Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Сегодня от компаний, занимающихся грузоперевозками, клиенты ждут прозрачности и эффективности. Обеспечить это на новом уровне, который соответствует ожиданиям заказчиков, помогают современные ИТ-технологии. О том, как ИТ-решения помогают повысить эффективность перевозок, рассказывает Михаил Граблев, директор ИТ-департамента компании «ПЭК».

К 10-летнему юбилею полюбившегося дизельного и газового погрузчика RX 70 компания STILL продолжает свою историю успеха, представив усовершенствованный модельный ряд от 2,0 до 3,5 тонн.

В большинстве своем участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) наслышаны про преимущества, которые им может принести получение статуса уполномоченного экономического оператора (УЭО). Однако прежде чем отправляться в бюрократический путь по его получению, стоит детально разобраться в вопросе и четко понимать, нужен ли он тебе на данный момент.

По данным Национальной ассоциации экспортеров сельскохозяйственной продукции, сВ 15 марта власти Турции остановили выдачу лицензий на импорт российской пшеницы, кукурузы, подсолнечного шрота и растительного масла.

Сегодня, 16 марта, правительство РФ рассмотрит законопроект, предоставляющий лицам, привлеченным к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, возможность уплачивать штраф со скидкой 50% в течение тридцати дней.

Первый на Дальнем Востоке "алмазный" таможенный пост откроется в Свободном порту Владивосток.

/ Статьи

Соседи теряют российские грузы

Период бурного роста, который в первые годы после выхода из состава Советского Союза демонстрировала экономика республик Прибалтики, фактически сошел на нет. В прошлом остался и стремительный подъем размера ВВП на душу населения, который в период с 1993 по 2008 год составил 3,6 раза. В то время в России он вырос только в 2 раза.

За прошлые 8 лет картина кардинально изменилась. Во многом это связано с тем, что на фоне активного развития в это время нашей страной портовой инфраструктуры на Балтике стал стремительно уменьшаться российский товарно-сырьевой транзит через морские терминалы прибалтийских стран, которые даром достались им от СССР. При этом в конце его существования за счет Советского государства на многих объектах была проведена кардинальная модернизация.

К моменту обретения соседями «свободы и независимости от России» ежегодный грузооборот оказавшихся в их распоряжении портов составлял примерно 100 млн тонн. За его перевалку Россия платила до 1 млрд долларов, что равнялось 4,25% суммарного ВВП Литвы, Латвии и Эстонии за 1998 год. По мере восстановления нашей экономики рос и экспорт России, а вместе с ним увеличивался и объем перевалки в прибалтийских портах. По итогам 2014 года этот показатель достиг 144,8 млн т, в том числе: порт Рига — 41,1 млн тонн; Клайпеда — 36,4 млн тонн; Таллин — 28,3 млн тонн; Вентспилс — 26,2 млн тонн. Например, только «Кузбассразрезуголь» отгружал через Прибалтику своим покупателям больше 4,5 млн тонн угля в год.

Если говорить о транспортировке морскими судами на экспорт российской нефти, то до недавних пор эксперты указывали на наличие в этом вопросе некой прибалтийской монополии. Напомним, что за время своего существования Советский Союз построил на побережье Балтийского моря достаточно мощный по тем временам нефтеналивной терминал Вентспилс и протянул туда единственный в регионе транспортный трубопровод. Все это хозяйство затем также бесплатно досталось Латвии.

Через оказавшуюся в ее распоряжении трубу все последнее время Россия перекачивала более 30 млн тонн нефти и нефтепродуктов в год. Если учесть, что логистика обходилась примерно в 0,7 доллара за баррель, а баррелей в тонне 7,33, то по самым скромным прикидкам латыши каждый год получали свыше 153,93 млн долларов. Причем этот показатель неуклонно увеличивался по мере роста российского нефтяного экспорта.

К 2009 году общий объем зарубежных поставок российской нефти достиг 246 млн тонн, из которых через прибалтийские порты в год проходило 140 млн тонн. В деньгах это больше 1,14 млрд долларов. Правда, к этому моменту часть из них уже оставалась в Большом порту Санкт-Петербурга и новых нефтяных терминалах, построенных в портах Ленинградской области. Их возведению соседи противились всеми возможными способами.

Еще одной существенной статьей получения доходов для прибалтийских морских комплексов является перевалка контейнеров (TEU). Даже сейчас, когда в активную работу включены Санкт-Петербург, Калининград и Усть-Луга, на долю Латвии (Рига, Лиепая, Вентспилс) приходится 7,1% нашего контейнерного оборота (392,7 тыс. TEU), Литвы (Клайпеда) — 6,5% (359,4 тыс. TEU), Эстонии (Таллин) — 3,8% (208,8 тыс. TEU). Перевалка одного TEU обходится владельцам от 180 до 230 долларов, за год на троих набегает около 177,7 млн долларов. Причем приведенные цифры отражают положение за 2014 год. По данным статистики, 10 лет назад доля прибалтов в контейнерной логистике была примерно в 3 раза выше.

Как известно, кроме нефти, угля и контейнеров, по Балтийскому морю Россия возит минеральные удобрения. Только в 2014 году через Ригу их было отгружено иностранным получателям большее 1,71 млн тонн, а порт Вентспилс перекачал 1 млн тонн жидкого аммиака. Из Таллина морем ушло до 5 млн тонн российских удобрений. В целом, по экспертным оценкам, до 2004 года через Прибалтику проходило около 90% всего нашего «морского» экспорта, что приносило соседям не менее 18?19% их совокупного ВВП. Сюда следует прибавить еще и железнодорожный транзит. Например, в 2006 году лишь одна Эстония принимала из России в среднем 32,4 поезда в сутки. Их обработка ежегодно приносила таллинскому порту около 117 млн долларов.

Из сказанного выше следует, что в течение 20 лет суммарно только за счет своего транзитного положения Литва, Латвия и Эстония получали до 30% ВВП. Однако это не помешало националистически настроенным правящим кругам этих стран постоянно разыгрывать антироссийскую карту, провоцировать рост напряжения между Россией и осью США — Евросоюзом.

Апофеозом абсурда в странах Прибалтики стала недавно озвученная инициатива взыскать с России, как правопреемника СССР, компенсацию за «ущерб от оккупации». Латвия, например, заявила о намерении получить ее в размере 185 млрд евро, по 3,5 млрд за каждый год нахождения в составе Советского Союза. Это почти 25 ее годовых бюджетов. Под «ущербом от оккупации» Рига подразумевает ненужную индустриализацию, репрессии среди зажиточных крестьян, массовый приезд рабочей силы и даже службу в армии.

Сперва у считавших выходило 400 млрд евро, но окончательно прозвучавшая сумма оказалась вдвое меньше, вроде как нам лишнего не надо, но то, что насчитали, Россия должна будет отдать в самое ближайшее время. При этом утверждается, что круглые суммы Россия также должна Литве и Эстонии. Власти последней, также посчитавшие ущерб от оккупации со стороны СССР, пришли к выводу, что он составляет почти 50 млрд долларов. В то же время, как подсчитали эксперты, чтобы сегодня построить с нуля порт, аналогичный по своей инфраструктуре рижскому, властям Латвии пришлось бы израсходовать примерно четыре годовых ВВП своей страны.

Однако стоило России уведомить эстонскую сторону о решении перейти в железнодорожных перевозках между двумя странами с 12 до 6 поездных пар, как в Москву на переговоры по этому вопросу тут же отправилась высокопоставленная делегация. Это сокращение обусловлено тем, что значительная часть перевозимых этими составами грузов ушла на обработку в порт в Усть-Луге.

Таков результат реализации программы по опережающему развитию всех российских портов на Балтике. Благодаря ей грузооборот Усть-Луги вырос с 0,8 млн тонн в 2004 году до 10,3 млн тонн в 2009-м и до 87,9 млн тонн - в 2015 году. По итогам 2014 года российские порты обеспечили уже 35,9% всего контейнерного оборота на Балтике, и эта цифра продолжает очень быстро увеличиваться.

Постепенно совершенствуя портовое хозяйство и развивая собственную транспортную инфраструктуру, Россия сегодня пришла к тому, что больше 1/3 контейнеров, 3/4 экспорта газа, 2/3 экспорта нефти, 67% экспорта угля и прочих насыпных грузов мы можем обеспечить собственными силами. В итоге надобность в прибалтийском транзитном транспортном коридоре у нас практически отпала.

По железнодорожным перевозкам снижение объемов транспортировки составило 5 раз, по контейнерным — 4 раза, по объему генеральных грузов — 3 раза. Только за 2015 год перевозка нефти и нефтепродуктов через сопредельные порты упала на 20,9%, каменного угля — на 36%, минеральных удобрений — на 3,4%, хотя по этому показателю соседи еще сохраняют высокую степень монополизации. Резкое снижение грузооборота прибалтийских портов было отмечено и в первом квартале 2016 года: например, в Риге — на 13,8%, в Таллине — на 16,3%.

При таких темпах снижения, по подсчетам экспертов, к концу текущего года в таллинском порту без работы могут оказаться примерно 6 тыс. человек, еще до 1,2 тыс. придется сокращать на железной дороге, из которых как минимум 500 человек — в ближайшие 2?3 месяца. Более того, падение объемов грузовых перевозок окончательно пускает под откос всю экономику железных дорог как самой Эстонии, так и соседних Литвы с Латвией. Они становятся тотально убыточны, причем и в грузовом, и в пассажирском сегментах.

Для страны, в которой всего работающих чуть больше 500 тыс. человек, из которых 372 тыс. заняты в обслуживающем секторе, — это не просто печальная перспектива, а крах всей экономики. Как говорится, поезд ушел. Сделав безоговорочную ставку на ЕС и США, ставку на уничтожение и унижение русских Прибалтики, перманентные обвинения России во всех грехах, прибалтийские правящие элиты, безусловно, совершили стратегическую ошибку, которую уже невозможно исправить. Судя по имеющейся тенденции, в ближайшие полтора года можно ожидать окончательного и прогрессирующего падения нашего товарооборота с соседями, после чего экономика Прибалтики рискует вообще сойти на нет.

По материалам печати

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 14 июня 2016 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

ИТ- архитектура «ПЭК»: решения, отвечающие ожиданиям клиента

Сегодня от компаний, занимающихся грузоперевозками, клиенты ждут прозрачности и эффективности. Обеспечить это на новом уровне, который соответствует ожиданиям заказчиков, помогают современные ИТ-технологии. О том, как ИТ-решения помогают повысить эффективность перевозок, рассказывает Михаил Граблев, директор ИТ-департамента компании В«ПЭКВ».

 22 марта 2017 / Логистика

Усовершенствованный погрузчик премиум класса RX 70 – лучший в категории грузоподъемности от 2 до 3,5 тонн

К 10-летнему юбилею полюбившегося дизельного и газового погрузчика RX 70 компания STILL продолжает свою историю успеха, представив усовершенствованный модельный ряд от 2,0 до 3,5 тонн.

 21 марта 2017 / Логистика

Привилегии и льготы не исключают обязанности

В большинстве своем участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) наслышаны про преимущества, которые им может принести получение статуса уполномоченного экономического оператора (УЭО). Однако прежде чем отправляться в бюрократический путь по его получению, стоит детально разобраться в вопросе и четко понимать, нужен ли он тебе на данный момент.

 20 марта 2017 / Таможня

Таможенные риски в профиль и анфас

Началом применения выборочности таможенного контроля в нашей стране стало закрепление во вступившем в силу с 1 января 2004 года Таможенном кодексе Российской Федерации (ТК РФ) соответствующей нормы, которая прописана в статье 358. С этого момента ФТС России начала администрировать методологию применения системы управления рисками (СУР) по организации таможенного контроля с использованием ведомственных приказов.

 16 марта 2017 / Таможня

Информацией стоит поделиться… с таможней

Контроль таможенной стоимости перемещаемых через границу товаров всегда был наиболее сложной темой таможенного администрирования. Его базовым инструментом является система управления рисками (СУР), особенно в части так называемых ценовых профилей рисков.

 15 марта 2017 / Таможня

Привилегии и льготы не исключают обязанности

В большинстве своем участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) наслышаны про преимущества, которые им может принести получение статуса уполномоченного экономического оператора (УЭО). Однако прежде чем отправляться в бюрократический путь по его получению, стоит детально разобраться в вопросе и четко понимать, нужен ли он тебе на данный момент.

 20 марта 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Таможенные риски в профиль и анфас

Началом применения выборочности таможенного контроля в нашей стране стало закрепление во вступившем в силу с 1 января 2004 года Таможенном кодексе Российской Федерации (ТК РФ) соответствующей нормы, которая прописана в статье 358. С этого момента ФТС России начала администрировать методологию применения системы управления рисками (СУР) по организации таможенного контроля с использованием ведомственных приказов.

 16 марта 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Информацией стоит поделиться… с таможней

Контроль таможенной стоимости перемещаемых через границу товаров всегда был наиболее сложной темой таможенного администрирования. Его базовым инструментом является система управления рисками (СУР), особенно в части так называемых ценовых профилей рисков.

 15 марта 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Оформляем в электронном виде

Одним из важных направлений деятельности таможенных органов Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) в прошлом году было дальнейшее развитие передовых информационных технологий. В рамках этой работы проводился эксперимент, целью которого было внедрение в практику таможенных органов региона технологии, предусматривающей декларирование товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита (ТПТТ) в электронной форме.

 14 марта 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Нужно отстаивать свои интересы

Сфера нормативного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в России вновь стоит на перепутье. Причиной очередного витка глобальных изменений является вхождение России, причем уже не на словах, а на деле, в общее экономическое пространство со странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

 13 марта 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog