Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

Госдума в первом чтении приняла законопроект о расширении свободной экономической зоны (СЭЗ) Крыма и Севастополя на территориальное море.

5-7 декабря 2016 года в Москве состоится 76-е сессия Политической комиссии Всемирной таможенной организации (ВТамО).

Узбекистан не считает для себя выгодным вступление в Евразийский экономический союз или Таможенный союз.

/ Статьи

Смена парадигм: переход к методологии операционно-ориентированной логистики (PBL)

Алексей Некрасов

Алексей Некрасов,

профессор, д.э.н.,

заместитель декана факультета логистики и общетранспортных проблем МАДИ,

лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники

В последнее десятилетие в теории и практике логистики и организации производства преобладает подход, ориентированный на интеграцию и оптимизацию бизнес-процессов с момента возникновения источника материального потока до его завершения. Об этом свидетельствует многочисленная логистическая литература, учебники и учебные пособия [1, 5, 8].

Вместе с тем существует самостоятельное направление — интегрированная логистическая поддержка (ИЛП), которое позиционирует себя как основной метод эффективного управления наукоемкой продукцией, связанный с обеспечением эксплуатационно-технических характеристик изделия и нормального функционирования системы его технической эксплуатации. илП является технологическим ядром для решения задач послепродажного обслуживания в системе оборонно-промышленного комплекса и машиностроения [2-4, 10].

В системе ИЛП большое место отводится информационным технологиям, каталогизации, нормативной базе стандартов [12]. При этом место логистики и управления цепями поставок, широко используемых в отечественной и западной практике, определяется относительно транспортных и складских систем. Несомненно, такая постановка проблемы требует дальнейших исследований. Вместе с тем в публикациях авторитетных ученых, представляющих фундаментальную науку, делается вывод, что экспансия компьютерных технологий создала иллюзию их универсальности и способности решать любые проблемы [7, 11]. В результате было построено не информационное общество, а «общество риска». Из-за структурно-функциональной сложности объектов управления, сложности моделирования и прогнозирования их состояния классическая теория и технологии управления уже перестали удовлетворять потребностям практики.

В рамках статьи стоит задача проанализировать подходы с учетом новых рыночных и экономических реалий, связанных с санкциями против России, колебанием курсов валют, снижением цен на нефть и, в итоге, ростом динамики системных рисков. В этих условиях чрезвычайно актуальной становится не только выработка мер по снижению затрат в цепи поставок, повышению качества обслуживания, но и, что крайне важно, работа в условиях сбойных ситуаций и ограниченных ресурсов. Поэтому роль общелогистического подхода трудно переоценить.

Системная проработка концепций и методов интегрированной логистики для создания инновационных инструментов, нацеленных на повышение результативности сложнокомпонентных производственных активов (СКПА) крайне актуальна, если учесть ее значимость для обеспечения конкурентоспособности промышленности и транспорта в условиях роста неопределенности окружающей среды. Качество функционирования технических систем снижается из-за различного рода рисков и повышения технической сложности: это и ненадежность программно-технических средств, и ошибки персонала, и отказы при эксплуатации оборудования, и множество других факторов в цепи поставок. Поэтому важны не только технико-эксплуатационные процессы и характеристики, но и организационные процессы контроля, катастрофоустойчивости и поддержания целостности СКПА, используемых в рамках проекта.

Согласно [13] ресурсы — это «любой актив (человеческий, физический, информационный или нематериальный), средства, оборудование, материалы, продукты или отходы, имеющие потенциальную ценность и пригодные к использованию». Поэтому категория «активы» объединяет что-либо, имеющее ценность для предприятия. в рамках комплексного подхода с единых позиций должен решаться весь спектр задач качества по обслуживанию потребителей на основе эффективного управления СКПА и их компонентной базой на различных этапах жизненного цикла [6].

Для эффективной реализации производственных, эксплуатационных и сервисных функций на этапе применения и сервисного обслуживания необходимо сформировать такую структуру активов и процессов, которая гарантированно обеспечит достижение результата, как с технической, так и с организационно-управленческой точки зрения.

Под сложнокомпонентными производственными активами прежде всего следует понимать организационно-техническую составляющую таких объектов, как здания, сооружения, логистическая инфраструктура, аэропорты, предприятия, машины и оборудование, сложная наукоемкая продукция, материальные запасы, другие объекты, имеющие ценность для организации, а также сложную многокомпонентную структуру связей между отдельными элементами. наряду с традиционными задачами эффективности следует выделить достижение дополнительных преимуществ, которые включают рост стоимости, повышение конкурентоспособности продукции и услуг, обеспечение устойчивости.

Под устойчивостью (resilience) понимается способность производственных активов организации в цепи поставок противостоять воздействию инцидента. Инцидент (incident) предполагает возникновение ситуации, которая может произойти и привести к нарушению деятельности организации, разрушениям, потерям, чрезвычайным ситуациям или кризису в бизнесе. Адаптивная организационно-техническая система должна получать актуальную, достоверную, точную и полную информацию о текущем состоянии процессов и результатов.

Традиционная для логистики задача, заключающаяся в мониторинге состояния поставок продукции в сфере машиностроения, должна трансформироваться в задачу по управлению системой СКПА на основе критериев риска, производительности и снижения затрат на протяжении всего жизненного цикла, составляющих операционные процессы и инфраструктуру цепи поставок. На рис. 1 показана взаимосвязь факторов операционной модели.

Рисунок 1 Взаимосвязь факторов модели сложнокомпонентных производственных активов

Кроме задач поддержания требуемого уровня качества необходима поддержка устойчивости и рентабельности всех звеньев цепи поставок. от качества принимаемых решений зависит результативность системы менеджмента СКПА, которая взаимодействует с подсистемами ИЛП, риск-менеджмента и управления жизненным циклом продукции. для получения гарантированного результата необходима объективная информация не только о динамике изменения активов, процессов, но и об отклонениях и отказах, возникающих при реализации проекта.

Рассматриваются следующие этапы жизненного цикла скПА [13]: проектирование/отбор, разработка/приобретение, использование, техническое обслуживание, обновление, модификация/наращивание, списание или распоряжение. для обеспечения их конкурентоспособности в цепи поставок осуществляется перенос центра тяжести от управления чисто техническими процессами к созданию устойчивой организационно-технической структуры активов в интересах сервисного обслуживания потребителей (эксплуатантов). Такой подход крайне важен для промышленных предприятий, которые обеспечивают эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт сложной техники. Требованием заказчика является способность высококачественно отслеживать изменения, происходящие в течение всего жизненного цикла и затрагивающие:

■ управление конфигурациями;

■ учет компонентов на протяжении их жизненного цикла;

■ управление эксплуатацией;

■ управление событиями и рисками.

конечный результат связан с технической

Готовностью СКПА, где соглашение об уровне оказания услуг-транзакций является важным, но не конечным результатом. Менеджерам и техническим специалистам предприятий машиностроения требуются не частные технические, а автоматизированные решения, которые формируют устойчивую высокопроизводительную систему управления СКПА. Необходимы не только текущие данные о конфигурациях в цепочке «ресурсы-активы-про-дукция-сервис», но и ретроспективные, а также оптимальные варианты принятия решений на протяжении всего жизненного цикла.

Особое место среди современных информационных систем, поддерживающих взаимодействие большого количества компонентов в цепи поставок, занимают системы управления жизненным циклом наукоемкой продукции (СУ ЖЦ НП); за рубежом данные системы получили название PLM (Product Lifecycle Management). Говоря о дальнейших перспективах создания адаптивных цепей поставок, необходимо указать на принципиально новую концепцию PLM-технологий, которая получила за рубежом название CL2M (Closed Loop Lifecycle Management) — «управление жизненным циклом с обратной связью». Для успешной реализации концепции CL2M в рамках создаваемых и проектируемых интегрированных транспортно-логистических систем (ИТЛС) необходимо разработать новое поколение систем сбора, обработки и управления потоком информации о состоянии процессов ЖЦ, обеспечивающих непрерывное электронное преобразование данных и информации на основе проектной модели. Одна из главных причин указанных недоработок концепции имеет методологический характер и состоит в том, что при разработке ИС зачастую игнорируются требования системного подхода к проектированию и функционированию сложных организационно-технических комплексов такого класса. Таким образом, проблема создания и развития устойчивых СКПА — это прежде всего организационная и информационная проблемауправ-ления результатами.

Радикальные изменения в последние 20 лет из-за появления новых угроз претерпела сфера применения технологий логистической поддержки военной техники и продукции двойного назначения [9]. Это те секторы российской экономики, которые особо чувствительны к применению экономических санкций и зависят от поддержания устойчивых связей в сфере международного военно-технического сотрудничества. В этой связи необходимо выделить разработку и внедрение в частном секторе, а также в оборонном ведомстве США принципиально новой концепции логистики на основе нормируемых показателей конечного результата — PBL (Performance-Based Logistics) [14].

Этот подход связан с приобретением «боеготовности» или, другими словами, с конечным результатом для потребителя. Предметом поставки и применения сложной наукоемкой техники являются не конкретные запчасти, материалы или услуги, а нормируемые показатели конечного результата — работоспособности, надежности, стоимости ЖЦ, времени простоя техники у потребителя. Концепция и методы операционно-ориентированной логистики в условиях экономики западного типа продемонстрировали определенные преимущества с точки зрения удовлетворенности потребителей, повышения производительности и снижения затрат. в этом случае оплата услуг предприятиям-производителям и/или сервисным компаниям-операторам осуществляется регулярно, длительное время (3-5 лет) и напрямую зависит от достигнутых результатов. В качестве примера можно рассмотреть комплексную модель PBL, разработанную корпорацией Siemens (рис. 2).

Рисунок 2 Модель PBL Источник: Siemens PBL Software.2012. Siemens Product Lifecycle Management Software Inc.

LSA (анализ логистической поддержки) вписывается в бизнес-процессы высокого уровня, в том числе управление цепью поставок, ТОиР, модуль быстрого планирования, служащий для самонастройки операционной системы с целью достижения конечных результатов, предусмотренных контрактом. Данные логистической поддержки предоставляют комплексные средства для выявления, определения и анализа логистических требований, чтобы достичь баланса между производительностью, эксплуатационной готовностью, надежностью, живучестью и операционными расходами, и оптимизировать общую систему поддержки. Операционно-ориентированная логистика (PBL) имеет реальную перспективу применения не только в сфере послепродажного обслуживания военной техники, но и в более широком системном контексте организации бизнеса. PBL-стратегия поддержки продукта и логистических систем, ориентированная на результат, крайне важна для российских предприятий, работающих в сложных, динамично меняющихся, экономических и рыночных условиях.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Иванов Д.А. Управление цепями поставок. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2009. — 660 с.

2. Карташев А.В., Некрасов А.Г., Атаев К.И. Интегрированные системы поставок предметов снабжения наукоемкой продукции: монография. — М.: Техполиграфцентр, 2013. — 254 с.

3. Каталогизация — Ннформационная основа интегрированной логистической поддержки продукции военного назначения / Под ред. проф. А.В. Карташева. — Изд-во РОЭ, 2014. - 176 с.

4. Концепция развития ИПИ-технологий для продукции военного назначения, поставляемой на экспорт / А.А. Суханов, О.Н. Рязанцев, С.А. Артизов и др. — НИЦ CALS «Прикладная логистика», 2013. — 40 с.

5. Миротин Л.Б., Карташев А.В., Некрасов А.Г., Соколов Б.В. Логистическая система обслуживания потребителей нового поколения: интеграция, безопасность и устойчивость // Логистика. — 2012. — № 4.

6. Некрасов А.Г., Стыскин М.М. Методы комплексной логистической поддержки жизненного цикла цепей поставок // Логистика. — 2013. — № 12. — С. 14-16.

7. Охтилев М.Ю., Соколов Б.В., Юсупов Р.М. Интеллектуальные технологии мониторинга и управления структурной динамикой сложных технических объектов. — М.: Наука, 2006.

8. Повышение эффективности грузовых перевозок на основе создания устойчивой транспортно-логистической системы модульного типа для высокоскоростной обработки и доставки грузов: Монография / Л.Б. Миротин, А.Г. Некрасов, В.А. Гудков, А.В. Карташев и др. Под общ. ред. Л.Б. Ми-ротина и А.Г. Некрасова. — М.: Техполи-графцентр, 2013. — 232 с.

9. Стрекоз В.Б., Назаренко Ю.А. Послепродажное обеспечение эксплуатации ВВТ: ориентация на конечный результат // Двигатель. — 2013. — № 1 (85). — С. 4-6.

10. Судов Е.В. Интегрированная информационная поддержка жизненного цикла машиностроительной продукции. Принципы. Технологии. Методы. Модели. — М.: Изд. дом «МДМ», 2003.

11. Юсупов Р.М., Соколов Б.В. Проблемы развития кибернетики и информатики на современном этапе // Кибернетика и информатика: Сборник. — СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2006. — С. 6-21.

12. ГОСТ Р 53392-2009. Интегрированная логистическая поддержка. Анализ логистической поддержки. Основные положения.

13. ГОСТ Р 55235.1-2012. Практические аспекты менеджмента непрерывности бизнеса. Менеджмент активов. Требования к оптимальному управлению производственными активами.

14. Performance Based Logistics: A Program Manager’s Product Support Guide — the under Secretary of Defense, 2004. 

Материал предоставлен журналом "Логистика"
Подписной индекс 47778 по каталогу агентства "Роспечать"



 30 июня 2015 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня

Эксперимент для багажа

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

 29 ноября 2016 / Таможня

Экспорт всему голова

Вслед за зерном из-за перепроизводства Россия впервые может начать экспортировать сахар. Ожидается, что в 2016 году его будет на 1 млн тонн больше, чем необходимо для внутреннего потребления.

 28 ноября 2016 / Таможня

Декларировать можно по-новому

Декларирование таможенной процедуры таможенного транзита в электронной форме предполагает, что при представлении декларантом транзитной декларации (ТД) и документов, на основании которых заполнена ТД, взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД осуществляется с использованием средств криптографической защиты информации и электронных подписей.

 23 ноября 2016 / Таможня

«Московский гостиничный рынок обладает колоссальным потенциалом для роста...»

Москва - один из красивейших городов мира. Она всегда привлекала туристов из Китая, Германии, Франции, Турции.

 16 ноября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Сервисные модели AXELOT позволят логистическим компаниям сэкономить

Компания AXELOT успешно работает на рынке информационных технологий с 1998 года. За это время она сумела занять лидирующие позиции на российском рынке систем автоматизации предприятий. Сегодня мы беседуем с Максимом Власовым, директором по развитию компании AXELOT.

 15 ноября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Система управления траспортом Generix Group вернет инвестиции в короткие сроки

Система управления транспортом TMS OnDemand, созданная инженерами компании Generix Group, направлена на сокращение транспортных и связанных с этим административных затрат.

 14 ноября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Алексей Тимашов: «В ближайшие годы логистика будет активно расти...»

Имя компании AXELOT хорошо известно на рынке информационных технологий: за ее плечами почти 20 лет успешной работы в России. Сегодня на вопросы журнала В«ЛОГИСТИКАВ» отвечает Алексей Тимашов, генеральный директор компании AXELOT.

 20 октября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

CеMAT-2016 фокусируется на технологиях «Индустрия 4.0»

На ведущей Международной выставке по внутрипроизводственной логистике и управлению грузопотоками CеMAT-2016 в Ганновере В«ЛОГИСТИКАВ» представит дайджест журнала на английском языке - RUSSIAN LOGISTICS JOURNAL-2016.

 19 октября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog