Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

Госдума в первом чтении приняла законопроект о расширении свободной экономической зоны (СЭЗ) Крыма и Севастополя на территориальное море.

5-7 декабря 2016 года в Москве состоится 76-е сессия Политической комиссии Всемирной таможенной организации (ВТамО).

Узбекистан не считает для себя выгодным вступление в Евразийский экономический союз или Таможенный союз.

/ Статьи

Ожидания 2012

Галина Баландина, партнер, руководитель практики по таможенному праву и внешнеторговому регулированию компании «Пепеляев Групп», называет основные события прошлого года и ожидания бизнеса в этом году, а также оценивает, как повлияет присоединение России к ВТО на таможенное администрирование.

 Основные события 2011 г.

1. Присоединение России к ВТО

2. Присоединение к Киотской Конвенции

3. Обновление российского таможенного законодательства:

• ФЗ «О таможенном регулировании в РФ»

• Закон «О таможенном тарифе»

• Изменения в КоАП: введение со дня опубликования, наказание за неправильный код по ТН ВЭД, наказания за ошибки, применение сроков давности и др.

4. Внесение изменений в УК – отмена «товарной контрабанды»

5. Изменение законодательства по валютному контролю

 Главные разочарования 2011 г.

 1. Новые ставки сборов за таможенное оформление

2. Применение нормы ТК ТС о 5-летнем таможенном контроле условно выпущенных товаров после выпуска

3. «Седьмое» правило интерпретации ТН ВЭД (классификация как фискальный инструмент или ограничительная мера)

4. Реализация 311-ФЗ:

• Отсутствие критериев оценки эффективности деятельности таможенных органов

• Отсутствие механизмов консультаций с бизнесом

• Игнорирование интересов бизнеса при организации таможенной инфраструктуры

5. Корректировки таможенной стоимости и обжалование неправомерных решений таможенных органов

Ожидания 2012 г.

 1. Россия будет членом Всемирной торговой организации

2. Единое экономическое пространство и Евразийская экономическая комиссия

3. Цивилизованный контроль или уполномоченный экономический оператор

4. Изменения принципов охраны прав интеллектуальной собственности

• параллельный импорт

5. Таможенная инфраструктура будет развиваться с учетом потребностей участников ВЭД

• уточнение Концепции таможенного оформления в местах, приближенных к государственной границе

• саморегулирование деятельности лиц в области таможенного дела

• критерии оценки эффективности деятельности таможенных органов и консультации с бизнесом

Влияние ВТО на таможенное администрирование

 1. Мы не раз слышали о том, что Россия уже в основном применяет правила Всемирной торговой организации. После подписания Протокола о присоединении России к ВТО российские власти нам продемонстрировали на деле реализацию одного из самых главных принципов ВТО – транспарентность. На официальных сайтах Минэкономразвития России и РСПП уже опубликованы важнейшие документы: Протокол о вступлении России в ВТО, доклад Рабочей группы по присоединению России к ВТО, обязательства по таможенным пошлинам. Представители Минэкономразвития России открыты для общения со всеми заинтересованными лицами, неутомимо объясняя, что означают обязательства России перед членами ВТО, какие последствия они повлекут как на макроуровне, так и секторально, по отдельным отраслям экономики. Это означает, что любая компания уже сейчас может проанализировать, как отразится вступление России в ВТО на ее бизнесе.

2. Мы не будем повторяться и напоминать, что уже широко транслируется в средствах массовой информации и многочисленных комментариях официальных лиц и экспертов. Мы представляем результаты собственного юридического анализа правил ВТО на достаточно узкую тему – таможенное администрирование.

3. Требования к таможенным формальностям и процедурам составляют незначительную часть правил ВТО. Этими вопросами занимается другая международная организация – Всемирная таможенная организация, которая в аббревиатуре на русском языке тоже значится как ВТО. Тем не менее, базовое соглашение Всемирной торговой организации – Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) 1947 г. содержит общие принципы к организации таможенных формальностей с тем, чтобы они не являлись искусственными барьерами в торговле (в современной управленческой российской терминологии – чрезмерными административными барьерами).

4. Статья VIII ГАТТ требует, чтобы таможенные сборы были ограничены по своей величине приблизительной стоимостью оказанных услуг и не использовались в фискальных целях. Последние решения правительства в части ставок таможенных сборов при экспорте товаров не соответствуют этим требованиям. Более того, установленные ставки таможенных сборов являются искусственным барьером для экспорта высокотехнологичных товаров, поставляемых незначительными партиями, что дискредитирует заявленные правительством цели развития и поддержки инновационного экспорта.

5. Та же статья VIII ГАТТ устанавливает принцип соразмерности наказаний за таможенные правонарушения. В виду особой важности для российских участников ВЭД не удержусь от цитирования пункта 3 этой статьи:

«Никакая из Договаривающихся Сторон не должна налагать крупных штрафов за незначительные нарушения таможенных правил или процедурных требований. В частности, штраф за какие-либо пропуски или ошибки в таможенной документации, которые легко исправимы и явно были совершены не в целях обмана и не являются грубой небрежностью, не должен превышать размера, который необходим для того, чтобы служить только предупреждением».

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит каких-либо особенностей в санкциях в зависимости от обстоятельств, вследствие которых произошло правонарушение, если будет установлена вина нарушителя. Вероятно, для того, чтобы не допускать коррупционных явлений, законодатель не оставляет возможностей при определении размера санкций каким-либо образом учесть требования ГАТТ. На практике, если до подачи таможенной декларации участник ВЭД или его таможенный брокер не обнаружили ошибки в документах, передаваемых поставщиком, санкция, например, за неправильно указанный артикул в таможенной декларации может составлять до 200 % стоимости товаров. Импортер предпочитает скорее уничтожить товар, чем придти в таможню и сознаться в допущенных ошибках.

6. Статья VII ГАТТ и Соглашение ВТО о применении статьи VII ГАТТ посвящены таможенной оценке или определению таможенной стоимости товаров. Здесь другая история. Формально законодательство Таможенного союза соответствует всем канонам ВТО. Но правоприменение, к сожалению, ориентируется на другое. Под видом анализа рисков таможенные органы применяют такие технологии контроля, что по ряду товаров в терминологии ВТО похоже на установление минимальных цен. Излишне говорить, что такие методы прямо запрещены правилами ВТО.

7. Если будут решены хотя бы три вышеуказанные проблемы современного таможенного администрирования, сторонников вступления России в ВТО в нашей стране будет гораздо больше. Однако пример Украины, где обязательства по снижению ставок ввозных таможенных пошлин «компенсируются» использованием запрещенных правилами ВТО методов таможенного администрирования, вызывает тревогу, как бы российские чиновники не воспользовались простыми способами ограничения импорта вместо создания условий для повышения конкурентоспособности отечественной промышленности.

Почему осталось незамеченным присоединение России к международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур

 1. В 2011 г. Россия стала полноправным членом Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (в редакции Брюссельского Протокола 1999 г.). На наш взгляд, в совокупности с Рамочными стандартами безопасности Всемирной таможенной организации, Конвенция составляет правовой каркас практической реализации современных управленческих технологий таможенным делом, ориентированных на достижение основной цели – упрощение торговли без ущерба для эффективности таможенного контроля. Комментарии Всемирной таможенной организации к Конвенции – лучший современный учебник в области таможенного регулирования и администрирования.

2. Как и недавно отмененный Таможенный кодекс Российской Федерации Таможенный кодекс Таможенного союза по мнению многих экспертов в целом соответствует положениям Киотской конвенции. Но черт, как известно, кроется в деталях. А детали свидетельствуют о том, что мировые стандарты основаны на несколько иных подходах, чем те, которые применяются в России.

3. Основное отличие нашего законодательства – это отсутствие условий для бизнеса влиять на таможенные правила и процедуры. Тем не менее стандарты Генерального приложения к Конвенции насквозь пронизаны требованиями учитывать потребности торговли и транспорта при установлении мест таможенного декларирования, расположении таможенных терминалов и т.д. и т.п.

4. Прогрессивные методы организации таможенного контроля основаны на анализе рисков и управления ими, что требует не только абсолютной прозрачности, но и серьезного экономического, статистического, математического анализа происходящих во внешней торговле явлений и тенденций.

5. Одна из Рекомендаций Всемирной таможенной организации: «Современная программа организации таможенного контроля требует постоянной поддержки со стороны старшего звена управления, которое представляют достаточно обученные, имеющие мотивацию и хорошо оплачиваемые кадры, а также качественного законодательства, организации и процедур.».

6. В отличие от многих международных договоров Киотская конвенция не является юридическим актом прямого действия. Присоединяющемуся члену отводится три года на приведение своего законодательства в соответствие с ее положениями. Один год уже почти прошел, но мы до сих пор не видим какой-то программы или планов мероприятий по внедрению прогрессивных стандартов в практику таможенного администрирования.

Единое экономическое пространство и Евразийская экономическая комиссия

 1. С 1 января 2012 г. Россия, Белоруссия и Казахстан перешли к более глубокой степени экономической интеграции, от Таможенного союза к Единому экономическому пространству, от свободы перемещения товаров к свободам перемещения услуг, капитала и рабочей силы.

2. Подписано и вступило в силу 17 международных соглашений, составляющих договорно-правовую базу Единого экономического пространства и определяющих единые правила конкуренции, предоставления субсидий, торговли услугами, инвестиций, деятельности естественных монополий, государственных закупок, передвижения рабочей силы, согласованность валютной и макроэкономической политики, принципы функционирования рынков нефти, нефтепродуктов, транспортировки газа, железнодорожных перевозок.

3. В ближайшее время начнет функционировать Евразийская экономическая комиссия – новый наднациональный орган, управляющий Таможенным союзом и Единым экономическим пространством.

Материал предоставлен Издательским домом "Панорама"



 27 апреля 2012 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня

Эксперимент для багажа

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

 29 ноября 2016 / Таможня

Экспорт всему голова

Вслед за зерном из-за перепроизводства Россия впервые может начать экспортировать сахар. Ожидается, что в 2016 году его будет на 1 млн тонн больше, чем необходимо для внутреннего потребления.

 28 ноября 2016 / Таможня

Декларировать можно по-новому

Декларирование таможенной процедуры таможенного транзита в электронной форме предполагает, что при представлении декларантом транзитной декларации (ТД) и документов, на основании которых заполнена ТД, взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД осуществляется с использованием средств криптографической защиты информации и электронных подписей.

 23 ноября 2016 / Таможня

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Эксперимент для багажа

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

 29 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Экспорт всему голова

Вслед за зерном из-за перепроизводства Россия впервые может начать экспортировать сахар. Ожидается, что в 2016 году его будет на 1 млн тонн больше, чем необходимо для внутреннего потребления.

 28 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Декларировать можно по-новому

Декларирование таможенной процедуры таможенного транзита в электронной форме предполагает, что при представлении декларантом транзитной декларации (ТД) и документов, на основании которых заполнена ТД, взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД осуществляется с использованием средств криптографической защиты информации и электронных подписей.

 23 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog