Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Текущие экономические условия в компании воспринимают как возможность использовать новые форматы и расширить свои позиции на рынке.

Вследствие развития Индустрии 4.0 и стабильного роста электронной коммерции перед логистикой встала сложная задача - повышение гибкости логистических процессов. При этом она не должна воплощаться за счет снижения производительности и увеличения расходов.

Специалист в области внутренней логистики компания STILL успешно реализовала качественно новый проект по поставке литий-ионной техники. Ее первым крупным клиентом стал производитель продуктов питания компания Brüggen, которая перевела свой автопарк на литий-ионную технологию.

Суд Евразийского экономического союза установил, что Белоруссия не полностью исполняет договор об обеспечении свободы движения товаров.

Изменения в законодательство в сфере таможенного регулирования, касающиеся ввоза на территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС) товаров, по ставке ниже действующего таможенного тарифа, будут способствовать более справедливой конкуренции на едином рынке Евразийского союза. Об этом заявил премьер-министр России Дмитрий Медведев.

Россия обратилась в апелляционный орган ВТО для обжалования выводов третейской группы в споре с ЕС по легким коммерческим автомобилям (LCV).

/ Статьи

Познается на практике

Данностью стало то, что по итогам рассмотрения схожих по обстоятельствам дел арбитражные суды зачастую выносят противоположные решения. В итоге подобная противоречивая практика не только нарушает единообразие в толковании и применении установленных законодательством норм, но и не защищает должным образом нарушенные права участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Примером тому решения арбитражных судов по спорам о «признании незаконными бездействий таможенных органов по нарушению сроков выпуска товара», которые установлены статьей 196 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), либо об отказе в удовлетворении названных требований. Напомню, что согласно части 1 статьи 196 ТК ТС «выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом».

Это самое иное, как известно, установлено частью 2 той же статьи: «при применении предварительного таможенного декларирования товаров в соответствии со статьей 193 настоящего Кодекса выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в срок не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем предъявления товаров таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию».

Как следует из дел № А56-36379/2011, А56-39072/2011, А56-40581/2011, Арбитражный суд определился, что днем предъявления товара согласно положениям действующего законодательства следует считать «день предъявления таможенным органам коносаментов». Получается, что у таможенных органов есть всего один день на то, чтоб произвести выпуск товара. Однако тут в действие вступают положения части 4 статьи 196 о том, что «сроки выпуска товаров могут быть продлены на время, необходимое для проведения или завершения форм таможенного контроля, с письменного разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, и не может превышать 10 (десяти) рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом».

Напомню, что частью 2 статьи 220 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (Закон № 311-ФЗ) установлены исключительные случаи для продления срока выпуска товара. На такую отсрочку можно рассчитывать:

если в соответствии с положениями ТК ТС и Закона № 311-ФЗ выпуск товаров может быть осуществлен при условии представления декларантом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, то срок продлевается до представления указанного обеспечения;

если декларант не представил лицензии, сертификаты, разрешения или иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, - до представления указанных документов либо обращения в письменной или электронной форме в соответствии с частью 1 статьи 219 Закона № 311-ФЗ;

в случае проведения дополнительной проверки с целью определения классификации товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности в соответствии с частями 9 и 10 статьи 106 Закона № 311-ФЗ - до ее окончания;

при проведении дополнительной проверки в соответствии со статьей 69 ТК ТС - до представления соответствующего обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов;

в случае запроса дополнительных документов и сведений в отношении товаров, сведения о которых заявлены в таможенной декларации, или проверки товаров в форме их таможенного досмотра в случаях выявления несоответствия сведений о декларируемых товарах в таможенной декларации сведениям, содержащимся в представленных документах, и (или) маркировке или другим сведениям на упаковке товаров, и (или) внешнему виду товаров, наличия предварительной информации о возможных нарушениях при таможенном декларировании, полученной от других контролирующих или надзирающих органов, а также в случае идентификации товаров как товаров, ввозимых в Российскую Федерацию или вывозимых из Российской Федерации с возможными нарушениями таможенного законодательства Таможенного союза, а также законодательства Российской Федерации о таможенном деле, указанными в части 1 статьи 162 Закона № 311-ФЗ, - до получения запрошенных дополнительных документов или завершения таможенного досмотра товаров;

при представлении письменного заявления декларанта о продлении срока выпуска товара в связи с необходимостью уплаты таможенных пошлин, налогов, дополнительно начисленных в соответствии с решением таможенного органа, - до уплаты таможенных пошлин, налогов.

Считаю, что три первых случая о возможности продления сроков не вызывают сомнений и вопросов. Однако участникам ВЭД следует знать, что при реализации таможенными органами положений подпункта 4 части 2 статьи 220 ТК ТС ключевыми являются положения части 10 статьи 106 Закона № 311-ФЗ. В соответствии с ними, если дополнительная проверка не может быть окончена в сроки, определенные статьей 196 ТК ТС для выпуска товаров, то выпуск осуществляется таможенным органом при условии обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которые могут быть начислены по результатам проведения дополнительной проверки. В этом случае таможенный орган в письменной форме сообщает декларанту размер требуемого обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, а выпуск товаров производится не позднее одного дня, следующего за днем представления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

Не стоит забывать и про положения статьи 198 ТК ТС: «если таможенные органы принимают решение о необходимости исследования проб или образцов товаров, подробной технической документации или проведения экспертизы с целью проверки достоверности сведений, указанных в таможенной декларации или иных документах, представленных таможенным органам, выпуск товаров производится до получения результатов таможенной экспертизы при условии, что декларантом представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в сумме таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены по результатам проведения таких исследований или экспертиз».

Здесь очевидна взаимосвязь положений данной статьи и части 10 статьи 106 Закона № 311-ФЗ, ограничивающих право таможенных органов на длительное увеличение сроков выпуска товара и обязывающих их в сроки, установленные статьей 196 ТК ТС, в письменной форме сообщать декларанту размер требуемого обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Все, что должен сделать декларант, - это своевременно представить необходимое обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов. При этом срок выпуска товара уже составит не два, а три дня, поскольку, как было отмечено ранее, в данном случае таможенный орган может осуществить его «не позднее одного дня, следующего за днем представления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов».

Напомню, что действующее законодательство допускает продление сроков выпуска товара по письменному разрешению руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя либо лиц, их замещающих. Однако форма и порядок заполнения данного разрешения не регламентированы. По сложившейся практике решение о продлении срока должностные лица принимают в форме докладной либо служебной записки на имя руководителя (начальника) таможенного органа. При этом указываются разнообразные причины продления, а записки нумеруются произвольно.

Анализ изложенного выше показывает, что законодатель недоработал требования к письменным разрешениям руководителя (начальника) таможенного органа о продлении сроков выпуска, что существенно подрывает права декларанта и позволяет таможенникам произвольно и в удобное для них время создавать записки о продлении срока выпуска товара.

Однако в подпункте 3 пункта 43 решения Комиссии Таможенного союза (КТС) от 20.05.2010 № 257 «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» (вместе с «Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары») указано, что таможенным органом в случае принятия решения о продлении срока выпуска на основании пункта 4 статьи 196 ТК ТС, под номером 1 в графе «C» основного и добавочного листов декларации на товары (ДТ) проставляется отметка о принятом решении, цифровыми символами указывается дата (XXXXXX - день, месяц, две последние цифры года), до которой продлевается срок выпуска товаров, с проставлением подписи должностного лица. Отметку о принятом решении, указываемую в ДТ, невозможно внести задним числом.

Соответственно, в случае судебного обжалования следует обязательно обратить внимание на наличие на спорной ДТ даты, до которой продлеваются сроки выпуска товара, и подписи должностного лица. Их отсутствие свидетельствует о нарушении таможенным органом установленного законодательством порядка продления срока выпуска товара. Отсутствие отметки в графе «С» ДТ ставит под сомнение сам факт существования на этапе таможенного оформления решения о продлении срока.

К сожалению, в последнее время арбитражные суды не обращают внимания на несоответствие докладных и/или служебных записок о продлении срока выпуска товара требованиям относимости и допустимости доказательств, закрепленных в статьях 67, 68 АПК РФ.

Однако согласно действующим инструкциям, утвержденным приказами ФТС России, таким как Типовая инструкция по делопроизводству и работе архива в таможенных органах (региональных таможенных управлениях, таможнях, таможенных постах), которая утверждена приказом ФТС России от 18.10.2004 № 160, и «Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков, применении профилей рисков при таможенном контроле, их актуализации и отмене», которая утверждена приказом ФТС России от 06.06.2011 № 1200 (утратила силу), данные записки должны проходить регистрацию в отделе документационного обеспечения.

При этом на практике на них зачастую отсутствует штамп отдела, отвечающего за оборот документов, а также регистрационный номер. Также некоторые записки о продлении срока выпуска товара имеют ненадлежащим образом присвоенный регистрационный номер; бывает, что в описи к ДТ отсутствуют отметки об оспариваемых записках или нет указаний на отчет о применении/неприменении профиля риска. Практика показывает, что данные доводы суд оставляет без внимания (дела № А56-55219/2012, 63202/2012, 55223/2012, 62025/2012).

В некоторых случаях, несмотря на отсутствие у суда полномочий по проведению таможенного контроля, он принимал решение, которое не основывается на фактических и иных обстоятельствах дела, имеющихся в его материалах и доказательствах, что противоречит положениям статьи 170 АПК РФ (дело № А56-72164/2012). В то же время Арбитражный суд зачастую удовлетворяет требования заявителей о признании незаконными бездействия таможенных органов по нарушению сроков выпуска товара, установленных статьей 196 ТК ТС (дела № А56-65759/2012, 29104/2012, 35141/2012, 35176/2012, 68539/2011).

В этой связи хочется, чтобы таможенные органы не нарушали действующее законодательство и выпускали товар в максимально короткие сроки. Однако нужно понимать, что это идеальная картина и, вероятнее всего, ее воплощение в жизнь невозможно.

Поэтому, уважаемые участники ВЭД, прежде чем принять решение о судебном обжаловании бездействий таможенных органов, в первую очередь следует изучить возникшую ситуацию, тщательно проверить комплект документов к выпущенной ДТ, дать надлежащую оценку имеющимся у вас доказательствам. Чтобы минимизировать возможность возникновения в ходе судебного процесса неприятных сюрпризов, хотя у нас не прецедентная система права, стоит проанализировать сложившуюся по аналогичным делам судебную практику, не лишним будет по возможности проконсультироваться с квалифицированными специалистами по таможенным спорам.

Ксения ТУЛЬСКАЯ, партнер юридической фирмы ООО «Академия права» 

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 24 октября 2013 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

DPD в России: кризис как возможность развиваться

Текущие экономические условия в компании воспринимают как возможность использовать новые форматы и расширить свои позиции на рынке.

 23 февраля 2017 / Логистика

Инновационные решения KNAPP влияют на развитие интралогистики

Вследствие развития Индустрии 4.0 и стабильного роста электронной коммерции перед логистикой встала сложная задача - повышение гибкости логистических процессов. При этом она не должна воплощаться за счет снижения производительности и увеличения расходов.

 15 февраля 2017 / Логистика

Флагманский проект успешно реализован: компания STILL передала компании Brüggen парк складской техники, оснащенной литий-ионными батареями

Специалист в области внутренней логистики компания STILL успешно реализовала качественно новый проект по поставке литий-ионной техники. Ее первым крупным клиентом стал производитель продуктов питания компания BrГјggen, которая перевела свой автопарк на литий-ионную технологию.

 14 февраля 2017 / Логистика

Опоздал – заплати

В Литве, согласно республиканскому Кодексу об административных правонарушениях, с 1 января 2017 года за несвоевременную подачу перевозчиком предварительной информации (декларации) и представление литовским таможенным органам недостоверных сведений о перевозимых товарах и транспортных средствах при предварительном информировании устанавливается административная ответственность.

 6 февраля 2017 / Таможня

База для карантина

В Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) создана основополагающая нормативно-правовая база в области карантина растений.

 2 февраля 2017 / Таможня

Опоздал – заплати

В Литве, согласно республиканскому Кодексу об административных правонарушениях, с 1 января 2017 года за несвоевременную подачу перевозчиком предварительной информации (декларации) и представление литовским таможенным органам недостоверных сведений о перевозимых товарах и транспортных средствах при предварительном информировании устанавливается административная ответственность.

 6 февраля 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

База для карантина

В Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) создана основополагающая нормативно-правовая база в области карантина растений.

 2 февраля 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

К честной конкуренции готовы

Открытый в мае текущего года Группой компаний (ГК) В«ТРАНСБАЛТВ» многофункциональный таможенно-логистический комплекс (МФЛК) в Таганроге рискует уже в самое ближайшее время остаться фактически вне внимания и интереса со стороны участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) Южного федерального округа (ЮФО), хотя многие из них еще недавно планировали осуществлять свои экспортно-импортные операции с учетом технологических возможностей МФЛК.

 1 февраля 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Китай уже доступнее

Россия, Китай и Монголия подписали трехстороннее соглашение о регулярных грузовых автомобильных перевозках по новому транспортному коридору.

 31 января 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Контейнеры приравняли к транспорту

Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) упростила таможенное декларирование морских контейнеров в качестве транспортных средств международной перевозки (ТСМП) в портах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) для их дальнейшего перемещения по территории Союза иным видом транспорта.

 30 января 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog