Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

На товарах, производимых в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), появится надпись: «Сделано в ЕАЭС». На практике это означает, что товары, выпущенные в России, Беларуси, Казахстане, Армении и Киргизии, вскоре начнут поступать в продажу под единым брендом. Новая маркировка может стартовать в 2017 году.

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступил к рассмотрению по существу дела о конфискации белорусской таможней техники, которая перевозилась из Калининградской области в Россию по территории Беларуси. В суде сообщили, что решение по данному вопросу планируется вынести до конца ноября, так как по действующему регламенту дело должно быть рассмотрено до 1 декабря.

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

Индия высказывается за активную интеграцию с Евразийским экономическим союзом.

Госдума в первом чтении приняла законопроект о расширении свободной экономической зоны (СЭЗ) Крыма и Севастополя на территориальное море.

5-7 декабря 2016 года в Москве состоится 76-е сессия Политической комиссии Всемирной таможенной организации (ВТамО).

/ Статьи

Развитие транспортной отрасли Армении в рамках Таможенного союза

Сурен Чибухчян

президент ассоциации АРМЕНПАК,

к.т.н., доцент,

Национальный политехнический университет Армении

Армен Казарян

президент Союза промышленников и предпринимателей Армении,

генеральный директор ООО «АПАВЕН»

У Республики Армения (РА) особое геополитическое положение - она расположена в юго-западной части Азии, на стыке с юго-восточной частью Европы, граничит на западе и на юго-западе с Турцией, на севере - с Грузией, на востоке - с Азербайджаном, на юге - с Ираном. В будущем Армения имеет реальные возможности стать региональным транспортно-логистическим центром.

В настоящее время транспортное положение Армении тупиковое: две границы закрыты, республика находится в ситуации фактической экономической блокады и постоянной военной угрозы со стороны Азербайджана и Турции, с которыми имеет нерешенные вопросы по статусу непризнанной республики нагорного карабаха, — и это сказывается на социально-экономической жизни страны, которая существенно зависит от транзита грузов через грузию и иран.

В 2012 году Армения по экспорту занимала 145-е место в мире. основными экспортными товарами Армении являются чугун, необработанная медь, цветные металлы, алмазы, минеральные продукты, продовольственные товары, электроэнергия.

Экспорт-партнерами Армении являются: Россия — 19,6%, германия — 10,7%, Болгария — 9,1%, Бельгия — 8,9%, Иран — 6,9%, США — 6,1%, Канада — 6%, Грузия — 5,7%, Нидерланды — 5,6%, Швейцария — 5%1.

По импорту Армения занимает 140-е место в мире (2012 год). Основными товарами импорта являются природный газ, нефть, табачные изделия, продукты питания, бриллианты. основными импорт-партнерами являются: Россия — 20%, Германия — 11%, Болгария — 9%, Бельгия — 9%, Иран — 6,5%, США — 6,1%, Канада — 5,9%, Нидерланды — 5,6%, Грузия — 5,6%, Швейцария — 5,2%.

Основными видами транспорта в РА являются автомобильный, железнодорожный, воздушный и магистральный. В таблицах 1-3 представлены основные показатели по различным видам транспорта.

основные показатели транспорта общего назначения Армения

При этом в показателях по автотранспорту наблюдается неплохая динамика, а по остальным видам транспорта есть определенный спад. Грузовой автотранспорт в Армении в последние годы увеличивает свою долю в перевозках, так как этот вид перевозок чрезвычайно гибок в отношении маршрутов и графиков движения. Грузовики в состоянии перевозить товар «от двери до двери», избавляя отправителя от необходимости лишних перегрузок. В настоящее время во многих случаях автотранспортные тарифы конкурентно сопоставимы с тарифами железных дорог, но при этом грузовики обычно обеспечивают более высокую оперативность оказываемых услуг.

В 39 основных странах Европы и Северной Америки, на которые приходится более 3/4 всего парка грузовых автомашин, ежегодно перевозится около 21 млрд т грузов. Основную массу составляют национальные перевозки, хотя постепенно автотранспорт расширяет свое участие и в международном сообщении (например, в Европе) как самостоятельно, так и в тесной кооперации с другими видами транспорта в рамках интермодальных перевозок. в целом по западной Европе грузооборот автомобильного транспорта превышает грузооборот железнодорожного более чем в 4 раза.

Перевозки грузов в РА осуществляются двумя основными направлениями: через Грузию (таможенные пункты Айрум-Садахло и Баграташен-Садахло) и через Иран (таможенный пункт Агарак-Нордуз). Грузинские черноморские порты Поти и Батуми являются ближайшими выходами к морю и связывают РА с ее основными внешнеторговыми партнерами — Россией и странами СНГ, Европы и Америки. Действующая железная дорога дает возможность беспрепятственно и недорого доставлять контейнерные грузы в вышеназванные порты; имеются железнодорожные паромные переправы Поти (Грузия) — Ильичевск (Украина) и Поти (Грузия) — порт Кавказ (Новороссийск, Россия). Переправа грузов паромом с экономической точки зрения не оправдывает себя из-за высоких тарифов, установленных Россией, и это приводит к неэффективной работе по причине недостаточной загруженности. в случае снижения тарифов на паромную переправу Поти-порт Кавказ она будет работать эффективнее и при полной загруженности.

На сегодняшний день основные автоперевозки из РА в Россию и страны СНГ идут через контрольно-пропускной пункт (КПП) Верхний Ларс, а также паромной переправой через Поти. Зимой дорога через Верхний Ларс труднопроходима, альтернативой ей служит паромная связь Поти-Новороссийск. Автоперевозки со странами Европы идут в основном через паромную переправу порта Поти в любой удобный порт, а также через территорию Турции (КПП Сарпи). Потоки грузов с Ближнего и Дальнего Востока и из других стран Азии доставляются в РА в основном через иранский порт Бендер-Аббас в Персидском заливе. Однако эта автодорога пересекает значительную часть территории Ирана (2360 км), что намного увеличивает стоимость перевозки и время доставки.

Альтернативой грузинской дороге в случае форс-мажорных обстоятельств может служить дорога из Мегри в иранскую Джульфу, далее через прикаспийские порты Бендер-Энзели и Ноушехр паромом в российские порты Оля, Астрахань и Махачкала, связывающие Армению с Россией.

Необходимо отметить важную роль, которую играют транспортная инфраструктура и энергетические ресурсы в развитии экономики РА. Значительные транспортные издержки Армении объясняются высокой степенью износа существующей инфраструктуры. Согласно The Global Competitiveness Index 2012—2013, по состоянию дорожной инфраструктуры РА занимает 80-е место (из 144 стран), железнодорожной инфраструктуры — 63-е место, аэропортовой и аэродромной инфраструктуры — 69-е место (с показателями 3,7, 2,6 и 4,7 по шкале от 1 до 7).

Дорожная инфраструктура в основном ориентирована на внутриреспубликанскую логистику: в 2011 году ее доля составила 78,5%, доля экспортной логистики — 4,9%, а импортной — 16,6%. Однако за последние годы значимость автомобильного транспорта для международной торговли РА возросла: в 2011 году на автотранспорт приходилось 4,9% всего экспортируемого и 15,6% импортируемого грузопотоков, а в 2007 году данные показатели составляли только 4,8% и 11,9% соответственно. Основной проблемой автодорожной сети РА является постоянное обветшание существующей инфраструктуры. При этом за последние годы бюджетные расходы на поддержание инфраструктуры в надлежащем состоянии не увеличивались, расходы на капитальный ремонт и строительство новых дорог сокращались. На начало 2010 года наиболее серьезные проблемы с состоянием автодорожной инфраструктуры наблюдались на региональном и местном уровнях: более 62% дорог данного типа требовали реконструкции и капитального ремонта. Скоростные магистрали республиканского и международного значения находились в лучшем состоянии: 10% требовали срочного капитального ремонта и реконструкции. Средний показатель IRI3 для межгосударственных магистралей РА в 2009 году составлял 5 баллов, что характеризует качество покрытия соответствующих магистралей как среднее-низкое.

Приоритетными для транспортной системы РА являются проекты по развитию дорожного коридора «Север-Юг», связывающего южную границу Армении с границей с Г рузией; по созданию устойчивой городской транспортной системы в Ереване; реконструкции и развитию сельских автодорог РА; реконструкции участков дороги Антара-медж-Дзораванк-Дпрабак-Айгут-Марту-ни-Гетик-Ттуджур-Чамбарак-Агберк-М14. Данные проекты осуществляются с привлечением средств международных финансовых организаций. Реализация проектов по реконструкции автомобильных дорог в РА характеризуется высокой эффективностью: средневзвешенный показатель увеличения скорости движения на отдельных участках дороги после реализации проектов составляет 38,4%, снижение транспортных издержек на отдельных участках варьирует от 20 до 50%.

В конце апреля 2012 года испанская компания Corsan-Corviam Construccion, S.A. была признана победителем в тендере на строительство трех участков автомобильного коридора «Север-Юг» (сумма сделки составляет 250 млн долларов США, на участках Аштарак-Талин2, Ереван-Арарат и Ереван-Аштарак). общая инвестиционная стоимость проекта составит 1,5 млрд долларов США. Автомагистраль с разрешенной скоростью транспорта в 100 км/ч и 4 полосами движения протянется от армяно-иранской до армяно-грузинской границы. Данные участки трассы в рамках «Север-Юг» будут первыми в Армении бетонными магистралями общей протяженностью 550 км [1]. Строительство транспортного автомобильного коридора «Север-Юг» финансируется консорциумом банков, куда входит Антикризисный фонд, управляемый Евразийским банком развития. В 2014 году Армения получила от него финансирование 4-й фазы успешной реализации масштабные инфраструктурные проекты, ориентированные на инфраструктуру межгосударственного коридора «Север-Юг» (Россия-Грузия-Армения-Иран), могут получить дополнительный импульс.

В 2015 году Армения стала полноправным членом Таможенного союза (ТС) и Евразийского экономического пространства. По мнению экспертов, вступление страны в Евразийский союз создаст новые возможности для ее развития: доступ к огромному рынку ЕЭП, увеличение инвестиций в экспортные сектора экономики, развитие транспортной сети страны, рост ВВП. Евразийская интеграция РА создаст возможности для увеличения армянского экспорта в страны Таможенного союза, а также привлечет иностранных инвесторов, заинтересованных в выход на рынки ТС через Армению [2].

Интеграция в ТС открывает хорошую перспективу превращения РА в транспортный и транзитный узел всего региона. Все страны ТС заинтересованы в развитии железнодорожных и автомобильныхтранспортных коридоров, а также электросетей в направлении Южной Азии и Ближнего Востока. Пока что отсутствие прямого железнодорожного сообщения создает дополнительные проблемы для расширения товарооборота между РА и странами Таможенного союза с одной стороны и с Ираном — с другой. Вступление РА в Таможенный союз может сделать проект железной дороги Армения-Иран экономически востребованным. Эта дорога позволит армянской стороне пользоваться альтернативным путем транспортировки энергоресурсов и других товаров, получив выход на внешний мир. В силу нерешенных региональных политических проблем железнодорожное сообщение имеется только с Грузией, что делает невозможным использование транзитного потенциала Армении. Строительство железной дороги Армения-иран может занять 4-5 лет. По предварительным расчетам, ее длина составит 470 км, из них 60 км пройдут по территории Ирана и 410 км — по территории Армении. Иранская сторона заявила о готовности предоставить Армении кредит в размере 400 млн долларов США на строительство армянской части дороги.

Строительство дороги обсуждается в настоящее время с Россией, Ираном и Китаем. Интерес к проекту проявили Всемирный банк и Азиатский банк развития.

Присоединение к ТС позволит Армении в полной мере опираться на интересы России в регионе, что приведет к повышению ее авторитета в Закавказье и, частично, на Ближнем Востоке. После вступления Армении в ТС и ЕЭС Россия и государства Таможенного союза, Евразийского экономического союза через РА получают общую границу с Исламской Республикой Иран. Еще со времен СССР советско-иранская граница в силу различных причин была закрыта для перемещения людей, товаров и идей. Теперь она открывается, что позволит вывести российско-иранское сотрудничество с государствами Закавказья на иной, более эффективный уровень. Сухопутная граница позволяет обеспечить большее сближение, резко увеличить товарооборот, изменить номенклатуру и характер торговли, перевести торговое сотрудничество в стратегическое. Новые транскавказские сухопутные транспортные коридоры станут органичным и востребованным дополнением к каспийским морским путям.

Перспектива превращения РА в транзитную страну открывает новые возможности торговли с Южной Азией и Ближним Востоком, актуализирует вопрос развития Таможенного союза в качестве открытой к изменениям организации. дополнительные возможности, исходящие из характера и географии новых участников союза, увеличивают потенциал интеграционного объединения в целом.

Вступление в ТС обеспечит следующие ключевые возможности:

1. Увеличение роста ВВП, гарантирующего более высокий уровень жизни.

2. Приток новых инвестиций в экспортные сектора и доступ на достаточно емкий и защищенный рынок ТС для реализации продукции с высокой добавленной стоимостью.

3. Строительство автомобильного коридора «Север-Юг», строительство железной дороги Иран-Армения, открытие железной дороги Армения-Гру-зия-Россия, которое:

— создаст крупный коммуникационный и логистический узел регионального и международного значения;

— создаст альтернативную надежную транспортную связь между странами ЕС, ТС и рынками Персидского залива, Южной и Юго-Восточной Азии;

— обеспечит существенный рост товарооборота между Г рузией и ТС, Ираном и ТС;

— станет первым международным транспортным проектом на Южном кавказе, ориентированным на поддержку евразийской интеграции;

— станет одним из основных гарантов мира на Южном кавказе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Technical Assistance Consultant’s Report. ADB11.

2. Статистический ежегодник Армении-2014. — Ереван: Национальная статистическая служба РА, 2014. — 606 с.

3. Армения и Таможенный союз: оценка экономического эффекта интеграции. — ЦИИ ЕАБР, 2013. — 48 с.

4. Афонцев С.А. От таможенного союза к Единому экономическому пространству: возможности и риски // ЭКО. — 2012. — № 6. — С. 94-112.

5. Джабраилов А.Э. Транспортно-экспедиционные и таможенно-складские услуги в условиях образования Таможенного союза // Российское предпринимательство. — 2013. — № 14 (236). — С. 138-147.

6. Корчагин В. А., Мелконян Г.Э. Анализ состояния транспорта Армении // Материалы 6-й Международной научной конференции «Проблемы качества и эксплуатации автотранспортных средств». — Пенза: ПТУ АС, 2010. — С. 295-299.

7. Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э., Порошина О.Г. Эффективная логистика. — М.: Экзамен, 2002. — 236 с.

8. Миротин Л.Б., Балалаев А.С., Гудков В.А. Транспортная логистика: Учебник для вузов. — Горячая линия, 2014. — 302 с.

9. Чибухчян С.С. Развитие логистики в Армении // Сб. материалов Международной научно-практической конференции «Логистика, упаковка, полиграфия-2011». — Ереван, 17-18 октября 2011 г. — Ереван: Арменпак, 2012. — С. 12-18.

10. Чибухчян С.С. Таможенный Союз — гарант развития транспортной отрасли Армении // Сб. материалов Международной научно-практической конференции «Логистика, транспорт, природообустройство-2014». — Ереван, 29-30 сентября 2014 г. — Ереван: Арменпак, 2014. — С. 3-11.

Материал предоставлен журналом "Логистика"
Подписной индекс 47778 по каталогу агентства "Роспечать"



 17 ноября 2015 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Союз обретет единый знак

На товарах, производимых в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), появится надпись: В«Сделано в ЕАЭСВ». На практике это означает, что товары, выпущенные в России, Беларуси, Казахстане, Армении и Киргизии, вскоре начнут поступать в продажу под единым брендом. Новая маркировка может стартовать в 2017 году.

 8 декабря 2016 / Таможня

Суд решит: была ли конфискация

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступил к рассмотрению по существу дела о конфискации белорусской таможней техники, которая перевозилась из Калининградской области в Россию по территории Беларуси. В суде сообщили, что решение по данному вопросу планируется вынести до конца ноября, так как по действующему регламенту дело должно быть рассмотрено до 1 декабря.

 7 декабря 2016 / Таможня

Иностранцам въезд заказан

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

 6 декабря 2016 / Таможня

Контроль передали в одни руки

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

 5 декабря 2016 / Таможня

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня

«Московский гостиничный рынок обладает колоссальным потенциалом для роста...»

Москва - один из красивейших городов мира. Она всегда привлекала туристов из Китая, Германии, Франции, Турции.

 16 ноября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Сервисные модели AXELOT позволят логистическим компаниям сэкономить

Компания AXELOT успешно работает на рынке информационных технологий с 1998 года. За это время она сумела занять лидирующие позиции на российском рынке систем автоматизации предприятий. Сегодня мы беседуем с Максимом Власовым, директором по развитию компании AXELOT.

 15 ноября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Система управления траспортом Generix Group вернет инвестиции в короткие сроки

Система управления транспортом TMS OnDemand, созданная инженерами компании Generix Group, направлена на сокращение транспортных и связанных с этим административных затрат.

 14 ноября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Алексей Тимашов: «В ближайшие годы логистика будет активно расти...»

Имя компании AXELOT хорошо известно на рынке информационных технологий: за ее плечами почти 20 лет успешной работы в России. Сегодня на вопросы журнала В«ЛОГИСТИКАВ» отвечает Алексей Тимашов, генеральный директор компании AXELOT.

 20 октября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

CеMAT-2016 фокусируется на технологиях «Индустрия 4.0»

На ведущей Международной выставке по внутрипроизводственной логистике и управлению грузопотоками CеMAT-2016 в Ганновере В«ЛОГИСТИКАВ» представит дайджест журнала на английском языке - RUSSIAN LOGISTICS JOURNAL-2016.

 19 октября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog