Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

Госдума в первом чтении приняла законопроект о расширении свободной экономической зоны (СЭЗ) Крыма и Севастополя на территориальное море.

5-7 декабря 2016 года в Москве состоится 76-е сессия Политической комиссии Всемирной таможенной организации (ВТамО).

Узбекистан не считает для себя выгодным вступление в Евразийский экономический союз или Таможенный союз.

/ Статьи

Таможня движется к «единому окну»

Прошел почти год с начала проведения ФТС России эксперимента по внедрению в морских пунктах пропуска механизма «единого окна». Ожидается, что вскоре он начнет работать в штаном режиме. О том, как проходит работа над данным проектом, корреспонденту Интернет-сайта TKS.ru рассказала начальник отдела информационных таможенных технологий Главного управления информационных технологий (ГУИТ) ФТС России Елена Бормотова.

Она отметила, что у морского вида транспорта имеется своя специфика, которая состоит в большом количестве участников перевозочного процесса. В их число входят импортеры, перевозчики, контролирующие органы, морские агенты, сюрвейерские компании, складские предприятия и т. д. Их можно условно разделить на три группы: субъекты, связанные с морской перевозкой товара (морские компании, перевозчики, судовые агенты, капитан судна); заинтересованные лица, или покупатели – российские импортеры, имеющие подробную информацию о товаре; государственные контролирующие органы.

Еще одним участником процесса является администрация морского порта, которая отвечает за безопасность судоходства. На практике все участники процесса в ходе перевозки товара так или иначе взаимодействуют. Сначала бизнесмены делают это между собой, потом они контактируют с государственными органами, которые также взаимодействуют друг с другом. Как правило, стороны обмениваются информацией о товаре, судне. Контролирующие органы проверяют ее, принимают решения и доводят их до заинтересованных лиц.

Чтобы соблюсти баланс интересов бизнеса и государства в морских портах, обеспечить высокую скорость прохождения товаров при их качественном контроле, напомнила Елена Бормотова, еще три года назад ФТС России предложила провести научно-исследовательскую работу по созданию макета (прототипа) портала «Морской порт», позволяющего обеспечить единое информационное пространство. Для реализации идеи создали межведомственную рабочую группу из сотрудников ФТС России и Минтранса.

Портал «Морской порт» призван соблюсти баланс интересов бизнеса и государства в морских портах, обеспечить высокую скорость прохождения товаров при их качественном контроле.

В основу портала положили три базовых принципа - это концепция единого информационного пространства; концепция «единого окна»; анализ всего процесса. Последний включает в себя поставку, перевозку товаров, выявление мест взаимодействия участника ВЭД с контролирующими органами. Он также предполагает максимальное упрощение взаимодействия сторон посредством «единого окна». Ключевыми моментами здесь являются переход на электронный документооборот и возможность на протяжении всего процесса обработки внешнеторгового груза в морском порту на каждом этапе фиксировать в информационной модели его статус. Например, получать данные, что заключен контракт, товар закуплен, оплачен, заключен договор морской перевозки и т. д.

Учитывая это, специалисты ФТС России, как уточнила представитель службы, создали модель бизнес-процессов, происходящих в морском порту и прежде всего связанных с осуществлением таможенных формальностей. При этом удалось перевести все документы в электронный вид и объединить в единый информационный ресурс участников процесса. Также были решены организационные вопросы, связанные с привлечением госорганов и бизнеса к пользованию порталом.

Напомним, что проект был запущен в феврале 2014 года. В качестве пилотной зоны были выбраны пять объектов: крупнейший в России транзитный порт Восточный, порт Владивосток, развивающийся и очень перспективный порт Усть-Луга, южные ворота России – порт Новороссийск и на западном направлении – порт Калининград, где оказалось много желающих участвовать в эксперименте. Следует отметить, что эксперимент вызвал неподдельный интерес у зарубежных компаний, которые давно привыкли к использованию предварительного информирования.

Елена Бормотова уточнила, что к выбору мест проведения эксперимента подошли очень тщательно. Так, из-за серьезной загруженности в их число не включили Большой порт Санкт-Петербурга, а в Новороссийском порту в нем участвует только один пост – Юго-восточный. Чтобы можно было отработать различные варианты и при этом не создавать чрезмерную дополнительную нагрузку на бизнес, предпочтение отдали постам, имеющим интересные с точки зрения таможни особенности.

Собираем информацию

Изначально идея ФТС России состояла в разделении информационных потоков. Предполагалось, что подавать предварительную информацию (ПИ) будут морские агенты – российские предприятия, которые заблаговременно получают от судовладельца в электронном виде копии коносаментов, деклараций о грузе или иные сведения, которые следует направлять в таможню через прототип портала. Причем представитель ФТС России уточнила, что сведения должны поступать в необходимом для таможенных целей объеме.

Наличие данных лишь о судне позволит только отчасти ускорить процесс обработки в морском порту: быстрее оформить корабль, своевременно разрешить его выгрузку. Кроме этого, требуются подробные данные о товарах, которые есть у импортера. Ведь он точно знает о том, что к нему должно прибыть морем, о планируемых сроках поставки, а также располагает ПИТ1 – предварительной информацией о товаре (сведения о количестве товаров, код ТН ВЭД на уровне шести знаков, наименование товаров), необходимой контролирующим органам.

Например, если в информации морского агента указано «товары народного потребления», то в ПИТ1 должно быть написано конкретно: «обувь для взрослых», «обувь для детей», «продукты питания» и т. п. После регистрации данной информации ей присваивается уникальный идентификационный номер (УИН). Он затем передается морскому агенту, который формирует и направляет в систему пакет предварительной информации о судне (ПИТ2) с привязкой коносаментов к УИН. После этого ПИТ1 и ПИТ2 можно связать между собой в системе ФТС России, и ПИ становится полной и достаточной для проведения различных видов государственного контроля.

Далее таможенный инспектор анализирует поданную информацию, выявляет наличие товаров, подлежащих иным видам госконтроля, и принимает по ним предварительное решение «выгрузка разрешена». При выявлении каких-либо неточностей по прибытии судна в порт инспектор может затребовать дополнительные сведения или документы либо назначить фактический контроль груза. Однако чаще всего он необходим службам карантинного фитосанитарного, ветеринарного и санитарно-карантинного контроля. Зная всю цепочку, операторы морских терминалов могут планировать, какие товары убрать в штабель, а какие подать на осмотр, то есть сразу с борта контейнер с ними ставят на смотровую площадку.

Обычно, уточнила начальник отдела ГУИТ, контейнеры просто выгружают и ставят в штабели, если становится понятно, что какой-то из них необходимо предъявлять на осмотр, приходится производить дополнительные платные грузовые операции. В ходе разработки технологии специалисты ФТС России сумели создать условия для сокращения в порту грузовых операций, соответственно, повысилась рентабельность, уменьшились затраты участников ВЭД.

Информацией с таможенного портала для своих целей сейчас также пользуются пограничники, администрация порта, которая с ее помощью может планировать сроки судозаходов. Морской агент и судовладелец сейчас могут сразу после погрузки контейнеров и ухода судна из порта подавать в единый ресурс российской таможни информацию о выходе корабля и планируемой дате прибытия. Кроме того, на портале администрация порта организует выход комиссии на судно, раньше об этом приходилось договариваться по телефону или рассылать факсы заинтересованным лицам.

Следует отметить, что воспользовавшиеся продуктом участники ВЭД считают его сырым, им приходится вручную набивать предварительную информацию для подачи на портал, а в поданную информацию нельзя внести изменения. В то же время контролирующий орган может это сделать. В ответ Елена Бормотова пояснила, что у таможни пока нет полномасштабной системы, а имеется лишь ее макет (прототип). Поэтому участникам ВЭД сейчас приходится набирать текст вручную, хотя крупные компании могут подгружать данные из своих информационных систем. Также нет и возможности изменить поданную ПИ, сохранив за ней тот же УИН.

Если участник ВЭД подал ПИ, в которой сказано, что на судно будет загружено 60 контейнеров, а затем выяснится, что на борт их поставили 80, то в этом случае нужно будет подать новую ПИ, а ранее поданную признать недействительной. Изменения нужно будет внести только в исходный файл. Сейчас таможенный инспектор указывает на портале принятое им решение, которое затем направляет заинтересованному лицу. После этого доступ к нему получают и другие контролирующие органы.

При этом у инспектора нет технической возможности изменить поступившую от участника ВЭД информацию. Сейчас его возможности по анализу ПИ весьма ограничены, полномасштабная система будет интегрирована с ЕАИС таможенных органов. Пока таможенник тоже работает в прототипе портала как в отдельном программном средстве с достаточно ограниченными возможностями. Это не устраивает и бизнес, и таможню.

Запросили сколько нужно

В ФТС России считают обоснованным объем запрашиваемых для ПИ сведений. Он согласован с иными контролирующими органами. Сейчас перечень этих сведений является одним из предметов дискуссий: бизнес стремится к его сокращению, таможенники объясняют, почему им нужно их больше. Они утверждают, что чем больше сведений им заранее представлено в электронном виде, тем быстрее будет проходить оформление товаров при прибытии. В то же время анализируется даже информация, поданная лишь в объеме ПИТ2.

Елена Бормотова также подчеркнула, что пока предварительное информирование на морском транспорте осуществляется на добровольной основе, и таможенники просят бизнес активнее участвовать в эксперименте. Прототип портала «Морской порт» таможенники рассматривают в качестве одного из важных инструментов для внедрения «единого окна» и считают его более продвинутым, чем обычное предварительное информирование. В портале уже изначально заложены элементы механизма «единого окна». Следует напомнить, что распоряжением Правительства РФ от 30.04.2014 № 739-р утвержден план мероприятий по улучшению транспортной ситуации в морских портах. В соответствии с ним за ФТС России в 2015 году закреплена работа по внедрению механизма «единого окна».

Пока предварительное информирование на морском транспорте осуществляется на добровольной основе, и таможенники просят бизнес активнее участвовать в эксперименте по его внедрению.

Сейчас его созданием занимается рабочая группа, сформированная в рамках Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). В ней также участвуют представители бизнеса стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и государственных органов. Уже есть план поэтапного движения к созданию «единого окна» в рамках Союза. Параллельно идет работа по введению обязательного предварительного информирования на морском транспорте. Этот вопрос относится к компетенции ЕЭК. Пока ФТС России, как пояснила ее представитель, стремится дать участникам ВЭД возможность подать ПИ в морских пунктах пропуска, и уже создан инструмент для этого.

Начальник отдела напомнила, что на автомобильном транспорте такая возможность также была предоставлена задолго до введения обязательного ПИ. Это произошло, когда большинство участников ВЭД стали подавать предварительную информацию. Они ощутили от данной технологии экономическую выгоду. Точно так же было с введением обязательного предварительного информирования на железнодорожном транспорте. Сегодня бизнес интересуется, каким будет эффект от подачи предварительной информации. Однако точного ответа на этот вопрос пока нет. Чтобы он появился, необходимо апробировать этот вариант.

Первые итоги обнадежили

Сейчас работа проводится в экспериментальном режиме. Рассказывая о первых итогах эксперимента, Елена Бормотова сообщила, что по состоянию на 15 января 2015 года на портале обработано свыше 4200 судозаходов. Было зафиксировано более 21 600 подключений и совершено свыше 5100 операций, таких как подача ПИТ1 и ПИТ2. По одному судозаходу могут принимать участие 7-9 категорий пользователей: заинтересованное лицо, перевозчик, администрация порта, таможенник, 4 контрольные службы, складская компания.

Также наблюдается рост числа организаций, подключившихся к эксперименту. Сейчас с порталом работает более 70 зарегистрированных организаций-импортерев, подающих ПИТ1, и 68 компаний, выполняющих роль представителя перевозчика, которые подают ПИТ2. Также уже зарегистрировано около 200 активных пользователей – представителей контролирующих органов. Количество поданной предварительной информации неуклонно растет: за весь период подано почти 5 тыс. сообщений (ПИТ1 и ПИТ2). Лидерами являются Новороссийск и Калининград, меньше всего их подано в Усть-Луге.

Зафиксированная динамика развития эксперимента, считает представитель ФТС России, позволяет говорить о том, что бизнес позитивно оценивает его, что подтверждается ростом числа участников, которых в феврале 2014 года было лишь 37. Очевидно, что бизнес получил выгоду от ПИ на морском транспорте. Так, в порту Восточный до эксперимента прохождение контейнера занимало около 16 дней, а сейчас - 4-4,5 дня. То есть произошло сокращение сроков оформления.

Тенденция относительно ПИ следующая: по данным на июль 2014 года, участников, подающих ПИТ1 и ПИТ2, было равное число – по 20%, на сентябрь 2014 года подающих ПИТ1 стало чуть меньше, а число подающих ПИТ2 увеличилось до 30%. Значит, инструмент работает, и судовладельцы, в основном иностранные, привыкшие к подаче предварительной информации, пользуются этим механизмом. Отечественные импортеры пока менее активны.

Сегодня контролирующие органы и бизнес просят ФТС России ускорить переход на следующий этап - от Интернета, где сейчас размещен прототип портала, к полномасштабному программному средству. Участники ВЭД также просят таможенников принимать ПИ не только для таможенных целей, но еще и для иных видов контроля (ветеринарного, транспортного и т. п.).

Елена Бормотова уточнила, что сегодня действует такая схема: когда прибывает товар и таможеннику, допустим, представляют ветеринарный сертификат, он набивает его номер в информационную систему таможенных органов и только в этот момент направляет запрос в информационную систему Россельхознадзора, затем получает ответ и пропускает товар. Таможенники же предлагают предоставить им возможность, пока на добровольной основе, брать ПИ для иных видов контроля, чтобы они могли ее тоже заранее анализировать. Эта идея уже начинает закладываться в нормативную базу.

Представитель ФТС России уточнила, что служба не может реализовать в макете поступившие от бизнеса предложения по усовершенствованию прототипа портала. Они будут учтены в рамках опытно-конструкторской работы, которая будет проводиться в течение 2015 года. Ее результатом должно стать более совершенное программное средство, которое также будет тестироваться на объектах пилотной зоны и распространяться на другие объекты. В ходе эксперимента участники убедились, что концептуальные подходы по взаимодействию оказались правильными, предложенная технология позволяет оформлять товар намного быстрее. Сейчас служба аккумулирует предложения по ее совершенствованию и замечания.

Планируется, что после завершения очередного этапа работы будет уже не портальное (в Интернете) решение, а построенное на централизации информационных ресурсов, межведомственном взаимодействии, юридической значимости и т. д. После этого технология будет внедрена по всей стране. Для достижения конечной цели таможенникам осталось сделать лишь несколько шагов, в том числе согласовать перечень документов и сведений в рамках пункта 5 распоряжения Правительства РФ № 739-р, этим занимается Минтранс.

Таможенники рассчитывают на встречные шаги со стороны бизнеса, поскольку он неоднократно декларировал свою готовность и желание отказаться от бумажного документооборота во взаимодействии с таможней. В заключение Елена Бормотова сказала, что если участники ВЭД не будут представлять в электронном виде не только предварительную информацию, но и необходимую для совершения операций при прохождении товара, движения вперед не произойдет.

Иннокентий ГРЯЗЕВ 

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 26 марта 2015 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Иностранцам въезд заказан

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

 6 декабря 2016 / Таможня

Контроль передали в одни руки

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

 5 декабря 2016 / Таможня

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня

Эксперимент для багажа

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

 29 ноября 2016 / Таможня

Иностранцам въезд заказан

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

 6 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Контроль передали в одни руки

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

 5 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Эксперимент для багажа

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

 29 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog