Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

В современном мире информационных технологий все больше компаний розничной торговли оптимизируют складские мощности для интернет-торговли. Недавний проект компании SSI Schäfer – склад для онлайн-ритейлера RedMart (Сингапур) – не исключение.

Борьба за потребителя, являющаяся основным двигателем мировой экономики, достигла своего апогея в условиях сегодняшнего мирового кризиса.

Балтийская таможня проинформировала участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) о типовых ошибках, допускаемых декларантами (таможенными представителями) при заполнении графы 30 и 44 деклараций на товары (ДТ).

"Вопрос вхождения в ЕАЭС изучается всесторонне, обсуждаются все плюсы и минусы, прежде нужно ответить на ряд вопросов, в частности, что мы можем предложить рынку стран-участниц указанной организации, отвечает ли наша продукция уровню, установленному стандартами ЕАЭС, и будет ли обеспечена здоровая конкуренция", - сказалВ первый замначальника таможенной службы республики Хуршед Каримзода.

Вице-премьер Киргизии Олег Панкратов стал председателем Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в 2017 году. Соответствующее решение принято в пятницу на очередном заседании Совета ЕЭК, которое проходит в режиме конференц-связи.

Сигаретные пачки с новыми пугающими картинками, оповещающих о возможных последствиях курения, появятся в продаже во всех странах участницах Евразийского экономического союза уже с середины марта.

/ Статьи

Поднимем рейтинг стране – изготовим инвойс за полчаса!

С трепетом держу в руках долгожданное распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 № 1125-р, которым утвержден план мероприятий, направленных не на что-нибудь, а на совершенствование в нашей стране таможенного администрирования. В нашем узком околотаможенном простонародье этот документ называют «Дорожная карта».

Если судить по откликам в прессе, то таможенная «Дорожная карта» вскоре должна нас привести в светлое завтра, а само ее появление стоит рассматривать не больше и не меньше, как победу бизнеса над таможней за счет использования применительно к уже упоминавшемуся таможенному администрированию системного подхода. При этом специалисты употребляют такие красивые и модные нынче термины, как technology foresight (технологический форсайт), business-planning (бизнес-планирование) и technology roadmapping (построение технологических дорожных карт).

Идеологи идеи иллюстрируют свои выкладки различными многослойными схемами и таблицами. Убеждая в неотвратимости успешной реализации задуманного, они ссылаются на то, что вся запланированная работа на таможенном фронте будет вестись под руководством и началом самого… при этом глаза максимально закатываются вверх.

При этом поставлена по-своему эпохальная задача - к 2018 году Россия должна улучшить рейтинг Doing Business по показателю «Международная торговля» с нынешней 160-й до 17-й позиции. Сразу в памяти всплывают знакомые лозунги из уже почти забытого прошлого типа «Догоним и перегоним» или «Пятилетку в три года». Похоже, что у нас появилась еще одна национальная экономическая идея – за 6 ближайших лет в десять раз улучшить деловой рейтинг страны и тем самым поднять ее инвестиционную привлекательность до запредельных по нынешним меркам высот. Неплохо?!

Дорожная картаС легким волнением начинаю читать раздел, где изложены конкретные показатели, которых, объединив свои усилия, таможня и бизнес должны достичь по совершенствованию таможенного администрирования при импорте, и практически сразу перестаю понимать смысл предложений, в которые складываются вроде знакомые буквы, слова, цифры. Выясняется, что к 2018 году количество документов, требуемых при ввозе товара в страну, должно сократиться с нынешних 10 до 4 штук; срок подготовки документов, необходимых для прохождения всех процедур, связанных с перемещением товара через границу, - с 25 до 7 дней; а время прохождения таможенных операций и таможенных процедур для товаров, которые не подлежат дополнительным видам государственного контроля и не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки, - с 96 до 2 часов. И все!!! Как считают авторы проекта, этого вполне достаточно, чтобы согласно мировому рейтингу Россия стала весьма привлекательной для иностранных инвесторов.

Смотрю на комплект документов, с которыми ко мне сегодня с границы приехал перевозчик: в папке - карнет ТИР, СМR, инвойс. Всего три! Правда, на границе он представлял еще техпаспорт на машину. Значит, выйти к 2018 году на установленный «Дорожной картой» показатель нам мешают только документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений. Получается, что на оптимизацию их числа законодатель отвел целых 6 лет.

Сейчас эту навязанную нам Таможенным союзом проблему в который раз призвана решить система межведомственного электронного взаимодействия. В имеющемся сейчас многообразии подобного рода систем запуталась еще раньше, когда штудировала вопрос «одного окна». Уж не та ли это межведомственная интегрированная автоматизированная информационная система (МИАИС), которую в полном объеме должны были запустить еще в 2011 году? Или речь идет о новой системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), к которой таможня (по информации ФТС России) полностью наладила доступ и теперь ждет, когда к ней подключатся другие государственные службы? Ни на один из перечисленных пунктов на сегодня ответа нет.

При этом напомню, что согласно Федеральному закону РФ от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" с 1 июля 2011 года государство потеряло право истребовать информацию, документы и данные, которые уже у него (государства) имеются. Хотя, к сожалению, этого пока фактически не произошло, с облегчением осознаю, что за количественный показатель по документам можно не переживать. Таким образом, получается, что к 2018 году, то есть через 6 лет, скорее всего, на деле заработает все то, что по бумагам должно функционировать в полном объеме уже сейчас, а если этого не произойдет – не беда! Сделаем, как в случае с «одним окном», вид, что все обстоит отлично, проблем нет.

 Магия чисел

С учетом фактора вступления в ВТО какой-либо ясности и уверенности в успехе пока нет, если речь заходит о продолжительности подготовки документов, необходимых для прохождения всех процедур, связанных с перемещением товаров через границу. Следует признать, что заявлены уж больно странные цифры, не проясняет картину и список предлагаемых мероприятий. Так, к январю 2014 года планируется сократить до 15 дней сроки получения разрешительных документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, а к январю 2015 года за счет снижения акцентов таможенного контроля на этап после выпуска планируется еще одно снижение сроков подготовки документов, правда, не сообщается, на сколько дней.

Однако таким путем заветных 7 дней мы все равно не достигнем, даже если устроим среди участников внешнеэкономической деятельности акцию под лозунгом «Подними стране рейтинг – изготовь инвойс за полчаса!». Все упирается в разрешительные бумаги. Может, перенос контроля на этап после выпуска и относится к документам, подтверждающим соблюдение запретов и ограничений? Но пока намерение таможни всех впускать, а потом разбираться выглядит неправдоподобным.

Остается надежда только на технологию определения этих сроков. Ведь каким-то образом авторы «Дорожной карты» определили нынешний срок подготовки необходимых документов в 25 дней. Здесь напомню, что, например, на сегодня для сертификата безопасности решением Комиссии Таможенного союза (КТС) № 299 от 28.05.2010 установлен срок в 30 дней. Может, в расчет взяли средний показатель по стране или получили искомое благодаря использованию при определении сроков какой-то сложной нелинейной формулы со многими неизвестными? В этом случае у составителей карты до 2018 года еще достаточно времени, чтобы составить новую, еще более нелинейную формулу расчета времени подготовки документов, которая с теми же показателями на выходе вместо нынешних 25 даст искомые 7 дней.

После эквилибристики с расчетом периода подготовки документов совсем не удивляет запланированное сокращение к 2018 году с 96 до 2 часов времени прохождения таможенных операций и таможенных процедур для товаров, которые не подлежат дополнительным видам таможенного контроля и не квалифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки. Во-первых, непонятно, от какого момента ведется отсчет. Во-вторых, даже если считать эти часы не рабочими, то и сегодня указанные нерисковые товары, не требующие дополнительной проверки, выпускаются «с колес»: фактически в течение суток после регистрации декларации. Получается, что показатель 2015 года уже фактически достигнут с опережением графика.

 Назад в будущее

Однако, несмотря опережающую блестящую динамику в достижении намеченных показателей, «Дорожная карта» ставит группе ведомств в составе Минэкономразвития, Минфина и ФТС России сложную и интересную задачу. Общими усилиями им предстоит ввести институт генеральной финансовой гарантии для обеспечения срока выпуска в течение суток, а также для переноса уплаты таможенных платежей на этап после выпуска. Указанные ведомства должны к январю 2015 года представить проект соответствующего нормативного правового акта. Интересно, какие нормативно-правовые документы к указанному сроку «могучая тройка» выдаст на-гора?

Напомню, что согласно пункту 1 статьи 195 Таможенного кодекса ТС (ТК ТС), вступившего в силу 1 июля 2010 года, выпуск товаров осуществляется таможенными органами, в том числе при условии, если в отношении них… представлено обеспечение уплаты таможенных платежей. То есть уже сейчас на основании действующего ТК ТС при наличии соответствующего обеспечения уплата таможенных платежей может быть перенесена на этап после выпуска.

При этом форма подтверждения о предоставлении генерального обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов утверждена приказом ФТС России от 28.12.2010 № 2637, а форма отчета об использовании генерального обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов - приказом ФТС России от 24.01.2011 № 101. Применение обеспечения, условия, способы и т. д. определены главой 12 ТК ТС.

Сейчас важно понять, дает ли «Дорожная карта» таможенным органам право до января 2015 года не исполнять вышеуказанные правовые акты? Может, планируемый законопроект должен будет еще раз обратить внимание таможенников на необходимость соблюдения норм уже имеющихся документов? Тогда нужно, чтобы авторы не забыли указать на то, что надо «применять таможенные процедуры и практику предсказуемым, последовательным и транспарентным образом, непрерывно совершенствуя последние с целью повышения их эффективности и действенности», а «в основе успешных партнерских отношений между таможней и бизнесом лежит взаимное уважение роли и обязанностей друг друга».

Жаль, что по плану об этом и о многом другом таможня сможет узнать только к январю 2015 года. Здесь следует признать, что аналогичная ситуация складывается и со многими другими мероприятиями, призванными существенно улучшить таможенное администрирование и повысить его эффективность.

 Торопимся жить

Если кратко, то после внимательного и многократного прочтения список предполагаемых мер можно оценить как «размах на рубль, удар на копейку». Из утвержденного Правительством РФ перечня запомнилось, пожалуй, только «внедрение технологии автоматического принятия решения о выпуске». По плану это должно сократить до 20 минут время, необходимое для выпуска товаров. Как мы помним из первой части, «Дорожная карта» рассматривает только те их них, которые не подлежат дополнительным видам таможенного контроля и не квалифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки.

В этой связи вспоминаю, что еще в 2007 году, во время внедрения системы электронного декларирования, на одном из предприятий-брокеров, обладая правами администратора, я наблюдала, как без всякой автоматизации сообщение «Выпуск разрешен» поступало минут через 10–30 после присвоения таможенной декларации регистрационного номера. Уже тогда весь форматно-логический контроль был автоматизирован, что же говорить о сегодняшнем дне, когда на ряде таможенных постов для «нерисковых» товаров без дополнительной проверки даже «бумажная» декларация находится в оформлении не более 10 минут.

Так что январь 2018 года в качестве срока внедрения такой перспективной технологии кажется немного затянутым. Может быть, так сделано потому, что эту единственно реальную меру сокращения сроков таможенного оформления таможенная служба пока держит в резерве на случай, если остальные меры, в комплексе определенные мной как «давайте поработаем эффективнее, используя все возможности действующего законодательства», не сработают.

Не скрою, возникает ощущение, что авторы «Дорожной карты» слукавили: самим фактом ее появления они вроде бы продекларировали стремление провести совершенствование в нашей стране таможенного администрирования, а вот предлагаемыми мерами этого явно не достичь. Со своей стороны, думаю, что утвержденный Правительством РФ план мероприятий дает нам, участникам ВЭД, возможность «не мытьем, так катаньем» еще раз, опираясь на правительственный «вектор», потребовать от таможенных органов эффективной работы в рамках действующего законодательства.

Если же для того, чтобы изучить и использовать имеющиеся нормативно-правовые акты, таможенному органу надо создать еще несколько новых – мы не против. Если для улучшения показателей надо будет изготовить инвойс за полчаса, так мы постараемся. Вот только до 2018 года срок немалый. Все-таки хотелось бы увидеть положительные сдвиги в этой сфере пораньше, если не в текущем, то уже в следующем году. Может быть, таможне стоит взять на вооружение лозунг: «Шестилетку, пусть не за два, то хотя бы за три года». Такую инициативу бизнес с радостью поддержит.

Анастасия ЧУРСИНА, эксперт НП «Гильдия профессиональных участников ВЭД»

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 1 октября 2012 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

E-commerce совершенствует складскую логистику

В современном мире информационных технологий все больше компаний розничной торговли оптимизируют складские мощности для интернет-торговли. Недавний проект компании SSI SchГ¤fer – склад для онлайн-ритейлера RedMart (Сингапур) – не исключение.

 23 января 2017 / Логистика

В России набирает обороты сегмент «Light Industrial»

Борьба за потребителя, являющаяся основным двигателем мировой экономики, достигла своего апогея в условиях сегодняшнего мирового кризиса.

 19 января 2017 / Логистика

Следует избегать ошибок

Балтийская таможня проинформировала участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) о типовых ошибках, допускаемых декларантами (таможенными представителями) при заполнении графы 30 и 44 деклараций на товары (ДТ).

 18 января 2017 / Таможня

Игрушки прячутся от экспертизы

Судя по всему, несуразные игрушки американского производства еще долго будут приводить в оторопь наших детей и родителей. В«ИзвестиямВ» стало известно, что американские производители игрушек выступили против психолого-педагогической экспертизы детских товаров, которую предлагается ввести в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

 16 января 2017 / Таможня

ГЛОНАСС ограничит импорт иномарок

Автомобилисты-частники, а также юридические лица с 1 января 2017 года не смогут получить на таможне паспорта транспортных средств (ПТС) для ввоза подержанных автомобилей по новым свидетельствам о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС).

 12 января 2017 / Таможня

Следует избегать ошибок

Балтийская таможня проинформировала участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) о типовых ошибках, допускаемых декларантами (таможенными представителями) при заполнении графы 30 и 44 деклараций на товары (ДТ).

 18 января 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Игрушки прячутся от экспертизы

Судя по всему, несуразные игрушки американского производства еще долго будут приводить в оторопь наших детей и родителей. В«ИзвестиямВ» стало известно, что американские производители игрушек выступили против психолого-педагогической экспертизы детских товаров, которую предлагается ввести в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

 16 января 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

ГЛОНАСС ограничит импорт иномарок

Автомобилисты-частники, а также юридические лица с 1 января 2017 года не смогут получить на таможне паспорта транспортных средств (ПТС) для ввоза подержанных автомобилей по новым свидетельствам о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС).

 12 января 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Пассажиров проверят по ходу

Пассажиры поезда Москва – Берлин в скором времени будут проходить все виды пограничного и таможенного контроля непосредственно во время движения состава. Об этом сообщили в В«Федеральной пассажирской компанииВ», дочерней структуре ОАО В«РЖДВ», которая на данный момент занимается решением этого вопроса.

 11 января 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Вот и совместная граница пригодилась

В последнее время неожиданно выяснилось, что в Москве и Минске по-разному трактуют понятие В«открытая границаВ». Речь идет о той, что разделяет Россию и Беларусь. С недавних пор в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) она считается внутренней, поэтому таможенный контроль на ней не осуществляется.

 10 января 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog