Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

Госдума в первом чтении приняла законопроект о расширении свободной экономической зоны (СЭЗ) Крыма и Севастополя на территориальное море.

5-7 декабря 2016 года в Москве состоится 76-е сессия Политической комиссии Всемирной таможенной организации (ВТамО).

Узбекистан не считает для себя выгодным вступление в Евразийский экономический союз или Таможенный союз.

/ Статьи

Российский автопром нацелился на экспорт

Российские автопроизводители намерены компенсировать свои убытки, существенно выросшие в связи со снижением продаж их продукции на внутреннем рынке, за счет увеличения экспорта прежде всего на постсоветское пространство, а также в развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки. Тройка ведущих автозаводов России, в которую входят ВАЗ, КамАЗ и ГАЗ, планирует удвоить поставки своих машин на традиционные рынки, главным из которых являются страны СНГ. Уже в этом году АвтоВАЗ планирует довести туда экспорт своих изделий до 100 тыс. штук.

Эксперты прогнозируют, что значительная часть российских машин поступит в Азербайджан, где в последнее время сложились достаточно благоприятные условия для увеличения импорта продукции автопрома России. Она традиционно пользуется в прикаспийской республике повышенной популярностью. Сегодня на главном автомобильном рынке в поселке Бадамдар на продажу выставлены практически все модели АвтоВАЗа, начиная от Lada Granta и заканчивая Lada 4x4 (Нива). Как показывает статистика, в Азербайджане спрос на российские автомобили с каждым годом только растет, а в последние время он даже резко подскочил.

Этому во многом способствовало то, что Центробанком республики в феврале 2014 года были существенно ужесточены правила выдачи автокредитов. Теперь в Азербайджане минимальная сумма первичного взноса для приобретения автомобиля составляет 40% его стоимости, а максимальная - 80%. Для автомобилей без пробега величина первого взноса колеблется в пределах 40-50%.

За машины стоимостью 30 тыс. манатов при их покупке в кредит следует внести 50% от продажной цены, а за более дорогие автомобили - 40%. Для автомобилей, со времени выпуска которых прошел год, сумма первоначального взноса составляет 80%. Это ужесточение правил привело к резкому сокращению объемов продаж автомобилей в кредит. Свой вклад в обострение ситуации на местном рынке внес и перевод с 1 апреля 2014 года импортируемых и производимых в стране автомобилей на экологический стандарт Евро-4.

Соответствующее решение по этому вопросу было принято Кабинетом министров республики. Как указывалось, новые правила вводятся для уменьшения выбросов в атмосферу вредных веществ автомобилями и улучшения экологической ситуации в стране. Причем переход на новый экологический стандарт был осуществлен, минуя стандарт Евро-3. В Государственном комитете по стандартизации, метрологии и патентам уточнили, что решение о переходе на Евро-4 связано с резким увеличением количества ввозимых в страну автомобилей. В результате применения данной меры, по данным Государственного таможенного комитета Азербайджана, в 2014 году импорт автомобилей снизился более чем на 39%. Так, легковушек было ввезено 57 615 штук, а по итогам 2013 года этот показатель составлял 94 879 аналогичных машин.

Например, в 2013 году в Азербайджане было реализовано 2085 автомобилей Lada Priora (их поставка составила 2401 машину), 1850 штук Lada 4x4 (было поставлено 1970 машин), 462 Lada Granta, 166 Lada Samara, 18 Lada Largus и 7 Lada Kalina. Сегодня новый пятиместный седан Priora в комплектации с бензиновым двигателем объемом 1,6 л и мощностью 84 л. с. стоит 8900 манатов.

Именно относительно невысокая стоимость во многом способствовала росту спроса на вазовские модели. Как известно, цена российских автомобилей намного ниже, чем у машин корейского, немецкого, японского производства. Поэтому спрос на машины из России постоянно сохраняется как минимум на стабильном уровне. Исходя их сложившихся реалий, аналитики предполагают, что авторынок Азербайджана может оживить дополнительное увеличение объемов поставок машин российской сборки. Правда, сегодня никто не берется прогнозировать динамику изменения стоимости вазовских моделей, а в том, что это произойдет, эксперты уверены.

Смотрят на Запад

Наряду с российскими коллегами, работающие в нашей стране иностранные автоконцерны в последнее время также стали активно изучать возможность увеличения поставок своих машин на экспорт, причем и в страны дальнего зарубежья. При этом эксперты считают повышение внимания к этому вопросу вынужденным. Ему во многом способствовало произошедшее ослабление рубля, которое отрицательно сказалось на покупательной способности нашего населения. О наличии планов по переориентации на новые рынки уже заявили Hyundai, Nissan и Renault. При этом конкретные страны и модели, как правило, не озвучиваются. Думает о расширении экспорта из России и PSA Peugeot Citroen, но конкретных решений пока нет.

Впрочем, начать поставки своей продукции за рубеж собираются не все автоконцерны. Например, GM не экспортирует собираемые в России машины. Единственное исключение — Chevrolet Niva, выпускаемая на СП «Джи Эм — АвтоВАЗ». Завод Toyota в Санкт-Петербурге предпочитает производить автомобили для рынков России, Казахстана и Беларуси. На заводе VW в нашей стране, у которого доля экспортных поставок незначительна, считают, что их увеличение возможно только в том случае, если будет расти число стран, с которыми у России есть соглашения о свободной торговле.

По данным «АСМ-холдинга», в прошлом году в страны дальнего зарубежья из России было экспортировано легковых машин на 120,3 млн долларов, в 2013-м — на 370,6 млн. Напомним, что на вывозимые автомобили у нас установлена нулевая пошлина, при ввозе импортных машин нужно заплатить пошлину, которая может составлять 10-20%. Среди основных проблем, ограничивающих экспорт в страны дальнего зарубежья, - большие логистические затраты и занятость емких рынков аналогичной продукцией. Чтобы решить первую проблему, автоконцерны просят помощи у властей, предлагая компенсировать часть расходов на логистику.

По мнению экспертов, выгоднее всего развивать экспорт моделей с высокой локализацией, что на фоне девальвации рубля позволит заработать больше средств. Продавать также следует модели, которые производятся только у нас. Так, Hyundai может поставлять в Восточную Европу автомобили Solaris. При этом следует помнить, что без структурных изменений в экономике девальвация дает лишь кратковременный эффект для развития экспорта — максимум два года.

Эффект будет нивелирован ростом внутренних издержек. Эксперты считают, что после резкого падения рубля и произошедшего в декабре 2014 года повышения ключевой ставки ЦБ время положительного эффекта, скорее всего, будет еще меньше. Обратный процесс уже начался: нынешний год металлурги, поставляющие автопроизводителям прокат, начали с активного повышения цены на свою продукцию.

Спрос падает

Для отечественного авторынка прошлый год прошел под знаком минус. Так, объем продаж новых автомобилей составил 2,3 млн штук, что на 10% меньше показателей 2013 года. Аналитики полагают, что падение спроса будет продолжаться и в этом году. По их прогнозам, в итоге объем продаж может составить всего 1,75 млн автомобилей. При этом наибольший спад спроса придется на первое полугодие. Наряду с сокращением в массовом сегменте, прогнозируется спад продаж и премиум-марок.

В прошлом году также заметно упал импорт: в страну было ввезено всего 700 тыс. автомобилей, что на 21% меньше показателей предыдущего года. Главным образом сократились поставки из Японии, США и Германии. Данная тенденция может продлиться до 2020 года. При этом динамика экспорта автомобилей выглядит достаточно оптимистично.

Несмотря на то что соотношение между экспортом и импортом по-прежнему очень большое (один к девяти), прошлый год показал приятную для производителей тенденцию: объем экспорта увеличился на 1,9%, достигнув 118,4 тыс. штук в год. Это стало возможным благодаря росту поставок в страны СНГ: в Узбекистан, Беларусь и Казахстан. Следует отметить, что обесценивание рубля сделало отечественных производителей на внешнем рынке более конкурентоспособными, поскольку у нас относительно подешевели рабочая сила и себестоимость сырья. В частности, серьезно снизилась себестоимость производства алюминия, который в ближайшее время может быть очень востребован.

Производители подтверждают прогнозы и оценки экспертов. Так, завод компании Nissan Manufacturing Rus в Санкт-Петербурге технически может выпустить 50 тыс. автомобилей, но в 2014 году он выпустил лишь 32 тыс. автомобилей. Именно столько было реально востребовано на рынке. В этом году завод технически готов выпустить 100 тыс. автомобилей, но собирается синхронизировать производство со спросом, который будет явно ниже прошлогоднего уровня.

При этом компания уже готова поставлять автомобили за границу, поскольку производит такие же модели, которые выпускаются и продаются во всех странах мира. Производители рассчитывают, что правительство снизит таможенные пошлины на экспорт автомобилей, а также введет компенсацию затрат на ввозные пошлины, взимаемые европейскими странами, и субсидирование логистических затрат. Среди приоритетных направлений экспорта Nissan рассматривает Восточную Европу и Скандинавские страны, а также Финляндию. За счет увеличения экспорта туда своей продукции концерны рассчитывают не только компенсировать потери от упавшего спроса на внутреннем рынке, но и не допустить значительных сокращений персонала на заводах.

В отличие от коллег российский завод Hyundai в Санкт-Петербурге может занести прошлый год себе в актив. Несмотря на кризис, предприятие выпустило 237 тыс. автомобилей, что на 4% превысило показатель 2013 года. При этом в семь стран СНГ было экспортировано 26 117 автомобилей, или 11% от общего объема производства. В этом году предприятие планирует ненамного сократить сборку – до 228 тыс. штук. В компании отмечают, что из-за падения рубля тоже столкнулись с определенными трудностями, а потому нуждаются в господдержке и расширении рынка сбыта.

Сейчас предприятие Nissan в Каменке, выпускающее Teana, X-Trail, Murano, Pathfinder, поставляет свою продукцию исключительно для внутреннего рынка. Завод Hyundai, который производит автомобили Hyundai Solaris и Kia Rio, осуществляет экспорт только в страны СНГ, преимущественно в Казахстан.

По оценке экспертов, в 2014 году объем производства новых автомобилей на санкт-петербургских заводах Toyota, GM, Nissan и Hyundai составил 361 400 машин, что на 8% меньше показателя 2013 года. В 2015-м эксперты обещают падение рынка на 10–15%. В денежном выражении сокращение может быть более значительным. По итогам января уменьшение продаж составило 20–35%. По итогам года оно может остаться в этом же пределе.

Чтобы улучшить нынешнюю ситуацию на российском авторынке, считают производители, правительству следует повысить компенсации за утилизацию и выделить дополнительные субсидии на поддержку экспорта автомобилей. Также необходима местная поддержка производства и сбыта автомобилей. Эксперты отмечают, что выход на внешние рынки позволил бы достаточно быстро – буквально в течение нескольких месяцев - компенсировать потерянные объемы производства и прибыли в России. Однако никто не приводит реальных данных о том, что автомобили российской сборки будут востребованы за рубежом.

Нужна господдержка

Развитию экспорта российским автосборочным предприятиям, в том числе и принадлежащим международным концернам, мешают прежде всего высокие ввозные пошлины, действующие в большинстве европейских стран. Помимо этого, для организации поставок за рубеж потребуются дополнительные инвестиции в адаптацию моделей под конкретный рынок и прохождение сертификации в Европе. Компенсировать свои расходы автопроизводители надеются благодаря поддержке бюджета РФ. В Hyundai сообщили, что, кроме снижения экспортных пошлин, развивать экспорт им помогло бы субсидирование расходов на транспортировку продукции за границу. Эти вопросы поднимались еще в ходе осенней встречи представителей автопрома с премьер-министром Дмитрием Медведевым в Набережных Челнах. Однако федеральные власти пока не приняли по ним никаких конкретных решений.

При этом эксперты указывают на необходимость усиления автоконцернами локализации производства на территории России. Дело в том, что дополнительное увеличение рублевой составляющей в стоимости конечной продукции позволит сделать ее более доступной для потребителя. Сейчас уровень локализации на заводе Nissan составляет 39%, у Hyundai — 46%. Однако, как отмечают эксперты, поскольку все остальное по-прежнему импортируется, реальная рублевая составляющая в цене автомобиля российской сборки может быть в 10 раз ниже декларируемого уровня локализации. Его дальнейшему росту помешал кризис, из-за которого заморозили реализацию проектов по запуску заводов по производству комплектующих.

Следует учитывать, что в случае начала экспорта автомобилям, выпущенным на российских заводах, придется выдержать конкуренцию с европейскими аналогами. Ведь, например, у Nissan есть производство в Великобритании и Испании, у Hyundai - в Чехии и Турции, у Ford – в Испании, у GM – в Польше. Скорее всего, именно поэтому завод Toyota в Санкт-Петербурге пока не намерен работать на экспорт. Компания планирует продолжать производить автомобили только для рынков России, Казахстана и Беларуси. Эксперты считают, что на первом этапе могут быть более востребованы произведенные в нашей стране комплектующие, а не готовые автомобили.

Артем БЕЛОУСОВ

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 6 апреля 2015 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Иностранцам въезд заказан

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

 6 декабря 2016 / Таможня

Контроль передали в одни руки

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

 5 декабря 2016 / Таможня

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня

Эксперимент для багажа

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

 29 ноября 2016 / Таможня

Иностранцам въезд заказан

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

 6 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Контроль передали в одни руки

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

 5 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Эксперимент для багажа

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

 29 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog