Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Из-за позиции главы Беларуси Александра Лукашенко уже готовый Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) приобрел еще одно качество – стал предметом торга и, судя по всему, объектом неких закулисных переговоров.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) размещает на сайте Евразийского экономического союза (ЕАЭС) проекты первоочередных решений к Таможенному кодексу (ТК) ЕАЭС, которые вступят в силу одновременно с ним. 

Текущие экономические условия в компании воспринимают как возможность использовать новые форматы и расширить свои позиции на рынке.

Евросоюз и Армения завершили переговоры по новому соглашению о двустороннем партнерстве.

Очередное заседание Евразийского межправительственного совета пройдет в Бишкеке 7 марта.

Суд Евразийского экономического союза установил, что Белоруссия не полностью исполняет договор об обеспечении свободы движения товаров.

/ Статьи

Утилизационный сбор: под одну гребенку

В середине лета российские власти, скорее всего, введут утилизационный сбор (УС) и для отечественного автопрома. Это означает, что российские производители автомобилей вынуждены будут платить его наравне с импортерами транспортных средств. Правительство внесло в Государственную думу законопроект «О внесении изменений в статью 24-1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Документ разработан в связи с договоренностями, достигнутыми российской стороной в ходе переговоров с комиссаром Европейского союза по торговле Карелом де Гюхтом.

Он обяжет отечественных автопроизводителей уплачивать сбор уже с 1 июля. При этом из новой редакции законодательства убраны практически все исключения. Как говорится на сайте правительства, их сохранение предусматривается только в отношении классических автомобилей (возраст которых – 30 и более лет) и техники, ввозимой участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, беженцами, а также дипломатическими или консульскими учреждениями и международными организациями и их сотрудниками.

Из предлагаемой редакции исключили колесную технику, выпущенную производителями, принявшими на себя обязательства по дальнейшей безопасной утилизации произведенной ими автомобильной продукции; ввозимую в Россию с территорий государств – членов Таможенного союза (ТС) и имеющую статус товаров Таможенного союза; зарегистрированную на территории Калининградской области и помещенную под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области.

В пояснительной записке к документу говорится, что «таким образом, Российская Федерация исполнит свои обязательства члена ВТО по созданию равных условий для отечественных производителей и импортеров. В свою очередь, это значительно снизит риски подачи иска в орган по разрешению споров ВТО в отношении Российской Федерации в связи с введением утилизационного сбора». Как известно, в соответствии с правилами ВТО, в вопросах международной торговли и вопросах, тесно с ней связанных, не должно быть никаких исключений для третьих стран или отдельных категорий лиц.

Поэтому новым законом будет исключена «возможность освобождения от уплаты утилизационного сбора для государств - членов ТС и в отношении транспортных средств, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в соответствии с Федеральным законом «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

По законам ВТО

Напомним, что ввод утилизационного сбора вызвал негативную реакцию у иностранных автомобилестроителей, прежде всего из Европы. Они указывали на неравные условия, созданные для российских и зарубежных производителей автотранспорта, что, по их мнению, противоречит правилам членства России в ВТО. Под давлением со стороны этой международной организации нашим властям пришлось искать компромисс. На практике это означает, что также будет отменено действующее сейчас правило, когда российские предприятия берут на себя лишь обязательства по последующей утилизации своих автомобилей. Получается, что сбор, вводившийся менее года назад как мера защиты российских автозаводов, на деле обернулся против них самих.

По подсчетам правительства, расширение базы УС может принести в государственную казну дополнительные средства. Так, сейчас годовые поступления от УС с импортеров и тех отечественных производителей, которые не приняли обязательства по утилизации, составляют около 54 млрд рублей. Если сбор будет распространен на всех автопроизводителей, то доход бюджета увеличится на 148,5 млрд, до 202,5 млрд рублей.

Большую часть этих средств принесут легковые автомобили, от них бюджет получит 68,5 млрд рублей. От легкового коммерческого транспорта - 22,5 млрд рублей, от автобусов - 14,7 млрд рублей, от специальной техники - 2,3 млрд рублей. При этом, как считают эксперты, цены на отечественные машины среднего ценового сегмента в 20-25 тыс. долларов с объемом двигателя 1,4-1,6 л вырастут не менее чем на 4-5%. Для компенсации ожидаемых потерь отрасли правительству придется искать новые механизмы возврата автозаводам части средств. Скорее всего, предпочтение отдадут промсубсидиям.

Как известно, УС ввели после официального присоединения России к ВТО - с 1 сентября 2012 года. Власти эту меру объясняли необходимостью «защиты экологии и создания развитой сети утилизации автомобилей». Сегодня его уплачивают импортеры и новых, и подержанных колесных средств. Базовая ставка сбора для легковых автомобилей составляет 20 тыс. рублей, для грузовиков и автобусов - 150 тыс. рублей. Как подсчитали эксперты, она полностью компенсирует снижение пошлин на автомобили, которое должно произойти в связи с присоединением к ВТО.

Размеры сбора для новых легковых машин в среднем сейчас составляют 17,2-110 тыс. рублей, для новых легковых коммерческих автомобилей (LCV) и грузовиков — от 75 до 450 тыс. рублей, для подержанных — от 132 тыс. до 1,7 млн рублей. При этом существует целая таблица корректирующих коэффициентов. Их применяют исходя из объема двигателя и года выпуска транспортного средства.

Прощай льгота

В то же время производители, собирающие машины в России, освобождены от сбора под гарантию их утилизации в будущем. Для этого в каждом регионе создали пункты приема автомобилей, подлежащих утилизации. Сейчас УС не платят все крупнейшие отечественны автопроизводители (АвтоВАЗ, КамАЗ, группа ГАЗ и «Соллерс») и имеющие в России сборочные мощности иностранные автоконцерны. Данная льгота действует только по моделям российской сборки. Другие члены ВТО, которым не понравилась такая разница в подходах к плательщикам утилизационного сбора, посчитали, что он создал «дискриминационные условия для импортеров».

Еще в феврале этого года Евросоюз выказал озабоченность этим вопросом. Его представители даже высказали готовность оспаривать УС в суде ВТО, если в ближайшее время условия его уплаты не будут выравнены. Правительство РФ согласилось, что наше законодательство необходимо адаптировать к условиям членства в ВТО, и внесло решение, уравнивающее импортеров автомобилей и отечественную сборку в обязанностях по экологическому платежу. В ходе саммита России и ЕС в декабре 2012 года Владимир Путин поручил в месячный срок проработать вопрос о выравнивании условий сбора, а уже в феврале глава Минэкономики Андрей Белоусов заявил, что «принципиальное решение» об отмене «механизма гарантий» принято.

Хотя соответствующий проект внесен в Госдуму, по мнению ряда экспертов, не факт, что он будет принят быстро, а значит, угроза разбирательства в ВТО для России остается актуальной. При этом они считают, что не стоит ждать каких-то кардинальных изменений на российском автомобильном рынке. Прогнозируется, что введение утилизационного сбора для всех серьезно не скажется на стоимости автомобилей.

Во-первых, сразу после этого цены на них вряд ли повысятся. Утилизационный сбор отразится на них минимум через несколько месяцев. Во-вторых, никуда не исчезает и инфляция, которая также влияет на розничную цену автомобилей, и не исключено, что ее воздействие окажется более ощутимым, чем от утилизационного сбора. В-третьих, у иностранных автопроизводителей, работающих в России, есть серьезная поддержка материнских компаний, в том числе и финансовая.

Как покрыть потери?

Возможно, что ее направят на минимизацию последствий УС, тогда производители смогут сохранить цены на машины. Поскольку цены на материалы и комплектующие неуклонно растут, то на этом фоне вклад утилизационного сбора в цену машины может быть минимальным. Учитывая достаточно устойчивый спрос россиян на автомобили, эксперты не ожидают, что УС сильно скажется на их продажах. Автопроизводители также считают, что введение нового закона об УС не окажет существенного влияния на цены легковых автомобилей иностранных брендов. При этом есть основания полагать, что отечественным заводам все-таки предоставят другие меры поддержки. Об этом говорят и в правительстве, и в Госдуме.

Аналитики рынка утверждают, что из-за сбора дилерская маржа в сегменте премиальных автомобилей сократилась на 25-30%, а по бюджетным импортным автомобилям снижение могло составить до 50%. Как уже отмечалось, эксперты ждут подорожания автомобилей в среднем на 4-5%. Кроме того, ожидается, что расширение сбора обойдется группе ГАЗ в 13,5 млрд рублей в год, КамАЗу — в 9,5-18 млрд рублей, а «Соллерсу» — в 4,7 млрд рублей. При этом автомобили группы ГАЗ могут максимально подорожать на 24%, КамАЗа — на 14-26%, АвтоВАЗа — на 8%, а «Соллерса» — на 7%. Аналитики подчеркивают, что расширение сбора «больше всего ударит по коммерческой технике».

В складывающейся ситуации нужен механизм компенсаций автозаводам, особенно работающим в режиме промсборки, уплаченных в виде УС средств. Правительство уже его прорабатывает. Еще в марте министр экономического развития Андрей Белоусов говорил о том, что компенсации уплаты сбора могут получить только автоконцерны, работающие в режиме промсборки. Он отмечал, что расширение сбора не должно ухудшить условия реализации инвестпроектов, поэтому «нужно найти какую-то форму компенсации инвесторам». В качестве наиболее вероятного механизма рассматриваются промышленные субсидии, которые допускаются ВТО, но пока конкретного решения нет. Ожидается, что оно появится ближе к концу года.

Когда статья готовилась к печати, поступила информация, что власти не успеют к 1 июля выровнять условия уплаты УС для отечественных автозаводов и импортеров: новые правила появятся только в октябре. Из-за задержки другие члены ВТО, давно недовольные неравными условиями сбора, могут подать на Россию в суд. При этом эксперты отметили, что поскольку условия уравняются осенью, до серьезного разбирательства дело не дойдет. Однако из-за отсрочки российские автопроизводители могут сэкономить около 15 млрд рублей.

Артем БЕЛОУСОВ 

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 9 июля 2013 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Еще не принят, но уже поссорил

Из-за позиции главы Беларуси Александра Лукашенко уже готовый Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) приобрел еще одно качество – стал предметом торга и, судя по всему, объектом неких закулисных переговоров.

 1 марта 2017 / Таможня

Комиссия начала обсуждение

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) размещает на сайте Евразийского экономического союза (ЕАЭС) проекты первоочередных решений к Таможенному кодексу (ТК) ЕАЭС, которые вступят в силу одновременно с ним.В 

 28 февраля 2017 / Таможня

DPD в России: кризис как возможность развиваться

Текущие экономические условия в компании воспринимают как возможность использовать новые форматы и расширить свои позиции на рынке.

 23 февраля 2017 / Логистика

Инновационные решения KNAPP влияют на развитие интралогистики

Вследствие развития Индустрии 4.0 и стабильного роста электронной коммерции перед логистикой встала сложная задача - повышение гибкости логистических процессов. При этом она не должна воплощаться за счет снижения производительности и увеличения расходов.

 15 февраля 2017 / Логистика

Флагманский проект успешно реализован: компания STILL передала компании Brüggen парк складской техники, оснащенной литий-ионными батареями

Специалист в области внутренней логистики компания STILL успешно реализовала качественно новый проект по поставке литий-ионной техники. Ее первым крупным клиентом стал производитель продуктов питания компания BrГјggen, которая перевела свой автопарк на литий-ионную технологию.

 14 февраля 2017 / Логистика

Еще не принят, но уже поссорил

Из-за позиции главы Беларуси Александра Лукашенко уже готовый Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) приобрел еще одно качество – стал предметом торга и, судя по всему, объектом неких закулисных переговоров.

 1 марта 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Комиссия начала обсуждение

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) размещает на сайте Евразийского экономического союза (ЕАЭС) проекты первоочередных решений к Таможенному кодексу (ТК) ЕАЭС, которые вступят в силу одновременно с ним.В 

 28 февраля 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Опоздал – заплати

В Литве, согласно республиканскому Кодексу об административных правонарушениях, с 1 января 2017 года за несвоевременную подачу перевозчиком предварительной информации (декларации) и представление литовским таможенным органам недостоверных сведений о перевозимых товарах и транспортных средствах при предварительном информировании устанавливается административная ответственность.

 6 февраля 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

База для карантина

В Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) создана основополагающая нормативно-правовая база в области карантина растений.

 2 февраля 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

К честной конкуренции готовы

Открытый в мае текущего года Группой компаний (ГК) В«ТРАНСБАЛТВ» многофункциональный таможенно-логистический комплекс (МФЛК) в Таганроге рискует уже в самое ближайшее время остаться фактически вне внимания и интереса со стороны участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) Южного федерального округа (ЮФО), хотя многие из них еще недавно планировали осуществлять свои экспортно-импортные операции с учетом технологических возможностей МФЛК.

 1 февраля 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog