Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

На товарах, производимых в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), появится надпись: «Сделано в ЕАЭС». На практике это означает, что товары, выпущенные в России, Беларуси, Казахстане, Армении и Киргизии, вскоре начнут поступать в продажу под единым брендом. Новая маркировка может стартовать в 2017 году.

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступил к рассмотрению по существу дела о конфискации белорусской таможней техники, которая перевозилась из Калининградской области в Россию по территории Беларуси. В суде сообщили, что решение по данному вопросу планируется вынести до конца ноября, так как по действующему регламенту дело должно быть рассмотрено до 1 декабря.

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

Индия высказывается за активную интеграцию с Евразийским экономическим союзом.

Госдума в первом чтении приняла законопроект о расширении свободной экономической зоны (СЭЗ) Крыма и Севастополя на территориальное море.

5-7 декабря 2016 года в Москве состоится 76-е сессия Политической комиссии Всемирной таможенной организации (ВТамО).

/ Статьи

Развязка пока не наступила

Произошедшее 13 ноября может стать знаковым для потребительского рынка иностранных товаров. Речь идет о параллельном импорте, когда товары ввозят лица, которые не являются официальными представителями зарубежного производителя. Некоторые специалисты приравнивают его к «серому» импорту. В середине ноября Высший судебный суд (ВАС) отменил решения трех нижестоящих судов и вынес решение по одному из резонансных дел, за исходом которого внимательно наблюдали и сторонники, и противники параллельного импорта.

На этот раз для первых число 13 может стать по-настоящему несчастливым. В этот день президиум ВАС РФ, рассмотрев спор предпринимателя Сергея Чудова из Приморья с Владивостокской таможней, подтвердил, что параллельный импорт без согласия правообладателя бренда, которым маркированы ввозимые из-за рубежа товары, незаконен. ВАС также признал правомерным задержание таможней до выяснения происхождения и получения согласия правообладателя партии из 10 подержанных мотоциклов и мопедов, в том числе маркированных товарным знаком Yamaha, которую истец пытался ввезти в 2010 году. На территории РФ права на этот знак принадлежат японской компании «Ямаха Хатсудоки Кабусики Кайся», а его уполномоченным импортером в нашу страну является ООО «Ямаха Мотор Си-Ай-Эс».

Напомним суть произошедшего два года назад: тогда Владивостокская таможня задержала на 10 дней мотоциклы Yamaha, чтобы проверить, не являются ли они контрафактом. Официальному дистрибьютору направили запрос, на который тот ответил, что правообладатель не возражает против их ввоза. После этого товар возвратили Сергею Чудову, который понес расходы по оплате услуг склада временного хранения. Он посчитал, что решение о задержании таможня приняла незаконно, и подал иск к ней в приморский Арбитражный суд, который его удовлетворил.

Как отметил судья в решении, спорные товары являются бывшими в употреблении, а значит, были введены в гражданский оборот третьими лицами за пределами России. При этом таможня, как указал суд, не представила доказательств запрещения правообладателем ввоза спорного товара в другие страны, не объяснила, в чем выражена незаконность размещения товарного знака Yamaha на ввезенных заявителем мотоциклах. Суды апелляционной и кассационной инстанций согласились с этими выводами.

Владивостокская таможня также обратилась в высший арбитраж с просьбой отменить все судебные акты по делу в порядке надзора. Коллегия из трех судей, предварительно изучив спор, передала его на рассмотрение президиума ВАС с рекомендацией отклонить заявление предпринимателя. Она указала, что нижестоящие суды ошиблись, когда посчитали, что исключительные права на товары, которые были правомерно введены в оборот в другой стране, не возобновляются при перемещении товаров в Россию.

В своем определении тройка отметила, что «в силу статьи 1487 Гражданского кодекса РФ не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот натерритории РФ непосредственно правообладателем или с его согласия (исчерпание исключительного права на товарный знак)».

Из этого следует, что ввоз товара с зарегистрированным товарным знаком не правообладателем или без его согласия содержит признаки нарушения прав интеллектуальной собственности. Поэтому, по мнению коллегии, Владивостокская таможня правильно задержала спорные мотоциклы Yamaha до выяснения их происхождения. Президиум ВАС согласился с такими выводами судей. Как сообщили в суде, полный текст постановления с мотивами высшей арбитражной инстанции будет опубликован позже.

На чьей улице будет праздник?

Это решение позволило некоторым экспертам заявить о том, что в многолетней борьбе ФАС с ФТС России по вопросу параллельного импорта, скорее всего, победят таможенники, а последние независимые импортеры будут вынуждены уйти с рынка. Эксперты утверждают, что окончательно эту победу закрепят рассматриваемые сейчас в Государственной думе поправки в Гражданский кодекс (ГК) РФ.

Как известно, сторонники параллельного импорта его запретом в России в 2002 году обычно объясняют тот неоспоримый факт, что многие товары, особенно брен-довые, у нас стоят существенно дороже, чем на Западе. Зачастую разница в цене исчисляется разами. С тех пор в отношении параллельного импорта у нас все больше закручивают гайки. В результате в последние годы многие компании были вынуждены отказаться от закупок импортных товаров напрямую у производителей и начали сотрудничать с их официальными дистрибьюторами. Ими могут быть как юридические лица, так и граждане-предприниматели. На сегодня при поддержке законодателей и таможенников они фактически монополизировали отечественные рынки потребительских товаров иностранного производства.

По мнению общественного советника Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолия Семенова, если бы у нас был разрешен параллельный импорт, иностранные товары могли бы стоить на четверть дешевле. Предприниматели утверждают, что, даже закупив товары не у производителя, а в обычных сетевых магазинах, уплатив при ввозе все положенные пошлины, они могли бы продавать их в России по ценам, которые на 20-30% ниже нынешних.

Так, справедливость этого утверждения на практике доказала компания «Элитвода Ру». До недавних пор она именно таким образом завозила в Россию пиво Guinness и Krusovice, воду Evian и Perrier, пока не проиграла судебные процессы правообладателям этих марок -компаниям Heineken и Nestle. Судьи удовлетворили их иски о незаконном использовании товарного знака. За параллельный импорт пива Guinness с «Элитводы Ру» взыскали 1 млн рублей. Ранее Heineken добилась для компании-импортера запрета на ввоз без разрешения пива Krusovice. При этом на судебных заседаниях по этому делу представитель Heineken открыто признал, что оно продается в Россию по более высокой цене, чем в другие страны.

Этим решением, считают юристы, суд, по сути, подтвердил право компании устанавливать высокую норму прибыли для развивающихся стран, к которым представитель истца в своем выступлении отнес Россию. В исках по параллельному импорту истцы, как правило, заявляют об упущенной выгоде из-за разницы в цене между европейским и российским товаром. Для российского потребителя их упущенная выгода оборачивается ценовой и качественной дискриминацией. В отечественной судебной практике, к сожалению, есть масса подобных примеров, когда наши суды вставали на защиту иностранного правообладателя.

В итоге сейчас наценка у нас на импортное вино составляет порой 200-300%. Из-за ограниченного количества его официальных поставщиков ситуация здесь годами никак не меняется. Такие же проблемы на рынке импортных строительных материалов, автокомпонентов. Эксперты утверждают, что приобрести на рынке запчасти для импортных автомобилей дешевле, чем у официальных дилеров (а их цены сейчас зачастую выше в разы), скоро будет практически невозможно, поскольку после проигрыша судебных дел зарубежным автогигантам независимые импортеры закрываются один за другим.

Так, сначала свою претензию к параллельному импортеру концерн BMW аргументировал тем, что купленные в Европе детали - подделки. Затем стал доказывать, что они сделаны для германского рынка и не годятся для российского. Только в конце разбирательства истец сказали правду, признав, что в России он зарабатывает деньги «другого порядка и не хочет их упускать». Эксперты считают, что зачастую наши суды просто идут на поводу у иностранных правообладателей, защищающих коммерческие интересы своих официальных дистрибьюторов на территории России. При этом речь идет о миллиардах евро сверхприбыли, зарабатываемых иностранными корпорациями на таком завышении цен. Например, по оценке некоторых аналитиков, потери бюджета на госзакупках иностранного оборудования составляют около 30 млрд евро в год.

Porsche уже не спасет

Позицию ФАС в этом вопросе разделяют и в обществе защиты прав потребителей «Общественный контроль». Его председатель Михаил Аншаков считает, что запрет параллельного импорта ущемляет права наших покупателей практически на всех рынках. В свое время руководитель ФАС Игорь Артемьев заявил о намерении добиться отмены этого запрета к середине 2013 года. Напомним, что ранее он обещал сделать это к середине нынешнего. Исходя из последних событий, можно с большой долей уверенности говорить о том, что и в следующем году ситуация не изменится. Учитывая, что в этом вопросе ФАС противостоит весьма могущественная в нашей стране таможенная служба, надежда на победу становится призрачной. На это указывает и принятие в первом чтении новых поправок к ГК РФ.

В ФАС исходят из того, что запрет параллельного импорта нарушает не только рыночные принципы, но и большинство международных практик. Как известно, с 2002 года в России действует территориальный принцип исчерпания прав на товарный знак. Он закреплен статьей 1487 ГК РФ и предполагает, что владелец марки контролирует продажи своего товара целиком и может запретить его ввоз в ту или иную страну.

Государства, придерживающиеся такого принципа, при попадании на их территорию брендового товара автоматически возвращают контроль над ним владельцу марки, в том числе - право запрещать его ввоз. В то же время в США, Японии и Евросоюзе используют международный принцип. Он предполагает, что правообладатель, продав товар под своим брендом, автоматически теряет над ним контроль. Дальше его может перепродавать кто угодно и куда угодно.

Наше законодательство позволяет таможенникам приравнивать оригинальную, но ввозимую без ведома правообладателя продукцию к контрафактной. Поэтому с 2002-го по 2009 год у импортеров, не получивших разрешения от правообладателя марки, таможня зачастую конфисковывала даже неподдельный товар, расценивая его как кон-трафакт. В результате с рынка ушли практически все мелкие импортеры, остались самые стойкие. Выживать компаниям и предпринимателям, ведущим параллельный импорт, в какой-то степени помогали и суды. Некоторые из них не всегда вставали на сторону таможенных органов, отмечая, что контрафактными, согласно ГК РФ, можно признавать только товары, на которых «незаконно размещен товарный знак».

Затем грянул 2009 год, когда Высший арбитражный суд обязал ФТС России вернуть владельцам конфискованный Porsche Cayenne. В свое время «ТН» писали об этом резонансном случае. Напомним, что тогда импортера авто обвинили в нарушении законодательства по защите прав на товарные знаки. Однако владелец иномарки с таким решением не согласился и решил отстаивать свои права и дошел до президиума ВАС. Тот не нашел в действиях предпринимателя административных нарушений и постановил вернуть ему автомобиль.

Так как решения президиума ВАС являются обобщением судебной практики (образцом решений по аналогичным делам), то таможня перестала изымать у импортеров неподдельный товар. При этом после этого проблемы у параллельного импорта остались. Таможенники стали не арестовывать, а задерживать контрафактный, по их мнению, товар. Возвратить его удается далеко не всем и не всегда. Поэтому Сергею Чудову еще повезло - он вернул мотоциклы.

Однако таможенники вскоре могут получить дополнительную возможность для признания такой продукции контрафактной. Так, в многочисленных поправках к ГК РФ, уже принятых в первом чтении, содержится небольшое новаторство: слова «незаконно размещен» предлагается заменить на «размещен незаконно используемый». Это принципиальный момент: если поправки будут приняты в предлагаемой редакции, то вскоре весь товар параллельных импортеров станет действительно контрафактным.

У каждого своя истина

Свою позицию противники неофициального импорта мотивируют тем, что он недопустим, например, при поставке медоборудования. Исполнительный директор содружества «Русбренд» Алексей Поповичев убежден, что в этом случае непонятно, откуда и как его везли, просрочен товар или нет, никаких гарантий качества, техобслуживания. По его мнению, это как поручить рыночным торговцам поставлять детали для самолетов. Он убежден, что «снятие запрета на параллельный импорт будет означать только одно - рост контрафакта, и мы получим множество «Черкизонов» в разных сегментах рынка импортных товаров. От этого в первую очередь пострадает потребитель, которого накроет поток некачественных товаров».

Эксперт убежден, что без барьеров на таможне будет просто невозможно разобраться, какая продукция оригинальная, а какая -нет. ФАС же настаивает на том, что при нынешнем количестве проверяющих органов справиться с этой задачей вполне реально. Кроме того, «Русбренд» ссылается на исследование, выполненное по его заказу НИУ ВШЭ. Его авторы, как сообщил «Коммерсантъ», пришли к выводу, что разрешение параллельного импорта ценовую ситуацию на рынках изменит несущественно - удешевление будет максимум на 3-5%. При этом исследователи признали наличие исходного ценового разрыва между одинаковыми товарными позициями официальных и неофициальных импортеров. Наибольшая разница отмечена в сегменте автозапчастей (60-80%), наименьшая -на рынке потребительской электроники (5-10%).

Однако они априори считают, что у официальных поставщиков и у параллельных эти товары разнятся по качеству. Почему-то предполагается, что у последних оно существенно ниже. Специалисты из НИУ ВШЭ также не верят в то, что рост конкуренции заставит официальных дилеров снизить цены. Эта позиция была подтверждена и в ходе дискуссии, состоявшейся на прошедшем в октябре в Москве Первом Международном форуме «Антиконтрафакт-2012».

Руководитель «Русбренда» призывает к сохранению запрета на параллельный импорт. Мотивируя свою позицию тем, что «иностранные компании строят инфраструктуру, обеспечивают россиян рабочими местами. Если запрет на параллельный импорт будет снят, они просто перестанут вкладываться в страну и начнут строить свои заводы в Китае». В ответ оппоненты отвечают, что в Китае, например, запрета параллельного импорта не существует, а массовая локализация в России иностранных заводов происходила как раз до 2002 года.

«Вкладывать большие деньги в маркетинг, обучать консультантов, заниматься продвижением бренда должен официальный дистрибьютор, а получать доход от продаж будут другие? Это несправедливо, - считает противник параллельного импорта - член правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации Анна Дычева. - Есть масса еще нетронутых брендов - берите не эксклюзив, самостоятельно развивайте его и зарабатывайте».

Такой же совет - искать новые, малоизвестные марки - дают неофициальным импортерам элитной одежды, обуви и аксессуаров состоявшиеся участники рынка. Однако пока российские предприниматели, утверждает «Коммерсантъ», в массовом порядке этому совету не вняли, и потребителю остается рыскать по Интернету, пытаясь обнаружить представителей исчезающего вида импортеров, которые согласны получать меньшую прибыль за товары европейского качества.

Тем временем сторонники и противники параллельного импорта продолжают при каждом удобном случае отстаивать и пропагандировать свою позицию в данном вопросе. Практика последних лет показывает, что на консенсус здесь вряд ли стоит рассчитывать. Слишком большие деньги стоят на кону, да и лоббисты с обеих сторон задействованы серьезные. Похоже, что в последнее время чаша весов начала склоняться в сторону правообладателей и их защитников. Пока не понятно, смогут ли их визави найти достойный ответ. Ясно лишь одно - конечному потребителю, то есть простому россиянину, в этом противостоянии отведена роль стороннего наблюдателя, или разменной карты.

Ведь и те и другие на словах заявляют, что ведут свою непримиримую борьбу лишь для того, чтобы защитить его интересы, здоровье и благополучие. Вот только не совсем понятно, как с этим вяжется стремление некоторых иностранных компаний любыми способами добиться ограничения импорта, чтобы за счет этого получить возможность производить или продавать на территории России товары под своей маркой качеством ниже, чем в Европе, а получать за него большую прибыль. Нам же остается дождаться того момента, когда на этом импровизированном поле брани останется один победитель. Что-то слабо верится, что им окажется потребитель.

Иннокентий ГРЯЗЕВ

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 31 января 2013 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Союз обретет единый знак

На товарах, производимых в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), появится надпись: В«Сделано в ЕАЭСВ». На практике это означает, что товары, выпущенные в России, Беларуси, Казахстане, Армении и Киргизии, вскоре начнут поступать в продажу под единым брендом. Новая маркировка может стартовать в 2017 году.

 8 декабря 2016 / Таможня

Суд решит: была ли конфискация

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступил к рассмотрению по существу дела о конфискации белорусской таможней техники, которая перевозилась из Калининградской области в Россию по территории Беларуси. В суде сообщили, что решение по данному вопросу планируется вынести до конца ноября, так как по действующему регламенту дело должно быть рассмотрено до 1 декабря.

 7 декабря 2016 / Таможня

Иностранцам въезд заказан

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

 6 декабря 2016 / Таможня

Контроль передали в одни руки

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

 5 декабря 2016 / Таможня

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня

Союз обретет единый знак

На товарах, производимых в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), появится надпись: В«Сделано в ЕАЭСВ». На практике это означает, что товары, выпущенные в России, Беларуси, Казахстане, Армении и Киргизии, вскоре начнут поступать в продажу под единым брендом. Новая маркировка может стартовать в 2017 году.

 8 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Суд решит: была ли конфискация

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступил к рассмотрению по существу дела о конфискации белорусской таможней техники, которая перевозилась из Калининградской области в Россию по территории Беларуси. В суде сообщили, что решение по данному вопросу планируется вынести до конца ноября, так как по действующему регламенту дело должно быть рассмотрено до 1 декабря.

 7 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Иностранцам въезд заказан

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

 6 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Контроль передали в одни руки

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

 5 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog