Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

Госдума в первом чтении приняла законопроект о расширении свободной экономической зоны (СЭЗ) Крыма и Севастополя на территориальное море.

5-7 декабря 2016 года в Москве состоится 76-е сессия Политической комиссии Всемирной таможенной организации (ВТамО).

Узбекистан не считает для себя выгодным вступление в Евразийский экономический союз или Таможенный союз.

/ Статьи

Основные принципы политики в области валютного регулирования и валютного контроля

Экономическая ситуация в стране оказывает непосредственное воздействие на развитие валютного законодательства Республики Беларусь. Можно проследить определенную закономерность: чем лучше и стабильней финансово-экономическая ситуация в Республике Беларусь, тем меньше валютных ограничений и запретов. И наоборот: очередной финансовый кризис, уменьшение золотовалютных резервов, отрицательное сальдо и т.п. причины сразу же влекут ужесточение валютного законодательства и, как следствие, валютного контроля. Соответствующими примерами ужесточения валютного законодательства являются: ограничение покупки иностранной валюты и открытия (наличия) специальных счетов для хранения купленной на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь иностранной валюты (постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 17.10.2011 № 448 «О внесении дополнений и изменений в Инструкцию о порядке совершения валютно-обменных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 07.09.2011 № 368 «О сделках купли-продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке»), введение покупки иностранной валюты только по паспорту (Указ Президента Республики Беларусь от 06.10.2011 № 449 «О некоторых вопросах осуществления валютно-обменных операций физическими лицами»).

Прежде всего хотелось бы назвать те нормативные правовые акты Республики Беларусь, которые составляют правовое ядро валютного регулирования и валютного контроля.

К основополагающим нормативным правовым актам Республики Беларусь в сфере валютного регулирования можно отнести Закон Республики Беларусь от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 226-З) и Правила проведения валютных операций, утвержденные постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72 (далее — Правила № 72).

Правовое ядро валютного контроля составляют: Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее — Указ № 178), Инструкция о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 16.04.2009 № 46 (далее — Инструкция № 46), постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 11.11.2008 № 165 «О порядке осуществления расчетов по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт», постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 05.11.2011 № 1483/22 «Об установлении сроков завершения внешнеторговых операций по отдельным видам внешнеторговых договоров и условиях продления сроков завершения внешнеторговых операций», постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 09.07.2009 № 101 «О проведении внешнеторговых операций».

В Республике Беларусь в настоящее время успешно функционирует следующая система органов валютного регулирования и валютного контроля.

1. Органами валютного регулирования в Республике Беларусь являются Совет Министров Республики Беларусь и Национальный банк Республики Беларусь.

2. Органами валютного контроля в Республике Беларусь являются Совет Министров Республики Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь, Комитет государственного контроля Республики Беларусь, государственный таможенный комитет Республики Беларусь.

3. В белорусском законодательстве очень важное значение в системе органов валютного регулирования и валютного контроля имеют агенты валютного контроля. Агентами валютного контроля в Республике Беларусь являются республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, областные (Минский городской) исполнительные комитеты, таможни, банки и небанковские кредитно-финансовые организации.

Ключевую роль среди агентов валютного контроля, безусловно, играют банки.

Основная масса расчетов на территории Республики Беларусь в белорусских рублях и иностранной валюте осуществляется клиентами (как резидентами Республики Беларусь, так и нерезидентами) через банки Республики Беларусь.

При этом банки как агенты валютного контроля в соответствии с п. 6 Инструкции № 46:

1) осуществляют контроль за:

— правомерностью проведения расчетов между резидентами и нерезидентами в иностранной валюте и белорусских рублях;

— правомерностью проведения расчетов в иностранной валюте, ценных бумагах в иностранной валюте и (или) платежных документах в иностранной валюте между резидентами;

— правомерностью изменения валюты обязательств при проведении валютных операций;

— правомерностью внесения наличных белорусских рублей в кассу банка для зачисления (перечисления) на счета субъектов валютных операций — нерезидентов либо получения наличных белорусских рублей при снятии со счетов субъектов валютных операций — нерезидентов;

— правомерностью внесения (снятия) наличной иностранной валюты на счета (со счетов) субъектов валютных операций;

— целевым использованием иностранной валюты, купленной резидентами (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) на внутреннем валютном рынке;

— проведением резидентами (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) платежей в пользу нерезидента, зарегистрированного в оффшорной зоне, либо иного лица по обязательству перед этим нерезидентом или на счет, открытый в оффшорной зоне, только после уплаты оффшорного сбора в случаях, определенных законодательством;

2) осуществляют контроль за представлением клиентами документов по валютным операциям;

3) осуществляют регистрацию сделки;

4) уведомляют органы валютного контроля о поступлении клиентам денежных средств по валютным операциям, проводимым с нарушением законодательства;

5) представляют информацию по валютным и внешнеторговым операциям в Национальный банк в порядке и сроки, определенные Национальным банком.

Как видим, функции банков как агентов валютного контроля довольно широки и многообразны. При этом банки постоянно должны учитывать с одной стороны интересы клиента, а с другой — требования валютного законодательства и контролирующих органов. Так, например, в соответствии с п. 28 Инструкции № 46 банк обязан отказать клиенту в проведении валютной операции в случаях:

— несоответствия валюты расчета валютному законодательству (кроме валютной операции, связанной с поступлением денежных средств);

— непредставления клиентом в банк документов, необходимых банку для осуществления функций агента валютного контроля, либо несоответствия представленных документов (платежных инструкций) требованиям п. 25 и 27 Инструкции № 46 (кроме валютной операции, связанной с поступлением денежных средств в безналичном порядке);

— получения от клиента поручения на перечисление денежных средств со счета, если исполнение поручения не соответствует режиму функционирования счета клиента;

— непредставления клиентом в банк платежного поручения об уплате оффшорного сбора при осуществлении валютной операции, требующей уплаты оффшорного сбора;

— снятия наличной иностранной валюты со счетов субъектов валютных операций в банке, если возможность использования наличной иностранной валюты не предусмотрена валютным законодательством;

— снятия наличных белорусских рублей со счетов субъектов валютных операций — нерезидентов в банке, если возможность использования наличных белорусских рублей не предусмотрена валютным законодательством;

— неправомерного изменения валюты обязательств (кроме валютной операции, связанной с поступлением денежных средств);

— отсутствия регистрации сделки, если необходимость регистрации сделки предусмотрена законодательством (кроме валютной операции, связанной с поступлением денежных средств). В случае отсутствия регистрации сделки и невозможности банком на основании представленных клиентом документов определить необходимость регистрации сделки клиент по требованию банка для подтверждения отсутствия необходимости регистрации сделки учиняет на платежной инструкции запись: «Регистрация сделки не требуется».

Ослабление и отмена валютных ограничений, либерализация валютного контроля только приветствуются банками, поскольку это позволяет упростить и ускорить работу банка, повысить качество обслуживания клиента, исключить конфликтные ситуации во взаимоотношениях с клиентами и контролирующими органами.

Очередным шагом на пути ослабления и отмены валютных ограничений, либерализации валютного контроля стало заключение 18 октября 2011 г. в г. Санкт-Петербурге Соглашения об основных принципах политики в области валютного регулирования и валютного контроля в государствах — участниках СНГ (далее — Соглашение).

Итак, остановимся подробнее на данном Соглашении.

Соглашение заключили 11 государств: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина (далее — стороны или государства-участники).

Соглашение направлено на постепенное ослабление и отмену валютных ограничений в отношении валютных операций, перечисленных в Соглашении.

В соответствии со ст. 6 Соглашения стороны обеспечивают постепенное устранение препятствующих эффективной экономической кооперации валютных ограничений в отношении валютных операций между резидентами государств — участников Соглашения, а также в отношении валютных операций с резидентами третьих стран. Меры либерализации, оговоренные Соглашением, должны осуществляться в отношении резидентов всех государств — участников Соглашения без дискриминации.

Обращаем внимание, что в ст. 7 Соглашения закреплена обязанность государств-участников принимать меры, исключающие введение любых валютных ограничений, а также любого изменения валютного законодательства своего государства, которое может вводить новые ограничения при осуществлении валютных операций.

Важной особенностью применения Соглашения является то, что государства-участники не ограничены в правах по контролю за правомерностью осуществления валютных операций (включая требования по представлению документов, являющихся основанием для проведения валютных операций, и информации, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов), а также по реализации иных мер, направленных на обеспечение соблюдения валютного законодательства своего государства. В белорусском законодательстве соответствующие требования закреплены, в частности, в Законе № 226-З, Правилах № 72, Указе № 178, Инструкции № 46.

В соответствии со ст. 11 Соглашения стороны не применяют валютные ограничения на осуществление платежей (расчетов) и переводов денег по следующим валютным операциям между резидентами государств — участников Соглашения и операциям, связанным с открытием ими счетов на территориях государств — участников Соглашения:

— платежи (расчеты) и переводы денег, связанные с отсрочкой платежа по экспорту сроком до одного года или предварительной оплатой (авансовым платежом) по импорту сроком до одного года, осуществляемые непосредственно между поставщиками (продавцами) и получателями (покупателями) товаров (работ, услуг) и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;

— перевод и получение процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам (депозитам), инвестициям, заемным и кредитным операциям;

— переводы и выплаты неторгового характера;

— расчеты по операциям с имуществом, отнесенным к недвижимому, за исключением расчетов по операциям с воздушными и морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река — море) плавания, космическими объектами;

— платежи (расчеты) и переводы денег, связанные с приобретением акций, долей, вкладов (паев) в уставном капитале юридических лиц — резидентов государств — участников Соглашения;

— платежи (расчеты) и переводы денег, связанные с приобретением через организованные рынки (биржи) государств — участников Соглашения государственных ценных бумаг;

— открытие на территориях государств — участников Соглашения юридическими лицами счетов, предназначенных для целей финансирования расходов, связанных с содержанием их филиалов и представительств, находящихся на территориях государств — участников Соглашения;

— открытие на территориях государств — участников Соглашения счетов физическими лицами для целей осуществления платежей, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Обратите внимание на содержание термина «валютные операции», который используется в Соглашении: валютные операции — это платежи (расчеты), переводы и получение денег. Содержание термина «валютные операции», используемого в Соглашении, не совпадает с содержанием аналогичного термина, употребляемого в ст. 4 Закона № 226-З. Определение в Законе № 226-З валютных операций как сделок, предусматривающих использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте, платежных документов в иностранной валюте, вызывает на практике множество проблем и неоднозначное толкование. Полагаем, что подход, закрепленный в Соглашении, в соответствии с которым валютными операциями являются платежи (расчеты), переводы и получение денег, более правильный и логичный.

Некоторые валютные операции, указанные в ст. 11 Соглашения, разрешены валютным законодательством Республики Беларусь и в настоящее время. Так, например, перевод и получение дивидендов и иных доходов по инвестициям, а также операции неторгового характера (перечень установлен в ст. 6 Закона № 226-З) в соответствии со ст. 5 Закона № 226-З являются текущими валютными операциями. Согласно ст. 10 данного Закона текущие валютные операции осуществляются между резидентами и нерезидентами в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Национального банка, без ограничений.

Однако большинство валютных операций, указанных в ст. 11 Соглашения, требуют получения субъектами валютных операций — резидентами разрешения Национального банка (продление сроков завершения внешнеторговых операций требует разрешения Национального банка; авансовые платежи по импорту осуществляются также с разрешения Национального банка (исключение — авансовые платежи в пользу резидентов Российской Федерации и Республики Казахстан); выплата процентов по договорам займа, требующим разрешения Национального банка, осуществляется только после получения указанного разрешения; приобретение акций при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидента осуществляется на основании разрешения Национального банка; приобретение у нерезидента ценных бумаг, выпущенных нерезидентами, осуществляется только с разрешения Национального банка и т.д.).

В соответствии со ст. 12 Соглашения стороны по истечении 90 дней с даты вступления Соглашения в силу отменяют валютные ограничения по следующим валютным операциям, осуществляемым между резидентами государств — участников Соглашения:

— платежам, связанным с привлечением и предоставлением кредитов (займов) в денежной форме;

— платежам (расчетам) и переводам денег, связанным с приобретением через организованные рынки (биржи) государств — участников Соглашения облигаций и иных ценных бумаг (кроме акций) коммерческих организаций — резидентов государств — участников Соглашения.

Сразу хотелось бы отметить, что в соответствии с валютным законодательством Республики Беларусь предоставление нерезиденту или привлечение от нерезидента займов независимо от суммы, срока, валюты и т.п. является валютной операцией, связанной с движением капитала. Предоставление субъектом валютных операций — резидентом нерезиденту любого займа независимо от его условий осуществляется только на основании разрешения Национального банка. Порядок выдачи разрешений Национального банка Республики Беларусь установлен в Инструкции о порядке выдачи разрешений на проведение валютных операций и на открытие счетов за пределами Республики Беларусь, а также представления в банк уведомлений при совершении валютных операций, связанных с движением капитала, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.01.2008 № 15 (далее — Инструкция № 15). Согласно ст. 11.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях осуществление индивидуальным предпринимателем, юридическим или физическим лицом валютной операции, связанной с движением капитала, без разрешения Национального банка Республики Беларусь, когда в соответствии с законодательством требуется такое разрешение, влечет наложение штрафа в размере от 10 до 100 базовых величин.

Правила № 72 предусматривают целый ряд условий, при наличии которых и получение субъектом валютных операций — резидентом займа потребует разрешения Национального банка. Однако в п. 30 Инструкции № 15 установлено, что на проведение таких валютных операций Национальный банк выдает разрешения до момента проведения резидентом расчетов с нерезидентом по данным валютным операциям. Расчеты — исполнение денежного обязательства путем осуществления платежей в безналичном порядке либо в наличной форме (п. 2 Правил № 72). Момент проведения резидентом расчетов с нерезидентом исходя из п. 2 Правил № 72 — момент осуществления платежа через банк нерезиденту. Это означает, что резидент может получить заем от нерезидента, который требует разрешения Национального банка фактически без разрешения на момент получения. Но до совершения платежа нерезиденту, то есть до возврата займа и процентов, иными словами, до проведения расчетов с нерезидентом разрешение Национального банка должно быть получено. При этом необходимо учитывать убедительную просьбу, содержащуюся в письме Национального банка Республики Беларусь от 11.01.2010 № 31-14/12 «О применении норм Правил проведения валютных операций», обращаться за разрешением до момента исполнения нерезидентом своих обязательств перед резидентом.

Приобретение у нерезидента ценных бумаг, эмитированных нерезидентами, осуществляется, как было указано выше, только с разрешения Национального банка.

В соответствии со ст. 13 Соглашения каждая из сторон вправе в исключительных случаях устанавливать валютные ограничения на срок не более одного года на валютные операции, указанные в ст. 11 и 12 Соглашения.

К исключительным случаям относятся:

— возникновение обстоятельств, при которых осуществление мер либерализации может повлечь ухудшение экономической и финансовой ситуации;

— негативное развитие ситуации в платежном балансе, следствием которого может стать снижение золотовалютных резервов ниже допустимого уровня;

— возникновение обстоятельств, при которых осуществление мер либерализации может нанести ущерб интересам национальной безопасности и препятствовать поддержанию общественного порядка;

— резкие колебания курса национальной валюты государства — участника Соглашения.

Уведомления о введении валютных ограничений направляются применившей их стороной другим сторонам не позднее чем через 15 дней с даты введения таких ограничений.

Функции по координации мероприятий, направленных на выполнение норм Соглашения, осуществляет Межгосударственный валютный комитет во взаимодействии с Исполнительным комитетом СНг.

В целом, Соглашение является очень важным и прогрессивным документом. Однако обращаем внимание на то, что Республика Беларусь подписала его с оговоркой. В соответствии с этой оговоркой 3 статьи Соглашения (7, 11 и 12), в которых и заключен главный его смысл, вступают в силу для Республики Беларусь лишь с 1 января 2017 г. Однако даже после вступления этих статей в силу на основании ст. 13 Соглашения сохраняется возможность устанавливать «временные» валютные ограничения.

 Денис САФАРЕВИЧ, юрист

Материал предоставлен журналом"Валютное регулирование и ВЭД"


 1 августа 2012 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня

Эксперимент для багажа

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

 29 ноября 2016 / Таможня

Экспорт всему голова

Вслед за зерном из-за перепроизводства Россия впервые может начать экспортировать сахар. Ожидается, что в 2016 году его будет на 1 млн тонн больше, чем необходимо для внутреннего потребления.

 28 ноября 2016 / Таможня

Декларировать можно по-новому

Декларирование таможенной процедуры таможенного транзита в электронной форме предполагает, что при представлении декларантом транзитной декларации (ТД) и документов, на основании которых заполнена ТД, взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД осуществляется с использованием средств криптографической защиты информации и электронных подписей.

 23 ноября 2016 / Таможня

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Эксперимент для багажа

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

 29 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Экспорт всему голова

Вслед за зерном из-за перепроизводства Россия впервые может начать экспортировать сахар. Ожидается, что в 2016 году его будет на 1 млн тонн больше, чем необходимо для внутреннего потребления.

 28 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Декларировать можно по-новому

Декларирование таможенной процедуры таможенного транзита в электронной форме предполагает, что при представлении декларантом транзитной декларации (ТД) и документов, на основании которых заполнена ТД, взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД осуществляется с использованием средств криптографической защиты информации и электронных подписей.

 23 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog