Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступил к рассмотрению по существу дела о конфискации белорусской таможней техники, которая перевозилась из Калининградской области в Россию по территории Беларуси. В суде сообщили, что решение по данному вопросу планируется вынести до конца ноября, так как по действующему регламенту дело должно быть рассмотрено до 1 декабря.

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

Индия высказывается за активную интеграцию с Евразийским экономическим союзом.

Госдума в первом чтении приняла законопроект о расширении свободной экономической зоны (СЭЗ) Крыма и Севастополя на территориальное море.

5-7 декабря 2016 года в Москве состоится 76-е сессия Политической комиссии Всемирной таможенной организации (ВТамО).

/ Статьи

С думами о «едином окне»

Александр ГАЛАНАМАТИС Современное таможенное администрирование уже нельзя представить без использования современных информационных систем и технологий. Таможенные службы государств - членов Евразийского экономического союза (далее - Союза) занимают лидирующее место среди других государственных органов по уровню автоматизации процессов взаимодействия с хозяйствующими субъектами и проведения контроля в электронном виде.

В то же время дальнейшее развитие информационных технологий в таможенной сфере в некоторой степени зависит от возможности проведения процедур с использованием информационных систем другими органами, наделенными полномочиями по реализации государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Безусловно, те прогрессивные нормы, которые заложены в проекте Таможенного кодекса (ТК) Союза, положительно скажутся на дальнейшем совершенствовании таможенного администрирования, но реализация новых норм, связанных с электронным декларированием, будет затруднена без развития электронного документооборота в других сферах регулирования ВЭД. Отмечу, что в проекте ТК Союза приоритет отдается электронному декларированию, также предусмотрена возможность совершения автоматической регистрации таможенной декларации и выпуска товаров, подачи декларации на товары без представления таможенному органу документов, на основании которых она заполнена, и т. д. По мнению экспертов, развитие механизма «единого окна» на территории Союза, о котором так много говорят и пишут в последнее время, должно способствовать решению проблемы с электронным документооборотом в государственных органах.

Теперь рассмотрим некоторые особенности реализации механизма «единого окна» на территории Союза. Напомню, что рекомендация № 33 Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) определяет «единое окно» как механизм, позволяющий представлять информацию, необходимую для осуществления ВЭД, а также связанную с выполнением требований регулирующих и контролирующих органов относительно импорта, экспорта, транзита, через единую точку входа в электронном виде только один раз.

Следует уточнить, что основные направления развития механизма «единого окна» в системе регулирования ВЭД, одобренные решением Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) от 29.05.2014 № 68 (далее - Основные направления), содержат определение, схожее данному в рекомендации № 33: «Под «единым окном» понимается механизм взаимодействия между государственными органами, регулирующими внешнеэкономическую деятельность, и участниками внешнеэкономической деятельности, который позволяет участникам внешнеэкономической деятельности однократно представлять документы в стандартизованном виде через единый пропускной канал для последующего использования заинтересованными государственными органами и иными организациями в соответствии с их компетенцией при проведении контроля за осуществлением внешнеэкономической деятельности».

Как видим, основным в обоих определениях является реализация принципа одноразового представления в электронном виде информации, необходимой для осуществления ВЭД. Особенность реализации «единого окна» на территории Союза заключается в том, что при развитии самостоятельных национальных механизмов «единого окна» уделяется большое внимание их последующему информационному взаимодействию между собой, основанному на принципах и рекомендациях ЕЭК ООН. При таком подходе «единые пропускные каналы» должны быть организованы в каждом государстве - члене Союза, а работать они должны с документами, унифицированными по составу и требованиям к электронному виду.

Пути развития

Основные направления определили одним из основных векторов развития механизма «единого окна» взаимное признание электронных документов, необходимых для осуществления ВЭД. Реализация данного направления, согласно решению ВЕЭС, должна быть обеспечена путем формирования правовых и организационно-технических основ, а также проведением унификации состава сведений, включаемых в электронные документы, необходимые для осуществления ВЭД.

Не так давно Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) утвердила Положение об обмене электронными документами при трансграничном взаимодействии органов государственной власти стран – членов Союза между собой и с ЕЭК (решение ЕЭК от 28.09.2015 № 125). Данное Положение определяет нормативно-технологические основы, необходимые для межгосударственного обмена юридически значимыми электронными документами с использованием службы Доверенной третьей стороны интегрированной информационной системы Союза.

В рамках решения задач по взаимному признанию электронных документов планом по реализации Основных направлений (решение ВЕЭС от 08.05.2015 № 19) ключевыми мероприятиями определены переход на оформление, использование уполномоченными органами электронных документов и унификация, гармонизация сведений, содержащихся в них. Предполагается, что работа по реализации этих мероприятий будет проводиться последовательно и планомерно на протяжении ряда лет.

Теперь рассмотрим один из вероятных вариантов перехода на оформление и использование уполномоченными органами электронных документов. Предполагается, что на первом этапе будет осуществлен комплексный анализ возможности оформления документов в различных сферах регулирования, необходимых для осуществления ВЭД, в виде электронных документов, а также произведена оценка степени и возможности унификации, гармонизации сведений из этих документов. Итогом анализа должны стать предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты Союза, направленные на включение норм, позволяющих наравне с письменными документами использовать электронные.

В большинстве своем государственные органы уже начали понимать, что «единое окно» – это не просто переход от использования письменных документов к электронным, но и реинжиниринг существующих технологий проведения государственных форм контроля. Кроме того, оказалось, что процедуры, применяемые для бумажных документов, в подавляющем большинстве случаев не могут быть адаптированы к использованию электронных документов.

Поэтому так важно при проведении работ по законодательному закреплению возможности оформления электронных документов предусматривать нормы, позволяющие разрабатывать и утверждать порядок работы с этими документами, а также их структуры и форматы. По мнению специалистов, закрепление таких норм будет служить основанием для технической реализации и позволит планировать государствам - членам Союза разработку или доработку информационных систем.

Унификация и гармонизация

Важным шагом к внедрению принципа «однократности» является унификация и гармонизация сведений. Работа по унификации и гармонизации сведений, которая будет проведена согласно плану мероприятий по реализации Основных направлений, одновременно с внесением изменений в законодательство позволит создать условия для унификации требований к информационному взаимодействию между хозяйствующими субъектами и государственными органами на территории Союза, а следовательно, для формирования «единых пропускных каналов» окон.

Ключевым моментом в проведении этой работы, а также одним из основных шагов для реализации принципа «однократности», согласно рекомендациям ЕЭК ООН, является приведение к единому формату и структуре представления данных (сведений) из различных документов.

По данным Делового консультативного совета Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), для каждой международной торговой транзакции необходимо в среднем 40 документов. Они позволят обеспечить соблюдение правил и положений, установленных для международной торговли и транспорта. Эти документы включают около 200 элементов данных, 15% из которых повторяются как минимум 30 раз, а 60-70% - повторяется более одного раза.

Устранение дублирования представляемой информации и исключение избыточных элементов данных (сведений) достигается благодаря использованию процесса упрощения и стандартизации данных. Так значится в рекомендации № 34 ЕЭК ООН «Упрощение и стандартизация данных для международной торговли». Для электронных документов специалистами рекомендовано использовать общую модель данных, в которой одни и те же структуры данных (сведений) используются в различных документах.

При проведении данной работы необходимо учитывать, что одна часть документов для осуществления ВЭД (формы, порядок заполнения) установлена законодательными актами Союза, а другая - на национальном уровне. При этом, ориентируясь на международный опыт, важно определить грань возможной унификации.

По единой форме

Очень важно, чтобы сведения представлялись по единой форме. На практике принцип «однократности» представления документов и (или) сведений в электронном виде достигается путем организации представления всех документов для ВЭД через единое программное обеспечение или web-портал. Такие информационные средства обеспечивают подготовку электронных документов и взаимодействуют с информационными системами государственных органов и уполномоченными организациями (Сингапур – система TradeNet, Корея – UNI-PASS, Новая Зеландия – Trade Single Window (TSW) и т. д.).

Учитывая, что в органах, наделенных полномочиями по реализации государственной политики во внешнеэкономической деятельности стран - членов Союза, есть определенная практика и опыт внедрения электронного документооборота, этот подход к реализации принципа «однократности» можно использовать и на территории Союза. Принцип «однократности» может достигаться путем использования «единой формы представления сведений», содержащей все необходимые сведения для внешнеэкономической деятельности и гармонизированной со всеми электронными документами (рисунок 1).

Применение такой схемы позволит связать различные ведомственные программные средства для исключения повторного ввода сведений, а также обеспечить возможность самостоятельного функционирования отдельно взятых программных средств для оформления тех или иных электронных документов, не используя принципы механизма «единого окна».

Преимущество такого подхода в том, что кардинальным образом не меняется концепция развития национальных ведомственных информационных систем, позволяющих взаимодействовать с хозяйствующими субъектами. Одновременно с их развитием, в каждом государстве - члене Союза создается некая надстройка, которая обеспечит взаимодействие с ведомственными информационными системами, подготовку и представление электронных документов, необходимых для функционирования отдельных программных средств.

Поэтому на данном этапе развития механизма «единого окна» в целях улучшения качества информационного взаимодействия между различными информационными системами важно обеспечить унификацию и гармонизацию сведений из документов, необходимых для внешнеэкономической деятельности. Вопросы, непосредственно затрагивающие возможность создания «единой формы представления сведений» и ее применения в тех или иных сферах регулирования ВЭД, планируется обсуждать в ходе реализации плана мероприятий по реализации Основных направлений.

Александр ГАЛАНАМАТИС,

заместитель директора Департамента таможенной инфраструктуры –

начальник отдела автоматизации контроля, анализа и управления рисками ЕЭК,

специально для «ТН»

 

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 3 ноября 2015 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Суд решит: была ли конфискация

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступил к рассмотрению по существу дела о конфискации белорусской таможней техники, которая перевозилась из Калининградской области в Россию по территории Беларуси. В суде сообщили, что решение по данному вопросу планируется вынести до конца ноября, так как по действующему регламенту дело должно быть рассмотрено до 1 декабря.

 7 декабря 2016 / Таможня

Иностранцам въезд заказан

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

 6 декабря 2016 / Таможня

Контроль передали в одни руки

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

 5 декабря 2016 / Таможня

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня

Суд решит: была ли конфискация

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступил к рассмотрению по существу дела о конфискации белорусской таможней техники, которая перевозилась из Калининградской области в Россию по территории Беларуси. В суде сообщили, что решение по данному вопросу планируется вынести до конца ноября, так как по действующему регламенту дело должно быть рассмотрено до 1 декабря.

 7 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Иностранцам въезд заказан

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

 6 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Контроль передали в одни руки

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

 5 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog