Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Таможенные органы Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) подвели итоги работы в 2016 году по основным направлениям своей деятельности.

Большая коллегия Суда Евразийского экономического союза (ЕАЭС) удовлетворила заявление Российской Федерации и установила факт исполнения Республикой Беларусь не в полном объеме положений статей 1, 3, 4, 25 Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 года, статьи 125 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), статей 11 и 17 Соглашения о взаимной административной помощи таможенных органов – членов Таможенного союза от 21 мая 2010 года.

Сегодня от компаний, занимающихся грузоперевозками, клиенты ждут прозрачности и эффективности. Обеспечить это на новом уровне, который соответствует ожиданиям заказчиков, помогают современные ИТ-технологии. О том, как ИТ-решения помогают повысить эффективность перевозок, рассказывает Михаил Граблев, директор ИТ-департамента компании «ПЭК».

Президент Ирана Хасан Роухани посетит Россию 27-28 марта по приглашению президента РФ Владимира Путина.

По данным Национальной ассоциации экспортеров сельскохозяйственной продукции, сВ 15 марта власти Турции остановили выдачу лицензий на импорт российской пшеницы, кукурузы, подсолнечного шрота и растительного масла.

Сегодня, 16 марта, правительство РФ рассмотрит законопроект, предоставляющий лицам, привлеченным к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, возможность уплачивать штраф со скидкой 50% в течение тридцати дней.

/ Статьи

Риски функционирования транспортно-логистического кластера транзитного региона

евгений макаров

ЕВГЕНИЙ МАКАРОВ,

Воронежский государственный архитектурно-строительный университет,

профессор, д.э.н.

алексей гамов

АЛЕКСЕЙ ГАМОВ,

Воронежский государственный архитектурно-строительный университет,

аспирант

КЛАССИФИКАЦИЯ РИСКОВ

Многообразие условий формирования и характер грузопотоков транспортно-логистического кластера (ТЛК) транзитного региона определяет высокий уровень неопределенности его функционирования и развития.

ТЛК региона, находящегося на пересечении международных транспортных коридоров, является сложной многоструктурной системой с активными элементами, функционирующей в условиях динамично развивающейся рыночной среды. Источниками неопределенности могут служить колебания спроса, ошибки прогнозов, выход из строя ресурсов, неточность данных, решения менеджеров, передача информации и интерпретация тех или иных событий, а также такие крайние случаи, как изменения политических или природных условий [8, с. 33].

В связи с этим учет факторов неопределенности и риска в сложных условиях функционирования кластерного образования является важной задачей развития ТЛК.

Категория риск носит сложный системный характер: с одной стороны, это мера неопределенности и конфликтности в человеческой деятельности, а с другой — объективно-субъективная экономическая категория, отражающая степень успеха или неудачи в достижении намеченных целей с учетом влияния контролируемых (внутренних) факторов и неконтролируемых (внешних) факторов.

Различные аспекты проблемы рисков в логистических системах исследовали в своих работах такие авторы, как Кирясов А.С. [5], Макаров Е.И., Ярославцева Ю.И. [6], Миротин Л.Б. [7], Трегубов В.Н. [10] и другие. Моделирование рисков описано в работах Интрилигатора М. [4], Судоплатова С.В., Овчинниковой Е.В. [9]. Риски в кластерах исследовали Ханнанова Р.Т [12] и др.

В стандарте ГОСТ Р 51897-2002 «Менеджмент риска. Термины и определения» под риском понимается сочетание вероятности события и его последствий [1], а точнее, возможность отклонения от ожидаемого результата или события. Среди элементов риска называются источники или опасности, события, последствия и вероятность. Под термином «событие» понимается специфический набор обстоятельств (характеристик риска), при которых явление происходит с определенной вероятностью [8, с. 33, 39, 92].

матрица рисков

Риск функционирования и развития ТЛК транзитного региона является многогранным и определяется условиями формирования кластерного образования и факторами, влияющими на цепи поставок и создающими реальную или потенциальную опасность нарушения порядка деятельности сообщества. При этом важной характерной чертой рисков ТЛК является их транзитная специфика, т.е. классификация рисков с акцентом на особенности грузопотоков.

Анализ условий формирования ТЛК транзитного региона позволяет определить внешние и внутренние риски, влияющие на стабильность функционирования кластерного образования. При этом внешние риски подразделяются на глобальные и национальные. Выделение разных уровней классификации обусловлено характером грузопотоков, обслуживаемых в кластере и сложностью внешней и внутренней бизнес-среды ТЛК транзитного региона.

Классификация рисков позволяет выявить природу их происхождения, исследовать экономическую сущность, определить возможные негативные последствия, что позволяет разработать соответствующие мероприятия по снижению каждого вида риска и его последствий.

Исследование специфики и выявленная классификация рисков ТЛК позволили нам сформулировать определение риска функционирования ТЛК транзитного региона. Риск функционирования ТЛК транзитного региона — это возможность возникновения внутри кластера неблагоприятных ситуаций в результате воздействия негативных факторов внешней и внутренней среды, приводящих к потере структурно-функциональной устойчивости, и, как следствие, к невыполнению своих функций участниками кластерного образования по продвижению материалопотоков в географически определенном участке логистической цепи.

ВЛИЯНИЕ РИСКОВ НА ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ТЛК

Особенностью рисков функционирования ТЛК региона, находящегося на пересечении международных транспортных коридоров, является совместное воздействие групп рисков на каждый вид грузопотоков кластера (транзитные, экспортно-импортные, внутрирегиональные). Глобальные и национальные риски воздействуют не только на формирование транзитного и импортного грузопотока, поступающего из других стран и регионов, но и на региональные процессы внутри кластера в рамках необходимости учета угроз при поступлении материалопотока на объекты транспортно-логистической инфраструктуры кластера и последующем продвижении груза в регионы назначения. Региональные риски также воздействуют не только на внутрирегиональные и импортные грузопотоки, но и определяют возможности кластера по выполнению необходимых транспортнологистических операций с внешним материалопотоком (рис.1).

влияние рисков

В связи с этим выявление последствий воздействия каждого риска на цепи поставок является сложным процессом, который определяется необходимостью выявления влияния риска на каждое звено цепи поставок в контексте определенных грузопотоков кластера.

Этот факт определяет необходимость разработки алгоритма определения влияния риска на выполнение логистических процессов в цепях поставок и определение последствий этого влияния, находящихся в причинно-следственной связи (рис. 2).

алгоритм выявления последствий риска

Применение данного алгоритма позволяет выявить воздействие каждого вида риска на логистические процессы, которые протекают внутри ТЛК, и позволит определить возможности наступления рискового события на пути движения грузопотока и выполнения логистических операций на территории локализации ТЛК.

Учитывая, что процесс управления есть не что иное, как воздействие с целью уменьшения или ликвидации различий между категориями «то, что есть» и «то, что должно быть» при рассмотрении рисков ТЛК возникает необходимость учета рисков не только функционирования самого кластера, но и рисков каждого участника. Этот риск проявляется в различных условиях функционирования предприятия до и после его вступления в кластер [11].

В результате такого подхода будет решена проблема оценки влияния негативных факторов кластера на каждого его участника. При этом трудности оценки влияния негативных факторов возникают из-за невозможности моделирования условий функционирования для участников кластера после его создания, а ретроспективный сценарный анализ не дает однозначные ответы на вопрос: как будет работать предприятие в условиях кластера.

Риски ТЛК, рассмотренные выше, находят свое конкретное выражение в производственно-финансовых результатах деятельности каждого участника кластера. Наиболее значимыми показателями являются объемные (товарооборот, грузооборот, объемы перевозок и др.) и финансовые (рентабельность, прибыль, себестоимости единицы продукции или оказываемых услуг и др.).

Например, такие последствия риска («Финансовые риски», п. 11 таблицы 1), как увеличение издержек на выполнение транспортно-логистических операций, возрастание сумм контрактов, ухудшение финансовых условий участников ТЛК прямо влияют на финансовые показатели каждого участника кластера. Аналогичные рассуждения имеют место и для всех других видов риска и их последствий (рис. 3).

риски транспортно-логистического кластера

Таким образом, мы можем говорить о втором уровне рисков ТЛК. Эти риски возникают у каждого участника кластерного образования. Они состоят в возможности ухудшения показателей производственно-финансовой деятельности предприятия в случае его вхождения в кластер.

В конечном счете именно эти результаты деятельности конкретного предприятия и определяют его позицию по отношению к участию в кластере: если производственно-финансовые условия в рамках кластера лучше, то предприятие будет в нем состоять. Если же эти условия в кластере будут хуже, то предприятию будет выгоднее работать вне его.

Большое количество факторов, воздействующих на функционирование ТЛК транзитного региона, рассмотренных нами ранее, обусловливает большую вероятность возникновения в нем рисковых ситуаций. Последнее предопределяет необходимость разработки и применения эффективных методов управления рисками. По мнению многих авторов, в самом общем виде управление рисками состоит из следующих этапов: определение и оценка рисков, разработка и проведение мероприятий по их снижению, контроль [2, 3].

Для условий ТЛК транзитного региона с учетом второго уровня рисков схема алгоритма управления будет выглядеть следующим образом (рис. 4).

Мероприятия по снижению уровня риска включают снижение уровня каждого вида риска и его возможных негативных последствий.

Мероприятия по снижению уровня риска включают проведение дополнительных экономических, социологических и маркетинговых исследований. Для снижения последствий рисковых событий применяются такие известные и апробированные в мировой и отечественной практике инструменты, как страхование, привлечение гарантов, привлечение соинвесторов и т.д.

Библиографический список:

1. ГОСТ Р 51897-2002 «Менеджмент риска. Термины и определения»; http://www.ruscable.ru/doc/docgost/ files/75435555311.pdf.

2. Акимова Т. А., Мосейкин Ю. Н. Экономика устойчивого развития // Экономика. — 2009. — 432 с.

3. Донченко В. Транспортная политика и проблемы устойчивого развития; http://www.omnibus.ru/technology/ technology6.

4. Интрилигатор М. Математические методы оптимизации и экономическая теория / Пер. с англ. Г.И. Жуковой и Ф.Я. Кельмана. — М.: Айрис-пресс, 2002. —576 с.

5. Кирясов А.С. Формирование и функционирование устойчивых транспортно-логистических систем в сфере общественных пассажирских перевозок: Авто-реф. дисс. ... к.э.н.; http://www.sstu.ru/files/aspirantura/ Kiryasov_161013.pdf.

6. Макаров Е.И., Ярославцева Ю.И. Формирование транспортно-логистической системы транзитного региона. Saarbru..cken: Palmarium Academic Publishing, 2013. — 200 с.

7. МиротинЛ.Б., Некрасов А.Г., Степанов П.В., Трегубов П.Г. Повышение эффективности грузовых перевозок на основе создания устойчивой транспортно-логистической системы модульного типа для высокоскоростной обработки и доставки грузов //Логистика. — 2013. — № 10.

8. Некрасов А.Г. Основы менеджмента безопасности цепей поставок: Учеб. пособие. — М.: МАДИ, 2011. —130 с.

9. Судоплатов С.В., Овчинникова Е.В. Элементы дискретной математики: Учебник. -М.: ИНФРА-М, Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2002. — 280с.

10. Трегубов В.Н. Прогнозирование показателей развития логистической системы общественного транспорта на основе методологии синхронизации // Вестник Сара-товт.ского государственного технического университета. — 2011. — № 1 (52). — С. 259—268.

11. Узбекова А.С., Колесов К.И., Шибанов Н.А. Проблематика идентификации и построения кластерных образований предприятий Нижегородской области // Труды Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева. — № 1 (98); http://www. nntu.ru/trudy/2013/01/266-271 .pdf.

12. Ханнанова Р.Т Оценка и прогнозирование рисков в кластерной модели регионального развития // Российское предпринимательство. — 2011. — № 3, Вып. 2 (180). — С. 165—169. 

Материал предоставлен журналом "Логистика"
Подписной индекс 47778 по каталогу агентства "Роспечать"



 24 ноября 2014 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Александр Гетман: нам любое дело по плечу

Таможенные органы Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) подвели итоги работы в 2016 году по основным направлениям своей деятельности.

 28 марта 2017 / Таможня

Россия выиграла суд

Большая коллегия Суда Евразийского экономического союза (ЕАЭС) удовлетворила заявление Российской Федерации и установила факт исполнения Республикой Беларусь не в полном объеме положений статей 1, 3, 4, 25 Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 года, статьи 125 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), статей 11 и 17 Соглашения о взаимной административной помощи таможенных органов – членов Таможенного союза от 21 мая 2010 года.

 27 марта 2017 / Таможня

ИТ- архитектура «ПЭК»: решения, отвечающие ожиданиям клиента

Сегодня от компаний, занимающихся грузоперевозками, клиенты ждут прозрачности и эффективности. Обеспечить это на новом уровне, который соответствует ожиданиям заказчиков, помогают современные ИТ-технологии. О том, как ИТ-решения помогают повысить эффективность перевозок, рассказывает Михаил Граблев, директор ИТ-департамента компании В«ПЭКВ».

 22 марта 2017 / Логистика

Усовершенствованный погрузчик премиум класса RX 70 – лучший в категории грузоподъемности от 2 до 3,5 тонн

К 10-летнему юбилею полюбившегося дизельного и газового погрузчика RX 70 компания STILL продолжает свою историю успеха, представив усовершенствованный модельный ряд от 2,0 до 3,5 тонн.

 21 марта 2017 / Логистика

Привилегии и льготы не исключают обязанности

В большинстве своем участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) наслышаны про преимущества, которые им может принести получение статуса уполномоченного экономического оператора (УЭО). Однако прежде чем отправляться в бюрократический путь по его получению, стоит детально разобраться в вопросе и четко понимать, нужен ли он тебе на данный момент.

 20 марта 2017 / Таможня

ИТ- архитектура «ПЭК»: решения, отвечающие ожиданиям клиента

Сегодня от компаний, занимающихся грузоперевозками, клиенты ждут прозрачности и эффективности. Обеспечить это на новом уровне, который соответствует ожиданиям заказчиков, помогают современные ИТ-технологии. О том, как ИТ-решения помогают повысить эффективность перевозок, рассказывает Михаил Граблев, директор ИТ-департамента компании В«ПЭКВ».

 22 марта 2017 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Усовершенствованный погрузчик премиум класса RX 70 – лучший в категории грузоподъемности от 2 до 3,5 тонн

К 10-летнему юбилею полюбившегося дизельного и газового погрузчика RX 70 компания STILL продолжает свою историю успеха, представив усовершенствованный модельный ряд от 2,0 до 3,5 тонн.

 21 марта 2017 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

DPD в России: кризис как возможность развиваться

Текущие экономические условия в компании воспринимают как возможность использовать новые форматы и расширить свои позиции на рынке.

 23 февраля 2017 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Инновационные решения KNAPP влияют на развитие интралогистики

Вследствие развития Индустрии 4.0 и стабильного роста электронной коммерции перед логистикой встала сложная задача - повышение гибкости логистических процессов. При этом она не должна воплощаться за счет снижения производительности и увеличения расходов.

 15 февраля 2017 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Флагманский проект успешно реализован: компания STILL передала компании Brüggen парк складской техники, оснащенной литий-ионными батареями

Специалист в области внутренней логистики компания STILL успешно реализовала качественно новый проект по поставке литий-ионной техники. Ее первым крупным клиентом стал производитель продуктов питания компания BrГјggen, которая перевела свой автопарк на литий-ионную технологию.

 14 февраля 2017 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog