Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) признает наличие у стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) проблем из-за блокирования российскими таможенными органами оформления ввозимой в РФ сложнобытовой техники с сертификатами соответствия, которые выданы в других странах Союза, и надеется на скорое урегулирование ситуации. Об этом сообщили в пресс-службе ЭЕК.

Таможенные органы постоянно фиксируют нарушения валютного законодательства, совершаемые компаниями, фактически прекратившими свою деятельность на момент проверочных мероприятий, - или фирмами-«однодневками».

Главы стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) расширили полномочия в сфере таможенного регулирования своего постоянно действующего органа – Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).

27 апреля 2017 года руководитель ФТС России Владимир Булавин проведет совещание с начальниками таможен по актуальным вопросам деятельности таможенных органов.

В Госдуму на рассмотрение внесен законопроект, предусматривающий создание комплексной системы по регулированию перевозки транзитных грузов.

Поток завозимых в Россию санкционных продуктов заметно растет. В 2016 году объем выявленной Роспотребнадзором санкционной продукции вырос по сравнению с прошлым годом в 2,5 раза.

/ Статьи

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК

илья охотников
ИЛЬЯ ОХОТНИКОВ,
Московский государственный
университет путей сообщения (МИИТ),
кафедра «Экономическая теория и
менеджмент», доцент, к.э.н.
иван сибирко
ИВАН СИБИРКО
Московский государственный университет
путей сообщения (МИИТ),
кафедра «Экономическая теория и
менеджмент», доцент, к.э.н.

Сегодня логистика — одна из быстро развивающихся сфер деятельности, дающих значительные преимущества в конкурентной борьбе. Повышение роли и значимости логистики и управления цепями поставок следует считать закономерным явлением в контексте стратегических приоритетов развития Российской Федерации, среди которых центральное место занимает переход на инновационный тип экономического роста. Как известно, базовыми компонентами инновационного развития являются 4И: институты, инфраструктура, инновации, инвестиции. При этом особую роль в инновационном развитии играет инфраструктура, основу которой составляют сетевые структуры.

Анализ мировых тенденций экономического развития показывает, что ни одна страна не способна повысить свою национальную конкурентоспособность, не имея сильных позиций в транспортно-логистической инфраструктуре. Это обусловлено природой современной конкуренции — конкуренции глобальных цепей поставок. В современной экономике конкурируют не отдельные компании, а цепи поставок, сетевые структуры. Стратегический успех компаниям обеспечивают не товары, а процессы их создания и распределения. Цепи поставок, сети требуют сквозного интегрированного управления процессами. Это возможно только в результате внедрения системного подхода к управлению логистическими бизнес-процессами в цепях поставок.

Вопрос о количестве ключевых бизнес-процессов в цепях поставок является дискуссионным. По мнению признанных американских ученых в области логистики и управления цепями поставок Дж. Стока и Д. Ламберта [6], управление цепями поставок включает управление восемью ключевыми бизнес-процессами:

1. Взаимодействие с потребителем.

2. Обслуживание потребителей.

3. Управление спросом.

4. Выполнение заказов.

5. Управление производственным потоком.

6. Снабжение.

7. Разработка продукции и доведение ее до коммерческого использования.

8. Управление возвратными потоками.

А. Харрисон и Р. ван Хоук в состав ключевых бизнес-процессов включают также маркетинг и розничные продажи.

С точки зрения системной подхода к управлению логистическими бизнес-процессами наиболее удачной и последовательной является модель, продвигаемая сегодня Советом по цепям поставок (Supply Chain Council — SCC). В SCOR-модели (Supply Chain Operations Reference-model — рекомендуемая модель операций в цепях поставок) рассматривается пять ключевых бизнес-процессов — это планирование: цепи поставок, снабжения, производства, доставки, возврата. Пять бизнес-процессов рассматриваются в диапазоне от поставщика вашего поставщика до клиента вашего клиента, настроенные в соответствии с оперативной стратегией, материальными потоками, потоками работ и информационными потоками.

Системный подход (системное мышление) как методологическая основа управления исходит из того, что любая система одновременно является совокупностью взаимосвязанных элементов и элементом системы более высокого порядка, выступающей императивом нашей системе. Существенные свойства системы, ее целостность (эмерджентность) вытекают из взаимодействия ее частей (элементов), а не из их отдельно взятых действий, поэтому, когда система расчленена, она теряет свои существенные свойства. По данной причине — и это главное — система есть целое, которое нельзя понять (а следовательно, управлять) посредством анализа (расчленения), аналитического мышления. Осознание этого факта является основным источником интеллектуальной революции середины ХХ века, обусловившим смену эпох. На смену индустриального века с имманентно присущим ему аналитическим, технократическим мышлением приходит постиндустриальный, постэкономический век, или информационная эпоха.

Чтобы понять поведение и свойства системы, требуется не анализ. Аналитический подход, столь эффективный при изучении частных процессов, уже не работает. Нужен новый, более действенный принцип или подход в методологии познания и управления, который позволил бы разобраться в логических связях между отдельными фактами экономической жизни. Такой принцип был найден в середине ХХ века и получил название системного подхода, системной парадигмы или, в целом, системного мышления [1, 3—5]. Автором системного подхода (общей теории систем) принято считать Лео фон Берталанфи, американского биолога немецкого происхождения. Он первым из западных ученых (1937 г.) разработал основы общей теории систем, обобщив исследования в этой области, осуществленные на протяжении нескольких веков. Однако стоит отметить, что системное мышление не является открытием ХХ века. Слово «система» появилось в Древней Греции 2000—2500 лет назад, оно означало сочетание, организм, устройство, организацию, строй, союз.

Методология системного мышления существенно отличается от методологии аналитического, технократического мышления, или, как его называют, мышления века машин. В аналитическом мышлении объясняемый предмет трактуется как целое, которое предстоит разложить на части. С точки зрения системного (синтетического) мышления исследуемый предмет трактуется как часть некоторого целого. Системное мышление предполагает, что рост понимания достигается путем расширения исследуемой системы, а не разложения ее на отдельные элементы. Понимание частей приходит из понимания целого. Ключевым моментом системного мышления является синтез, или объединение в целое.

Системный подход не отрицает анализ как метод познания. Анализ и синтез должны взаимно дополнять друг друга. Развитие этой взаимодополняемости — одна из основных задач системного мышления. Анализ сосредотачивается на структуре, он отвечает на вопрос, как работает объект, система. Синтез акцентирует нас на функциях, он открывает нам, почему система действует именно так, поэтому анализ дает нам знание, а синтез понимание. Первый позволяет нам описать объект, систему, второй — объяснить. Ученые, мыслящие в рамках системного подхода, заняты изучением системы в целом и взаимосвязей между этим целым и его частями.

Принципиально важно, как отмечает в своих исследованиях профессор НИУ-ВШЭ Виктор Иванович Сергеев, чтобы в основе логистического менеджмента лежала методология общей теории систем, т.е. рассмотрение предприятия, фирмы, организации, а также цепи поставок как некоторой целостной экономической системы. Эта система включена в вышестоящие системы, например, в систему мировой экономики, международных транспортных коридоров (МТК), народного хозяйства страны, в рыночные отношения с поставщиками, клиентами и производителями товаров и услуг [2, с. 72].

В логистике выделяют макрологистические (транспортная система страны, транспортно-логистическая инфраструктура МТК и др.) и микрологистические (логистическая инфраструктура отдельных компаний) системы. Как правило, они имеют подсистемы, которые можно отнести к различным сферам бизнеса или логистическим функциям. Например, снабжение, транспортировка, складирование, упаковка, информационная поддержка и др. Системный подход состоит в том, что все подсистемы находятся во взаимодействии для достижения глобальной цели логистической системы. Это диктует необходимость проведения системного анализа связанной совокупности логистических бизнес-процессов, что является предпосылкой для оптимизации используемых ресурсов и минимизации логистических рисков.

ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ЛОГИСТИКЕ — ПРИНЦИП ПЕРВИЧНОСТИ ФУНКЦИИ (ПРОЦЕССА) ПО ОТНОШЕНИЮ К СТРУКТУРЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

В системных исследованиях целостность (эмерджентность) логистической системы рассматривается как принцип, определяемый спецификой объекта (материального, информационного, финансового потока) и предметом — конкретной задачей исследования и оптимизации.

Существующий инструментарий системного анализа позволяет учитывать при определении необходимых ресурсов и их распределении целевую значимость рассматриваемых видов логистической деятельности, очередность их выполнения, взаимозаменяемость различных видов ресурсов, возможности маневрирования ими. Применение системного анализа при решении перечисленных вопросов способствует более эффективному использованию всех видов ресурсов на уровне фирмы и в макроэкономическом масштабе.

Одно из основных положений системного подхода применительно к логистике — принцип первичности функции (процесса) по отношению к структуре логистической системы [2, с. 73]. В соответствии с ним организационная структура управления предприятием формируется в зависимости от идентифицированных в логистической системе основных бизнес-процессов, определяемых исходя из целей деятельности системы. Для системного анализа характерно, что поиск оптимального решения проблемы начинается с определения и упорядочения целей деятельности логистической системы (от общего к частному), при функционировании которой возникла данная проблема. При этом устанавливается соответствие между этими целями, возможными путями решения возникшей проблемы и требуемыми для этого ресурсами.

Системный анализ характеризуется главным образом упорядоченным, логически обоснованным подходом к исследованию проблем и использованию существующих методов их решения, которые могут быть разработаны в рамках специальных методов и моделей. Один из наиболее типичных методов системного анализа — сравнение. То или иное свойство системы объясняется путем его сравнения с соответствующим свойством другой системы, анализа сходств и различий между ними. Это сравнение осуществляется в основном на качественном уровне, хотя некоторые свойства легко измерить, что дает возможность провести количественные сопоставления, базирующиеся на статистических наблюдениях.

Так, например, целью Совета по цепям поставок (SCC) является разработка и техническое описание стандартных моделей бизнес-процессов (SCOR) и обмен информацией между предприятиями, включенными в цепь поставок. С помощью SCOR-модели должны быть созданы единые сравнимые и приспособленные для оценки бизнес-процессы внутри цепочки поставок. SCOR описывает процессы управления цепями поставок и сравнивает их с данными бенчмаркинга и функциями программного обеспечения. В качестве вспомогательного средства SCOR располагает инструкциями, стандартизированной терминологией и общими показателями для проведения бенчмаркинга цепей поставок. Лучшие показатели для сравнения собираются по многим отраслям и предоставляются членам объединения.

Для оценки эффективности ключевых бизнес-процессов в SCOR-модели разработана система метрик, основанная на так называемой пирамиде из четырех уровней, в основе которой лежит принцип иерархичности: метрики верхнего уровня агрегируют измерения нижних уровней. Метрики первого уровня определяют рамки и содержимое референтной модели, позволяют оценить успешность достижения конкурентных преимуществ в приоритетных направлениях. Метрики первого уровня являются измерителями верхнего порядка, они не соотносятся к конкретному SCOR-процессу, а применяются ко всей конфигурации цепи поставок. В отличие от метрик первого уровня, применимых к предприятию в целом, метрики второго и третьего уровней определяются в соотнесении с конкретными процессными категориями и элементами соответствующих уровней модели. Метрики четвертого уровня определяют процедуры внедрения усовершенствований цепи поставок компании.

Как только бизнес-процесс описан в стандартных терминах референтной модели, он может быть однозначно идентифицирован. Все элементарные операции и их последовательности становятся измеряемыми, управляемыми и контролируемыми. Таким образом, достигается возможность перенастройки процессов на достижение конкурентного преимущества или их гибкого изменения в соответствии с конкурентными задачами.

Однако в заключение необходимо отметить, что если успехи количественных (формальных) методов в естественных науках бесспорны, то в экономической сфере достижения значительно скромнее. Одним из основных возражений против вторжения математического моделирования в область общественных наук является утверждение о том, что экономические процессы слишком сложны, а математические модели часто оказываются сверхупрощенными. Однако основной ограничивающий фактор здесь не аппарат прикладной математики, а возможности человеческого разума осмыслить и проанализировать сложную многофакторную модель, возможности его мышления, то, что исследователь использует в качестве методологии познания.

Все споры о возможности или невозможности применения математических методов в экономических исследованиях сводятся только к пониманию смысла слова «модель». Если ее понимать как что-то, аналогичное закону, ничего сделать нельзя, если ее понимать как метафору, все возражения сразу снимаются. Математика в прикладных задачах используется просто как некоторый язык, позволяющий быстро получать логические выводы из исходных посылок. Этот язык удобен своей компактностью и точностью, но в умелых руках он никогда не бывает чрезмерно строгим.

Библиографический список:

1. Гараедаги Д. Системное мышление. Как управлять хаосом и сложными процессами. Платформа для моделирования архитектуры бизнеса. — Минск: Гревцов Букс, 2010.

2. Дыбская В.В., Сергеев В.И. и др. Логистика. Полный курс МВА / Под ред. В.И. Сергеева. — М.: Эксмо, 2009.

3. Корнаи Я. Системная парадигма // Вопросы экономики. — 2002. — № 4. — С. 4-23.

4. Охотников И.В. Методология системного мышления и ее применение в экономическом анализе // Хозяйственные системы в современном мире / Под ред. Т.М. Степанян. — М.: МАКС Пресс, 2009. — С. 42-47.

5. Славин М.Б. Системный подход в микроэкономике. — М.: ТЕИС, 2000. — С. 30-59.

6. Сток Дж.Р., Ламберт Д.М. Стратегическое управление логистикой / Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 2005. 

Материал предоставлен журналом "Логистика"
Подписной индекс 47778 по каталогу агентства "Роспечать"



 11 августа 2014 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

У каждого свой сертификат соответствия

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) признает наличие у стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) проблем из-за блокирования российскими таможенными органами оформления ввозимой в РФ сложнобытовой техники с сертификатами соответствия, которые выданы в других странах Союза, и надеется на скорое урегулирование ситуации. Об этом сообщили в пресс-службе ЭЕК.

 27 апреля 2017 / Таможня

«Однодневок» выведут из игры

Таможенные органы постоянно фиксируют нарушения валютного законодательства, совершаемые компаниями, фактически прекратившими свою деятельность на момент проверочных мероприятий, - или фирмами-В«однодневкамиВ».

 26 апреля 2017 / Таможня

Комиссии расширили полномочия

Главы стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) расширили полномочия в сфере таможенного регулирования своего постоянно действующего органа – Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).

 25 апреля 2017 / Таможня

Андрей Майоров: «В2С – это серьезная история роста»

– Андрей Валерьевич, расскажите, как компании удается быстро улавливать тенденции рынка и на протяжении последних лет показывать впечатляющие результаты?

 24 апреля 2017 / Логистика

Николай Воинов: «Мы искали и находили новые возможности»

– Николай, вы возглавляли компанию DPD в период ее уверенного поступательного развития. Тогда бренд компании стал узнаваемым, и она уверенно вошла в число ведущих логистических операторов России…

 20 апреля 2017 / Логистика

Андрей Майоров: «В2С – это серьезная история роста»

– Андрей Валерьевич, расскажите, как компании удается быстро улавливать тенденции рынка и на протяжении последних лет показывать впечатляющие результаты?

 24 апреля 2017 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Николай Воинов: «Мы искали и находили новые возможности»

– Николай, вы возглавляли компанию DPD в период ее уверенного поступательного развития. Тогда бренд компании стал узнаваемым, и она уверенно вошла в число ведущих логистических операторов России…

 20 апреля 2017 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Сергей Круглов: «Основа успеха компании - надежность и качество»

Международный бренд DPD, под которым работает компания АО В«Армадилло Бизнес ПосылкаВ», знаком многим. Начав свою деятельность на рынке транспортно-экспедиционных услуг 25 лет назад, компания стала одним из признанных лидеров российского рынка экспресс-доставки посылок и грузов.

 19 апреля 2017 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Ставки аренды на склады будут восстанавливаться в 2017 г.

24 ноября в отеле В«Four SeasonsВ» в Москве международная консалтинговая компания Colliers International совместно с ИД В«КоммерсантъВ» провели IV ежегодный круглый стол В«Складской переворот. Кто у власти?В», на котором подвели предварительные итоги и обозначили перспективы складского рынка России в 2017 г.

 18 апреля 2017 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

ИТ- архитектура «ПЭК»: решения, отвечающие ожиданиям клиента

Сегодня от компаний, занимающихся грузоперевозками, клиенты ждут прозрачности и эффективности. Обеспечить это на новом уровне, который соответствует ожиданиям заказчиков, помогают современные ИТ-технологии. О том, как ИТ-решения помогают повысить эффективность перевозок, рассказывает Михаил Граблев, директор ИТ-департамента компании В«ПЭКВ».

 22 марта 2017 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog