Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

Госдума в первом чтении приняла законопроект о расширении свободной экономической зоны (СЭЗ) Крыма и Севастополя на территориальное море.

5-7 декабря 2016 года в Москве состоится 76-е сессия Политической комиссии Всемирной таможенной организации (ВТамО).

Узбекистан не считает для себя выгодным вступление в Евразийский экономический союз или Таможенный союз.

/ Статьи

Таможенные органы стран Латинской Америки

Ирина Погодина, к.ю.н., доцент, завкафедрой гражданского права и процесса ГОУ ВПО «Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых», рассматривает структуру и компетенцию таможенных органов стран Южной Америки.

В последние десятилетия в Латинской Америке произошли глубокие политические и экономические преобразования. Военные диктатуры уступили место демократически избранным правительствам. За короткое время страны, десятилетиями полагавшиеся на импортзамещающие стратегии, снизили торговые барьеры, приватизировали принадлежавшие государству предприятия и осуществили глубокие реформы в налоговой системе. Экономика таких стран, как Чили, Мексика, Аргентина и Перу, сейчас гораздо более открыта, чем прежде. Даже в Бразилии, где наблюдались некоторые проблемы в 90-е гг. ХХ века, государственная политика в целом повернулась в сторону внешнеторговой либерализации и приватизации2.

Кроме того, следует подчеркнуть важность проблемы интеграции для Латинской Америки и чрезвычайную активность интеграционных процессов в регионе. Страны континента объединяются для более успешного совместного развития и в целях получения возможности сообща противостоять экономически развитым государствам.

В экономическом плане более значительную роль играют Андское сообщество (начало оформляться путем подписания в 1969 г. Картахенского соглашения) и Южноамериканский общий рынок – МЕРКОСУР, действующий с 1991 г)3.

Картахенское соглашение было заключено в целях содействия гармоничному и сбалансированному развитию стран-членов, ускорения их роста посредством экономической интеграции. Процесс интеграции Андского сообщества шел весьма медленно, особенно если сравнить его с Европейским союзом (развитие шло одновременно). Основной причиной был экономический кризис 80-х гг. XX века.

Южноамериканский общий рынокЮжноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР) был создан в 1991 г. В него вошли два крупнейших государства региона – Бразилия и Аргентина – и их два ближайших соседа – Парагвай и Уругвай. Конечной целью организации намечалось формирование общего рынка, при этом предполагалось, что число его участников будет постепенно увеличиваться. Данный союз добился значительных успехов и, что важно, ставил задачи не только торгово-экономического, но и социального и политического характера.

В данный момент идет процесс объединения Андского сообщества с Южноамериканским общим рынком. В 2003 г. между Андским сообществом и МЕРКОСУР был подписан Договор об экономической взаимодополняемости в целях формирования зоны свободной торговли. Планируемая зона свободной торговли будет покрывать большую часть Южной Америки.

Для координации макроэкономической политики планируется создание регионального парламента, а также введение общей валюты. Последнее имеет стратегическое значение. До настоящего времени все торговые операции внутри МЕРКОСУР (как и других региональных объединений в Латинской Америке) осуществляются в долларах. В этой связи страны несут определенные потери, в то же время иностранные банки, соответственно, получают огромные прибыли. Успех введения общей европейской валюты послужил примером для планов МЕРКОСУР.

Указанные факты позволяют проследить параллели в развитии России (имеются в виду интеграционные процессы на территории бывшего СССР) и стран Латинской Америки. Представляется, что изучение опыта развития данного региона было бы полезно для нашей страны. Однако следует отметить, что в российской юридической литературе не часто встречаются работы, в том числе комплексные исследования, посвященные странам Латинской Америки. В основном рассматриваются вопросы внешней политики указанных стран.

Федеральная таможенная служба России в последние несколько лет особое внимание уделяла развитию таможенного сотрудничества со странами Латинской Америки.

В 2010 г. ФТС России подписаны межведомственные меморандумы с таможенной службой Эквадора об обмене статистическими данными о взаимной торговле (Москва, 27.04.2010 г.), с Министерством развития, промышленности и внешней торговли Бразилии – по сотрудничеству, обмену информацией и взаимопомощи в рамках генеральной системы преференций (Москва, 14.06.2010 г.), с таможенной службой Аргентины – протокол об организации обмена информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых между Россией и Аргентиной, а также меморандум об оперативном обмене данными, характеризующими таможенную стоимость товаров, перемещаемых между Россией и Аргентиной (Москва, 12.10.2010 г.). Также подписано Соглашение между Правительством России и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах (Москва, 15.10.2010 г.)4.

Годом раньше в Москве было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Эквадор о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах (заключено в г. Москве 29.10.2009).

Еще раньше, в 2004 г. было заключено Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Колумбии о сотрудничестве и взаимной помощи между таможенными службами5 (в Республике Колумбии создано и работает Управление по налоговым и таможенным вопросам Республики Колумбии) и Торговое соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Колумбии (заключено в г. Картахене 18.10.1995).

Рассмотрим систему таможенных органов некоторых стран Латинской Америки.

Аргентина

В Аргентине таможенная служба представлена Генеральным таможенным управлением, входящим в состав центрального аппарата федеральной администрации государственных доходов (AFIP)6. Помимо таможенного управления в AFIP входят Генеральное налоговое управление и генеральным управление по вопросам социального обеспечения.

Генеральное таможенного управление состоит из подуправлений: генерального подуправления таможенно-юридических вопросов, генерального подуправления таможенного контроля, генерального подуправления городских таможенных операций и генерального подуправления региональных таможенных операций.

В 1997 г. было заключено Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Аргентинской Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах7.

Бразилия

По оценкам Минэкономразвития России, Бразилия – наиболее развитое в экономическом отношении государство Латинской Америки, обеспечивающее за счет собственного производства свыше 90% внутреннего спроса на промышленные товары, в том числе свыше 80% – на машины и оборудование, и поставляющее целый ряд конкурентоспособных товаров на мировой рынок. Так, Бразилия входит в первую десятку мировых производителей автомобилей, занимает ведущие позиции в строительстве региональных самолетов, является мировым лидером в производстве железной руды (19%), вторым в мире государством по производству марганца и тантала (13% и 16% соответственно), фактическим монополистом по ниобию (95%), входит в первую пятерку по добыче бокситов, олова, лития, магния. Потребности в нефти удовлетворяются на 80% за счет собственной добычи. Бразилия является рекордсменом по глубоководному бурению: только здесь добывают нефть с морского дна на глубине почти 2 тыс. метров.

Бразилия прочно входит в десятку мировых экспортеров продовольствия, опережая Австралию, Канаду, Аргентину, занимая первое место по экспорту сахара, кофе, концентрированного апельсинового сока, второе – по экспорту сои, говядины и мяса птицы, четвертое – по экспорту свинины8.

Протяженность границ Бразилии составляет 18000 км. Секретариат Федерального управления государственных доходов Бразилии (создан в 2007 г., закон 11,457/07)9 – это единственный орган правительства, подчиненный министерству финансов, выполняющий функции администрирования налогов, которые находятся в федеральном ведении. В то же время он представляет собой исполнительную ветвь власти – налоговую полицию, которая борется с уклонением от уплаты налогов, контрабандой, незаконной торговлей, наркотрафиком и пр. Кстати, сайт этого ведомства был создан в 1996 г., а виртуальный сервис по уплате платежей в интернете был открыт в 2005 г.

Управлением службой занимается департамент внутренних доходов. Такое подчинение и отсутствие самостоятельности у таможенных органов сложилось весьма давно. В 1968 г. в результате реорганизаций в правительстве департамент таможенных доходов был упразднен и его функции были переданы налоговой системе. Вообще, история бразильской таможенной службы свидетельствует о том, что государство в разное время уделяет ей большее или меньшее внимание, что обусловлено экономическими причинами. Главная задача таможенной службы заключается в том, что заниматься налоговым администрированием и таможенным контролем, при этом уважать граждан, в интересах всего общества.

Венесуэла

Структура таможенных органов Венесуэлы выглядит следующим образом: Национальное таможенное управление состоит из Главного таможенного управления и Центральной Администрации10.

В подчинении первого из указанных органов семнадцать таможен с их соответствующими офисами. Они отвечают за организацию контроля за торговлей, декларирование товаров, а также за правильность уплаты платежей.

Центральная Администрация объединяет такие подразделения, как Управление тарифа (пошлин), управление таможенных режимов, управление стоимости и управление таможенного контроля и два вспомогательных подразделения – Управление инновации и развития таможни и Управление импортом.

Задачами Национального таможенного управления Венесуэлы являются исполнение национальной таможенной политики, контроль за соблюдением таможенного законодательства, улучшение таможенного оформления, решение ряда проблем сформулированных как задачи в сфере взимания налогов. Среди упомянутых проблем названы: препятствование уклонению от уплаты налогов, защита промышленности, устранение препятствий в торговле и др.

Чили

Чили считается одной из самых успешных стран региона по реализации экономических реформ. В настоящее время продолжается начавшийся с середины 80-х гг. рост чилийской экономики. В чилийском опыте особенно следует подчеркнуть роль государственной помощи экспортерам и регулирования движения капиталов, что смягчило последствия ревальвации национальной валюты и финансовой паники.

Таможенные органы Чили представлены Национальной Таможенной службой (Aduana Chile / National customs cervices)11 в целом имеет сходные с российской ФТС задачи и функции. В Чили работа таможни осуществляется через 90 пунктов въезда (включая аэропорты, порты и пункты пропуска на сухопутной границе). В Национальной таможенной службе работают 1380 служащих – это штат таможни в Вальпараисо, действует 9 региональных офисов, 7 таможенных администраций и 39 пунктов пропуска.

Национальная таможенная служба играет главную роль в регулировании внешнеэкономической деятельности страны. С одной стороны, она призвана содействовать и упрощать импортно-экспортные операции, с другой – она должна охранять государственные интересы в деле внешней торговли. Так же, как и у нас, служба ведет таможенную статистику, обеспечивает законность во внешней торговле и при перемещении товаров через границу страны.

Главными направлениями в современном таможенном деле Чили являются: помощь в иностранной торговле, в контексте глобализации; точное и своевременное применение права, применение мер принуждения; модернизация службы, в рамках модернизации всего государства.

Одной из целей службы предусмотрено улучшение оказания услуг, в том числе по предоставлению общедоступной информации, внедрению новых и более современных процедур и ускорению таможенных формальностей согласно торговым соглашениям.

Интеграцию с частным сектором таможня должна проводить на принципах добросовестности и прямоты. Предполагается создать некий баланс между государственным сектором и бизнес-сообществом и это взаимодействие должно стать одним из главных элементов в модернизированной таможенной деятельности.

Специальными задачами таможенной службы являются: улучшение и совершенствование качества услуг по содействию международной торговле; быстрый ответ на требования глобализирующегося мира, что фактически должно выразится в имплементации соглашений о свободной торговле; совершенствование и повышение эффективности правоохранительной деятельности путем внедрения рискуправляющих технологий; борьба с уклонением от уплаты налогов, наркотическим трафиком, контрабандой товаров, нарушением прав интеллектуальной собственности; увеличение возможностей в процессе создания «умной таможни», современных технологий и модернизации таможенных процедур путем внедрения автоматизированных процессов для облегчения и рационализации таможенных процедур; обеспечение прозрачности деятельности таможни для граждан страны; совершенствование уголовно-процессуальной реформы и системы административного права; установление рабочих отношений с бизнес-сообществом и частным сектором, установление взаимодействия с таможенными службами других стран и др.

В других странах Южной Америки, например в Перу, Эквадоре таможенная служба также является частью налогового ведомства12.

Статья написана по данным официальных сайтов таможенных служб стран Южной Америки. Перевод с испанского и английского – автора.

См. об этом, например: Кауфман Р. Латинская Америка: новые вызовы // Мировая экономика и междунар. отношения. 1998. N 4. С.71-82.

Бессера Уаман И. Орландо Актуальные международно-правовые вопросы внешней политики Республики Перу :Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.10 - Международное право; Европейское право / Бессера Уаман И. Орландо; Науч. рук. В. А. Карташкин. М., 2005. С. 13.

ФТС России расширяет международное сотрудничество (Новостная статья) // http://www.customs.ru/21.12.2010

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Колумбии о сотрудничестве и взаимной помощи между таможенными службами (заключено в г. Москве 28.04.2004) // Бюллетень международных договоров. 2008. N 8. С. 70-77.

6 Официальный сайт: http://www.afip.gov.ar/ruso.  В тексте Соглашения от 14.11.1997 года таможенная служба называется «Главное таможенное управление Федеральной службы по администрированию государственных доходов Аргентинской Республики».

7 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Аргентинской Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах (заключено в г. Буэнос-Айресе 14.11.1997) // Таможенные ведомости. 1998. N 2. С. 79-88.

8 Груненко Д.Ю. Банковская система Бразилии // Международные банковские операции. 2006. N 3.

9 Официальный сайт ведомства www.receita.fazenda.gov.br.

10 Официальный сайт: www.seniat.gov.ve.

11 Официальный сайт таможенной службы Чили www.aduana.cl.

12 Официальный сайт: www. sunat.gob.pe

Материал предоставлен Издательским домом "Панорама"



 24 ноября 2011 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня

Эксперимент для багажа

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

 29 ноября 2016 / Таможня

Экспорт всему голова

Вслед за зерном из-за перепроизводства Россия впервые может начать экспортировать сахар. Ожидается, что в 2016 году его будет на 1 млн тонн больше, чем необходимо для внутреннего потребления.

 28 ноября 2016 / Таможня

Декларировать можно по-новому

Декларирование таможенной процедуры таможенного транзита в электронной форме предполагает, что при представлении декларантом транзитной декларации (ТД) и документов, на основании которых заполнена ТД, взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД осуществляется с использованием средств криптографической защиты информации и электронных подписей.

 23 ноября 2016 / Таможня

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Эксперимент для багажа

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

 29 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Экспорт всему голова

Вслед за зерном из-за перепроизводства Россия впервые может начать экспортировать сахар. Ожидается, что в 2016 году его будет на 1 млн тонн больше, чем необходимо для внутреннего потребления.

 28 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Декларировать можно по-новому

Декларирование таможенной процедуры таможенного транзита в электронной форме предполагает, что при представлении декларантом транзитной декларации (ТД) и документов, на основании которых заполнена ТД, взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД осуществляется с использованием средств криптографической защиты информации и электронных подписей.

 23 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog