Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Таможенные органы Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) подвели итоги работы в 2016 году по основным направлениям своей деятельности.

Большая коллегия Суда Евразийского экономического союза (ЕАЭС) удовлетворила заявление Российской Федерации и установила факт исполнения Республикой Беларусь не в полном объеме положений статей 1, 3, 4, 25 Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 года, статьи 125 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), статей 11 и 17 Соглашения о взаимной административной помощи таможенных органов – членов Таможенного союза от 21 мая 2010 года.

Сегодня от компаний, занимающихся грузоперевозками, клиенты ждут прозрачности и эффективности. Обеспечить это на новом уровне, который соответствует ожиданиям заказчиков, помогают современные ИТ-технологии. О том, как ИТ-решения помогают повысить эффективность перевозок, рассказывает Михаил Граблев, директор ИТ-департамента компании «ПЭК».

Президент Ирана Хасан Роухани посетит Россию 27-28 марта по приглашению президента РФ Владимира Путина.

По данным Национальной ассоциации экспортеров сельскохозяйственной продукции, сВ 15 марта власти Турции остановили выдачу лицензий на импорт российской пшеницы, кукурузы, подсолнечного шрота и растительного масла.

Сегодня, 16 марта, правительство РФ рассмотрит законопроект, предоставляющий лицам, привлеченным к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, возможность уплачивать штраф со скидкой 50% в течение тридцати дней.

/ Статьи

Преимущества не исключают недостатки

В последнее время тема концентрации таможенного оформления в центрах электронного декларирования (ЦЭД) стала актуальной. Дополнительным импульсом для нее стало распоряжение ФТС России от 23.10.2015 № 324-р «Об эксперименте по разделению операций, связанных с принятием ДТ, подаваемых в электронной форме, и операций, предшествующих подаче ДТ, и проведением таможенного контроля».

Напомню, что в соответствии с данным документом в ряде таможенных органов с 26 октября 2015 года по 29 февраля 2016 года проводился эксперимент, целью которого, как продекларировали в службе, являлась «практическая реализация разделения таможенных операций, связанных с принятием деклараций на товары (ДТ), подаваемых в электронной форме, и таможенных операций, предшествующих их подаче, а также проведением таможенного контроля».

В перечень таможенных постов (центров электронного декларирования), участвующих в эксперименте, который прилагается к указанному выше распоряжению, вошли структурные подразделения 5 из 8 региональных таможенных управлений – Приволжского, Сибирского, Северо-Кавказского, Центрального и Уральского. Схема их взаимодействия представлена на схеме 1.

На время проведения эксперимента включенные в него центры электронного декларирования становились таможенными органами, осуществляющими таможенные операции, связанные с принятием ДТ и документов, необходимых для таможенных целей, в электронной форме, а также проведением их проверки и выпуска.

Кроме того, они осуществляли таможенные операции, предшествующие подаче ДТ, и связанные с проведением таможенного досмотра, осмотра, наблюдения, отбирали пробы и образцы для проведения таможенной экспертизы. Таможенные посты фактического таможенного контроля были уполномочены совершать иные таможенные операции в отношении товаров в случае отсутствия соответствующей компетенции у ЦЭДов.

Поскольку таможенные посты Северо-Западного таможенного управления оказались вне данного мероприятия, сегодня сложно дать достаточно объемную оценку тому, как оно прошло и каковы реальные результаты. Пока можно говорить лишь о том, что по итогам эксперимента ФТС России, вероятно, определит перспективы дальнейшей концентрации ЦЭДов по территории страны.

В связи с этим определенный интерес представляет история создания данной категории таможенных постов. Начало процессу было положено в 2008 году, когда ФТС России разработала и утвердила на заседании Государственной пограничной комиссии Концепцию о переносе таможенного оформления в места, приближенные к границе РФ. Отмечу, что единственным фактом, известным о том мероприятии, является то, что председательствовал на нем Президент РФ Владимир Путин.

Получилось так

Поскольку на сегодняшний день Концепция фактически канула в Лету, следует напомнить, что одним из ее важных постулатов было разделение документального таможенного оформления и фактического контроля. Последний предполагалось проводить в специально построенных для этих целей вблизи границы таможенно-логистических терминалах (ТЛТ). Для осуществления документального таможенного оформления ФТС России предложила создать по всей стране сеть центров электронного декларирования.

Тогда же появилось и их определение, из которого следовало, что «ЦЭД - это специализированный таможенный орган, компетенция которого ограничивается исключительно совершением таможенных операций в отношении товаров, декларируемых в электронной форме». При этом служба продекларировала, что «центры электронного декларирования создаются для удобства участников внешнеэкономической деятельности».

Как известно, сейчас работа ЦЭДа основана на применении так называемой технологии удаленного выпуска. Она предполагает осуществление таможенного декларирования таким образом, при котором декларация на товар подается во внутренний таможенный орган, а фактический контроль осуществляет приграничная таможня, как это обозначено на схеме 2.

В первый этап своего существования все ЦЭДы были соединены с построенным на тот момент ТЛТ специальными выделенными каналами связи, или «связками».

Время шло, концепции, как в известном анекдоте, менялись, но ЦЭДы продолжали работать. В 2012 году Правительство РФ утвердило План мероприятий, более известный как «Дорожная карта» «Совершенствование таможенного администрирования». Ее пункт 13 был сформулирован следующим образом: «Обеспечение права декларантов подать таможенную декларацию на товары в виде электронного документа в уполномоченный таможенный орган вне зависимости от местонахождения декларируемых товаров ("удаленный выпуск товаров")». Из этого следовало, что, по замыслу авторов «Дорожной карты», после реализации данного пункта декларант должен был получить возможность подавать декларацию в любой таможенный орган (не важно, ЦЭД или нет) вне зависимости от места нахождения товаров.

К сожалению, ФТС России до сих пор не претворила в жизнь эту идею. Срок ее реализации переносился уже дважды. Несмотря на определенные достигнутые успехи (количество «связок» и постов, участвующих в технологии удаленного выпуска, постепенно увеличивалось), в 2015 году стало ясно, что полностью реализовать задуманное в ближайшей перспективе вряд ли получится.

Плюсы и минусы

Очевидно, что на данный момент не все таможенные посты одинаково подготовлены и не многие обладают необходимым кадровым потенциалом для оформления сложных товаров. Опасения руководства ФТС России в данном вопросе обоснованы тем, что наделение сразу всех постов соответствующими полномочиями может привести к существенному снижению качества таможенного контроля. Одной из причин пробуксовывания идеи могут стать и недобросовестные действия должностных лиц на местах.

Самым важным отрицательным моментом для участников ВЭД в данном вопросе является то, что на сегодня им особенно не хватало «связок» ЦЭДов с морскими портами, так как товарооборот через них наиболее распространен. Учитывая сказанное выше, рабочая группа Агентства стратегических инициатив (АСИ) «Совершенствование таможенного администрирования» согласовала уточненную формулировку пункта «Дорожной карты», где после слов «уполномоченный таможенный орган» появилось уточнение - Центр электронного декларирования (ЦЭД).

Оценивая ситуация в целом, приходится с сожалением констатировать, что сегодня данная перспективная модель выглядит не как паутина, покрывающая всю территорию России и связывающая все посты со всеми, как это предполагалось первоначально, а так, как это изображено на схеме 3.

При этом ради объективности следует признать, что осуществление таможенного оформления в ЦЭДе на основе применения технологии удаленного выпуска несет в себе для декларантов определенные преимущества. Прежде всего в данном случае у участников ВЭД имеется возможность для осуществления уплаты таможенных платежей в один таможенный орган, что позволяет отказаться от ведения множества лицевых счетов в каждой таможне, где оформляется товар. При наличии ЦЭДа в разумной близости больше нет необходимости в услугах представителей и курьеров для доставки товаров в отдаленный таможенный орган. В этом случае бумажные документы по запросу таможни представляются в минимальные сроки и без дополнительных издержек.

Наличие ЦЭДов обеспечивает единообразный подход к процедуре таможенного оформления. Не секрет, что на практике в различных регионах таможенные органы зачастую по-иному трактуют одни и те же требования ФТС России к комплекту документов и даже к порядку заполнения некоторых граф ДТ. Положительным моментом является и то, что время работы ЦЭДа, как правило, соответствует рабочему времени декларанта. Как известно, например, разница между Санкт-Петербургом и Владивостоком 8 часов. Поэтому для подачи ДТ из Северной столицы в таможню на Дальнем Востоке декларанту приходится начинать свой рабочий день после часа ночи по Москве.

Концентрация таможенного оформления в ЦЭДах, о чем ратует бизнес, позволит таможенным органам за счет перераспределения своей штатной численности в пользу указанных специализированных таможенных постов перевести их на круглосуточную работу. Это, в свою очередь, даст возможность непрерывного таможенного оформления товаров, прибывающих железнодорожным, авиационным и другими видами транспорта.

Надеемся на лучшее

Как известно, поезда, самолеты и автомобили прибывают в пункты назначения в любое время суток, а не только в дневные часы. Например, выпуск в свободное обращение в работающем круглосуточно Череповецком таможенному посту (ЦЭД) Санкт-Петербургской таможни товаров, ввезенных на территорию нашей страны в поездах через пограничный железнодорожный пункт пропуска (ЖДПП) Себеж Псковской таможни, позволил полностью устранить простои и отцепки вагонов на конечной станции. Раньше это происходило, когда составы прибывали ночью.

При этом следует отметить, что в функционировании ЦЭДов в нынешних условиях имеются и негативные моменты. Так, на сегодня ЦЭДы, к сожалению, не обладают возможностью оформления товаров уполномоченных экономических операторов (УЭО), применяющих упрощенный выпуск - до подачи ДТ. Для этого случая не предусмотрена электронная форма, поэтому по формальному признаку подать декларацию в ЦЭД не представляется возможным. Также ЦЭДы не могут принимать ДТ по упрощенной форме, например, заявления на временный ввоз/вывоз многооборотной тары при ввозе автозапчастей.

Кроме того, в связи с тем, что не все ЦЭДы располагаются в помещениях, относящихся к федеральной собственности, есть опасность конфликта интересов между собственником помещения и участниками ВЭД. Следует отметить, что на данный момент ЦЭДы не осуществляют контроль за условно выпущенными товарами, за соблюдением участниками ВЭД установленных законодательством ограничений, требований и привил при условном выпуске товаров. На практике это означает, что сейчас, кроме процедур импорта и экспорта, в ЦЭДе больше ничего нельзя оформить. Ведь и временный ввоз, и переработка на таможенной территории фактически означают условный выпуск. В завершение отмечу, что для повышения оперативности обработки таможней внешнеторговых товаров, перемещаемых через границу железнодорожным и авиатранспортом, целесообразно концентрировать их оформление и штатную численность личного состава в ЦЭДах. Это позволит перевести их работу на круглосуточный режим.

Для расширения объема оформления товаров в ЦЭДах ФТС России необходимо разработать альбомы форматов дополнительных документов (заявление на выпуск до подачи ДТ и т. п.) либо изменить компетенции ЦЭДов, то есть наделить их правом принимать бумажные формы деклараций и контролировать все таможенные процедуры.

Отмечу, что в последнее время среди участников ВЭД, компаний, работающих в Большом порту Санкт-Петербург, активно обсуждается недавно озвученная ФТС России идея по созданию в составе Балтийской таможни еще одного структурного подразделения - таможенного поста (Центра электронного декларирования). На мой взгляд, это вполне разумная инициатива.

Однако при этом, как отмечает большинство заинтересованных лиц, со стороны службы должен быть соблюден ряд принципиальных условий: новый ЦЭД следует расположить непосредственно в черте Санкт-Петербурга, за пределами режимных территорий порта, причем в помещениях, относящихся исключительно к федеральной собственности. Перевод объемов оформления во вновь созданный ЦЭД должен осуществляться планово и постепенно. Иначе проблем и сбоев в процессе не избежать.

Юрий КОВАЛЕВ,

заместитель генерального директора ООО «Восход»,

специально для «ТН»

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 24 мая 2016 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Александр Гетман: нам любое дело по плечу

Таможенные органы Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) подвели итоги работы в 2016 году по основным направлениям своей деятельности.

 28 марта 2017 / Таможня

Россия выиграла суд

Большая коллегия Суда Евразийского экономического союза (ЕАЭС) удовлетворила заявление Российской Федерации и установила факт исполнения Республикой Беларусь не в полном объеме положений статей 1, 3, 4, 25 Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 года, статьи 125 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), статей 11 и 17 Соглашения о взаимной административной помощи таможенных органов – членов Таможенного союза от 21 мая 2010 года.

 27 марта 2017 / Таможня

ИТ- архитектура «ПЭК»: решения, отвечающие ожиданиям клиента

Сегодня от компаний, занимающихся грузоперевозками, клиенты ждут прозрачности и эффективности. Обеспечить это на новом уровне, который соответствует ожиданиям заказчиков, помогают современные ИТ-технологии. О том, как ИТ-решения помогают повысить эффективность перевозок, рассказывает Михаил Граблев, директор ИТ-департамента компании В«ПЭКВ».

 22 марта 2017 / Логистика

Усовершенствованный погрузчик премиум класса RX 70 – лучший в категории грузоподъемности от 2 до 3,5 тонн

К 10-летнему юбилею полюбившегося дизельного и газового погрузчика RX 70 компания STILL продолжает свою историю успеха, представив усовершенствованный модельный ряд от 2,0 до 3,5 тонн.

 21 марта 2017 / Логистика

Привилегии и льготы не исключают обязанности

В большинстве своем участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) наслышаны про преимущества, которые им может принести получение статуса уполномоченного экономического оператора (УЭО). Однако прежде чем отправляться в бюрократический путь по его получению, стоит детально разобраться в вопросе и четко понимать, нужен ли он тебе на данный момент.

 20 марта 2017 / Таможня

Александр Гетман: нам любое дело по плечу

Таможенные органы Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) подвели итоги работы в 2016 году по основным направлениям своей деятельности.

 28 марта 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Россия выиграла суд

Большая коллегия Суда Евразийского экономического союза (ЕАЭС) удовлетворила заявление Российской Федерации и установила факт исполнения Республикой Беларусь не в полном объеме положений статей 1, 3, 4, 25 Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 года, статьи 125 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), статей 11 и 17 Соглашения о взаимной административной помощи таможенных органов – членов Таможенного союза от 21 мая 2010 года.

 27 марта 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Привилегии и льготы не исключают обязанности

В большинстве своем участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) наслышаны про преимущества, которые им может принести получение статуса уполномоченного экономического оператора (УЭО). Однако прежде чем отправляться в бюрократический путь по его получению, стоит детально разобраться в вопросе и четко понимать, нужен ли он тебе на данный момент.

 20 марта 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Таможенные риски в профиль и анфас

Началом применения выборочности таможенного контроля в нашей стране стало закрепление во вступившем в силу с 1 января 2004 года Таможенном кодексе Российской Федерации (ТК РФ) соответствующей нормы, которая прописана в статье 358. С этого момента ФТС России начала администрировать методологию применения системы управления рисками (СУР) по организации таможенного контроля с использованием ведомственных приказов.

 16 марта 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Информацией стоит поделиться… с таможней

Контроль таможенной стоимости перемещаемых через границу товаров всегда был наиболее сложной темой таможенного администрирования. Его базовым инструментом является система управления рисками (СУР), особенно в части так называемых ценовых профилей рисков.

 15 марта 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog