Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

Госдума в первом чтении приняла законопроект о расширении свободной экономической зоны (СЭЗ) Крыма и Севастополя на территориальное море.

5-7 декабря 2016 года в Москве состоится 76-е сессия Политической комиссии Всемирной таможенной организации (ВТамО).

Узбекистан не считает для себя выгодным вступление в Евразийский экономический союз или Таможенный союз.

/ Статьи

Пошлине нашли альтернативу

В России может вскоре быть введена система утилизационных пошлин для подержанных автомобилей. Причем такими сборами предполагается обложить не только подержанные машины, которые ввозятся в Россию из-за границы, но и автомобили, собираемые иностранными производителями внутри страны.

Предложение об утилизационной пошлине подготовил Минпромторг. Эксперты объясняют нововведение скорым вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО), которое, как известно, обернется снижением пошлин на подержанные иномарки. Соответственно, возникла необходимость поиска новых эффективных методов защиты отечественного автопрома. При этом эксперты утверждают, что без введения подобного сбора в наименее выигрышном положении окажутся как раз производители бюджетных автомобилей. Дело в том, что сегодня за цену новой отечественной машины можно будет купить подержанную иномарку более высокого класса.

Однако за последние годы отечественный авторынок сильно изменился. Автолюбители еще помнят, что несколько лет назад к нам действительно ввозили много подержанных иномарок, потому что цены на них были очень близки к стоимости новых отечественных машин, но сейчас ситуация меняется. На рынок начинают выходить подержанные автомобили, произведенные и проданные уже внутри России. Поэтому импорт иномарок с пробегом может быть уже не так выгоден. Правда, это станет явным не сейчас, а через несколько лет.

По мнению экспертов, в случае введения утилизационного сбора цены на автомобили у нас в стране если и повысятся, то не сильно. Так, за рубежом утилизационная пошлина уже давно включена в стоимость машины. В наших условиях автовладельцев волнует главный вопрос – в чей карман пойдут эти сборы. Многие надеются, что действительно на утилизацию. Отметим, что сейчас при ввозе в Россию иномарки возрастом до 3 лет нужно заплатить 30% от ее стоимости, если ей от 3 до 5 лет - уже 35%. Всего же, по данным статистики, ежегодно в страну в среднем импортируется около 100-150 тыс. подержанных автомобилей.

 Пошлину заменят налогом

Учитывая складывающуюся на авторынке ситуацию, прежде всего в связи с вступлением в ВТО, Минпромторг и подготовил поправки в законодательство, которые после их принятия позволят ввести дополнительный сбор для иномарок, поступающих в Россию из-за границы. Однако эксперты разошлись в прогнозах, как эта защитная мера повлияет на цену автомобилей. Одни считают, что она не изменится, по расчетам других, стоимость авто увеличится.

Речь идет об упоминавшемся ранее утилизационном сборе. Предполагается, что он может начать действовать уже в конце лета, если будет создана вся нормативная база. Новая специальная пошлина, по мнению ее авторов, необходима для компенсации экологического вреда и затрат на уничтожение отработавших свой век авто. Она будет рассчитываться отдельно для подержанных иномарок и для новых машин.

Размер утилизационного сбора, по словам первого вице-премьера Игоря Шувалова, не позволит подержанным авто вновь попасть на нашу территорию после вступления России во ВТО. Сейчас, как известно, на них распространяется заградительная ввозная таможенная пошлина. Став членом ВТО, в ближайшие семь лет мы будем обязаны сократить ее в 2 раза. Будучи еще премьер-министром, Владимир Путин поручил к 25 апреля проработать введение нового сбора. Эту инициативу поддержали наши партнеры по Таможенному союзу из Казахстана, предложив ввести единый сбор для всех трех стран.

Как сообщил первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по промышленности Владимир Гутенев, запретительный размер утилизационного сбора может коснуться только бэушных иномарок старше 7-10 лет. Для новых авто, особенно в самом популярном ценовом диапазоне - от 15 до 18 тыс. долларов, утилизационный сбор должен быть незначительным. Это значит, что новшество особо не повлияет на отпускную стоимость автомобилей и не приведет к изменению прайс-листов ведущих дилерских центров.

При этом оно пойдет только на пользу нашему рынку, поскольку ограничит ввоз автохлама. Ставка утилизационного сбора, считают эксперты, будет привязана к таможенным пошлинам на подержанные авто. При этом в соответствии с динамикой их снижения сбор будет повышаться, в целом оставаясь запретительным. Это будет компенсация постепенного сокращения пошлин на подержанные иномарки. Если такую концепцию примут, то на цене авто новшество вообще отразиться не должно.

Что касается новых иномарок, то, по мнению экспертов, с появлением утилизационного "налога" надеяться на снижение цен после нашего вступления в ВТО не приходится. Хотя многие надеялись на снижение таможенных пошлин на иномарки после вступления в ВТО. Впрочем, введение нового сбора - абсолютно логичная мера по защите собственного автопрома. Сегодня большинство стран именно таким способом защищают свой рынок от подержанных автомобилей, способствуя не только развитию отечественной отрасли, но и целого ряда смежных секторов промышленности.

В то же время первый заместитель председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков считает, что это, по сути, дополнительный налог, который в полном объеме ляжет на плечи покупателей иномарок. У многих он вообще отобьет охоту покупать автомобили секонд-хенд. Кроме того, по его словам, «произойдет своего рода "зачистка" конкурентного поля, что пагубно отразится на развитии отечественного автопрома. Общеизвестно, что сдерживание конкуренции в какой бы то ни было форме - тупиковый путь.

В то же время депутат не отрицает остроту проблемы автохлама. При этом он убежден: чтобы под него не попали вполне благополучные иномарки, необходимо законодательно определиться с понятием "автохлам". Сегодня многие иномарки возраста 5-10 лет обладают техническими характеристиками, которые обеспечивают не только активную и пассивную безопасность на дорогах, но и дают фору по экологическим свойствам выхлопов многим новым отечественным моделям автомобилей. Поэтому устанавливать размер утилизационного сбора, исходя из возраста подержанной иномарки, нецелесообразно. Критерием, например, может стать экологический класс двигателей.

Эксперты ожидают, что нормативная база для введения утилизационно-экологического сбора в России, в том числе и по импортным автомобилям, будет подготовлена уже к концу лета. Однако для этого, как сообщил заместитель министра промышленности и торговли Алексей Рахманов, придется в кратчайшие сроки внести поправки в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления". Вероятно, на данном этапе они будут касаться только утилизации автотранспорта. Только после этого можно будет обсуждать размеры ставок, готовить постановление правительства, которое также определит порядок взимания самих сборов.

Поэтому, как заметил заместитель министра, "на данный момент всякие разговоры о размере утилизационных сборов не более чем спекуляции". В то же время он уточнил, что размер нового сбора обязательно будет дифференцированным и предусматривать такие компоненты, как трудоемкость утилизации и экологический вред, который наносит автомобиль. Это значит, что его "привяжут" к объему выбросов двигателями углекислого газа и прочих вредных веществ. Чем больше и мощнее двигатель, тем больше он выбрасывает вредных веществ. При этом будут введены поправочные коэффициенты в зависимости от возраста автомобиля. Чем старше автомобиль, тем выше коэффициенты.

Алексей Рахманов также подчеркнул, что процедура взимания утилизационно-экологических сборов никак не будет привязана к таможенной очистке. Автомобили будут выпускаться в свободное обращение по мере уплаты соответствующих пошлин и сборов, а утилизационно-экологический сбор будет уплачиваться в бюджет при выдаче паспорта транспортного средства. Вместе с постановлением о порядке взимания утилизационных сборов намечено подготовить еще один аналогичный документ - о порядке расходования поступивших в бюджет денежных средств для поддержки создания полноценных пунктов утилизации и переработчиков вторичных материалов. При этом от идеи создания специального фонда решено отказаться.

 Верим в справедливость

Утилизация иномарок будет настолько дорогой, что подержанные авто станет невыгодно ввозить. Об этом заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов. Он напомнил, что Россия при вступлении в ВТО вынуждена снижать ввозные пошлины, но государство должно сделать все, чтобы «хлам не заполонил рынки». В результате размер сбора за утилизацию может быть сопоставим с существовавшей ранее ввозной пошлиной.

Председатель думского комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский признался, что пока точно не определено, какой механизм будет в конечном итоге разработан, но в принципе предлагаются достаточно хорошие заградительные меры для того, чтобы наш авторынок защитить. При этом эксперты напоминают, что озвученная идея сбора на утилизацию еще при ввозе автомобиля в страну противоречит закону. Они считают, что таким образом владельца товара обязывают оплатить ту услугу, в которой он не нуждается, а самое главное – неизвестно, когда он будет в ней нуждаться.

Сейчас в данной сфере нет устоявшихся расценок, и можно говорить только, наверное, о каких-то ценах на утилизацию тех элементов, которые представляют опасность для окружающей среды, например для аккумулятора, который содержит свинцовые элементы. Если иметь в виду уничтожение самого кузова, то его переработка, наверное, по цене сопоставима со стоимостью металлолома, поэтому, считают эксперты, по большому счету брать за это деньги как-то странновато.

Напомним, что сейчас утилизация автомобилей в России стоит недорого, ей занимаются всего несколько десятков компаний. Значит, для создания новой инфраструктуры потребуются значительные средства. Еще в 2010 году премьер Владимир Путин объявил о начале эксперимента по утилизации автомобилей. Тогда компании просили за нее 3000 рублей, точнее, просить эту сумму им предписало правительство. Предприниматели назвали ее ничтожно малой и утверждали, что нулевая точка находится на уровне 5-6 тыс. рублей, поэтому предлагали сойтись на 7,5 тыс. рублей. В этом случае, по их утверждению, утилизационные компании смогут как-то развивать, докупать специальное оборудование.

Поскольку вопросов больше, чем ответов, чтобы внедрить утилизационный сбор, в первую очередь необходимо внести изменения в Закон «Об отходах производства и потребления». Как пояснил Алексей Рахманов, предполагается, что утилизационный сбор будет включать в себя три составляющие. Во-первых, это непосредственно затраты на утилизацию, которые привязаны как к сложности самого процесса, так и к его подведению под единые нормы. Причем если по нашим производителям точно известно, из чего делаются автомобили, и есть понимание, как они будут утилизироваться, то в отношении импортных машин такой четкой картины нет, неизвестно, какие материалы, в каком объеме использованы в той или иной иномарке.

При этом в связи с отсутствием соответствующего регламента по утилизации такие требования не являются обязательными при выдаче одобрений типа транспортного средства. Для преодоления проблемы, пояснил заместитель главы Минпромторга, решено брать нормы и правила, которые существуют в других странах, и готовить на их основе наш регламент «О безопасной утилизации транспортных средств», который с 2015 года будет общим для всего Таможенного союза.

Второй элемент — стоимость денег, которые потребуются для построения системы утилизации. Сегодня никто точно не знает, какая будет инфляция и какие будут дополнительные факторы затрат, поэтому ориентировочную стоимость денег утилизационный сбор тоже будет учитывать. Третий блок проблемы самый главный - утилизационный сбор будет включать в себя компенсацию будущего и текущего экологического вреда, который наносит автомобиль. Включат принцип: чем старше авто, тем больше сбор. При этом сегодня нет однозначных методов оценки экологичности выбросов, поскольку для сертификации необходимо проверять двигатели по определенному циклу или устанавливать их на стенды, а на это нужно тратить значительные суммы.

Алексей Рахманов пояснил, что пока не нашли приемлемого технического решения, но над этим работают, чтобы иметь возможность оценить экологичность автомобиля относительно простыми методами, похожими на то, что есть в рамках технического осмотра. При этом чиновник не склонен позиционировать эту меру исключительно с точки зрения поддержки отечественного автопрома после вступления России в ВТО. Он утверждает, что министерство работает над улучшением экологии, но при этом помогает тем автопроизводителям, которые уже вложили деньги в производство современных экологичных двигателей и автомобилей.

Заместитель главы Минпромторга отметил, что внеочередная проверка органов по сертификации показала, что в 2011 году почти 30 тыс. автомобилей было ввезено в Россию с нарушением правил экологической сертификации. Поэтому кроме технического регулирования необходим еще один инструмент, который мог бы поставить заслон неэкологичным, в первую очередь подержанным автомобилям.

Пока договорились о принципах самого сбора, пришли к выводу, что оценка должна производиться исключительно исходя из экологического вреда, наносимого автомобилем. Сейчас прорабатывается механизм его оценки, который будет максимально прозрачным и недискриминирующим. Принципы функционирования и взимания сбора должны появиться уже в ближайшее время. При этом министерство не возражает, если администратором этого процесса станет ФТС России. Как известно, с такой инициативой недавно выступил ее руководитель Андрей Бельянинов. Хотя никакого отношения к процессу таможенного оформления такое администрирование иметь не будет.

 Помним обо всех

В стороне от новшества не останутся грузовики и автобусы. В отношении их, чтобы ограничить импорт, Минпромторг предлагает тот же набор мероприятий. Это опять ограничения по экологическим стандартам, обеспечение доступа на российские улицы современных автомобилей, в том числе и грузовиков, и автобусов. По информации Минтранса, с пассажирскими перевозками у нас ситуация просто критичная, более 50% парка устарело, возраст автобусов в среднем 15 лет и выше. В этой связи необходимо принимать структурные меры. Уже намечено выделить 3,5 млрд рублей на программу обновления парка пассажирского транспорта с софинансированием из регионального бюджета. Кроме того, планируется ограничить срок эксплуатации автобусов 15 годами.

В то же время введение запрета на эксплуатацию старой техники должно быть синхронизировано с программой обновления парка. Если его ввести резко, то будут ограничены права предпринимателей, занимающихся перевозками. Возросший импорт тяжелых грузовиков, отметил Алексей Рахманов, также нуждается в серьезном антидемпинговом расследовании, которое должно быть проведено по аналогии того расследования, которое инициировано в сегменте легких коммерческих автомобилей. Это признанный инструмент ВТО, если будет доказан ущерб экономике, то примут определенные меры компенсационного характера, введут антидемпинговые пошлины.

Представитель Минпромторга уточнил, что в планах есть идеи по ограничению срока эксплуатации грузовиков. Начать предполагается с коммерческих перевозок, и в первую очередь опасных и специализированных грузов. Здесь высок риск того, что если автомобиль попадает в ДТП, то в результате может быть нанесен существенный ущерб безопасности других участников дорожного движения. В качестве стартовой позиции в министерстве говорят про коммерсантов, которые работают на тех видах перевозок, которые лицензируются Минтрансом и подведомственными ему агентствами. Здесь речь также идет о 15 годах, но идти к ней будут сбалансированно и постепенно. При этом Алексей Рахманов уточнил, что вопросы оказания прямой финансовой поддержки российских производителей после вступления в ВТО не сняты с повестки дня.

Артем БЕЛОУСОВ

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 6 июня 2012 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня

Эксперимент для багажа

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

 29 ноября 2016 / Таможня

Экспорт всему голова

Вслед за зерном из-за перепроизводства Россия впервые может начать экспортировать сахар. Ожидается, что в 2016 году его будет на 1 млн тонн больше, чем необходимо для внутреннего потребления.

 28 ноября 2016 / Таможня

Декларировать можно по-новому

Декларирование таможенной процедуры таможенного транзита в электронной форме предполагает, что при представлении декларантом транзитной декларации (ТД) и документов, на основании которых заполнена ТД, взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД осуществляется с использованием средств криптографической защиты информации и электронных подписей.

 23 ноября 2016 / Таможня

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Эксперимент для багажа

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

 29 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Экспорт всему голова

Вслед за зерном из-за перепроизводства Россия впервые может начать экспортировать сахар. Ожидается, что в 2016 году его будет на 1 млн тонн больше, чем необходимо для внутреннего потребления.

 28 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Декларировать можно по-новому

Декларирование таможенной процедуры таможенного транзита в электронной форме предполагает, что при представлении декларантом транзитной декларации (ТД) и документов, на основании которых заполнена ТД, взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД осуществляется с использованием средств криптографической защиты информации и электронных подписей.

 23 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog