Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Сегодня от компаний, занимающихся грузоперевозками, клиенты ждут прозрачности и эффективности. Обеспечить это на новом уровне, который соответствует ожиданиям заказчиков, помогают современные ИТ-технологии. О том, как ИТ-решения помогают повысить эффективность перевозок, рассказывает Михаил Граблев, директор ИТ-департамента компании «ПЭК».

К 10-летнему юбилею полюбившегося дизельного и газового погрузчика RX 70 компания STILL продолжает свою историю успеха, представив усовершенствованный модельный ряд от 2,0 до 3,5 тонн.

В большинстве своем участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) наслышаны про преимущества, которые им может принести получение статуса уполномоченного экономического оператора (УЭО). Однако прежде чем отправляться в бюрократический путь по его получению, стоит детально разобраться в вопросе и четко понимать, нужен ли он тебе на данный момент.

По данным Национальной ассоциации экспортеров сельскохозяйственной продукции, сВ 15 марта власти Турции остановили выдачу лицензий на импорт российской пшеницы, кукурузы, подсолнечного шрота и растительного масла.

Сегодня, 16 марта, правительство РФ рассмотрит законопроект, предоставляющий лицам, привлеченным к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, возможность уплачивать штраф со скидкой 50% в течение тридцати дней.

Первый на Дальнем Востоке "алмазный" таможенный пост откроется в Свободном порту Владивосток.

/ Статьи

Работы меньше – чиновников больше

Одним из решающих факторов совершенствования политики управления межгосударственными объединительными процессами, достаточно активно протекающими в последнее время на постсоветском пространстве, является принятая 18 ноября 2011 года главами трех государств – России, Беларуси и Казахстана - Декларация о евразийской экономической интеграции.

Исходя из ее основного смысла, следует отметить, что формирование Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), являющейся правопреемницей действовавшей до недавних пор Комиссии Таможенного союза (КТС), очень сильно изменило структуру данного наднационального органа и процедуру принятия решений в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).

Как вытекает из основополагающих документов, Коллегия ЕЭК как главный исполнительный орган данного Союза, в который с недавних пор, наряду с перечисленной ранее тройкой государств, также входят Армения и Киргизия, теперь не обязана проводить согласование со сторонами вопросов, переданных в ее ведение. При этом стороны могут оспорить любое решение Коллегии через Совет ЕЭК. В этой связи характер отношений между национальными правительствами и наднациональным органом существенно изменился.

Если ранее они работали как единое целое, действуя по единому плану и согласовывая все принимаемые решения, то после создания ЕЭК ее Коллегия обрела характеристики наднационального правительства со своими министрами по конкретным направлениям деятельности. Такой статус теперь имеют ее постоянные члены. В то же время ее Совет практически в полом объеме сохранил прежние основные функции и процедуры принятия решений, которыми обладала упраздненная КТС. Таким образом, в межгосударственной структуре появилась некая, на мой взгляд, лишняя прослойка.

Вместе с тем функции и полномочия, переданные на наднациональный уровень, не изменились. Напомним, что ЕЭК, сменившая КТС, в нынешних условиях функционирует как нормотворческий орган, разрабатывающий нормы регулирования путем межгосударственных согласований, начиная с уровня экспертов сторон. Следует подчеркнуть, что ЕЭК по форме принимаемых решений по-прежнему осуществляет свою деятельность как наднациональный орган, а по процедурам их разработки и исполнения - как межгосударственный.

Поводя итоги сказанного выше, можно утверждать, что на деле основной смысл проведенной в последнее время реорганизации системы управления в рамках Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП) фактически свелся лишь к простой и по сути механической замене существовавшего ранее Секретариата КТС на нынешнюю Коллегию ЕЭК. При этом произошло ничем не оправданное и не обоснованное огромное разрастание управленческого аппарата. Так, по сравнению с первоначальным штат сотрудников Комиссии на данный момент вырос почти на порядок - со 180 до более чем 1200 человек. При этом, соответственно, десятикратно подскочили и расходы на его содержание.

Как мне представляется, данное увеличение было бы оправдано и объяснимо резким ростом объемов возлагаемой на ЕЭК ответственности и работы, которая претерпела наполнение соответствующим содержанием, передачей ей полномочий не только по согласованию, но и по разработке, принятию и исполнению принимаемых решений. Однако необходимых для этого изменений в международные договоры/соглашения внесено не было. В итоге получается, что Совету ЕЭК приходится решать те же самые вопросы, что и КТС, собираясь также часто и выполняя ту же работу, только уже в рамках ЕАЭС, а не Таможенного союза.

В свою очередь, срок принятия решений ЕЭК, а также процедуры их прохождения по инстанциям увеличился в несколько раз. Это произошло в результате многократно возросшего количества согласований между административными подразделениями аппарата Комиссии, ее вспомогательными органами, а также национальными правительствами. На практике получилось так, что решение о реорганизации системы управления в ЕАЭС опередило соответствующие изменения в регламентирующей его деятельность международно-договорной базе, в распределении полномочий между наднациональным органом и национальными правительствами, в процедурах подготовки и согласования решений наднационального органа.

Следует признать, что в значительной степени в основу проведенной реорганизации был положен опыт Европейского союза. Отмечу, что сегодня его фактически возглавляет Европейская комиссия, состоящая из профильных комиссаров, которая в пределах переданных ей государствами – членами ЕС полномочий выполняет функции своего рода наднационального правительства с правами по изданию нормативных документов по соответствующим направлениям регулирования. По некой аналогии с комиссарами Евросоюза члены Коллегии ЕЭК названы министрами, хотя в нашем случае полномочиями принимать нормативные правовые решения наделены только Коллегия и Совет ЕЭК.

По мнению экспертов, произошедшее в последнее время очень большое и зачастую неоправданное расширение состава ЕЭК, повлекшее за собой резкое увеличение его финансирования, без придания данному межгосударственному органу дополнительных полномочий может в конечном итоге повлечь за собой серьезные бюрократические сложности, которые, следует признать, свойственны также и аналогичным органам управления Евросоюза.

Во входящих в его состав государствах деятельность многочисленной армии международных еврочиновников вызывает у простых граждан большее недовольство, которое в последнее время постоянно усиливается. В правительствах стран ЕС все чаще звучит нескрываемое раздражение чрезмерной сложностью и длительностью процедур принятия решений на уровне Еврокомиссии. При этом зачастую оказывается, что на поверку многое из того, что принято в штаб-квартире ЕС в Брюсселе, далеко не всегда отвечает, а бывает, что и противоречит интересам отдельных, а то и целых групп государств – членов Евросоюза. В то же время имеющая место условность механизмов ответственности в деятельности наднациональных органов на практике порождает безразличное отношение международных чиновников к исполнению своих обязанностей.

Надо полагать, что проблема заключается в том, что формирование институтов таможенного, торгового, антимонопольного и других видов контроля, а также иных функций, передаваемых на наднациональный уровень, предполагает соответствующее повышение ответственности сотрудников ЕЭК перед государствами – членами ЕАЭС за должное исполнение своих обязанностей, а также обеспечение для них прозрачности всех наднациональных процессов принятия решений.

В нашем случае очень важно учитывать, что в Евросоюзе эта проблема решается за счет парламентского контроля над работой наднационального органа, на котором основывается концепция ответственности международных чиновников в ЕС. Как известно, действующие на данный момент в государствах – членах ЕАЭС политические системы не позволяют рассчитывать на эффективный парламентский контроль, так же как и на создание в ближайшее время единого союзного парламента.

В силу этих обстоятельств можно сделать вывод, что отсутствие полноценного парламентского контроля в ЕАЭС следует компенсировать за счет формирования смешанного контрольного механизма, который должен опираться на полномочия глав государств Союза и формироваться с использованием национальных парламентов и Счетных палат (утверждение отчетов ЕЭК, в том числе бюджетных, и т. д.).

Михаил ТЮНИН,

Москва,

специально для «ТН»

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 11 мая 2016 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

ИТ- архитектура «ПЭК»: решения, отвечающие ожиданиям клиента

Сегодня от компаний, занимающихся грузоперевозками, клиенты ждут прозрачности и эффективности. Обеспечить это на новом уровне, который соответствует ожиданиям заказчиков, помогают современные ИТ-технологии. О том, как ИТ-решения помогают повысить эффективность перевозок, рассказывает Михаил Граблев, директор ИТ-департамента компании В«ПЭКВ».

 22 марта 2017 / Логистика

Усовершенствованный погрузчик премиум класса RX 70 – лучший в категории грузоподъемности от 2 до 3,5 тонн

К 10-летнему юбилею полюбившегося дизельного и газового погрузчика RX 70 компания STILL продолжает свою историю успеха, представив усовершенствованный модельный ряд от 2,0 до 3,5 тонн.

 21 марта 2017 / Логистика

Привилегии и льготы не исключают обязанности

В большинстве своем участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) наслышаны про преимущества, которые им может принести получение статуса уполномоченного экономического оператора (УЭО). Однако прежде чем отправляться в бюрократический путь по его получению, стоит детально разобраться в вопросе и четко понимать, нужен ли он тебе на данный момент.

 20 марта 2017 / Таможня

Таможенные риски в профиль и анфас

Началом применения выборочности таможенного контроля в нашей стране стало закрепление во вступившем в силу с 1 января 2004 года Таможенном кодексе Российской Федерации (ТК РФ) соответствующей нормы, которая прописана в статье 358. С этого момента ФТС России начала администрировать методологию применения системы управления рисками (СУР) по организации таможенного контроля с использованием ведомственных приказов.

 16 марта 2017 / Таможня

Информацией стоит поделиться… с таможней

Контроль таможенной стоимости перемещаемых через границу товаров всегда был наиболее сложной темой таможенного администрирования. Его базовым инструментом является система управления рисками (СУР), особенно в части так называемых ценовых профилей рисков.

 15 марта 2017 / Таможня

Привилегии и льготы не исключают обязанности

В большинстве своем участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) наслышаны про преимущества, которые им может принести получение статуса уполномоченного экономического оператора (УЭО). Однако прежде чем отправляться в бюрократический путь по его получению, стоит детально разобраться в вопросе и четко понимать, нужен ли он тебе на данный момент.

 20 марта 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Таможенные риски в профиль и анфас

Началом применения выборочности таможенного контроля в нашей стране стало закрепление во вступившем в силу с 1 января 2004 года Таможенном кодексе Российской Федерации (ТК РФ) соответствующей нормы, которая прописана в статье 358. С этого момента ФТС России начала администрировать методологию применения системы управления рисками (СУР) по организации таможенного контроля с использованием ведомственных приказов.

 16 марта 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Информацией стоит поделиться… с таможней

Контроль таможенной стоимости перемещаемых через границу товаров всегда был наиболее сложной темой таможенного администрирования. Его базовым инструментом является система управления рисками (СУР), особенно в части так называемых ценовых профилей рисков.

 15 марта 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Оформляем в электронном виде

Одним из важных направлений деятельности таможенных органов Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) в прошлом году было дальнейшее развитие передовых информационных технологий. В рамках этой работы проводился эксперимент, целью которого было внедрение в практику таможенных органов региона технологии, предусматривающей декларирование товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита (ТПТТ) в электронной форме.

 14 марта 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Нужно отстаивать свои интересы

Сфера нормативного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в России вновь стоит на перепутье. Причиной очередного витка глобальных изменений является вхождение России, причем уже не на словах, а на деле, в общее экономическое пространство со странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

 13 марта 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog