Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

На товарах, производимых в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), появится надпись: «Сделано в ЕАЭС». На практике это означает, что товары, выпущенные в России, Беларуси, Казахстане, Армении и Киргизии, вскоре начнут поступать в продажу под единым брендом. Новая маркировка может стартовать в 2017 году.

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступил к рассмотрению по существу дела о конфискации белорусской таможней техники, которая перевозилась из Калининградской области в Россию по территории Беларуси. В суде сообщили, что решение по данному вопросу планируется вынести до конца ноября, так как по действующему регламенту дело должно быть рассмотрено до 1 декабря.

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

Индия высказывается за активную интеграцию с Евразийским экономическим союзом.

Госдума в первом чтении приняла законопроект о расширении свободной экономической зоны (СЭЗ) Крыма и Севастополя на территориальное море.

5-7 декабря 2016 года в Москве состоится 76-е сессия Политической комиссии Всемирной таможенной организации (ВТамО).

/ Статьи

У каждого контролера свое зеркало

Одной из наиболее распространенных схем уклонения от уплаты таможенных платежей является занижение таможенной стоимости товаров. Сегодня эта проблема представляет серьезную угрозу экономическим интересам государства. При этом недобросовестные участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) сознательно идут на недостоверное декларирование перемещаемых через границу товаров и транспортных средств.

Борьбой с недостоверным декларированием и занижением таможенной стоимости таможенные органы занимаются не первый год. Уже практически забыто то время, когда, к примеру, массовым порядком под видом зеленого горошка или громкоговорителей из-за рубежа ввозились телевизоры и другая бытовая техника. Тогда недобросовестные участники ВЭД систематически применяли изощренные схемы незаконного ввоза товаров.

Стоит отметить, что на сегодня некоторые сегменты российского рынка все-таки уже переболели «серыми» схемами и достаточно успешно работают в правовом поле, которое все более расширяется, в том числе благодаря усилиям таможенных органов. Однако, как показывает анализ некоторых секторов экономики, в данный момент контролирующие органы не располагают более или менее достоверными данными, объективно показывающими реальную величину потерь госбюджета от недостоверного декларирования и занижения таможенной стоимости импортируемых товаров.

Более того, не существует и методик их расчета. Поэтому таможенные органы, как правило, никогда не ссылаются на такого рода потери. В то же время в различных СМИ периодически появляются различные информационные данные по этому вопросу. Однако на поверку они зачастую оказываются надуманными и базируются на ничем и никем не подтвержденных сведениях.

Дело даже доходит до абсурда, когда некоторые горе-аналитики с высокой трибуны безапелляционно заявляют, что российские таможенники недобрали в бюджет около 2,5 трлн рублей. Они также утверждают, эта цифра якобы получена в результате каких-то расчетов, сделанных по неким суперточным методикам. Вот только оказывается, что известны они только им одним.

В адрес таможенников звучат обвинения, что они, дескать, в своих расчетах недостоверно применяют зеркальную статистику. В этом смысле весьма показательна появившаяся недавно информация, что разработкой методических расчетов, позволяющих таможенникам выявлять и правильно бороться с «серыми» схемами, озаботились даже ученые Академии наук России. Встретиться с кем-либо из действующих таможенников, кто такими методиками уже овладел, пока не доводилось. Поэтому дать данной разработке какую-либо профессиональную оценку на сегодня не представляется возможным.

Здесь следует отметить, что суть метода «зеркальной» статистики заключается в сопоставлении данных таможенной статистики о российском импорте товаров с данными стран-партнеров об экспорте тех же товаров в нашу страну. Такое сопоставление позволяет рассматривать каждый отдельный товаропоток с двух точек зрения: со стороны отправителя груза и со стороны его получателя. Расхождения в оценках сверх принятых допущений на практике среди прочего могут указывать на несогласованность статистического учета в странах-партнерах, но чаще всего они свидетельствуют об имеющих место нарушениях таможенного контроля и учета.

Так, сравнивая российскую таможенную статистику с цифрами наших стран - торговых партнеров, выявляется много интересного. Например, по данным немецкой таможенной службы, из Германии в Россию было отправлено товаров на 49,1 млрд долларов, а ФТС России зафиксировала ввоз лишь на 38 млрд долларов. Соответствующие цифры по Бельгии – 7,5 млрд и 4 млрд долларов, Нидерландам – 10,4 млрд и 5,8 млрд долларов, Польше – 2,5 млрд и 2 млрд долларов США.

Возникает закономерный вопрос – откуда такая разница? В ФТС России объясняют, что подавляющая часть расхождений в «зеркальной» статистике связана с различиями в методологиях ее ведения. Таможня приводит такой пример: в экспорте товаров в Россию из Германии немецкая таможня учитывает как местные товары, так и отправленные к нам с ее территории товары из других стран.

В ФТС России учет импорта производится непосредственно в привязке именно к стране происхождения ввозимого из-за рубежа товара. Кроме того, Россия использует систему учета в соответствии с рекомендациями ООН, а Германия ориентируется на законодательство Европейского союза. В связи со сказанным выше применительно к организации ведения таможенной статистики нам давно следует решать проблему оптимизации системы учета. Особо отмечу, что на данный момент в России для нее никаких достоверных измерительных инструментов не создано.

Вот поэтому в некоторых СМИ и появляется информация, что таможенники не внесли в бюджет страны более 2,5 трлн рублей. Чтобы снять грех с души, следует внимательно, что называется, с карандашом в руках, пройтись по всем данным, например, того же импорта из Германии до России, и все четко записать – что, где, когда и как отправлялось и получалось. Только после этого можно будет четко определить, что собой представляет и насколько объективна «зеркальная» статистика во взаимной торговле с Германией.

Более того, имеющиеся расхождения во многом объясняются тем, что в России по сравнению с импортом экспорт в Евросоюз в значительной степени упрощен. Дело в том, что при ввозе товаров существует большая вероятность отсутствия надлежащего контроля со стороны таможенных органов за достоверностью представляемой им декларантами ценовой информации.

К тому же в большинстве стран мира отсутствуют экспортные пошлины и налоги. В связи с этим таможенная стоимость товаров в качестве налоговой базы не определяется, а для целей статистики используется лишь статистическая стоимость. Как правило, она приводится в привязке к условиям ФОБ - коммерческие условия, определяющие порядок поставки и оплаты товаров в международной торговле и учета в ценах затрат на транспортировку, погрузочно-разгрузочные операции.

В то же время эксперты утверждают, что объемы «серого» импорта у нас даже выше, чем это указано по расчетам Центробанка. Как известно, рост «серого» импорта значительно снижает поступления таможенных платежей в бюджет. Здесь следует отметить, что, помимо нарушения таможенных правил, таких как занижение таможенной статистики, контрабанда, ввоз товаров под другим наименованием для минимизации расходов по пошлинам и налогам, на разницу в статистических данных в последнее время существенно влияют неуклонно увеличивающиеся объемы интернет-торговли и ввоз товаров физическими лицами, в том числе и для личного пользования.

На мой взгляд, есть еще кое-что очень важное, на что в рассматриваемом вопросе следует обратить внимание. Как следует из имеющейся практики, другим негативным фактором, отрицательно влияющим на достоверность статистической информации при экспорте, является такое явление, как лжеэкспорт. Он активно применяется участниками ВЭД во многих развитых и развивающихся странах для незаконного возмещение налога на добавленную стоимость (НДС), которое имеет место после отправки товаров за рубеж, куда они якобы продаются экспортером. На самом деле ничего, никуда из страны не уходит.

Кроме того, использование метода «зеркальной» статистики не позволит оценить недостоверное декларирование таможенной стоимости, когда в такой схеме участвуют экспортер и импортер.

Следует отметить, что в результате информационного взаимодействия между Центробанком и ФТС России в последнее время выявлен существенный рост количества паспортов сделок, оформленных по внешнеторговым договорам (контрактам), предусматривающим ввоз товаров на таможенную территорию РФ, по которым стоимость товаров, отражаемая уполномоченными банками в ведомостях банковского контроля на основании подтверждающих документов, в частности таможенных деклараций, значительно превышает данные о стоимости импортных товаров, имеющиеся в информационной базе таможенной службы.

Возрастающие масштабы расхождения между данными о стоимости товаров, фактически ввезенных по декларациям на товары (ДТ) на таможенную территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС), содержащимися в ведомостях банковского контроля по паспортам сделок, формируемым банками, и на информационной базе ФТС России позволяют предполагать, что для обоснования проведения платежей в пользу нерезидентов резиденты представляют в уполномоченные банки несуществующие (фиктивные) ДТ. Эксперты прекрасно понимают, что действительными целями таких операций являются уклонение от уплаты таможенных платежей, налогов; легализация преступных доходов; оплата «серого» импорта.

Недостоверное декларирование как один из методов легализации преступных доходов, в том числе и от «серого» импорта, является глобальной проблемой, с которой таможенным органам приходится постоянно сталкиваться в процессе совершения таможенных операций и постконтроля. По имеющимся данным, мобилизация усилий таможенников позволяет ежемесячно выводить из теневого оборота до 0,5 млрд долларов.

Справедливости ради следует отметить, что в настоящее время таможенные органы активно сотрудничают с иными контролирующими структурами как в плане противодействия легализации преступных доходов, полученных от контрабандного ввоза в Россию товаров, так и по финансированию сомнительных операций, связанных с «серым» импортом и вывозом капитала из России по фиктивным контрактам.

Например, в 2015 году подразделения таможенного контроля после выпуска товаров Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) провели 1101 таможенную проверку, по результатам которой доначислено более 2 млрд рублей, взыскано свыше 645 млн рублей, возбуждено 655 дел об административных правонарушениях и 39 уголовных дел.

Однако пока одними из самых острых в работе таможенных органов РФ остаются вопросы, связанные с занижением декларантами таможенной стоимости товаров и их недостоверным декларированием. На сегодня это одни из наиболее часто используемых схем осуществления недобросовестными участниками ВЭД организации «серого» импорта. Совершенствование системы таможенного контроля с целью выявления фактов перемещения товаров по таким незаконным схемам, на мой взгляд, возможно на двух уровнях построения системы таможенного контроля: внешнем и внутреннем.

На первом будет формироваться механизм взаимодействия таможенных органов с иными правоохранительными органами, финансовой разведкой, банками, а также другими таможнями как в пределах РФ, так и в рамках ЕАЭС и на международном уровне.

Основные направления внутреннего уровня упомянутой системы составят собственно таможенный контроль, осуществляемый в процессе совершения таможенных операций в отношении перемещаемых через границу товаров, постконтроль, а также взаимодействие по всей системе таможенных органов: таможенный пост – таможня – региональное таможенное управление – Федеральная таможенная служба.

Вопрос тесного и продуктивного сотрудничества структур и ведомств, вовлеченных в систему противодействия преступным доходам, в том числе и таможенных органов, является крайне актуальным. Налаженная, четко и грамотно выстроенная система взаимодействия, в том числе обмен информации о подозрительных сделках между Федеральной службой по финансовому мониторингу и таможенными органами, позволит ведомствам повысить результативность совместной деятельности по борьбе с преступными доходами и снизить количество фактов совершения различного рода противозаконных операций в сфере внешнеэкономической деятельности.

Следует отметить, что проблемы оценки нелегального экспорта и импорта относятся к кругу проблем измерения «ненаблюдаемой» экономики, которые на международном уровне изучаются с начала 1970-х годов. Под «ненаблюдаемой» экономикой понимается включение в общий учет неформальной скрытой (теневой) и незаконной (нелегальной) производственной (экономической) деятельности.

В свое время учеными Российской таможенной академии (РТА) проводился эксперимент, в котором было проведено экспертное обследование с целью определения основных показателей нелегального импорта и экспорта. В качестве экспертов использовались четыре категории таможенных служащих: заместитель начальника таможни по экономике, сотрудники отделов валютного и таможенного контроля и отделов статистики.

При обработке результатов опроса были получены следующие результаты основных параметров нелегального импорта и экспорта: процент нелегального импорта – 19,8%, объем нелегального импорта – 3,5 млрд долларов; процент нелегального экспорта – 13,38%, объем нелегального экспорта – 5,33 млрд долларов. В этом случае общие потери по причине уклонения от таможенных платежей оцениваются в 8,85 млрд долларов. Нелегальный импорт имеет следующую структуру: по причине контрабанды – 22%; по причине недостоверного декларирования - 39%; по причине завышение норм перевозки «челноками» – 22%; по причине иных схем ухода от таможенных платежей – 17%.

Исследование показало, что имеют место следующие причины нелегального, или «серого», импорта: не осуществляется учет регистрации лиц, которые утеряли гражданский паспорт. За эту работу отвечают Федеральная миграционная служба и Министерство внутренних дел, полученную информацию они должны передавать в ФТС России. По данным экспертов, из-за упущений по данному направлению растет количество фирм-«однодневок».

Также до сих пор имеет место наличие фиктивных импортных контрактов. В этом направлении есть недоработка таможенных органов. Если участник ВЭД в течение года выполнил одну внешнеторговую сделку, то этот факт должен быть обязательно зафиксирован в базе данных таможни. Следует решить вопрос о расширении полномочий таможенным органам при расследовании преступлений «легализационного» характера. В то же время не уделяется достаточного внимания борьбе с «серым» импортом в научно-техническом и практическом аспектах.

Отмечается слабый контроль со стороны таможенных органов за участниками ВЭД, которые систематически занимаются занижением таможенной стоимости. Здесь следует пояснить, что в настоящее время, не доказав обоснованность причины приостановки, у таможни нет права приостанавливать выпуск товара. На выполнение таможенной операции действующими нормативами дается крайне ограниченное время – всего 10-20 минут.

На взгляд проводивших исследование экспертов, не следует допускать чрезмерное сокращение времени на проведение таможенного контроля, в том числе при осуществлении досмотра, проверки документов и других операций. Также было отмечено, что на данный момент не достаточно эффективно работают межведомственные Соглашения о взаимном информировании контролирующих органов, включая таможенные.

Клавдий КОРНЯКОВ,

ведущий научный сотрудник

НИИ Российской таможенной академии,

кандидат экономических наук,

специально для «ТН» 

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 6 июня 2016 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Союз обретет единый знак

На товарах, производимых в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), появится надпись: В«Сделано в ЕАЭСВ». На практике это означает, что товары, выпущенные в России, Беларуси, Казахстане, Армении и Киргизии, вскоре начнут поступать в продажу под единым брендом. Новая маркировка может стартовать в 2017 году.

 8 декабря 2016 / Таможня

Суд решит: была ли конфискация

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступил к рассмотрению по существу дела о конфискации белорусской таможней техники, которая перевозилась из Калининградской области в Россию по территории Беларуси. В суде сообщили, что решение по данному вопросу планируется вынести до конца ноября, так как по действующему регламенту дело должно быть рассмотрено до 1 декабря.

 7 декабря 2016 / Таможня

Иностранцам въезд заказан

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

 6 декабря 2016 / Таможня

Контроль передали в одни руки

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

 5 декабря 2016 / Таможня

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня

Союз обретет единый знак

На товарах, производимых в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), появится надпись: В«Сделано в ЕАЭСВ». На практике это означает, что товары, выпущенные в России, Беларуси, Казахстане, Армении и Киргизии, вскоре начнут поступать в продажу под единым брендом. Новая маркировка может стартовать в 2017 году.

 8 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Суд решит: была ли конфискация

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступил к рассмотрению по существу дела о конфискации белорусской таможней техники, которая перевозилась из Калининградской области в Россию по территории Беларуси. В суде сообщили, что решение по данному вопросу планируется вынести до конца ноября, так как по действующему регламенту дело должно быть рассмотрено до 1 декабря.

 7 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Иностранцам въезд заказан

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

 6 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Контроль передали в одни руки

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

 5 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog