Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

Госдума в первом чтении приняла законопроект о расширении свободной экономической зоны (СЭЗ) Крыма и Севастополя на территориальное море.

5-7 декабря 2016 года в Москве состоится 76-е сессия Политической комиссии Всемирной таможенной организации (ВТамО).

Узбекистан не считает для себя выгодным вступление в Евразийский экономический союз или Таможенный союз.

/ Статьи

Таможенный кодекс ЕАЭС: еще немного, еще чуть-чуть

Евразийский межправительственный совет на заседании, которое прошло 12 августа в Сочи, распорядился направить во входящие в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) страны проект Таможенного кодекса (ТК) Союза. По решению глав правительств документ должен пройти процедуру внутригосударственного согласования (ВГС).

Обновленная редакция проекта Кодекса размещена на сайте Евразийский экономической комиссии (ЕЭК) в разделе таможенного блока. До конца августа ЕЭК проведет обсуждение предложений сторон, которые еще не успели рассмотреть, а 2 сентября возобновит работу своей экспертной группы. Результаты ВГС в комиссии рассчитывают получить к 20 сентября.

Ранее премьер-министры поручили до конца октября подготовить к подписанию проект Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС. Глава Правительства РФ Дмитрий Медведев отметил, что стороны «находятся буквально в шаге от согласования текста ТК Союза, подготовка и принятие которого требует первоочередного внимания». Он также заявил о необходимости «существенно сократить, а в идеале ликвидировать отставание по выработке нормативных актов Евразийского экономического союза». По его словам, с принятием Кодекса процесс таможенного оформления на внешней границе Союза будет унифицирован, а условия перемещения товаров заметно упростятся.

В ходе заседания в Сочи подписаны распоряжения «О проекте Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза» и «Об основных подходах к созданию механизма обеспечения прослеживаемости товаров в государствах - членах Евразийского экономического союза»; решения «О реализации механизма маркировки отдельных категорий товаров контрольными (идентификационными) знаками», «О некоторых вопросах ввоза и обращения товаров на таможенной территории Евразийского экономического союза в связи с присоединением Республики Казахстан к Всемирной торговой организации»; протокол от 29.05.2015 о присоединении Кыргызской Республики к Соглашению о перемещении озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции и учете озоноразрушающих веществ при осуществлении взаимной торговли государств - членов ЕАЭС.

Напомним, что в работе над проектом ТК ЕАЭС, которая началась в 2013 году, участвовали представители госорганов и деловых кругов стран Союза. Документ планировали принять еще в конце прошлого года. Однако этого не произошло, теперь его подписание ожидается в декабре. После предварительного одобрения премьер-министрами стран Союза у заинтересованных сторон до конца сентября есть возможность направить последние замечания, а еще через месяц комиссия представит окончательный текст.

Как отмечают эксперты, ЕЭК создала один из базовых документов, который в перспективе составит правовую основу Союза. Это первый масштабный кодифицированный нормативно-правовой акт, охватывающий все сферы таможенного дела, регламентирующий и регулирующий таможенные правоотношения в рамках территорий стран Союза и единого таможенного пространства. Дело в том, что, согласно статье 32 Договора о ЕАЭС, в условиях единой таможенной территории должно быть обеспечено одинаковое таможенное регулирование.

ТК ЕАЭС создавался для достижения этой цели. С его принятием процесс таможенного оформления на внешней границе Союза будет унифицирован, а условия перемещения через нее товаров заметно упростятся. В основу Кодекса положены международные стандарты и передовые практики таможенного администрирования. В нем кодифицированы положения 20 международных договоров в сфере таможенного регулирования.

Будем ли жить по-новому?

Среди принципиальных новаций эксперты выделяют приоритет электронного таможенного декларирования; возможность совершения таможенных операций, связанных с автоматической регистрацией таможенной декларации и выпуском товаров, информационными системами таможенных органов; возможность подачи декларации без представления таможенному органу документов, на основании которых она заполнена; совершенствование института уполномоченного экономического оператора (УЭО); использование механизма «единого окна» при совершении таможенных процедур.

Документ заменит принятый в 2009 году Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС), который с многочисленными поправками действует до сих пор. Уточним, что закрепленные в нем нормы и правила таможенного администрирования, наряду с коллегами из Беларуси, Казахстана и России, применяют таможенники и участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) Армении и Киргизии, которые не участвовали в разработке документа. Эти страны вступили в ЕАЭС после введения ТК ТС в действие.

Старый Кодекс носит рамочный характер, в нем значительная часть регуляторных полномочий отнесена на национальный уровень. По оценке ЕЭК, это привело к существенным различиям в странах Союза в осуществлении таможенных процедур и взимании пошлин. ТК ЕАЭС должен исправить эту ситуацию. Как отмечалось, одной из важных новаций эксперты считают изменение статуса УЭО. Имеющие его компании могут пользоваться упрощенными таможенными процедурами.

ТК ЕАЭС наделит их дополнительными, достаточно большими привилегиями. Для сравнения: в Евросоюзе статус оператора имеют свыше 15 тыс. фирм, на них приходится половина внешнеторговых поставок. У нас их на порядок меньше. Новый Кодекс должен дать толчок развитию института УЭО. Их разделят на три типа, каждый из которых даст разные права. Сама классификация будет зависеть от истории работы компании, отсутствия у нее нарушений и претензий со стороны таможни.

Перечень льгот в сравнении с действующим кодексом расширен с 4 до 15, а статус УЭО может быть распространен и на перевозчиков. Чтобы стать УЭО первого типа, нужно работать в ВЭД не менее 3 лет и представить соответствующее обеспечение уплаты таможенных платежей. Операторы второго и третьего типа смогут указывать в качестве адреса доставки собственный склад, а не место нахождения таможенного органа.

По мнению экспертов, это существенное улучшение. Сейчас имеющиеся разночтения между российским законом о таможенном регулировании и ТК ТС не позволяют указывать склад оператора. Поэтому при транзитных перевозках грузы, например, приходится везти на пункт пропуска в Беларуси, что приводит к большим простоям и дополнительным затратам. В проекте также предусмотрена возможность признания зарубежных УЭО на взаимной основе. С подобной инициативой к ЕЭК обращался Китай.

Кроме того, в документ для УЭО включен ряд ранее не применявшихся специальных упрощений, таких как первоочередное совершение таможенных операций, таможенный транзит без обеспечения, приоритетное участие в проводимых таможенными органами пилотных проектах, проведение таможенного контроля (осмотра, досмотра) в приоритетном порядке.

Рожденный в спорах

Как уже отмечалось, страны ЕАЭС должны до конца сентября представить последние правки в текст Кодекса. Ожидается, что на этот раз их будет не так много. Ведь именно из-за большого числа поправок, внесенных в ходе первого ВГС, документ не был принят в конце прошлого года, как это первоначально планировалось.

Учитывая, что документ затрагивает фискальные интересы и широкие аспекты работы таможенных и правоохранительных органов, эксперты изначально предполагали, что процесс согласования будет долгим. Так и получилось: в ЕЭК поступило почти 1500 поправок. Больше всего от Казахстана, который на тот момент завершал процедуру вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) и не был готов подписываться под новым Кодексом.

Казахстан фактически заблокировал отказ ЕАЭС от применяемого сейчас принципа национального резидентства. Хотя ранее такая возможность обсуждалась в ЕЭК. Как отметил «Коммерсантъ», Россия выступала за перенос полномочий на наднациональный уровень, Казахстан ратовал за сохранение национального контроля над ключевыми решениями. Устранение разногласий заняло более года. Хочется верить, что на этот раз подписание пройдет в установленные сроки.

«Мы постарались унифицировать все процессы, непосредственно влияющие на доступ товаров на единый рынок», — пояснил член Коллегии (Министр) по таможенному сотрудничеству ЕЭК Мукай Кадыркулов. - В проекте Кодекса на национальном уровне в основном остались вопросы, носящие в большей мере технический характер и не затрагивающие общие интересы».

По оценке главы Центра поддержки ВЭД и развития регионов Галины Баландиной, «из-за сложности согласования интересов бизнеса и ведомств Кодекс в основном посвящен детализации таможенных процедур. Основные изменения, обозначенные в проекте, касаются перехода на электронный документооборот и упрощения таможенных процедур. На практике это означает, что участникам ВЭД не потребуется подавать в таможенные органы документы, на основании которых заполнена декларация на товар (ДТ), а выпуск товаров сократится до 4 часов с момента ее регистрации».

Среди прочего в проекте ТК ЕАЭС указаны методы определения таможенной стоимости при ввозе товаров, при этом регулирование экспортных пошлин остается на страновом уровне. В действующем документе эти нормы не прописаны, они регулируются международным договором стран Союза.

В рамках Союза «единообразное применение положений Кодекса» должна обеспечивать ЕЭК. На ее уровень предлагается перенести и определение условий перевозок товаров физическими лицами (включая нормы беспошлинного ввоза). При этом бизнес высказался за расширение практики применения отложенного определения таможенной стоимости, что позволяет учитывать цену сделки, а не стоимость аналогичных поставок других импортеров. Данная процедура была введена в апреле этого года и пока касается только биржевых товаров, но в ЕЭК не исключают ее расширение, например, в случае, когда импортер не знает сумму лицензионных платежей.

Как уточнили в аппарате Мукая Кадыркулова, в проекте ТК ЕАЭС предусмотрены оптимизация сведений, подлежащих указанию в ДТ и транзитной декларации; предварительное информирование таможенных органов о товарах, ввозимых на таможенную территорию Союза; использование механизма «единого окна» при совершении таможенных операций, в том числе связанных с прибытием, убытием и таможенным декларированием товаров; унификация особенностей таможенного декларирования товаров, перемещаемых в несобранном или разобранном виде.

Также закреплено определение особого порядка декларирования экспресс-грузов, перемещаемых экспресс-перевозчиком; сокращение сроков выпуска товаров до 4 часов с момента регистрации ДТ, если по результатам проверки декларации не выявлена необходимость запроса документов, на основании которых она заполнена, либо проведения форм таможенного контроля, связанных с проверкой товаров.

С принятием ТК ЕАЭС появится возможность выпуска товаров под обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в случае, если таможенный контроль, начатый до выпуска товаров, не завершен; упрощения порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза отдельных категорий товаров. Также уточнены содержание и условия применения отдельных таможенных процедур; вводятся нормы, регулирующие установление и поддержание отношений консультативного характера между таможенными органами и представителями бизнес-сообщества.

В Кодексе предусмотрены: подача ДТ при предварительном таможенном декларировании не только до ввоза иностранных товаров на таможенную территорию Союза, но и до момента их доставки; однократное взимание таможенных платежей за одни и те же товары. Кроме того, установлена возможность подтверждения статуса таможенного перевозчика при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита без представления свидетельства о включении в соответствующий реестр.

Цыплят считать рано

Хотя работа над Кодексом не завершена, президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин уже заявил, что «российский бизнес приветствует новую редакцию ТК ЕАЭС и поддерживает позицию правительства, которое исходит из того, что подобный сценарий будет реализован в том случае, если сторонам удастся в официально действующих документах минимизировать количество имеющихся на сегодня ограничений».

Эксперты Совета по таможенной политике ТПП РФ, участвовавшие в выработке российской позиции по проекту, отметили, что появится ряд новшеств, которые существенно сэкономят ресурсы бизнеса. Так, будут упрощены таможенные формальности, сократится время на прохождение таможенных процедур, общение с таможенниками сведется к минимуму, что положительно повлияет на улучшение бизнес-климата в странах ЕАЭС.

Однако в целом экспертное и профессиональное сообщество пока сдержанно относится к новому ТК ЕАЭС. Многие отмечают, что в нем нет новаций, которые могли бы радикально улучшить условия ведения внешнеторгового бизнеса в России. Уже звучат нарекания, так сказать, филологического характера. Речь идет о языке и стиле, которым написан текст документа.

Как признают юристы, при чтении некоторых положений достаточно сложно отыскать смысл и ключевые слова, что не исключает вероятность в будущем их различной трактовки, выяснения того, как должна применяться та или иная норма. Соответственно, по спорным вопросам таможенникам и бизнесу потребуются разъяснения со стороны ЕЭК. Как недостаток, эксперты отмечают, что не удалось полностью уйти от «бумажных» технологий и перевести процедуру таможенного оформления исключительно на электронную основу.

При этом Галина Баландина призывает не делать преждевременных выводов и не давать проекту окончательную оценку, тем более что работа над ним еще не закончена. По ее мнению, сейчас более правильно не осуждать и критиковать Кодекс, а воспользоваться оставшимися возможностями и направить в ЕЭК предложения и пожелания, которые еще могут быть учтены в окончательном варианте документа.

Сделать это еще можно. Минэкономразвития предложило процедуру взаимодействия бизнеса и органов власти в период ВГС и призвало профессиональное сообщество активизироваться. Министерство надеется до конца августа получить предложения и замечания по столь важному и значимому документу. Заинтересованным сторонам следует поторопиться, до времени «Ч» счет пошел на дни.

Иннокентий ГРЯЗЕВ

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 1 сентября 2016 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Контроль передали в одни руки

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

 5 декабря 2016 / Таможня

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня

Эксперимент для багажа

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

 29 ноября 2016 / Таможня

Экспорт всему голова

Вслед за зерном из-за перепроизводства Россия впервые может начать экспортировать сахар. Ожидается, что в 2016 году его будет на 1 млн тонн больше, чем необходимо для внутреннего потребления.

 28 ноября 2016 / Таможня

Контроль передали в одни руки

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

 5 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Эксперимент для багажа

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

 29 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Экспорт всему голова

Вслед за зерном из-за перепроизводства Россия впервые может начать экспортировать сахар. Ожидается, что в 2016 году его будет на 1 млн тонн больше, чем необходимо для внутреннего потребления.

 28 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog