Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Сегодня от компаний, занимающихся грузоперевозками, клиенты ждут прозрачности и эффективности. Обеспечить это на новом уровне, который соответствует ожиданиям заказчиков, помогают современные ИТ-технологии. О том, как ИТ-решения помогают повысить эффективность перевозок, рассказывает Михаил Граблев, директор ИТ-департамента компании «ПЭК».

К 10-летнему юбилею полюбившегося дизельного и газового погрузчика RX 70 компания STILL продолжает свою историю успеха, представив усовершенствованный модельный ряд от 2,0 до 3,5 тонн.

В большинстве своем участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) наслышаны про преимущества, которые им может принести получение статуса уполномоченного экономического оператора (УЭО). Однако прежде чем отправляться в бюрократический путь по его получению, стоит детально разобраться в вопросе и четко понимать, нужен ли он тебе на данный момент.

По данным Национальной ассоциации экспортеров сельскохозяйственной продукции, сВ 15 марта власти Турции остановили выдачу лицензий на импорт российской пшеницы, кукурузы, подсолнечного шрота и растительного масла.

Сегодня, 16 марта, правительство РФ рассмотрит законопроект, предоставляющий лицам, привлеченным к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, возможность уплачивать штраф со скидкой 50% в течение тридцати дней.

Первый на Дальнем Востоке "алмазный" таможенный пост откроется в Свободном порту Владивосток.

/ Статьи

Терминология в логистике

В этом номере хотелось бы поговорить о терминах, которыми менеджеры предприятий оперируют почти ежедневно, но при этом вкладывают разную смысловую нагрузку. Поводом для подготовки этой статьи послужила информация о том, что в Министерстве транспорта и коммуникаций Беларуси разработан проект закона "О логистической деятельности". Естественно, возникает вопрос о том, что представляет собой логистическая деятельность. Попробуем разобраться вместе. Приглашаю всех к обсуждению этого вопроса, поскольку в общении с разными специалистами я слышу предложения о разработке государственного стандарта по логистике и логистической деятельности в Украине.

Сущность логистической деятельности предприятия

терминология логистики

Мария ГРИГОРАК,

президент УЛА

Понятие «логистическая деятельность» (ЛД) очень часто используется как синоним слова «логистика». Многие его не отличают от таких терминов как «логистическая система», «логистическая операция», «логистическая функция». Поэтому давайте проанализируем значение этих терминов. Американские ученые Д. Ламберт и Д. Сток в книге «Стратегическое управление логистикой» рассматривают логистическую деятельность как часть системы логистического управления, при эффективном внедрении которой обеспечивается логистический сервис. Саму ЛД авторы рассматривают как совокупность следующих видов деятельности: обслуживание потребителей; прогнозирование спроса; управление запасами незавершенного производства; логистические коммуникации; грузопереработка; обработка заказов; упаковка; поставка запасных частей и оказание помощи потребителям при обслуживании; выбор мест размещения производственных и складских помещений; поставки; логистика обратных потоков; управление перевозками и транспортировкой грузов; складирование и хранение [1, с. 18].

При этом, выделяя все эти виды ЛД, авторы отмечают необходимость рассматривать ЛД как некую интегральную функцию, «...сеть взаимосвязанных видов деятельности, в основном предназначенных для управления потоком материалов и персоналом как внутри самой компании, так и в цепях поставок» [1, с. 23].

Уотерс выделяет немного другой набор видов ЛД [2, с. 26]: поставки или закупки; входные транспортные потоки или грузовые перевозки; приемка; складирование; контроль запасов; комплектация заказов; грузопереработка материалов (перемещение ресурсов в ходе операций, выполняемых в организации); внешние перевозки, управление физическим распределением; переработка, возврат продукции и утилизация отходов (логистика обратных потоков или обратная дистрибуция); выбор мест размещения объектов логистической инфраструктуры; коммуникации (информационный поток, сопровождающий материальный поток) . Он также отмечает, что к ЛД могут быть отнесены другие виды деятельности в зависимости от обстоятельств, но при этом очень важно, что все они должны выполняться совместно для обеспечения эффективного материального потока.

Совершенно другой точки зрения придерживается Сергеев В.И., который выделяет операционную логистическую деятельность, включающую некоторые виды деятельности, связанные с перемещением или хранением товаров, информации и финансов [3, с.129]. В этом случае, ключевым словом, объединяющим указанные выше виды деятельности, является понятие «операция», пришедшее в логистику из операционного менеджмента. Признаками операции являются изменения пространственно-временных, физических или химических свойств объекта; локализация места выполнения работы, составляющей операцию; отнесение этой элементарной работы к одному физическому лицу, машине (механизму), процессу или подразделению предприятия.

Под логистической операцией авторы понимают любое действие (или совокупность действий), связанное с возникновением или преобразованием основных (сопутствующих) потоков, не подлежащих дальнейшему делению (декомпозиции) в рамках задач управления и контролинга существующей или проектируемой логистической системы (с.133). Совокупность логистических операций образует логистическую функцию, которые, в свою очередь, определяют виды операционной логистической деятельности.

Авторы выделяют следующие логистические функции: транспортировка, управление заказами, информационно-компьютерная поддержка, складирование, грузопереработка, упаковка, сбор и возврат товаров.

Как видим, ведущие ученые под логистической деятельностью понимают набор традиционных видов деятельности предприятий. По нашему мнению, такое представление не дает четкого отличия логистической деятельности от транспортной, складской, производственной и т.п. Поэтому у многих людей, не связанных с логистикой, создается мнение о том, что логистика — это всего лишь замена хорошо известного действия на модное словцо.

Попробуем сформулировать собственное видение сущности логистической деятельности предприятий. По определению Большого энциклопедического словаря [4], любая деятельность — это специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс.

Исходя из определения логистики Европейской логистической ассоциации и содержания деятельности вообще, дадим следующую трактовку логистической деятельности, представленную в таблице 1.

управление движением товаров

Таким образом, сущность логистической деятельности заключается в поиске рациональных (оптимальных) решений по управлению движением и размещением товаров и/или людей как единым целым, как системой. Это означает, что необходимо управлять стыками разных процессов, которые обеспечивают движение и размещение. Традиционная организация управления предприятием связана с функциональным обособлением структурных подразделений, которые руководствуются локальными целями функционирования, что приводит к конфликтным ситуациям при выполнении функций транспортировки, складирования, грузоперера-ботки и пр. Синхронизация процессов во времени и в пространстве, координация совместных действий структурных подразделений по перекрестным логистическим функциям/ операциям, интеграция предприятий в цепочке поставок являются основными инструментами логистической деятельности. Еще раз хочу подчеркнуть, что логистическая деятельность предусматривает не отдельно взятое управление транспортировкой или складированием, или запасами, или обслуживанием клиентов, а межфункциональное, межоперационное, межфирменное взаимодействие по управлению движением и размещением товаров/людей в границах определенной системы для достижения определенной цели. Логистическая деятельность является целенаправленной. Общей ее целью может служить логистический микс, то есть правило 8R(правильный продукт правильного качества в правильном количестве в правильном месте и вовремя правильному потребителю с оптимальными затратами). Конечно, эта общая цель может быть конкретизирована в зависимости от корпоративной стратегии предприятия или цепочки поставок.

По нашему мнению, результатом логистической деятельности является логистическая услуга. Поскольку логистическая деятельность представляет собой интеграцию некоторых первичных видов деятельности, которые могут определяться, например, классификатором видов экономической деятельности, то и логистическая услуга представляет собой некий симбиоз разных услуг, который отражает степень достижения цели деятельности. То есть речь идет о том, что результатом логистической деятельности является комплекс услуг по перемещению и размещению товаров и/ или людей.

Субъекты логистической деятельности

В проекте Закона о логистической деятельности в Беларуси сказано, что ее могут осуществлять логистические операторы (логистические провайдеры), промышленные и сельскохозяйственные организации, национальные производители и их дистрибьюторы, включая представительства и филиалы отечественных производителей и транспортных организаций за рубежом. Участниками такой деятельности могут также выступать национальные и международные транспортные и транспортно-экспедиционные организации (и их представительства), осуществляющие перевозку грузов, логистические центры различного функционального назначения, организации Государственного таможенного комитета, предприятия торговли и индивидуальные предприниматели, осуществляющие оптовую торговую деятельность, товарные биржи и другие юридические и физические лица, оказывающие логистические услуги, включая научные и образовательные учреждения.

По нашему мнению, это слишком широкая трактовка, поскольку некоторые из перечисленных организаций не занимаются логистической деятельностью, а могут выполнять определенные операции, которые являются вспомогательными по отношению к перемещению или размещению. Логистическую деятельность могут осуществлять предприятия промышленности, аграрного сектора, торговли или сферы услуг как самостоятельно, так и с привлечением контрагентов: транспортных и экспедиторских предприятий, складских операторов, терминалов, агентов и таможенных брокеров, страховых и прочих компаний. Как правило, производственные, торговые и сервисные компании для осуществления логистической деятельности создают в своей структуре управления специализированные подразделения (отделы, дирекции, департаменты логистики) и могут иметь собственную транспортно-складскую инфраструктуру.

Предприятия, специализирующиеся на комплексной операционной логистической деятельности, называются логистическими компаниями (операторами, провайдерами логистических услуг). Они, как правило, имеют значительно более широкий спектр услуг, чем транспортные или складские компании, и могут более эффективнопланировать,осуществлять и контролировать движение и размещение товаров и/или людей в границах определенной логистической системы. Зачастую набор их услуг исчисляется сотнями наименований.

Профессионалы логистической деятельности - как их называть?

Как свидетельствует мировой опыт, логистическая деятельность является многогранной, многоаспектной, межфункциональной и межотраслевой, а, следовательно, требует специально обученного персонала. К сожалению, во многих компаниях, где создаются логистические подразделения, чисто механически объединяют подразделения транспорта, склада и таможенного оформления. Очень часто персонал таких подразделений не имеет представления о концепциях логистики и специфике логистической деятельности. Они остаются по образованию и ментальности перевозчиками, кладовщиками, таможенными брокерами и т.п. А ведь сфера профессиональной деятельности специалиста по логистике требует знаний, связанных с выбором и обоснованием стратегии логистической деятельности предприятия, принятием оптимальных управленческих решений в разных функциональных областях логистики, выбором информационных систем и программных продуктов, поддерживающих логистику, моделированием логистических бизнес-процессов и другими важными вопросами создания эффективной логистической системы компании. Поэтому для осуществления логистической деятельности нужны специально обученные кадры, профессионалы. Возникает вопрос: как их назвать? Логист или логистик? В странах СНГ все чаще встречается название «логист». Это объясняется тем, что в Государственном образовательном стандарте Российской Федерации для специальности «Логистика и управление цепями поставок» введена квалификация бакалавров и магистров «логист». В отраслевых стандартах высшего образования в Украине по специальности «Логистика» специалистам и магистрам присваивается квалификация «менеджер по логистике». Таким образом, мы нашли компромисс в решении вопроса «логист» или «логистик».

В стандарте Европейской логистической ассоциации указано «Logistics is used as a noun; logistic is used as an adjective; a logistician is a person involved in logistics as a whole» [5]. То есть в названии специалиста полностью повторяется название науки.

Консультации со специалистами отдела терминологии Института украинского языка Национальной академии наук позволяют сделать вывод о том, что профессионала в сфере логистики следует называть логистик. Это объясняется тем, что в названии науки «логистика» корнем слова является «логистик» и именно этот корень несет смысловую нагрузку в названии специалиста. В слове «логист» корень не сохраняется, а, следовательно, изменяется семантика словообразования.

Таким образом, я призываю всех специалистов в сфере логистической деятельности использовать слово «логистик», а не «логист».

Список использованных источников

1. Сток Дж.Р. Стратегическое управление логистикой / Дж.Р. Сток, Д.М. Ламберт-М.: ИНФРА-М. - 2005, - 797с.

2. Уотерс Д. Логистика. Управление цепью поставок / Уотерс Д. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 503 с.

3. Дыбская В.В, Зайцев Е.и., Сергеев В.И., Стерлигова А.Н. Логистика: Учебник /Под.ред. В.И.Сергеева. - М.: Эксмо, 2008. - 944 с. (Полный курс МВА).

4. Большой энциклопедический словарь [Електронний ресурс] - Режим доступу: http://vedu.ru/BigEncDic/18444.

5. European Certification Board for Logistics: Standards 040805. - www.elalog.org

Материал предоставлен журналом "Транспорт i Логiстика"



 27 марта 2012 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

ИТ- архитектура «ПЭК»: решения, отвечающие ожиданиям клиента

Сегодня от компаний, занимающихся грузоперевозками, клиенты ждут прозрачности и эффективности. Обеспечить это на новом уровне, который соответствует ожиданиям заказчиков, помогают современные ИТ-технологии. О том, как ИТ-решения помогают повысить эффективность перевозок, рассказывает Михаил Граблев, директор ИТ-департамента компании В«ПЭКВ».

 22 марта 2017 / Логистика

Усовершенствованный погрузчик премиум класса RX 70 – лучший в категории грузоподъемности от 2 до 3,5 тонн

К 10-летнему юбилею полюбившегося дизельного и газового погрузчика RX 70 компания STILL продолжает свою историю успеха, представив усовершенствованный модельный ряд от 2,0 до 3,5 тонн.

 21 марта 2017 / Логистика

Привилегии и льготы не исключают обязанности

В большинстве своем участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) наслышаны про преимущества, которые им может принести получение статуса уполномоченного экономического оператора (УЭО). Однако прежде чем отправляться в бюрократический путь по его получению, стоит детально разобраться в вопросе и четко понимать, нужен ли он тебе на данный момент.

 20 марта 2017 / Таможня

Таможенные риски в профиль и анфас

Началом применения выборочности таможенного контроля в нашей стране стало закрепление во вступившем в силу с 1 января 2004 года Таможенном кодексе Российской Федерации (ТК РФ) соответствующей нормы, которая прописана в статье 358. С этого момента ФТС России начала администрировать методологию применения системы управления рисками (СУР) по организации таможенного контроля с использованием ведомственных приказов.

 16 марта 2017 / Таможня

Информацией стоит поделиться… с таможней

Контроль таможенной стоимости перемещаемых через границу товаров всегда был наиболее сложной темой таможенного администрирования. Его базовым инструментом является система управления рисками (СУР), особенно в части так называемых ценовых профилей рисков.

 15 марта 2017 / Таможня

ИТ- архитектура «ПЭК»: решения, отвечающие ожиданиям клиента

Сегодня от компаний, занимающихся грузоперевозками, клиенты ждут прозрачности и эффективности. Обеспечить это на новом уровне, который соответствует ожиданиям заказчиков, помогают современные ИТ-технологии. О том, как ИТ-решения помогают повысить эффективность перевозок, рассказывает Михаил Граблев, директор ИТ-департамента компании В«ПЭКВ».

 22 марта 2017 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Усовершенствованный погрузчик премиум класса RX 70 – лучший в категории грузоподъемности от 2 до 3,5 тонн

К 10-летнему юбилею полюбившегося дизельного и газового погрузчика RX 70 компания STILL продолжает свою историю успеха, представив усовершенствованный модельный ряд от 2,0 до 3,5 тонн.

 21 марта 2017 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

DPD в России: кризис как возможность развиваться

Текущие экономические условия в компании воспринимают как возможность использовать новые форматы и расширить свои позиции на рынке.

 23 февраля 2017 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Инновационные решения KNAPP влияют на развитие интралогистики

Вследствие развития Индустрии 4.0 и стабильного роста электронной коммерции перед логистикой встала сложная задача - повышение гибкости логистических процессов. При этом она не должна воплощаться за счет снижения производительности и увеличения расходов.

 15 февраля 2017 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Флагманский проект успешно реализован: компания STILL передала компании Brüggen парк складской техники, оснащенной литий-ионными батареями

Специалист в области внутренней логистики компания STILL успешно реализовала качественно новый проект по поставке литий-ионной техники. Ее первым крупным клиентом стал производитель продуктов питания компания BrГјggen, которая перевела свой автопарк на литий-ионную технологию.

 14 февраля 2017 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog