Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

На товарах, производимых в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), появится надпись: «Сделано в ЕАЭС». На практике это означает, что товары, выпущенные в России, Беларуси, Казахстане, Армении и Киргизии, вскоре начнут поступать в продажу под единым брендом. Новая маркировка может стартовать в 2017 году.

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступил к рассмотрению по существу дела о конфискации белорусской таможней техники, которая перевозилась из Калининградской области в Россию по территории Беларуси. В суде сообщили, что решение по данному вопросу планируется вынести до конца ноября, так как по действующему регламенту дело должно быть рассмотрено до 1 декабря.

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

Индия высказывается за активную интеграцию с Евразийским экономическим союзом.

Госдума в первом чтении приняла законопроект о расширении свободной экономической зоны (СЭЗ) Крыма и Севастополя на территориальное море.

5-7 декабря 2016 года в Москве состоится 76-е сессия Политической комиссии Всемирной таможенной организации (ВТамО).

/ Статьи

Новый кодекс: с ним все только начинается

Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) на прошедшем 18 декабря заседании приняла решение направить в государства – члены Таможенного союза (ТС) на внутригосударственное согласование (ВГС) подготовленный экспертами проект Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС).

Теперь в каждой стране в рамках ВГС будет проведена комплексная оценка проекта и сформирована государственная позиция по нему. По итогам ВГС документ будет доработан с учетом предложений сторон. Планируется, что ТК ЕАЭС вступит в силу с 1 января 2016 года. Ожидается, что Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС будет подписан до конца 2015 года.

Как отметил член Коллегии (Министр) по таможенному сотрудничеству ЕЭК Владимир Гошин, практика показала, что по итогам ВГС поступает значительное количество поправок. Для их обсуждения потребуется провести несколько заседаний рабочей и экспертной групп. Таможенный кодекс ЕАЭС станет первым документом в таможенной сфере на Евразийской платформе, разработанным при непосредственном участии бизнеса. Он уточнил, что данный кодекс подготовлен рабочей группой по совершенствованию таможенного законодательства, созданной решением Совета ЕЭК от 09.10.2013 № 61.

В ее состав на паритетной основе вошли 50 экспертов высокого уровня из Беларуси, Казахстана и России. В обсуждении документа участвовали порядка 400 специалистов из различных министерств, ведомств и от бизнес-сообщества. Работа над проектом современного таможенного законодательства длилась более года. При подготовке ТК ЕАЭС была пересмотрена и актуализирована вся договорно-правовая база, регулирующая таможенные правоотношения.

В проекте учтены положения 16 действующих и 6 проектов международных договоров, регулирующих таможенные правоотношения. Также устранены имеющиеся недочеты и коллизии, учтены положения международных конвенций по таможенным вопросам, усовершенствованы нормы таможенного регулирования с учетом современного уровня развития информационных технологий и потребностей бизнес-сообщества.

В ЕЭК пояснили, что в проекте ТК ЕАЭС отражен ряд новых подходов к таможенному регулированию. Среди них приоритет электронного таможенного декларирования; непредставление при подаче электронной и письменной декларации на товары (ДТ) документов, на основании которых заполнялась декларация; возможность совершения таможенных операций, связанных с регистрацией ДТ и выпуском товаров, информационной системой таможенных органов автоматически, без участия должностных лиц таможенных органов; использование механизма «одного окна» при совершении таможенных операций.

Кроме того, предполагается сместить акцент проведения таможенного контроля на этап после выпуска товаров; установить в пределах всей таможенной территории Союза возможность использования товаров, в отношении которых таможенная процедура временного ввоза (допуска) применяется без уплаты таможенных пошлин, налогов; сократить срок выпуска товаров до 4 часов с момента регистрации ДТ, если по результатам проверки декларации не выявлена необходимость запроса документов, на основании которых она заполнена, либо проведения форм таможенного контроля, связанных с проверкой товаров; обеспечить принятие предварительных решений по происхождению товаров; кардинальным образом усовершенствовать институт уполномоченных экономических операторов (УЭО).

Напомним, что руководство России, Беларуси и Казахстана недавно ратифицировало Договор о ЕАЭС. Это означает, что с правовой точки зрения ничто не помешает трем государствам с 1 января 2015 года заменить Таможенный союз на новое межгосударственное интеграционное экономическое образование. С его появлением должны произойти серьезные изменения в различных сферах, в том числе и в таможенном регулировании. Согласно Договору о ЕАЭС оно должно осуществляться «в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС».

Выступая 19-20 ноября в Российской таможенной академии на Международной научно-практической конференции «Перспективы законодательства Таможенного союза (международный и региональный опыт) и технологические аспекты реализации механизма единого окна», организованной ЕЭК совместно с ФТС России, заместитель директора Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК Наталья Зубик уточнила, что Договор о ЕАЭС практически не касается таможенных правоотношений. Им посвящены лишь несколько отсылочных норм. Так, статья 32 гласит: «В Союзе осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с положениями настоящего договора». При этом в договоре имеются переходные положения, которые позволят до вступления в силу ТК ЕАЭС применять ТК ТС и иные международные соглашения.

Как отметила Наталья Зубик, «проект ТК ЕАЭС существенно отличается от ТК ТС, состоящего из 8 разделов и 50 глав и разделенного на общую и специальную части. В новом кодексе 9 разделов, включающих 60 глав, и нет никаких частей. За счет кодификации международных договоров, регулирующих таможенные правоотношения, уточнения его отдельных положений ТК ЕАЭС стал более объемным и детализированным. Как уже отмечалось, в его текст включены положения 16 действующих международных договоров, регулирующих таможенные правоотношения, а также учтены результаты переговорного процесса по 6 проектам международных договоров.

После вступления ТК ЕАЭС в силу в качестве отдельных международных договоров останутся только пять. Они затрагивают таможенные вопросы, но таможенные правоотношения непосредственно не регулируют, поскольку касаются лишь работы объединенной коллегии таможенных служб, деятельности представительств таможенных служб, особенностей привлечения лиц к административной и уголовной ответственности. В итоге вместо многочисленных международных договоров, содержащих ряд отсылочных норм к другим международным договорам, получился комплексный, логически выстроенный, усовершенствованный и отвечающий нынешним требованиям дня документ». Уточним, что ТК ТС работает с июля 2010 года без каких-либо изменений и кардинальных сбоев.

Плюс разделы

Раздел I ТК ЕАЭС «Общие положения», имеющий 5 глав и созданный на базе глав 1, 6, 7, 8 и 22 ТК ТС, посвящен основным положениям о таможенном регулировании в Союзе, общим положениям о перемещении товаров через его таможенную границу, владении, пользовании и (или) распоряжении ими на таможенной территории Союза или за ее пределами. Он также регулирует вопросы применения и ведения Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, классификации товаров, определения их происхождения и таможенной стоимости.

В него включены два действующих международных договора – это Соглашение от 21.05.2010 «О представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» и Соглашение от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза», а также проект протокола о внесении изменений в первое соглашение.

Раздел II «Таможенные операции и лица, их совершающие» (создан на базе глав 23-28 ТК ТС) состоит из 6 глав и содержит нормы, касающиеся общих вопросов совершения таможенных операций и лиц, их совершающих, а также таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза и их убытием с нее, временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском.

В разделе III «Таможенные процедуры» (создан на базе глав 29-43 ТК ТС) урегулированы общие положения о таможенных процедурах, а также приведено содержание 17 таможенных процедур, условия помещения товаров под них и использования товаров в соответствии с ними. Как и в действующем кодексе, каждой таможенной процедуре посвящена глава. В разделе, имеющем 18 глав, учтены положения трех международных договоров, трех проектов международных договоров и одного решения КТС.

Таможенный кодекс Таможенного союза работает с июля 2010 года без каких-либо изменений и кардинальных сбоев

Как и в ТК ТС, Раздел IV «Таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины» нового кодекса (создан на базе глав 9-14 ТК ТС) посвящен общим положениям о таможенных платежах, вопросам исчисления таможенных пошлин, налогов, сроков и порядка их уплаты, обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, возврата (зачета) таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (денег), взыскания этих платежей. Отличием, как уточнила Наталья Зубик, является включение в раздел, состоящий из 7 глав, самостоятельной главы, касающейся порядка уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин. В него включены два международных договора.

Раздел V «Особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза отдельных категорий товаров» (создан на базе глав 44, 45, 47, 48, 49 и 50 ТК ТС) содержит нормы, касающиеся особенностей порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами; международных почтовых отправлений и перемещаемых в них товаров; транспортных средств международной перевозки; припасов; товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи; перемещения товаров дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями и иными официальными представительствами государств, международными организациями, расположенными на таможенной территории Союза. В раздел из 6 глав включены положения четырех международных договоров и двух их проектов.

В трех главах Раздела VI «Проведение таможенного контроля» (создан на базе глав 15,16, 19 ТК ТС) урегулированы общие положения о таможенном контроле, определены его формы и порядок проведения, а также меры, обеспечивающие его проведение. В разделе системно структурированы нормы действующего ТК ТС, касающиеся таможенного контроля, разграничены действия, проводимые таможенными органами в ходе таможенного контроля: формы таможенного контроля (выделяется только 6) и меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, применяемые как самостоятельное действие и как вспомогательные при применении форм таможенного контроля.

Раздел VII «Таможенные органы», состоящий из 7 глав, является новацией. Аналога ему в ТК ТС нет. Сформированный на базе отдельных статей главы 1, глав 2, 17, 18, 20, 21 и 46 ТК ТС, он включает положения действующего ТК ТС, содержащиеся в различных главах, и положения четырех международных договоров и одного их проекта.

Также новым, как сообщила представитель ЕЭК, является Раздел VIII «Деятельность в сфере таможенного дела. Уполномоченный экономический оператор», состоящий из 7 глав. Он сформирован на базе главы 3, отдельных статей глав 25, 33, 41 ТК ТС, а также положений Соглашения от 18.06.2010 «О свободных складах и таможенной процедуре свободного склада». В нем даны нормы, касающиеся общих положений о деятельности лиц в сфере таможенного дела, а также деятельности таможенного представителя, таможенного перевозчика, владельца склада временного хранения, владельца таможенного склада, владельца свободного склада, владельца магазина беспошлинной торговли. Отдельная глава посвящена деятельности уполномоченного экономического оператора (УЭО). Завершает новый кодекс Раздел IX «Переходные положения».

В поиске баланса

Наталья Зубик особо отметила, что основная цель, которую ставили перед собой разработчики документа, – обеспечение баланса интересов государственных органов и бизнеса. Рассказывая о новациях в ТК ЕАЭС, она подчеркнула, что приоритет отдан электронному таможенному декларированию. Письменное декларирование будет применяться только в определенных таможенным законодательством случаях. В документе также предусмотрена возможность совершения таможенных операций, связанных с автоматической регистрацией таможенной декларации, ее подачи без представления таможенному органу документов, на основании которых она заполнена.

Кодекс предполагает использование механизма «единого окна» при совершении таможенных операций, в том числе связанных с прибытием, убытием и таможенным декларированием товаров; оптимизацию предварительного информирования таможенных органов о товарах, ввозимых на таможенную территорию Союза. Будет проведена унификация особенностей таможенного декларирования товаров, перемещаемых в несобранном или разобранном виде, применения неполного и периодического таможенного декларирования.

В новом кодексе изменены подходы к регламентации положений о применении или освобождении от применения запретов и ограничений

Особое внимание уделено сокращению сроков выпуска товаров - до 4 часов с момента регистрации декларации, если по результатам ее проверки системой управления рисками (СУР) не рекомендовано проведение таможенного контроля в форме проверки таможенных, иных документов и сведений либо других форм таможенного контроля, связанных с проверкой товаров. Среди прочих новшеств: установление возможности выпуска товаров под обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в случае, если таможенный контроль, начатый до выпуска товаров, не завершен; совершенствование института УЭО; уточнение содержания и условий отдельных таможенных процедур; упрощение порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза отдельных категорий товаров.

В новом кодексе, как сообщила представитель ЕЭК, изменены подходы к регламентации положений о применении или освобождении от применения запретов и ограничений. При этом она напомнила, что в ТК ТС в содержании каждой таможенной процедуры или в условиях такой процедуры содержатся положения о применении или неприменении мер нетарифного регулирования, запретов и ограничений. Из-за того что пока отсутствует четкое разграничение мер, вводимых по экономическим основаниям или исходя из необходимости защиты жизни и здоровья человека, защиты окружающей среды, в государствах Союза складывалась практика, когда на границе при прибытии товаров на таможенную территорию ТС таможенные органы нередко требовали представление документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, мер нетарифного регулирования, носящих экономический характер. Это создавало дополнительные административные барьеры и увеличивало издержки бизнес-сообщества.

Чтобы исправить ситуацию, было решено, что порядок представления документа и сведений, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, а также таможенные процедуры, при помещении под которые необходимо наличие указанного документа, и момент, когда его следует предъявлять таможенному органу, должны устанавливать специальные правовые акты, которые эти запреты и ограничения вводят. В связи с этим проект ТК ЕАЭС содержит общую статью 7 «Соблюдение запретов и ограничений» с отсылочной нормой. В соответствии с ней «соблюдение запретов и ограничений (за исключением санитарных, карантинных фитосанитарных и ветеринарно-санитарных мер) подтверждается в случаях и порядке, установленных актами ЕЭК или нормативными правовыми актами государств - членов Союза в соответствии с Договором о ЕАЭС либо установленных в соответствии с законодательством государств-членов, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений».

При этом «соблюдение санитарных, карантинных фитосанитарных и ветеринарно-санитарных мер подтверждается по результатам осуществления санитарно-эпидемиологического, карантинного фитосанитарного и ветеринарно-санитарного контроля (надзора) в порядке, установленном Договором о Союзе и принятыми в соответствии с ним актами ЕЭК и (или) законодательством государств – членов ЕАЭС». Эта положение, считает Наталья Зубик, согласуется с подходами, заложенными в статье 46 Договора о ЕАЭС и в приложении 7 к нему (Протокол о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран).

Также среди новых положений проекта кодекса представитель ЕЭК назвала определение порядка принятия предварительных решений о происхождении товаров. В действующем ТК ТС заложена возможность принятия таких решений таможенным органом в порядке, определенном национальным законодательством. Однако эта норма не является императивной. ТК ЕАЭС, пояснила Наталья Зубик, возлагает на таможенные органы обязанность по заявлению лиц принимать предварительные решения о происхождении товаров и определяет порядок их принятия, унифицированный для трех государств.

За новые подходы

О том, как в ТК ЕАЭС предлагается решать проблемы, связанные с подтверждением происхождения товаров, определением таможенной стоимости и уплатой таможенных платежей, на конференции рассказала заместитель директора Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК Елена Бричева. С ее слов, устойчивая работа ТК ТС не означает, что в его правоприменительной практике не возникали вопросы. Причем в отдельных случаях они не находили ответов. Поэтому разработчикам ТК ЕАЭК предстояло не только найти их, но и обеспечить им нормативное закрепление в документе.

Среди прочего это относится к правовым аспектам подтверждения происхождения товаров. Как отметила представитель ЕЭК, условно их можно разделить на две составляющие: правила определения происхождения товаров и непосредственно контроль их происхождения. Первые шаги по урегулированию имеющихся в таможенном законодательстве ТС проблем, связанных с подтверждением происхождения товаров, были сделаны при подготовке Договора о ЕАЭС. Тогда в статье 37 закрепили основополагающие положения о правилах определения происхождения товаров, применяемых при ввозе товаров в Союз.

В новом кодексе применение правил определения происхождения товаров впервые однозначно поставлено в зависимость от того, для каких целей оно осуществляется

Тем самым в наднациональном законодательстве применение тех или иных правил определения происхождения товаров впервые однозначно поставлено в прямую зависимость от того, для каких целей оно осуществляется. Так, договором установлено, что для предоставления тарифных преференций в рамках единой системы тарифных преференций применяются одни правила определения происхождения товаров, в рамках соглашений о свободной торговле – другие. Теперь для применения иных мер таможенно-тарифного, нетарифного регулирования, а также защиты внутреннего рынка Союзом применяются так называемые непреференциальные правила определения происхождения товаров. При этом каждые из указанных правил содержат свои положения, касающиеся как критериев происхождения товаров, так и его документального подтверждения.

Елена Бричева отметила, что сейчас в качестве непреференциальных правил определения происхождения товаров используются те, что установлены Соглашением о единых правилах определения страны происхождения товаров от 25.01.2008. Договором о ЕАЭС компетенцией на установление таких правил и правил для применения тарифных преференций в отношении товаров из развивающихся и наименее развитых стран наделена ЕЭК. До установления ЕЭК таких правил в силу переходных положений к договору будут применяться правила определения происхождения товаров, установленные действующими соответствующими соглашениями.

Если участник внешнеэкономической деятельности (ВЭД) претендует на получение тарифных преференций в отношении ввозимых товаров, он должен представить в таможенные органы сертификат о происхождении товаров по форме, установленной соответствующими правилами определения их происхождения. При этом участник ВЭД сам заинтересован в представлении данного документального подтверждения, в этом случае он получит тарифную преференцию. Если сертификат не представлен, то таможенные органы не могут запросить сертификаты, предусмотренные «преференциальными» правилами определения происхождения товаров, например формы «А» или формы «СТ-1». Ведь получение преференции – право декларанта, но не обязанность.

Однако есть случаи, когда представление данного документального подтверждения становится не правом, а обязанностью декларанта. Например, при установлении мер защиты внутреннего рынка, которые вводятся на конкретные товары, классифицируемые определенными кодами по ТН ВЭД и отвечающие ряду других требований, к которым зачастую относится и происхождение. Сейчас Союзом установлено 11 мер, в том числе антидемпинговые и специальные пошлины, импортные квоты (специальные защитные меры). Каждая из них применяется только в отношении товаров, происходящих из определенных стран, перечень которых устанавливается решениями ЕЭК о введении соответствующих мер.

В проекте ТК ЕАЭС прописано, что при ввозе таких товаров участник ВЭД обязан либо подтвердить соблюдение действующих в отношении ввозимого им товара мер (уплатить установленную пошлину, представить необходимую лицензию), либо представить таможенному органу достаточную и достоверную информацию, подтверждающую, что на его товар действующие меры не распространяются. Например, когда применение меры зависит от страны происхождения товаров, необходимо подтвердить, что ввозится товар из иной страны, чем та, в отношении товаров из которой установлена соответствующая мера. Если сведения о происхождении товаров не подтверждены, таможенный орган вправе запросить у декларанта документы о происхождении, к ним относятся декларация и сертификат о происхождении.

Запросить сертификат можно, когда таможенный орган проверил представленные документы и сведения, произвел фактический контроль товаров (если это предусмотрено СУР) и обнаружил, что сведения о происхождении товаров отсутствуют (нет декларации о происхождении товаров) либо представленные документы и сведения имеют признаки недостоверности, например противоречат друг другу. Согласно ТК ТС таможенные органы имеют возможность запросить сертификат о происхождении товара только в случае, когда он влияет на предоставление тарифных преференций.

Еще одним нововведением ТК ЕАЭС, как сказала Елена Бричева, стало установление положений, позволяющих таможенным органам не требовать фактическое представление документов о происхождении товаров в случаях, когда сведения о таких документах или из них можно получить в рамках информационного взаимодействия с выдавшими их ведомствами. При этом такое информационное взаимодействие должно быть определено соответствующим международным договором.

Появление статьи об особенностях таможенного контроля происхождения товаров обусловлено необходимостью учета двух отличительных особенностей института происхождения товаров

Отдельная статья в новом кодексе посвящена особенностям таможенного контроля происхождения товаров. Ее появление обусловлено необходимостью учета двух отличительных особенностей института происхождения товаров – возможностью направлять документы о происхождении товаров на верификацию в органы третьих стран, выдавшие такие документы, а также возможным наличием ситуаций, когда происхождение товаров будет считаться не определенным в связи с отсутствием документов о происхождении товаров, дополнительных документов и (или) сведений, позволяющих определить происхождение товаров.

Новый кодекс также определяет случаи, когда таможенные органы самостоятельно определяют происхождение товаров на основании имеющихся у них документов и сведений. К таким случаям относятся ситуации, когда в рамках таможенного контроля выявлено неверное определение происхождения товаров, а также когда таможенный орган принимает предварительное решение о происхождении товаров. Елена Бричева отметила, что предварительные решения о происхождении товаров также являются нововведением в проекте ТК ЕАЭС и их принятие направлено на сокращение времени совершения таможенных операций при декларировании товаров. Урегулирование данного вопроса на наднациональном уровне призвано обеспечить соответствие таможенного законодательства Союза положениям Соглашения об упрощении процедур торговли ВТО.

Определяем стоимость

Представитель ЕЭК коснулась новшеств в вопросах таможенной стоимости товаров. По сравнению с главой 8 «Таможенная стоимость товаров» ТК ТС в соответствующей главе ТК ЕАЭС сохранены положения, относящиеся исключительно к ее определению. В проект кодекса имплементированы положения Соглашения от 25.01.2008 об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС (положения Соглашения включены в статьи 37, 39–44 главы 5).

Базируясь на общих принципах и правилах, установленных статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994) и Соглашением по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года, соответствующие нормы не претерпели значительных изменений. Вместе с тем в вопросах определения стоимости в проекте кодекса появились некоторые новеллы. Так, предложено не определять таможенную стоимость товаров при их помещении под таможенные процедуры таможенного транзита, таможенного склада, уничтожения или отказа в пользу государства (пункт 2 статьи 38 «Общие положения о таможенной стоимости товаров»).

Также для единообразного применения таможенного законодательства включена норма о том, что при незаконном перемещении товаров через границу, при их недоставке в место прибытия, утрате товаров с СВХ, наступлении некоторых иных обстоятельств, когда возникает необходимость в исполнении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с главой 5 ТК Союза, то есть в общеустановленном порядке.

Кроме того, выбраны единообразные подходы к определению таможенной стоимости товаров, образовавшихся на единой таможенной территории Союза. Например, для случаев, когда необходимо исчислить таможенные пошлины, налоги в отношении отходов или продуктов переработки иностранных товаров (при применении таможенных процедур свободной таможенной зоны, свободного склада, переработки на таможенной территории, переработки под таможенным контролем), таможенная стоимость таких товаров определяется в соответствии с общими правилами (в соответствии с главой 5 ТК Союза), с особенностями, которые могут быть при необходимости определены решением ЕЭК.

Как отметила Елена Бричева, содержавшиеся в главе 8 ТК ТС нормы, относящиеся к декларированию и контролю таможенной стоимости, перенесены в соответствующие разделы ТК ЕАЭС. При этом если нормы, регулирующие вопросы декларирования таможенной стоимости, не вызвали особых дискуссий, то вопросы ее контроля - наоборот. Надо сказать, что ряд положений, предусмотренных сейчас лишь для случаев проведения контроля таможенной стоимости, предложено распространить и на ситуации, когда таможенный контроль проводится в отношении иных сведений, заявленных в ДТ.

Нормы главы 8 ТК ТС, относящиеся к декларированию и контролю таможенной стоимости, перенесены в соответствующие разделы ТК ЕАЭС

В проекте кодекса предусмотрена возможность выпуска товаров с обеспечением уплаты таможенных пошлин, налогов в случае необходимости проверки сведений, влияющих на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов. К таким случаям можно отнести не только проверку таможенной стоимости товаров, но и их классификации, происхождения, тарифных льгот.

Кое-что о платежах

При работе над этими нормами учтены положения Договора о ЕАЭС, в том числе в части изменения некоторых подходов к вопросам таможенно-тарифного регулирования. К их числу следует отнести исключение из перечня тарифных льгот тех освобождений от уплаты ввозной таможенной пошлины, которые применяются в связи с помещением товаров под отдельные таможенные процедуры либо в отношении отдельных категорий товаров, для которых кодексом установлены особенности перемещения. Проблема применения тарифных льгот при таком «двойном» правовом регулировании заключалась в том, что соответствующие положения имели различную степень детализации, что не могло не привести к их неоднозначному толкованию. В соответствующих нормах в проекте ТК Союза появились конструкции о помещении товаров под те или иные таможенные процедуры либо о возможности использования отдельных категорий товаров с уплатой или без уплаты таможенных пошлин.

Для однозначного толкования положений кодекса с учетом норм Договора о ЕАЭС из категории льгот по уплате таможенных пошлин и налогов выведены тарифные преференции. В проекте кодекса под льготами по уплате ввозных таможенных пошлин понимаются исключительно тарифные льготы. В проекте также учли и возможность установления в соответствии с Договором о Союзе тарифных льгот в виде снижения ставки ввозной таможенной пошлины. Однако поскольку сейчас такие тарифные льготы не установлены, особенности, которые могут иметь место в части возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, срока их уплаты при нарушении условий применения льготы, предложено урегулировать соответствующим решением ЕЭК, если такого рода тарифные льготы будут установлены.

В проект ТК Союза, уточнила представитель ЕЭК, включены нормы, регламентирующие применение специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин. В условиях снижения тарифной защиты важнейшим элементом регулирования внешней торговли ТС становится применение инструментов защиты внутреннего рынка. К ним относятся специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, используемые в международной торговле для эффективной нейтрализации ущерба промышленности от демпингового, субсидируемого или возросшего импорта товаров из других государств.

Меры защиты внутреннего рынка могут устанавливаться в виде соответствующих пошлин либо в ином виде (одобрение ценовых добровольных обязательств, принятых экспортером, одобрение добровольных обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства или экспортером, введение импортной квоты). Установление мер защиты своего рынка регулируется Соглашением от 25.01.2008 о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам, а с 1 января 2015 года – Договором о ЕАЭС от 29.05.2014.

Действующая редакция статьи 70 ТК ТС устанавливает, что специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины взимаются в порядке, предусмотренном ТК ТС для взимания ввозных таможенных пошлин. Однако такая формулировка вызывала много вопросов в правоприменении. Поэтому в проекте ТК Союза появилась новая глава, устанавливающая правила исчисления, уплаты, применения обеспечения, взыскания, возврата этих видов пошлин. Кроме того, учитывая специфику установления указанных пошлин, в рамках таможенных процедур определены вопросы, связанные с возникновением, прекращением обязанности по их уплате и наступлением срока их уплаты.

Другим вопросом методологического характера является определение размера обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, подлежащей исполнению в случае возникновения такой обязанности у одного лица по разным обстоятельствам и (или) несколько раз. Необходимость решения данного вопроса возникла в связи с наличием в таможенной практике ситуаций, когда в отношении временно ввезенных на таможенную территорию ТС транспортных средств международной перевозки неоднократно были совершены операции в нарушение условий их использования без помещения под таможенные процедуры (использование во внутренних перевозках либо передача иным лицам).

Согласно положениям ТК ТС, напомнила Елена Бричева, при совершении таких действий уплате подлежат таможенные пошлины и налоги в размерах, соответствующих суммам, которые следовало бы уплатить при помещении таких автомобилей под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Учитывая, что перемещение транспортных средств международной перевозки (ТСМП) через таможенную границу ТС (временный ввоз – обратный вывоз) осуществляется многократно, при выявлении нарушений по их использованию на таможенной территории в отношении таких товаров в связи с каждым таким нарушением образуется задолженность по уплате таможенных пошлин и налогов в размере суммы ввозных таможенных пошлин и налогов, которые подлежали бы уплате при помещении таких машин под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Сложность правового разрешения данных вопросов обусловлена и тем, что в действующем ТК ТС не регламентированы ни вопросы возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении таких транспортных средств, ни вопросы определения размера подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов в отношении указанной категории товара в случае наступления срока их уплаты по разным обстоятельствам и (или) несколько раз. При разработке ТК Союза для решения данного вопроса в статье «Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов» зафиксирован подход, согласно которому при возникновении у одного лица нескольких обязанностей по уплате таможенных пошлин и налогов в отношении одного товара такая обязанность подлежит исполнению по каждому возникшему обстоятельству с учетом уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов по ранее возникшим обстоятельствам.

То есть при наступлении второго и последующих обстоятельств обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению только в части превышения сумм, исчисленных по второму и последующим обстоятельствам, над суммами таможенных пошлин и налогов, исчисленными и уплаченными по обстоятельству, ранее возникшему в отношении этого товара.

При этом указанный подход не применяется в отношении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, возникающей при неоднократном помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска). Предложенная норма схожа с действующей в том, что сумма таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров не может превышать сумму, которая подлежала бы уплате, если бы они помещались под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. При этом она является более точной, исключающей ранее возникающие вопросы.

Еще одна норма нового кодекса призвана урегулировать ряд вопросов, связанных с применением таможенных платежей в рамках таможенных процедур. Имеется в виду определение порядка применения таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате пошлин, налогов, сопряженных с ограничением по их пользованию и (или) распоряжению, в случае совершения в отношении таких товаров операций по их ремонту. В соответствии с ТК ТС такие условно выпущенные товары могут помещаться под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории для совершения операций по их ремонту (статья 253 ТК ТС).

При завершении действия данной процедуры помещением продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления ввозные таможенные пошлины, налоги уплачиваются исходя из стоимости операций по переработке товаров (статья 262 ТК ТС). Действующая редакция ТК ТС не учитывает, что в отношении вывозимых на переработку товаров были предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов. В новом кодексе предложено изменить подход к применению таможенных пошлин, налогов в отношении ввезенных после ремонта условно выпущенных товаров.

 Условно выпущенные товары допускается использовать в качестве транспортных средств международной перевозки

Так, при соблюдении условий предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и установленных ограничений решено не взимать таможенные пошлины, налоги, исчисленные исходя из стоимости операций по переработке в отношении продуктов переработки условно выпущенных товаров. При нарушении условий предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов или установленных ограничений либо в случае отказа декларанта от применения льгот уплате будут подлежать как таможенные пошлины, налоги, первоначально исчисленные при условном выпуске товаров, так и таможенные пошлины, налоги, исчисленные исходя из стоимости операций по переработке.

Учитывая, что условно выпущенные товары допускается использовать в качестве транспортных средств международной перевозки, такие подходы в полной мере распространяются и на эту категорию товаров. Однако перемещение данных автомобилей имеет ряд особенностей. В соответствии с действующим ТК ТС при совершении в отношении них не предусмотренных кодексом операций (капитальный ремонт, модернизация) без помещения под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории при их ввозе подлежат уплате таможенные пошлины, налоги исходя из стоимости операций по переработке товаров (статья 262 ТК ТС), то есть без учета факта предоставления указанной льготы.

При этом ТК ТС не связывает уплату этих платежей с помещением под какую-либо процедуру. В проекте ТК Союза предложено изменить данный подход. Если ТСМП не помещались под таможенную процедуру переработки вне таможенной переработки, при их обратном ввозе такие автомашины должны быть помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с исчислением и уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов в порядке, установленном ТК Союза для продуктов переработки (исходя из стоимости операций по переработке). Однако если в указанной ситуации такие транспортные средства не будут помещены и под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, таможенные пошлины, налоги будут подлежать уплате как при незаконном перемещении таких товаров.

Это лишь некоторые из возникших в правоприменительной практике вопросов, решение которых было предложено при подготовке проекта ТК Союза. Елена Бричева также отметила, что действующим ТК ТС создана система применения таможенных платежей, в том числе в части вопросов возникновения и прекращения обязанности по их уплате, а также сроков уплаты. Проект ТК Союза не предполагает концептуальное изменение выстроенной системы. Дело в том, что сохраняющиеся при этом отсылочные нормы к национальному законодательству в вопросах применения таможенных платежей, а следовательно, различия в правовом регулировании, имеют объективные причины, не связанные с таможенным регулированием.

Иннокентий ГРЯЗЕВ

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 13 января 2015 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Союз обретет единый знак

На товарах, производимых в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), появится надпись: В«Сделано в ЕАЭСВ». На практике это означает, что товары, выпущенные в России, Беларуси, Казахстане, Армении и Киргизии, вскоре начнут поступать в продажу под единым брендом. Новая маркировка может стартовать в 2017 году.

 8 декабря 2016 / Таможня

Суд решит: была ли конфискация

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступил к рассмотрению по существу дела о конфискации белорусской таможней техники, которая перевозилась из Калининградской области в Россию по территории Беларуси. В суде сообщили, что решение по данному вопросу планируется вынести до конца ноября, так как по действующему регламенту дело должно быть рассмотрено до 1 декабря.

 7 декабря 2016 / Таможня

Иностранцам въезд заказан

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

 6 декабря 2016 / Таможня

Контроль передали в одни руки

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

 5 декабря 2016 / Таможня

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня

Союз обретет единый знак

На товарах, производимых в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), появится надпись: В«Сделано в ЕАЭСВ». На практике это означает, что товары, выпущенные в России, Беларуси, Казахстане, Армении и Киргизии, вскоре начнут поступать в продажу под единым брендом. Новая маркировка может стартовать в 2017 году.

 8 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Суд решит: была ли конфискация

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступил к рассмотрению по существу дела о конфискации белорусской таможней техники, которая перевозилась из Калининградской области в Россию по территории Беларуси. В суде сообщили, что решение по данному вопросу планируется вынести до конца ноября, так как по действующему регламенту дело должно быть рассмотрено до 1 декабря.

 7 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Иностранцам въезд заказан

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

 6 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Контроль передали в одни руки

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

 5 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog