Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

– Николай, вы возглавляли компанию DPD в период ее уверенного поступательного развития. Тогда бренд компании стал узнаваемым, и она уверенно вошла в число ведущих логистических операторов России…

Международный бренд DPD, под которым работает компания АО «Армадилло Бизнес Посылка», знаком многим. Начав свою деятельность на рынке транспортно-экспедиционных услуг 25 лет назад, компания стала одним из признанных лидеров российского рынка экспресс-доставки посылок и грузов.

24 ноября в отеле «Four Seasons» в Москве международная консалтинговая компания Colliers International совместно с ИД «Коммерсантъ» провели IV ежегодный круглый стол «Складской переворот. Кто у власти?», на котором подвели предварительные итоги и обозначили перспективы складского рынка России в 2017 г.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что причиной падения товарооборота в ЕАЭС стал протекционизм и призвал членов союза объединить усилия для преодоления экономических проблем.

Молдавия может получить статус страны-наблюдателя при Евразийском экономическом союзе в октябре.

Россия готова возобновить малое приграничное движение с Польшей, заявил директор третьего европейского департамента МИД России Сергей Нечаев.

/ Статьи

Утилизационный сбор: сами напросились

В ответ на претензии ВТО и отдельных участников рынка по поводу введения в России утилизационного сбора (УC), который не платят внутренние автопроизводители, правительство решилось на радикальный шаг. Теперь, как сообщил «Коммерсантъ», его будут формально платить абсолютно все. Однако суть не изменится, потому что для тех, кто сейчас УС не платит, просто введут бюджетные компенсации.

При этом министр экономики Андрей Белоусов сообщил, что механизм гарантии утилизации для российских автопроизводителей будет ликвидирован. Речь идет о том, что от уплаты введенного с 1 сентября 2012 года УС (под гарантии последующей «безопасной утилизации» машин) сейчас освобождаются российские автоконцерны и те иностранные производители, которые выпускают автомобили в России в режиме промсборки или - как минимум - с окраской и сваркой кузова или кабины (гарантии можно давать только на модели российской сборки).

В итоге сбор приходится платить, например, некоторым производителям грузовиков, таким как Volvo, и автобусов, а также легковых автомобилей, которые до сих пор ведут крупноузловую сборку. Напомним, что размеры УС для новых легковых машин составляют 17,2–110 тыс. рублей, для подержанных — 106–700,2 тыс. рублей. Для новых грузовиков он составляет 75–450 тыс. рублей, для подержанных — от 132 тыс. до 1,7 млн рублей. По данным Минэкономики, в конце прошлого года в России из 316 автопроизводителей 186 пользовались механизмом гарантий, остальные выплачивали утилизационный сбор.

Отметим, что его введение сразу после вступления России в ВТО чуть ли не официально рассматривалось как мера по защите внутренних производителей автомобилей от конкуренции со стороны импорта на фоне снижения пошлин. В результате новая система вызвала резкие возражения и со стороны членов ВТО (в первую очередь Евросоюза), и со стороны автоконцернов, которым пришлось платить пошлины.

В декабре 2012 года в ходе саммита России и ЕС президент Владимир Путин дал поручение в месячный срок проработать вопрос о выравнивании условий применения УС на автомобили. Тема вновь поднималась в ходе недавно прошедшего Гайдаровского форума, куда прибыл глава ВТО Паскаль Лами, но даже предполагаемое решение по этому вопросу так и не было обнародовано. В основном все предложения участников рынка вращались вокруг идеи отмены сбора для как можно более широкого круга производителей. Однако правительство сделало неожиданный ход, предложив, наоборот, убрать все исключения.

Как подчеркнул Андрей Белоусов, принципиальное решение по ликвидации механизма гарантии принято. Для российских производителей будут введены такие же платежи, как платят иностранные производители. По словам министра, сейчас готовятся «соответствующие нормативные акты, подзаконные акты и проекты постановлений правительства». Впрочем, чиновники оставляют лазейку для тех, кому государство хочет помочь.

Как пояснил глава ведомства, «у нас есть закон об иностранных инвестициях, в котором предусмотрена «дедушкина оговорка», согласно которой никакие принимаемые изменения не могут ухудшить условия договора, и мы сейчас работаем с нашими коллегами для того, чтобы компенсировать им убытки от ухудшения условий реализации договора». Отметим, что сходный механизм уже использовался при вступлении в ВТО, когда автоконцернам гарантировали дополнительные субсидии, чтобы компенсировать рост таможенных пошлин.

Приехали…

Тем временем решение правительства распространить УС и на российские автозаводы поставило их, мягко скажем, в тупик. На деле оказалось, что сбор, который автопром усердно лоббировал всю первую половину 2012 года для защиты внутреннего рынка от импорта, в итоге обернулся против самих лоббистов. Как утверждают эксперты, участники рынка до последнего были уверены, что на худой конец под давлением ВТО (причем после долгих разбирательств в суде) сбор все-таки отменят, но и уж никак не обяжут отечественные заводы платить высокие ставки, установленные специально, чтобы сдержать импорт.

При этом проблема встала не только перед автоконцернами. В прошлом году остальные российские машиностроители, вдохновленные опытом автопрома, попросили ввести аналогичную меру защиты своих рынков. Планировалось, что в первую очередь сбор будет введен на импортную сельхозтехнику. Также активно обсуждался вариант его распространения на вагоны. Теперь машиностроители оказались перед угрозой новых рисков. Недавно поступила информация, что законопроект о введении УС на сельскохозяйственную, лесозаготовительную и дорожно-строительную технику уже отправили на доработку. Напомним, что он был внесен на рассмотрение профильных комитетов Государственной думы еще летом прошлого года. Однако депутаты не спешили с одобрением этого документа, после того как члены ВТО раскритиковали аналогичный сбор на автомобили.

Теперь производители сельхозтехники считают, что вводить сбор на новую технику «не имеет смысла», а стоит распространить его только на подержанные машины. Так, как уточнил «Коммерсантъ», в «Росагромаше» говорят, что «спрос на сельхозтехнику российского производства снижался весь год и только начал восстанавливаться, но если сбор придется платить и отечественным производителям, то цены резко вырастут и ситуация вновь усугубится».

Пока не появится ясности с механизмом компенсаций, рисковать своими продажами производители не готовы. Первоначально предполагалось, что сбор на новую сельхозтехнику должен составить около 60-450 тыс. рублей, а на лесозаготовительную и дорожно-строительную технику — 80-525 тыс. рублей. По оценкам аналитиков, при прошлогоднем уровне продаж отечественным производителям комбайнов пришлось бы заплатить УС на сумму около 1,5 млрд рублей.

В итоге машиностроители решили, что «рациональнее защищаться от импорта новой техники антидемпинговыми и специальными расследованиями», которые допустимы в рамках ВТО, а сбором закрыть только импорт старой техники. Однако пока не ясно, удастся ли реализовать такой сценарий на практике. По мнению аналитиков, скорее всего, дело кончится тем, что сбор на сельхозтехнику, чтобы избежать лишних проблем, не будут вводить вовсе.

Качели для автопрома

На деле, как считают аналитики, решение правительства об отмене УС обернется для покупателей повышением цен на машины, произведенные в России, для производителей — снижением рентабельности и инвестиций, для авторынка в целом — еще большим замедлением роста. Что на практике реально даст местным заводам введение механизма компенсации, о котором говорят власти, пока не понятно.

При этом, в связи с вступлением России в ВТО нам придется снизить с 30% до 25% таможенные пошлины на легковые автомобили. Это означает, что иномарки, ввозимые в страну, должны стать дешевле, а значит, они создадут серьезную конкуренцию машинам, собранным в России. Как известно, именно для того, чтобы компенсировать снижение пошлин и сохранить на внутреннем рынке статус-кво, защитив его от наплыва автомобилей иностранной сборки, особенно подержанных, правительство и ввело утилизационный сбор.

Протекционистский характер этого закона был очевиден еще на стадии его обсуждения. С другой стороны, все понимали, что в ВТО сильно автомобильное лобби, поэтому компании, организовавшие сборочные производства в России, боясь потерять свои преимущества, жаловаться не будут. Так и получилось, жалоб от них не было. В ответ на звучавшие протесты власти говорили, что утилизационный сбор существует во многих странах и вообще это наше внутреннее дело.

Ситуация начала меняться осенью, когда импорт автомобилей в Россию резко сократился. Причин тому было как минимум две. С одной стороны, в преддверии введения УС, что подтверждает обнародованная ФТС России статистика, в августе прошлого года импортеры завезли машин больше, чем обычно.

Поэтому осенью распродавали запасы. С другой — в это время российский рынок начал замедлять рост — с 14% в августе до нуля в ноябре. Однако в простом совпадении этих фактов чиновники от ВТО увидели другую причину — утилизационный сбор. В итоге в ноябре на совете ВТО по торговле представитель ЕС назвал его «возможно, противоречащим правилам ВТО». Эту оценку поддержали представители Японии и США.

В конце декабря на саммите Россия—ЕС претензия прозвучала уже по-другому. Андрей Белоусов тогда сообщил, что получил сенсационное для него заявление от европейской стороны. Из него следовало, что ее, в принципе, не волнует, какой у нас будет уровень утилизационного сбора, что это внутреннее дело России. Их волнует соблюдение режима наибольшего благоприятствования. Точнее, национального режима, чтобы не было разницы между российскими и иностранными производителями по части утилизационного сбора.

Тогда же президент Владимир Путин и пообещал разобраться с выравниванием условий для своих и всех остальных. Как потом говорил заместитель главы Минэкономразвития (МЭР) Алексей Лихачев, возможны два варианта решения проблемы: либо все платят сбор, либо все гарантируют утилизацию. Однако, как уже сообщалось ранее, в конце февраля было принято «принципиальное решение», которое для российских производителей стало не просто худшим (как если бы сбор отменили вообще), а «хуже худшего» — их тоже заставили платить за утилизацию.

При этом непонятно, с чего это вдруг: официальных жалоб на Россию в суд ВТО никто не подавал, «все претензии высказаны в рамках переговорной группы, хотя оформлены они официально», — цитирует агентство «Прайм» директора департамента торговых переговоров МЭР Максима Медведкова.

Чего ждать рынку?

Сейчас, как известно, импортеры иномарок платят утилизационный сбор исходя из базовой ставки 20 тыс. рублей, который умножается на коэффициент мощности мотора. При этом учитывается еще и возраст автомобиля: чем он старше, тем выше сбор. Минимум, который собирается с каждой легковушки до 3 лет с мотором менее 2 литров, составляет 26 800 руб. Все это включается в потребительскую цену автомобиля.

В случае если производители, расположенные в России, действительно будут оплачивать сбор в таком объеме, то это, по экспертным оценкам, повлечет за собой рост цен на их продукцию в размере от 10 до 25% в зависимости от марки. При этом понятно, что сильнее всего новая наценка отразится на бюджетном сегменте — автомобилях стоимостью до 500 тыс. рублей. По большей части их производит АвтоВАЗ, продажи у которого в течение всего 2012 года и без того стабильно падали.

В таком контексте прогноз западных аналитиков из AutomotiveNews о перепроизводстве на российском авторынке в 2013 году выглядит не таким уж нереальным. Первый пример тому уже есть — питерский завод Nissan, сокративший в начале года из-за падения спроса рабочую неделю до четырех дней. В условиях замедления роста рынка конкурировать производителям придется, скорее всего, по цене — так прокомментировали это событие эксперты «Автостата».

Что касается самих производителей, то они высказались в том духе, что идея МЭР об уплате утилизационного сбора существенно скажется на рентабельности, заставит тратить деньги, не предусмотренные в бизнес-планах. Это, в свою очередь, заставит сократить инвестиции в местное производство, не говоря уже о том, что вся система защиты отечественного производителя от последствий вступления России в ВТО будет разрушена.

Подобная ситуация не выгодна никому, и прежде всего самому правительству, поскольку ухудшение ситуации в автопроме чревато как минимум социальной нестабильностью. Сразу встают вопросы: так зачем же надо что-то менять и действительно ли что-то изменится? Тем временем перейти на новую систему оплаты утилизационного сбора Россия сможет не раньше августа 2013 года, поскольку это потребует изменений в существующем законодательстве.

Кроме того, уточнил Андрей Белоусов, «необходимо решить еще много технических деталей». По его словам, в правительстве сейчас разрабатываются уже неоднократно ранее упоминавшиеся механизмы компенсации затрат тем производителям, которые из-за этих платежей пострадают от снижения экономических показателей.

Здесь следует напомнить, что в законе об иностранных инвестициях есть оговорка, о ней уже вспомнили иностранцы, согласно которой никакие принимаемые изменения не могут ухудшать условия первоначального договора. Более того, подобный прецедент уже имел место после присоединения России к ВТО, когда были введены пошлины на автокомпоненты. Тогда, как напомнил Андрей Белоусов, приняли специальный закон, гарантирующий повышение субсидий в объеме выпадающих доходов предприятиям, работающим в режиме промышленной сборки. Примерно то же самое, чтобы не допустить ухудшения условий работы, можно сделать и сейчас для действующих проектов по промышленной сборке автомобилей.

Другими словами, дополнительных доходов от утилизационного сбора бюджет не получит. Скорее всего, будут одни убытки, поскольку придется компенсировать потери производителей. Если, конечно, власти не сумеют придумать принципиально иную схему. Если же рассмотреть всю историю с разработкой и принятием УС, то в такую возможность верится с трудом.

Когда статья готовилась к печати, поступила информация РИА «Новости» о том, что Европейский союз, если Россия не изменит ситуацию с утилизационным сбором на автомобили, может подать на нее иск в суд Всемирной торговой организации. При этом, кроме заявлений чиновников из Минэкономразвития, до сих пор нет никаких документов, реально указывающих на то, что в ближайшее время российские производители начнут платить утилизационный сбор, как и иностранцы. Правда, недавно глава Минэкономразвития Андрей Белоусов заявил, что Правительство РФ планирует выровнять условия утилизационного сбора для российских и иностранных автопроизводителей в середине 2013 года.

Евросоюз же намеревается рассмотреть запуск процесса урегулирования спора в рамках ВТО, если в течение адекватного времени с российской стороны не будет никаких понятных действий по исправлению сложившейся ситуации. Ожидается, что в конце марта в Москве пройдет важная встреча между еврокомиссарами и их российскими коллегами, на которой проблема УС будет обязательно поднята.

Иннокентий ГРЯЗЕВ

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 8 апреля 2013 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Николай Воинов: «Мы искали и находили новые возможности»

– Николай, вы возглавляли компанию DPD в период ее уверенного поступательного развития. Тогда бренд компании стал узнаваемым, и она уверенно вошла в число ведущих логистических операторов России…

 20 апреля 2017 / Логистика

Сергей Круглов: «Основа успеха компании - надежность и качество»

Международный бренд DPD, под которым работает компания АО В«Армадилло Бизнес ПосылкаВ», знаком многим. Начав свою деятельность на рынке транспортно-экспедиционных услуг 25 лет назад, компания стала одним из признанных лидеров российского рынка экспресс-доставки посылок и грузов.

 19 апреля 2017 / Логистика

Ставки аренды на склады будут восстанавливаться в 2017 г.

24 ноября в отеле В«Four SeasonsВ» в Москве международная консалтинговая компания Colliers International совместно с ИД В«КоммерсантъВ» провели IV ежегодный круглый стол В«Складской переворот. Кто у власти?В», на котором подвели предварительные итоги и обозначили перспективы складского рынка России в 2017 г.

 18 апреля 2017 / Логистика

Эксперименты таможни глазами бизнеса

Появление официального сообщения о том, что такая-то таможня начинает новый эксперимент, еще недавно приводило работающих с ней участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в ступор. Дело в том, что обычно новаторство таможни ложится на бизнес дополнительным бременем и оборачивается новыми затратами и расходами.

 13 апреля 2017 / Таможня

«Оптимизатор» для страхового рынка

Текущий кризис не только изменил, но и серьезно усложнил систему распределения рисков, возникающих в работе субъектов страхового рынка. Вслед за оздоровлением банковского сектора и негосударственных пенсионных фондов аналогичную процедуру Центробанк в последнее время активно реализует и в сфере страхования.

 12 апреля 2017 / Таможня

Эксперименты таможни глазами бизнеса

Появление официального сообщения о том, что такая-то таможня начинает новый эксперимент, еще недавно приводило работающих с ней участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в ступор. Дело в том, что обычно новаторство таможни ложится на бизнес дополнительным бременем и оборачивается новыми затратами и расходами.

 13 апреля 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

«Оптимизатор» для страхового рынка

Текущий кризис не только изменил, но и серьезно усложнил систему распределения рисков, возникающих в работе субъектов страхового рынка. Вслед за оздоровлением банковского сектора и негосударственных пенсионных фондов аналогичную процедуру Центробанк в последнее время активно реализует и в сфере страхования.

 12 апреля 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Переходим на единый лицевой счет

Участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) имеют право перечислять таможенные и иные платежи через лицевые счета, открытые на уровне ФТС России. Находящиеся на них денежные средства можно использовать при декларировании товаров, независимо от того, в какой таможенный орган подается декларация.

 11 апреля 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Кодекс кодексом, а табачок врозь…

Сроки вступления в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) могут быть сдвинуты на 2018 год. Хотя надежда, что документ начнет действовать с 1 июля 2017 года, как это запланировано, еще теплится, с каждым днем вероятность такого исхода становится все призрачней.

 10 апреля 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Если перевозчик иностранный

С этого года действуют отдельные положения приказа Минтранса от 14.10.2015 № 302, утверждающие форму бланков российских разрешений на осуществление международной автомобильной перевозки (МАП) с территории третьего государства или на нее, так называемых В«дозволовВ», и правила их заполнения.

 6 апреля 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog