Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

Госдума в первом чтении приняла законопроект о расширении свободной экономической зоны (СЭЗ) Крыма и Севастополя на территориальное море.

5-7 декабря 2016 года в Москве состоится 76-е сессия Политической комиссии Всемирной таможенной организации (ВТамО).

Узбекистан не считает для себя выгодным вступление в Евразийский экономический союз или Таможенный союз.

/ Статьи

Судебные приемы от профессионалов

Рабочая группа в составе представителей таможенных служб государств - членов Таможенного союза (ТС) разработала проект поправки к статье 90 Таможенного кодекса ТС, которая предлагает в качестве условия возврата излишне уплаченных взысканных таможенных пошлин и налогов установить требование предварительного внесения изменений в декларацию. На практике для декларанта это означает увеличение времени и финансовых затрат.

Ниже будет проведен анализ последствий, которые могут наступить для бизнеса в случае реализации этих инициатив. Известно, что в практике нередко возникают ситуации, когда таможенный пост в процессе проверки таможенных деклараций, подаваемых в отношении текущих поставок, принимает решения о корректировке таможенной стоимости (о классификации товаров по другому коду ТН ВЭД ТС), об отказе в применении льготы по НДС и т. д. Такие решения принимаются по всем текущим поставкам. Декларант вправе обжаловать такие решения в суде в течение 3 месяцев со дня их принятия.

Зачастую у организаций нет собственного юриста или имеющиеся юристы не обладают необходимыми знаниями в таможенной сфере. В этом случае для ведения судебного процесса они вынуждены обращаться к внешним специалистам. Размер расходов на судебное представительство может варьироваться в зависимости от сложности дела, стоимости услуг привлеченных юристов, количества судебных инстанций (таможенные органы обычно используют все инстанции вне зависимости от перспективы последующего обжалования).

В среднем по одному делу за 3 инстанции (включая апелляцию и кассацию) приходится платить от 7 тыс. до 40 тыс. долларов. Учитывая размеры товарных партий, суммы доначисленных таможенных пошлин и налогов по одной таможенной декларации могут быть существенно меньше, чем указанные судебные расходы. При этом на практике суды удовлетворяют требования о возмещении судебных расходов в размере в среднем не более чем 50% от фактически понесенных.

Соответственно, судиться по каждой таможенной декларации может быть не только слишком дорогим «удовольствием», но зачастую и не имеющим смысла для декларанта. Однако в случае объединения судебных дел в одно производство ситуация может измениться. Истец вправе направить такое ходатайство об объединении. Вместе с тем суды во многих случаях по разным причинам (в том числе и для обеспечения статистики количества рассмотренных дел) отказывают в удовлетворении таких ходатайств. Например, по делу № А40-67010/12-120-634 исковое заявление, поданное в Арбитражный суд г. Москвы, сначала было принято судом, но затем его разделили на 22 дела. Все они были в итоге рассмотрены в пользу импортера.

Учитывая такую практику, многие организации для сокращения судебных расходов применяют следующий подход. Во-первых, они обжалуют одно из решений, принятых таможенным органом. Во-вторых, в случае удовлетворения судами жалобы, поскольку судебный процесс занимает от 6 месяцев до года и, соответственно, 3-месячный срок обжалования по остальным таможенным декларациям уже истек, подают в таможню одно заявление о возврате платежей по всем остальным таможенным декларациям, к которому прилагается судебное решение по первому делу. Далее, при получении отказа таможни (что бывает практически в 99% случаев, несмотря на судебное решение по первому делу), его обжалуют в Арбитражном суде. В итоге вместо десятков дел можно пройти только два судебных процесса, что позволяет существенно сократить судебные расходы не только себе, но и государству.

Следует учитывать, что компетенция таможенных органов по принятию решения о возврате излишне уплаченных/взысканных таможенных платежей и внесению изменений в таможенную декларацию разделена. В первом случае это таможни, а во втором – таможенные органы. Такое разделение обусловлено тем, что вопросы возврата являются более сложными и принятие решения по ним является более ответственным.

При этом ФТС России утверждена Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов при внесении изменений в сведения, содержащиеся в декларации на товары, после выпуска товаров и корректировки ее электронной копии. Согласно пункту 26 этой инструкции, в случаях когда изменение заявленных в декларации сведений влияет на размер платежей, таможенный пост должен его согласовать с таможней. Таким образом, если верить тому, что предложения ФТС России направлены только лишь на упорядочивание процедуры, ситуация становится просто нелогичной.

Так, для возврата излишне уплаченных или взысканных платежей декларант должен сперва обратиться в таможенный пост для внесения изменений в декларацию, потом уже пост согласовывает вопрос с таможней, которая уведомляет декларанта о своем согласии и после получения соответствующего обращения оформляет возврат. Не проще ли декларанту сразу обратиться в таможню, чтобы та, проверив наличие факта излишней уплаты или взыскания таможенных платежей и приняв решение о возврате, направила документы таможенному посту для внесения необходимых изменений в таможенные декларации? По нашему мнению, это не упорядочивание, а усложнение процедуры.

Ответ на вопрос, зачем так усложнять, достаточно прост. В настоящее время сложилась следующая позиция арбитражных судов: законодательством не установлена обязанность декларанта обжаловать требования таможни о корректировке классификационного кода, равно как и иных решений таможни, отдельно от требования о возврате излишне уплаченных таможенных платежей (постановление Президиума ВАС РФ от 07.02.2012 № 11873/11). В большинстве случаев суды принимают решения в пользу декларантов.

Предложения ФТС России направлены на то, чтобы изменить эту судебную практику, естественно, в свою пользу. Каким образом это будет происходить? Суды после внесения изменений смогут отказывать декларантам в удовлетворении жалоб на решения таможни об отказе в возврате излишне уплаченных/взысканных таможенных платежей по формальным основаниям. Например, если процедура внесения изменений в декларацию на товары не выполнена, то в случае обращения декларанта в таможенный пост тот, скорее всего, откажет во внесении изменений в декларацию на том основании, что решения таможенного органа, в соответствии с которым были взысканы дополнительно начисленные таможенные платежи, не были обжалованы в установленный 3-месячный срок.

Теоретически в этом случае декларант сможет для защиты своих интересов обжаловать отказ в Арбитражном суде. Однако там он, во-первых, столкнется с той же проблемой объединения дел, а во-вторых, суды могут отказать в удовлетворении жалоб опять же по формальным основаниям, поскольку декларант действительно пропустил 3-месячный срок на обжалование решения таможенного органа. При этом сам отказ во внесении изменений в декларацию не влечет для декларанта негативных последствий, поскольку его принятие не основано на рассмотрении вопроса о наличии факта излишней уплаты. В результате декларанту для защиты своих интересов нужно будет обжаловать каждое решение таможенных органов и, соответственно, нести судебные расходы по каждому делу.

Путем установления дополнительных административных процедур ФТС России пытается создать все условия, чтобы не возвращать излишне уплаченные/взысканные таможенные платежи и уменьшить негативную для себя судебную практику по таможенным спорам. Но такие предложения только затрудняют доступ к судебной защите, поскольку из-за формальных препятствий влекут отказ в правосудии.

Александр КОСОВ, руководитель практики таможенного права и внешнеторгового регулирования юридической компании ООО «Пепеляев Групп»

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 31 октября 2013 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня

Эксперимент для багажа

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

 29 ноября 2016 / Таможня

Экспорт всему голова

Вслед за зерном из-за перепроизводства Россия впервые может начать экспортировать сахар. Ожидается, что в 2016 году его будет на 1 млн тонн больше, чем необходимо для внутреннего потребления.

 28 ноября 2016 / Таможня

Декларировать можно по-новому

Декларирование таможенной процедуры таможенного транзита в электронной форме предполагает, что при представлении декларантом транзитной декларации (ТД) и документов, на основании которых заполнена ТД, взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД осуществляется с использованием средств криптографической защиты информации и электронных подписей.

 23 ноября 2016 / Таможня

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Эксперимент для багажа

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

 29 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Экспорт всему голова

Вслед за зерном из-за перепроизводства Россия впервые может начать экспортировать сахар. Ожидается, что в 2016 году его будет на 1 млн тонн больше, чем необходимо для внутреннего потребления.

 28 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Декларировать можно по-новому

Декларирование таможенной процедуры таможенного транзита в электронной форме предполагает, что при представлении декларантом транзитной декларации (ТД) и документов, на основании которых заполнена ТД, взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД осуществляется с использованием средств криптографической защиты информации и электронных подписей.

 23 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog