Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

Госдума в первом чтении приняла законопроект о расширении свободной экономической зоны (СЭЗ) Крыма и Севастополя на территориальное море.

5-7 декабря 2016 года в Москве состоится 76-е сессия Политической комиссии Всемирной таможенной организации (ВТамО).

Узбекистан не считает для себя выгодным вступление в Евразийский экономический союз или Таможенный союз.

/ Статьи

Проблемы и перспективы реализации инвестиционных проектов в сфере логистики: региональный аспект

АНАТОЛИЙ КИЗИМ

АНАТОЛИЙ КИЗИМ

Кубанский государственный университет,

кафедра мировой экономики и менеджмента,

д.э.н., профессор

игорь Еременко

ИГОРЬ ЕРЕМЕНКО

Кубанский государственный университет,

кафедра мировой экономики и менеджмента,

соискатель

Инвестиционные потоки играют важную роль не только на уровне стран, но и на уровне отдельных регионов этой страны. Именно поэтому мы видим диспропорции развития регионов в разрезе отраслей. В первую очередь это является следствием тех проблем, с которыми сталкиваются инвесторы. Однако при этом затрагиваются проблемы не только на региональном уровне, национальные проблемы тоже оказывают значительное влияние на развитие структурных единиц страны — регионов.

Инвестиционные потоки в рамках логистики являются неотъемлемой частью каждого региона, причем от них в большей степени зависит уровень развитости региона. Этот факт, несомненно, подчеркивает актуальность данной темы исследования в современных условиях.

К функциональным подсистемам логистической системы, согласно положениям работы [1], относят логистику снабжения, логистику производства, логистику сбытовую (распределительную), логистику реализации отходов.

Рассмотренные фазы логистического процесса реализуются в контексте взаимоотношений с такими важными элементами логистической системы, как транспорт и терминально-складские территории.

Краснодарский край является одним из наиболее привлекательных регионов страны. Именно уровень организации потребительской сферы, важнейшей сферы жизнеобеспечения населения, во многом формирует инвестиционную его привлекательность, в том числе и с точки зрения развития транспортно-логистической инфраструктуры.

Согласно рейтинговым агентствам, инвестиционный климат Краснодарского края оценивается как имеющий высокий потенциал и минимальный риск, а долгосрочный рейтинг — как позитивный (табл. 1).

В Краснодарском крае используются терминально-складские комплексы четырех классов: А, В, С, D.

рейтинг краснодарского края

Современный крупный склад представляет сложную систему, состоящую из ряда взаимосвязанных элементов, имеет определенную структуру и выполняет ряд функций по преобразованию материальных потоков, а также накапливанию, переработке и распределению грузов между потребителями. в то же время склад является элементом более крупной системы — логистической цепи, которая во многом устанавливает основные критерии и требования к складской системе.

Повышению эффективности функционирования складской логистики способствует использование современных программных разработок в области управления складом, называющихся Warehouse Management System (WMS).

По мнению автора работы [3], WMS — это система управления, обеспечивающая комплексное решение задач автоматизации складских процессов. основная идея использования WMS состоит в том, что именно система, а не люди, должна управлять складом. на стадии внедрения в систему заносится описание физических характеристик склада, погрузочной техники, параметры всего используемого оборудования и правила работы с ним. Передовые системы класса WMS, базируясь на внесенных в них многочисленных правилах и настройках, сами управляют складом.

Динамика рынка систем управления складом в России показана на рисунке 1, из которого видно, как в последнее время возрастает роль WMS в России. Достигнув уровня немногим более 11 млн долларов США в 2006 году, рынок колебался вокруг этого значения вплоть до 2009 года. начиная с середины 2009 года рынок WMS неуклонно растет: относительно сформировавшегося максимума в 22006 году в середине 2011 года рынок вырос более чем на 35%.

динамика рынка WMS

Рисунок 1. Динамика рынка WMS за 2004—2011 годы [3]

Согласно работе [3], активное внедрение данной технологии в Краснодарском крае позволяет достичь следующих целей:

— активное управление складом;

— увеличение скорости набора товара;

— получение точной информации о месте нахождения товара на складе;

— эффективное управление товаром, имеющим ограниченные сроки годности;

— получение инструмента для повышения эффективности и развития процессов по обработке товара на складе;

— оптимизация использования складских площадей.

Таким образом, применение WMS-систем, на наш взгляд, значительно повышает эффективность функционирования складской логистики за счет оптимизации и автоматизации наиболее сложных и трудоемких складских процессов. в Краснодарском крае WMS-системы должны стать именно тем вектором, в котором предстоит развиваться складской логистике в современных экономических условиях.

Основные проблемы и пути их решения в процессе функционирования транспортно-логистической системы Краснодарского края

Одна из основных проблем — высокая доля транспортных затрат в себестоимости продукции. она составляет 20—25% против 7—8% в странах с развитой рыночной экономикой [4]. Данная проблема характерна не только для Краснодарского края, но и для всей России.

В частности для решения данной проблемы в октябре 2012 года была разработана государственная программа РФ «Развитие транспортной системы». она представляет документ, определяющий цели, задачи, результаты, основные направления и инструменты государственной транспортной политики на долгосрочный период. Реализация данного проекта началась в 2013 году, его окончание планируется в 2020 году.

Как замечает заместитель министра транспорта РФ О.В. Белозеров [4], транспортная система уже сейчас не отвечает потребностям экономики и общества — дефицит провозной и пропускной способности существует на всех видах транспорта. объем инвестиций из федерального бюджета в рамках программы увеличился с 0,48 до 0,63% ВВП, а это 80% всех инвестиций из федерального бюджета в транспортный комплекс.

Другая важная проблема для Краснодарского края тесно связана с первой — низкая пропускная способность старых трасс, которая уже не удовлетворяет растущие объемы грузоперевозок. в рамках данной проблемы сразу же следует выделить еще одну — проблема перевозок негабаритных, тяжеловесных и длинномерных грузов, так как автодороги Краснодарского края проложены без учета возможности перевозки негабаритов.

В 2007 году по Краснодарскому краю тралов для перевозки негабаритных грузов насчитывалось примерно 10. На сегодняшний момент в распоряжении находятся около 200 тралов. Благодаря увеличению спроса рынок негабаритных грузоперевозок активно развивается, но условия для его развития в крае не создаются [5].

Перечисленные выше проблемы так же планируется решить в рамках государственной программы РФ «Развитие транспортной системы». Согласно данной программе основные усилия сконцентрированы на следующих приоритетах [4]:

■ устранение «узких мест» транспортной инфраструктуры;

■ обеспечение нормативного содержания и ремонта объектов транспортной инфраструктуры;

■ удовлетворение транспортных потребностей внешней торговли.

Крупные инвестиционные проекты и перспективы развития транспортно-логистической системы Краснодарского края

За прошедшие 5 лет, по данным краевой администрации, инвестиции в экономику Кубани составили около 3,5 трлн рублей. в 2015 году будут завершены 83 инвестиционных проекта на сумму более 109 млрд рублей [5].

В 2012 году группа компаний «Danone—Юнимилк» начала строительство крупного объединенного офисного центра и складского комплекса компании в Краснодаре. объем инвестиций проекта составил более 300 млн рублей. Проект был реализован в невероятно короткие сроки: строительство комплекса началось в конце апреля 2012 года, а уже в конце октября 2013 года объект полностью сдан в эксплуатацию [6].

В 2011—2012 годах в Краснодарском крае появились 5 логистических центров высокого класса [6].

Индивидуальный предприниматель Е.М. Калонджу в конце 2011 года в пос. Гайдук открыл овощехранилище, оснащенное современным холодильным оборудованием, площадью 8000 м2, вместимостью 6000 тонн.

Другой масштабный проект разработан специально для Дивизиона «Юг» с учетом всех потребностей и особенностей бизнес-процессов региона. уже 3 ноября 2012 года коллектив Краснодарского филиала и южного представительства «Danone—Юнимилк» начал работу на единой площадке [7]. Проект способствует лучшей логистики продукции до потребителя. централизованная точка отгрузки: одна точка отгрузки — одна точка доставки, унифицированный персонал, улучшение условий хранения продукции, удобство в условиях управления и коммуникаций, так как объединенный склад имеет очень выгодное географическое расположение, находясь в черте города, рядом с аэропортом и федеральными трассами.

Логистический центр ООО «Адва» расположен по адресу: г. Краснодар, х. октябрьский, ул. Подсолнечная, 44, класс А. 30 минут до центра деловой активности Краснодара. участок имеет удобные въезды и выезды в Краснодар, Ростов-на-Дону, Сочи и новороссийск; обладает возможностью обеспечения температурного режима. Первая очередь сдана в эксплуатацию 8 июня 2012 года, арендаторы: ооо «Евросеть—Ритейл», ооо «Пульс—Краснодар» (медицинское оборудование и лекарства), ооо «Еврономер» (мебель), ооо «Адва—Логистик» (ответственное хранение). в сентябре 2012 года начато строительство второй очереди логистического центра (30 тыс. м2) [6].

Логистический центр ЗАО «ЕврАзЭС Краснодар» класса а, расположен на земельном участке общей площадью 6,3 га, в Краснодаре. общая складская площадь центра — 30 тыс. м2, офисные помещения — 2,5 тыс. м2 [7]. Единовременно можно осуществлять 40 погрузочно-разгрузочных операций, есть 3 карных цеха. в настоящее время логистический центр сдан в эксплуатацию.

Логистический центр ооо «Логоцентр Кубань», пос. Индустриальный. общая складская площадь — 180 тыс. м2, офисные помещения — 4 тыс. м2, построен на земельном участке 32 га. Единовременно можно осуществлять 40 погрузочно-разгрузочных операций, есть 8 зарядных помещений.

На наш взгляд, крупные складские комплексы позволят обеспечить эффективное функционирование экономики всего южного региона.одним из крупных проектов станет строительство логистического комплекса в станице Северской, рассчитанного более чем на 100 большегрузных автомобилей. Здесь будет выстроена необходимая инфраструктура — от приемки до хранения и отправления грузов, что позволит решить важную для Краснодара проблему — нехватки складских территорий класса А. центр будет расположен на федеральной трассе недалеко от Краснодара. Проект оценивается в 520 млн рублей [8].

Следует выделить еще один важный для Краснодара инвестиционный проект. Британский фонд London&Regional Properties (L&RP) заявил о реализации ряда крупных проектов в Краснодаре. в планах фонда строительство логистических центров и отелей. Таким образом, в Краснодаре должно появиться 100 тыс. м2 новых складских помещений, что окончательно позволит решить нехватку складских помещений класса А.

Согласно договоренностям, инвесторами проекта выступят L&RP и VVV Company (девелопер и оператор складских площадей). Проект в первую очередь направлен на развитие инфраструктуры потребления товаров иностранных и российских производителей и дистрибуторов, испытывающих резкий дефицит в складских и логистических комплексах нового поколения.

Таким образом, транспортно-логистическая система Краснодарского края является одним из привлекательных объектов для инвестиций наряду с развитием рекреационного туризмом. Следовательно, именно инвестиции в логистические объекты и рекреацию являются основополагающими для развития экономики края.

Государственно-частное партнерство в сфере логистики

Одним из направлений научной и практической работы по формированию стратегии развития регионального хозяйства может выступить SWOT-анализ, использование методов и инструментов которого позволяет выявить сильные и слабые стороны, возможности и угрозы (табл. 2).

В рейтинге состояния и развития транспортно-логистической инфраструктуры, проведенном всемирным банком в 2012 году среди 155 стран, Россия заняла 95-е место, оказавшись между Гвинеей-Бисау и Ливаном. И хотя эксперты отмечают, что за последние два года рост эффективности торговой логистики в условиях глобальной рецессии в целом замедлился, однако страны, активно осуществлявшие интенсивные реформы, продолжали улучшать свои показатели [9].

анализ краснодарского края

Согласно исследованию, все лидеры наладили и поддерживают прочное партнерство и диалог между государственным и частным секторами (так называемое государственно-частное партнерство — ГЧП), тесное сотрудничество между директивными органами, специалистами-практиками, административными работниками и учеными, что стало ключевым аспектом в развитии транспортно-логистической инфраструктуры. Главный фактор, определяющий достижения лидеров, — это качество инфраструктуры, затем следуют повышение уровня услуг логистики и упрощение таможенных процедур в процессе пересечения границы.

ГЧП в рамках развития логистических процессов способно оказать значительное влияние на эффективность привлечения инвестиций в транспортно-логистическую сферу и послужить катализатором в развитии всей экономики Краснодарского края. ГЧП — это совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.

Следует выделить следующие формы ГЧП [10]: любые взаимовыгодные формы взаимодействия государства и бизнеса, государственные контракты, арендные отношения, финансовую аренду (лизинг), государственно-частные предприятия, соглашения о разделе продукции (СРП) и концессионные соглашения.

В рейтинге, проведенном центром развития ГЧП в марте 2014 года среди регионов РФ по развитию ГЧП, Краснодарский край занимает 11-е место (следующее после Москвы) [11]. Лидером с показателем 73,9% стал Санкт-Петербург. В рейтинге оценивались три основных фактора: развитость институциональной среды в сфере ГЧП региона, опыт региона по реализации ГЧП проектов и инвестиционная привлекательность региона для инфраструктурных инвесторов.

Краснодарскому краю присвоен показатель в 51%, что свидетельствует о высоком потенциале, стабильной инвестиционной привлекательности, наличии нормативно-правовой базы в сфере ГЧП и относительно небольшом опыте реализации ГЧП проектов (1—2 проекта). Авторы исследования [11] также отмечают, что ГЧП в Краснодарском крае можно охарактеризовать как находящееся в стадии формирования, но при у него максимально возможный этом уровень инвестиционной привлекательности. При этом основные сферы, в которых можно реализовать проекты с помощью ГЧП, это в первую очередь социальная, транспортная и коммунальная.

Рассмотрим уже реализованный крупный проект в рамках ГЧП и еще один, находящийся в стадии реализации.

Один из первых успешных проектов, использующих международные стандарты ГЧП, — это проект развития и реконструкции аэропорта Пулково в Санкт-Петербурге. Партнерство предусматривало проектное финансирование с участием международных финансовых организаций. Аэропорт Пулково является четвертым по величине аэропортом России с ежегодным пассажирооборотом более 7 млн пассажиров.

В 2008—2009 годах в Санкт-Петербурге было заключено соглашение о создании, реконструкции и эксплуатации объектов, входящих в состав имущества аэропорта Пулково. Банковское финансирование проекта осуществляется пулом банков под организацией ЕБРР. общий объем инвестиций — 1,3 млрд евро [12].

Проект модернизации Пулково — пример ГЧП, реализуемый без привлечения государственных инвестиций. Согласно концепции проекта, государство в лице правительства передает консорциуму ооо «Воздушные ворота северной столицы» в управление аэропорт сроком на 30 лет. начиная с 2012 года оператор аэропорта будет выплачивать правительству Санкт-Петербурга вознаграждение в размере 11,5% от авиационных доходов, помимо налогов, отчисляемых в бюджеты всех уровней [13]. Этот проект был признан лучшим в номинации «Сделка года по схеме ГЧП на международном рынке».

Другой проект — строительство моста через реку Лену в Иркутской области в Республике Саха (Якутия) на основании концессионного соглашения. Строительство моста через реку Лена станет одним из крупнейших инвестиционных проектов в России. оно предполагает использование механизма ГЧП, реализуемого в рамках концессионного соглашения по принципу контракт жизненного цикла. Примеры концессионного соглашения такого масштаба в российской практике отсутствуют. общий объем инвестиций — 1,1 млрд евро [12].

Реализация подобных крупных проектов в российских регионах в транспортно-логистической сфере позволит решить многие проблемы, освещенные в данной работе. Для государства инструмент ГЧП должен стать основным в рамках реализации инвестиционных проектов, так как он не ограничивает использование бюджетных средств, соответственно масштабы и количество проектов также не ограничены. Кроме этого дополнительное активное участие края в реализации программы «Развитие транспортной системы» приведет к скорому решению указанных проблем [14].

Как было уже замечено, согласно рейтингу журнала «Эксперт Ра», Краснодарский край имеет самый высокий рейтинг инвестиционной привлекательности в стране — 1А, что говорит о высоком потенциале и минимальном риске, связанном с реализацией инвестиционных проектов. Рассмотренные в данной работе уже реализованные инвестиционные проекты в крае, которые позволили решить ряд проблем в крае, определяют радужные перспективы дальнейшего развития края и реализации инвестиционных проектов во взаимосвязи с ГЧП.

Таким образом, мы рассмотрели основные и наиболее важные инвестиционные проекты, развивающие транспортно-логистическую систему Краснодарского края. Кроме того, мы отметили проблемы в логистических процессах, перспективы развития края на базе программы «Развитие транспортной системы» и реализации крупных проектов в рамках ГЧП. Именно взаимодействие бизнеса с государством в сфере развития транспортно-логистической системы страны должно стать ключевым фактором, от которого зависит инвестиционная привлекательность Краснодарского края, в частности транспортно-логистической сферы.

Библиографический список:

1. Кизим А.А. Концепция построения региональной транспортно-логистической системы: вопросы теории и практики: Монография. — Краснодар, 2004.

2. Рейтинг Краснодарского края // ЭкспертРа; http://www. raexpert.ru/database/regions/krasnodar.

3. Кизим А.А. Эффективность складской логистики на основе WMS-систем // Экономика устойчивого развития. — 2013. — № 13.

4. Министерство транспорта РФ/Доклад заместителя министра транспорта РФ О.В. Белозерова; http://www.mintrans.ru/ news/interviews/detail.php?ELEMENT_ID=19007.

5. Деловая газета «Юг» / Логистика для негабаритных грузов; http://www.dg-yug.ru/aA2014/03/14/Logistika_dlja_ negabaritni.

6. Логистика в крае // Департамент потребительской сферы Краснодарского края; http://www.dps-kk.ru/www/dps-kk.nsf/ wDoc/CFEA2758E3E2FCB543257AC90041E07E?opendocu ment.

7. Кизим А.А., Кизим К.А., Еременко И. Л. Инвестиционное сопровождение логистических проектов // Экономика устойчивого развития. — 2013. — № 16.

8. В Краснодарском крае построят несколько логистических центров; http://www.realty.kubanregion.ru/news.php?id=169.

9. Логистика хромает// Официальный сайт «Российской газеты»; http://www.rg.ru/2012/05/29/logistika.html.

10. Государственно частное партнерство // Википедия; http:// ru.wikipedia.org/wiki/Государственно-частное_партнерство.

11. Развитие ГЧП в субъектах РФ // Центр развития ГЧП; http://www.pppcenter.ru/assets/docs/raytingreg2014.pdf.

12. Проекты: Проектное финансирование и государственночастное партнерство; http://www.cls.ru/rus/nashi-proekty/ proektnoe-finansirovanie-i-gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo.

13. Пулково (аэропорт) //Википедия; http://ru.wikipedia.org/ wiki/Пулково_(аэропорт).

14. Никулина О.В., Говердовская А.Г. Механизм регулирования финансовых отношений в сфере государственного заказа // Экономика и предпринимательство. — 2013. — № 7 (36). 

Материал предоставлен журналом "Логистика"
Подписной индекс 47778 по каталогу агентства "Роспечать"



 12 ноября 2014 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня

Эксперимент для багажа

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

 29 ноября 2016 / Таможня

Экспорт всему голова

Вслед за зерном из-за перепроизводства Россия впервые может начать экспортировать сахар. Ожидается, что в 2016 году его будет на 1 млн тонн больше, чем необходимо для внутреннего потребления.

 28 ноября 2016 / Таможня

Декларировать можно по-новому

Декларирование таможенной процедуры таможенного транзита в электронной форме предполагает, что при представлении декларантом транзитной декларации (ТД) и документов, на основании которых заполнена ТД, взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД осуществляется с использованием средств криптографической защиты информации и электронных подписей.

 23 ноября 2016 / Таможня

«Московский гостиничный рынок обладает колоссальным потенциалом для роста...»

Москва - один из красивейших городов мира. Она всегда привлекала туристов из Китая, Германии, Франции, Турции.

 16 ноября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Сервисные модели AXELOT позволят логистическим компаниям сэкономить

Компания AXELOT успешно работает на рынке информационных технологий с 1998 года. За это время она сумела занять лидирующие позиции на российском рынке систем автоматизации предприятий. Сегодня мы беседуем с Максимом Власовым, директором по развитию компании AXELOT.

 15 ноября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Система управления траспортом Generix Group вернет инвестиции в короткие сроки

Система управления транспортом TMS OnDemand, созданная инженерами компании Generix Group, направлена на сокращение транспортных и связанных с этим административных затрат.

 14 ноября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Алексей Тимашов: «В ближайшие годы логистика будет активно расти...»

Имя компании AXELOT хорошо известно на рынке информационных технологий: за ее плечами почти 20 лет успешной работы в России. Сегодня на вопросы журнала В«ЛОГИСТИКАВ» отвечает Алексей Тимашов, генеральный директор компании AXELOT.

 20 октября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

CеMAT-2016 фокусируется на технологиях «Индустрия 4.0»

На ведущей Международной выставке по внутрипроизводственной логистике и управлению грузопотоками CеMAT-2016 в Ганновере В«ЛОГИСТИКАВ» представит дайджест журнала на английском языке - RUSSIAN LOGISTICS JOURNAL-2016.

 19 октября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog