Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Таможенные органы Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) подвели итоги работы в 2016 году по основным направлениям своей деятельности.

Большая коллегия Суда Евразийского экономического союза (ЕАЭС) удовлетворила заявление Российской Федерации и установила факт исполнения Республикой Беларусь не в полном объеме положений статей 1, 3, 4, 25 Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 года, статьи 125 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), статей 11 и 17 Соглашения о взаимной административной помощи таможенных органов – членов Таможенного союза от 21 мая 2010 года.

Сегодня от компаний, занимающихся грузоперевозками, клиенты ждут прозрачности и эффективности. Обеспечить это на новом уровне, который соответствует ожиданиям заказчиков, помогают современные ИТ-технологии. О том, как ИТ-решения помогают повысить эффективность перевозок, рассказывает Михаил Граблев, директор ИТ-департамента компании «ПЭК».

Президент Ирана Хасан Роухани посетит Россию 27-28 марта по приглашению президента РФ Владимира Путина.

По данным Национальной ассоциации экспортеров сельскохозяйственной продукции, сВ 15 марта власти Турции остановили выдачу лицензий на импорт российской пшеницы, кукурузы, подсолнечного шрота и растительного масла.

Сегодня, 16 марта, правительство РФ рассмотрит законопроект, предоставляющий лицам, привлеченным к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, возможность уплачивать штраф со скидкой 50% в течение тридцати дней.

/ Статьи

От чиновников ожидали иного подхода

Проведение ревизии административных составов главы 16 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ нецелесообразно. К такому заключению пришли ФТС России и Министерство юстиции РФ. Напомним, что в свое время в Минюст России, согласно запросу таможенного ведомства, были направлены предложения по ревизии составов главы 16 КоАП РФ. Их составила рабочая группа Агентства стратегических инициатив (АСИ) на основе предложений бизнеса и крупнейших общественных организаций.

Прокомментировать заключение двух ведомств мы попросили эксперта Некоммерческого партнерства «Гильдия профессиональных участников рынка оказания услуг в области таможенного дела и ВЭД» (ГПУ ВЭД) Анастасию Чурсину, которая в свое время принимала активное участие в разработке изменений в данную главу КоАП РФ.

Она пояснила, что, прежде чем направить предложения по запросу министерства по ревизии составов главы 16 КоАП РФ, рабочая группа АСИ провела широкомасштабный опрос и обработку предложений бизнеса, консолидировала позиции по данной теме крупнейших общественных организаций. Все это было осуществлено в очень сжатые сроки с привлечением большого количества экспертов. Полученный в итоге результат вызвал огромный позитивный резонанс среди предпринимательского сообщества.

Это притом, что на начальном этапе при опросе и сборе предложений от бизнеса в ответ со стороны некоторых его представителей довольно-таки часто сталкивались со скепсисом, отсутствием надежды на результативность, что свидетельствует об отсутствии в обществе доверия к институтам власти. Весьма тревожный показатель. Как известно, сотрудничество с институтами гражданского общества, уровень общественного контроля в деятельности государственных органов, как правило, исследуются аналитиками для оценки инвестиционной привлекательности страны наравне с динамикой инвестиций, уровнем коррупции и наличием административных барьеров.

На взгляд эксперта, репутацию нынешней исполнительной власти в бизнес-сообществе вряд ли повысит приведенный в начале статьи отрицательный ответ двух ведомств на предложения АСИ по ревизии составов главы 16 КоАП РФ. Рассуждая о мотивах такого отказа, Анастасия Чурсина считает, что не лучшее средство для предупреждения совершения нарушений таможенных правил – высокий уровень санкций, а основание оставить конфискацию в качестве санкции потому, что конфискация товара у нас и так практически не применяется, по меньшей мере странное. Полученным безапелляционным отказом предприниматели оказались поставленными в сложное положение просителя, в то время как они очень рассчитывали на установление с представителями заинтересованных министерств и ведомств на площадке АСИ открытого диалога на равных партнерских позициях.

Даже в возникшей ситуации бизнес-сообщество настаивает на необходимости представления профильными властными структурами более мотивированного заключения на его предложения по пункту 38 «дорожной карты». Тем самым со стороны органов власти не на словах, а на деле будет продемонстрировано уважение к мнению бизнеса и готовность учитывать его при составлении и ревизии различных нормативно-правовых актов.

Эксперт убеждена, что применяемая сегодня при выявлении фактов нарушения таможенного законодательства конфискация товаров – не просто мера наказания. Это архаизм, доставшийся нам из времени процветания разномастной контрабанды и различных схем «серого» импорта. В большинстве случаев она является своего рода инструментом устрашения и чрезмерного административного давления на неугодных участников ВЭД.

Как известно, производство по любой статье КоАП, предполагающей в качестве санкции конфискацию, предусматривает обязательное изъятие товаров на все время административного производства, наличие двойной подсудности по таможенным правонарушениям. Ну и конечно, применяемый у нас механизм реализации конфискованных товаров не прозрачен. На деле конфискованные товары практически никогда не продаются по той экспертной «рыночной» оценке, которая в рамках административного производства определяется для расчета размера административного штрафа. Как правило, цена устанавливается с учетом сезонности, особенности товара, региона, отсутствия у уполномоченной организации опыта сбыта такого рода товаров и т. д. и т. п. Здесь участникам процесса есть где разгуляться, поэтому нередки случаи должностных злоупотреблений и коррупции.

ФТС России, уточнила Анастасия Чурсина, говорит о том, что конфискация предусмотрена Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Однако при этом служба забывает упомянуть о наших российских реалиях, о том, что в нашем случае конфискация, например, по составу части 3 статьи 16.1 КоАП РФ производится у лица, не уполномоченного распоряжаться такими товарами на территории России. Как результат, нередко происходят случаи, когда в судах представители перевозчика, чтобы избежать издержек по уплате штрафа, намеренно ходатайствуют о применении конфискации товара. При этом, в отсутствие информации, владелец товара зачастую никак не может повлиять на процесс и в итоге по суду лишается своих ценностей только потому, что нарушил-то закон не он сам, а перевозчик, которому было поручено их просто доставить из пункта А в пункт Б. Все это выглядит несправедливо, несоразмерно и неадекватно.

Доходит до смешного: ну обнаружили в машине на два унитаза больше, чем указано в сопроводительных документах, – сделайте отметку об этом, и пусть перевозчик (если виновен) заплатит фиксированный штраф, владелец перечислит дополнительные пошлины и налоги: сначала за ввоз, а потом и с реализации этих товаров. В ходе же конфискации эти товары будут проданы специализированной организацией. Однако полученная при этом выручка вряд ли поступит в доход государства, она едва покроет расходы по перевозке, организации хранения, реализации и т. д. В такой ситуации вполне понятно отсутствие у бизнеса интереса к институту конфискации как санкции за таможенные правонарушения, но и государственный интерес не так очевиден, как кажется.

По убеждению эксперта, невозможно установить интерес государства, когда у давно и успешно работающего завода решают конфисковать основные средства производства в виде технологической линии, которая при этом изношена и давно амортизирована. При этом в качестве санкции по статье 16.20 КоАП РФ еще налагается и административный штраф. Как результат, полная остановка предприятия, которая приводит к его банкротству и увольнению персонала.

Трудно найти интерес государства и в конфискации лишней тонны частей сборной металлической конструкции, без которой невозможно запустить новый цех. Причина проста: при ее ввозе таможня выявила факт перевеса. Конечно, эти абсолютно неликвидные товары через уполномоченную организацию затем можно будет продать тому же импортеру, в итоге цех все-таки запустят, но что делать со штрафами за срыв сроков подрядного (на установку строительной конструкции) договора, другими потерями, которые в сумме выливаются для предпринимателя в весьма круглую цифру.

В справке к упомянутому заключению ФТС России и Минюста, как уточнила эксперт, привели данные о том, что сейчас от общего количества дел об административных правонарушениях (АП) всего 13% возбуждаются по статьям, предусматривающим конфискацию. При этом по результатам 2012 года от общего объема импорта был конфискован лишь незначительный процент товаров – всего 0,001%, без учета товаров Таможенного союза.

Однако эта незначительная по меркам государства в целом сумма зачастую ставит попавшие под такого рода санкцию предприятия малого и среднего бизнеса на грань жизни и смерти. Вполне уместен вопрос: почему же оба ведомства настаивают на сохранении фактически несущественной для государства меры наказания, но представляющей повышенный интерес для предпринимателей?

Эксперт также обратила внимание на постановление Конституционного суда от 17 января 2013 года по делу Маслянского хлебоприемного пункта. В нем штраф в 300 тыс. рублей, запрошенный Антимонопольной службой за непредставление в срок документов, признан несоответствующим Конституции России, а также чрезмерным и безальтернативным. Аналогичная ситуация сложилась и с наказанием (штраф от 100 до 200 тыс. рублей), предусмотренным частью 3 статьи 16.2, налагаемым таможенным органом за непредставление ему запрашиваемых документов и сведений. Неужели для того, чтобы добиться пересмотра размера штрафа, удивляется представитель ГПУ ВЭД, у участников ВЭД сегодня остается лишь один путь – искать правду в Конституционном суде?

Не обоснован, по мнению эксперта, и довод об индивидуализации наказания, рассчитываемого от суммы недоплаченных таможенных платежей. Общеизвестно, что зачастую одна и та же техническая описка в декларации, например при указании кода валюты, может на различных товарах обеспечить декларанту разницу в уклонении от уплаты таможенных платежей в десятки раз.

Это несправедливо, когда в совершенно одинаковой ситуации одно предприятие по малозначительности освобождают от ответственности, а другому за схожее деяние, только потому, что наказание поставлено в зависимость от размера платежей, назначают существенный штраф. Индивидуализации же ни по характеристикам привлекаемого к ответственности лица, ни по особенностям свершенного деяния не происходит.

Так же как и не происходит назначения справедливого соразмерного деянию штрафа в случае исчисления его от стоимости товаров, не говоря уже, об обязательном изъятии товаров для оценки. Минюст считает, что такое наказание ставится в зависимость от степени общественной опасности деяния. Однако известны факты, когда иностранную компанию, которая всего на несколько дней просрочила дату вывоза временно ввезенного оборудования (небольшого прибора для тестирования), таможня оштрафовала на 8 тыс. долларов, другой компании просрочка на полгода вывоза профессионального устройства ЧПУ обошлась в 1000 долларов. Инвестиционная привлекательность России налицо!

Анастасия Чурсина считает сомнительным вывод ФТС России и Минюста об определении степени общественной опасности в зависимости от стоимости товаров, тем более что в большинстве случаев оценка производится на основе заключений экспертов подведомственной таможенному ведомству структуры - Экспертно-криминалистического управления. В итоге получается, что индивидуализация, адекватность и соразмерность наказания деянию такими статьями отдается в руки заранее определенного эксперта. Вот такая объективность и справедливость!

Конечно, и предпринимательским сообществом, и органами прокуратуры, и таможенными органами отмечается большое количество проблем в области правоприменения, которые вызваны неопределенностью и неразграниченностью административных составов. Ревизия, проведенная ФТС России в 2011 году без оценки регулирующего воздействия со стороны предпринимательского сообщества, положения в данном вопросе не улучшила, скорее напротив.

Тем не менее цель данного выступления эксперт видит не в том, чтобы просто изложить все накопившиеся претензии к действующему регулированию и перечислить имеющиеся у предпринимателей предложения, которые приведены в составленной экспертами пояснительной записке на несколько листов, включая сравнительные таблицы. Со всем этим при желании каждый может ознакомиться, нужно лишь обратиться в ГПУ ВЭД. Все эти предложения и таблицы направлены в Минюст совместным письмом четырех общественных организаций.

На взгляд специалиста, цель в другом: сегодня наше бизнес-собщество четко высказалось за проведение обоснованной ревизии имеющейся правовой базы. Для осуществления этой работы имеются весьма серьезные основания, часть из которых была обозначена в статье. Откликнувшиеся на обращение рабочей группы АСИ предприниматели из разных уголков страны не просто дали ответ на заданный вопрос, они поведали экспертам свои надежды и чаяния, доверили им право от их имени сделать хоть что-то, чтобы изменить сложившуюся ситуацию. Анастасия Чурсина убеждена, что рабочая группа по мониторингу «дорожной карты» АСИ совместно с органами исполнительной власти страны обязаны сохранить и приумножить оказанную им со стороны бизнеса поддержку. Пусть первый опыт дал не тот результат, на который рассчитывали, но это тоже результат. Значит, будут и другие.

Артем БЕЛОУСОВ

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 14 марта 2013 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Александр Гетман: нам любое дело по плечу

Таможенные органы Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) подвели итоги работы в 2016 году по основным направлениям своей деятельности.

 28 марта 2017 / Таможня

Россия выиграла суд

Большая коллегия Суда Евразийского экономического союза (ЕАЭС) удовлетворила заявление Российской Федерации и установила факт исполнения Республикой Беларусь не в полном объеме положений статей 1, 3, 4, 25 Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 года, статьи 125 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), статей 11 и 17 Соглашения о взаимной административной помощи таможенных органов – членов Таможенного союза от 21 мая 2010 года.

 27 марта 2017 / Таможня

ИТ- архитектура «ПЭК»: решения, отвечающие ожиданиям клиента

Сегодня от компаний, занимающихся грузоперевозками, клиенты ждут прозрачности и эффективности. Обеспечить это на новом уровне, который соответствует ожиданиям заказчиков, помогают современные ИТ-технологии. О том, как ИТ-решения помогают повысить эффективность перевозок, рассказывает Михаил Граблев, директор ИТ-департамента компании В«ПЭКВ».

 22 марта 2017 / Логистика

Усовершенствованный погрузчик премиум класса RX 70 – лучший в категории грузоподъемности от 2 до 3,5 тонн

К 10-летнему юбилею полюбившегося дизельного и газового погрузчика RX 70 компания STILL продолжает свою историю успеха, представив усовершенствованный модельный ряд от 2,0 до 3,5 тонн.

 21 марта 2017 / Логистика

Привилегии и льготы не исключают обязанности

В большинстве своем участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) наслышаны про преимущества, которые им может принести получение статуса уполномоченного экономического оператора (УЭО). Однако прежде чем отправляться в бюрократический путь по его получению, стоит детально разобраться в вопросе и четко понимать, нужен ли он тебе на данный момент.

 20 марта 2017 / Таможня

Александр Гетман: нам любое дело по плечу

Таможенные органы Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) подвели итоги работы в 2016 году по основным направлениям своей деятельности.

 28 марта 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Россия выиграла суд

Большая коллегия Суда Евразийского экономического союза (ЕАЭС) удовлетворила заявление Российской Федерации и установила факт исполнения Республикой Беларусь не в полном объеме положений статей 1, 3, 4, 25 Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 года, статьи 125 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), статей 11 и 17 Соглашения о взаимной административной помощи таможенных органов – членов Таможенного союза от 21 мая 2010 года.

 27 марта 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Привилегии и льготы не исключают обязанности

В большинстве своем участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) наслышаны про преимущества, которые им может принести получение статуса уполномоченного экономического оператора (УЭО). Однако прежде чем отправляться в бюрократический путь по его получению, стоит детально разобраться в вопросе и четко понимать, нужен ли он тебе на данный момент.

 20 марта 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Таможенные риски в профиль и анфас

Началом применения выборочности таможенного контроля в нашей стране стало закрепление во вступившем в силу с 1 января 2004 года Таможенном кодексе Российской Федерации (ТК РФ) соответствующей нормы, которая прописана в статье 358. С этого момента ФТС России начала администрировать методологию применения системы управления рисками (СУР) по организации таможенного контроля с использованием ведомственных приказов.

 16 марта 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Информацией стоит поделиться… с таможней

Контроль таможенной стоимости перемещаемых через границу товаров всегда был наиболее сложной темой таможенного администрирования. Его базовым инструментом является система управления рисками (СУР), особенно в части так называемых ценовых профилей рисков.

 15 марта 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog