Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

Госдума в первом чтении приняла законопроект о расширении свободной экономической зоны (СЭЗ) Крыма и Севастополя на территориальное море.

5-7 декабря 2016 года в Москве состоится 76-е сессия Политической комиссии Всемирной таможенной организации (ВТамО).

Узбекистан не считает для себя выгодным вступление в Евразийский экономический союз или Таможенный союз.

/ Статьи

ПЕРСПЕКТИВА БЕЗ ИНФРАСТРУКТУРЫ

В ближайшие годы прогнозируется существенный рост грузопотока по направлению к портам Дальнего Востока. Однако нехватка пропускных мощностей транспортной системы регионов потребует от грузоотправителя более тщательного анализа рисков и внимательного подхода к выбору компании – оператора.

 Экспорт растет

За последние несколько лет структура грузопотока в сети ОАО «РЖД» претерпела значительные изменения. Сегодняшние показатели экспортных перевозок опережают уровень «тучных» докризисных лет. В целом, в компании по итогам 1 квартала 2012 г., ожидается рост погрузки на уровне не менее 2,8%. Этот же уровень роста планируется достичь и по итогам года.

 С одной стороны, подобные тенденции роста радуют участников перевозочного процесса: операторов, экспортеров, представителей инфраструктурной компании. Но с другой - отмечаемое повышение загрузки сети приводит к фактически полному израсходованию пропускной способности на основных направлениях. Прежде всего, на подходах к портам Дальневосточного региона, в направлениях Транссиба и БАМа.

Только в феврале на Дальневосточной железной дороге было «брошено» 67 грузовых составов, около половины из которых составили цистерны с нефтепродуктами.

 Еще ранее ряд ограничений был введен на количество угольных маршрутов по направлениям в порты региона. При этом дальневосточные порты продолжают оставаться лидерами прироста грузооборота. Так, по итогам минувшего года, в портах региона грузооборот увеличился до 125,3 млн. тонн (+6,7%) – это лучший показатель среди российских портов. Сухогрузы составили 70,9 млн. тонн (+10,9%), а наливные грузы - 54,4 млн. тонн (+1,6%) от общего объема. И, судя по всему, темпы будут только увеличиваться.

 В ближайшие годы наибольший прирост грузооборота ожидается в портах Ванино-Совгаванского транспортного узла – Ванино и Советская Гавань. Свои намерения по развитию перевозок через узел заявляют ОАО «СУЭК», ОАО «Мечел», ООО «Сахатранс», ГК «Петропавловск», ООО «Базовый элемент» и другие. Значительный рост перевозок ожидается в сообщении с портами Посьет, Владивосток, портами Восточно-Находкинского транспортного узла.

грузооборот На основе анализа заявок грузоотправителей и с учетом тенденций портового бизнеса, были сделаны прогнозы. Они показывают, что пропускную способность ДВЖД к 2020 году необходимо увеличить на всем ее протяжении в 4-5 раз и обеспечить перевозки в порты Ванино и Советская гавань на уровне 87 млн тонн в год. Очевидно, что доставка грузов через дальневосточные порты страны вполне конкурентоспособна, и более того, максимально востребована. Поскольку страны АТР[2] становятся не просто основными потребителями российской ресурсно-сырьевой базы, но и центром притяжения деловой и производственной активности.

 Дальневосточное направление стало еще более привлекательным для участников ВЭД после введения удаленного и электронного декларирования. Однако вполне правомерен следующий вопрос: способна ли железнодорожная отрасль, особенно в условиях перманентного реформирования, справиться с объемом экспортных грузопотоков, который будет предъявлен к перевозке?

 В настоящее время на сети ОАО «РЖД» насчитывается более 6000 км «узких мест». И как предостерегают в компании, при отсутствии дополнительных инвестиций к 2015 году протяженность лимитирующих участков может увеличиться еще на 7,2 тыс. км. В частности, необходимы значительные объемы инвестиций на развитие железнодорожной инфраструктуры Дальнего Востока и Байкальского региона. Плотность железных дорог на этой территории в 3,6 раза ниже, чем в среднем по России. В то же время, именно здесь проходят важнейшие евро-азиатские транспортные коридоры - Транссибирская магистраль, «Приморье-1», «Приморье-2», БАМ.

 Контейнеры против массовых грузов

Сегодня наиболее загруженным направлением региона является Транссибирская железнодорожная магистраль. Она обеспечивает основные транспортно-экономические связи в международном сообщении. Используются мощности дальневосточных морских портов и приграничных станций на российско-монгольской, российско-китайской, российско-корейской границах.

 В наибольших объемах по Транссибу перевозятся сырая нефть и нефтепродукты, уголь, минерально-строительные материалы, черные металлы, лесные и прочие грузы. Густота перевозок грузов в последние годы на отдельных участках достигала 90 млн т км/км. В соответствии с Генеральной схемой развития железнодорожного транспорта ОАО «РЖД», прогнозируется увеличение суммарных объемов грузоперевозок по Транссибу в 1,1 – 1,3 раза от уровня 2010 года (в зависимости от участка).

 В перспективных объемах грузовых перевозок сохранится преобладающая доля угля и нефтегрузов при некотором увеличении перевозок рудных грузов и грузов группы «прочие». В составе последних может увеличиться доля грузов в контейнерах, при условии реализации мероприятий, направленных на привлечение грузов международного транзита, прежде всего товаров евроазиатской торговли, в сеть железных дорог России.

 В 2011 году загрузка основного хода по БАМу составляла от 7,8 до 24,7 млн т км/км в зависимости от участка. Значительное влияние на объемы перевозок грузов оказывали перевозки в сообщении с Ванино-Совгаванским транспортным узлом – более 15 млн. т (в восточном направлении уголь и нефтегрузы (90%), в западном – глинозем (85 %). На полигоне БАМа предусмотрено и уже частично начато освоение крупнейших угольных месторождений: Эльгинского, Денисовского, Чульмаканского, Апсатского, планируется разработка Тарыннахского, Таежного, Десовского, Краснояровского железорудных месторождений, Чинейского полиметаллического и Удоканского медного месторождений, Селигдарского месторождения апатитов.

 Увеличение объемов грузовых перевозок по Байкало-Амурской магистрали в перспективе будет зависеть, главным образом, от интенсивности развития горнодобывающей отрасли на полигоне влияния БАМа и от наращивания портовых мощностей в Ванино-Совгаванском транспортном узле. С учетом реализации проектов по застройке терминальных мощностей в Ванино-Совгаванском транспортном узле (ОАО «СУЭК», ОАО «Мечел», ООО «Сахатранс», ГК «Петропавловск», ООО «Базовый элемент», создание портовой особой экономической зоны «Советская Гавань» и др.), объемы перевозок грузов железнодорожным транспортом на этом направлении возрастут к 2015 году в 4 раза, по сравнению с 2010 годом, а к 2020 году - почти в 6 раз (в соответствии со «Стратегической программой развития Байкало-Амурской магистрали на период до 2020 года»).

 Однако недостаток пропускных мощностей дальневосточного региона состоит в том, что пропускные мощности не позволяют полностью задействовать весь потенциал грузовой базы и экспорта сырья. Необходимо эффективное использование транзитного потенциала российских железных дорог с привязкой к развитию участков международных транспортных коридоров. Наиболее наглядной иллюстрацией может служить судьба проекта привлечения транзитных грузов на трансконтинентальное направление «Восток-Запад» с помощью нового транспортного продукта «Транссиб за 7 суток». Как показали пилотные испытания маршрута, вполне возможно не только осуществить транзит грузов от восточных границ и портов России до западных в указанный срок, но и достичь расчётнойскорости контейнерного состава в 1400 км/сут.

 В последние годы на Транссибе удалось повысить качество транспортного обслуживания, решить вопросы с сохранностью перевозимых грузов, ввести упрощенный порядок декларирования грузов в контейнерах. Применяемые информационные технологии позволяют осуществлять контроль за движением вагонов и контейнеров в режиме реального времени. Наряду с этим, технология контейнерных перевозок в составе контейнерных поездов позволяет не только сократить время доставки грузов, но и осуществлять доставку фиксированными партиями регулярно и строго по расписанию.

 Согласно подсчетам, реализация мероприятий, предусмотренных программой по формированию транспортного продукта «Транссиб за 7 суток» позволит привлечь на Транссибирскую магистраль часть контейнеропотока в сообщении между странами Восточной Азии и странами Европы. В настоящее время поток осуществляется по традиционному морскому маршруту через Суэцкий канал, в объеме порядка 700 тыс. шт. ДФЭ[3]. Однако окончательному внедрению этого проекта препятствует перегруженность основного хода магистрали перевозкой массовых грузов и отсутствие пропускных резервов.

Преодоление лимитов

В настоящее время состояние железнодорожной инфраструктуры Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей не отвечает потребностям растущего рынка грузовых перевозок. Коэффициенты использования мощности на большинстве участков превышают предельно допустимые значения. Общая протяженность «узких мест» составляет порядка 10% общей протяженности дорог полигона. К 2015 г прогнозируется более чем двукратный рост этого показателя (более 2,1 тыс. км) даже при условии реализации запланированных в настоящее время мероприятий в рамках инвестиционной программы ОАО «РЖД».

 Несмотря на высокую техническую оснащенность Восточного полигона Транссибирской магистрали, некоторые участки уже сталкиваются с недостаточной пропускной способностью и ограничением скорости движения поездов.

 Основными лимитирующими элементами являются устройства тягового электроснабжения. Так, износ основного оборудования хозяйства электроснабжения создает трудности в эксплуатационной работе на таких участках, как Чита – Петровский завод, Чита – Карымская, на подходах к Владивостокскому ж. д. узлу. Серьезные ограничения создает недостаточная пропускная способность ряда тоннелей и мостов этого направления. К примеру, существующий тоннель под рекой Амур у г.Хабаровска находится в неудовлетворительном состоянии и требует реконструкции с закрытием движения не менее чем на 3 года. Также в неудовлетворительном состоянии находятся мосты через р. Зея и р. Бурея, Облученский тоннель. Последний, кстати говоря, был построен еще в 1914 г., электрифицирован в 1979 г., скорость движения поездов в нем ограничена до 40 км/ч.

 Кроме того, сдерживающим фактором для организации движения поездов повышенного веса и длины, является недостаточное количество и длина приемо-отправочных, сортировочных, вытяжных и подгорочных путей на промежуточных, участковых и сортировочных станциях. Это снижает их пропускную и перерабатывающую способность, приводит к задержкам поездов у входных сигналов, снижает участковую скорость пассажирских и грузовых поездов.

 Пропускную способность участков Байкало-Амурской магистрали, в основном, ограничивает наличие однопутных перегонов протяженностью свыше 20 км. Сложный профиль участков с горными перевалами, тоннелями, виадуками и мостами, а так же значительное количество перегонов с ограничениями скоростей. Так, дефицит пропускной способности отмечен на участке Тайшет – Тында. Движение поездов осуществляется здесь без технологического «окна» и резерва времени на отказы технических устройств. Недостаточная пропускная способность имеет место из-за большой протяженности перегонов и сложных горных условий.

 Для ликвидации инфраструктурных ограничений и обеспечения пропуска перспективных грузопотоков в ОАО «РЖД» разработана Комплексная программа развития железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона Транссибирской железнодорожной магистрали на период до 2015 г. и Стратегическая программа развития Байкало-Амурской железнодорожной магистрали на перспективу до 2020 года.

 С целью освоения перспективных объемов перевозок на восточном полигоне Транссибирской магистрали планируется осуществить:

 · комплексную реконструкцию участка Карымская - Забайкальск с электрификацией участка Карымская - Борзя;

 · удлинение станционных путей;

 · развитие железнодорожных узлов и сортировочных станций;

 · развитие пограничной станции Забайкальск; усиление устройств энергоснабжения;

 · модернизацию устройств СЦБ и связи;

 · реконструкцию локомотивных депо;

 · развитие пунктов технического осмотра локомотивов.

 Кроме того, предусматривается строительство контейнерного терминала на станции Хабаровск и реконструкция контейнерных терминалов на станциях Находка и Гродеково. Объем инвестиций в реализацию мероприятий по модернизации железнодорожной инфраструктуры восточной части Транссибирской магистрали составляет 193,0 млрд руб.

 Освоение заявляемых перспективных объемов перевозок по БАМу потребует:

 · завершения реконструкции участка Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань со строительством нового Кузнецовского тоннеля (реализуется в настоящее время с участием Инвестиционного фонда РФ),

 · строительства вторых путей общей протяженностью 2700 км; развития Ванино - Совгаванского железнодорожного узла;

 · реконструкции Дабанского тоннеля, усиления путевого хозяйства и искусственных сооружений. Необходимые инвестиции на реализацию указанных мероприятий составляют около 868,6 млр руб.

 В то же время, очевидно, что какими бы быстрыми темпами ни шло наращивание железнодорожной сети в целом по стране, свободный рынок инфраструктуры появиться еще не скоро. В этих условиях особое значение приобретают организационные формы взаимодействия между инфраструктурной компанией в лице ОАО «РЖД» и компаниями-операторами. Нельзя сказать, что на сегодняшний день это взаимодействие проходит гладко. Переизбыток порожних вагонов на сети, брошенные поезда на подходах к портам, пробки на лимитирующих участках, все это привело к тому, что (согласно ранее озвученным планам) в марте РЖД планирует перестроить систему работы с операторами подвижного состава на основе введения запрета на отправку порожних вагонов без гарантии обратной загрузки.

 В сложившихся условиях формирования операторского рынка выбор компании – перевозчика для грузоотправителя становится крайне актуальной задачей. Ориентиром здесь может служить индивидуальный подход к каждому клиенту, высокий уровень качества оказываемых услуг, оперативная перевозка грузов, гибкие формы сотрудничества, ответственность и ориентация на долгосрочное партнерство.

 [2] Азиатско-Тихоокеанский регион

[3] ДФЭ - двадцатифутовый эквивалент

 Быков Вадим – начальник Отдела по работе с клиентами

“СТТ Брокер”

vadim@sttb.ru

тел.(495) 234-52-54

www.sttb.ru

Материал предоставлен информационно-аналитическим журналом "ВЭД консалтинг"


 26 сентября 2012 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня

Эксперимент для багажа

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

 29 ноября 2016 / Таможня

Экспорт всему голова

Вслед за зерном из-за перепроизводства Россия впервые может начать экспортировать сахар. Ожидается, что в 2016 году его будет на 1 млн тонн больше, чем необходимо для внутреннего потребления.

 28 ноября 2016 / Таможня

Декларировать можно по-новому

Декларирование таможенной процедуры таможенного транзита в электронной форме предполагает, что при представлении декларантом транзитной декларации (ТД) и документов, на основании которых заполнена ТД, взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД осуществляется с использованием средств криптографической защиты информации и электронных подписей.

 23 ноября 2016 / Таможня

«Московский гостиничный рынок обладает колоссальным потенциалом для роста...»

Москва - один из красивейших городов мира. Она всегда привлекала туристов из Китая, Германии, Франции, Турции.

 16 ноября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Сервисные модели AXELOT позволят логистическим компаниям сэкономить

Компания AXELOT успешно работает на рынке информационных технологий с 1998 года. За это время она сумела занять лидирующие позиции на российском рынке систем автоматизации предприятий. Сегодня мы беседуем с Максимом Власовым, директором по развитию компании AXELOT.

 15 ноября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Система управления траспортом Generix Group вернет инвестиции в короткие сроки

Система управления транспортом TMS OnDemand, созданная инженерами компании Generix Group, направлена на сокращение транспортных и связанных с этим административных затрат.

 14 ноября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Алексей Тимашов: «В ближайшие годы логистика будет активно расти...»

Имя компании AXELOT хорошо известно на рынке информационных технологий: за ее плечами почти 20 лет успешной работы в России. Сегодня на вопросы журнала В«ЛОГИСТИКАВ» отвечает Алексей Тимашов, генеральный директор компании AXELOT.

 20 октября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

CеMAT-2016 фокусируется на технологиях «Индустрия 4.0»

На ведущей Международной выставке по внутрипроизводственной логистике и управлению грузопотоками CеMAT-2016 в Ганновере В«ЛОГИСТИКАВ» представит дайджест журнала на английском языке - RUSSIAN LOGISTICS JOURNAL-2016.

 19 октября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog