Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Вследствие развития Индустрии 4.0 и стабильного роста электронной коммерции перед логистикой встала сложная задача - повышение гибкости логистических процессов. При этом она не должна воплощаться за счет снижения производительности и увеличения расходов.

Специалист в области внутренней логистики компания STILL успешно реализовала качественно новый проект по поставке литий-ионной техники. Ее первым крупным клиентом стал производитель продуктов питания компания Brüggen, которая перевела свой автопарк на литий-ионную технологию.

В Литве, согласно республиканскому Кодексу об административных правонарушениях, с 1 января 2017 года за несвоевременную подачу перевозчиком предварительной информации (декларации) и представление литовским таможенным органам недостоверных сведений о перевозимых товарах и транспортных средствах при предварительном информировании устанавливается административная ответственность.

Власти Приморья направили в Минвостокразвития предложение включить Свободный порт Владивосток и интегрированную развлекательную игорную зону в число пилотных территорий для введения режима беспошлинной торговли и режима tax free.

20 февраля будет рассмотрен вопрос о формировании панели арбитров для рассмотрения иска Украины к России по запрету транзита будет рассмотрен ВТО.

Украина обратилась в ВТО с жалобой на ограничения на транзитные перевозки через Россию в Казахстан и Киргизию. Киев затребовал сформировать панель арбитров Всемирной торговой организации в связи с ограничением транзита по территории России.

/ Статьи

Работы меньше – чиновников больше

Одним из решающих факторов совершенствования политики управления межгосударственными объединительными процессами, достаточно активно протекающими в последнее время на постсоветском пространстве, является принятая 18 ноября 2011 года главами трех государств – России, Беларуси и Казахстана - Декларация о евразийской экономической интеграции.

Исходя из ее основного смысла, следует отметить, что формирование Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), являющейся правопреемницей действовавшей до недавних пор Комиссии Таможенного союза (КТС), очень сильно изменило структуру данного наднационального органа и процедуру принятия решений в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).

Как вытекает из основополагающих документов, Коллегия ЕЭК как главный исполнительный орган данного Союза, в который с недавних пор, наряду с перечисленной ранее тройкой государств, также входят Армения и Киргизия, теперь не обязана проводить согласование со сторонами вопросов, переданных в ее ведение. При этом стороны могут оспорить любое решение Коллегии через Совет ЕЭК. В этой связи характер отношений между национальными правительствами и наднациональным органом существенно изменился.

Если ранее они работали как единое целое, действуя по единому плану и согласовывая все принимаемые решения, то после создания ЕЭК ее Коллегия обрела характеристики наднационального правительства со своими министрами по конкретным направлениям деятельности. Такой статус теперь имеют ее постоянные члены. В то же время ее Совет практически в полом объеме сохранил прежние основные функции и процедуры принятия решений, которыми обладала упраздненная КТС. Таким образом, в межгосударственной структуре появилась некая, на мой взгляд, лишняя прослойка.

Вместе с тем функции и полномочия, переданные на наднациональный уровень, не изменились. Напомним, что ЕЭК, сменившая КТС, в нынешних условиях функционирует как нормотворческий орган, разрабатывающий нормы регулирования путем межгосударственных согласований, начиная с уровня экспертов сторон. Следует подчеркнуть, что ЕЭК по форме принимаемых решений по-прежнему осуществляет свою деятельность как наднациональный орган, а по процедурам их разработки и исполнения - как межгосударственный.

Поводя итоги сказанного выше, можно утверждать, что на деле основной смысл проведенной в последнее время реорганизации системы управления в рамках Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП) фактически свелся лишь к простой и по сути механической замене существовавшего ранее Секретариата КТС на нынешнюю Коллегию ЕЭК. При этом произошло ничем не оправданное и не обоснованное огромное разрастание управленческого аппарата. Так, по сравнению с первоначальным штат сотрудников Комиссии на данный момент вырос почти на порядок - со 180 до более чем 1200 человек. При этом, соответственно, десятикратно подскочили и расходы на его содержание.

Как мне представляется, данное увеличение было бы оправдано и объяснимо резким ростом объемов возлагаемой на ЕЭК ответственности и работы, которая претерпела наполнение соответствующим содержанием, передачей ей полномочий не только по согласованию, но и по разработке, принятию и исполнению принимаемых решений. Однако необходимых для этого изменений в международные договоры/соглашения внесено не было. В итоге получается, что Совету ЕЭК приходится решать те же самые вопросы, что и КТС, собираясь также часто и выполняя ту же работу, только уже в рамках ЕАЭС, а не Таможенного союза.

В свою очередь, срок принятия решений ЕЭК, а также процедуры их прохождения по инстанциям увеличился в несколько раз. Это произошло в результате многократно возросшего количества согласований между административными подразделениями аппарата Комиссии, ее вспомогательными органами, а также национальными правительствами. На практике получилось так, что решение о реорганизации системы управления в ЕАЭС опередило соответствующие изменения в регламентирующей его деятельность международно-договорной базе, в распределении полномочий между наднациональным органом и национальными правительствами, в процедурах подготовки и согласования решений наднационального органа.

Следует признать, что в значительной степени в основу проведенной реорганизации был положен опыт Европейского союза. Отмечу, что сегодня его фактически возглавляет Европейская комиссия, состоящая из профильных комиссаров, которая в пределах переданных ей государствами – членами ЕС полномочий выполняет функции своего рода наднационального правительства с правами по изданию нормативных документов по соответствующим направлениям регулирования. По некой аналогии с комиссарами Евросоюза члены Коллегии ЕЭК названы министрами, хотя в нашем случае полномочиями принимать нормативные правовые решения наделены только Коллегия и Совет ЕЭК.

По мнению экспертов, произошедшее в последнее время очень большое и зачастую неоправданное расширение состава ЕЭК, повлекшее за собой резкое увеличение его финансирования, без придания данному межгосударственному органу дополнительных полномочий может в конечном итоге повлечь за собой серьезные бюрократические сложности, которые, следует признать, свойственны также и аналогичным органам управления Евросоюза.

Во входящих в его состав государствах деятельность многочисленной армии международных еврочиновников вызывает у простых граждан большее недовольство, которое в последнее время постоянно усиливается. В правительствах стран ЕС все чаще звучит нескрываемое раздражение чрезмерной сложностью и длительностью процедур принятия решений на уровне Еврокомиссии. При этом зачастую оказывается, что на поверку многое из того, что принято в штаб-квартире ЕС в Брюсселе, далеко не всегда отвечает, а бывает, что и противоречит интересам отдельных, а то и целых групп государств – членов Евросоюза. В то же время имеющая место условность механизмов ответственности в деятельности наднациональных органов на практике порождает безразличное отношение международных чиновников к исполнению своих обязанностей.

Надо полагать, что проблема заключается в том, что формирование институтов таможенного, торгового, антимонопольного и других видов контроля, а также иных функций, передаваемых на наднациональный уровень, предполагает соответствующее повышение ответственности сотрудников ЕЭК перед государствами – членами ЕАЭС за должное исполнение своих обязанностей, а также обеспечение для них прозрачности всех наднациональных процессов принятия решений.

В нашем случае очень важно учитывать, что в Евросоюзе эта проблема решается за счет парламентского контроля над работой наднационального органа, на котором основывается концепция ответственности международных чиновников в ЕС. Как известно, действующие на данный момент в государствах – членах ЕАЭС политические системы не позволяют рассчитывать на эффективный парламентский контроль, так же как и на создание в ближайшее время единого союзного парламента.

В силу этих обстоятельств можно сделать вывод, что отсутствие полноценного парламентского контроля в ЕАЭС следует компенсировать за счет формирования смешанного контрольного механизма, который должен опираться на полномочия глав государств Союза и формироваться с использованием национальных парламентов и Счетных палат (утверждение отчетов ЕЭК, в том числе бюджетных, и т. д.).

Михаил ТЮНИН,

Москва,

специально для «ТН»

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 11 мая 2016 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Инновационные решения KNAPP влияют на развитие интралогистики

Вследствие развития Индустрии 4.0 и стабильного роста электронной коммерции перед логистикой встала сложная задача - повышение гибкости логистических процессов. При этом она не должна воплощаться за счет снижения производительности и увеличения расходов.

 15 февраля 2017 / Логистика

Флагманский проект успешно реализован: компания STILL передала компании Brüggen парк складской техники, оснащенной литий-ионными батареями

Специалист в области внутренней логистики компания STILL успешно реализовала качественно новый проект по поставке литий-ионной техники. Ее первым крупным клиентом стал производитель продуктов питания компания BrГјggen, которая перевела свой автопарк на литий-ионную технологию.

 14 февраля 2017 / Логистика

Опоздал – заплати

В Литве, согласно республиканскому Кодексу об административных правонарушениях, с 1 января 2017 года за несвоевременную подачу перевозчиком предварительной информации (декларации) и представление литовским таможенным органам недостоверных сведений о перевозимых товарах и транспортных средствах при предварительном информировании устанавливается административная ответственность.

 6 февраля 2017 / Таможня

База для карантина

В Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) создана основополагающая нормативно-правовая база в области карантина растений.

 2 февраля 2017 / Таможня

К честной конкуренции готовы

Открытый в мае текущего года Группой компаний (ГК) В«ТРАНСБАЛТВ» многофункциональный таможенно-логистический комплекс (МФЛК) в Таганроге рискует уже в самое ближайшее время остаться фактически вне внимания и интереса со стороны участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) Южного федерального округа (ЮФО), хотя многие из них еще недавно планировали осуществлять свои экспортно-импортные операции с учетом технологических возможностей МФЛК.

 1 февраля 2017 / Таможня

Опоздал – заплати

В Литве, согласно республиканскому Кодексу об административных правонарушениях, с 1 января 2017 года за несвоевременную подачу перевозчиком предварительной информации (декларации) и представление литовским таможенным органам недостоверных сведений о перевозимых товарах и транспортных средствах при предварительном информировании устанавливается административная ответственность.

 6 февраля 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

База для карантина

В Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) создана основополагающая нормативно-правовая база в области карантина растений.

 2 февраля 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

К честной конкуренции готовы

Открытый в мае текущего года Группой компаний (ГК) В«ТРАНСБАЛТВ» многофункциональный таможенно-логистический комплекс (МФЛК) в Таганроге рискует уже в самое ближайшее время остаться фактически вне внимания и интереса со стороны участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) Южного федерального округа (ЮФО), хотя многие из них еще недавно планировали осуществлять свои экспортно-импортные операции с учетом технологических возможностей МФЛК.

 1 февраля 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Китай уже доступнее

Россия, Китай и Монголия подписали трехстороннее соглашение о регулярных грузовых автомобильных перевозках по новому транспортному коридору.

 31 января 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Контейнеры приравняли к транспорту

Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) упростила таможенное декларирование морских контейнеров в качестве транспортных средств международной перевозки (ТСМП) в портах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) для их дальнейшего перемещения по территории Союза иным видом транспорта.

 30 января 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog