически все автопроизводители вполне успешно отчитались перед Минпромторгом о созданной ими по всей стране сети пунктов, куда владельцы теперь могут сдавать свои автомобили для утилизации.

Насколько это соответствует действительности, не уточняют ни чиновники, ни производители. Если все обстоит именно так, значит, в стране фактически сделан первый шаг к созданию масштабной инфраструктуры по утилизации старых автомобилей. Появилась новая отрасль, которая, исходя из установленных расценок на утилизацию, должна стать весьма доходной и высокорентабельной. Стоит выразить искреннее восхищение тем, что утилизационные пункты появились у нас в беспрецедентно короткие сроки - всего за пару месяцев. На большинстве мировых авторынков такие сети формировались годами. Удивительно, но при этом ни одно предприятие не посетовало на недостаток свободных средств, площадей, необходимого специфического оборудования, нехватку технических и людских ресурсов.

Тем не менее получается, что теперь практически все работающие в России автоконцерны могут на законных основаниях не платить УС. Ведь по закону им лишь следует просто дать гарантии утилизации своей продукции и организовать «на территории каждого субъекта, а также в каждом поселении, городском округе с численностью населения 500 тыс. человек и более» прием автомобилей, подлежащих утилизации. Напомним, что размеры утилизационного сбора для новых легковых машин составляют 17,2-110 тыс. рублей, подержанных - 106-700,2 тыс. рублей. За новые грузовики придется заплатить 75-450 тыс. рублей, за подержанные - от 132 тыс. до 1,7 млн рублей.

Автопроизводители, как сообщил «Коммерсантъ», признали, что «создать сеть пунктов приема в столь короткие сроки было сложно», особенно в регионах, где парк невелик. Чаще всего пункты создавали на базе дилерских центров, которые согласились взять на себя функцию приема старых машин. В отдельных регионах, на Чукотке, например, удалось создать только один пункт, который работает на все бренды. При этом эксперты признают, что минимальная инфраструктура по утилизации автомобилей в России пока создана лишь в Центральном, Северо-Западном и Приволжском федеральных округах.

В целом по стране есть всего девять предприятий, которые могут полностью шредеровать автомобиль. Имеющиеся мощности по переработке аккумуляторов и шин в десятки раз меньше прогнозируемых потребностей. По отдельным группам компонентов, таким как стекло и пластики, мощностей по переработке почти нет. Сейчас специалисты только прорабатывают будущую инфраструктуру отрасли. Например, есть мнение, что центры по глубокой переработке извлеченных из старых авто стекла, пластиков, резины, отработанных масел и других материалов вообще лучше централизовать на уровне федеральных округов.

С другой стороны, очень проблемная ситуация складывается c тяжелыми грузовиками, производство которых иностранные производители уже локализовали в России. Их разделка обходится значительно дороже, чем легковых автомобилей. Пока же технические параметры того, как производить утилизацию, до конца не установлены - соответствующий техрегламент появится, скорее всего, лишь к 2015 году. Участники процесса объясняют такую неторопливость тем, что пока не ждут большого объема утилизации.

По их расчетам, основной объем автомобилей, за которые был уплачен УС, начнет поступать в пункты утилизации «примерно через пять-шесть лет». До этого под нож или пресс, скорее всего, пойдут лишь аварийные автомобили. При этом круг претендентов на утилизацию в России весьма обширен. По оценкам экспертов, наш парк на 22,7% состоит из автомобилей старше 20 лет. Однако практика показывает, что у нас практически отсутствуют стимулы для сдачи старых машин в утиль. Минпромторгу пока не удалось согласовать мероприятия, которые, по его замыслу, могли бы изменить ситуацию.

Также до сих пор не утверждены и меры поддержки утилизаторов, особенно в части их субсидирования за счет собранных от уплаты УС средств. Они обещают быть весьма значительными. Так, по предварительным ФТС России данным, только за первые полтора месяца (на 17 октября) объем поступлений в бюджет от сбора составил около 4,8 млрд рублей. Пока без ответа остается вопрос о том, где будут аккумулироваться эти деньги и как распределяться. По оценкам компаний, уже в 2013 году на развитие системы им понадобятся десятки миллиардов рублей.

Тем временем утилизационный сбор уже начал приносить желаемые плоды. Так, по данным таможенной статистики, в сентябре удалось снизить импорт в Россию автомобилей, прежде всего грузовиков, поскольку ставка сбора на них выше, чем на легковые. По данным ФТС России, в октябре импорт грузовиков (включая LCV) из Китая упал на 93%, до 105 штук, из Германии -на 17%, до 1087 штук, из Франции - на 14%, до 310 автомобилей. Снизился и ввоз легковых автомобилей: с Украины - на 67%, до 1,1 тыс. машин, из Кореи - на 42%, до 3,5 тыс. автомобилей, из Японии - на 25%, до 22,8 тыс. машин, из Германии - на 17%, до 10,3 тыс. автомобилей.

Возможностями утилизации в борьбе с иностранными конкурентами решили воспользоваться и другие машиностроители. Особенно производители сельскохозяйственной, дорожно-строительной и лесозаготовительной техники. Они еще нынешней весной забили тревогу, когда на фоне ожиданий снижения пошлин после присоединения России в ВТО стали отмечать падение спроса на свою продукцию. Напомним, что применительно к новой сельхозтехнике предлагалось установить ставки УС в размере 60-450 тыс. рублей, УС для лесозаготовительной и дорожно-строительной составит 80-525 тыс. рублей, для старой сельхозтехники - 150-675 тыс. рублей, для дорожно-строительной - 175-787,5 тыс. рублей. Тогда против этого сбора выступило Минэкономики, которому удалось затянуть процесс - вопрос до сих пор обсуждается.

Не захотели оставаться в стороне и вагоностроители, попросившие защитить их УС от импорта с Украины. Они также, чтобы поддержать спрос, предложили одновременно запустить масштабную программу утилизации вагонов, привязав утилизацию строго к производителю, а также ввести утилизационный грант за старый вагон на уровне 10-15% стоимости. Сославшись на свой источник, «Коммерсантъ» сообщил, что идея утилизации вагонов еще согласуется с профильными ведомствами, но основные ее параметры могут быть утверждены до конца года. Вагоностроители в один голос утверждают, что без введения УС на вагоны с Украины и запрета на продление срока службы имеющегося парка в сочетании с предоставлением «утилизационного гранта» значительная часть российских вагонных заводов уже в 2013-2014 годы окажется на грани банкротства.

Список сторонников введения данного сбора на этом не исчерпывается. Уже ведется работа над утилизационными программами в отношении судов и самолетов. Так, государственной программой развития судостроения предусмотрено «формирование стимулов для ускоренной утилизации судов речного и рыбопромыслового флота». В аналогичной программе развития авиапрома речь идет об утилизации самолетов «в целях обновления парка». В этой связи возникает вопрос: кто следующий по списку - отечественные производители мотоциклов, мопедов, велосипедов, детских колясок, телег..

Сергей ПАШКОВ

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 28 января 2013 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Союз обретет единый знак

На товарах, производимых в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), появится надпись: В«Сделано в ЕАЭСВ». На практике это означает, что товары, выпущенные в России, Беларуси, Казахстане, Армении и Киргизии, вскоре начнут поступать в продажу под единым брендом. Новая маркировка может стартовать в 2017 году.

 8 декабря 2016 / Таможня

Суд решит: была ли конфискация

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступил к рассмотрению по существу дела о конфискации белорусской таможней техники, которая перевозилась из Калининградской области в Россию по территории Беларуси. В суде сообщили, что решение по данному вопросу планируется вынести до конца ноября, так как по действующему регламенту дело должно быть рассмотрено до 1 декабря.

 7 декабря 2016 / Таможня

Иностранцам въезд заказан

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

 6 декабря 2016 / Таможня

Контроль передали в одни руки

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

 5 декабря 2016 / Таможня

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня

Союз обретет единый знак

На товарах, производимых в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), появится надпись: В«Сделано в ЕАЭСВ». На практике это означает, что товары, выпущенные в России, Беларуси, Казахстане, Армении и Киргизии, вскоре начнут поступать в продажу под единым брендом. Новая маркировка может стартовать в 2017 году.

 8 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Суд решит: была ли конфискация

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступил к рассмотрению по существу дела о конфискации белорусской таможней техники, которая перевозилась из Калининградской области в Россию по территории Беларуси. В суде сообщили, что решение по данному вопросу планируется вынести до конца ноября, так как по действующему регламенту дело должно быть рассмотрено до 1 декабря.

 7 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Иностранцам въезд заказан

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

 6 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Контроль передали в одни руки

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

 5 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog