Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

Госдума в первом чтении приняла законопроект о расширении свободной экономической зоны (СЭЗ) Крыма и Севастополя на территориальное море.

5-7 декабря 2016 года в Москве состоится 76-е сессия Политической комиссии Всемирной таможенной организации (ВТамО).

Узбекистан не считает для себя выгодным вступление в Евразийский экономический союз или Таможенный союз.

/ Статьи

Северо-Запад как морские ворота России

Александр ГетманСодействие развитию портовой системы региона в нынешних экономических условиях является одним из приоритетных направлений деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ). Этому способствует и географическое расположение округа – его территорию омывают воды нескольких морей, на берегах которых располагаются крупнейшие портовые комплексы страны. Сегодня через них проходят тысячи тонн внешнеторговых грузов, в отношении которых проводятся предусмотренные законодательством таможенные процедуры.

О работе таможен Северо-Запада на морских рубежах России рассказал начальник СЗТУ генерал-лейтенант таможенной службы Александр ГЕТМАН.

- Александр Николаевич, охарактеризуйте, пожалуйста, морскую составляющую региона деятельности СЗТУ, какие таможни управления осуществляют контроль товаров, перемещаемых морским транспортом?

- Прежде всего отмечу, что Северо-Западный федеральный округ - ключевой узел экспортно-импортных перевозок, в том числе международных морских. Это объясняется наличием общей границы с Европейским союзом (ЕС), близостью к самым развитым районам страны, присутствием развитой транспортной системы. Важное место в этой системе занимают морские порты региона, имеющие выход в Атлантику через Баренцево, Белое и Балтийское моря.

Без преувеличения можно сказать, что порты Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Мурманска и Архангельска являются морскими воротами России, связывающими ее практически со всем миром. Сегодня в зоне ответственности управления функционируют крупнейшие в стране торговые и пассажирские порты, где ежегодно обрабатываются миллионы тонн грузов, активно внедряются современные технологии, направленные в том числе и на оптимизацию процессов таможенного администрирования.

Морские порты, находящиеся в регионе нашей деятельности, расположены в Санкт-Петербурге (Большой морской порт Санкт-Петербурга), Ленинградской области (порты Усть-Луга, Приморск, Высоцк и Выборг), а также в Мурманске и Архангельске. В структуру СЗТУ входит 11 таможен, из них 5 осуществляют свою деятельность в 11 морских и речных пунктах пропуска Северо-Западного региона.

Так, Балтийская, Кингисеппская и Выборгская таможни работают в портах, расположенных в бассейне Балтийского моря, Мурманская и Архангельская таможни - в портах Баренцева и Белого морей соответственно. Поэтому работа таможен нацелена на увеличение грузопотока через порты Северо-Запада на основе оптимизации процессов таможенного администрирования без снижения качества таможенного контроля.

- Какие из перечисленных вами выше морских портов являются наиболее крупными?

- Безусловным лидером по основным показателям на сегодня является морской порт Большой порт Санкт-Петербурга, входящий в регион деятельности Балтийской таможни. Это крупнейший исторический порт России как по территориальному признаку, так и по объемам обрабатываемых грузов. Площадь акватории данного терминала, расположенного в Невской губе Финского залива, достигает почти 630 кв. км, протяженность его более чем 200 причалов – 31 км.

На территории порта осуществляют грузовые операции 25 стивидорных компаний. Навигация не прекращается круглый год. В зимний период проводку судов производят ледоколы. Погрузоразгрузочные работы идут круглосуточно. Порт Санкт-Петербурга ежедневно обрабатывает идущие на экспорт и поступающие в страну контейнеры, оборудование, металл, лес, уголь, зерно и множество других грузов.

- Сколько таможенных постов сегодня работают в этом порту?

- Таможенные операции здесь осуществляют шесть таможенных постов Балтийской таможни. Один из них начал свою деятельность сравнительно недавно – в сентябре 2015 года. Это новый таможенный пост Бронка. Он появился в связи с открытием одноименного многофункционального морского перегрузочного комплекса.

Со временем этот новый грузовой район морского порта Большой порт Санкт-Петербурга должен стать самым передовым портовым и транспортно-логистическим центром, в том числе и в таможенном отношении. Порт Бронка – это смелый стратегический проект развития транспортной и портовой инфраструктуры в России. Он призван решать проблему дефицита современных портовых мощностей в Северо-Западном федеральном округе.

- Судя по данным статистики, Балтийская таможня по-прежнему занимает лидирующие позиции по основным показателям среди таможенных органов СЗТУ.

- Полученные по итогам 9 месяцев 2015 года цифры подтверждают сказанное. Так, за этот период Балтийской таможней оформлено более 7600 судов загранплавания, объем оформленного ее должностными лицами грузооборота составил почти 10 млн тонн. Отмечу, что, как правило, на долю этой таможни приходится большая часть таможенных платежей, перечисляемых СЗТУ в российскую казну. Например, из 46 млрд рублей, поступивших в доходную часть федерального бюджета страны от таможенных органов управления в октябре 2015 года, более 64% приходятся на Балтийскую таможню.

Сегодня в ее работе широко применяются современные информационные технологии, упрощающие участникам ВЭД совершение таможенных операций, проводятся мероприятия, направленные на сокращение сроков нахождения контейнеров в порту. Активно расширяется практика электронного декларирования, идет внедрение алгоритма автоматической регистрации деклараций на вывозимые товары, используется технология удаленного выпуска и предварительное информирование о ввозимых товарах. В регионе деятельности Балтийской таможни зарегистрировано 14 уполномоченных экономических операторов (УЭО), с которыми заключены соглашения о применении специальных упрощений.

- Из года в год увеличивается туристический поток в Санкт-Петербург, в том числе на морском пассажирском направлении. Как таможня справляется со своими задачами на данном участке?

- Несомненно, круизное судоходство в морском порту Большой порт Санкт-Петербурга является одной из важнейших отраслей туристического бизнеса города. Поэтому задача таможенников на этом направлении является особенно важной и ответственной. По сложившейся традиции Морской международный пассажирский порт является визитной карточкой Санкт-Петербурга и единственным международным пассажирским портом России. Со стороны таможни в этом порту созданы все необходимые условия для оформления и контроля пассажиров и багажа, залы прибытия и убытия оборудованы необходимыми современными техническими средствами таможенного контроля.

В 2011 году начал работать пассажирский комплекс «Морской фасад». На сегодняшний день в порту Санкт-Петербурга этот новый причал является одним из самых удобных и обустроенных для швартовки пассажирских и круизных лайнеров больших размеров. Открытие нового пассажирского терминала значительно увеличило приток пассажиров в наш город. За 9 месяцев 2015 года Балтийской таможней совершены таможенные операции в отношении более 1,7 млн физических лиц.

- В настоящее время активно развивается порт Усть-Луга. Какие преимущества отличают его от других портов Северо-Запада?

- Морской торговый порт Усть-Луга, находящийся в регионе деятельности Усть-Лужского таможенного поста Кингисеппской таможни, расположен в южной части Финского залива Балтийского моря. Его преимущество прежде всего в выгодном географическом положении. Это позволяет до двух суток сократить транзитное время на маршруте между основными портами Европы и Усть-Лугой по сравнению с заходом в порт Санкт-Петербург.

На территории порта функционируют 8 терминалов: Усть-Лужский контейнерный терминал, Многопрофильный перегрузочный комплекс Юг-2, Автомобильно-железнодорожный паромный комплекс, Универсальный перегрузочный комплекс, «Ростерминалуголь», Европейский серный терминал, Лесной терминал, терминал «Гавань».

Они оснащены по последнему слову техники, что позволяет таможенникам за счет активного применения современных информационных технологий добиваться существенного ускорения таможенных процедур. Сейчас все терминалы взаимодействуют с таможней путем электронного документооборота. Кингисеппская таможня также успешно реализует эксперимент по использованию прототипа Портала «Морской порт», объединяющий все службы, работающие в порту. Основная задача проекта – сокращение времени нахождения судов в порту.

На сегодняшний день Усть-Лужский контейнерный терминал без преувеличения можно назвать самым передовым по применению современных портовых технологий, где все процессы автоматизированы. Здесь ежегодно идет поступательное развитие терминалов, стабильно функционируют паромные линии. Все это делает порт весьма привлекательным для новых участников внешнеэкономической деятельности. С начала 2015 года количество грузов, перемещаемых морским транспортом через порт Усть-Луга, составило более 17,2 млн тонн.

- Расскажите о специфике работы таможенников в морских портах в регионе деятельности Выборгской таможни, в портах Выборг и Высоцк.

- Основная специфика заключается в том, что в этих портах большая часть таможенных операций совершается в отношении генеральных и навалочных грузов. Так, в морском порту Выборг осуществляется перевалка минеральных удобрений, угля, минеральной руды, лесоматериалов, шлака, ферромарганца, лигносульфонатов и прочих грузов. Таможенные операции и таможенный контроль в пункте пропуска осуществляют должностные лица таможенного поста Морской порт Выборг Выборгской таможни. Грузы поступают в порт морскими судами, автомобильным и железнодорожным транспортом.

За девять месяцев 2015 года грузооборот морского порта Выборг превысил 1,1 млн тонн. Как на автомобильном и железнодорожном направлениях, так и в порту Выборгская таможня широко применяет технологию представления в электронном виде предварительной информации о товарах, предполагаемых к перемещению через таможенную границу.

В морском порту Высоцк расположены угольный, нефтеналивной и удаленный морской терминалы. К угольному терминалу проложены железнодорожная и автомобильная дороги. Таможенные операции и таможенный контроль в пункте пропуска на угольном терминале осуществляют должностные лица таможенного поста Морской порт Выборг Выборгской таможни, на нефтяном терминале - должностные лица Северо-Западного энергетического таможенного поста Центральной энергетической таможни. Грузооборот морского порта Высоцк за девять месяцев 2015 года перевалил за 4 млн тонн. В морских портах Выборг и Высоцк также размещены грузопассажирские постоянные многосторонние пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации.

- Кроме того, насколько мне известно, должностные лица управления осуществляют контроль морских грузов и на Крайнем Севере.

- Это так, поскольку в зоне нашей ответственности находится самый крупный незамерзающий морской порт страны – Мурманск. Расположенный за Полярным кругом, он был открыт для международного морского транспортного сообщения в 1951 году. Этот порт входит в регион деятельности Мурманской таможни.

Как известно, наличие незамерзающего Кольского залива позволяет в круглогодичном и круглосуточном режиме вести навигацию и осуществлять пропуск внешнеторговых грузов. Их таможенный контроль осуществляет таможенный пост Морской порт Мурманск Мурманской таможни. Для ускорения совершения таможенных операций на перевалочной базе ОАО «Норильский никель» и на территории береговой базы Лавна организованы отдельные участки пункта пропуска Морской порт Мурманск. Они обеспечивают бесперебойную работу буровых установок в Карском море.

В структуре экспортных грузов, оформляемых Мурманской таможней, преобладают железорудный концентрат, цветные металлы, лом черных металлов, апатитовый концентрат, минеральные удобрения, рыбопродукция, а в импорте - марганцевая руда, цемент, щебень, оборудование.

Кроме того, мурманскими таможенниками совершаются таможенные операции в отношении товаров, перемещаемых на территорию морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная» и обратно. При этом 100% деклараций на товары подаются и оформляются в электронном виде.

- Говоря о северных портах России, нельзя обойти вниманием и старейшую морскую гавань нашей страны в Архангельске. Как здесь сегодня работают таможенники?

- В регионе деятельности Архангельской таможни находится три морских пункта пропуска - Морской порт Архангельск, Морской порт Нарьян-Мар и Морской порт Онега. Самый крупный из них – Морской порт Архангельск - является многосторонним грузопассажирским портом круглогодичной навигации с круглосуточным режимом работы. В зимний период здесь используется ледокольная проводка судов.

Морской порт Архангельск принимает и отправляет пиломатериалы, целлюлозу, уголь, оборудование, металлы и промышленные товары. За последние 2-3 года по многим направлениям он получил динамичное развитие. Это объясняется тем, что через Архангельск лежит самый короткий путь из Арктики в центральные регионы России.

Один из самых масштабных проектов развития этого северного порта – строительство нового глубоководного района, что тесно связано с реализацией другого крупного проекта - «Белкомур». Строительство порта будет осуществляться на основе государственно-частного партнерства в рамках транспортной стратегии России до 2030 года.

- Александр Николаевич, вы упоминали об опытной эксплуатации КПС «Портал Морской порт». Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом новшестве, его преимуществах.

- Данная технология предусматривает поэтапное представление заинтересованными лицами и перевозчиками сведений о товаре, грузах и судне на разных стадиях технологического процесса по мере получения информации и подготовки документов, в объеме, необходимом для осуществления контроля перемещаемых товаров должностными лицами таможенных органов и иных государственных контрольных органов, работающих в морских пунктах пропуска. При этом все участники перевозочного процесса представляют единый пакет электронных документов для всех государственных органов, включая таможню.

В настоящее время в СЗТУ в перечень объектной пилотной зоны по использованию КПС «Портал Морской порт» включен Усть-Лужский таможенный пост Кингисеппской таможни. На этом посту в тестировании портала принимают участие 4 международные транспортные компании - Maersk line, CMA CGM, Inflot, DFDS Seaways LTD.

Основным преимуществом использования данного программного продукта является то, что при работе в портале «Морской порт» время совершения таможенных операций на прибытие судна при выгрузке 100 контейнеров сокращается в среднем до одного часа, а при ручном вводе информации оно может составлять до пяти часов и более.

Светлана САЯПИНА

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 7 декабря 2015 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Контроль передали в одни руки

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

 5 декабря 2016 / Таможня

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня

Эксперимент для багажа

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

 29 ноября 2016 / Таможня

Экспорт всему голова

Вслед за зерном из-за перепроизводства Россия впервые может начать экспортировать сахар. Ожидается, что в 2016 году его будет на 1 млн тонн больше, чем необходимо для внутреннего потребления.

 28 ноября 2016 / Таможня

Контроль передали в одни руки

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

 5 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Эксперимент для багажа

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

 29 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Экспорт всему голова

Вслед за зерном из-за перепроизводства Россия впервые может начать экспортировать сахар. Ожидается, что в 2016 году его будет на 1 млн тонн больше, чем необходимо для внутреннего потребления.

 28 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog