Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступил к рассмотрению по существу дела о конфискации белорусской таможней техники, которая перевозилась из Калининградской области в Россию по территории Беларуси. В суде сообщили, что решение по данному вопросу планируется вынести до конца ноября, так как по действующему регламенту дело должно быть рассмотрено до 1 декабря.

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

Индия высказывается за активную интеграцию с Евразийским экономическим союзом.

Госдума в первом чтении приняла законопроект о расширении свободной экономической зоны (СЭЗ) Крыма и Севастополя на территориальное море.

5-7 декабря 2016 года в Москве состоится 76-е сессия Политической комиссии Всемирной таможенной организации (ВТамО).

/ Статьи

Предварительный режим для железной дороги

Таможня и бизнес готовятся к вступлению в электронный диалог с железной дорогой. В настоящее время заинтересованные стороны ведут интенсивную подготовку к весьма важной дате - 1 октября. В этот день в соответствии с решением Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) от 17.09.2013 № 196 вводится обязательное предварительное информирование о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза (ТС) железнодорожным транспортом.

В ФТС России убеждены, что это позволит создать условия для повышения конкурентоспособности российских железных дорог и поспособствует переориентации грузооборота на железнодорожный транспорт. Отметим, что с 1 октября при ввозе грузов по железной дороге в Россию новшество коснется и двух других государств - участников Таможенного союза - Беларусь и Казахстан. В таможни этих стран также обязательно придется представлять информацию не позднее чем за два часа до прибытия груза. Кстати, через все железнодорожные пункты пропуска (ЖДПП) на территорию ТС в сутки поступает около 200 грузовых поездов.

Согласно документу перевозчик, в том числе таможенный, осуществляющий ввоз товаров железнодорожным транспортом на единую таможенную территорию ТС, обязан будет представлять предварительную информацию (ПИ) не менее чем за 2 часа до их перемещения через таможенную границу Таможенного союза. Заинтересованные лица (к которым относятся уполномоченные экономические операторы, таможенные представители, экспедиторы, лица, имеющие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, или иные лица) представляют сведения о товарах, необходимые для осуществления предварительного информирования, перевозчику государства - члена ТС, на территории которого расположено место перемещения товаров через таможенную границу Союза, не менее чем за 4 часа до прибытия товаров. Перевозчик осуществляет прием указанных сведений от данных лиц и их консолидацию.

В случае отсутствия расхождения между предварительной информацией и сведениями, содержащимися в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, предварительная информация может использоваться в качестве электронной копии транзитной декларации. Партия товара, в отношении которой ПИ не представлена таможенному органу в объеме и сроки, определенные решением № 196, относится к области риска. В ее отношении таможенными органами будут приниматься соответствующие меры по минимизации такого риска. При наличии нештатных ситуаций, вызванных техническими проблемами, и отсутствия предварительной информации таможенные операции в отношении представленных товаров проводятся в соответствии с таможенным законодательством ТС.

К настоящему моменту ОАО «РЖД» разработан специальный портал для представления предварительной информации непосредственно железнодорожному перевозчику (специальный раздел сайта www.rzd.ru). Его предполагается ввести в эксплуатацию в сентябре 2014 года. Портал ОАО «РЖД» будет действовать по аналогии с порталом ФТС России «Электронное представление сведений», но, в отличие от предыдущей технологии, консолидировать и представлять таможенным органам предварительную информацию будет ОАО «РЖД».

Портал позволит вводить предварительную информацию из товаросопроводительных документов любым заинтересованным лицам или участникам ВЭД, которые авторизуются на ресурсе ОАО «РЖД». На сайте РЖД информацию о грузе можно будет как «набивать» вручную, так и отправлять в виде файла. Набор необходимых документов останется прежним. РЖД, как и сейчас, будет работать с накладными. Пакет прочих товаросопроводительных документов будет перенаправляться с портала www.rzd.ru в ФТС России.

Исходя из своего опыта, таможенники, которые в июне 2012 года прошли через внедрение предварительного информирования на автомобильном транспорте, убеждены, что всем участникам процесса, включая участников ВЭД, необходимо своевременно подготовиться к применению данной технологии, что гарантирует беспроблемный переход на новый стандарт работы. Уже сегодня необходимо продумать, как организовать свой бизнес таким образом, чтобы в установленный срок передавать сведения, входящие в предварительную информацию, железной дороге, которая, соответственно, передаст их таможенному органу.

Сообщить заранее

В ФТС России считают, что основополагающим принципом ускорения совершения таможенных операций в пунктах пропуска является наличие предварительной информации, представляемой в таможенный орган. Она используется для автоматизации процессов таможенного контроля и для целей применения системы управления рисками (СУР). Анализ ПИ на всех уровнях таможенного ведомства осуществляется с использованием информационно-программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов. Они позволяют в режиме реального времени проводить автоматизированную обработку поступающей ПИ на предмет соответствия критериям, задаваемым должностными лицами, осуществляющими ее анализ.

В последнее время отмечается значительное улучшение информационного взаимодействия таможенных органов и предприятий железнодорожного транспорта. Для координации совместных действий, внедрения новых информационных технологий, включая электронный документооборот, ведомства создали рабочую группу по вопросам совершенствования таможенных операций и таможенных процедур.

В целях оптимизации и сокращения сроков совершения таможенных операций в железнодорожных пунктах пропуска и реализации пунктов 24 и 25 «дорожной карты» ФТС России подготовила и издала приказы от 11.03.2013 № 444 «Об утверждении Временного порядка обмена электронными документами и сведениями в электронном виде при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля в отношении железнодорожных транспортных средств и товаров, прибывающих на таможенную территорию Таможенного союза» и от 24.07.2012 № 1490 «Об утверждении Временного порядка обмена электронными документами и сведениями при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля в отношении железнодорожных составов и товаров, убывающих с таможенной территории Таможенного союза». Данными приказами определены места, сроки и порядок реализации пилотного проекта.

Временные порядки организации взаимодействия позволяют предметно координировать работу по электронному взаимодействию между ФТС России и ОАО «РЖД» и в оперативном порядке решать возникающие вопросы. В настоящее время существует реальная возможность организации железнодорожных перевозок исключительно на основании документов в электронной форме. В связи с этим ОАО «РЖД» инициировало внесение изменений для Российской Федерации в Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС).

Они предполагают правовое закрепление организации железнодорожных перевозок с использованием накладных СМГС исключительно в электронной форме. Предварительные результаты применения Временных порядков показали работоспособность предложенной модели электронного взаимодействия, что позволяет считать промежуточные результаты эксперимента успешными. Среднее время совершения таможенных операций при убытии/прибытии железнодорожного состава на объектах пилотной зоны составляет 60-90 минут. Следующим этапом реализации Временного порядка при вывозе станет организация эксперимента реализации полностью безбумажной технологии перевозки товаров с использованием только электронных документов и сведений.

По согласованию с ОАО «РЖД» после получения подтверждения от ОАО «Карельский окатыш» (г. Костомукша, Республика Карелия) о готовности осуществлять экспортные поставки исключительно с использованием электронного документооборота были внесены изменения во Временный порядок при вывозе в части отмены на перегоне Костомукша (Российская Федерация) – Коккола (Финляндия) через пограничный переход Кивиярви – Вартиус необходимости сверки представителями таможенного органа электронных документов с бумажными. В этом случае речь идет о перевозке окатышей железорудных, которые выпускает ОАО «Карельский окатыш», и отказе от необходимости сопровождения их документами на бумажных носителях (приказ ФТС России от 21.02.2014 № 303).

В пилотной зоне

В последнее время идет расширение перечня участников пилотной зоны в регионе деятельности региональных таможенных управлений при реализации технологии, утвержденной Временными порядками. ОАО «РЖД» проинформировало всех заинтересованных лиц, что в августе 2014 года на его сайте будет обеспечена техническая возможность передачи обязательной предварительной информации. В связи с этим ФТС России рекомендует участникам ВЭД  более активно использовать институт предварительного информирования.

Специалисты считают, что электронный документооборот в области перевозок грузов железнодорожным транспортом представляет собой новую информационную технологию, обеспечивающую оформление в электронном виде документов, связанных с организацией и осуществлением перевозок грузов, а также доставку и выдачу этих электронных документов по принадлежности участникам перевозочного процесса. Наличие у таможенных органов ПИ о ввозимых товарах позволит произвести проверочные мероприятия до их прибытия в пункт пропуска, а также ускорить совершение таможенных операций и повысить эффективность таможенного контроля товаров.

Применение электронного документооборота в области железнодорожных перевозок позволяет достичь ряда преимуществ: повысить качество транспортного обслуживания пользователей услуг железнодорожного транспорта, обеспечивая возможность оформления перевозок в удобном месте в удобное время; увеличить скорость доставки груза за счет сокращения времени его нахождения в пунктах переработки; сократить затраты и время на оформление, пересылку и хранение бумажных документов для всех участников перевозки; производить оформление всех документов, связанных с перевозкой груза, на единой информационной основе; сократить сроки совершения таможенных операций в пунктах пропуска; повысить сохранность перевозимых грузов за счет разграничения доступа к информации о перевозимом грузе, защиты от подмены перевозочных документов в пути следования, отслеживания всех технологических операций с грузом, которые выполнялись в процессе перевозки.

Главная отличительная особенность подачи ПИ в отношении товаров, прибывающих железнодорожным видом транспорта, от доставляемых автомобилями заключается в том, что сведения о товарах консолидируются перевозчиком и только после этого передаются в таможенный орган (не менее чем за 2 часа до прибытия товаров). Предварительная информация должна быть представлена перевозчиком в таможенный орган в электронном виде в объеме, определенном в пунктах 3 или 5 решения ЕЭК № 196. Электронное взаимодействие с ФТС России будет основано на реализованном ранее техническом и технологическом решении, предполагающем передачу электронных документов в требуемом формате по принципу «единого окна» из автоматизированной системы ОАО «РЖД» на централизованном уровне в автоматизированную систему ФТС России.

Новые технологии предполагают создание информационного взаимодействия между таможенными органами и железной дорогой на принципиально новой основе. Имеется в виду электронный обмен данными на всех этапах таможенного оформления. Это позволит, помимо прочих преимуществ, избежать необходимости представления таможенных и железнодорожных документов на бумажных носителях в рамках взаимодействия «участник ВЭД – таможенный орган – железная дорога».

В тех случаях, когда предварительная информация представляется таможенному органу не в полном объеме, а также в случае ее несоответствия структуре и формату передачи данных, лицу, представившему ПИ (перевозчику), направляется электронное сообщение о непринятии предварительной информации к рассмотрению с указанием причин. В этом случае она считается непредставленной, и такая поставка товарной партии, как уже отмечалось, относится к рисковой, требующей проведения дополнительной проверки, то есть возможно проведение таможенного досмотра.

Ждем ускорения?

По оценке экспертов, нововведение ускорит таможенные операции со 120-200 до 60-90 минут. В случае однородности товаров и соблюдения всех условий предварительного информирования процедуры в пункте пропуска можно будет пройти за 15-35 минут. Сейчас есть два механизма получения предварительной информации. Первый: в рамках статьи 159 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) исключительно о товарах и транспортных средствах, необходимых для прибытия на таможенную территорию ТС. Второй: в рамках статьи 182 ТК ТС. Он включает в себя расширенный состав сведений для дальнейшей подачи транзитной декларации, в том числе и коды ЕТН ВЭД ТС. В случае если будет представлен объем сведений в рамках статьи 182 ТК ТС - двух часов будет достаточно, чтобы принять и обработать информацию. Если информация будет усеченной, то таможенные органы будут вынуждены дополнительно прорабатывать этот вопрос и требовать дополнительную информацию от участников ВЭД.

Одним из участников пилотной зоны в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления является ЖДПП Посинь Себежской таможни. О том, как здесь идет подготовка к нововведению рассказала временно исполняющая обязанности начальника данного таможенного поста Светлана Иванова. Она сообщила, что сейчас при совершении таможенных операций Себежская таможня, и в частности таможенный пост ЖДПП Посинь, активно использует технологию предварительного информирования таможенных органов о товарах и транспортных средствах, ввозимых на таможенную территорию ТС. Ее получение и регистрация осуществляются с использованием КПС «ЖДПП», входящего в состав автоматизированной системы таможенного оформления и таможенного контроля в пограничных пунктах пропуска (АС «ПП»). Предварительная информация представляется на ЖДПП Посинь как на груженые, так и на порожние поезда с использованием уникального таможенного идентификатора, полученного и распечатанного заинтересованным лицом в виде штрих-кода.

Основным лицом, подающим ПИ на товары, перемещаемые железнодорожным транспортом, является ООО «ТБЦ» – представитель перевозчика ОАО «РЖД». В состав формируемой им предварительной информации входит передаточная ведомость на весь состав. Должностные лица поста используют представленную предварительную информацию для регистрации в КПС «ЖДПП» сообщения о прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации и для оформления транзитных деклараций в КПС «Транзитные операции».

Светлана Иванова уточнила, что в решении ЕЭК указан перечень сведений, подлежащих представлению в предварительной информации, в случае помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита в месте прибытия, а также перечень сведений, если они не предполагаются к помещению под данную процедуру. В первом случае ПИ представляется в объеме транзитной декларации, то есть должна содержать сведения согласно статье 182 ТК ТС, в остальных случаях – сведения представляются согласно статье 159 ТК ТС.

При помещении товаров под указанную процедуру, при условии отсутствия расхождения между ПИ и сведениями, содержащимися в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, предварительная информация используется в качестве электронной копии транзитной декларации. Представитель Себежской таможни уточнила, что в настоящее время на ЖДПП Посинь объем предварительной информации в среднем составляет лишь 83,5% товарных партий, перемещаемых железнодорожным транспортом. Однако в последнее время наметилась тенденция к росту этого показателя.

Неотвратимость скорого перехода на стопроцентное предварительное информирование осознают и таможня, и ОАО «РЖД», и участники ВЭД, и декларанты, и экспедиторы. Каждый из них должен быть готов к введению новшества. В оставшееся до 1 октября время всем заинтересованным лицам необходимо добиться максимального увеличения объема представляемой предварительной информации, а также принять меры организационного и технического характера, позволяющие представлять ее в объеме, необходимом для оформления транзитных деклараций.

Борис МОРОЗОВ

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 8 сентября 2014 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Суд решит: была ли конфискация

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступил к рассмотрению по существу дела о конфискации белорусской таможней техники, которая перевозилась из Калининградской области в Россию по территории Беларуси. В суде сообщили, что решение по данному вопросу планируется вынести до конца ноября, так как по действующему регламенту дело должно быть рассмотрено до 1 декабря.

 7 декабря 2016 / Таможня

Иностранцам въезд заказан

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

 6 декабря 2016 / Таможня

Контроль передали в одни руки

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

 5 декабря 2016 / Таможня

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня

Суд решит: была ли конфискация

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступил к рассмотрению по существу дела о конфискации белорусской таможней техники, которая перевозилась из Калининградской области в Россию по территории Беларуси. В суде сообщили, что решение по данному вопросу планируется вынести до конца ноября, так как по действующему регламенту дело должно быть рассмотрено до 1 декабря.

 7 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Иностранцам въезд заказан

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

 6 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Контроль передали в одни руки

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

 5 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog