Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступил к рассмотрению по существу дела о конфискации белорусской таможней техники, которая перевозилась из Калининградской области в Россию по территории Беларуси. В суде сообщили, что решение по данному вопросу планируется вынести до конца ноября, так как по действующему регламенту дело должно быть рассмотрено до 1 декабря.

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

Индия высказывается за активную интеграцию с Евразийским экономическим союзом.

Госдума в первом чтении приняла законопроект о расширении свободной экономической зоны (СЭЗ) Крыма и Севастополя на территориальное море.

5-7 декабря 2016 года в Москве состоится 76-е сессия Политической комиссии Всемирной таможенной организации (ВТамО).

/ Статьи

Россия в ВТО: итоги и перспективы переговорного процесса

Российская Федерация была принята в члены ВТО 16 декабря 2011 г. На переговоры о присоединении страны к этой организации было затрачено 18 лет (для сравнения - Китай вел переговоры 15 лет). В течение переходного периода и в дальнейшем нашей стране предстоит выполнять принятые на себя обязательства, а государству и бизнесу - адаптироваться к деятельности в рамках норм и правил этой международной торговой системы.

На повестку дня выдвигается комплекс правовых, организационных, финансовых и управленческих проблем, решение которых зависит от усилий органов исполнительной власти, бизнес-сообщества и таможенных органов.

В этих условиях остро встают вопросы, касающиеся, во-первых, практической реализации принятых страной обязательств как члена ВТО в контексте обеспечения благоприятных условий для отечественного бизнеса на внешних рынках и внутри страны; во-вторых, организации обучения предпринимателей, государственных служащих, студентов по правовой системе ВТО в целях разъяснения последствий присоединения, выгод и издержек, рисков и оценки возможных потерь, а также разработки мер по их минимизации; в-третьих, готовности России выступать активным переговорщиком и аналитиком проектов соглашений, предлагаемых в ВТО на современном этапе ее развития.

Если говорить об итогах переговорного процесса по вступлению России в ВТО, то целесообразно обратить внимание на некоторые из них.

Во-первых, в отличие от ГАТТ-47, когда страна могла выполнять его положения в той степени, в которой они не противоречили национальному законодательству, страна - участница ГАТТ-94/ВТО соглашается на безусловное выполнение всех многосторонних соглашений, составляющих правовую базу этой организации. Помимо обязательств о связывании тарифных ставок страна должна брать на себя обязательства в отношении сельскохозяйственных субсидий, торговли услугами, торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. Поэтому Россия адаптировала национальные законодательно-нормативные акты к требованиям Соглашений ВТО, и этот процесс не является завершенным. С принятием новых соглашений и/или их новой редакции потребуется дополнительная работа в этом направлении, но с учетом реализации национальных интересов.

Приведем пример практической деятельности в указанном направлении одной из стран - членов ВТО - Китая. Происшедшее после присоединения к ВТО (2001 г.) увеличение товарного импорта в Китай, обострение борьбы за китайские рынки сбыта обусловили усиление такой составляющей внешнеторговой политики как защита от недобросовестной конкуренции. В этой связи потребовалось дополнить и уточнить национальные нормативные акты по антидемпинговым и компенсационным мерам.

Примечательно, что «Положение Госсовета КНР об антидемпинге», «Положение Госсовета КНР о недотировании», «Положение Госсовета КНР о защитных мерах» состоят в среднем из 50 статей с, казалось бы, простыми и легкими для понимания формулировками, но за ними скрывается полная неопределенность по ряду вопросов, и исход решения любого вопроса зависит от трактовок статьи. С одной стороны, возможность интерпретировать эти статьи по-разному позволяет правительственным органам удовлетворять текущие политические и экономические потребности и нужды, а, с другой стороны, она же порождает неуверенность у иностранных партнеров.

Отметим, что антидемпинговые расследования инициируются в Китае только в том случае, когда заведомо невозможно избежать ущерба. Большинство таких расследований относится к продукции химической, целлюлозно-бумажной и металлургической промышленности. Чаще всего предприниматели не могут предоставить существенные доказательства причинения ущерба и ошибочно полагают, что решить проблему можно путем переговоров с иностранными партнерами.

Что касается расследований против субсидируемого экспорта и антидотаций, то они практически не применяются из-за сложности в их доказательстве, сборе фактов и данных. Если оценивать высказывания многочисленных китайских менеджеров, то пока применяется недостаточно мер против дискриминационных мер в торговле для защиты национальных производителей от убытков, связанных с открытием национальной экономики при вступлении в ВТО.

Во-вторых, во время переговоров к России предъявлялись завышенные требования в формате «ВТО+» со стороны некоторых партнеров. Одним из требований было присоединение к так называемым плюрилатеральным соглашениям пакета Уругвайского раунда (или соглашениям с ограниченным кругом участником), а именно: Соглашению о торговле гражданской авиатехникой (участие в этом Соглашении обязало бы российскую сторону обнулить импортную пошлину на гражданскую авиацию, что не могло бы по понятным причинам быть для страны приемлемо) и Соглашению о госзакупках. В итоге Россия не присоединилась ни к одному из этих Соглашений, но пришлось затратить определенное время для убеждения партнеров по переговорам, в частности, Евросоюз, о невозможности принятия их требований.

В-третьих, в переговорный период по присоединению России к ВТО обсуждались вопросы, имеющие системный характер, но в действительности не регулируемые правилами ГАТТ/ВТО. Среди них наиболее сложным был вопрос двойного ценообразования в РФ на энергоносители. Так, например, Евросоюз и США настойчиво предлагали довести российские цены на газ до уровня мировых. Дело в том,что цена на газ составляет 50-70% себестоимости удобрений и создает дополнительную конкурентоспособность российским производителям данного продукта. Российской стороне пришлось доказать на основе правил ГАТТ/ВТО, что низкие цены на этот энергоноситель не являются запрещенными субсидиями. По итогам переговоров в российских обязательствах прописана возможность продажи газа для частных потребителей по любым ценам, то есть Правительство РФ может продолжать субсидировать продажи газа физическим лицам и потребителям в социальной сфере.

Приведем пример, связанный с решением проблем ценообразования на товары, имеющие статус «государственных», «обеспечивающих национальную безопасность» и «социально значимых». Так, по соглашениям с ВТО Китай несколько ослабил позиции государственных посредников - субъектов ценообразования во внешней торговле: была ликвидирована государственная система осуществления экспортно-импортных операций по ряду товаров (натуральный каучук, резина, сталь и прокат). В то же время государственным экспортно-импортным компаниям оставлено право ведения внешней торговли зерновыми, нефтью и нефтепродуктами, удобрениями, хлопком и хлопковым волокном, табаком и сигаретами, сахаром, некоторыми видами растительных масел, вольфрамовыми рудами и концентратами, чаем, углем и коксом, шелком, серебром, сурьмой. На большинство из этих товаров, а также на медикаменты сохраняется государственное ценообразование. Оно распространяется также на соль, природный газ, тарифы на коммунальные услуги, плату за жилье и воду для орошения, оплату почтовых услуг.

В-четвертых, много усилий было затрачено в рамках переговорного процесса на решение вопросов, связанных с импортными пошлинами, осложненных и таким фактором как национальный аспект определения приемлемого для всех уровня тарифной защиты. В ряде случаев внутренние мотивы и противоречия были не менее сложными для преодоления, чем внешние партнерские требования о максимальном снижении импортных таможенных пошлин.

По итогам переговоров российская сторона взяла на себя следующие тарифные обязательства (представлены в Таблице 1).

Россия в ВТО

Переходные периоды для либерализации доступа на рынок, как правило, составляют 2 - 3 года, а по наиболее чувствительным товарам - 5 - 7 лет.

[Источник: Портанский, А.П. Россия становится полноправным участником мировой торговли // А.П.Портанский // Российский внешнеэкономический вестник. - 2012. - № 4. - С. 54].

Рассмотрим практику Китая в области формирования импортного тарифа. До присоединения этой страны к ВТО импортный тариф КНР подразделялся на две категории пошлин - общие и преференциальные. Общий тариф применялся для импортных товаров из стран, с которыми КНР не заключала соглашения о предоставлении режима наибольшего благоприятствования в торговле. Преференциальный тариф использовался при ввозе товаров из стран, с которыми такие соглашения были подписаны. В 2002 г. была проведена реформа таможенного тарифа. Теперь в нем выделяют четыре вида импортных пошлин:

- таможенные пошлины для стран, которым предоставляется режим наибольшего благоприятствования;

- таможенные пошлины для стран, с которыми заключены региональные или двусторонние соглашения о свободной торговле. Ставки таких пошлин более льготные, чем при использовании режима наибольшего благоприятствования, и, кроме того, они снижаются в упреждающем порядке по сравнению с либерализацией импорта из других стран -членов ВТО;

- особые преференциальные таможенные пошлины для стран, с которыми подписаны соответствующие соглашения. Речь идет в основном о наименее развитых странах Африки и Азии. При этом для большинства товарных позиций действуют нулевые пошлины;

- общие таможенные пошлины. Они касаются импорта из стран, на которые не распространяется действие режима наибольшего благоприятствования, специальных соглашений и договоренностей.

Средняя ставка импортного тарифа КНР составляет сегодня 9,8%. По этому показателю Китай классифицируется как член ВТО с низкими тарифами. Средний уровень таможенных пошлин на промышленные товары снизился с 14,8% в 2001 г. до 8,9% в 2009 г. На сельскохозяйственную продукцию за это же время уровень пошлин снизился с 22,3% до 15,2% [Источник: Мозиас, П. М., Яковлева, В. В. Внешнеторговая политика Китая после присоединения к ВТО / П. М. Мозиас, В. В. Яковлева // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - № 12.- С. 64 - 65].

В китайской практике используются и временные импортные пошлины, которые устанавливаются на относительно высоком уровне для защиты национальных производств, пока недостаточно конкурентоспособных по сравнению с зарубежными поставщиками. Пониженные импортные тарифы устанавливаются на такие товары как высокотехнологичное оборудование и комплектующие к нему, природные энергетические ресурсы, сельскохозяйственная техника и т.п.

Что касается перспектив России по снижению до финального уровня импортных пошлин, то по истечении переходного периода, в оценках экспертов, около половины всех ставок останется на уровне не ниже ныне действующего Единого таможенного тарифа Таможенного союза Россия -Беларусь - Казахстан, а около 30% ставок будут снижены не более чем на 5 процентных пунктов.

Вступление России в ВТО означает, что закончен этап организационного вхождения в эту организацию, но начался этап, когда национальная экономика начинает реально функционировать в достаточно сложных и дисциплинирующих предпринимателей условиях соблюдения взятых на себя обязательств. А это требует напряженной, высокопрофессиональной реакции на кратко-, средне- и долгосрочные вызовы со стороны мировой торговой системы.

Правительство РФ определило основные направления, по которым требуется выработка мер, защищающих национальных производителей и потребителей и, в то же время, соответствующих нормам и правилам ВТО. Среди них: меры защиты внутреннего рынка (антидемпинговые, компенсационные, специальные защитные и др.); использование механизма государственного заказа; применение не-запрещенных ВТО субсидий; налоговая политика; меры по улучшению доступа на внешние рынки др.

Еще раз обратимся к опыту Китая, который демонстрирует эффективную внутреннюю и внешнюю политику по претворению в жизнь программы либерализационных мероприятий, предусмотренных соглашениями с ВТО в направлении расширения внешней открытости в таких областях как торговля товарами, торговля услугами, защита прав интеллектуальной собственности, обеспечение транспарентности, унификация таможенных и налоговых норм. Современная внешнеторговая политика Китая - это не только адаптация к нормам ВТО, но и использование таких форм, методов и инструментов, которые позволяют компенсировать «провалы» Дохийского раунда ВТО. Среди них значимое место занимают:

- заключение двусторонних и региональных торговых договоров о либерализации взаимной торговли (Чили, Пакистан, Новая Зеландия, Сингапур);

- соглашение о поэтапном создании зоны свободной торговли Китай - АСЕАН;

- соглашения «о более тесном торгово-экономическом сотрудничестве» с Сянганом и Аоменем.

Китай использует элементы внешнеторгового протекционизма как составную часть промышленной политики, направленной на решение задач импортозамещения по той или иной группе товаров.

Изменения во внешнеторговой политике Китая происходят и в зависимости от того, на какой стадии макроэкономического цикла находится китайское хозяйство - идет ли речь об инфляционном «перегреве» или же о дефляционном замедлении экономического роста.

Будучи членом ВТО, Китаем применяются количественные ограничения импорта. Например, в отношении ряда категорий сельскохозяйственной продукции используется тарифное квотирование (импорт в рамках квоты облагается пониженными пошлинами, а за рамками квоты - по более высоким ставкам (пшеница, кукуруза, рис, сахар, овечья шерсть, хлопок и др.). По-прежнему Китай относится к странам, практикующим ограничение экспорта определенных товаров (в основном, сырьевых) посредством установления экспортных таможенных тарифов и экспортных квот. Кроме этого, практически в 2,5 раза расширилась номенклатура товаров, подпадающих под экспортные таможенные пошлины.

Что касается перспектив переговорных процессов России как члена ВТО, то имеет смысл остановиться на двух, в контексте постановки, проблемах, на наш взгляд, наиболее актуальных.

Российские переговорщики становятся активными участниками обсуждения Проекта Соглашения о мерах по упрощению процедур в торговле, которое направлено на уточнение, развитие и улучшение положений таких статей ГАТТ-94 как:

- статья V - Свобода транзита;

- статья VIII - Сборы и формальности, связанные с импортом и экспортом;

- статья X - Публикация и транспарентность торговых законов и нормативных актов.

Переговоры по упрощению процедур в торговле, в отличие от переговоров по снижению барьеров в торговле (цель - обмен уступками и обязательствами), направлены на подготовку общего, обязывающего всех соглашения о правилах, которые должны упрощать процедуры по перемещению товаров и услуг во внешней торговле стран членов ВТО.

Участие России в обсуждении уже одиннадцатой редакции Проекта соглашения означает: необходимость анализа этого документа с точки зрения реализации интересов нашей страны; готовность к правовой корректировке отдельных законодательных актов на федеральном и региональном уров-нях;разработкуадекватныхорганизационно-управленческих решений по реализации данного Соглашения.

Основные положения Проекта Соглашения о мерах по упрощению процедур в торговле и предполагаемые адаптационные меры представлены в Таблице 2.

положения соглашения о мерах вто

обязательства перед вто

[Источник: Дюмулен И.И. Упрощение процедур в международной торговле - перспективное направление торговых переговоров в рамках ВТО в 2012 году: интересы России / И.И.Дюмулен // Российский внешнеэкономический вестник. - 2012. - № 4. - С. 4 - 5, 7-8, 11].

Есть еще один аспект переговорных процессов, который потребует пристального внимания. Речь идет о том, что вступление страны в ВТО поставило на повестку дня ряд вопросов, связанных с функционированием Таможенного союза Россия - Беларусь - Казахстан. Уникальность ситуации состоит в том, что один из членов союза - член ВТО, поэтому принятые в рамках международной торговой организации обязательства одной страной распространяются на всех членов Таможенного союза, о чем в рамках последнего был подписан соответствующий документ. Россия будет нести ответственность за действия Таможенного союза. Если со стороны Беларуси и Казахстана проявятся какие-либо нарушения, то меры ВТО будут применяться в отношении РФ.

Кроме того, все страны - члены Таможенного союза часть государственных полномочий в сфере торговой политики делегировали на наднациональный уровень: созданы посты комиссаров в рамках Евразийской экономической комиссии. Это - абсолютно новая реальность, которая усложняет переговорные процессы и требует выработки умений адаптировать национальные, наднациональные и международные интересы к требованиям правил и норм ВТО к реализации внешнеэкономической политики каждой страны -члена Таможенного союза и Таможенного союза в целом.

Таким образом, итоги и перспективы переговорного процесса Россия - ВТО свидетельствуют о том, что предстоит постоянная, многоуровневая и разносторонняя работа по реализации принятых страной обязательств, дальнейшему совершенствованию таможенного дела и адаптации российского законодательства по результатам многосторонних торговых переговоров в отношении упрощения процедур в торговле, определения концепции участия РФ в ВТО на основе максимально эффективного использования накопленного опыта другими странами-членами ВТО.

Т. Е. Кочергина, профессор кафедры международных экономических отношений Ростовского филиала Российской таможенной академии, д.э.н., профессор

Материал предоставлен журналом "ТАМОЖНЯ & БИЗНЕС. РЕВЬЮ"



 28 ноября 2012 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Суд решит: была ли конфискация

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступил к рассмотрению по существу дела о конфискации белорусской таможней техники, которая перевозилась из Калининградской области в Россию по территории Беларуси. В суде сообщили, что решение по данному вопросу планируется вынести до конца ноября, так как по действующему регламенту дело должно быть рассмотрено до 1 декабря.

 7 декабря 2016 / Таможня

Иностранцам въезд заказан

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

 6 декабря 2016 / Таможня

Контроль передали в одни руки

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

 5 декабря 2016 / Таможня

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня

Суд решит: была ли конфискация

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступил к рассмотрению по существу дела о конфискации белорусской таможней техники, которая перевозилась из Калининградской области в Россию по территории Беларуси. В суде сообщили, что решение по данному вопросу планируется вынести до конца ноября, так как по действующему регламенту дело должно быть рассмотрено до 1 декабря.

 7 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Иностранцам въезд заказан

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

 6 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Контроль передали в одни руки

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

 5 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog