Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

Госдума в первом чтении приняла законопроект о расширении свободной экономической зоны (СЭЗ) Крыма и Севастополя на территориальное море.

5-7 декабря 2016 года в Москве состоится 76-е сессия Политической комиссии Всемирной таможенной организации (ВТамО).

Узбекистан не считает для себя выгодным вступление в Евразийский экономический союз или Таможенный союз.

/ Статьи

Таможенные перспективы

О проблемах, с которыми сталкивается ФТС России и ее коллеги по Таможенному союзу, и о направлениях работы на ближайшее время рассказывает начальник Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля Федеральной таможенной службы РФ Дмитрий Некрасов.        

- Дмитрий Викторович, как идет работа по унификации контроля в Таможенном союзе? С какими проблемами вы сталкиваетесь?   

- Прошел почти год с тех пор как с первого июля 2010 г. вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС), и сегодня можно сказать, что Таможенный союз состоялся де-юре и де-факто. Он стал реальным интеграционным объединением. От предыдущих попыток интеграции Таможенный союз отличает то, что он изначально базировался на основе единого ТК ТС и ставках Единого таможенного тарифа (ЕТТ). Конечно, есть определенные исключения, которые и раньше создавали проблемы и после первого июля 2011 г., когда был снят контроль с казахстанско-российской границы,  вносят определенные проблемы в наши отношения, но в целом создано единое таможенное законодательство. По большинству вопросов действуют соглашения, уточняющие некоторые  положения ТК ТС по отдельным категориям товаров, по особенностям таможенных операций и т.д. Действуют единые ставки ввозных таможенных пошлин. Накоплен опыт взаимодействия между таможенными службами трех стран как в рамках подготовки материалов для Комиссии Таможенного союза (КТС), так и в рамках решения оперативно-управленческих вопросов.        

- Расскажите подробнее о тех проблемах, которые возникают и, видимо, будут возникать в связи с исключениями. Как будут администрироваться эти исключения теперь, когда снят контроль с казахстанско-российской границы?

- Речь в основном идет о Казахстане. Количество ставок единого таможенного тарифа, по которым есть различия, - более 400. В России ставки ввозных таможенных пошлин выше в силу большего масштаба экономики и того сегмента промышленности, который приходится защищать, регулировать. Конечно, в таких неравнозначных  условиях имеются сигналы и признаки, что определенные участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) пытаются незаконно использовать эти различия. До 1 июля текущего года сохранялся так называемый «лобовой» контроль на границах Белоруссии и Казахстана, а после этой даты такого контроля на внутренних границах уже нет. Попытки решить проблему предпринимаются. Между экономическими ведомствами России и Казахстана идет активный переговорный процесс. Казахстанская сторона на последнем заседании КТС заявила о том, что готова добровольно отказаться от более 200 различий в ставках ввозных таможенных пошлин по тем позициям, которые не являются принципиальными для экономики страны и затраты по администрированию которых будут превышать экономический эффект от них. На сохранении некоторых различий в ставках ввозных таможенных пошлин Казахстан настаивает в силу их важности для экономики. Однако в целом казахстанские партнеры еще не предложили четких и эффективных механизмов контроля, чтобы эти товары не поступали с территории Казахстана на остальную часть единой таможенной территории.

- О каких механизмах идет речь?

- Пока казахстанские партнеры предлагают довольно затратные механизмы контроля, например маркировку. На первый взгляд это привлекательный механизм: на товары, предназначенные только для внутреннего казахстанского рынка, будут клеиться марки. Но если этот товар попадает в Россию, что с ним делать? А в том, что это произойдет, можно не сомневаться из-за большей привлекательности и платежеемкости российского рынка. Есть и другие предложения, которые в целом характеризуются тем, что проблема контроля мягко перекладывается на плечи России или Белоруссии.

- С  точки зрения таможенной службы, есть какой-то реальный механизм, чтобы решить проблему контроля?

- Наверно, это лицензирование и квотирование, что казахстанская сторона, в  частности, предлагала по лекарственным препаратам. Для этого необходимо четко определиться, кто будет ввозить в Казахстан, в данном случае лекарства, по пониженным ставкам, в каком объеме и т.д. При таком подходе по крайней мере можно зафиксировать текущую годовую потребность экономики Казахстана в том или ином товаре и уже исходя из определенной квоты Казахстан будет отслеживать товары, идущие в страну по пониженным ставкам, и те, которые  идут по ставкам, общим для Таможенного союза. Хочу заметить, что эти вопросы решаются в других ведомствах. Но поскольку ФТС России находится на острие проблем, то наши специалисты, безусловно, знают об этих вопросах, участвуют в обсуждении и предлагают пути их решения.

- Как с 1 июля контролируются запреты и ограничения во внутренней торговле между странами Таможенного союза?

- Речь идет о взаимном признании документов. Решение этого вопроса находится вне компетенции таможенных органов. Однако с 1 июля у таможенных органов нет возможности осуществлять такой контроль на внутренних границах.                      

- Что вы можете сказать о других механизмах контроля в Таможенном союзе, например, об информационном взаимодействии?

- По инициативе ФТС проведена активная работа по выработке соглашения об обмене информацией в рамках осуществления аналитических и иных контрольных функций. Соглашение, в частности, подразумевает, что основные сведения по каждой товарной партии будут доступны таможенным службам трех стран, что позволит взаимно оценивать ситуацию на таможенном пространстве в целом: какие намечаются негативные или положительные тенденции, где необходимо вести переговоры, а где, может быть, необходимо совместными усилиями провести дополнительный контроль. Реализация  этого соглашения – большой пласт работы, которая нам предстоит  в отсутствии «лобового» контроля на передовом рубеже, то есть на внутренних границах ТС. В этой связи хотелось бы отметить, что нами очень серьезно прорабатывался вопрос присутствия российских таможенников на внешних границах ТС вместе со своими коллегами по Таможенному союзу для того, чтобы таможенные службы трех стран имели возможность отслеживать ситуацию в целом по периметру ТС. Мы полагаем, что это повышает доверие друг к другу и сказывается на результатах работы.

Но этим информационное взаимодействие не исчерпывается. Есть несколько общих таможенных процессов, которые, собственно, и скрепляют ТС в единое таможенное пространство, начинаясь в одной стране и продолжаясь в другой, – это, в первую очередь, таможенный транзит. На начальном этапе было очень сложно, тем не менее с января 2011 г. были доработаны программные средства и мы перешли на сквозную процедуру таможенного транзита. В решении проблем таможенного транзита в рамках ТС помог опыт Союзного государства с Белоруссией. Информационные и таможенные технологии здесь отлажены давно, за прошедшие годы накоплен колоссальный опыт. Вначале, конечно, наложение процессов дало некоторый сбой и выявилось много нестыковок и ошибок в программных продуктах. Но тесное взаимодействие трех таможенных служб привело к хорошему результату и ошибки были сведены к минимуму. В этом году технология таможенного транзита будет доработана и усовершенствована, в том числе путем расширения ее возможностей. То есть на уже отработанную технологию будут «нанизаны» новые блоки, такие как, например, обеспечение уплаты таможенных платежей.

Еще один значимый процесс, объединяющий три страны - подтверждение фактического вывоза, то есть речь идет о возврате НДС. Это очень важно для экономик стран – членов ТС в рамках конкурентной борьбы предприятий на внешнем и внутреннем рынках. Даже в рамках Союзного государства мы не успели до конца сблизить позиции по этому процессу, а когда прибавился Казахстан, стало еще сложнее. Но работа идет, подготовлена нормативная база, и подтверждение фактического вывоза достаточно стабильно функционирует в текущем режиме, правда, в основном путем пересылки бумажных документов.

- Как это происходит сейчас?

- Внутри каждая страна подтверждает фактический вывоз товара по своим правилам. Если же, например, какое-то российское предприятие осуществляет вывоз товара через Белоруссию, то необходимо получить подтверждение с белорусской границы, а если через Казахстан, то – с казахстанской границы. Белоруссия или Казахстан изымают на границе необходимые документы, формируют реестры и пересылают документы в специально созданный таможенный орган как по белорусскому, так и по казахстанскому направлению. Там эти документы обрабатываются, а потом рассылаются в таможни, где оформлялся товар. Механизм несложный, но поскольку он завязан на многочисленные пересылки и бумажный процесс, то на первоначальном этапе были серьезные сбои,  особенно по казахстанскому направлению. Наши сотрудники на внутренней границе с Казахстаном проявили личное рвение и стали изымать документы, которые должны были изъять казахстанские таможенники, и те, когда к ним пришли товары без документов, не смогли правильно их оформить. Однако сейчас процесс налажен и Южный пост Оренбургской таможни, а также Западный пост Смоленской таможни вышли на стабильный график работы. Тем не менее нас не устраивает, что горы бумаг кочуют по просторам ТС. В таком виде это очень уязвимая технология, необходимо переходить на электронное подтверждение фактического вывоза товаров. В России уже прошла опытную эксплуатацию система контроля за вывозом товаров (СКВВ), позволяющая решать многие задачи, в том числе не допускать двойного подтверждения, превышения при вывозе задекларированного количества товаров. Кроме того, СКВВ будет накапливать информацию о вывезенных товарах, которую таможенные органы смогут в упорядоченном и четком виде передавать налоговым органам. Для того чтобы налоговые органы не требовали предоставления информации в бумажном виде, необходимо внести изменения в Налоговый кодекс РФ. Это непростой вопрос, но консультации идут и, полагаю, проблему удастся сдвинуть с мертвой точки, поскольку решение вопроса идет в русле поручений руководства страны по автоматизации и информатизации процессов в экономике. Решение этой проблемы, кроме того, позволит сделать электронное декларирование более привлекательным для участников ВЭД.

- Как идет работа по унификации в рамках ТС? В частности, по сближению подходов в методологии системы управления рисками?

- Конечно, для таможенного контроля важно не только иметь общую нормативную базу в Таможенном союзе, но и одинаковое ее использование во всех трех странах. Наша задача – в обеспечении «равной глубины» таможенного контроля с тем, чтобы у участника ВЭД не было соблазна бегать из России в Казахстан и обратно или в Белоруссию и искать прорехи в нашей обороне. Там, где подходы различаются или ситуация распадается на какие-то местечковые сегменты, появляются такого рода  возможности. Поэтому с первых дней создания Таможенного союза ФТС России приложила много усилий для того, чтобы убедить своих коллег в необходимости скоординированных подходов к работе, проводимой в рамках системы управления рисками (СУР). СУР – это основной механизм контроля, избавляющий от избыточных контрольных функций со стороны таможни. Мы не можем, да и не должны охватывать контролем все сферы торговли, тем более что затраченные на это средства намного превысят эффект от полученных результатов. Вместе с тем контроль должен быть эффективным, а наносимые точечные удары целевыми. СУР поддерживает определенный уровень напряжения, достаточный для того, чтобы потенциальные нарушители боялись нарушать законодательство. В ТС работа по сближению позиций и поиску подходов к формированию единой системы СУР складывалась непросто. Однако путем взаимных убеждений, поиска компромиссов удалось создать рабочую группу по вопросам унификации национальных СУР, в которую входят основные подразделения в странах – членах ТС, занимающиеся этим направлением. Эта рабочая группа готовит методологическую основу для дальнейшего развития СУР, а также конкретные профили рисков, которые будут применяться в ТС. Мы видим ее в качестве одного из элементов Объединенной коллегии Таможенного союза в виде коллегиального органа. Надеемся, что рабочая группа по СУР выработает механизмы, которые позволят на площадке Объединенной коллегии искать, формулировать и исполнять согласованные подходы по всем вопросам, находящимся в компетенции таможенных служб. В конечном итоге унификация национальных систем управления рисками позволит обеспечить единообразное применение таможенными администрациями стран – членов ТС таможенного законодательства с безусловным соблюдением соответствующих норм и требований, а также обеспечит взаимодействие между их таможенными администрациями при таможенном контроле, чтобы не допустить нарушений законодательства в области внешней торговли. Кроме того, это позволит скоординировать контроль на внешних границах ТС, в том числе осуществлять взаимный мониторинг за таможенными операциями и таможенным контролем на территориях иностранных государств.

- Что бы вам особо хотелось отметить по итогам прошлого года?

- В целом работа по применению СУР в 2010 г. была нацелена на обеспечение эффективности этой системы. В ЦТУ и ЮТУ проводились эксперименты,  в ходе которых отрабатывались модели оценки уровня риска для того, чтобы затем принять решение о возможности их внедрения уже во всех таможенных органах. Региональным таможенным управлениям (РТУ) в прошлом году было делегировано право самостоятельного издания профилей риска на постоянной основе. В целом же была проведена актуализация общероссийских профилей рисков, позволившая оптимизировать степень выборочности таможенного контроля с использованием СУР путем более тонкой настройки индикаторов риска. В 2010 г. под действие профилей рисков попало более 830 тысяч ввозимых партий товаров (18% общего числа оформленных при ввозе партий), из них досмотр был поведен менее чем по 270 тысячам (5,7% общего числа оформленных партий). При вывозе под действие профилей рисков попало немногим более 133 тысяч  оформленных партий товаров и транспортных средств (5% общего числа оформленных при вывозе партий ), из них по 22 тысячам партий был произведен таможенный досмотр (0,9% общего числа оформленных партий). В результате применения СУР было возбуждено более 9,5 тысяч  дел об административных правонарушениях и около 300 уголовных дел.

- Как идет работа по категорированию участников ВЭД? Каковы критерии категорирования?

- Категорирование участников – это одна из составляющих  СУР. Так, в соответствии с внутриведомственным планом ФТС России по развитию и применению СУР должны быть подготовлены  соответствующие проекты приказов. В частности, должен быть сформирован перечень лиц, перемещающих товары, в отношении которых не применяются меры по минимизации рисков, содержащиеся в профилях рисков. Для ускорения совершения таможенных операций также должен быть определен порядок проведения таможенного контроля при ввозе автомобильных комплектующих и другой сопутствующей продукции, используемой при производстве автомобилей, которые  поступают в адрес автопроизводителей для промышленной сборки моторных транспортных средств. Кроме того, вместе с ФНС России должна быть сформирована технология взаимодействия налоговых и таможенных органов по проведению совместных проверочных мероприятий в отношении организаций, занимающихся ввозом и торговлей иностранными товарами на российской территории. В условиях активизации экономики, роста товарооборота, объявленного сокращения штатной численности всех государственных органов, в том числе таможенных, безусловно, мы ищем пути рационального и эффективного таможенного контроля.

Понятно, что нарушают таможенное законодательство не все. А тех, кто нарушает, условно можно разделить на две группы: те, кто делает это целенаправленно, осознанно создавая определенные схемы, и те, кто в силу незнания или невнимательности допускает нарушения, больше похожие на ошибки. При этом у всех разные таможенные и налоговые истории, разная репутация. Важно не только, какие нарушения допускает участник ВЭД, но и как он реагирует на нарушения законодательства, а также насколько эти нарушения критичны для экономики страны. По сути, мы возобновляем работу, которая когда-то начиналась в таможенной службе, но оказалась достаточно уязвимой для негативных факторов, например коррупции. Поэтому с учетом накопленного положительного и отрицательного  опыта сейчас идет поиск рациональных механизмов таможенного контроля, а категорирование участников ВЭД – это один из таких механизмов, хорошо зарекомендовавший себя в других странах. В принципе, де-факто он существует у нас и у наших соседей по Таможенному союзу. Сотрудники таможенных постов и таможен прекрасно знают, как происходит таможенное оформление одними и теми же участниками ВЭД в течение многих лет по одному и тому же товару, по одному и тому же контракту, по одному и тому же заводу. Они знают о репутации руководства и сотрудников этих предприятий. Конечно, в этом случае они стараются по возможности не усложнять процесс таможенного контроля. Так что категорирование участников ВЭД – это способ сделать такой подход прозрачным, понятным, предсказуемым для участников ВЭД и таможенников.

Предполагаем, что нам удастся заложить разные ступени – степени доверия. Так, для тех, кто только начинает работу и имеет небольшую историю, упрощения будут одни. Кто уже долгие годы стабильно работает – другие, и в случае нарушения, они будут откатываться на ступень ниже. В тех случаях, когда нарушения станут критичными, они должны просто исключаться из числа добросовестных участников ВЭД. Но если эти нарушения не критичны, то достаточно будет понижения степени доверия на одну-две ступени. В таможенной службе идут горячие дискуссии по механизму категорирования, ведь запуская его в работу, необходимо по максимуму оградить его от всяких рисков, в том числе от коррупционной составляющей.

- Участники ВЭД с нетерпением ждут, когда заработает норма, предусмотренная законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации», об уполномоченном экономическом операторе. Как идет работа? Есть ли какие-то проблемы? 

- Этот институт также направлен на упрощение таможенных формальностей. Однако если категорирование участников ВЭД – это выборочные и простые механизмы таможенного контроля, то институт уполномоченного экономического оператора предусматривает специальные упрощения  при  таможенном оформлении. Упрощения касаются порядка декларирования и выпуска товаров, завершения таможенного транзита,  дают возможность временного хранения товаров не на складах временного хранения, а на своих площадях. Это в первую очередь востребовано крупными производственными предприятиями, хотя формально закон не ограничивает в праве на применение специальных  упрощений юридических лиц, не осуществляющих производственную деятельность. Но для производственных  предприятий, которые станут уполномоченными экономическими операторами, делается чуть большее послабление в рамках завершения  процедуры транзита. Критерии для уполномоченных экономических операторов, осуществляющих производственную деятельность, сейчас вырабатываются, идут жаркие дискуссии между тремя странами и о результате пока говорить преждевременно.

Закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» вступил в силу в конце 2010 г. и институт уполномоченного экономического оператора в нем уже заложен. Во избежание правового вакуума до выхода подзаконных  нормативных правовых актов,   в законе предусмотрен переходный период. Этот новый институт мы рассматриваем как некоего преемника института  лиц, в отношении которых были установлены специальные упрощенные процедуры. До начала включения экономических операторов в реестр из почти 300 организаций, которые уже работали с применением специальных упрощенных процедур, больше половины изъявили желание продолжать работать в переходный период. Впоследствии они намерены стать уполномоченными экономическими операторами, о чем и уведомили ФТС России. Сейчас они работают  с применением  ранее установленных специальных упрощенных процедур. Фактически в Российской Федерации уполномоченный экономический оператор появится тогда, когда будут изданы все необходимые приказы. Регламент, который определит порядок включения в этот  реестр, разработан, завершается его согласование. После подписания он будет направлен в Минэкономразвития. К сожалению, весь процесс займет еще несколько месяцев. Однако параллельно ФТС России разрабатывает другие документы, необходимые для функционирования института экономического оператора. Они менее громоздкие, поэтому, я думаю, что они вступят в силу одновременно с регламентом. Максимально обозначенный законом срок – конец 2011 г. Но мы делаем все, чтобы завершить эту работу как можно раньше.

- С первого июля 2011 г. после передачи таможенным органам некоторых функций других ведомств на границе остаются только пограничники и таможенники, то есть начинает действовать принцип «одного окна», о чем так долго говорилось. Кто от этого выиграет? Что это означает для таможни?

- На самом деле закон № 394-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации» вступил в силу 29 июня 2011 г. Законом предполагается сокращение административных барьеров путем передачи таможенным органам полномочий по осуществлению в пунктах пропуска транспортного контроля, а в специализированных пунктах пропуска – документального санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля. Это обусловлено отсутствием благоприятных условий для пересечения государственной границы РФ, несоответствием системы пропуска международным стандартам, дублированием отдельных функций и технологических операций органами государственного контроля, что приводит к длительному проведению контроля в пунктах пропуска. Закон позволит ускорить прохождение товаропотока через границу, поскольку большая часть легального товарооборота не будет подвергаться фактическому контролю. Надо заметить, что этот нормативный акт много лет прорывался сквозь межведомственные барьеры. Были жесткие дискуссии, дебаты на различных уровнях. Если с передачей транспортного контроля все ясно, то с другими видами контроля дела обстоят сложнее. Все карантинные грузы сопровождаются определенным набором документов. Как правило, большинство законопослушных грузополучателей заранее оформляют необходимые разрешения, лицензии, свидетельства и этих документов для контроля достаточно. Но не всегда все бывает гладко, и, если в документах  будут расхождения, а также если у таможенников есть информация о возможных нарушениях законодательства, содержащаяся в ориентировках, из курирующих министерств (Минсельхоз, Минздрав и т.д.), фактический контроль должен проводить специалист одной из этих служб - ветеринарной, санитарной и т.д. Нужны документы, которые будут определять последовательность действий должностных лиц таможенных органов в специализированных пунктах пропуска при реализации полномочий по приему и проверке документов, необходимых для проведения этих видов контроля. Кроме того, нужны документы по принятию решения о возможности ввоза подконтрольных товаров, об их немедленном вывозе, либо о направлении подконтрольных товаров в специально оборудованные и оснащенные места в специализированных пунктах пропуска для проведения их проверки  должностными лицами Роспотребнадзора или Россельхознадзора. Нужны, как я уже сказал, подзаконные акты: постановления Правительства России, инструкции, а также технологии взаимодействия.

Кстати, в течение 2010 г. на базе Российской таможенной академии было организовано обучение должностных лиц таможенных органов в связи с передачей  таможенным органам новых полномочий. По сути, для таможенной службы новая функция – дополнительная нагрузка и дополнительная ответственность. Но ФТС России – исполнительный орган и мы выполняем поручение Правительства России.

- В числе приоритетных задач на 2011 г., которые были озвучены на коллегии ФТС России, - упрощение совершения таможенных операций и совершенствование таможенного контроля на территориях ОЭЗ. Как идет работа по этому направлению?

-На территории Российской Федерации в соответствии с законом № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. созданы 24 ОЭЗ: четыре промышленно-производственные, четыре технико-внедренческие, три портовые и 13 туристско-рекреационных. Президент и Правительство  России уделяют большое внимание особым экономическим зонам, и их число будет расти. Так, планируется создание ОЭЗ промышленно-производственного типа в Рязанской области, а также две региональные ОЭЗ в Магаданской и Калининградской областях. Кроме того, на создание этих зон и их правовое регулирование в нашей стране оказывают влияние и те процессы, которые идут в рамках Таможенного союза. У наших коллег по тройке тоже есть ОЭЗ, и где-то регулирование более мягкое, чем в России. В рамках ТС действует соглашение по ОЭЗ, но полной унификации законодательства в этой области пока нет. Тем не менее ФТС России находит пути, позволяющие упростить таможенные процедуры, исключить, на наш взгляд, некоторые избыточные операции. Так, подготовлен проект федерального закона по внесению изменений в законы № 116-ФЗ, № 16-ФЗ и № 104-ФЗ (принят в первом чтении Госдумой и дорабатывается для его рассмотрения во втором чтении). Этим проектом предполагается упростить  порядок уничтожения товаров и упаковки, пришедших в негодность, непосредственно на территории ОЭЗ или за ее пределами, без помещения таких товаров и упаковки под таможенную процедуру уничтожения. Также проектом предполагается определение территорий ОЭЗ промышленно-производственного и технико-внедренческого типов в качестве мест временного хранения, что позволит осуществлять временное хранение товаров резидентов ОЭЗ на территории ОЭЗ. Подготовлен проект приказа, направленный на упрощение и ускорение совершения таможенных операций, связанных с ввозом и вывозом товаров на (с) территорию (и) ОЭЗ. Он предусматривает автоматизацию обмена документами между резидентами ОЭЗ (нерезидентами ОЭЗ) и таможенным органом, находящимся в ОЭЗ, при совершении таможенных операций при ввозе и вывозе товаров на (с) территорию (и) ОЭЗ. Также подготовлен проект приказа, определяющего порядок представления резидентами ОЭЗ в таможенный орган отчетности о товарах, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны. Он предусматривает сокращение форм отчетности и предоставление отчетности в отношении отдельных категорий товаров только по требованию таможенного органа для проведения таможенного контроля. Кроме того, планируется разработать проект приказа, определяющего требования к оборудованию и обустройству территории ОЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной экономической зоны. Будет предусмотрена возможность оборудования и обустройства отдельных земельных участков, выделенных резидентам ОЭЗ органами управления ОЭЗ для проведения таможенного контроля. Это позволит применять таможенную процедуру свободной таможенной зоны на отдельном участке территории ОЭЗ, исключив необходимость создания объектов таможенной инфраструктуры на всей территории ОЭЗ.

- Какие новые задачи стоят в 2011 г. по развитию электронного декларирования и предварительного информирования?

- Развитие новых информационных таможенных технологий является одним из основных направлений совершенствования системы таможенных органов в нашей стране,  использование для этого в качестве универсальной общедоступной информационной среды – интернета – представляет наибольшую перспективу. Именно с использованием данной технологии можно добиться не только ускорения, но и при определенных условиях упрощения таможенного контроля, а также сократить издержки, связанные с проведением отдельных операций таможенного контроля без снижения его качества. В предыдущие годы таможенная служба в основном работала над созданием условий для того, чтобы электронное декларирование стало массовым, поэтому главной задачей были количественные показатели и устранение препятствий для внедрения массового электронного декларирования. Конечно, начиналось все в какой-то степени в лабораторных условиях. Нам важно было понять, насколько этот механизм работоспособен. Пожалуй, можно сказать, что в 2010 г. был совершен прорыв в этом направлении. Доля грузовых таможенных деклараций, выпускаемых в электронной форме в общем количестве таможенных деклараций, на сегодня составила 64%, при этом более 61% были поданы с использованием интернета. Для сравнения в январе 2010 г. этот показатель не превышал 2,5%. Количество участников ВЭД, применявших электронную форму декларирования в 2010 г., составило около 52% общего количества (более 23,5 тысяч участников ВЭД).

Сейчас в системе электронного декларирования реализованы девять таможенных процедур, под которые помещается более 99% товаров (экспорт, выпуск для внутреннего потребления, свободная таможенная зона, временный ввоз, реэкспорт и прочие). При этом на процедуру выпуска для внутреннего потребления приходится около 66% товаров, а под процедуру экспорта – более 28%. Если коротко сформулировать задачу на 2011 г., то это переход количества в качество. Во-первых, качество в нашем понимании – это устранение суррогатных явлений, когда электронная декларация в некоторых случаях подтверждается еще и на бумажном носителе. Таможенники вынуждены это делать, поскольку не получают от министерств и ведомств необходимые для таможенного контроля документы в электронном виде. К сожалению, в большинстве ведомств электронные технологии находятся на начальной стадии развития, и межведомственное взаимодействие не налажено. Поэтому нередки случаи, когда, получив в электронном виде декларацию, таможенный инспектор видит, что необходим, к примеру, ветеринарный контроль. Значит, участник ВЭД должен предоставить ветеринарное свидетельство. Так что в определенной степени ФТС России – заложник ситуации. Во-вторых, качество – это рационализация при формировании пакета документов, на основании которых заполнена таможенная декларация. ФТС России не расценивает электронное декларирование как  автоматический перевод бумажного пакета документов в электронный вид. Это бессмысленное занятие, ставящее участника ВЭД в нелепое положение. Поэтому необходимо пересмотреть этот пакет документов, сократив ненужные бумаги. И в третьих, качество – это сохранение эффективности таможенного контроля при переходе на электронное декларирование. Поскольку мы понимаем, что при такой массовости могут найтись недобросовестные участники ВЭД, которые захотят воспользоваться какими-то недоработками технологии.

В 2010 г. ФТС России провела большую работу, итогом которой стало создание 14 специальных таможенных постов – центров электронного декларирования (ЦЭД), с компетенцией по приему деклараций только в электронном виде, использующих в своей деятельности преимущественно технологию удаленного выпуска. ЦЭД взаимодействуют со 181 таможенным органом, в регионе деятельности которых могут находиться товары, в том числе и расположенных в местах, приближенных к госгранице. В первом квартале 2011 г. ими было оформлено 2365 деклараций на товары в электронной форме. С начала проведения этого эксперимента наблюдается положительная динамика как роста количества оформленных деклараций, так и количества участников ВЭД, использующих технологию удаленного выпуска. Таможенные органы заинтересованы в своевременном получении достоверной информации, необходимой для проведения таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, прибывающих на территорию ТС. При этом источниками наполнения информационной базы ФТС России являются сведения, представленные таможенными администрациями стран мира, иными федеральными органами исполнительной власти, а также информация, полученная от заинтересованных участников ВЭД. Если рассматривать предварительную информацию, поступающую  от заинтересованных лиц, как элемент системы предварительного информирования, то сейчас российские участники ВЭД имеют возможность представлять предварительную информацию в отношении товаров, перемещаемых автомобильным и железнодорожным транспортом. В дальнейшем предполагается расширить эту возможность, включив в систему предварительного информирования морской и авиационный транспорт.    Рассматривается возможность введения обязательного предварительного информирования в отношении товаров, перемещаемых автомобильным транспортом, но это не станет неприятной неожиданностью для заинтересованных лиц. После подписания всех необходимых документов информация будет доведена до всех заинтересованных лиц в сроки, установленные законом (№ 304-ФЗ от 15 ноября 2010 г.). Также предполагается адаптационный переходный период к вновь введенной норме по аналогии с Европейским союзом. В условиях Таможенного союза, по предварительным оценкам, этот период будет составлять около полугода. Завершая разговор, хочется отметить, что  ФТС России стремится не только своевременно  реагировать на текущие потребности экономики, но и работать на перспективу.

Беседовала Валентина Дудкова

Материал предоставлен Издательским домом "Панорама"



 17 августа 2011 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня

Эксперимент для багажа

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

 29 ноября 2016 / Таможня

Экспорт всему голова

Вслед за зерном из-за перепроизводства Россия впервые может начать экспортировать сахар. Ожидается, что в 2016 году его будет на 1 млн тонн больше, чем необходимо для внутреннего потребления.

 28 ноября 2016 / Таможня

Декларировать можно по-новому

Декларирование таможенной процедуры таможенного транзита в электронной форме предполагает, что при представлении декларантом транзитной декларации (ТД) и документов, на основании которых заполнена ТД, взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД осуществляется с использованием средств криптографической защиты информации и электронных подписей.

 23 ноября 2016 / Таможня

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Эксперимент для багажа

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

 29 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Экспорт всему голова

Вслед за зерном из-за перепроизводства Россия впервые может начать экспортировать сахар. Ожидается, что в 2016 году его будет на 1 млн тонн больше, чем необходимо для внутреннего потребления.

 28 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Декларировать можно по-новому

Декларирование таможенной процедуры таможенного транзита в электронной форме предполагает, что при представлении декларантом транзитной декларации (ТД) и документов, на основании которых заполнена ТД, взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД осуществляется с использованием средств криптографической защиты информации и электронных подписей.

 23 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog