Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

Госдума в первом чтении приняла законопроект о расширении свободной экономической зоны (СЭЗ) Крыма и Севастополя на территориальное море.

5-7 декабря 2016 года в Москве состоится 76-е сессия Политической комиссии Всемирной таможенной организации (ВТамО).

Узбекистан не считает для себя выгодным вступление в Евразийский экономический союз или Таможенный союз.

/ Статьи

Технологический прорыв

Владимир Ивин, начальник Аналитического управления ФТС России, подводит итоги первого года работы российской таможенной службы в условиях Таможенного союза.

Уникальность нашего Таможенного союза, безусловно, в том, что это первое реально работающее интеграционное объединение на постсоветском пространстве, за исключением опыта прибалтийских республик по вступлению в ЕС.

Первым шагом в создании ТС стал переход на единое таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, полномочия в этой сфере были в полной мере переданы Комиссии Таможенного союза. Для РФ единый тариф при импорте изменился чуть меньше чем на 20%, для Белоруссии - на 25, а для Казахстана - примерно на 50%. При этом если для России и Белоруссии изменения произошли в сторону снижения средней ставки тарифа, то для Казахстана средняя ставка тарифа увеличилась. Второй этап функционирования Таможенного союза начался в июле 2010 г., когда стало применяться единое таможенное законодательство - Таможенный кодекс ТС и система международных договоров и решений КТС.

Новое законодательство принесло много нововведений. Наибольший интерес до сих пор вызывает институт уполномоченного экономического оператора (УЭО), и все ждут, когда он заработает в полном объеме. Это возможность получать товары на свой склад без предъявления таможенному органу, снимать пломбы с грузовых отсеков, разгружать товары без присутствия таможенных органов, то есть фактически закрывать доставку самостоятельно. Работа в этом направлении идет наиболее сложно, потому что это новый для нас институт, и вышли не все необходимые документы. В переходных положениях Закона «О таможенном регулировании в РФ» заложены определенные сроки, которые мы постараемся соблюсти. Надеемся, что с в третьем квартале этого года институт УЭО наполнится практическим смыслом и мы будем иметь первый опыт работы с ним.

ИльинТакже хочу отметить, что особенностью нового законодательства является более четкая регламентация действий должностных лиц таможенных органов: более жестко установлены сроки, какие решения принимают или не принимают таможенные органы, из какого перечня решений должностное лицо выбирает принимаемые решения, случаи отказа в принятии решения и т.д. То есть характерной чертой нового законодательстваявляется четкая регламентация действий должностных лиц, уменьшение количества решений, которые он может принять самостоятельно, руководствуясь своим опытом и знаниями. Таможенная служба приветствует такой подход, поскольку он в значительной степени выводит наших сотрудников из-под удара необходимости принятия решений и необходимости нести потом за это ответственность, иногда несоизмеримую с принимаемым решением.

Перспективные технологии

Все положения нового законодательства были реализованы в таможенных технологиях, и многие таможенные технологии современного типа получили в связи с этим значительное развитие. Из наиболее прогрессивных таможенных технологий хотелось бы отметить электронное декларирование. Как свидетельствуют данные статистики, в течение года произошел резкий рост объема электронного декларирования. При этом мы понимаем, что процесс не завершен, мы находимся в стадии становления того электронного декларирования, которое хотели бы видеть в РФ. Для ускорения данного процесса ФТС предлагала непосредственно в законе о таможенном регулировании заложить необхо­димость 100%-го электронного декларирования уже с 1 января этого года, но по итогам консультаций с Мин­экономразвития, бизнесом, Госдумой этот срок был ото­двинут до 2013 г.. Мы соответствующим образом готовим к этой дате нормативную и технологическую базу, чтобы этот переход прошел именно в том виде, как мы видим. Недавно мы вместе с Комиссией ЕС специально изучали опыт электронного декларирования в Европе и также хорошо знаем опыт электронного декларирования в Белоруссии. На самом деле мы недалеко отстали от европейских и белорусских коллег, но у нас есть принципиальные различия.

Во-первых, у нас разные подходы. Если в Европе и Белоруссии это 100%-ное электронное декларирование при экспорте, а при импорте в РБ на уровне 35%, в Европе около 60%, то у нас ситуация обратная. В РФ при экспорте электронное декларирование на уровне 50%, а при импорте более высокий показатель - до 75%. Эти различия отражают особенность внешнеэкономической деятельности в РФ: у нас в удовлетворении потребностей внутреннего рынка в значительной степени используется импорт. Импорт является наиболее рисковой группой с точки зрения таможенного контроля, именно при импорте применяется наиболее широкий спектр таможенного контроля и регулирования. В этой связи у нас больше внимания к импорту. В Европе, наоборот, насыщение собственными товарами достаточно высокое, импорта они не боятся, но при этом принимают значительное количество мер для стимулирования собственного экспорта. В этой связи у них большее внимание к экспорту. Они смогли добиться 100%-го электронного декларирования при экспорте.

Еще одним важным отличием является то, что у нас при экспорте остался ряд проблем нетаможенного характера, которые сдерживают 100%-ное электронное декларирование. Это прежде всего позиция налоговой службы - пока они не готовы принимать от нас в электронном виде информацию о фактическом вывозе товара и требуют, чтобы предъявлялись документы в бумажном виде с отметками таможенных органов о фактическом вывозе товара. Во-вторых, не готовы транспортники. Мы готовы отказаться от применения транспортных накладных при экспорте, для целей таможенных контроля эти документы при экспорте не имеют практически никакого значения, но Минтранс и особенно железная дорога настаивают, чтобы при таможенном оформлении экспорта таможня обязательно ставила отметки на железнодорожные накладные, при этом как при погрузке внутри страны, так и при вывозе. Вот эти две проблемы не дают нам возможности перейти на 100%-ное электронное декларирование при экспорте, хотя мы считаем, что сейчас есть возможность достичь во всяком случае цифры около 90%, чтобы экспортеры встречались с таможней впервые физически только при пересечении границы, а до этого все вопросы решались бы в электронном виде.

Вторая технология, которую надо упомянуть, это интернет-портал для предварительного информирования. Работа нашего портала абсолютно аналогична работе европейского портала, то есть любое заинтересованное лицо, зарегистрировавшись на портале, может подать предварительную информацию о товарах, которые планируются к ввозу в РФ. Отличие только в том, что перечень подаваемой информации шире, чем в ЕС. Но это опять же обусловлено особенностями нашей внешнеэкономической деятельности и таможенного ре-гулирования. С 1 января этого года ЕС ввел обязательное предварительное информирование, и мы со своей стороны проводим аналогичную работу. В настоящее время ФТС подготовила проект решения КТС, согласованный с белорусской и казахстанской сторонами, которое предусматривает случаи обязательного предварительного информирования таможенных органов до ввоза товаров, начиная с 1 января 2012 г. В нем обеспечена этапность внедрения обязательного предварительного информирования как по видам транспорта, так и в зависимости от иных случаев. То есть немедленное введение 100%-го обязательного предварительного информирования не предполагается, тем не менее нам тоже необходимо идти по тому пути, по которому пошла Европа. Они к этому решению готовились несколько лет, планировали ввести его три года назад, но ввели только полгода назад.

Время выпуска сократилось

Поскольку все наши действия максимально регламентированы, сейчас каждое решение таможенников, поступление какой-либо информации фиксируется в электронных базах данных. Хочу сказать о результатах нашей деятельности в части времени таможенного оформления. Есть две крайние точки: первая, когда груз пересекает границу, это время жестко фиксируется не только нами, но и пограничниками и остается во всех базах данных, и последняя точка - момент выпуска товара, когда поставлен штамп «выпуск разрешен» и можно товар забирать, он уже прошел таможенную очистку. Наша работа направлена на то, чтобы сблизить эти точки.

Общее время нахождения товаров под таможенным контролем можно разбить на три части. Первая, когда груз физически едет от границы до склада. На это время мы напрямую повлиять не можем: дороги мы не строим и грузовики не выпускаем. Но и оно немного сократилось, и я думаю, в этом частично заслуга реализации концепции переноса мест таможенного оформления к госгранице. Две другие части мы администрировать можем. Вторая часть состоит из времени прибытия груза, закрытия доставки и ожидания подачи декларации. Формально это тоже не нами администрируемое время, потому что получатель выбирает, сколько он хочет хранить груз до подачи декларации. Однако здесь есть часть нашего администрирования, когда мы можем обеспечить возможность подачи декларации буквально с колес. Эта составляющая сократилась больше чем в два раза. Значительное количество товаров выпускается, находясь в зоне закрытия доставки, без помещения на склад. Вторая составляющая - нахождение товаров в процессе оформления декларации, то есть с момента подачи декларации до момента выпуска. На уменьшение этих сроков повлияло и законодательство, сократив срок выпуска с трех дней до двух. И безусловно, те технологии, которые мы внедряем, позволили сократить этот срок до 10 ч., то есть почти в три раза. Правда, в это число входят и ночные часы. У нас таможенные органы работают по-разному: где-то по пятидневке, где-то двухсменная работа, где-то трехсменная. Пока нет технической возможности обеспечить учет таможенных органов, которые ночью не работают, и тех, которые продолжают выпускать. В этой связи мы вынуждены просто брать время подачи декларации и время выпуска, несмотря на то что между ними прошла ночь. Но даже с учетом этой погрешности видно, что время оформления значительно сократилось. Это показательный итог начала работы Таможенного союза и нового законодательства. 96,7% деклараций оформляется в течение дня подачи, что касается деклараций на экспортируемые товары, не облагаемые вывозными пошлинами, кодекс установил нам 4 ч. на выпуск этих товаров, и мы эти сроки выдерживаем.

Снимаем границы

Процессы строительства Таможенного союза заставили нас также пересмотреть работу в пунктах пропуска. Было принято решение об уменьшении количества контрольных органов в пунктах пропуска до двух. С июля этого года функции транспортного, ветеринарного, фитосанитарного и санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска переданы таможенным органам. Таким образом, мы реализуем европейскую модель. Год назад эту модель реализовали казахстанские коллеги, и на этом пути также находятся наши белорусские коллеги. В итоге на линии контроля в пункте пропуска остаются только две службы - пограничная и таможенная. Пограничная решает вопросы паспортно-визового контроля, миграционного и собственно пограничного, а таможенная служба - все остальные вопросы, связанные с движением товаров. Безусловно, это ускорит прохождение границы в общем виде, но время нахождения товаров под таможенным контролем в пункте пропуска может увеличиться, то есть таможенные органы работают чуть больше, поскольку кроме своих функций им приходится выполнять иные.

Функции транспортного контроля переданы нам полностью, то есть мы сами проводим контроль и принимаем решение о движении товаров. Здесь вопросов не возникает, потому что мы уже год как проводим эксперимент, приобрели соответствующие навыки и получили опыт работы. Единственная небольшая проблема может быть в том, что возвратов транспортных средств за рубеж будет чуть больше. Транспортная инспекция, находясь в пункте пропуска, исходя из своих полномочий, иногда принимала решение пропуска внутрь страны тех транспортных средств, которые по формальным признакам не должны пересекать границу (превышена нагрузка на ось, габариты, радиус поворота и т.д.). У нас функции самостоятельного принятия решений в таких конфликтных ситуациях нет. Мы руководствуемся нормативными документами Минтранса.

Что касается иных видов контроля, прежде всего ветеринарного, фитосанитарного, здесь процесс достаточно длительный. Таких радикальных изменений, как с транспортным контролем, с 1 июля не произошло. Технология выглядит следующим образом: в неспециализированных пунктах пропуска, где не допускается перемещение подконтрольной продукции, таможенные органы самостоятельно принимают решение о возврате таких товаров за рубеж. То есть если через неспециализированные пункты пропуска пытаются ввезти подконтрольную продукцию, таможенные органы сами разворачивают этот товар. В специализированных пунктах пропуска, там, где можно перемещать подконтрольную продукцию, таможенные органы на основании документального контроля устанавливают наличие подконтрольных товаров, сверяются с теми списками, которые доводят до нас Минздрав и Минсельхоз, и если подконтрольный товар попадает в этот список, то для углубленного контроля мы передаем этот товар ветеринарам и фитосанитарам, которые находятся рядом, хотя и уходят с линии контроля. Совершенствование этой технологии направлено прежде всего на уменьшение количества тех товаров, которые мы с линии таможенного контроля откидываем на линию ветеринарного и фитосанитарного контроля.

Рост взаимной торговли

Высокие результаты работы в рамках Таможенного союза достигнуты за счет того, что у нас налажено хорошее взаимодействие с казахстанскими и белорусскими коллегами. Мы ежемесячно встречаемся для обсуж-дения проблемных вопросов, формируем единую позицию. Если возникают разногласия, они выносятся на уровень Комиссии ТС. В настоящее время завершается работа по созданию Объединенной коллегии таможенных служб государств ТС, что позволит еще более эффективно решать общие для нас проблемы.

Благодаря налаженному взаимодействию, в том числе информационному, с 1 января 2011 г. мы смогли организовать сквозную процедуру таможенного транзита, и теперь не требуется переоформления документов на внутренних границах ТС. Мы работаем в едином программном продукте. Мы его внедрили почти на год раньше, чем запланировано, поэтому первое время были определенные сбои, но в течение января все огрехи и технические ошибки были устранены, и в настоящее время из 8 единых технологических процессов у нас уже реализовано два: транзит и фактический вывоз. В ближайшее время будет реализован временный ввоз, и остальные 5 единых технологических процессов тоже находятся в процессе решения.

Немаловажной является работа по унификации системы управления рисками. Очевидно, что на единой таможенной территории таможенное администрирование должно быть унифицировано, причем не только в нормативном плане, но и по глубине таможенного контроля. Совместная работа с белорусскими и казахстанскими коллегами позволила унифицировать к настоящему времени более 50% рисков. К октябрю этого года мы планируем завершить работу таким образом, чтобы унификация самих рисков, профилей риска достигла 100%. Одновременно с этим ведется работа по унификации мер по минимизации рисков, то есть это практическая отработка рисков. Работа ведется по унификации профилей риска в отношении случаев заявления недостоверных сведений не только о стоимости, но и о весе и иных характеристиках товара. В первую очередь мы отрабатываем стоимостные риски как наиболее актуальные, но до конца этого года планируем завершить работу по унификации системы управления рисками всех трех таможенных служб. Наиболее сложно идет работа по сближению подходов по контролю таможенной стоимости, тем не менее она идет.

Одновременно с таможенным законодательством ТС стало применяться единое законодательство в области ветеринарных, санитарных, фитосанитарных мер, а также технического регулирования. Эти вопросы не относятся к ведению таможенной службы, но унификация в этих сферах нам помогает, потому что часто из-за недоработок наших смежников проблемы адресуют нам.

С 1 сентября 2010 г. заработал механизм зачисления и распределения сумм ввозных пошлин. За этот период пока сбоев не было. В настоящее время ввозную пошлину распределили в размере 531 млрд рублей в соответствии с определенными пропорциями. Постепенно происходит выравнивание перечисления таможенных пошлин.

Завершающим шагом формирования ТС и создания единой таможенной территории стала отмена с 1 июля всех видов государственного контроля на российско-белорусской границе и таможенного и всех видов контроля, кроме пограничного, на российско-казахстанской границе. То есть на границе с Белоруссией вообще не заметно, что вы пересекаете какую-то границу, а на казахстанской сохраняется статус государственной границы, остается необходимость пересекать границу только в пунктах пропуска, в которых располагается пограничная служба. Российская таможенная служба выполнила все мероприятия, необходимые для его отмены, в том числе подготовила нормативную базу и приняла необходимые решения.

Согласно решению глав правительств, необходимым и обязательным условием отмены таможенного контроля на российско-казахстанском участке границы является разработка Республикой Казахстан механизмов администрирования товаров, выпускаемых на территории РК по ставкам ниже, чем установленные в ЕТТ. С 1 июля Казахстан привел импортные пошлины на большинство товаров в соответствие с единым тарифом. Остаются 88 позиций. Они касаются в большинстве своем лекарственных средств и медицинского оборудования. Контроль по этим товарам осуществляется при их сертификации. Мы со своей стороны осуществляем мониторинг за соблюдением РК взятых на себя обязательств.

В заключение хотелось бы отметить, что ключевым эффектом от создания Таможенного союза является рост внешнеторгового оборота. Суммарный товарооборот государств ТС только с начала этого года вырос в 1,3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Возможность беспрепятственного перемещения товаров в рамках взаимной торговли, снижение в связи с этим финансовой и административной нагрузки на лиц, осуществляющих такую торговлю внутри ТС, снятие административных барьеров очевидно способствует улучшению взаимной торговли, об этом тоже свидетельствуют данные. Так, товарооборот России с Белоруссией и Казахстаном с начала этого года возрос почти на 44% (экспорт - на 43%,импорт - на 46%). И в этой связи ФТС России в число первоочередных задач по дальнейшему развитию Таможенного союза видит, во-первых, завершение мероприятий по переносу таможенного контроля с внутренних границ на внешние границы ТС и обеспечение механизмов, компенсирующих отсутствие таможенного контроля на внутренних границах (среди этих механизмов прежде всего создание Объединенной коллегии таможенных служб и обеспечение ее эффективной деятельности). Во-вторых, обеспечение присутствия наших представителей на внешних границах ТС. В-третьих, дальнейшая унификация системы управления рисками. В-четвертых, совершенствование системы контроля после выпуска товаров. Доработка таможенного законодательства ТС также должна вестись в направлении максимальной унификации законодательств, чтобы у нас была абсолютная единая нормативная база. И понятно, что Таможенный союз - только первый шаг к созданию общего рынка, и своими действиями таможенные службы стран ТС обеспечивают и закладывают необходимую основу более тесного интеграционного объединения - Евразийского экономического союза.

Материал предоставлен Издательским домом "Панорама"



 8 ноября 2011 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Контроль передали в одни руки

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

 5 декабря 2016 / Таможня

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня

Эксперимент для багажа

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

 29 ноября 2016 / Таможня

Экспорт всему голова

Вслед за зерном из-за перепроизводства Россия впервые может начать экспортировать сахар. Ожидается, что в 2016 году его будет на 1 млн тонн больше, чем необходимо для внутреннего потребления.

 28 ноября 2016 / Таможня

Контроль передали в одни руки

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

 5 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Эксперимент для багажа

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

 29 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Экспорт всему голова

Вслед за зерном из-за перепроизводства Россия впервые может начать экспортировать сахар. Ожидается, что в 2016 году его будет на 1 млн тонн больше, чем необходимо для внутреннего потребления.

 28 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog