Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

На товарах, производимых в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), появится надпись: «Сделано в ЕАЭС». На практике это означает, что товары, выпущенные в России, Беларуси, Казахстане, Армении и Киргизии, вскоре начнут поступать в продажу под единым брендом. Новая маркировка может стартовать в 2017 году.

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступил к рассмотрению по существу дела о конфискации белорусской таможней техники, которая перевозилась из Калининградской области в Россию по территории Беларуси. В суде сообщили, что решение по данному вопросу планируется вынести до конца ноября, так как по действующему регламенту дело должно быть рассмотрено до 1 декабря.

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

Индия высказывается за активную интеграцию с Евразийским экономическим союзом.

Госдума в первом чтении приняла законопроект о расширении свободной экономической зоны (СЭЗ) Крыма и Севастополя на территориальное море.

5-7 декабря 2016 года в Москве состоится 76-е сессия Политической комиссии Всемирной таможенной организации (ВТамО).

/ Статьи

Особенности проектирования технологии складов и распределительных центров

дмитрий блинов

Дмитрий Блинов

Группа компаний LogistiX, технический директор;

МАДИ, доцент кафедры «Логистика»,

руководитель лаборатории автоматической

идентификации и систем управления НОЦ-ТЛ

Начиная любое новое дело, мы, как правило, обращаемся к опыту людей, когда-либо занимавшихся чем-то подобным. Возможность получить экспертную оценку позволяет нам сэкономить время и исключить возможные ошибки, как если бы мы пытались решить вопрос самостоятельно, «с нуля». К тому же одно дело — самостоятельно пересадить растение, другое — попытаться спроектировать технологию грузопереработки для нового склада. Консультантов в этой области — если верить Интернету — масса, и таковыми себя порой считают даже те, кто принимал участие менее чем в 10 проектах.

Прежде всего любое новое строительство или реконструкция начинается с выпуска проектной документации. состав ее разделов и их содержание подробно описываются постановлением Правительства Российской Федерации № 087 от 16.02.2008 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», где предусмотрена каждая мелочь — от характеристик цеховых коммуникаций до устройства зарядных комнат и аварийных систем вентиляции.

В советские годы этим занимались целые проектные институты, в которых был накоплен богатый, нередко уникальный опыт, что нашло отражение в издании методических рекомендаций по проектированию, последние из которых датируются далеким 1986 годом. Опыт консультантов в наше время зависит исключительно от желания и возможности работодателя развивать своих сотрудников.

Одновременно нельзя не отметить активное сотрудничество научного сообщества с зарубежными коллегами и формирование новой методологической базы, соответствующей высокому международному уровню. Если консультанты работают в тесной интеграции с научным сообществом, это дает им дополнительное преимущество и возможность совместить свой практический опыт с фундаментальными истинами логистики.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Любое проектирование начинается с опросника. Как правило, он содержит ряд стандартных вопросов, ответы на которые позволяют проектировщику укрупненно представить себе технологические процессы заказчика. например, сколько тонн груза обрабатывается в год, каков максимальный вес грузовой единицы и т.п. как правило, опросник не должен быть слишком большим, чтобы не запутать заказчика, не имеющего представления о проектировании, но и не должен быть слишком коротким: ведь тогда проектант не получит минимум необходимой информации.

Исходя из полученных ответов появляется возможность сформировать один или несколько концептов, которые впоследствии будут корректироваться и наполняться деталями, чтобы стать частью логистического проекта. однако даже на этом простом этапе опыт и квалификация консультанта играют важнейшую роль.

Возьмем реальный пример из жизни — склад компьютерной техники. средний вес одного изделия не превышает 10 кг, упаковка и прочие характеристики позволяют формировать грузовые единицы на базе европаллет массой около 200 кг. Но к компьютерной технике относятся также источники бесперебойного питания, которые содержат тяжелые аккумуляторные батареи. Паллета с таким грузом может весить 1,5-2 т.

Консультанту необходимо понимать, с какими технологическими группами работают предприятия данной отрасли, и делать выводы о необходимости проведения детального анализа товарных потоков, руководствуясь разбросом значений показателей в опроснике.

Нельзя подходить к технологии на уровне простого «калькулятора», иначе можно получить непредсказуемый и вредный для заказчика результат. Представим себе, что мы передали инженерам-проектировщикам анкету с вышеуказанными данными, не проведя детального анализа товарных потоков.

Им требуется предусмотреть такую нагрузочную способность основания пола или перекрытия, а также соответствующее сечение балок стеллажной системы, чтобы оно выдерживало нагрузку исходя из заявленного максимального веса грузопакета (2 т), который превосходит реальный (200 кг) в 10 раз.

Естественно, это приведет к дополнительному расходу металла, бетона, усилению несущих конструкций и т.п. И весь этот «праздник» оплатит заказчик. Ведь проектировщик здесь играет на стороне строителя: ему важно соблюсти все документально оформленные пожелания заказчика, а все спорные моменты «прикрыть» нормами и рекомендациями по проектированию, чтобы в первую очередь создать безопасный объект, который потом не развалится в самый неожиданный момент.

ВНУТРЕННЯЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Относительно внутренней технологии работы склада у строителей обычно бытует мнение: «Мы вам построили красиво и надежно, а вы уж что хотите там внутри, то и делайте». И в этом есть свои резоны — в результате получается вполне универсальный объект, не ограничивающий просторы для ведения бизнеса.

Однако у любой универсальности есть своя цена: как правило, стоимость 1 м2 такого здания заметно выше, чем здания, спроектированного под реальные потребности конкретного заказчика. Вывод простой: все исполнители должны работать в единой связке. Идеальный вариант — это проработка технологического решения до строительной части, а никак не после.

Часто вопросы технологии предлагают взять на себя поставщики специализированного оборудования (систем стеллажного хранения, автоматизированных систем хранения, грузоподъемного оборудования и т.д.). Даже имея необходимые компетенции в смежных областях грузопереработки, технолог компании-продавца мотивирован прежде всего на продажу максимального объема оборудования своей компании.

Предельно узкие проходы для максимального количества стеллажей, чрезмерно длинные каналы набивных и гравитационных стеллажей, узкопроходные комплектовщики для высокоинтенсивного штучного набора, минимальные площади операционных зон — вот далеко не полный перечень возможных проблем.

Опять же возникает проблема в последовательности: если бы сначала был реализован анализ товарных потоков по логистическим признакам и на его основе сформирована оптимальная технология грузопереработки, то по имеющимся ограничениям и параметрам можно было бы подобрать и соответствующее оборудование, которое будет действительно подходить и по производительности, и по эргономике, и по показателям надежности.

«Мы сделаем анализ своими силами!» — решает подчас заказчик. «У нас есть свой классификатор!» — уверенно подтверждают сотрудники. давайте обратимся к статистике: больше половины неудачных проектов являются таковыми именно из-за проблем с исходными данными.

До сих пор во многих компаниях самая значительная (иногда до 90%) группа в товарном справочнике учетной компьютерной системы — это группа «прочее» (или «другое»). Такая «классификация» при проведении анализа не вполне позволяет оперировать применительно к группам товаров характерными логистическими показателями, такими как весогабаритные характеристики, частота обращений к товару, равномерность его отгрузок, доля в общем объеме грузопотока и т.д.

«А зачем вообще ими оперировать?» — спросите вы. неужели нельзя просто отвести определенную площадь под хранение и оставить некоторый процент от нее на грузооб-работку (приемку, комплектацию)? Можно! и часто подобные «решения» можно увидеть в тех проектах, которые передаются на аудит от сторонних исполнителей, когда заказчики в процессе эксплуатации сталкиваются с недостатком мест для операций комплектации с переизбытком их в зоне хранения и задумываются о строительстве многоярусного мезонина.

«ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ...»

Важно понимать, что проектирование может базироваться не на высшей математике, а на простых арифметических операциях, но анализ товаропотоков — это именно моделирование, когда на базе предоставленной заказчиком информации о движениях товарно-материальных ценностей производится построение полноценной модели с расчетом параметров каждой технологической зоны склада.

Далеко не все компании умеют это делать, отсюда и рождается другой подход — использование «лучших практик» для формирования технологических решений. Для примера можно представить следующих вариант. Представители крупной компании-дистрибутора побывали на складе своих коллег, где увидели, что те делают невысокие паллеты, ставят их друг на друга и именно в таком виде размещают в зоне хранения. Таким образом, конкуренты реализовали двухъярусный отбор с пополнением целыми единицами. Расчет был простой: пополнить полку с грузоперевалкой — 4 минуты, а переместить всю паллету — 2 минуты.

Начальник складского комплекса компании-визитера тщательно зафиксировал все, что увидел, и по возвращении принял решение реализовать такую же технологию у себя. Извлечь пользу из этих изменений не удалось. Во-первых, на складе количество SKU1 примерно в 2 раза больше, чем у конкурентов, и они просто физически не смогли избавиться от полок. Во-вторых, количество перемещений для низких паллет увеличивается для их случая почти в 2 раза. И в-третьих, разместив в одной ячейке две низких паллеты друг на друге, мы получаем дополнительные трудозатраты при извлечении нижней паллеты.

В результате склад практически остановился. вывод простой. Подход, хорошо работающий на одном складе, может совершенно не работать на другом. «Лучшими практиками» обычно называют подходы, которые дают положительный результат в рамках определенных параметров. Самое важное при накоплении таких практик — идентификация и анализ этих параметров, что для консультантов, имеющих малый проектный опыт, не осуществимо. «А сколько это — много проектов?» — спросите вы. Даже имея в своем пуле более 200 проектов, мы каждый раз находим что-то новое. ответ простой: чем больше — тем лучше.

Как упоминалось выше, компетентные компании, занимающиеся логистическим проектированием, большое внимание уделяют сбору исходных данных. здесь все как в школе: правильно записать условия задачи — это уже наполовину решить ее. и действительно, сбор и анализ исходных данных составляет около половины трудоемкости (а порой и более) всего проекта.

СБОР ДАННЫХ И АНАЛИЗ

На этапе сбора данных определяются весовые и габаритные характеристики как единицы хранимого товара, так и его более крупной упаковки (УГЕ — укрупненная грузовая единица), а также конечное количество штук на одной паллете или в другой, самой крупной упаковке (если это применимо). Это очень важно для правильного проведения анализа структуры внешних и внутренних грузопотоков логистического центра, а также товарных запасов, который проводится на следующем этапе.

Очевидно, что из укрупненного макроэкономического показателя в виде годового грузооборота в тоннах или кубических метрах достоверно не определяется ни единовременный объем хранения, ни пиковая мощность внешнего потока. А ведь это ключевые моменты, определяющие полезную площадь склада, количество погрузочно-разгрузочных ворот, размеры внутренних технологических зон, способ обработки грузов и т.п. Для их определения и требуется анализ структуры товаропо-токов компании по логистическим признакам.

Обычно проводится трехмерный АВС-XYZ-DEF-анализ, но можно добавить и большее количество анализируемых факторов. АВС-анализ обычно проводится по грузообороту активных позиций (в штуках, тоннах и/или кубических метрах). Ранжируя полученный результат по правилу Парето, выделяют 3 группы товаров: «горячую», «среднюю» и «холодную». основная задача АВС-анализа — определить, какие товары составляют основу товаропотока, с тем чтобы подобрать технологическое решение, наиболее эффективное для их обработки и хранения.

XYZ-анализ показывает степень равномерности отгрузок (приходов) по каждой товарной позиции. Методика его проведения аналогична АВС-анализу с той лишь разницей, что ранжирование осуществляется по коэффициенту вариации (среднеквадратичного отклонения) исследуемого показателя, т.е. группе «Х» соответствуют товары, доля которых в товарном потоке сравнительно равномерна, а в группе «Z», наоборот, товары, появление которых в товарном потоке характеризуется исключительной неравномерностью (носит всплеско-вый характер). Понимать структуру товарных потоков с точки зрения равномерности их прихода или отгрузок конкретного товара очень важно при определении оптимальных размеров запасов, а следовательно, и объемов зоны основного хранения.

Следующий вид анализа — DEF-анализ — показывает частоту обращений к конкретным товарным позициям. Методика его проведения аналогична методике АВС-анализа, только «горячую» группу составляют товарные позиции, обеспечивающие 80% трудоемкости при комплектации заказов, а «холодную» — 5% от общей трудоемкости.

Методика совмещения всех трех видов анализов в трехмерный ABC-XYZ-DEF-анализ позволяет подобрать размеры, взаимное расположение и оснащенность различных технологических участков склада или распределительного центра наилучшим образом.

Следующая «головная боль» проектировщика и заказчика — это альтернативное проектирование. не секрет, что один и тот же грузопоток можно обслужить с использованием разных технологий. Примеров тому много: можно использовать технологию комплектации «человек к товару» (man-to-goods), можно — «товар к человеку» (goods-to-man), можно использовать широкопроходную технологию паллетного хранения, а можно узкопроходную или вообще отказаться от появления человека в зоне хранения,установив кран-штабелер. Можно выдавать задания операционному персоналу склада на бумаге, можно через терминал сбора данных, а можно светом (технология pick-by-light) или голосом (pick-by-voice) с современной компьютерной визуализацией и прочим.

Каждая технология, даже самая примитивная, имеет право на жизнь. Задача проектировщика — проработать все возможные альтернативы логистических технологий на объекте. Хорошо, когда таких комбинаций 2-3, но в большинстве случаев речь идет о 5-6, а иногда и более технологиях грузооб-работки на разных участках логистической цепочки, и для принятия обоснованного решения о выборе той или иной комбинации заказчику необходимо получить детализированную

Модель для каждого варианта. Различные модели можно сравнивать только в том случае, когда каждая из них просчитана с точки зрения инвестиционных затрат и сроков окупаемости.

Из собственного опыта следует отметить, что, как правило, технологии, требующие в начальной фазе большего объема инвестиций (речь идет о высокотехнологичных логистических решениях) быстрее окупаются по сравнению с более дешевыми. Это можно объяснить более высокой интенсивностью работы оборудования и меньшим участием в этой работе персонала. однако главным экспертом в данном вопросе, конечно, остается заказчик: ведь всегда лучше та технология, которую можно себе позволить сегодня и которая будет отвечать потребностям бизнеса завтра, а не та, внедрение которой будет на неопределенный срок отложено из-за недостатка финансирования.

Еще одной важной особенностью, о которой необходимо упомянуть, является пост-проектное сопровождение. Не всегда в условиях постоянно изменяющихся потребностей рынка у автора проекта имеется возможность получить в процессе строительства или запуска в эксплуатацию нового склада необходимые уточнения либо выполнить некоторые корректировки технологии грузообработки, а ведь это порой сводит на нет всю эффективность предложенных решений. серьезные компании обычно не бросают своих клиентов и консультируют их на протяжении всего периода внедрения проекта.

Конечно, сложно рассмотреть все возможные аспекты технологического проектирования и детали проектной работы, но в целом мы с вами рассмотрели основные особенностям и ошибки проектирования складов и распределительных центров. как и в любом деле, главное в технологическом проектировании — правильно выбрать партнера, который корректно соберет и проанализирует исходные данные и предложит одно или несколько системных решений, наиболее подходящих для удовлетворения сегодняшних и завтрашних потребностей бизнеса.

Материал подготовлен при поддержке Координационного совета по логистике (КСЛ).

Материал предоставлен журналом "Логистика"
Подписной индекс 47778 по каталогу агентства "Роспечать"



 22 декабря 2014 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Союз обретет единый знак

На товарах, производимых в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), появится надпись: В«Сделано в ЕАЭСВ». На практике это означает, что товары, выпущенные в России, Беларуси, Казахстане, Армении и Киргизии, вскоре начнут поступать в продажу под единым брендом. Новая маркировка может стартовать в 2017 году.

 8 декабря 2016 / Таможня

Суд решит: была ли конфискация

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступил к рассмотрению по существу дела о конфискации белорусской таможней техники, которая перевозилась из Калининградской области в Россию по территории Беларуси. В суде сообщили, что решение по данному вопросу планируется вынести до конца ноября, так как по действующему регламенту дело должно быть рассмотрено до 1 декабря.

 7 декабря 2016 / Таможня

Иностранцам въезд заказан

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

 6 декабря 2016 / Таможня

Контроль передали в одни руки

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

 5 декабря 2016 / Таможня

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня

«Московский гостиничный рынок обладает колоссальным потенциалом для роста...»

Москва - один из красивейших городов мира. Она всегда привлекала туристов из Китая, Германии, Франции, Турции.

 16 ноября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Сервисные модели AXELOT позволят логистическим компаниям сэкономить

Компания AXELOT успешно работает на рынке информационных технологий с 1998 года. За это время она сумела занять лидирующие позиции на российском рынке систем автоматизации предприятий. Сегодня мы беседуем с Максимом Власовым, директором по развитию компании AXELOT.

 15 ноября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Система управления траспортом Generix Group вернет инвестиции в короткие сроки

Система управления транспортом TMS OnDemand, созданная инженерами компании Generix Group, направлена на сокращение транспортных и связанных с этим административных затрат.

 14 ноября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Алексей Тимашов: «В ближайшие годы логистика будет активно расти...»

Имя компании AXELOT хорошо известно на рынке информационных технологий: за ее плечами почти 20 лет успешной работы в России. Сегодня на вопросы журнала В«ЛОГИСТИКАВ» отвечает Алексей Тимашов, генеральный директор компании AXELOT.

 20 октября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

CеMAT-2016 фокусируется на технологиях «Индустрия 4.0»

На ведущей Международной выставке по внутрипроизводственной логистике и управлению грузопотоками CеMAT-2016 в Ганновере В«ЛОГИСТИКАВ» представит дайджест журнала на английском языке - RUSSIAN LOGISTICS JOURNAL-2016.

 19 октября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog