Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Сегодня от компаний, занимающихся грузоперевозками, клиенты ждут прозрачности и эффективности. Обеспечить это на новом уровне, который соответствует ожиданиям заказчиков, помогают современные ИТ-технологии. О том, как ИТ-решения помогают повысить эффективность перевозок, рассказывает Михаил Граблев, директор ИТ-департамента компании «ПЭК».

К 10-летнему юбилею полюбившегося дизельного и газового погрузчика RX 70 компания STILL продолжает свою историю успеха, представив усовершенствованный модельный ряд от 2,0 до 3,5 тонн.

В большинстве своем участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) наслышаны про преимущества, которые им может принести получение статуса уполномоченного экономического оператора (УЭО). Однако прежде чем отправляться в бюрократический путь по его получению, стоит детально разобраться в вопросе и четко понимать, нужен ли он тебе на данный момент.

По данным Национальной ассоциации экспортеров сельскохозяйственной продукции, сВ 15 марта власти Турции остановили выдачу лицензий на импорт российской пшеницы, кукурузы, подсолнечного шрота и растительного масла.

Сегодня, 16 марта, правительство РФ рассмотрит законопроект, предоставляющий лицам, привлеченным к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, возможность уплачивать штраф со скидкой 50% в течение тридцати дней.

Первый на Дальнем Востоке "алмазный" таможенный пост откроется в Свободном порту Владивосток.

/ Статьи

Правила для особого региона

В последнее время довольно часто можно услышать словосочетание «Калининградская особая экономическая зона». С недавних пор оно стало своего рода визитной карточкой самого западного российского региона. Однако далеко не все знают и правильно понимают, что собой представляет данная региональная особая экономическая зона (ОЭЗ).

Сегодня в нее входит вся территорию Калининградской области. При этом здесь действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и другой деятельности. Напомню, что импульсом для создания ОЭЗ послужили политические события 1991 года, когда область в одночасье стала уникальным эксклавным регионом постсоветской России, окруженным со всех сторон зарубежными государствами. Позже область превратилась в российский анклав внутри Европейского союза. Это произошло 1 мая 2004 года в связи с вступлением в него соседних Польши и Литвы.

Обособленность региона от остальной части Российской Федерации, разрыв производственных связей обусловили необходимость поиска новых механизмов развития Калининградской области, а также повлияли на формирование особого отношения к нашей территории, что выразилось в принятии ряда посвященных этому вопросу специальных нормативных актов. Так, в 1996 году вступил в силу Федеральный закон № 13-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области», который определил правовые и экономические основы создания и функционирования данной ОЭЗ, установил особый режим инвестиционной и предпринимательской деятельности, в том числе внешнеэкономической.

Спустя 10 лет, с 1 апреля 2006 года, начал действовать Федеральный закон № 16-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с ним свою деятельность сегодня осуществляют все резиденты ОЭЗ и зарегистрированные в области юридические лица. Недавно действие закона продлили до 1 апреля 2031 года.

По своим законам

Следует уточнить, что Калининградская ОЭЗ существенно отличается от других типов особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». В качестве одной из своих основных целей она изначально имеет обеспечение комплексного социально-экономического развития региона. Заключается это в том, что предусмотренными законодательством льготами могут пользоваться не только резиденты ОЭЗ, но и все зарегистрированные в Калининградской области юридические лица. Эта особенность обусловила ключевую роль ОЭЗ в становлении и развитии калининградской экономики.

На сегодня в льготном режиме ОЭЗ работает порядка 100 резидентов (предприятий). Крупнейшие из них – ЗАО «Содружество Соя», ООО «Технобалт», ЗАО «Алко-Нафта», ООО «Союз ТТМ», ЗАО «Балт-Транс», ООО «Мираторг Запад» и другие. Общий объем инвестиций резидентов ОЭЗ в Калининградской области превысил 90 млрд рублей. Прежде всего это инвестиции в обрабатывающую промышленность, транспорт, связь. По состоянию на 1 января 2015 года в области зарегистрировано 4724 участника внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Часть из них занимается выпуском продовольственных и промышленных товаров, мебели, бытовой электроники.

Резиденты ОЭЗ и юридические лица, зарегистрированные в Калининградской области, вправе применять таможенную процедуру свободной таможенной зоны (СТЗ). Она установлена Соглашением от 18 июня 2010 года «По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры таможенной зоны», подписанным странами - членами Таможенного союза (ТС). В данном Соглашении также предусмотрены некоторые правовые нормы, учитывающие специфику функционирования Калининградской ОЭЗ.

Произведено в ОЭЗ

Одной из основных местных особенностей таможенной процедуры СТЗ является то, что в свободном обращении в Калининградской области находятся не только практически все завезенные извне и помещенные под данную таможенную процедуру товары, но и помещенные под нее товары, которые были изготовлены в области с использованием импортного сырья и материалов. При этом допускается их потребление, розничная продажа, передача прав владения, пользования и (или) распоряжения.

Калининградские производители активно пользуются предоставленными льготами, ввозя в область импортное сырье без уплаты таможенных платежей, что существенно снижает его стоимость и, соответственно, продажную цену конечной продукции. Благодаря этому в регионе активно развивается производство товаров, которые, при получении статуса товаров ТС, могут быть беспошлинно ввезены на остальную часть территории Таможенного союза через территорию соседних с областью иностранных государств.

Учитывая эксклавное положение Калининградской ОЭЗ по отношению к остальной территории России и ТС, упомянутым Соглашением также предусмотрена возможность использования транспортных средств, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, в международных перевозках товаров, пассажиров и багажа между Калининградской областью и иностранными государствами, а также в перевозках, не являющихся международными, между областью и остальной частью Российской Федерации.

Поскольку данная зона функционирует на всей территории области, которая является регионом деятельности Калининградской областной таможни, то данный факт оказывает значительное влияние на специфику всей работы самого западного таможенного органа России. Это наглядно видно на примере распределения декларационного массива в 2014 году. Так, основной объем таможенного декларирования пришелся на процедуру «свободная таможенная зона» (55,1% от общего объема).

На втором месте стоит оформление таможенных деклараций в таможенной процедуре «реимпорта» (33,5%), где учитываются декларации на товары, подвергнутые достаточной переработке на территории Калининградской ОЭЗ и выпущенные для ввоза на остальную территорию Союза. Лишь на третьей позиции оказались товары, помещенные под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» (6,6%).

В стоимостном выражении распределение внешнеторгового товарооборота по таможенным процедурам за январь-декабрь 2014 года выглядит следующим образом: основной объем также пришелся на процедуру «свободная таможенная зона» – 48,2%. На втором месте опять «реимпорт» - 32,6%. На третьем – товары, выпущенные для внутреннего потребления (6%).

Местная специфика

Спецификой работы Калининградской областной таможни в условиях ОЭЗ является то, что значительные объемы таможенного декларирования товаров с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей влекут за собой не столь весомые по сравнению с условно начисленными платежами перечисления денежных средств в федеральный бюджет. Так, в 2014 году таможня начислила более 180 млрд рублей таможенных платежей.

Однако из них в доходную часть федерального бюджета перечислено всего 11 млрд рублей, или 6%. Именно такую часть составили товары, которые были помещены под процедуры, предусматривающие реальную уплату таможенных платежей. В отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру «свободная таможенная зона», предоставлены льготы в сумме более 170 млрд рублей.

Работая в условиях ОЭЗ, Калининградская областная таможня сталкивается с рядом проблем, касающихся подтверждения статуса товаров как товаров Таможенного союза. Например, нередки случаи, когда недобросовестные предприниматели стремятся под видом изделий, подвергнутых достаточной переработке на территории Калининградской ОЭЗ, беспошлинно ввезти на остальную территорию Союза импортные товары.

Таможенники самого западного региона пресекают такие попытки: в 2014 году было возбуждено 47 дел об административных правонарушениях по части 1 статьи 16.19 КоАП России «Заявление в декларации недостоверных сведений либо представление недействительных документов, которые могут являться основанием для помещения товара под таможенную процедуру СТЗ».

Проблема 2016

Вместе с тем, говоря о Калининградской ОЭЗ, нельзя не затронуть самую болезненную для региона тему – так называемую проблему 2016. Ее суть в том, что Федеральным законом № 16-ФЗ установлен 10-летний переходный период, в течение которого действуют льготы, предусмотренные для юридических лиц, функционирующих в соответствии с Федеральным законом № 13-ФЗ. На практике это означает, что после указанной даты подавляющее большинство региональных участников внешнеэкономической деятельности и производителей не сможет беспошлинно ввозить на остальную часть территории Таможенного союза товары, подвергнутые достаточной переработке в Калининградской ОЭЗ.

Следует признать, что в настоящее время высшее руководство страны уделяет данной проблеме, а также вопросам развития указанной зоны в целом самое пристальное внимание. Так, в мае 2014 года в Калининграде состоялось выездное совещание Правительства РФ под председательством премьера Дмитрия Медведева. Оно было целиком посвящено функционированию местной особой экономической зоны.

Поскольку, как в своих прогнозах указывает большинство экспертов, предстоящая отмена льгот весьма негативно повлияет на экономическую ситуацию в регионе, в ходе совещания премьер-министр поставил перед Правительством Российской Федерации и руководством Калининградской области задачи, решение которых должно обеспечить выход из данной ситуации. Необходимо в кратчайшие сроки максимально адаптировать экономику региона к завершению переходного периода, разработать и принять эффективные меры по сохранению благоприятных условий для ведения бизнеса в области.

Со своей стороны, видя необходимость в дальнейшем совершенствовании таможенного администрирования и улучшении условий для предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ, Калининградская областная таможня выступила с инициативами по упрощению ряда действующих таможенных процедур. Большинство из этих предложений, что немаловажно, нашли поддержку ФТС России. Наряду с этим, для оперативного решения вопросов, в том числе касающихся функционирования ОЭЗ, в октябре 2014 года было принято очень важное решение – Калининградскую областную таможню вывели из состава Северо-Западного таможенного управления и подчинили непосредственно таможенной службе России.

Работать становится легче

Результаты такого решения не заставили себя ждать. С 15 декабря 2014 года в порядке эксперимента удалось урегулировать вопрос, связанный с перемещением товаров Таможенного союза морским транспортом из терминала Морского порта Калининград (г. Балтийск) в Морской порт Усть-Луга.

Сейчас в рамках эксперимента таможенные органы совершают таможенные операции, связанные с проверкой статуса товаров как товаров Таможенного союза. При этом перевозка грузов из Балтийска в Усть-Лугу (то есть пока только в одном направлении) осуществляется без помещения их под таможенную процедуру таможенного транзита. ФТС России подготовила соответствующие изменения в Федеральный закон № 16-ФЗ. Это позволяет надеяться, что со временем в упрощенном порядке грузы будут перемещаться и в обратном направлении – из Усть-Луги в Балтийск.

Вместе с тем напомним, что Калининградской областной таможне во взаимодействии с ФТС России удалось достичь и других упрощений таможенных процедур. Например, с 2011 года физические лица – владельцы автомобилей, предназначенных для личного пользования, постоянно зарегистрированных на территории Калининградской области и помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории местной ОЭЗ, могут временно, сроком до 2 месяцев, вывозить свои транспортные средства на остальную территорию ТС без представления в таможенный орган обеспечения уплаты таможенных платежей. В 2013-2014 годы этим правом воспользовалось около 4,5 тыс. калининградцев.

Благодаря инициативе Калининградской областной таможни была решена еще одна проблема. Так, 14 января 2013 года в силу вступил приказ ФТС России от 12.10.2012 № 2067 «Об особенностях таможенного транзита иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия на таможенную территорию Таможенного союза до внутреннего таможенного органа, расположенного на территории Калининградской области». С его помощью удалось реализовать нововведение, которое позволило существенно облегчить условия работы калининградских участников ВЭД, сократить их временные и финансовые издержки при транзите.

Также внимания заслуживает работа над проектом Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС). Ранее при разработке законодательных актов авторы зачастую забывали о специфике функционирования ОЭЗ в Калининградской области. Чтобы избежать такой ситуации в будущем, региональные деловые круги и Калининградская областная таможня активно включились в подготовку предложений для внесения в проект ТК ЕАЭС. В течение 2014 года они обсуждались в ходе встреч, семинаров и круглых столов, которые регулярно проходили на различных дискуссионных площадках.

В настоящее время к проекту кодекса разработано приложение, в котором учтены особенности региона. Появилась уверенность, что деятельность калининградских таможенных органов и местных предпринимателей в условиях непростой экономической и политической ситуации в мире будет вестись в рамках усовершенствованного таможенного законодательства и в соответствии с единым документом, выверенным всеми заинтересованными сторонами.

Однако, как считают эксперты, для завершения с 1 апреля 2016 года переходного периода и начала работы в новых условиях с минимальными издержками потребуется еще большая консолидация усилий государственных контролирующих органов и бизнеса. Сейчас всем участникам процесса необходимо определить четкую стратегию и тактику ведения своей деятельности после указанной даты. В настоящее время невозможно точно предугадать, каким путем после ее наступления пойдет дальнейшее развитие ситуации. Наверняка возникнут непредвиденные проблемы, которые потребуют оперативного решения. К такому повороту событий нужно готовиться уже сейчас.

Наталья КАДАНЦЕВА

Фото Оксаны ИВАНОВОЙ

г. Калининград,

специально для «ТН»

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 18 мая 2015 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

ИТ- архитектура «ПЭК»: решения, отвечающие ожиданиям клиента

Сегодня от компаний, занимающихся грузоперевозками, клиенты ждут прозрачности и эффективности. Обеспечить это на новом уровне, который соответствует ожиданиям заказчиков, помогают современные ИТ-технологии. О том, как ИТ-решения помогают повысить эффективность перевозок, рассказывает Михаил Граблев, директор ИТ-департамента компании В«ПЭКВ».

 22 марта 2017 / Логистика

Усовершенствованный погрузчик премиум класса RX 70 – лучший в категории грузоподъемности от 2 до 3,5 тонн

К 10-летнему юбилею полюбившегося дизельного и газового погрузчика RX 70 компания STILL продолжает свою историю успеха, представив усовершенствованный модельный ряд от 2,0 до 3,5 тонн.

 21 марта 2017 / Логистика

Привилегии и льготы не исключают обязанности

В большинстве своем участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) наслышаны про преимущества, которые им может принести получение статуса уполномоченного экономического оператора (УЭО). Однако прежде чем отправляться в бюрократический путь по его получению, стоит детально разобраться в вопросе и четко понимать, нужен ли он тебе на данный момент.

 20 марта 2017 / Таможня

Таможенные риски в профиль и анфас

Началом применения выборочности таможенного контроля в нашей стране стало закрепление во вступившем в силу с 1 января 2004 года Таможенном кодексе Российской Федерации (ТК РФ) соответствующей нормы, которая прописана в статье 358. С этого момента ФТС России начала администрировать методологию применения системы управления рисками (СУР) по организации таможенного контроля с использованием ведомственных приказов.

 16 марта 2017 / Таможня

Информацией стоит поделиться… с таможней

Контроль таможенной стоимости перемещаемых через границу товаров всегда был наиболее сложной темой таможенного администрирования. Его базовым инструментом является система управления рисками (СУР), особенно в части так называемых ценовых профилей рисков.

 15 марта 2017 / Таможня

Привилегии и льготы не исключают обязанности

В большинстве своем участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) наслышаны про преимущества, которые им может принести получение статуса уполномоченного экономического оператора (УЭО). Однако прежде чем отправляться в бюрократический путь по его получению, стоит детально разобраться в вопросе и четко понимать, нужен ли он тебе на данный момент.

 20 марта 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Таможенные риски в профиль и анфас

Началом применения выборочности таможенного контроля в нашей стране стало закрепление во вступившем в силу с 1 января 2004 года Таможенном кодексе Российской Федерации (ТК РФ) соответствующей нормы, которая прописана в статье 358. С этого момента ФТС России начала администрировать методологию применения системы управления рисками (СУР) по организации таможенного контроля с использованием ведомственных приказов.

 16 марта 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Информацией стоит поделиться… с таможней

Контроль таможенной стоимости перемещаемых через границу товаров всегда был наиболее сложной темой таможенного администрирования. Его базовым инструментом является система управления рисками (СУР), особенно в части так называемых ценовых профилей рисков.

 15 марта 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Оформляем в электронном виде

Одним из важных направлений деятельности таможенных органов Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) в прошлом году было дальнейшее развитие передовых информационных технологий. В рамках этой работы проводился эксперимент, целью которого было внедрение в практику таможенных органов региона технологии, предусматривающей декларирование товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита (ТПТТ) в электронной форме.

 14 марта 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Нужно отстаивать свои интересы

Сфера нормативного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в России вновь стоит на перепутье. Причиной очередного витка глобальных изменений является вхождение России, причем уже не на словах, а на деле, в общее экономическое пространство со странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

 13 марта 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog