Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

На товарах, производимых в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), появится надпись: «Сделано в ЕАЭС». На практике это означает, что товары, выпущенные в России, Беларуси, Казахстане, Армении и Киргизии, вскоре начнут поступать в продажу под единым брендом. Новая маркировка может стартовать в 2017 году.

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступил к рассмотрению по существу дела о конфискации белорусской таможней техники, которая перевозилась из Калининградской области в Россию по территории Беларуси. В суде сообщили, что решение по данному вопросу планируется вынести до конца ноября, так как по действующему регламенту дело должно быть рассмотрено до 1 декабря.

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

Индия высказывается за активную интеграцию с Евразийским экономическим союзом.

Госдума в первом чтении приняла законопроект о расширении свободной экономической зоны (СЭЗ) Крыма и Севастополя на территориальное море.

5-7 декабря 2016 года в Москве состоится 76-е сессия Политической комиссии Всемирной таможенной организации (ВТамО).

/ Статьи

Риски функционирования транспортно-логистического кластера транзитного региона

евгений макаров

ЕВГЕНИЙ МАКАРОВ,

Воронежский государственный архитектурно-строительный университет,

профессор, д.э.н.

алексей гамов

АЛЕКСЕЙ ГАМОВ,

Воронежский государственный архитектурно-строительный университет,

аспирант

КЛАССИФИКАЦИЯ РИСКОВ

Многообразие условий формирования и характер грузопотоков транспортно-логистического кластера (ТЛК) транзитного региона определяет высокий уровень неопределенности его функционирования и развития.

ТЛК региона, находящегося на пересечении международных транспортных коридоров, является сложной многоструктурной системой с активными элементами, функционирующей в условиях динамично развивающейся рыночной среды. Источниками неопределенности могут служить колебания спроса, ошибки прогнозов, выход из строя ресурсов, неточность данных, решения менеджеров, передача информации и интерпретация тех или иных событий, а также такие крайние случаи, как изменения политических или природных условий [8, с. 33].

В связи с этим учет факторов неопределенности и риска в сложных условиях функционирования кластерного образования является важной задачей развития ТЛК.

Категория риск носит сложный системный характер: с одной стороны, это мера неопределенности и конфликтности в человеческой деятельности, а с другой — объективно-субъективная экономическая категория, отражающая степень успеха или неудачи в достижении намеченных целей с учетом влияния контролируемых (внутренних) факторов и неконтролируемых (внешних) факторов.

Различные аспекты проблемы рисков в логистических системах исследовали в своих работах такие авторы, как Кирясов А.С. [5], Макаров Е.И., Ярославцева Ю.И. [6], Миротин Л.Б. [7], Трегубов В.Н. [10] и другие. Моделирование рисков описано в работах Интрилигатора М. [4], Судоплатова С.В., Овчинниковой Е.В. [9]. Риски в кластерах исследовали Ханнанова Р.Т [12] и др.

В стандарте ГОСТ Р 51897-2002 «Менеджмент риска. Термины и определения» под риском понимается сочетание вероятности события и его последствий [1], а точнее, возможность отклонения от ожидаемого результата или события. Среди элементов риска называются источники или опасности, события, последствия и вероятность. Под термином «событие» понимается специфический набор обстоятельств (характеристик риска), при которых явление происходит с определенной вероятностью [8, с. 33, 39, 92].

матрица рисков

Риск функционирования и развития ТЛК транзитного региона является многогранным и определяется условиями формирования кластерного образования и факторами, влияющими на цепи поставок и создающими реальную или потенциальную опасность нарушения порядка деятельности сообщества. При этом важной характерной чертой рисков ТЛК является их транзитная специфика, т.е. классификация рисков с акцентом на особенности грузопотоков.

Анализ условий формирования ТЛК транзитного региона позволяет определить внешние и внутренние риски, влияющие на стабильность функционирования кластерного образования. При этом внешние риски подразделяются на глобальные и национальные. Выделение разных уровней классификации обусловлено характером грузопотоков, обслуживаемых в кластере и сложностью внешней и внутренней бизнес-среды ТЛК транзитного региона.

Классификация рисков позволяет выявить природу их происхождения, исследовать экономическую сущность, определить возможные негативные последствия, что позволяет разработать соответствующие мероприятия по снижению каждого вида риска и его последствий.

Исследование специфики и выявленная классификация рисков ТЛК позволили нам сформулировать определение риска функционирования ТЛК транзитного региона. Риск функционирования ТЛК транзитного региона — это возможность возникновения внутри кластера неблагоприятных ситуаций в результате воздействия негативных факторов внешней и внутренней среды, приводящих к потере структурно-функциональной устойчивости, и, как следствие, к невыполнению своих функций участниками кластерного образования по продвижению материалопотоков в географически определенном участке логистической цепи.

ВЛИЯНИЕ РИСКОВ НА ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ТЛК

Особенностью рисков функционирования ТЛК региона, находящегося на пересечении международных транспортных коридоров, является совместное воздействие групп рисков на каждый вид грузопотоков кластера (транзитные, экспортно-импортные, внутрирегиональные). Глобальные и национальные риски воздействуют не только на формирование транзитного и импортного грузопотока, поступающего из других стран и регионов, но и на региональные процессы внутри кластера в рамках необходимости учета угроз при поступлении материалопотока на объекты транспортно-логистической инфраструктуры кластера и последующем продвижении груза в регионы назначения. Региональные риски также воздействуют не только на внутрирегиональные и импортные грузопотоки, но и определяют возможности кластера по выполнению необходимых транспортнологистических операций с внешним материалопотоком (рис.1).

влияние рисков

В связи с этим выявление последствий воздействия каждого риска на цепи поставок является сложным процессом, который определяется необходимостью выявления влияния риска на каждое звено цепи поставок в контексте определенных грузопотоков кластера.

Этот факт определяет необходимость разработки алгоритма определения влияния риска на выполнение логистических процессов в цепях поставок и определение последствий этого влияния, находящихся в причинно-следственной связи (рис. 2).

алгоритм выявления последствий риска

Применение данного алгоритма позволяет выявить воздействие каждого вида риска на логистические процессы, которые протекают внутри ТЛК, и позволит определить возможности наступления рискового события на пути движения грузопотока и выполнения логистических операций на территории локализации ТЛК.

Учитывая, что процесс управления есть не что иное, как воздействие с целью уменьшения или ликвидации различий между категориями «то, что есть» и «то, что должно быть» при рассмотрении рисков ТЛК возникает необходимость учета рисков не только функционирования самого кластера, но и рисков каждого участника. Этот риск проявляется в различных условиях функционирования предприятия до и после его вступления в кластер [11].

В результате такого подхода будет решена проблема оценки влияния негативных факторов кластера на каждого его участника. При этом трудности оценки влияния негативных факторов возникают из-за невозможности моделирования условий функционирования для участников кластера после его создания, а ретроспективный сценарный анализ не дает однозначные ответы на вопрос: как будет работать предприятие в условиях кластера.

Риски ТЛК, рассмотренные выше, находят свое конкретное выражение в производственно-финансовых результатах деятельности каждого участника кластера. Наиболее значимыми показателями являются объемные (товарооборот, грузооборот, объемы перевозок и др.) и финансовые (рентабельность, прибыль, себестоимости единицы продукции или оказываемых услуг и др.).

Например, такие последствия риска («Финансовые риски», п. 11 таблицы 1), как увеличение издержек на выполнение транспортно-логистических операций, возрастание сумм контрактов, ухудшение финансовых условий участников ТЛК прямо влияют на финансовые показатели каждого участника кластера. Аналогичные рассуждения имеют место и для всех других видов риска и их последствий (рис. 3).

риски транспортно-логистического кластера

Таким образом, мы можем говорить о втором уровне рисков ТЛК. Эти риски возникают у каждого участника кластерного образования. Они состоят в возможности ухудшения показателей производственно-финансовой деятельности предприятия в случае его вхождения в кластер.

В конечном счете именно эти результаты деятельности конкретного предприятия и определяют его позицию по отношению к участию в кластере: если производственно-финансовые условия в рамках кластера лучше, то предприятие будет в нем состоять. Если же эти условия в кластере будут хуже, то предприятию будет выгоднее работать вне его.

Большое количество факторов, воздействующих на функционирование ТЛК транзитного региона, рассмотренных нами ранее, обусловливает большую вероятность возникновения в нем рисковых ситуаций. Последнее предопределяет необходимость разработки и применения эффективных методов управления рисками. По мнению многих авторов, в самом общем виде управление рисками состоит из следующих этапов: определение и оценка рисков, разработка и проведение мероприятий по их снижению, контроль [2, 3].

Для условий ТЛК транзитного региона с учетом второго уровня рисков схема алгоритма управления будет выглядеть следующим образом (рис. 4).

Мероприятия по снижению уровня риска включают снижение уровня каждого вида риска и его возможных негативных последствий.

Мероприятия по снижению уровня риска включают проведение дополнительных экономических, социологических и маркетинговых исследований. Для снижения последствий рисковых событий применяются такие известные и апробированные в мировой и отечественной практике инструменты, как страхование, привлечение гарантов, привлечение соинвесторов и т.д.

Библиографический список:

1. ГОСТ Р 51897-2002 «Менеджмент риска. Термины и определения»; http://www.ruscable.ru/doc/docgost/ files/75435555311.pdf.

2. Акимова Т. А., Мосейкин Ю. Н. Экономика устойчивого развития // Экономика. — 2009. — 432 с.

3. Донченко В. Транспортная политика и проблемы устойчивого развития; http://www.omnibus.ru/technology/ technology6.

4. Интрилигатор М. Математические методы оптимизации и экономическая теория / Пер. с англ. Г.И. Жуковой и Ф.Я. Кельмана. — М.: Айрис-пресс, 2002. —576 с.

5. Кирясов А.С. Формирование и функционирование устойчивых транспортно-логистических систем в сфере общественных пассажирских перевозок: Авто-реф. дисс. ... к.э.н.; http://www.sstu.ru/files/aspirantura/ Kiryasov_161013.pdf.

6. Макаров Е.И., Ярославцева Ю.И. Формирование транспортно-логистической системы транзитного региона. Saarbru..cken: Palmarium Academic Publishing, 2013. — 200 с.

7. МиротинЛ.Б., Некрасов А.Г., Степанов П.В., Трегубов П.Г. Повышение эффективности грузовых перевозок на основе создания устойчивой транспортно-логистической системы модульного типа для высокоскоростной обработки и доставки грузов //Логистика. — 2013. — № 10.

8. Некрасов А.Г. Основы менеджмента безопасности цепей поставок: Учеб. пособие. — М.: МАДИ, 2011. —130 с.

9. Судоплатов С.В., Овчинникова Е.В. Элементы дискретной математики: Учебник. -М.: ИНФРА-М, Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2002. — 280с.

10. Трегубов В.Н. Прогнозирование показателей развития логистической системы общественного транспорта на основе методологии синхронизации // Вестник Сара-товт.ского государственного технического университета. — 2011. — № 1 (52). — С. 259—268.

11. Узбекова А.С., Колесов К.И., Шибанов Н.А. Проблематика идентификации и построения кластерных образований предприятий Нижегородской области // Труды Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева. — № 1 (98); http://www. nntu.ru/trudy/2013/01/266-271 .pdf.

12. Ханнанова Р.Т Оценка и прогнозирование рисков в кластерной модели регионального развития // Российское предпринимательство. — 2011. — № 3, Вып. 2 (180). — С. 165—169. 

Материал предоставлен журналом "Логистика"
Подписной индекс 47778 по каталогу агентства "Роспечать"



 24 ноября 2014 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Союз обретет единый знак

На товарах, производимых в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), появится надпись: В«Сделано в ЕАЭСВ». На практике это означает, что товары, выпущенные в России, Беларуси, Казахстане, Армении и Киргизии, вскоре начнут поступать в продажу под единым брендом. Новая маркировка может стартовать в 2017 году.

 8 декабря 2016 / Таможня

Суд решит: была ли конфискация

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступил к рассмотрению по существу дела о конфискации белорусской таможней техники, которая перевозилась из Калининградской области в Россию по территории Беларуси. В суде сообщили, что решение по данному вопросу планируется вынести до конца ноября, так как по действующему регламенту дело должно быть рассмотрено до 1 декабря.

 7 декабря 2016 / Таможня

Иностранцам въезд заказан

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

 6 декабря 2016 / Таможня

Контроль передали в одни руки

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

 5 декабря 2016 / Таможня

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня

«Московский гостиничный рынок обладает колоссальным потенциалом для роста...»

Москва - один из красивейших городов мира. Она всегда привлекала туристов из Китая, Германии, Франции, Турции.

 16 ноября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Сервисные модели AXELOT позволят логистическим компаниям сэкономить

Компания AXELOT успешно работает на рынке информационных технологий с 1998 года. За это время она сумела занять лидирующие позиции на российском рынке систем автоматизации предприятий. Сегодня мы беседуем с Максимом Власовым, директором по развитию компании AXELOT.

 15 ноября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Система управления траспортом Generix Group вернет инвестиции в короткие сроки

Система управления транспортом TMS OnDemand, созданная инженерами компании Generix Group, направлена на сокращение транспортных и связанных с этим административных затрат.

 14 ноября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Алексей Тимашов: «В ближайшие годы логистика будет активно расти...»

Имя компании AXELOT хорошо известно на рынке информационных технологий: за ее плечами почти 20 лет успешной работы в России. Сегодня на вопросы журнала В«ЛОГИСТИКАВ» отвечает Алексей Тимашов, генеральный директор компании AXELOT.

 20 октября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

CеMAT-2016 фокусируется на технологиях «Индустрия 4.0»

На ведущей Международной выставке по внутрипроизводственной логистике и управлению грузопотоками CеMAT-2016 в Ганновере В«ЛОГИСТИКАВ» представит дайджест журнала на английском языке - RUSSIAN LOGISTICS JOURNAL-2016.

 19 октября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog