Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

Госдума в первом чтении приняла законопроект о расширении свободной экономической зоны (СЭЗ) Крыма и Севастополя на территориальное море.

5-7 декабря 2016 года в Москве состоится 76-е сессия Политической комиссии Всемирной таможенной организации (ВТамО).

Узбекистан не считает для себя выгодным вступление в Евразийский экономический союз или Таможенный союз.

/ Статьи

Постановка проблемы развития национальной логистической системы

ИВАН ЕРМАКОВ

ИВАН ЕРМАКОВ

Государственный университет управления,

кафедра логистики,

доцент, к.э.н.

ДАНИИЛ ПЕТУХОВ

ДАНИИЛ ПЕТУХОВ

Государственный университет управления,

кафедра логистики,

доцент, к.э.н.

Еще древние римляне понимали, что качество управления империей зависит от эффективного перемещения ресурсов (товаров, войск) и оперативной коммуникации. Оба этих требования в то время обеспечивались созданием эффективной системы дорог. В момент наивысшего расцвета системы дорожного строительства римские дороги разрастались со скоростью до полукилометра в день, а общая их протяженность достигала 300 тысяч километров. При этом дороги строились весьма добросовестно — многие их части сохранились в прекрасном состоянии до наших дней.

Современное состояние транспортной системы России оставляет желать лучшего. Так, средняя скорость доставки грузов железнодорожным транспортом в 2013 году составила менее 9,6 км/ч. не все хорошо и с автомобильным транспортом: слабая связность отдельных субъектов федерации, кольцевая структура дорог вокруг крупных городов и т.д. Велики проблемы и в воздушном транспорте (следует особо отметить фактический распад системы малой авиации), а также в морском и речном.

Однако транспортная система при всей ее важности является лишь частью национальной логистической системы. слабое внимание к логистике со стороны государства связано с тем, что четкой государственной политики в отношении логистики нет. Существуют лишь отдельные проекты, которые при этом практически не освещаются в средствах массовой информации.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОСТАНОВКЕ ЗАДАЧИ

Современные экономические реалии таковы, что недостаточно просто создать цепь поставок — слишком сложна эволюция экономических явлений. Актуальная логистическая концепция формируется под влиянием таких тенденций в экономике, как углубление специализации в промышленности и соответствующее сосредоточение предприятий на своих ключевых компетенциях, Развитие процессов мировой интеграции экономики, что приводит в том числе к виртуализации компаний, усиливающаяся конкуренция во всех отраслях экономики и пр. В связи с этим необходимо грамотное управление цепью поставок через партнерское взаимодействие всех ее участников (поставщиков, производителей, торговых и транспортных посредников, конечных потребителей), через внедрение современных информационных систем и коммуникационных технологий, позволяющих создать единое информационное пространство, а также через создание координирующих структур.

С годами логистика как научное направление приобретает все более широкое распространение. современная теория логистики базируется на методологиях системного анализа, кибернетического подхода, экономико-математического моделирования, исследования операций и ряда других. Большое значение в логистике имеет теория систем и системного подхода, которая рассматривает предприятие любой сферы деятельности в качестве целостного элемента, но в то же время и в качестве звена более крупной экономической системы, объединяющей организации в единую цепь поставки. В последние годы много говорится о синергетическом подходе к анализу и исследованию логистических систем. В результате развития отечественной научной школы логистики были разработаны методологические принципы логистики: системный подход, принцип глобальной оптимизации, принцип тотальных затрат, принцип устойчивости и адаптивности и т.д. [5].

Сегодня на первый план выходят не наличие собственных ресурсов у фирмы, а возможность и способность задействовать доступные внешние ресурсы в рамках взаимовыгодного сотрудничества компаний в цепи поставок. в связи с этим необходим комплексный интегрированный подход к формированию и регулированию многоуровневых логистических систем.

Надо отметить, что отечественные научно-исследовательские изыскания в данной области разрознены, охватывают лишь некоторые локальные проблемы и позволяют решить лишь отдельные отраслевые задачи. Ничтожно мало кандидатских и докторских диссертаций с системным подходом к пониманию логистики, в основном развиваются, уточняются и дополняются исследования зарубежных специалистов, проводившиеся в прошлом веке. Практическое применение логистики в России в настоящее время ориентировано лишь на материальные потоки: остальные виды потоков представлены как обслуживающие материальный поток. Почти нет работ по логистике основных фондов, результатов интеллектуальной деятельности, инноваций и инвестиций и т.д.

Кроме того, в отечественных исследованиях отсутствует подход к формированию иерархической структуры управления национальной логистической системой, отличный от применения традиционного регионального деления (Российская Федерация-субъекты федерации-элементы субъектов), что, безусловно, методологически сдерживает развитие данного направления в логистике.

Между тем разнородность среды функционирования логистических систем определяется не только административными границами субъектов федерации, но и экономическими, политическими, а также социокультурными факторами. В связи с этим полезно использовать теоретические наработки и практический отечественный опыт экономического районирования [6].

Исходя из вышеизложенного можно с уверенностью утверждать, что не только в России, но и в мире не существует комплексного подхода к анализу практических проблем развития национальной логистической системы (НЛС), прогнозированию дальнейшего развития и формированию оптимальной нлс.

КРАТКИй РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ ОБЗОР ПРИМЕНЕНИЯ ПОНЯТИЯ «НАЦИОНАЛЬНАЯ ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА»

В современных учебниках по логистике [5] говорится, что логистическая система — это сложная организационно завершенная (структурированная) экономическая система, состоящая из взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками элементов-звеньев, совокупность которых, границы и задачи функционирования объединены внутренними целями организации бизнеса и/или внешними целями. Данное определение довольно громоздко и, с точки зрения уровня государства, недостаточно конкретно. Прежде чем сформулировать понятие логистической системы на уровне и в масштабах страны, т.е. национальной логистической системы (НЛС), попробуем определить, в чем же вообще состоит роль государства при развитии национальной логистики.

Здесь, согласно одному из подходов, можно выделить три важных составляющих:

1. Г осударственное регулирование логистических процессов, в том числе их правовое обеспечение (по отраслям, видам деятельности).

2. Создание и эксплуатация транспортной инфраструктуры (по отраслям, видам деятельности).

3. Стимулирование развития логистических проектов (по регионам, отраслям, видам деятельности).

Критика данного подхода выходит за рамки текущего обсуждения. Для сравнения рассмотрим наличие и применение понятия нлс в ряде других стран.

Так, США и Германия — страны с самыми развитыми и современными логистическими технологиями. В США вопросам логистического образования уделяется большое внимание [1]. В Германии доходы от всех составляющих логистическом цепочки — одна из основных статей госбюджета. При канцлере есть советник по вопросам логистики в ранге государственного министра.

В Индонезии 5 марта 2012 года был подписан и вступил в силу указ президента о концепции развития НЛС [9].

Широко декларируется развитие НЛС в Республике Беларусь [2]: в 2008 году увидело свет постановление правительства «О программе развития логистической системы Республики Беларусь до 2015 года». В связи с этим постановлением в Республике Беларусь выпущен ряд государственных стандартов, регламентирующих логистическую деятельность.

В Казахстане в 2012 году разработан мастер-план транспортно-логистической системы до 2030 года (межведомственная отраслевая программа).

Одним из первых (1991 г.) зарубежных теоретических трудов в данной области является работа [10], содержащая результаты исследования НЛС ряда стран, проведенного в 1987-1989 гг.

В России понятие НЛС до сих пор никем комплексно не рассматривалось. Термин упоминается, например, в ряде статей профессора В.И. Сергеева, а также у некоторых других авторов. Так, в работе [8] сделана попытка объяснить необходимость развития НЛС как совокупности транспортной, информационной и грузоперерабатывающей инфраструктуры. Профессор В.И. Воронов затрагивает вопросы национальной логистики в разрезе уровней интеграции международной логистики [3]. Ряд авторов рассматривает понятие «транспортнологистическая система» применительно к конкретному региону (см., например, [7]).

Можно констатировать отсутствие не только понятийного аппарата, но даже сколько-нибудь целостного представления о сущности НЛС. В настоящее время данный вопрос комплексно разрабатывается кафедрой логистики Государственного университета управления. Вопросам развития НЛС был посвящен организованный кафедрой круглый стол на выставке «Склад. Транспорт. Логистика-2013», на котором авторы зафиксировали постановку проблемы.

Конечно, проекты по отдельным составляющим логистической системы существуют. Например, Министерство транспорта РФ занимается разработкой и актуализацией транспортной стратегии Российской Федерации, для чего работает над созданием единой геоинформационной системы. Существуют проекты развития информационных систем, торговой инфраструктуры, кластеров промышленного производства. Тем не менее, несмотря на актуальность вышеперечисленных задач, можно уверенно утверждать, что приемлемого исследовательского аппарата теоретического описания и методического обеспечения выработки практических решений по формированию и эффективному функционированию НЛС до сих пор не сформировано.

НАУЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Научная значимость данной работы заключается в формулировании ряда определений, составляющих понятийный аппарат НЛС. Прежде всего необходимо определить, что такое НЛС, какова ее структура, а также что будет являться предметом НЛС.

Авторы предлагают следующее определение: национальная логистическая система — это система, реализующая управление потоками и потоковыми процессами в масштабах государства, основанная на принципах и правилах логистики.

Структуру НЛС определим как иерархическую организацию связей и отношений между ее подсистемами. При разработке структуры НЛС необходимо задать описание подсистем и связей между ними, распределить задачи по уровням и подсистемам, выбрать комплекс средств, обеспечивающих эффективное решение задач.

Предмет НЛС — планирование, организация и управление процессами движения конвергентных логистических потоков в границах страны с целью их оптимизации и согласования как с региональными и межрегиональными потребностями, так и с потребностями страны в целом, и в рамках межгосударственных взаимодействий, т.е. оптимизация потоковых процессов в масштабе государства. Под конвергентным логистическим потоком понимается поток, приоритетная составляющая которого (материальная, информационная, сервисная или иная) определена в рамках текущей подсистемы нлс, а также конкретных задач. При этом НЛС должна быть обеспечена соответствующей инфраструктурой, в том числе материально-технической системой для обеспечения товародвижения.

В связи с вышеизложенным авторы на базе наработок научной школы [4, с. 73] сформулировали постановку проблемы разработки (и соответствующего научного обоснования) комплексной программы развития нлс России. в рамках решения данной проблемы можно выделить следующие основные научно-практические задачи:

■ определение базовых закономерностей, принципов и подходов к развитию НЛС;

■ выявление эволюционной связи методологий и парадигм логистики, раскрытие сущностных аспектов функционирования НЛС;

■ разработка методик, инструментов, механизмов создания (реконструирования, реинжиниринга) и развития НЛС с безусловным учетом регионального компонента.

Практическая значимость такого исследования будет заключаться в том, что разработанные методы и полученные результаты исследования можно будет использовать как при составлении программ и формировании перспективных направлений развития отдельных субъектов федерации, так и в ходе реализации общегосударственных стратегий и программ социально-экономического развития всей страны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Авторами обоснована проблема разработки и научного обоснования комплексной программы развития НЛС России. Приведенные в статье понятийный аппарат и методический подход к постановке задачи позволяют приблизиться к созданию интегрированной парадигмы построения и развития НЛС.

в любом случае, хоть с данным подходом, хоть без него, разработка интегрированной комплексной программы развития нлс может послужить мощным фактором социальноэкономического развития России, в связи с чем авторы приглашают всех присоединяться к публичной дискуссии, а также к совместной научной работе. Пишите нам по адресу: info@7pravil.ru.

Библиографический список

1. Аникин Б.А., Озмент дж., Филиппов Е.Е. Эволюция понимания логистики в сфере бизнеса и образования сША // Логистика. — 2014. — № 1. — с. 54-58.

2. Волков С.Н. Адаптация национальной логистической системы к международным нормам и стандартам // сборник работ 68-й научной конференции студентов и аспирантов Белорусского государственного университета, в 3-х ч. — Минск: БГУ, 2011. — Ч. 3. — с. 113-116.

3. Воронов В.И. Уровни интеграции логистических систем // Материалы 14-й всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления».— М.: ГУУ, 2009. — вып. 2. — 282 с.

4. Ермаков и.А., Филиппов Е.Е., Белова С.С. Становление научных школ кафедры логистики ГУУ // Логистика. — 2014. — № 10 (95). — с. 71-75.

5. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основы логистики: Учебник / Под ред. Б.А. Аникина и Т.А. Родкиной. — М.: Проспект, 2013.

6. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. — М.: изд. дом ГУ-вШЭ, 2004. — с. 69-80.

7. Русанов и.П. О комплексном развитии транспортно-логистических систем в регионах России, прилегающих к Арктике // вестник МГТУ. — 2014. — Т. 17, № 3. — с. 563565.

8. Старкова Н.О., Рзун И.Г., Успенский А.В. Исследование зарубежного опыта формирования логистических систем [Электронный ресурс] // Научный журнал КубГАУ. — 2014. — № 99 (05). URL: http://ej.kubagro. ru/2014/05/pdf/61.pdf (дата обращения — 30.10.2014).

9. Bahagia, S.N., Sandee, H., Meeuws, R. State of logistics Indonesia 2013 [Electronic resource] // Washington DC. World Bank. — 2013. URL: http://documents.worldbank. org/curated/en/2013/07/18191058/state-logistics-indonesia-2013.

10. Dimitrov P. National Logistics Systems: CP-91-06, June 1991: Collaborative Paper / International Institute for Applied Systems Analysis -IIASA. — 1991. — 448 р.

Материал предоставлен журналом "Логистика"
Подписной индекс 47778 по каталогу агентства "Роспечать"



 27 апреля 2015 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня

Эксперимент для багажа

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

 29 ноября 2016 / Таможня

Экспорт всему голова

Вслед за зерном из-за перепроизводства Россия впервые может начать экспортировать сахар. Ожидается, что в 2016 году его будет на 1 млн тонн больше, чем необходимо для внутреннего потребления.

 28 ноября 2016 / Таможня

Декларировать можно по-новому

Декларирование таможенной процедуры таможенного транзита в электронной форме предполагает, что при представлении декларантом транзитной декларации (ТД) и документов, на основании которых заполнена ТД, взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД осуществляется с использованием средств криптографической защиты информации и электронных подписей.

 23 ноября 2016 / Таможня

«Московский гостиничный рынок обладает колоссальным потенциалом для роста...»

Москва - один из красивейших городов мира. Она всегда привлекала туристов из Китая, Германии, Франции, Турции.

 16 ноября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Сервисные модели AXELOT позволят логистическим компаниям сэкономить

Компания AXELOT успешно работает на рынке информационных технологий с 1998 года. За это время она сумела занять лидирующие позиции на российском рынке систем автоматизации предприятий. Сегодня мы беседуем с Максимом Власовым, директором по развитию компании AXELOT.

 15 ноября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Система управления траспортом Generix Group вернет инвестиции в короткие сроки

Система управления транспортом TMS OnDemand, созданная инженерами компании Generix Group, направлена на сокращение транспортных и связанных с этим административных затрат.

 14 ноября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Алексей Тимашов: «В ближайшие годы логистика будет активно расти...»

Имя компании AXELOT хорошо известно на рынке информационных технологий: за ее плечами почти 20 лет успешной работы в России. Сегодня на вопросы журнала В«ЛОГИСТИКАВ» отвечает Алексей Тимашов, генеральный директор компании AXELOT.

 20 октября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

CеMAT-2016 фокусируется на технологиях «Индустрия 4.0»

На ведущей Международной выставке по внутрипроизводственной логистике и управлению грузопотоками CеMAT-2016 в Ганновере В«ЛОГИСТИКАВ» представит дайджест журнала на английском языке - RUSSIAN LOGISTICS JOURNAL-2016.

 19 октября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog