Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Сегодня от компаний, занимающихся грузоперевозками, клиенты ждут прозрачности и эффективности. Обеспечить это на новом уровне, который соответствует ожиданиям заказчиков, помогают современные ИТ-технологии. О том, как ИТ-решения помогают повысить эффективность перевозок, рассказывает Михаил Граблев, директор ИТ-департамента компании «ПЭК».

К 10-летнему юбилею полюбившегося дизельного и газового погрузчика RX 70 компания STILL продолжает свою историю успеха, представив усовершенствованный модельный ряд от 2,0 до 3,5 тонн.

В большинстве своем участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) наслышаны про преимущества, которые им может принести получение статуса уполномоченного экономического оператора (УЭО). Однако прежде чем отправляться в бюрократический путь по его получению, стоит детально разобраться в вопросе и четко понимать, нужен ли он тебе на данный момент.

Сегодня, 16 марта, правительство РФ рассмотрит законопроект, предоставляющий лицам, привлеченным к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, возможность уплачивать штраф со скидкой 50% в течение тридцати дней.

Первый на Дальнем Востоке "алмазный" таможенный пост откроется в Свободном порту Владивосток.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о создании территории опережающего социально-экономического развития "Нефтехимический" в Приморском крае.

/ Статьи

Проблемы классификации

 Ирина Вахтерова, руководитель группы правового консалтинга Коллегии адвокатов «ТАМОЖЕННЫЙ АДВОКАТ», анализирует проблемы классификации товаров для таможенных целей на современном этапе развития Таможенного союза.

 Тема классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) является, на наш взгляд, одной из наиболее актуальных для участников внешнеэкономической деятельности. Во-первых, отнесение товара к тому или иному классификационному коду ТН ВЭД требует зачастую наличия специальных технических знаний и проведения дополнительных экспертиз, связанных с определением технических характеристик товаров, способов его производства и т.д. Во-вторых, от того, к какому классификационному коду ТН ВЭД будет отнесен товар, зависит ставка пошлины и НДС и, соответственно, размер уплачиваемых таможенных платежей. Естественно, что большинство споров с таможенными органами возникает именно на этапе подтверждения заявленного декларантом классификационного кода товара.

 Различные подходы

Проблемы классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД являются общими для всех видов продукции. Однако стоит отметить, что при отнесении определенных видов товаров высокотехнологичных отраслей промышленности (химическая продукция) к определенному коду ТН ВЭД у таможенных органов возникают дополнительные сложности, в связи с необходимостью использования специальных технологических знаний, что приводит к многочисленным ошибкам в определении надлежащей субпозиции товара.

В большинстве стран существует единый подход к классификации товаров, так как классификация товаров в таможенных целях осуществляется на основании Гармонизированной системы в соответствии с Международной конвенцией о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, заключенной в Брюсселе 14.06.1983 (далее – Конвенция). Участниками Конвенции являются более 100 государств, в том числе государства – члены Таможенного союза.

В пункте «а» статьи 1 Конвенции указано, что Гармонизированная система описания и кодирования товаров означает номенклатуру, включающую в себя товарные позиции, субпозиции и относящиеся к ним цифровые коды, примечания к разделам, группам и субпозициям, а также Основные правила интерпретации Гармонизированной системы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Конвенции каждая договаривающаяся сторона обязуется, что ее таможенно-тарифная и статистические номенклатуры будут соответствовать Гармонизированной системе с момента вступления Конвенции в силу по отношению к этой договаривающейся стороне. Тем самым договаривающиеся стороны обязуются:

- использовать все товарные позиции и субпозиции Гармонизированной системы, а также относящиеся к ним цифровые коды без каких-либо дополнений или изменений;

- применять основные правила интерпретации Гармонизированной системы, а также все примечания к разделам, группам, товарным позициям и субпозициям и не изменять содержания разделов, групп, товарных позиций или субпозиций Гармонизированной системы;

- соблюдать порядок кодирования, принятый в Гармонизированной системе.

Гармонизированная система предусматривает кодирование товаров шестизначными цифровыми кодами. При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Конвенции каждая Договаривающаяся Сторона может создавать в своих таможенно-тарифной или статистической номенклатурах подразделы для более глубокой классификации товаров, чем в Гармонизированной системе, при условии, что любые такие подразделы будут дополнены и кодированы сверх шестизначного цифрового кода.

Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.09 № 18 и решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.09 № 130 утверждены Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) и ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза.

ТН ВЭД ТС основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.

Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.10 № 296 утверждено Положение о порядке принятия Комиссией Таможенного союза решений и разъяснений по классификации отдельных видов товаров. В соответствии с названным Положением, уполномоченные таможенные органы при различных подходах при классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ТС и в случае недостижения согласия по вопросу классификации отдельного вида товара обращаются в Комиссию Таможенного союза с предложением о рассмотрении вопроса о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ТС.

При этом, как следует из Положения, разногласия между таможенными органами государств – членов Таможенного союза по вопросам классификации отдельных видов товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС могут возникнуть на основании:

- решения о классификации товара, принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 52 ТК ТС, то есть в случае выявления неверной классификации;

- предварительного решения о классификации товара, принятого в соответствии с пунктом 5 статьи 52 ТК ТС;

- решения и разъяснения по классификации отдельных видов товаров, принятых в соответствии с пунктом 6 статьи 52 ТК ТС.

Однако не совсем ясны причины возникновения таких разногласий, так как предварительные решения о классификации в соответствии с пунктом 3 статьи 53 ТК ТС являются обязательными только при декларировании товаров на территории государства –члена Таможенного союза, таможенный орган которого принял предварительное решение.

Решения и разъяснения по классификации, предусмотренные пунктом 6 статьи 52 ТК ТС, также обязательны только при декларировании товаров на территории государства – члена таможенного союза, таможенным органом которого они приняты.

Иными словами, принятые в Российской Федерации предварительные классификационные решения не будут применяться, например, в Казахстане или Беларуси. Соответственно, ни у одной из сторон нет заинтересованности в едином подходе к классификации одного и того же товара.

При этом инициировать обращение в Секретариат Комиссии Таможенного союза с просьбой принять решение или разъяснение по классификации товаров может только таможенный орган, участник ВЭД лишен такой возможности.

На сайте Комиссии Таможенного союза опубликован Сборник принятых предварительных решений таможенных органов государств – членов Таможенного союза по классификации товаров. Указанный Сборник постоянно обновляется. Однако, как уже отмечалось, предварительное решение в отношении какого-либо конкретного товара, выданное уполномоченным таможенным органом Казахстана и размещенное в указанном Сборнике, не будет являться безусловным основанием для аналогичной классификации этого же товара в России.

Таким образом, на практике вполне допустима ситуация, когда один и тот же товар будет классифицирован таможенными органами государств – членов Таможенного союза по разным классификационным кодам. А если при этом имеется и различие в применяемых к данным кодам ставках таможенных пошлин, то может произойти существенное перераспределение товаропотоков по отдельным категориям товаров.

 Нарушение Конвенции

С практической точки зрения интересен пункт 4 статьи 52 ТК ТС. В соответствии с названным пунктом коды товаров по ТН ВЭД, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, не являются обязательными для классификации товаров.

Так, возможна ситуация, когда в стране отправления, которая является участницей Конвенции, товар был классифицирован, например, в позиции 5903 (текстильные материалы, пропитанные, с покрытием или дублированные пластмассами). При этом данный код указан во всех товаросопроводительных документах, в контракте, в экспортной декларации и т.д. При ввозе товара на территорию Таможенного союза товар был отнесен таможенным органом государства – члена Таможенного союза к позиции 3921 (плиты, листы, пленка и полосы или ленты из пластмасс, прочие). При этом ставки таможенных пошлин по товарам, классифицируемым в соответствии с позицией 3921, выше, чем ставки таможенных пошлин в отношении товаров, классифицируемых в соответствии с позицией 5903.

На первый взгляд, действия таможенного органа, принявшего решение об отнесении товара к позиции 3921 ТН ВЭД ТС, не противоречат законодательству, так как в соответствии со статьей 52 ТК ТС таможенный орган имеет право принимать решение о классификации ввозимых товаров.

В рассматриваемом случае возникает следующая ситуация. Таможенный орган страны – участницы Конвенции принял решение о классификации товара в позиции 5903, а таможенный орган государства – члена Таможенного союза принял решение о классификации этого же товара в позиции 3921, то есть в каком-то случае произошла ошибка при классификации товара в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров. При этом таможенный орган государства – члена Таможенного союза не принимает во внимание документы страны экспортера на основании пункта 4 статьи 52 ТК ТС. Таким образом, нормы Конвенции, в соответствии с которой договаривающиеся стороны обязуются соблюдать порядок кодирования, принятый в Гармонизированной системе, по сути, не соблюдаются, так как на основании Конвенции классификационные коды в странах – участницах Конвенции должны совпадать на уровне первых шести знаков, а в рассматриваемом случае отличаются даже группы классификационного кода.

Такая ситуация, к сожалению, на практике возникает крайне часто. Однако участники ВЭД не имеют возможности обратиться в Секретариат ВТО для получения разъяснений, так же как и в Секретариат Комиссии Таможенного союза.

В результате, как и раньше, единственным возможным способом участника ВЭД доказать правомерность заявленного им классификационного кода и защитить свои интересы, является обращение в арбитражный суд. В соответствии со статьей 52 ТК ТС решения таможенного органа о классификации могут быть обжалованы в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства – члена Таможенного союза, решение которого обжалуются. При этом, например, в России при вынесении решений арбитражные суды принимают во внимание заключения, акты экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, а также руководствуются положениями Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров. 

Определить код товара в соответствии с ЕТН ВЭД ТС? Мы поможем! Подробнее об услуге

Нуждаетесь в консультации?

Готовое решение для вашего бизнеса от CustomsExpert Консалтинг

Материал предоставлен Издательским домом "Панорама"



 16 января 2012 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

ИТ- архитектура «ПЭК»: решения, отвечающие ожиданиям клиента

Сегодня от компаний, занимающихся грузоперевозками, клиенты ждут прозрачности и эффективности. Обеспечить это на новом уровне, который соответствует ожиданиям заказчиков, помогают современные ИТ-технологии. О том, как ИТ-решения помогают повысить эффективность перевозок, рассказывает Михаил Граблев, директор ИТ-департамента компании В«ПЭКВ».

 22 марта 2017 / Логистика

Усовершенствованный погрузчик премиум класса RX 70 – лучший в категории грузоподъемности от 2 до 3,5 тонн

К 10-летнему юбилею полюбившегося дизельного и газового погрузчика RX 70 компания STILL продолжает свою историю успеха, представив усовершенствованный модельный ряд от 2,0 до 3,5 тонн.

 21 марта 2017 / Логистика

Привилегии и льготы не исключают обязанности

В большинстве своем участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) наслышаны про преимущества, которые им может принести получение статуса уполномоченного экономического оператора (УЭО). Однако прежде чем отправляться в бюрократический путь по его получению, стоит детально разобраться в вопросе и четко понимать, нужен ли он тебе на данный момент.

 20 марта 2017 / Таможня

Таможенные риски в профиль и анфас

Началом применения выборочности таможенного контроля в нашей стране стало закрепление во вступившем в силу с 1 января 2004 года Таможенном кодексе Российской Федерации (ТК РФ) соответствующей нормы, которая прописана в статье 358. С этого момента ФТС России начала администрировать методологию применения системы управления рисками (СУР) по организации таможенного контроля с использованием ведомственных приказов.

 16 марта 2017 / Таможня

Информацией стоит поделиться… с таможней

Контроль таможенной стоимости перемещаемых через границу товаров всегда был наиболее сложной темой таможенного администрирования. Его базовым инструментом является система управления рисками (СУР), особенно в части так называемых ценовых профилей рисков.

 15 марта 2017 / Таможня

Привилегии и льготы не исключают обязанности

В большинстве своем участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) наслышаны про преимущества, которые им может принести получение статуса уполномоченного экономического оператора (УЭО). Однако прежде чем отправляться в бюрократический путь по его получению, стоит детально разобраться в вопросе и четко понимать, нужен ли он тебе на данный момент.

 20 марта 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Таможенные риски в профиль и анфас

Началом применения выборочности таможенного контроля в нашей стране стало закрепление во вступившем в силу с 1 января 2004 года Таможенном кодексе Российской Федерации (ТК РФ) соответствующей нормы, которая прописана в статье 358. С этого момента ФТС России начала администрировать методологию применения системы управления рисками (СУР) по организации таможенного контроля с использованием ведомственных приказов.

 16 марта 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Информацией стоит поделиться… с таможней

Контроль таможенной стоимости перемещаемых через границу товаров всегда был наиболее сложной темой таможенного администрирования. Его базовым инструментом является система управления рисками (СУР), особенно в части так называемых ценовых профилей рисков.

 15 марта 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Оформляем в электронном виде

Одним из важных направлений деятельности таможенных органов Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) в прошлом году было дальнейшее развитие передовых информационных технологий. В рамках этой работы проводился эксперимент, целью которого было внедрение в практику таможенных органов региона технологии, предусматривающей декларирование товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита (ТПТТ) в электронной форме.

 14 марта 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Нужно отстаивать свои интересы

Сфера нормативного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в России вновь стоит на перепутье. Причиной очередного витка глобальных изменений является вхождение России, причем уже не на словах, а на деле, в общее экономическое пространство со странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

 13 марта 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog