Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Вследствие развития Индустрии 4.0 и стабильного роста электронной коммерции перед логистикой встала сложная задача - повышение гибкости логистических процессов. При этом она не должна воплощаться за счет снижения производительности и увеличения расходов.

Специалист в области внутренней логистики компания STILL успешно реализовала качественно новый проект по поставке литий-ионной техники. Ее первым крупным клиентом стал производитель продуктов питания компания Brüggen, которая перевела свой автопарк на литий-ионную технологию.

В Литве, согласно республиканскому Кодексу об административных правонарушениях, с 1 января 2017 года за несвоевременную подачу перевозчиком предварительной информации (декларации) и представление литовским таможенным органам недостоверных сведений о перевозимых товарах и транспортных средствах при предварительном информировании устанавливается административная ответственность.

Россия обратилась в апелляционный орган ВТО для обжалования выводов третейской группы в споре с ЕС по легким коммерческим автомобилям (LCV).

Власти Приморья направили в Минвостокразвития предложение включить Свободный порт Владивосток и интегрированную развлекательную игорную зону в число пилотных территорий для введения режима беспошлинной торговли и режима tax free.

20 февраля будет рассмотрен вопрос о формировании панели арбитров для рассмотрения иска Украины к России по запрету транзита будет рассмотрен ВТО.

/ Статьи

Объединение высших судов: проблемы и перспективы

Предложение Президента РФ об объединении Верховного суда (ВС) РФ и Высшего арбитражного суда (ВАС) РФ в единый высший судебный орган вызвало много разговоров и споров. Дискуссии идут по многим вопросам - от юридической техники законопроекта до его идеологии. Отмечу, что нынешняя организация судебной системы устоялась и понятна всем, и предложение о ее реформировании прозвучало как гром среди ясного неба.

Скоропалительное внесение президентом в Государственную думу поправок к Конституции РФ «О Верховном суде и прокуратуре РФ», по которым даже в юридическом сообществе не было предварительного обсуждения, породило множество предположений о причинах столь кардинальной перестройки судебной системы России. Мнения высказываются самые различные: как серьезные, так и конспирологические, а порой и спекулятивные.

С сожалением констатирую, что в потоке суждений фактически потонули весьма серьезные и здравые предложения президента по реальному реформированию судебной власти. Имею в виду идею о создании административных судов. Конечно, концептуальная перестройка судебной системы не может оцениваться однозначно. Как всякое сложное социальное явление, она имеет и положительные, и отрицательные стороны. Оценить последствия, которые могут быть диаметрально противоположны ожидаемому результату, сложно. Однако необходимо составить прогнозы.

Профессионалы осознают, что объединение двух судебных инстанций обязательно приведет к коренной ломке всей правовой системы. Это очевидно, ведь каждая из существующих ветвей судебной власти организована особым, отличающимся от иных структур образом. Инстанционность, процессуальные особенности рассмотрения дел, структурирование, порядок обжалования, сроки рассмотрения споров - вот далеко не полный перечень проблем, которые встают перед правоприменителем, сталкивающимся с необходимостью ежедневно осуществлять правосудие в условиях ломки сложившейся системы.

Напомню, что президент еще несколько месяцев назад обосновал и четко сформулировал необходимость реформы. Он мотивировал ее стремлением избежать параллелизма в работе судов, исключить возможность отказа в судебной защите по причине споров о подведомственности, реализовать единообразие судебной практики, установить общие правила судопроизводства. Однако в противовес официальному мнению политики, юристы и обозреватели зачастую приводят и иные причины, которые, по их мнению, остались за рамками.

Многие эксперты говорят, что единый суд будет легче контролировать, об исключении субъективного фактора, когда амбиции и субъективные пристрастия руководителей равного уровня мешают им вести слаженную работу по установлению единообразной судебной практики. Между тем характер предстоящих преобразований очень серьезен. Речь идет об изменении Конституции РФ и целого ряда основополагающих федеральных законов. Это может привести к разбалансировке устоявшихся политической и юрисдикционной систем.

Также высказывается мнение, что предполагается и своего рода "чистка" судейских рядов, поскольку предусмотрена двухэтапная процедура переназначения судей. Она включает проведение специальной комиссией в отношении кандидатов квалификационного экзамена и проверки. Это создаст существенный психологический дискомфорт для опытных судей, отработавших в системе много лет, имеющих колоссальный опыт разрешения споров, обладающих учеными степенями докторов и кандидатов юридических наук.

Эти люди сами принимали экзамены. Их сложно представить в роли учеников, рискующих получить двойку. Предполагаю, что этот "психологический фактор" станет одной из причин существенного оттока из состава судей высококвалифицированных специалистов. Исход судей подкреплен и серьезными финансовыми факторами: каждый из уходящих в отставку получит значительную денежную сумму, а также высокую пенсию, соразмерную зарплате судьи. Кроме того, не многие захотят на закате карьеры переезжать из Москвы в Санкт-Петербург. Это прозаические факторы, но они весьма сильно повлияют на кадровый состав будущей высшей судебной инстанции.

Думаю, что реформаторы, готовившие коренную ломку судебной системы, не могли не учитывать вышеперечисленное. В то же время, видимо, имели место соображения, которые оказались гораздо сильнее тех отрицательных последствий, о которых упомянул. Если высказанное предположение окажется верным, то "чистка" судейских рядов, скорее всего, входит в планы реформаторов. Последние события подтвердили опасения по кадровому вопросу. Так, ВАС уже понес потери. Еще до его упразднения несколько старейших судей добровольно подали в отставку.

Любопытно, но реформа судебной системы стала поводом и для изменений в организации прокуратуры. Их общий тренд – ее еще большая зависимость от президентской власти. Это, в свою очередь, укрепляет позицию сторонников конспирологических теорий, объясняющих происходящее стремлением исполнительной власти усилить влияние на судебную власть.

Если рассуждать сугубо теоретически, то объединение судов целесообразно, поскольку исключает проблемы, которые порой носят технический характер, но от этого не перестают быть острыми и ощутимыми. Имею в виду часто возникающие между ветвями судебной власти споры о подведомственности, дискредитация судебной системы вследствие неоднородной судебной практики и прочее.

Однако, исходя из российских реалий, можно с большой уверенностью предположить, что будущая реформа нанесет непоправимый урон той судебной ветви, которая по праву является флагманом российской юрисдикционной системы, - арбитражным судам. Все их достижения, которые с таким трудом завоевывались на протяжении 20 лет, могут оказаться перечеркнутыми, а это - и открытость судебной системы, и скорость рассмотрения дел, и высокое качество принимаемых судебных актов.

Негативные последствия неизбежны, поскольку речь идет о соединении двух несоразмерных систем, одна из которых поглотит другую просто потому, что она существенно больше. Поэтому уже сейчас можно говорить о том, что реформа пойдет по пути ликвидации арбитражных судов. Об этом свидетельствует даже то, что в законопроекте говорится об «упразднении ВАС РФ». Сейчас сложно прогнозировать, как будет отстроена работа единого суда.

Если предположить, что ее модель останется прежней, то специфика, которая наработана в сфере хозяйственной юрисдикции, точно будет утрачена. Если Президиум Верховного суда наряду с уголовными, административными, гражданскими делами будет рассматривать и споры, вытекающие из коммерческих отношений, то это неизбежно приведет к снижению качества прецедентов, принимаемых на высшем уровне, и смещению значимости решений на уровень кассационных судов, что негативно скажется на единообразии судебной практики.

Еще один немаловажный вопрос - финансирование. Нужно признать, одной из причин более успешной работы системы арбитражных судов являлось то обстоятельство, что их финансирование было существенно выше. Кроме того, в судах общей юрисдикции система финансирования более сложная - Верховный суд самостоятельно распоряжается средствами, в то время как обеспечение остальных судов лежит на Судебном департаменте. Арбитражные суды финансировались централизованно. Конечно, какая-то унификация в организации финансирования должна последовать, но опять-таки, исходя из российских реалий, можно предположить, что настройка системы потребует весьма длительного срока и больших затрат.

Олег СКВОРЦОВ,

руководитель судебной практики

международной юридической компании

DLA Piper в Санкт-Петербурге,

профессор юридического факультета СПбГУ,

доктор юридических наук

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 30 октября 2013 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Инновационные решения KNAPP влияют на развитие интралогистики

Вследствие развития Индустрии 4.0 и стабильного роста электронной коммерции перед логистикой встала сложная задача - повышение гибкости логистических процессов. При этом она не должна воплощаться за счет снижения производительности и увеличения расходов.

 15 февраля 2017 / Логистика

Флагманский проект успешно реализован: компания STILL передала компании Brüggen парк складской техники, оснащенной литий-ионными батареями

Специалист в области внутренней логистики компания STILL успешно реализовала качественно новый проект по поставке литий-ионной техники. Ее первым крупным клиентом стал производитель продуктов питания компания BrГјggen, которая перевела свой автопарк на литий-ионную технологию.

 14 февраля 2017 / Логистика

Опоздал – заплати

В Литве, согласно республиканскому Кодексу об административных правонарушениях, с 1 января 2017 года за несвоевременную подачу перевозчиком предварительной информации (декларации) и представление литовским таможенным органам недостоверных сведений о перевозимых товарах и транспортных средствах при предварительном информировании устанавливается административная ответственность.

 6 февраля 2017 / Таможня

База для карантина

В Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) создана основополагающая нормативно-правовая база в области карантина растений.

 2 февраля 2017 / Таможня

К честной конкуренции готовы

Открытый в мае текущего года Группой компаний (ГК) В«ТРАНСБАЛТВ» многофункциональный таможенно-логистический комплекс (МФЛК) в Таганроге рискует уже в самое ближайшее время остаться фактически вне внимания и интереса со стороны участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) Южного федерального округа (ЮФО), хотя многие из них еще недавно планировали осуществлять свои экспортно-импортные операции с учетом технологических возможностей МФЛК.

 1 февраля 2017 / Таможня

Опоздал – заплати

В Литве, согласно республиканскому Кодексу об административных правонарушениях, с 1 января 2017 года за несвоевременную подачу перевозчиком предварительной информации (декларации) и представление литовским таможенным органам недостоверных сведений о перевозимых товарах и транспортных средствах при предварительном информировании устанавливается административная ответственность.

 6 февраля 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

База для карантина

В Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) создана основополагающая нормативно-правовая база в области карантина растений.

 2 февраля 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

К честной конкуренции готовы

Открытый в мае текущего года Группой компаний (ГК) В«ТРАНСБАЛТВ» многофункциональный таможенно-логистический комплекс (МФЛК) в Таганроге рискует уже в самое ближайшее время остаться фактически вне внимания и интереса со стороны участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) Южного федерального округа (ЮФО), хотя многие из них еще недавно планировали осуществлять свои экспортно-импортные операции с учетом технологических возможностей МФЛК.

 1 февраля 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Китай уже доступнее

Россия, Китай и Монголия подписали трехстороннее соглашение о регулярных грузовых автомобильных перевозках по новому транспортному коридору.

 31 января 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Контейнеры приравняли к транспорту

Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) упростила таможенное декларирование морских контейнеров в качестве транспортных средств международной перевозки (ТСМП) в портах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) для их дальнейшего перемещения по территории Союза иным видом транспорта.

 30 января 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog