Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

На товарах, производимых в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), появится надпись: «Сделано в ЕАЭС». На практике это означает, что товары, выпущенные в России, Беларуси, Казахстане, Армении и Киргизии, вскоре начнут поступать в продажу под единым брендом. Новая маркировка может стартовать в 2017 году.

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступил к рассмотрению по существу дела о конфискации белорусской таможней техники, которая перевозилась из Калининградской области в Россию по территории Беларуси. В суде сообщили, что решение по данному вопросу планируется вынести до конца ноября, так как по действующему регламенту дело должно быть рассмотрено до 1 декабря.

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

Индия высказывается за активную интеграцию с Евразийским экономическим союзом.

Госдума в первом чтении приняла законопроект о расширении свободной экономической зоны (СЭЗ) Крыма и Севастополя на территориальное море.

5-7 декабря 2016 года в Москве состоится 76-е сессия Политической комиссии Всемирной таможенной организации (ВТамО).

/ Статьи

Регулирование таможенных правоотношений в условиях членства России в ВТО

Алексей Артемьев, к. эк. н., советник Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ, разъясняет позицию Минфина по вопросам, связанным с возможностями использования российскими операторами документов международных организаций.

Одними из актуальных вопросов формирования системы нормативного регулирования таможенных правоотношений и правоприменительной практики в этой сфере, являются вопросы, связанные со вступлением России в ВТО. Как правило, эти вопросы касаются, в первую очередь, влияния членства России в ВТО на действующую у нас нормативную правовую базу, а также решения проблем, возникающих в правоприменительной практике.

Как в Генеральном Соглашении по Тарифам и Торговле (ГАТТ), так и в системе соглашений ВТО таможенная оценка (определение таможенной стоимости товаров) занимает одно из центральных мест.

Особенности применения большинством стран – членов ВТО как Соглашения по применению статьи VII ГАТТ 1994 г. (далее – Соглашение ВТО), так и других соглашений состоят, в частности, в том, что соглашения ВТО используются не как документы прямого действия, а путем отражения положений этих соглашений в системе правового регулирования соответствующих стран.

Поскольку Россия придерживается такого же подхода, в нашей стране таможенная стоимость товаров должна определяться в соответствии с требованиями действующего в Российской Федерации национального (по отношению к ВТО) нормативного регулирования, принятого в рамках Соглашения Таможенного союза об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза от 25 января 2008 г. (далее – Соглашение Таможенного союза).

При этом система национального по отношению к ВТО регулирования, в свою очередь, должна соответствовать требованиям ВТО, то есть применительно к сфере определения таможенной стоимости товаров – Соглашению ВТО.

С первой половины 1990-х гг., то есть задолго до вступления России в ВТО, действующие у нас нормы по определению таможенной стоимости товаров базируются на Соглашении ВТО.

В настоящее время большинство положений Соглашения ВТО, как основной части, так и Пояснительных Примечаний к соответствующим статьям, отражено в действующем в России Соглашении Таможенного союза. Оставшаяся часть положений Пояснительных Примечаний не может быть отражена в документах законодательного уровня и поэтому реализуется в подзаконных нормативных актах – в настоящее время это решения Евразийской экономической комиссии. Сейчас этот процесс идет достаточно активно: Комиссией приняты решения, касающиеся правил применения законодательно установленных методов определения таможенной стоимости товаров.

Таким образом, в формировании своей системы нормативного регулирования в области определения таможенной стоимости товаров Россия достаточно последовательно использует подход большинства стран – членов ВТО: реализация положений документов ВТО в тех нормативных актах, которые применяются в данном государстве.

При этом фактически неизвестны примеры государств из числа развитых стран, которые бы использовали Соглашение ВТО не как основу для национального регулирования, а в качестве документа прямого действия. Это вполне естественно, поскольку разные страны имеют различный уровень развития нормативного регулирования, правовые традиции, используют неодинаковый понятийный аппарат и т.д.

В связи с этим в отношении вопроса об использовании в российской правоприменительной практике Соглашения ВТО в качестве документа прямого действия, что предполагает возможности ссылаться на его положения, например, в судах или досудебных спорах между подконтрольными лицами и таможенными органами, можно обратить внимание на следующее.

Работа, связанная со вступлением в ВТО, предполагает, что вступающая страна, в том числе, естественно, и Российская Федерация, приводит свое нормативное регулирования в соответствие с требованиями соглашений и других документов ВТО. Применительно к сфере определения таможенной стоимости товаров такой подход достаточно четко сформулирован в Статье 22 Соглашения ВТО, которая не предусматривает, что членом ВТО может стать страна, нормативное регулирование которой по таможенной стоимости не соответствует Соглашению ВТО1.

Таким образом, проблемы соответствия либо несоответствия Соглашению ВТО нормативного регулирования, действующего в каждой конкретной стране, касаются исключительно взаимоотношений вступающей в ВТО страны и других стран – членов ВТО. Применительно к Российской Федерации основным подтверждением соответствия Соглашения Таможенного союза Соглашению ВТО является одобрение 8-й Министерской Конференцией членства нашей страны в ВТО2.

Таким образом, постановка вопроса о возможности опираться не на акты Таможенного союза по определению таможенной стоимости товаров, а напрямую на Соглашение ВТО представляется неправомерной, поскольку фактически речь идет о попытке проведения некоей ревизии внутри страны результатов работы по вступлению в ВТО.

ВТО является организацией, основанной на членстве конкретных стран3. Следовательно, выполнение новой страной – членом ВТО принятых при вступлении обязательств либо последующие изменения действующего на момент вступления правового регулирования, часть которых, по мнению, других стран – членов ВТО, может не соответствовать Соглашению ВТО, касаются исключительно взаимоотношений между странами – членами ВТО. Участников таможенных правоотношений внутри конкретной страны возможные ситуации такого рода напрямую не затрагивают. Подходы ВТО вполне определенно ориентированы на то, что если страна – член ВТО полагает, что другая страна – член ВТО использует нормативное регулирование, не соответствующее правилам ВТО, то заинтересованная страна начинает действовать согласно установленным ВТО процедурам4.

Сказанное позволяет сделать следующий вывод. Членство России в ВТО не предполагает, что в правоприменительной практике по определению таможенной стоимости товаров решения декларантов, таможенных, судебных или иных уполномоченных органов могут приниматься путем прямого обращения к Соглашению ВТО на том основании, что, по мнению какого-либо лица, действующее в России регулирование не соответствует требованиям ВТО, а значит должно игнорироваться.

Аналогичные подходы используются и другими странами – членами ВТО, в правоприменительной практике которых неизвестны случаи, когда, например, таможенный либо судебный орган принял бы решение не на основании национального законодательства страны (либо Евросоюза) по определению таможенной стоимости товаров.

Другой достаточно важной темой, которая в настоящее время обсуждается в профессиональной литературе5, является вопрос, связанный с возможностью участников таможенных правоотношений использовать материалы комитетов ВТО и Всемирной таможенной организации (WCO). Существует около десяти решений Комитета по таможенной стоимости ВТО и несколько десятков решений Технического комитета по таможенной стоимости WCO. Как могут, на наш взгляд, использоваться эти материалы?

Правовые основы функционирования Комитета по таможенной стоимости ВТО достаточно четко определяют, что его целью является предоставление странам – членам ВТО возможности провести консультации по вопросам, относящимся к применению системы определения таможенной стоимости6.

Применение отдельных решений Комитета по таможенной стоимости ВТО путем их отражения в национальном нормативном правовом регулировании могут быть предметом переговоров при вступлении страны в ВТО. В случае принятия страной на себя соответствующих обязательств, их выполнение касается взаимоотношений вступающей страны и других стран – членов ВТО. Эти страны могут не требовать немедленного выполнения принятых обязательств, например, из-за технических сложностей, объективно возникающих при отражении положений решений Комитета в нормативном регулировании страны. В любом случае решения Комитета по таможенной стоимости ВТО касаются стран – членов, а не участников правоприменительной практики конкретной страны.

Материалы Технического комитета по таможенной стоимости WCO носят для стран – членов ВТО рекомендательный характер и не касаются обязательств страны, принятых при вступлении в ВТО. Работе Технического комитета по таможенной стоимости WCO посвящено отдельное приложение Соглашения ВТО7, которое не содержит положений, позволяющих сделать вывод о том, что эти материалы могли бы использоваться в правоприменительной практике стран как акты прямого действия.

В нормативной правовой базе Таможенного союза материалы, которые приняты Техническим комитетом по таможенной стоимости WCO, могут быть реализованы путем принятия ЕЭК соответствующих решений в рамках полномочий, предусмотренных Соглашением Таможенного союза8. Это путь, соответствующий как международному опыту, так и полномочиям ЕЭК.

Таким образом, одной из задач развития правовой базы по определению таможенной стоимости товаров является постепенное отражение в правовых актах Таможенного союза методических материалов, разработанных Техническим комитетом по таможенной стоимости WCO в целях помощи странам единообразно использовать Соглашение ВТО при подготовке своего национального регулирования.

Статья 22 Соглашения ВТО по определению таможенной стоимости товаров. Некоторые исключения предусмотрены для развивающихся стран (Статья 20), однако Россию при ее вступлении в ВТО они не коснулись (Доклад Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации. Политика в области торговли товарами. Регулирование импорта. Определение таможенной стоимости товаров).

 

http://www.wto.org/english/news_e/news11_e/acc_rus_16dec11_e.htm

2 Статья XI Марракешского Соглашения об Учреждении Всемирной Торговой Организации.

3 Dispute Settlement Understanding. / http://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/legal_e.htm#dispute;

4 См. также http://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/dispu_e.htm. Применительно к разрешению споров между странами, касающимся определения таможенной стоимости товаров, см. также Статью 19 Соглашения по определению таможенной стоимости товаров.

5 Косов А. Проблемы роялти. // Таможенное регулирование и таможенный контроль, № 1. 2013, с. 32-33.

6 Пункт 1 Статьи 18 Соглашения ВТО по определению таможенной стоимости товаров.

7 AGREEMENT ON IMPLEMENTATION OF ARTICLE VII OF THE GENERAL AGREEMENT ON TARIFFS AND TRADE 1994. Annex II TECHNICAL COMMITTEE ON CUSTOMS VALUATION.

8 Абзац второй пункта 1 статьи 1 Соглашения Таможенного союза.

 

Материал предоставлен Издательским домом "Панорама"



 16 мая 2013 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Союз обретет единый знак

На товарах, производимых в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), появится надпись: В«Сделано в ЕАЭСВ». На практике это означает, что товары, выпущенные в России, Беларуси, Казахстане, Армении и Киргизии, вскоре начнут поступать в продажу под единым брендом. Новая маркировка может стартовать в 2017 году.

 8 декабря 2016 / Таможня

Суд решит: была ли конфискация

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступил к рассмотрению по существу дела о конфискации белорусской таможней техники, которая перевозилась из Калининградской области в Россию по территории Беларуси. В суде сообщили, что решение по данному вопросу планируется вынести до конца ноября, так как по действующему регламенту дело должно быть рассмотрено до 1 декабря.

 7 декабря 2016 / Таможня

Иностранцам въезд заказан

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

 6 декабря 2016 / Таможня

Контроль передали в одни руки

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

 5 декабря 2016 / Таможня

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня

Союз обретет единый знак

На товарах, производимых в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), появится надпись: В«Сделано в ЕАЭСВ». На практике это означает, что товары, выпущенные в России, Беларуси, Казахстане, Армении и Киргизии, вскоре начнут поступать в продажу под единым брендом. Новая маркировка может стартовать в 2017 году.

 8 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Суд решит: была ли конфискация

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступил к рассмотрению по существу дела о конфискации белорусской таможней техники, которая перевозилась из Калининградской области в Россию по территории Беларуси. В суде сообщили, что решение по данному вопросу планируется вынести до конца ноября, так как по действующему регламенту дело должно быть рассмотрено до 1 декабря.

 7 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Иностранцам въезд заказан

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

 6 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Контроль передали в одни руки

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

 5 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog