Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Текущие экономические условия в компании воспринимают как возможность использовать новые форматы и расширить свои позиции на рынке.

Вследствие развития Индустрии 4.0 и стабильного роста электронной коммерции перед логистикой встала сложная задача - повышение гибкости логистических процессов. При этом она не должна воплощаться за счет снижения производительности и увеличения расходов.

Специалист в области внутренней логистики компания STILL успешно реализовала качественно новый проект по поставке литий-ионной техники. Ее первым крупным клиентом стал производитель продуктов питания компания Brüggen, которая перевела свой автопарк на литий-ионную технологию.

Изменения в законодательство в сфере таможенного регулирования, касающиеся ввоза на территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС) товаров, по ставке ниже действующего таможенного тарифа, будут способствовать более справедливой конкуренции на едином рынке Евразийского союза. Об этом заявил премьер-министр России Дмитрий Медведев.

Россия обратилась в апелляционный орган ВТО для обжалования выводов третейской группы в споре с ЕС по легким коммерческим автомобилям (LCV).

Власти Приморья направили в Минвостокразвития предложение включить Свободный порт Владивосток и интегрированную развлекательную игорную зону в число пилотных территорий для введения режима беспошлинной торговли и режима tax free.

/ Статьи

Таможня контролирует интеллектуальную собственность

таможня и интеллектуальная собственностьВ юридической науке сочетание слов «интеллектуальная» и «собственность» имеет условное обозначение. Тем самым указывается, что права на результаты интеллектуальной деятельности носят исключительный характер и, подобно вещным правам, подлежат абсолютной защите против посягательств на них любых третьих лиц.

Наиболее полно понятие «интеллектуальная собственность» (далее - ИС) раскрывается в статье 2 Конвенции об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) от 14 июля 1967 года. В ней термин «интеллектуальная собственность» использован в собирательном смысле. Он обозначает совокупность исключительных прав как личного, так и имущественного характера на результаты интеллектуальной и, в первую очередь, творческой деятельности, а также на некоторые иные приравненные к ним объекты.

Однако в данном случае термин «собственность» не означает, что они подпадают под общую категорию вещных прав, такую как право собственности на имущество, или что они представляют собой разновидность вещных прав. Права на результаты интеллектуальной деятельности не являются материальными объектами, но они могут быть связаны с их материальными носителями (аудио- и видеокассеты, компакт-диски, кино- и телефильмы). Такие права ИС вместе с их материальными носителями могут быть предметом гражданско-правовых договоров, при этом исключительные права у авторов на их произведения остаются. Данное положение регламентируется частью 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), вступившей в силу 1 января 2008 года.

Поэтому в последнее время особую значимость приобрели вопросы, связанные с защитой прав ИС, ее правовым регулированием, а также выявлением и пресечением последствий нарушения законодательства, в том числе при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза (ТС).

Как известно, сейчас таможенный контроль проводится в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и входящих в его состав государств - России, Беларуси и Казахстана. Согласно статье 95 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) его проводят должностные лица таможенных органов, которые в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями уполномочены осуществлять таможенный контроль. Таможенные органы имеют право проводить его и после выпуска товаров - в течение 3 лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем (статья 99 ТК ТС). Отмечу, что законодательством государств -членов ТС может быть установлен и более продолжительный срок проведения таможенного контроля после выпуска, но не свыше 5 лет. Его формы и порядок установлены главами 16 и (или) 19 ТК ТС.

Отмечу, что меры по защите прав на объекты ИС принимаются в отношении товаров, содержащих объекты авторского права и смежных прав, товарные знаки и знаки обслуживания, включенные по заявлению правообладателя в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты ИС, установлены главой 46 ТК ТС. В ней также определен порядок принятия мер по защите прав правообладателей на объекты ИС, который базируется на основополагающем документе Всемирной торговой организации (ВТО) в области охраны и защиты интеллектуальной собственности - Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Оно известно как Соглашение ТРИПС (TRIPS), значительная часть которого посвящена особым требованиям в отношении пограничных мер.

Кроме того, в главе 46 приведен перечень исключений из общего порядка. В соответствии с ним меры по защите прав на объекты ИС не применяются в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами для личного пользования, в том числе пересылаемых в их адрес в международных почтовых отправлениях; в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита; дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций, для официального и личного пользования.

Необходимо отметить, что меры по защите прав на объекты ИС, принимаемые таможенными органами, не препятствуют правообладателю прибегать к любым средствам защиты своих прав в соответствии с законодательством государств - членов ТС. При этом новеллой таможенного законодательства является то, что таможенные органы вправе принимать меры по защите прав на объекты ИС без заявления правообладателя. Имеется в виду так называемая процедура ex officio. Данная норма появилась в ТК ТС для усиления борьбы с контрафактной продукцией, а также приведения союзного законодательства в соответствие с международными стандартами -положениями статьи 58 Соглашения TRIPS (действия процедуры ех officio).

Указанная статья предусматривает право участников названного Соглашения требовать от компетентных (таможенных) органов действовать по собственной инициативе и приостанавливать выпуск в свободное обращение товаров, в отношении которых они располагают prima facie доказательствами того, что право интеллектуальной собственности нарушается. В случае заявления указанного требования компетентные (таможенные) органы вправе в любое время обращаться к правообладателю за любой информацией, которая может им помочь в осуществлении этих полномочий.

При этом импортер и правообладатель незамедлительно уведомляются о приостановлении выпуска товаров в свободное обращение. В случаях, если импортер подал компетентным органам возражение против приостановления выпуска товаров в свободное обращение, такое приостановление осуществляется mutatis mutandis на условиях, изложенных в статье 55 Соглашения.

Они предусматривают, что органы государственной власти и их служащие освобождаются от ответственности только в случаях, если действовали или намеревались действовать добросовестно. Данные правовые нормы используются таможенными администрациями в США, Японии и странах Евросоюза.

Со своими особенностями

По моему мнению, введение на территории ТС процедуры ех officio существенно сужает права правообладателей на свой объект ИС. Дело в том, что никто, кроме правообладателя, не должен накладывать какие-либо ограничения на его объекты ИС. Считаю, что данный принцип позволяет заинтересованным лицам фактически отнимать права у правообладателей, использовать их без его ведома и по своему усмотрению. При этом возникает много вопросов относительно сохранения баланса интересов правообладателей и государства. В складывающейся ситуации неясно, насколько этот принцип будет защищать их интересы, а не ущемлять или ограничивать.

Здесь следует особо отметить, что данный принцип непосредственно прописан в Кодексе Республики Казахстан от 30.06.2010 № 298-1У ЗРК «О таможенном деле в Республике Казахстан». В Федеральном законе от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» предусмотрена возможность действия таможенных органов без заявления правообладателя. Таможенное законодательство Республики Беларусь не предполагает осуществление принципа ех officio.

Регламентация ввоза на территорию государств - членов ТС объектов интеллектуальной собственности, не включенных в Соглашение о едином таможенном реестре объектов ИС государств Союза от 21 мая 2010 года, относится к внутреннему правовому регулированию каждого государства - члена ТС.

Так, ГК РФ регулирует ввоз продукции, которая охраняется патентным правом (статья 1358), правом на селекционные достижения (статья 1421) и правом на топологии интегральных микросхем (статья 1454). В то же время ТК ТС построена двухуровневая система защиты прав ИС посредством национальных таможенных реестров объектов интеллектуальной собственности и Единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств - членов ТС.

Напомню, что условия включения объектов ИС в Единый реестр и порядок его ведения определяется соответствующим Соглашением от 21 мая 2010 года и Регламентом взаимодействия таможенных органов государств - членов ТС по вопросам ведения данного реестра, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза (КТС) от 18.06.2010 № 290.

В соответствии с ним органом, уполномоченным на ведение Единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств - членов ТС, определена Федеральная таможенная служба (ФТС) Российской Федерации. За включение в реестр плата не взимается. Он является техническим документом, в котором систематизируются объекты ИС, по которым национальными таможенными органами принято положительное решение о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных.

Следует отметить, что срок защиты прав правообладателя на объекты ИС устанавливается при их включении в упомянутый выше реестр с учетом срока, указанного правообладателем в заявлении, но не более 2 лет со дня включения в реестр. Указанный срок может быть продлен на основании заявления правообладателя неограниченное количество раз, но каждый раз не более чем на 2 года, при условии соблюдения требований, предусмотренных главой 46 ТК ТС.

При этом таможенное законодательство Беларуси не предусматривает возможность неограниченного продления указанного срока. Согласно Административному регламенту ФТС России по исполнению государственной функции по ведению таможенного реестра объектов ИС (приказ ФТС России от 13.08.2009 № 148) срок принятия мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, определяется с учетом времени действия представленных документов, на основании которых принимается решение. Указанный срок не может быть более 5 лет со дня внесения объектов ИС в реестр, но его можно продлевать неограниченное число раз в пределах срока правовой охраны тех или иных объектов ИС.

С другой стороны Государственный таможенный комитет (ГТК) Республики Беларусь в соответствии с положениями приказа от 10.08.2007 № 382-ОД «О некоторых вопросах осуществления таможенными органами мер по защите прав интеллектуальной собственности» ведет свой таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. В Казахстане данный вопрос регламентирован приказом Министерства финансов РК от 16.07.2010 № 356 «Об утверждении правил ведения таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности». Он вступил в силу 3 сентября 2010 года и распространяется на отношения, возникшие с 1 июля 2010 года.

В нашей стране меры по защите прав на объекты ИС регламентируются в главе 42 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании» и в порядке, который определен упоминавшимся выше Административным регламентом ФТС России. В соответствии с ними правообладатель (или его законный представитель), имеющий основания полагать, что может иметь место нарушение его прав на вышеуказанные объекты ИС при перемещении товаров через таможенную границу или совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем, вправе подать заявление в центральный таможенный орган о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска таких товаров.

По согласованным правилам

Согласно положениям ТК ТС правообладатель обязан представить сведения о товарах, которые, по его мнению, являются контрафактными. Данные сведения должны быть достаточно подробные для того, чтобы таможенные органы могли выявить такие товары. Следовательно, компетенция таможенных органов по принятию мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, распространяется не в отношении всех товаров, содержащих тот или иной объект ИС, а только тех, в отношении которых у правообладателя есть информация о том, что они обладают признаками контрафактных.

Правообладатель по своему усмотрению имеет право указать любые другие сведения, которые тем или иным способом могут быть полезны таможенным органам для выявления подделок. Он также может приобщить к заявлению образцы товаров, которые послужат подтверждением имеющегося, по мнению владельца, факта нарушения его прав. Это могут быть как образцы, обладающие признаками контрафактных, так и оригинальные изделия, что позволит при их сравнении точно определить отличительные особенности.

Заявитель обязан представить в центральный таможенный орган государства - члена ТС документ, подтверждающий обеспечение обязательства, либо договор страхования риска ответственности за причинение вреда, который может быть нанесен декларанту, собственнику, получателю товаров или иным лицам в связи с приостановлением выпуска товаров. Таможенным законодательством ТС предусмотрено, что страховая сумма должна быть не менее 10 тыс. евро. В России она составляет 300 тыс. рублей.

Если при совершении таможенных операций, связанных с помещением под таможенные процедуры товаров, содержащих объекты ИС, включенных в таможенный реестр, который ведется таможенным органом государства - члена ТС, или в Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности Союза, таможенным органом обнаружены признаки нарушения прав интеллектуальной собственности, выпуск таких товаров приостанавливается сроком на 10 рабочих дней. Товары, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска, приобретают (сохраняют) статус находящихся на временном хранении.

Не позднее следующего дня после принятия решения о приостановлении выпуска таможенный орган уведомляет декларанта и правообладателя о приостановлении выпуска, его причинах и сроках. При этом правообладателю предоставляется 10 дней на обращение в уполномоченные согласно законодательству государства-члена Таможенного союза органы за защитой своих прав. С письменного разрешения таможенного органа правообладатель, декларант или их представители имеют право под таможенным контролем отбирать пробы и образцы товаров, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска, проводить их исследование, а также осматривать, фотографировать или иным образом фиксировать.

Таможенный орган на основании мотивированного письменного запроса правообладателя вправе продлить срок приостановления выпуска товаров, но не более чем на 10 рабочих дней. В случае составления протокола об административном правонарушении таможенные органы должны принять меры по изъятию товаров, обладающих признаками контрафактных, в качестве вещественных доказательств либо наложить на них арест.

По истечении срока приостановления выпуска товаров, содержащих объекты ИС, их выпуск возобновляется и производится в порядке, установленном ТК ТС, за исключением случаев, когда таможенному органу представлены документы, подтверждающие изъятие товаров, наложение на них ареста или их конфискацию, либо иные документы в соответствии с законодательством государств - членов ТС.

Решение о приостановлении выпуска может быть отменено до истечения установленного срока, если в таможенный орган поступило заявление правообладателя или лица, представляющего его интересы, о его отмене; объект интеллектуальной собственности исключен из таможенного реестра объектов ИС, который ведет таможенный орган государства Союза, или из Единого реестра. Иные случаи определены законодательством государств-членов ТС. Отмена решения оформляется в письменной форме руководителем таможенного органа или уполномоченным им лицом. После соблюдения всех формальностей выпуск таких товаров возобновляется и производится в соответствии с ТК ТС.

Михаил ТЮНИН, советник Департамента таможенного администрирования Секретариата Комиссии ТС, специально для «ТН»

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 19 июня 2012 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

DPD в России: кризис как возможность развиваться

Текущие экономические условия в компании воспринимают как возможность использовать новые форматы и расширить свои позиции на рынке.

 23 февраля 2017 / Логистика

Инновационные решения KNAPP влияют на развитие интралогистики

Вследствие развития Индустрии 4.0 и стабильного роста электронной коммерции перед логистикой встала сложная задача - повышение гибкости логистических процессов. При этом она не должна воплощаться за счет снижения производительности и увеличения расходов.

 15 февраля 2017 / Логистика

Флагманский проект успешно реализован: компания STILL передала компании Brüggen парк складской техники, оснащенной литий-ионными батареями

Специалист в области внутренней логистики компания STILL успешно реализовала качественно новый проект по поставке литий-ионной техники. Ее первым крупным клиентом стал производитель продуктов питания компания BrГјggen, которая перевела свой автопарк на литий-ионную технологию.

 14 февраля 2017 / Логистика

Опоздал – заплати

В Литве, согласно республиканскому Кодексу об административных правонарушениях, с 1 января 2017 года за несвоевременную подачу перевозчиком предварительной информации (декларации) и представление литовским таможенным органам недостоверных сведений о перевозимых товарах и транспортных средствах при предварительном информировании устанавливается административная ответственность.

 6 февраля 2017 / Таможня

База для карантина

В Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) создана основополагающая нормативно-правовая база в области карантина растений.

 2 февраля 2017 / Таможня

Опоздал – заплати

В Литве, согласно республиканскому Кодексу об административных правонарушениях, с 1 января 2017 года за несвоевременную подачу перевозчиком предварительной информации (декларации) и представление литовским таможенным органам недостоверных сведений о перевозимых товарах и транспортных средствах при предварительном информировании устанавливается административная ответственность.

 6 февраля 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

База для карантина

В Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) создана основополагающая нормативно-правовая база в области карантина растений.

 2 февраля 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

К честной конкуренции готовы

Открытый в мае текущего года Группой компаний (ГК) В«ТРАНСБАЛТВ» многофункциональный таможенно-логистический комплекс (МФЛК) в Таганроге рискует уже в самое ближайшее время остаться фактически вне внимания и интереса со стороны участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) Южного федерального округа (ЮФО), хотя многие из них еще недавно планировали осуществлять свои экспортно-импортные операции с учетом технологических возможностей МФЛК.

 1 февраля 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Китай уже доступнее

Россия, Китай и Монголия подписали трехстороннее соглашение о регулярных грузовых автомобильных перевозках по новому транспортному коридору.

 31 января 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Контейнеры приравняли к транспорту

Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) упростила таможенное декларирование морских контейнеров в качестве транспортных средств международной перевозки (ТСМП) в портах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) для их дальнейшего перемещения по территории Союза иным видом транспорта.

 30 января 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog