Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

На товарах, производимых в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), появится надпись: «Сделано в ЕАЭС». На практике это означает, что товары, выпущенные в России, Беларуси, Казахстане, Армении и Киргизии, вскоре начнут поступать в продажу под единым брендом. Новая маркировка может стартовать в 2017 году.

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступил к рассмотрению по существу дела о конфискации белорусской таможней техники, которая перевозилась из Калининградской области в Россию по территории Беларуси. В суде сообщили, что решение по данному вопросу планируется вынести до конца ноября, так как по действующему регламенту дело должно быть рассмотрено до 1 декабря.

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

Индия высказывается за активную интеграцию с Евразийским экономическим союзом.

Госдума в первом чтении приняла законопроект о расширении свободной экономической зоны (СЭЗ) Крыма и Севастополя на территориальное море.

5-7 декабря 2016 года в Москве состоится 76-е сессия Политической комиссии Всемирной таможенной организации (ВТамО).

/ Статьи

Тернистый путь к правовому государству

Галина Баландина, партнер, руководитель практики таможенного права и внешнеторгового регулирования компании «Пепеляев Групп», анализирует текущее состояние таможенного законодательства Таможенного союза.

- Как Вы оцениваете первый пакет поправок в Таможенный кодекс Таможенного союза?

- Самое существенное в этих поправках то, что срок условного выпуска товаров нужно считать с момента ввоза, а не с даты вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС). Но ряд изменений, предложенных в этом пакете, может повредить российскому бизнесу, поскольку они не упрощают таможенные процедуры, а наоборот усложняют.

- Представители ФТС утверждают, что при подготовке поправок в ТК ТС было учтено мнение бизнес-сообщества. Вы с этим согласны?

- Я согласна в той части, что площадок для общения бизнеса с ФТС сегодня довольно много. Однако прервавшийся диалог таможенных органов с предпринимателями налаживается очень не просто. Бизнесу разрешают внести предложения, но обратной связи пока не получается, и о решении ФТС бизнес узнает уже из официального нормативного акта. Хотелось бы, чтобы этот процесс все-таки превратится в диалог.

Могу привести несколько примеров конкретно по имеющимся поправкам в ТК ТС. Сколько слов уже было сказано о необходимости развития института генеральных гарантий. Таможенные представители с их обеспечением в размере 1 млн евро могли бы стать полигоном для испытания этого института. Но нет. В поправках прямо предусмотрено, что этого сделать нельзя, а если таможенный представитель хочет внести финансовые гарантии, то это можно только в случаях, когда он несет солидарную ответственность за уплату таможенных платежей вместе с декларантом. Почему профессиональный участник рынка, который включается в реестр ФТС, несет повышенную профессиональную административную и финансовую ответственность, не может быть поручителем за клиента при транзите, временном ввозе, переработке? Где тут логика и согласование с бизнесом?

Возврат таможенных платежей. Знаете, в какой срок импортер, экспортер или их таможенный представитель должен выполнить требование об уплате таможенных платежей? Не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней. А знаете, сколько времени занимает вернуть излишне уплаченные или излишне взысканные таможенные платежи? До 1,5 лет. Это справедливо? Теперь, если поправки будут приняты, этот срок может вырасти еще на полгода. Как процедура выглядит сейчас? Плательщик подает заявление в таможенный орган. В подавляющем большинстве случаев получает отказ и идет в суд искать защиты. Но есть один нюанс. Если суд признает отказ таможенного органа незаконным, то помимо излишне уплаченных сумм таможенных платежей плательщик вправе еще рассчитывать на проценты. Откуда берутся суммы излишне уплаченных таможенных платежей? Редко из-за ошибок в таможенных документах. Чаще, когда таможенный орган не соглашается со льготой по НДС, требует указать код по ТН ВЭД ТС, которому соответствует более высокая ставка таможенной пошлины и т.д. Почему импортер уплачивает платежи в больших размерах? Иначе он не получит в свое распоряжение товары, а то еще и нарвется на административное преследование за указание недостоверных сведений. В таких ситуациях импортеры (их таможенные представители) предпочитают подчиниться, изменить декларацию, заплатить платежи, а потом уже, когда товар выпущен, спорить с таможенными органами, в каком размере таможенные платежи должны были быть уплачены. Сейчас, если таможенный орган не вернул денежные средства в течение одного месяца со дня поступления заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, то за каждый день после этого периода на суммы излишне уплаченных таможенных платежей начисляются проценты по ставке рефинансирования Банка России.

В поправках же предлагается установить, что возврат излишне уплаченных таможенных платежей осуществляется только при условии корректировки декларации на товары. Процедура корректировки частично урегулирована актом Комиссии Таможенного союза. Но там нет ни сроков, ни ответственности. Мы в практике неоднократно встречались со случаями, когда поданное в таможенный орган заявление о корректировке просто остается без ответа. Соответственно, сроки возврата излишне уплаченных таможенных платежей удлиняются, теперь уже на принуждение в судебном порядке скорректировать декларацию на товары, но финансовой ответственности государства в виде начисления процентов уже не будет. Вероятно, ФТС представляет, что таким образом она борется за бюджетные интересы, по сути обкрадывая бизнес на законных основаниях.

- В поступившем в ФТС письме Торгово-промышленной палаты РФ с предложениями бизнес-сообщества по изменению ТК ТС содержится идея о введении института оператора безопасности поставок. Что представляет собой этот институт?

- Вызовы времени требуют кардинальной перестройки всех таможенных процессов. Для понимания, что такое оператор безопасности поставок, приведу пример. В России сегодня крайне сложная ситуация с морскими портами – громоздкость процедур не только со стороны контролирующих органов, но и операторов, обрабатывающих грузы, просто выбивают российские порты из конкуренции. Что говорит международный опыт? Рекомендации ООН – использование технологии единого окна (не одно окно, а единое окно). Суть этой технологии в том, что один раз представленная участником ВЭД в электронном виде информация больше не запрашивается. Это разумно. Участник ВЭД идентифицировал поставку (контейнер, коносамент и т.п.), представил информацию в отношении нее, и эта информация идет вплоть до таможенной декларации. Оператор безопасности поставок и обеспечивает этот процесс, позволяющий в минимальном количестве поставлять информацию и во всяком случае не дублировать ее, если она попадает в единый ресурс госорганов. Но накладываем эту схему на законодательство ТС – не получается, поскольку наше законодательство построено таким образом, что 4 раза (при прибытии товара, транзите, временном хранении и декларировании) разные лица должны представлять одну и ту же информацию. Почему они разные? Потому что они несут юридическую ответственность за достоверность представляемой информации. Это технология совершенно иного правового регулирования, технической обработки сведений и т.д. Скажем так, во многих странах – конкурентах России на мировом рынке уже пятый технологический уклад, а мы еще даже не на уровне третьего. Понимаете, горечь в том, что даже прогрессивные идеи электронного декларирования в нашей стране умудряются воплотить таким образом, чтобы это стало дополнительными издержками для бизнеса. Мы разбирались с этим на примере автомобильного транспорта. Предварительная информация, транзитная декларация, декларация на товары – это все самостоятельные электронные документы, у каждого из них в единой системе таможенных органов разные администраторы, разные форматы представления. Вероятно, так удобнее для контроля. Пока еще не принято считать, а как удобнее для бизнеса.

- Однако представители госорганов говорят, что Таможенный кодекс Таможенного союза практически полностью соответствует Киотской конвенции.

- Я считаю, что ни по духу, ни по философии ТК ТС не соответствует Киотской конвенции. Кардинальное различие между этими документами в том, что Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур написана для торговли, предусматривается, как таможенные процедуры сделать удобными для бизнеса, а ТК ТС написан для таможни. Вот пример: ВАС в 2008 г. была сформирована позиция, что если товар описан правильно, то есть нет намерений ложным описанием товара ввести таможню в заблуждение, то недостоверное указание классификационного кода ТН ВЭД не должно влечь за собой административную ответственность. Посмотрим на ч. 2 ст. 16.2 КоАП. В прежней редакции было написано: «указание недостоверных сведений, подлежащих указанию в декларации» (код ТН ВЭД подлежит указанию в декларации). В действующей редакции написано то же самое, только расшифровано: «указание недостоверных сведений в части...» и перечисляется все, что раньше содержалось в законодательстве через бланкетную норму. По сути, вроде ничего не изменилось. Но таможенные органы и арбитражные суда посчитали, что изменилось. На практике случаи привлечения лиц к ответственности за указание неправильного кода по ТН ВЭД ТС стали регулярны. И дошедшие до Высшего Арбитражного Суда судебные решения вопреки позиции ВАС в 2008 г. остались без внимания. Но мы еще фиксируем вольную интерпретацию ТН ВЭД ТС. Заявление кода ТН ВЭД иногда напоминает игру «угадай-ка». Это явление уже получило название «7-е правило интерпретации товарной номенклатуры ВЭД», когда все сомнения толкуются в пользу бюджета. Вспомним нашумевший случай с классификацией планшетников. Планшетники классифицировались как компьютеры, вдруг таможня заявила, что это GPS-навигаторы. Я думаю, что ВАС мог бы высказать правовую позицию, когда к нему пошли дела с обжалованием решений нижестоящих судов, связанных с привлечением лиц к административной ответственности за неправильно указанный код. Это же опять возможность расширения административного давления. Вам не нравится этот код, по нему ставка пошлины выше, вы не хотите его заявлять? – Мы вас будем привлекать к ответственности. Что делает декларант? Он заявляет код, который требует указать таможенный орган.

И еще один тревожный сигнал: мы фиксируем в некоторых регионах искусственное удержание декларантов, таможенных представителей от того, чтобы решения таможенных органов обжаловались в суды. Наиболее распространенный способ такой: если вы жалуетесь в суд, то обречены на повышенные формы контроля. Административный произвол никогда не приводил к хорошим результатам. Добиваться положительной статистики по разрешению споров бизнеса с таможенными органами нужно соблюдением законодательства.

- Что же надо сделать, чтобы таможенное законодательство соответствовало Киотской конвенции?

- Надо поменять ментальность в нашем государстве. Не следует гипертрофировать роль таможенного законодательства. Для участника ВЭД по большому счету не важно – 10 соглашений и 150 решений комиссии или один документ, важен четкий круг его обязанностей (что он должен представить, в каком объеме, куда) и реакция госслужащего, которую он вправе ожидать, – что тот должен сделать, в какие сроки и в какой форме. При этом желательно, чтобы объем представляемых сведений был как можно меньше, а скорость реагирования была как можно выше. Тому, что летом 2010 г. процессы таможенного оформления товаров не остановились в связи с вступлением в действие ТК ТС, мы обязаны не столько устойчивости законодательства (думаю, здесь Россия была отброшена на несколько лет назад), сколько удаленности его влияния на процессы, происходящие на местах. Но еще, конечно, быстро отреагировала ФТС, письмом проинформировав, какие акты, инструкции и т.п. применяются, какие не применяются. Это, пожалуй, единственный случай когда консенсусно было принято решение на самом высоком уровне: пусть это будет письмо ФТС, ненадлежащий документ, но он позволит продолжать работать.

- А что Вы думаете относительно соответствия нашего законодательства правилам ВТО, в том числе по таможенной стоимости?

- Правила ВТО регулируют внешнюю торговлю, собственно к таможенному делу они имеют косвенное отношение. Что делает таможня? Она обеспечивает, чтобы пошлины платились по установленным ставкам, чтобы соблюдались установленные меры нетарифного регулирования и чтобы при этом велась таможенная статистика – это ключевые функции всех таможенных служб мира. А правила ВТО – это правила либерализации внешней торговли, призывающие государства отказаться от излишних обременений в этой сфере. Они реализуются через несколько ключевых принципов: основной метод внешнеторгового регулирования – это таможенно-тарифное регулирование (таможенные пошлины); запрещаются количественные ограничения; членам ВТО должен предоставляться режим наибольшего благоприятствования, равный для всех; национальное регулирование не должно применяться таким образом, чтобы это искажало правила торговли (например, запрещено применять разные внутренние налоги в зависимости от происхождения товара – отечественный или иностранный).

Статья VII Генерального соглашения о торговле и тарифах (ГАТТ) «Оценка товара для таможенных целей» – одна из немногих норм ВТО в области таможенного администрирования. Есть специальное Соглашение о применении статьи VII ГАТТ. Правда, эксперты считают его рамочным, но если бы эти рамочные стандарты стали нам доступны, вопросы, связанные с определением таможенной стоимости решались бы гораздо легче. Например, о чем все-таки идет речь – о стоимости сделки или стоимости поставки? В моем понимании, когда будет идти речь о стоимости сделки, а не конкретной поставки – это существенно облегчит жизнь и таможне и бизнесу. Конечно, это невозможно без развития института финансовых гарантий.

Что же касается ответа на вопрос, да, концептуально наше законодательство соответствует Соглашению о применении VII ст. ГАТТ и самой статье, но давайте посмотрим, что происходит на практике. Таможня цепляется за какую-нибудь на данный момент трендовую норму и использует ее как дополнительный источник пополнения федерального бюджета. Последние три года – это лицензионные платежи. Лицензионные платежи – крайне сложная тема и экономически, и юридически, и с точки зрения таможенных, налоговых аспектов и т.д. При этом разъяснений по этим вопросам нет ни со стороны Минфина, ни со стороны ФТС, ни со стороны ЕЭК. ВАС также уклоняется от того, чтобы давать правовую оценку. К чему это приводит? К тому, что в каждой таможне формируется свое прецедентное право. На что ссылаться участнику ВЭД? Государство ввергает людей в сложнейшие экономические отношения и не дает никакой методики. Каждый импортер и каждая таможня один на один решают эти проблемы.

 - Что бы Вы предложили в данной ситуации?

- Если бы я была чиновником, я опубликовала бы перевод на русский язык всех документов компендиумов Всемирной торговой организации, Всемирной таможенной организации, Евросоюза и предложила бизнесу их использовать. И не нужно держать импортеров и таможенников заложниками того, что федеральные и наднациональный органы не могут или не хотят обеспечить методически их работу.

- Российские государственные органы не признают права участников ВЭД напрямую использовать акты ВТО без имплементации в законодательство Таможенного союза. Какова Ваша точка зрения на этот счет?

- ВТО устанавливает правила торговли между государствами, и все соглашения ВТО не имеют характера норм прямого действия – любое государство, присоединяющееся к ВТО, остается правомочным самостоятельно интерпретировать собственные обязательства в национальном законодательстве. Только в отличие от Киотской конвенции здесь за соблюдением взятых обязательств следят уже торговые партнеры, и в этом плане государство обретает некий внешний контроль. Но на что я хочу обратить внимание. Россия вступила в ВТО в условиях членства в Таможенном союзе. Правительство РФ взяло на себя обязательства, исполнение которых передано на наднациональный уровень. То есть правительство обещает держать, например, определенный уровень импортных пошлин, не имея возможности их устанавливать, поскольку внесение изменений в Единый таможенный тариф – это уже полномочия Евразийской экономической комиссии. 19 мая 2011 г. был заключен Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы, который предусматривает следующее: «С даты присоединения любой из сторон к ВТО положения Соглашения ВТО, как они определены в Протоколе о присоединении этой стороны к ВТО, включающем обязательства, взятые в качестве условия ее присоединения к ВТО и относящиеся к правоотношениям, полномочия по регулированию которых в рамках Таможенного союза делегированы сторонами органам Таможенного союза, и правоотношениям, урегулированным международными соглашениями, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, становятся частью правовой системы Таможенного союза». Если транслировать эту норму в схему законодательства, то получается, что Протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. и российские обязательства, принятые в его рамках, находятся на вершине правовой системы, то есть законодательство Таможенного союза.

Что из этого следует? На основании п. 1 ст. 1 Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы, устанавливающего, что положения Соглашения ВТО являются частью правовой системы Таможенного союза, я считаю, что Суд ЕврАзЭС обладает компетенцией на применение напрямую соглашений ВТО и может давать толкование любой норме, связанной с ВТО, как законодательству Таможенного союза. Такой вот необычный правовой казус. Очевидно, что многие положения международных договоров, составляющих правовую базу Таможенного союза, нуждаются в профессиональной точечной настройке. Договоры, регламентирующие деятельность Суда ЕврАзЭС, это только один из примеров.

Кстати , в параграфе 151 Доклада Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации сформулированы обязательства России по вопросу реагирования государства в случаях, когда бизнес или любое другое заинтересованное лиц полагает, что национальные правила не соответствуют правилам ВТО. Россия уклонилась от навязываемого ей обязательства, что правила ВТО будут напрямую применяться в судебных прецедентах, но приняла обязательство реагировать в административном порядке на любое заявление о возможном несоответствии того или иного акта правилам ВТО. Такой административный орган у нас есть – это Министерство экономического развития, куда хозяйствующие субъекты могут обращаться в случае несоответствия национальных актов соглашениям ВТО (правда, процедура соответствующего обращения пока не разработана).

- И последний вопрос: с точки зрения последствий что нам дает ВТО?

- Последствия вступления России в ВТО – самый широко обсуждаемый сейчас вопрос. Многие полагают, что наши беды в экономике будут только усугубляться в связи с этим. Знаете, я всегда относила себя к сторонникам вступления России в ВТО. Я думаю, что при всех негативных последствиях, это вызов для нашей страны, который может стать тем самым громом, после которого мужик наконец-то начинает креститься. Но тема ВТО бесконечная, давайте как-нибудь поговорим про нее отдельно.

Скажу о конкретных преимуществах в сфере таможенного администрирования. Статья VIII Генерального соглашения о торговле и тарифах (ГАТТ) говорит, что таможенные платежи и процедуры не должны превращаться в скрытый барьер для торговли. То, что делала Украина, при вступлении в ВТО, согласившаяся на низкие ставки импортных пошлин, когда пыталась компенсировать снижение барьеров в качестве торговых правил утяжелением таможенных процедур, – напрямую не соответствует нормам статьи VIII ГАТТ. Наше таможенное законодательство в целом было признано соответствующим нормам этой статьи, хотя есть некоторые изъятия по таможенной оценке, местам таможенного декларирования и т.п. Одно из требований статьи VIII ГАТТ: все сборы и платежи любого характера, устанавливаемые договаривающимися сторонами на ввоз или вывоз, или в связи с ними, должны быть ограничены по своей величине приблизительной стоимостью оказанных услуг. Постановление правительства РФ от 18.12.2012 № 1286 направлено на выполнение этого требования – размеры таможенных сборов за таможенные операции должны быть адекватны стоимости оказываемых услуг. Если декларация на товары подана в электронном виде, применяется ставка таможенного сбора в размере 75%. И что особенно приятно, это постановление имеет обратную силу – оно распространяется на правоотношения, возникшие с 21 августа 2012 г. (Россия стала членом ВТО 22 августа 2012 г.).

Правилами ВТО предусмотрен запрет на минимальные цены (пресловутые ценовые профили риска ФТС очень напоминают минимальные цены, и, хотя нашим переговорщикам удалось доказать, что это не так), запрет применения неопубликованных нормативных актов, влияющих на внешнюю торговлю, в целом режим транспартентности, понятности и стабильности нормативных актов, которые не должны быть неожиданными для бизнеса, и т.п.

В целом хочу сказать, иногда кажется, что постепенно ситуация меняется к лучшему, мы медленно и извилисто, но движемся к правовому государству.

Подготовила Ольга Заикина

Материал предоставлен Издательским домом "Панорама"



 23 мая 2013 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Союз обретет единый знак

На товарах, производимых в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), появится надпись: В«Сделано в ЕАЭСВ». На практике это означает, что товары, выпущенные в России, Беларуси, Казахстане, Армении и Киргизии, вскоре начнут поступать в продажу под единым брендом. Новая маркировка может стартовать в 2017 году.

 8 декабря 2016 / Таможня

Суд решит: была ли конфискация

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступил к рассмотрению по существу дела о конфискации белорусской таможней техники, которая перевозилась из Калининградской области в Россию по территории Беларуси. В суде сообщили, что решение по данному вопросу планируется вынести до конца ноября, так как по действующему регламенту дело должно быть рассмотрено до 1 декабря.

 7 декабря 2016 / Таможня

Иностранцам въезд заказан

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

 6 декабря 2016 / Таможня

Контроль передали в одни руки

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

 5 декабря 2016 / Таможня

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня

Союз обретет единый знак

На товарах, производимых в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), появится надпись: В«Сделано в ЕАЭСВ». На практике это означает, что товары, выпущенные в России, Беларуси, Казахстане, Армении и Киргизии, вскоре начнут поступать в продажу под единым брендом. Новая маркировка может стартовать в 2017 году.

 8 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Суд решит: была ли конфискация

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступил к рассмотрению по существу дела о конфискации белорусской таможней техники, которая перевозилась из Калининградской области в Россию по территории Беларуси. В суде сообщили, что решение по данному вопросу планируется вынести до конца ноября, так как по действующему регламенту дело должно быть рассмотрено до 1 декабря.

 7 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Иностранцам въезд заказан

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

 6 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Контроль передали в одни руки

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

 5 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog