Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) признает наличие у стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) проблем из-за блокирования российскими таможенными органами оформления ввозимой в РФ сложнобытовой техники с сертификатами соответствия, которые выданы в других странах Союза, и надеется на скорое урегулирование ситуации. Об этом сообщили в пресс-службе ЭЕК.

Таможенные органы постоянно фиксируют нарушения валютного законодательства, совершаемые компаниями, фактически прекратившими свою деятельность на момент проверочных мероприятий, - или фирмами-«однодневками».

Главы стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) расширили полномочия в сфере таможенного регулирования своего постоянно действующего органа – Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).

27 апреля 2017 года руководитель ФТС России Владимир Булавин проведет совещание с начальниками таможен по актуальным вопросам деятельности таможенных органов.

В Госдуму на рассмотрение внесен законопроект, предусматривающий создание комплексной системы по регулированию перевозки транзитных грузов.

Поток завозимых в Россию санкционных продуктов заметно растет. В 2016 году объем выявленной Роспотребнадзором санкционной продукции вырос по сравнению с прошлым годом в 2,5 раза.

/ Статьи

RFID-технологии в российской логистике: реальные достижения и проблемы

Современный период, в котором пребывают наша страна и ее экономика, можно назвать временем перемен. Меняются внешнеполитические условия, структура экономики, маршруты товарно-материальных потоков. При этом основным условием поступательного развития страны или трансформации ее экономики без потери стабильности является оптимизация использования всех видов ее ресурсов. Реализация такого подхода возможна только при осуществлении объективного и прозрачного учета и контроля на всех стадиях движения товарноматериальных потоков.

Несмотря на то что учет и контроль — неизбежные составные части любого логистического бизнес-процесса, организация этих очевидных функций управления может быть различной. Учет может быть ручным, полуавтоматическим и, наконец, автоматическим. Примеры ручного учета — бирка или вручную написанный номер. Ни изменить, ни прочитать подобным образом нанесенную информацию без участия человека невозможно. Пример полуавтоматического учета — штрихкод. Его печать и считывание происходят при помощи технических устройств, но для качественного чтения необходимо соблюдать ряд условий. чтобы информация считывалась, человек должен определенным образом расположить сканер около штрихкода. Штрихкоды ускоряют процессы, связанные с учетом, но никуда не исчезают вероятность ошибок по вине человека и возможность подделки. До недавнего времени штрихкоды были самым совершенным инструментом учета, но полностью автоматизировать учет с их помощью не удавалось [1-3].

Технология RFID (Radio Frequency IDentification), она же радиочастотная идентификация (РЧИ), позволяет вывести учет на новый уровень, где вмешательство человека сведено к минимуму или не требуется вовсе. Появилась возможность полностью автоматизировать учет. Теперь, чтобы получить информацию о каждой единице товара, находящейся на паллете, необходимо провести паллету мимо считывателя, а не проносить сканер мимо каждой товарной этикетки [4].

Итак, RFID — автоматическая идентификация продукта при помощи радиочастотных меток. Распространение RFID-технологий обусловливает кардинальные изменения в российском логистическом менеджменте, которые в той или иной степени затрагивают все звенья логистической цепи.

Радиометка представляет собой миниатюрное запоминающее устройство. Она состоит из микрочипа, который хранит информацию, и миниатюрной антенны, с помощью которой метка передает и получает данные. Иногда метка имеет собственный источник питания (такие метки называют активными), но большинство меток его лишены (это пассивные метки).

В памяти метки хранятся ее уникальный номер и пользовательская информация. Уникальный номер играет ту же роль, что автомобильные номера, — с его помощью объекты, помеченные метками, можно отличить друг от друга. Пользовательской информацией могут быть какие-то индивидуальные данные, например, дата изготовления, срок хранения, номер партии. Принимает и записывает эту информацию специальный прибор, оснащенный антеннами, — считыватель. Возможность перезаписи данных — одно из основных отличий RFID от ранее существовавших систем, при этом можно настроить серьезную защиту от несанкционированной перезаписи.

Для того чтобы метка передала данные, она должна получить энергию от поля, образуемого антеннами считывателя. Для этого не нужно специальным образом ориентировать метку в пространстве и добиваться прямой видимости, метка просто должна быть в зоне действия антенн. В отличие от штрих-сканера RFID-считыватель может одновременно принимать информацию сразу от нескольких меток.

Эти преимущества очень существенны именно для управления цепями поставок в логистике. Так, торговая сеть Wal-Mart (США) полностью перешла на RFID-технологии. Итальянская компания Benetton (более 5 тыс. торговых точек по продаже спортивной одежды в мире) приобретает десятки миллионов радиометок в год, благодаря чему компании удалось почти на 1 5% сократить запасы одежды в торговой сети [5]. Важнейшими условиями применения RFID-технологии в логистике являются:

■ разработка стандартов кодирования радиометок;

■ встраивание RFID-технологии в программные приложения информационных систем.

Решением первой проблемы занимаются многие компании мирового уровня. Предлагаемые ими стандарты обеспечивают регламенты передачи информации через связующие специализированные компьютерные программы от RFID-считывателей в базы электронных данных тех приложений ERP-систем, которые управляют товародвижением взаимодействующих предприятий. В РФ приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 56-ст от 26.04.201 1 утвержден национальный стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 1 59632011 «Информационные технологии. Радиочастотная идентификация для управления предметами. Уникальная идентификация радиочастотных меток» с датой введения в действие 1 января 2012 года. Стандарт устанавливает требования к структуре идентификаторов, которые записываются в память радиочастотных меток, обеспечивая при этом их уникальную идентификацию. Стандарт подготовлен Ассоциацией автоматической идентификации «ЮНИСКАН/ГС1 РУС». Справедливости ради следует сказать, что от разработки стандарта до его внедрения может пройти очень много времени.

Вторая проблема также находит адекватное решение стараниями IT-специалистов разных уровней. Главный тренд здесь — интеграция RFID-технологий с управлением системой поставок, управлением отношениями с клиентами и планированием ресурсов предприятия, то есть со всей системой в целом [6].

В настоящее время потребность в RFID-технологиях существенно возросла по всему миру благодаря их простоте, доступной стоимости, совместимости с существующими логистическими инфраструктурами, способности работать в любых условиях, точности в работе с данными. Резонно встает вопрос о том, как обстоит дело с применением RFID-технологий в отечественном бизнесе?

С большим сожалением следует констатировать, что несмотря на длительную историю развития RFID-технологий их внедрение в России до сих пор находится на начальной стадии. При этом надо отметить, что сама RFID-технология отнюдь не нова для российской действительности. Она существует и используется с 1940-х годов в военной отрасли СССР (рис. 1).

 

В этой связи отечественную эмпирику и научно-технический потенциал RFID трудно переоценить. Именно это дает нам преимущества и уверенность в эффективности применения RFID-технологий в интегрированной логистике [7].

Огромные масштабы современного российского бизнеса, относительная устойчивость российской экономики, наметившийся рост производства в условиях выхода из экономико-политического кризиса, большие объемы торговых операций и экспортно-импортные обороты с изменением векторов движения диктуют необходимость поиска новых путей ускорения продвижения товарно-материальных потоков и тотального отслеживания их состояния в реальном времени.

В настоящее время с полной уверенностью можно утверждать, что RFID-технологии постепенно вытесняют традиционную технологию штрихкодирования в логистике. Однако в российской логистике большинство компаний пока не испытывают потребности переходить со штрихкодирования на технологию RFID. Ее использование может дать определенные удобства и преимущества, но далеко не все готовы за это платить [8-10]. Известно, что любые усовершенствования имеют не только лицевую, но и оборотную сторону (рис. 2).

 

RFID с точки зрения российского бизнеса

RFID-технологии могут активно использоваться в самых разных ситуациях на всех этапах движения товарно-материального потока (хранения и инвентаризации, движения в процессе производства, транспортировки, снабжения и распределения), когда требуются оперативный и точный контроль, отслеживание и учет многочисленных перемещений различных объектов.

Оптимизация основных бизнес-процессов:

■ электронный контроль доступа и перемещения товарно-материального потока на территории предприятий;

■ управление производством, товарными и таможенными складами (особенно крупными), магазинами, выдачей и перемещением товаров и материальных ценностей;

■ автоматический сбор данных и, в случае необходимости, начисление оплаты при транспортировке товарно-материальных потоков (на железных дорогах, платных автомобильных дорогах, на грузовых станциях и терминалах);

■ контроль, планирование и управление движением, интенсивностью графика и выбором оптимальных маршрутов.

Преимущества применения RFID-технологий для участников логистической цепи поставок:

Грузоотправители

- облегчение процесса подготовки и обработки заказов;

- устранение ошибок при транспортировке;

- сокращение трудовых затрат;

- совершенствование учета;

- сокращение времени хранения запасов.

Перевозчики

- интеграция платежной информации;

- доступ к информации в реальном времени;

- улучшение учета транспортировок;

- контроль транспорта в пути;

- упрощение обработки контейнеров;

- возможность выявления несовместимой продукции на борту транспортного средства;

- сокращение времени на передачу информации.

Логистические центры, склады, терминалы, распределительные центры

- облегчение процесса подготовки, обработки и отправки заказов;

- повышение точности контроля состояния запасов;

- доступ к информации в режиме реального времени;

- защита информации от несанкционированного доступа;

- сокращение трудозатрат;

- точность регистрации поступлений на склад.

Оптовая и розничная торговля

- точность учета запасов и взимаемой оплаты;

- ускорение инвентаризации;

- сокращение времени хранения запасов, рост гибкости системы.

RFID-технология начала свое развитие в логистике Российской Федерации около 20 лет назад. Пик активности продвижения технологии на отечественном рынке отмечен в 2005-2006 годах. Следующий пик наблюдался в 2012 году, когда компании-потребители постепенно выходили из кризиса и искали новые пути повышения конкурентоспособности на рынке. Кризис 2014 года снова отбросил назад применение информационно-коммуникационных технологий в отечественной логистике (на 7-10 лет, по данным разных экспертов).

Особый интерес для нас представляет реальная ситуация с внедрением и распространением RFID-технологий в отечественном бизнесе, учитывая необходимость осуществления политики импортозамещения, а также ориентацию на экономическую открытость и экономический суверенитет РФ. Проведенное инициативное научное исследование позволило выявить ряд факторов и ресурсов имплементации RFID в отечественном бизнесе.

Выборочный опрос о результатах внедрения RFID в отечественном бизнес-сообществе показал, что лишь 1 0% компаний используют RFID в своей деятельности. Опрос проводился нами в рамках семинара директоров по логистике, где присутствовали представители следующих отраслей:

- производство;

- транспорт;

- складской бизнес (терминалы, логистические и распределительные центры) (рис. 3).

 

Как следует из рис. 3, 56,3% вообще ничего не слышали о RFID, 21,4% кое-что слышали, но не знают в подробностях, остальные 22,3% проблему изучили хорошо.

На вопрос о том, что мешает внедрению RFID, половина топ-менеджеров отметила высокую стоимость устройств, 1 7% выделили сложность процесса внедрения,

13% — необходимость квалифицированной технической поддержки, 1 0% опасаются тотальной слежки, и еще для 10% играет роль проблема встраивания RFID в уже существующую информационную систему (рис. 4).

При этом перспективы применения RFID в российском бизнесе, согласно тем же опросам, достаточно оптимистичны (рис. 5).

Из общего числа опрошенных директоров по логистике (рис. 6) 49% планируют использовать RFID в своей работе в ближайшие два года, 29% — в ближайшие 3-4 года, а 22% — не ранее чем через 5 лет.

Подводя итог вышесказанному, можно с уверенностью констатировать, что RFID-технологии имеют большой потенциал для построения логистической инфраструктуры отечественного бизнеса, но процесс их внедрения будет происходить сравнительно медленно (учитывая не совсем благоприятную среду для развития бизнеса в условиях политико-экономических потрясений), что потребует разработки стратегических планов по их реализации и совместных усилий всех участников проекта

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Готтшальк П., Соли-Сетер Х. ИТ-аутсор-синг: построение взаимовыгодного сотрудничества. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 390 с.

2. Демистификация ИТ: Что на самом деле информационные технологии дают бизнесу / М. Арутюнян, Н. Ермошкин, С. Карминский и др.; Под общ ред. Н. Ер-мошкина. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 296 с.

3. Информационные технологии в бизнесе: Энциклопедия / Под. ред. М. Желены. — СПб.: Питер, 2002. — 1 1 20 с.

4. Основные и обеспечивающие функциональные подсистемы логистики / Под ред. Б. А. Аникина, Т. А. Родкиной. — М.: Проспект, 201 1. — 601 с.

5. Основы логистики / Под ред. Б. А. Аникина, Т. А. Родкиной. — М.: Проспект, 201 1. — 344 с.

6. Родкина Т. А. Информационная логистика. — М.: Экзамен, 2010. — 288 с.

7. Родкина Т. А. Информационные системы и технологии в логистике. — М.: ГУУ, 2010.

8. Родкина Т. А., Козлов А. С. Информационные системы и технологии в логистике. Часть I. Методы и инструменты структурно-функционального анализа (SADT и BPWin). — М.: ГУУ, 2010.

9. Родкина Т. А., Козлов А. С. Информационные системы и технологии в логистике. Часть II. Проектный подход к управлению логистическими цепями поставок. — М.: ГУУ, 2012.

10. Управление цепями поставок / Под ред. Б. А. Аникина, Т. А. Родкиной. — М.: Проспект, 2011. 214 с. 

Материал предоставлен журналом "Логистика"
Подписной индекс 47778 по каталогу агентства "Роспечать"



 18 февраля 2016 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

У каждого свой сертификат соответствия

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) признает наличие у стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) проблем из-за блокирования российскими таможенными органами оформления ввозимой в РФ сложнобытовой техники с сертификатами соответствия, которые выданы в других странах Союза, и надеется на скорое урегулирование ситуации. Об этом сообщили в пресс-службе ЭЕК.

 27 апреля 2017 / Таможня

«Однодневок» выведут из игры

Таможенные органы постоянно фиксируют нарушения валютного законодательства, совершаемые компаниями, фактически прекратившими свою деятельность на момент проверочных мероприятий, - или фирмами-В«однодневкамиВ».

 26 апреля 2017 / Таможня

Комиссии расширили полномочия

Главы стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) расширили полномочия в сфере таможенного регулирования своего постоянно действующего органа – Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).

 25 апреля 2017 / Таможня

Андрей Майоров: «В2С – это серьезная история роста»

– Андрей Валерьевич, расскажите, как компании удается быстро улавливать тенденции рынка и на протяжении последних лет показывать впечатляющие результаты?

 24 апреля 2017 / Логистика

Николай Воинов: «Мы искали и находили новые возможности»

– Николай, вы возглавляли компанию DPD в период ее уверенного поступательного развития. Тогда бренд компании стал узнаваемым, и она уверенно вошла в число ведущих логистических операторов России…

 20 апреля 2017 / Логистика

Андрей Майоров: «В2С – это серьезная история роста»

– Андрей Валерьевич, расскажите, как компании удается быстро улавливать тенденции рынка и на протяжении последних лет показывать впечатляющие результаты?

 24 апреля 2017 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Николай Воинов: «Мы искали и находили новые возможности»

– Николай, вы возглавляли компанию DPD в период ее уверенного поступательного развития. Тогда бренд компании стал узнаваемым, и она уверенно вошла в число ведущих логистических операторов России…

 20 апреля 2017 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Сергей Круглов: «Основа успеха компании - надежность и качество»

Международный бренд DPD, под которым работает компания АО В«Армадилло Бизнес ПосылкаВ», знаком многим. Начав свою деятельность на рынке транспортно-экспедиционных услуг 25 лет назад, компания стала одним из признанных лидеров российского рынка экспресс-доставки посылок и грузов.

 19 апреля 2017 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Ставки аренды на склады будут восстанавливаться в 2017 г.

24 ноября в отеле В«Four SeasonsВ» в Москве международная консалтинговая компания Colliers International совместно с ИД В«КоммерсантъВ» провели IV ежегодный круглый стол В«Складской переворот. Кто у власти?В», на котором подвели предварительные итоги и обозначили перспективы складского рынка России в 2017 г.

 18 апреля 2017 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

ИТ- архитектура «ПЭК»: решения, отвечающие ожиданиям клиента

Сегодня от компаний, занимающихся грузоперевозками, клиенты ждут прозрачности и эффективности. Обеспечить это на новом уровне, который соответствует ожиданиям заказчиков, помогают современные ИТ-технологии. О том, как ИТ-решения помогают повысить эффективность перевозок, рассказывает Михаил Граблев, директор ИТ-департамента компании В«ПЭКВ».

 22 марта 2017 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog