Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Большая коллегия Суда Евразийского экономического союза (ЕАЭС) удовлетворила заявление Российской Федерации и установила факт исполнения Республикой Беларусь не в полном объеме положений статей 1, 3, 4, 25 Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 года, статьи 125 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), статей 11 и 17 Соглашения о взаимной административной помощи таможенных органов – членов Таможенного союза от 21 мая 2010 года.

Сегодня от компаний, занимающихся грузоперевозками, клиенты ждут прозрачности и эффективности. Обеспечить это на новом уровне, который соответствует ожиданиям заказчиков, помогают современные ИТ-технологии. О том, как ИТ-решения помогают повысить эффективность перевозок, рассказывает Михаил Граблев, директор ИТ-департамента компании «ПЭК».

К 10-летнему юбилею полюбившегося дизельного и газового погрузчика RX 70 компания STILL продолжает свою историю успеха, представив усовершенствованный модельный ряд от 2,0 до 3,5 тонн.

Президент Ирана Хасан Роухани посетит Россию 27-28 марта по приглашению президента РФ Владимира Путина.

По данным Национальной ассоциации экспортеров сельскохозяйственной продукции, сВ 15 марта власти Турции остановили выдачу лицензий на импорт российской пшеницы, кукурузы, подсолнечного шрота и растительного масла.

Сегодня, 16 марта, правительство РФ рассмотрит законопроект, предоставляющий лицам, привлеченным к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, возможность уплачивать штраф со скидкой 50% в течение тридцати дней.

/ Статьи

Союз теряет от «серых» схем

Несовершенство нормативной базы Таможенного союза (ТС), по мнению экспертов, создает широкие возможности для экономических преступлений - контрабанды, «серых» импортно-экспортных схем, незаконного вывода капитала и коррупции. Проблемы в ТС, констатируют аналитики, возникают из-за разных целей участников этого интеграционного объединения.

О размахе ущерба, который наносит экономике стран ТС применение «серых» схем, заговорили после обнародования минувшим летом Центробанком России информации о размере капитала, выведенного посредством фиктивных экспортных контрактов. Оказалось, что только за 2012 год через фирмы, зарегистрированные в Беларуси, из России вывели 15 млрд долларов, а через казахские компании - 10 млрд. Это уже сопоставимо с объемами увода средств из страны через офшоры.

Схема, которая используется в данном случае, достаточно проста: российской фирмой-«однодневкой» производится оплата за несуществующий товар, якобы поставленный в нашу страну из Беларуси или Казахстана. В качестве подтверждения осуществления сделки представляется обычная товарно-транспортная накладная. При этом отследить факт поставки товара невозможно из-за отсутствия на внутренних границах ТС таможенного контроля.

Правда, в российское законодательство сразу же были внесены поправки, разрешающие банкам отказывать в платежах по подозрительным сделкам даже при наличии документов по ним. Однако критерии отмены сделок по такому основанию могут нанести ущерб и добросовестным российским компаниям, и добросовестным экспортерам, полагают эксперты.

Последние данные Центробанка свидетельствуют о том, что отток капитала из России продолжается: только за первую половину 2013 года за рубеж выведено более 38 млрд долларов. Сколько денег при этом ушло с помощью «серых» схем, специалистам еще предстоит выяснять. Как считают специалисты, если экспорт в Беларусь и Казахстан по-прежнему будет оформляться по ничего не значащим в таможенном отношении бумажкам, типа товарно-транспортных накладных, то не следует ожидать, что нынешняя тревожная ситуация изменится в лучшую сторону.

Точных данных нет

Эксперты приводят и другие примеры ухода от налогов и уплаты пошлин в рамках ТС. Среди них, например, ввоз в Беларусь беспошлинного табачного сырья. Произведенные из него сигареты потом отправляются в Россию, где продаются без уплаты каких-либо налогов и пошлин, часть из них также контрабандно вывозится в Европейский союз. Сейчас также активно растут поставки по сомнительным документам через казахстанскую границу огромных партий обуви и других товаров народного потребления из Китая. Все это также затем попадает на рынок Таможенного союза. При этом эксперты отмечают, что официальные данные поставок китайских товаров в Казахстан в три раза меньше показателей, зафиксированных казахской таможней.

Проблема в том, что на сегодня о взаимной торговле в рамках ТС нет достоверной и открытой статистики. На этот факт неоднократно обращали снимание в ФТС России. Ее руководители на самом высоком уровне поднимали вопрос о том, что имеющиеся статистические данные по взаимной торговле в рамках Таможенного союза не являются точными. Однако прогресса здесь пока не наблюдается. Тем временем данная бесконтрольность порождает коррупцию.

В условиях существующего в ТС правового вакуума, умело используя несовершенство нормативной базы Союза, нарушители легко избегают ответственности за свои деяния. Так, перенос в июле 2011 года с границ между Беларусью, Казахстаном и Россией таможенного контроля на внешний контур ТС, который осуществлялся для облегчения транспортировки грузов между тремя странами, на деле обернулся манной небесной для нечистых на руку предпринимателей.

Например, у Россельхознадзора не раз возникали сомнения по поводу поставок в РФ под видом белорусских товаров молока и мясной продукции из третьих стран. Классическим образцом «серого» экспорта специалисты называют использованную Минском схему вывоза за пределы ТС так называемых органических разбавителей и растворителей. По сути, это были полученные из России беспошлинно нефтепродукты, которые предназначались для внутреннего потребления в Беларуси. По разным оценкам, эта схема нанесла бюджету России ущерб на сумму от 1,5 до 2,5 млрд долларов. В свое время ее использование было предметов серьезного спора между двумя странами, в который были вовлечены даже их первые лица.

При этом эксперты уверены, что перечисленные и не упомянутые схемы контрабанды и ухода от уплаты налогов и пошлин в крупном размере вряд ли могли бы применяться без потворства властей стран - участниц Таможенного союза. Поэтому в последнее время в печати все чаще стало появляться утверждение, что данное интеграционное объединение постепенно превращается в «союз монополистов и контрабандистов».

Поспешили - насмешили

Складывающаяся во взаимной торговле в рамках ТС ситуация наглядно подтверждает правоту тех специалистов, которые в свое время утверждали, что снимать таможенные посты на границе между союзными государствами следует лишь после того, как будет подготовлена нормативная база, регулирующая работу ТС в полном объеме. У нас же получилось, что телегу поставили впереди лошади, теперь пожинаем весьма горькие плоды столь скороспешно проведенной интеграции.

Сегодня уже всем понятно, что хотя бы на уровне таможенных органов государств – членов ТС необходимо как можно быстрее создавать единую электронную базу данных о движении товаров на единую территорию ТС и за ее пределы. При этом нормативные акты ТС должны иметь приоритет над законодательством стран-участниц. В условиях существующего несовершенного правового поля и недостатков по проведению координации в рамках ТС противостоять имеющимся «серым» схемам очень сложно, а зачастую даже невозможно.

Одной из основных недоработок Таможенного союза эксперты считают отсутствие единого централизованного таможенного органа, в подчинении которого находились бы все расположенные по периметру внешних границ ТС пункты пропуска. На них могли бы работать россияне, казахи и белорусы, но действовать они должны по единым для всех правилам и технологиям. Известно, что вопрос о едином таможенном органе неоднократно выносился на обсуждение Евразийской экономической комиссии. Однако известно, что в Астане и Минске он неизменно вызывал болезненную реакцию. Чтобы заблокировать даже его обсуждение, наши партнеры неизменно ссылались на нормы своих национальных законодательств.

Кроме того, уверены аналитики, проблемы в Таможенном союзе возникают на почве разных целей его участников. Они утверждают, что Россия намерена создать на постсоветском пространстве мощное интеграционное объединение, в то время как Беларусь и Казахстан пользуются единым рынком для решения своих сиюминутных экономических проблем. Пока данная ситуация, которую в свое время наглядно и образно описал баснописец Иван Крылов, будет существовать, нам не стоит рассчитывать, что ТС станет мощным и эффективно работающим межгосударственным объединением.

В последнее время активно обсуждается вопрос увеличения числа его членов. О своей готовности войти в его состав фактически как о решенном факте говорят в Кыргыстане. О намерении вступить в него говорят в Армении, такую возможность не исключают и в ряде других государств на постсоветском пространстве. Однако при этом уже доподлинно известно, что ТС привлекает потенциальных участников именно тем, что в рамках данного объединения они смогут решить или частично переложить на партнеров свои внутренние проблемы.

При таком подходе ТС вряд ли стоит ожидать, что его ждет долгое и счастливое будущее. Правоту данного утверждения доказала печально известная судьба Советского Союза, где в последние годы его существования республики жили по принципу – каждый за себя, нам вершки, а Центру – корешки. В этой ситуации России должна быть ближе позиция мужика из русской народной сказки, однако создается впечатление, что нас все чаще хотят заставить играть роль медведя, который, как известно, неизменно проигрывал, хоты выполнял всю самую тяжелую работу.

Иннокентий ГРЯЗЕВ

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 23 октября 2013 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Россия выиграла суд

Большая коллегия Суда Евразийского экономического союза (ЕАЭС) удовлетворила заявление Российской Федерации и установила факт исполнения Республикой Беларусь не в полном объеме положений статей 1, 3, 4, 25 Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 года, статьи 125 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), статей 11 и 17 Соглашения о взаимной административной помощи таможенных органов – членов Таможенного союза от 21 мая 2010 года.

 27 марта 2017 / Таможня

ИТ- архитектура «ПЭК»: решения, отвечающие ожиданиям клиента

Сегодня от компаний, занимающихся грузоперевозками, клиенты ждут прозрачности и эффективности. Обеспечить это на новом уровне, который соответствует ожиданиям заказчиков, помогают современные ИТ-технологии. О том, как ИТ-решения помогают повысить эффективность перевозок, рассказывает Михаил Граблев, директор ИТ-департамента компании В«ПЭКВ».

 22 марта 2017 / Логистика

Усовершенствованный погрузчик премиум класса RX 70 – лучший в категории грузоподъемности от 2 до 3,5 тонн

К 10-летнему юбилею полюбившегося дизельного и газового погрузчика RX 70 компания STILL продолжает свою историю успеха, представив усовершенствованный модельный ряд от 2,0 до 3,5 тонн.

 21 марта 2017 / Логистика

Привилегии и льготы не исключают обязанности

В большинстве своем участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) наслышаны про преимущества, которые им может принести получение статуса уполномоченного экономического оператора (УЭО). Однако прежде чем отправляться в бюрократический путь по его получению, стоит детально разобраться в вопросе и четко понимать, нужен ли он тебе на данный момент.

 20 марта 2017 / Таможня

Таможенные риски в профиль и анфас

Началом применения выборочности таможенного контроля в нашей стране стало закрепление во вступившем в силу с 1 января 2004 года Таможенном кодексе Российской Федерации (ТК РФ) соответствующей нормы, которая прописана в статье 358. С этого момента ФТС России начала администрировать методологию применения системы управления рисками (СУР) по организации таможенного контроля с использованием ведомственных приказов.

 16 марта 2017 / Таможня

Россия выиграла суд

Большая коллегия Суда Евразийского экономического союза (ЕАЭС) удовлетворила заявление Российской Федерации и установила факт исполнения Республикой Беларусь не в полном объеме положений статей 1, 3, 4, 25 Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 года, статьи 125 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), статей 11 и 17 Соглашения о взаимной административной помощи таможенных органов – членов Таможенного союза от 21 мая 2010 года.

 27 марта 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Привилегии и льготы не исключают обязанности

В большинстве своем участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) наслышаны про преимущества, которые им может принести получение статуса уполномоченного экономического оператора (УЭО). Однако прежде чем отправляться в бюрократический путь по его получению, стоит детально разобраться в вопросе и четко понимать, нужен ли он тебе на данный момент.

 20 марта 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Таможенные риски в профиль и анфас

Началом применения выборочности таможенного контроля в нашей стране стало закрепление во вступившем в силу с 1 января 2004 года Таможенном кодексе Российской Федерации (ТК РФ) соответствующей нормы, которая прописана в статье 358. С этого момента ФТС России начала администрировать методологию применения системы управления рисками (СУР) по организации таможенного контроля с использованием ведомственных приказов.

 16 марта 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Информацией стоит поделиться… с таможней

Контроль таможенной стоимости перемещаемых через границу товаров всегда был наиболее сложной темой таможенного администрирования. Его базовым инструментом является система управления рисками (СУР), особенно в части так называемых ценовых профилей рисков.

 15 марта 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Оформляем в электронном виде

Одним из важных направлений деятельности таможенных органов Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) в прошлом году было дальнейшее развитие передовых информационных технологий. В рамках этой работы проводился эксперимент, целью которого было внедрение в практику таможенных органов региона технологии, предусматривающей декларирование товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита (ТПТТ) в электронной форме.

 14 марта 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog