Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

Госдума в первом чтении приняла законопроект о расширении свободной экономической зоны (СЭЗ) Крыма и Севастополя на территориальное море.

5-7 декабря 2016 года в Москве состоится 76-е сессия Политической комиссии Всемирной таможенной организации (ВТамО).

Узбекистан не считает для себя выгодным вступление в Евразийский экономический союз или Таможенный союз.

/ Статьи

ТК ЕАЭС: угодить всем не получится

Уже давно практически всем заинтересованным сторонам было ясно, что анонсированное в свое время вступление в силу с 1 января 2016 года Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) не произойдет. Теперь, когда до обозначенной даты остались считаные дни, стали говорить о том, что долгожданное событие может произойти не раньше 1 января 2017 года. Камнем преткновения стали принципиальные разногласия государств - членов Союза в подходах к принципам таможенного регулирования натерритории единого таможенного пространства пяти стран, входящих в Союз.

Следует отметить, что для авторов своего рода шоком стали результаты внутригосударственных согласований проекта документа. Количество полученных от Беларуси, Казахстана и России поправок и замечаний перевалило за полторы тысячи. Оказалось, что предложения казахстанской стороны полностью меняют концепцию кодекса. Хотя в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) по этому поводу демонстрировали оптимизм, после их анализа многим стало понятно, что быстро устранить возникшие разногласия не удастся и дата вступления кодекса отодвигается на неопределенный срок.

Напомним, что согласно статье 32 Договора о ЕАЭС в Союзе должно осуществляться единое таможенное регулирование. Для реализации этих целей под эгидой ЕЭК был разработан проект ТК ЕАЭС, который решением Коллегии от 18.12.2014 № 233 был направлен в страны Союза для внутригосударственного согласования. По его результатам казахстанская сторона предложила концептуально пересмотреть проект кодекса. В ЕЭК считают, что предложения Республики Казахстан (РК) значительно снижают уровень интеграции, достигнутый при разработке ныне действующего Таможенного кодекса Таможенного союза, и противоречат самому Договору о ЕАЭС.

По мнению РК, Таможенный кодекс ЕАЭС должен быть рамочным, по аналогии с ТК Евросоюза. Правда, они не учитывают наличие в ЕС Имплементационного кодекса, или Регламента о применении Таможенного кодекса. Также следует существенно увеличить национальный сегмент, а на наднациональном уровне оставить только те аспекты, которые распространяются на весь Союз, - по сути, это лишь режим транзита и порядок заполнения транзитной декларации.

В ЕЭК признают, что в ходе встреч некоторые позиции удалось сблизить, но до сих пор не удалось прийти к согласию по ряду принципиальных вопросов, одним из которых является требование казахстанских коллег исключить из ТК все касающееся косвенных налогов, включая НДС. В комиссии признают, что в целом это правильная позиция. Однако если в ТК Евросоюза регулируются только таможенные пошлины, то у нас таможенная пошлина - единственный платеж, который делится между странами Союза. Если пойти предлагаемым путем, то министерствам финансов и налоговым органам в каждом государстве ЕАЭС придется в своих законах прописать порядок взимания косвенных налогов при ввозе товаров, определить, что относится к налоговой базе, момент возникновения этой задолженности, уплаты, кто будет взыскивать и т. д.

Сегодня, когда кодекс практически на выходе, авторы не готовы даже рассматривать такого рода предложения. По их мнению, это задержит вступление в силу документа, который и так уже выбился из графика минимум на год, а скорее года на три. Как отметили в ЕЭК, если бы эти предложения обозначили сразу, а не спустя год после того, как работа над проектом ТК ЕАЭС была завершена, их можно было бы проработать. Поэтому сейчас все страны Союза, кроме Казахстана, настаивают на сохранении существующего положения, тем более что РК объявила о намерении заменить НДС налогом с продаж, хотя четко прописанной концепции еще нет.

Однако некоторые российские предприниматели, как сообщил вице-президент «Деловой России» Виталий Сурвилло, решили выступить на стороне казахских коллег и заявили о поддержке идеи РК о выводе регулирования косвенных налогов из ТК ЕАЭС и передаче этих вопросов в налоговое администрирование. «Мы считаем, что в этом случае не только значительно выиграет федеральный бюджет, так как не будет смысла занижать таможенную стоимость (потом больше заплатишь налог на прибыль), а косвенные платежи, как известно, не делятся между странами Союза, но и исчезнет мотивация для таможенных органов задерживать груз и требовать дополнительного обеспечения», - сказал эксперт.

По его словам, бизнес намерен донести до руководства страны мысль о том, что было бы неплохо, чтобы ФТС России занималась своим непосредственным делом - взиманием таможенной пошлины и таможенных сборов, а косвенные налоги оставила налоговикам. Начать эту работу можно с объединения баз данных ФТС и ФНС. Возможно, эти идеи найдут воплощение в дополнительных мероприятиях «дорожной карты» «Совершенствование таможенного администрирования», поскольку уже решено, что она остается по крайней мере до 2018 года.

Директор департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии Дмитрий Некрасов сообщил, что по 250 поправкам к проекту ТК ЕАЭС на момент последнего заседания рабочей группы между странами насчитывалось порядка 125 разногласий. Он подчеркнул, что «часть из них носит принципиальный характер, а часть по большому счету - упрямство и зажатость экспертов некими установками». В этой связи он высказал мнение, что «нужны политические решения, политические развязки».

У каждого своя рубашка  

Знакомые с ситуацией вокруг ТК ЕАЭС эксперты отмечают, что Беларусь и Россия по большей части направили замечания технического характера, которые обсуждаются в рабочем порядке. Казахстан подошел к вопросу радикально и настаивает на значительном увеличении роли национального сегмента в таможенном регулировании. Согласно предложениям его представителей новый кодекс должен быть рамочным базовым документом, а единой в пределах ЕАЭС предлагается сохранить только систему таможенного транзита.

Позиция ЕЭК в этом вопросе такова: таможенное регулирование на национальном уровне в рамках единой таможенной территории приведет к разрушению доверия между членами Союза, помешает достижению общих целей ЕАЭС. Не снижать текущий уровень интеграции договорились и участники саммита ЕАЭС, который прошел на уровне вице-премьеров государств.

Еще один спорный вопрос касается особых экономических зон (ОЭЗ) в Калининградской и Магаданской областях. У действующего проекта ТК ТС по этому вопросу есть два приложения. В одном закреплены особенности перевозки и совершения операций в отношении товаров, перемещаемых между территорией самого западного российского региона и основной частью ЕАЭС. В другом - нормы о товарах, которые находятся и используются на территории свободных таможенных зон, созданных по территориальному признаку.

Казахстан и Беларусь предложили исключить из проекта нового кодекса все особенности функционирования Калининградской и Магаданской оЭз, прописав нормы в отдельных соглашениях. Эту позицию поддержали Армения и Кыргызстан. Однако Россия настаивает на сохранении приложений, которые касаются ОЭЗ. Как пояснили в Минэкономразвития, министерство и ФТС России предполагают, что эффективность работы операторов свободных экономических зон зависит от стабильности и неизменности ранее достигнутых договоренностей между государствами.

Как уже сообщалось, наиболее принципиальную позицию по отношению к предложенному проекту документа занял бизнес Казахстана. Его представители, участвующие в доработке текста ТК ЕАЭС, среди проблемных называют вопросы транзита и сохранения (или отмены) «принципа резидентства». Как уточнил председатель республиканской Ассоциации таможенных брокеров, член рабочей группы по ТК ЕАЭС Геннадий Шестаков, объем наиболее серьезных расхождений - это десятка три существенных вопросов, которые будут касаться порядка сотни статей. Он уточнил, что представители деловых кругов страны подошли к переговорам по поводу документа, имея в активе пятилетний опыт жизни с таможенным администрированием в рамках Таможенного союза.

Дело в том, что казахстанские участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) еще в 2009 году говорили, что, приняв к руководству союзный документ, они фактически вернулись в 2000 год. Они указывали, что их национальный кодекс был прогрессивнее единого. Вспоминая события шестилетней давности, Геннадий Шестаков напомнил, что, приняв ТК ТС, «мы получили таможенное администрирование непрозрачное, непрогнозируемое, и для нас это было ухудшение ситуации».

При этом специалист не согласен с высказываемым некоторыми коллегами мнением, что «Казахстан сейчас против наднациональных таможенных правил». Он считает его не совсем правильной подачей происходящего. Просто казахский бизнес, если по итогам переговоров не удастся договориться о включении в ТК ЕАЭС необходимых ему норм, рискует лишиться того, что «у него было достаточно хорошим и чего не было у партнеров».

За право на ошибку

Среди спорных вопросов Геннадий Шестаков выделяет самый, на его взгляд, общепонятный - это право декларанта на ошибку. Он пояснил, что «эта норма принята во всем мире. В Казахстане она действовала до 2010 года, пока страна не вступила в Таможенный союз». Данная норма в ТК ТС не попала несмотря на неоднократные попытки, пока не получается ее внести и в новый документ.

«Любой казахстанец, когда заполняет налоговую декларацию, может потом внести в нее изменения сколько угодно раз, - поясняет эксперт. - При этих изменениях налоги могут или добавляться или сокращаться, но налогоплательщика налоговая служба за это не наказывает. В таможне такое положение в Казахстане перестало существовать по тем же налогам, и, начиная с 2010 года, последние пять лет внесение изменений стало наказываться, даже если они никак не влияют на поступления в бюджет.

Раньше, если изменения были связаны с доплатами, мы делали корректировку по таможенной стоимости, доначисляли какие-то платежи, пеню, если она возникала, и опять же нас не наказывали, потому что мы добровольно это делали. Но с 2010 года, как появился Тк ТС, любое изменение в таможенной декларации уже влекло наказание. В нашу практику эта норма вернулась с лета 2015 года, но эта практика нужна для всех стран».

Еще один проблемный вопрос - институт уполномоченного экономического оператора (УЭО). Казахстанская сторона считает, что статус УЭО может получить любой участник околотамо-женной сферы - таможенные представители, перевозчики и другие субъекты логистики, занятые в перемещении товаров и грузов, а не только их экспортеры и импортеры, как это предлагается в подготовленном варианте ТК ЕАЭС.

Эксперт не разделяет высказываемое некоторыми представителями ЕЭК мнение о том, что в складывающейся ситуации для принятия ТК ЕАЭС «нужна будет политическая воля и толчки и пинки этому процессу». Он убежден, что будет «лучше достигнуть какого-то консенсуса эволюционным путем, без политического решения или тем более давления. При этом из имеющихся норм нужно выбрать более либеральные и фор-мализовывать их».

По мнению руководителя ФТС России Андрея Бельянинова, в рамках подготовки проекта ТК ЕАЭС «казахстанская сторона внесла почти революционные предложения». Он отметил, что «сейчас идут серьезные дебаты по проекту нового кодекса. По многим позициям произошло сближение, но в последнее время наши казахстанские коллеги внесли несколько существенных изменений, которые заставили серьезно задуматься, как эти предложения интегрировать в проект документа. Немаловажным фактором стало вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию (ВТО), в результате чего появилось большое количество изъятий, связанных с таможенным администрированием». В настоящее время на площадке еЭк идет активный обмен мнениями по поводу окончательного варианта ТК ЕАЭС, участники дискуссии надеются, что удастся найти приемлемые для всех решения.

«Мы работаем в режиме видеоконференций. Недавно таким образом были обсуждены вопросы функционирования системы управления рисками, обеспечения платежей, оформления транзита через территорию Российской Федерации. Некоторые предложения, которые внесли наши казахстанские коллеги, носят почти революционный характер. Например, они в значительной степени смещают таможенный постконтроль на стадию реализации товаров уже на внутреннем рынке. Такой же подход у них и по налогообложению. Мы изучаем эти предложения, ведь их включение потребовало бы менять и другие нормы», - уточнил глава ФТС России.

Оценивая ситуацию вокруг ТК ЕАЭС, директор Департамента таможенного администрирования Национальной палаты предпринимателей Казахстана «Атамекен» Дина Мамашева уточнила, что, обозначив свою позицию, «Казахстан не стремится к дезинтеграции». Она считает, что в проекте документа есть много позитивных моментов. В него вошли серьезные прогрессивные модернизированные нормы, такие как приоритет электронного таможенного декларирования товаров, который позволит сократить бумажное делопроизводство; возможность подачи таможенной декларации без представления таможенному органу документов, на основании которых она заполнена; реализация механизма «единого окна», то есть при таможенном декларировании вместо документов будут использоваться свеодержащиеся в информационных базах государств - членов ЕАЭС, и т. д.

При этом она отмечает, что проект ТК ЕАЭС получился громоздким, написанным сложным языком, с излишне подробной детализацией процедур. По ее мнению, «такая степень детализации означает, что в будущем, если ситуация хотя бы немного изменится, в кодекс потребуется вносить изменения, а это будет сложнее и дольше, чем на уровне национального законодательства. Во-вторых, если проект примут и будут применять в том виде, как он есть сейчас, то на практике мы можем получить серьезные осложнения и для бизнеса, и для контролирующих органов. Также надо отметить, что проект ТК ЕАЭС не устраняет имеющиеся на сегодня проблемы, в частности, он не направлен на упрощение процедуры транзита, а это непростой вопрос для Казахстана».

Имея свои взгляды на документ, например, создать его более рамочным, как кодекс Евросоюза, Казахстан в вопросе ТК ЕАЭС не стремится к дезинтеграции. Дина Мамашева особо подчеркнула, что «поправки в кодекс, которые предлагает Казахстан, нельзя рассматривать как отход от интеграционных процессов. Интеграция должна быть прагматичной, способствовать упрощению условий ведения международной торговли, снизить издержки бизнеса, сократить или вообще отменить существующие ненужные административные барьеры».

Если говорить про предлагаемую в проекте ТК ЕАЭС отмену «принципа резидентства», то для реализации этой идеи странам - участницам Союза потребуется унификация в очень многих сферах законодательства: налоговом, банковском, валютном, бюджетном, правоохранительном, потребуются нормы по административной ответственности. На сегодня эти моменты не содержатся даже в Договоре о создании ЕАЭС. Представитель казахского бизнеса считает, что такая тотальная унификация и детализация всех вопросов таможенного регулирования не способствует развитию интеграции. Наоборот, на стадии, когда стороны еще не готовы к этому, это может привести к тому, что получится забюрократизированная, совершенно негибкая и очень сложная система администрирования, которая экономически не выгодна для стран ЕАЭС.

Со своей стороны, Казахстан предлагает посмотреть системно на ряд концептуальных вопросов: сохранение «принципа резидентства» при таможенном декларировании и таможенном контроле;исходя изэтого, сохранитьпрямые нормы по всем базовым и концептуальным вопросам таможенного законодательства, с возможностью расширения национальной компетенции по неконцептуальным для стран Союза вопросам; исключить положения по уплате косвенных налогов во всех таможенных процедурах; унифицировать таможенную процедуру таможенного транзита, дать ей четкий и однозначный регламент, без права национальной интерпретации.

Необходимость сохранения «принципа ре-зидентства» директор Департамента Нацпалаты Казахстана мотивирует тем, что при его отмене встанет вопрос уплаты налогов. Если они будут уплачиваться не в каждой стране отдельно, а свободно на всей территории ЕАЭС, то неизменно возникнет необходимость их перераспределения. Это означает, что страны Союза должны будут унифицировать налоговое законодательство. Следом нужно будет сделать одинаковой для всех уголовную и административную ответственность.

Оценивая нынешнее положение, Дина Ма-машева считает, что кодекс может быть принят к марту-апрелю 2016 года, и это будет хороший документ, который сможет быстро пройти внутригосударственные согласования. При этом она отметила, что на сегодня далеко не все деловые круги в курсе проблематики по ТК ЕАЭС. Ее знают ЕЭК, лица, которые занимаются непосредственно кодексом, знают госорганы, а бизнес-круги погружены в вопрос не в такой большой степени. Поэтому ситуацию нужно менять.

Сохранить наработанное

Член Коллегии (Министр) по таможенному сотрудничеству ЕЭК Владимир Гошин, рассказывая о ходе работы над проектом ТК ЕАЭС, уточнил, что в настоящее время при формировании нормативно-правовой базы в сфере таможенного регулирования приоритетом является соблюдение интересов бизнеса.

«Когда мы говорим, что создаем единые правила игры на все пять стран, мы понимаем, что формируем здоровую конкуренцию не только среди бизнеса, но и среди государственных органов, задействованных в сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД), в том числе и между таможенными администрациями. Показателем эффективности работы национальных таможен, наряду с защитой экономической безопасности страны и пополнением бюджета, должна стать оценка затрат бизнеса при осуществлении ВЭД. Руководство наших стран и бизнес смогут сравнить работу своих таможен с работой таможенных администраций стран-союзниц», - заявил он.

Министр особо подчеркнул важность создания для бизнеса ясных и стабильных правил. Таможенный кодекс ЕАЭС будет гарантом того, что каждый предприниматель может заранее провести необходимые экономические расчеты с уверенностью, что правила неожиданно не поменяются, когда груз будет ввезен на таможенную территорию ЕАЭС.

По словам Владимира Гошина, «при разработке проекта документа эксперты учли все возможности, заложенные в самом формате ЕАЭС, преимущества географического положения государств - членов Союза, был изучен лучший международный опыт, использованы передовые наработки стран Союза. Помимо этого, в проекте ТК ЕАЭС отражены новые тенденции мировой экономики.

Одним из таких трендов является наметившийся переход от глобализации к регионализации. Сегодня мы имеем самые благоприятные условия для реализации транзитного потенциала ЕАЭС. Основная задача ЕЭК и членов Союза в плане реализации этого потенциала - создание такой нормативно-правовой базы, которая будет представлять ЕАЭС как единый субъект, как гарант четких правил игры на евразийском пространстве». Поэтому упор следует сделать на унификацию таможенного регулирования.

Основным препятствием, с которым столкнулись авторы ТК ЕАЭС, призванного регламентировать таможенные правоотношения в Союзе, при доработке его проекта стали попытки некоторых участников отстоять свои национальные интересы в противовес союзным. Министр ЕЭК отметил, что «вот уже более четырех месяцев ЕЭК пытается воспрепятствовать наметившемуся снижению уровня достигнутой интеграции и отходу на национальные «квартиры».

Владимир Гошин сообщил, что «сейчас идет стадия доработки проекта ТК ЕАЭС. Имеющиеся на сегодня принципиальные разногласия в подходах к осуществлению таможенного регулирования буксуют процесс». При этом он убежден, что принятие межнационального документа станет надлежащей правовой основой для качественного улучшения таможенного администрирования в государствах - членах Союза, которым, со своей стороны, необходимо придерживаться ранее достигнутых договоренностей. Поэтому следует поддержать все предпринимаемые ЕЭК шаги по совершенствованию таможенного регулирования в Союзе, и прежде всего его базовый документ - проект Таможенного кодекса ЕАЭС.

Подводя итоги года, Владимир Гошин отметил, что после создания ЕАЭС бизнес еще не почувствовал никаких принципиальных изменений. Причина в том, что хотя Договором о ЕАЭС предусмотрены свобода перемещения товаров, труда, капитала и услуг, однако стороны не готовы сразу полностью открыть свои рынки, они будут формироваться поэтапно. Так, с 1 января следующего года должны вступить в силу соглашения о единых принципах и правилах обращения лекарств и медицинских изделий. При этом он признает, что в целом переговоры об открытии конкретных секторов идут очень трудно.

В качестве примера министр привел ситуацию с рынком автомобильных перевозок, где свободного перемещения товаров нет. Сейчас союзному перевозчику нужно получать специальное разрешение на перевозку товаров из (в) третьих стран, то есть перевозчик из Беларуси или другой страны Союза не может просто загрузить, скажем, в Германии товар, привезти и разгрузить его в Москве, для этого он должен получить разрешение от Министерства транспорта РФ.

Российская сторона сегодня не готова решать этот вопрос, но согласилась, что к 2025 году он должен быть урегулирован, казахстанские же коллеги считают, что их рынок автомобильных перевозок менее конкурентен по сравнению с РФ и Рб, поэтому они вообще не собираются обсуждать эту тему до 2025 года.

Владимир Гошин убежден, что, если по проекту ТК ЕАЭС не удастся найти консенсус, возникнет реальная угроза, что может быть разрушено наработанное на сегодняшний момент единое регулирование в таможенной сфере в рамках Союза.

Иннокентий ГРЯЗЕВ

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 3 марта 2016 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Иностранцам въезд заказан

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

 6 декабря 2016 / Таможня

Контроль передали в одни руки

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

 5 декабря 2016 / Таможня

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня

Эксперимент для багажа

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

 29 ноября 2016 / Таможня

Иностранцам въезд заказан

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

 6 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Контроль передали в одни руки

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

 5 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Эксперимент для багажа

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

 29 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog