Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

Госдума в первом чтении приняла законопроект о расширении свободной экономической зоны (СЭЗ) Крыма и Севастополя на территориальное море.

5-7 декабря 2016 года в Москве состоится 76-е сессия Политической комиссии Всемирной таможенной организации (ВТамО).

Узбекистан не считает для себя выгодным вступление в Евразийский экономический союз или Таможенный союз.

/ Статьи

Объединение высших судов: проблемы и перспективы

Предложение Президента РФ об объединении Верховного суда (ВС) РФ и Высшего арбитражного суда (ВАС) РФ в единый высший судебный орган вызвало много разговоров и споров. Дискуссии идут по многим вопросам - от юридической техники законопроекта до его идеологии. Отмечу, что нынешняя организация судебной системы устоялась и понятна всем, и предложение о ее реформировании прозвучало как гром среди ясного неба.

Скоропалительное внесение президентом в Государственную думу поправок к Конституции РФ «О Верховном суде и прокуратуре РФ», по которым даже в юридическом сообществе не было предварительного обсуждения, породило множество предположений о причинах столь кардинальной перестройки судебной системы России. Мнения высказываются самые различные: как серьезные, так и конспирологические, а порой и спекулятивные.

С сожалением констатирую, что в потоке суждений фактически потонули весьма серьезные и здравые предложения президента по реальному реформированию судебной власти. Имею в виду идею о создании административных судов. Конечно, концептуальная перестройка судебной системы не может оцениваться однозначно. Как всякое сложное социальное явление, она имеет и положительные, и отрицательные стороны. Оценить последствия, которые могут быть диаметрально противоположны ожидаемому результату, сложно. Однако необходимо составить прогнозы.

Профессионалы осознают, что объединение двух судебных инстанций обязательно приведет к коренной ломке всей правовой системы. Это очевидно, ведь каждая из существующих ветвей судебной власти организована особым, отличающимся от иных структур образом. Инстанционность, процессуальные особенности рассмотрения дел, структурирование, порядок обжалования, сроки рассмотрения споров - вот далеко не полный перечень проблем, которые встают перед правоприменителем, сталкивающимся с необходимостью ежедневно осуществлять правосудие в условиях ломки сложившейся системы.

Напомню, что президент еще несколько месяцев назад обосновал и четко сформулировал необходимость реформы. Он мотивировал ее стремлением избежать параллелизма в работе судов, исключить возможность отказа в судебной защите по причине споров о подведомственности, реализовать единообразие судебной практики, установить общие правила судопроизводства. Однако в противовес официальному мнению политики, юристы и обозреватели зачастую приводят и иные причины, которые, по их мнению, остались за рамками.

Многие эксперты говорят, что единый суд будет легче контролировать, об исключении субъективного фактора, когда амбиции и субъективные пристрастия руководителей равного уровня мешают им вести слаженную работу по установлению единообразной судебной практики. Между тем характер предстоящих преобразований очень серьезен. Речь идет об изменении Конституции РФ и целого ряда основополагающих федеральных законов. Это может привести к разбалансировке устоявшихся политической и юрисдикционной систем.

Также высказывается мнение, что предполагается и своего рода "чистка" судейских рядов, поскольку предусмотрена двухэтапная процедура переназначения судей. Она включает проведение специальной комиссией в отношении кандидатов квалификационного экзамена и проверки. Это создаст существенный психологический дискомфорт для опытных судей, отработавших в системе много лет, имеющих колоссальный опыт разрешения споров, обладающих учеными степенями докторов и кандидатов юридических наук.

Эти люди сами принимали экзамены. Их сложно представить в роли учеников, рискующих получить двойку. Предполагаю, что этот "психологический фактор" станет одной из причин существенного оттока из состава судей высококвалифицированных специалистов. Исход судей подкреплен и серьезными финансовыми факторами: каждый из уходящих в отставку получит значительную денежную сумму, а также высокую пенсию, соразмерную зарплате судьи. Кроме того, не многие захотят на закате карьеры переезжать из Москвы в Санкт-Петербург. Это прозаические факторы, но они весьма сильно повлияют на кадровый состав будущей высшей судебной инстанции.

Думаю, что реформаторы, готовившие коренную ломку судебной системы, не могли не учитывать вышеперечисленное. В то же время, видимо, имели место соображения, которые оказались гораздо сильнее тех отрицательных последствий, о которых упомянул. Если высказанное предположение окажется верным, то "чистка" судейских рядов, скорее всего, входит в планы реформаторов. Последние события подтвердили опасения по кадровому вопросу. Так, ВАС уже понес потери. Еще до его упразднения несколько старейших судей добровольно подали в отставку.

Любопытно, но реформа судебной системы стала поводом и для изменений в организации прокуратуры. Их общий тренд – ее еще большая зависимость от президентской власти. Это, в свою очередь, укрепляет позицию сторонников конспирологических теорий, объясняющих происходящее стремлением исполнительной власти усилить влияние на судебную власть.

Если рассуждать сугубо теоретически, то объединение судов целесообразно, поскольку исключает проблемы, которые порой носят технический характер, но от этого не перестают быть острыми и ощутимыми. Имею в виду часто возникающие между ветвями судебной власти споры о подведомственности, дискредитация судебной системы вследствие неоднородной судебной практики и прочее.

Однако, исходя из российских реалий, можно с большой уверенностью предположить, что будущая реформа нанесет непоправимый урон той судебной ветви, которая по праву является флагманом российской юрисдикционной системы, - арбитражным судам. Все их достижения, которые с таким трудом завоевывались на протяжении 20 лет, могут оказаться перечеркнутыми, а это - и открытость судебной системы, и скорость рассмотрения дел, и высокое качество принимаемых судебных актов.

Негативные последствия неизбежны, поскольку речь идет о соединении двух несоразмерных систем, одна из которых поглотит другую просто потому, что она существенно больше. Поэтому уже сейчас можно говорить о том, что реформа пойдет по пути ликвидации арбитражных судов. Об этом свидетельствует даже то, что в законопроекте говорится об «упразднении ВАС РФ». Сейчас сложно прогнозировать, как будет отстроена работа единого суда.

Если предположить, что ее модель останется прежней, то специфика, которая наработана в сфере хозяйственной юрисдикции, точно будет утрачена. Если Президиум Верховного суда наряду с уголовными, административными, гражданскими делами будет рассматривать и споры, вытекающие из коммерческих отношений, то это неизбежно приведет к снижению качества прецедентов, принимаемых на высшем уровне, и смещению значимости решений на уровень кассационных судов, что негативно скажется на единообразии судебной практики.

Еще один немаловажный вопрос - финансирование. Нужно признать, одной из причин более успешной работы системы арбитражных судов являлось то обстоятельство, что их финансирование было существенно выше. Кроме того, в судах общей юрисдикции система финансирования более сложная - Верховный суд самостоятельно распоряжается средствами, в то время как обеспечение остальных судов лежит на Судебном департаменте. Арбитражные суды финансировались централизованно. Конечно, какая-то унификация в организации финансирования должна последовать, но опять-таки, исходя из российских реалий, можно предположить, что настройка системы потребует весьма длительного срока и больших затрат.

Олег СКВОРЦОВ,

руководитель судебной практики

международной юридической компании

DLA Piper в Санкт-Петербурге,

профессор юридического факультета СПбГУ,

доктор юридических наук

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 30 октября 2013 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Иностранцам въезд заказан

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

 6 декабря 2016 / Таможня

Контроль передали в одни руки

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

 5 декабря 2016 / Таможня

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня

Эксперимент для багажа

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

 29 ноября 2016 / Таможня

Иностранцам въезд заказан

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

 6 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Контроль передали в одни руки

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

 5 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Эксперимент для багажа

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

 29 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog