Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

Госдума в первом чтении приняла законопроект о расширении свободной экономической зоны (СЭЗ) Крыма и Севастополя на территориальное море.

5-7 декабря 2016 года в Москве состоится 76-е сессия Политической комиссии Всемирной таможенной организации (ВТамО).

Узбекистан не считает для себя выгодным вступление в Евразийский экономический союз или Таможенный союз.

/ Статьи

Новый кодекс обещает всем выгоду

В Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) работа над проектом нового закона, который будет регулировать ведение таможенного дела - Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) - фактически вышла на финишную прямую. Об этом в начале августа сообщил член коллегии (министр) по таможенному сотрудничеству ЕЭК Владимир Гошин. Он также рассказал о новациях указанного документа, международный договор о принятии которого после утверждения его текста должны подписать страны — члены ЕАЭС. При этом действующий сейчас договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года с даты вступления в силу данного документа утратит силу.

В договоре о ЕАЭС, который, как уточнил министр, начнет применяться с 1 января 2015 года, предусмотрено, что в рамках нового Союза будет осуществляться единое таможенное регулирование. Оно, как и таможенные правоотношения, будет формироваться в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС и международными договорами и актами, составляющими право Союза, а также положениями самого договора о ЕАЭС. Министр уточнил, что ТК ЕАЭС, разработка проекта которого была начата в декабре 2013 года, не вступит в силу одновременно с договором о Союзе.

На время своеобразного переходного периода таможенное регулирование в рамках Союза, создаваемого Россией, Беларусью и Казахстаном, будет осуществляться в соответствии с договором о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года и другими международными договорами государств-членов, регулирующими таможенные правоотношения, которые были заключены в рамках формирования договорно-правовой базы ТС и Единого экономического пространства (ЕЭП), действующими на 1 января 2015 года. Такая возможность закреплена в переходных положениях договора о ЕАЭС (статья 101).

Ожидается, что в основном подготовка текста проекта ТК ЕАЭС завершится к началу осени этого года. Все отложенные или спорные вопросы должны быть доработаны в сентябре-октябре. Затем проект кодекса направят для проведения внутригосударственного согласования в странах – участниках ЕАЭС. Все полученные замечания и предложения сторон по доработке текста ТК ЕАЭС будут обсуждены и согласованы экспертами. Далее международному договору предстоит пройти внутригосударственные процедуры, необходимые для его подписания. В планах комиссии предусмотрено, что после подписания и ратификации в государствах-членах ТК ЕАЭС сможет вступить в силу с 1 января 2016 года.

Говоря о переходных положениях проекта ТК ЕАЭС, в которых обычно и устанавливают сроки начала применения отдельных норм или статей международного договора, которые отличны от даты его вступления в силу, министр отметил, что эксперты начнут работать над ними только после подготовки итогового текста ТК ЕАЭС. Предполагается, что по объективным обстоятельствам такие различные сроки вступления в силу отдельных положений ТК ЕАЭС надо будет устанавливать. Сегодня для всех участников процесса ясно, что создание ЕАЭС требует кардинальной модернизации таможенного законодательства, которое напрямую влияет на привлекательность инвестиционного климата государств, их экономическое развитие и позиционирование в мировом сообществе.

Поэтому по аналогии с договором о Евразийском экономическом союзе было решено проводить работу по совершенствованию таможенного законодательства также на площадке Евразийской экономической комиссии. Решением совета ЕЭК от 9 октября 2013 года создана рабочая группа по совершенствованию таможенного законодательства, в состав которой вошли представители государственных органов государств — членов Таможенного союза (таможенных служб, министерств и ведомств и других уполномоченных представителей), а также представители бизнес-сообщества трех государств. Ее возглавил Владимир Гошин.

Совместными усилиями

Для подготовки текста проекта ТК сформировали экспертную группу из представителей государственных органов стран — членов ТС, сотрудников ЕЭК и представителей деловых кругов. Рабочая группа обсуждает основные направления совершенствования таможенного законодательства, заслушивает итоги работы экспертов, решает вопросы, по которым они не смогли договориться на своем уровне, дает им задания на очередной период работы. В ходе обсуждения выкристаллизовалось несколько вопросов, которые не могут быть решены на уровне рабочей группы, и их придется обсудить на совете ЕЭК.

Говоря о плюсах проекта ТК ЕАЭС и минусах действующего таможенного законодательства Таможенного союза, министр подчеркнул, что сейчас в договорно-правовую базу ТС и ЕЭП наряду с Таможенным кодексом ТС входят 30 международных договоров, 9 из которых уже потеряли актуальность и будут отменены с 1 января 2015 года. Нормы 16 международных договоров были пересмотрены и в измененном виде включены в проект ТК ЕАЭС. В качестве отдельных международных договоров теперь останутся только те, которые затрагивают таможенные вопросы, но непосредственно не регулируют таможенные правоотношения. Сейчас таких договоров пять. Среди них соглашения, касающиеся работы объединенной коллегии таможенных служб государств - членов ТС; деятельности представительств таможенных служб; соглашения, которые определяют особенности привлечения лиц к административной и уголовной ответственности, а также порядок оказания правовой помощи и взаимодействия таможенных органов государств - членов ТС по уголовным делам и делам об административных правонарушениях.

В целом при подготовке проекта ТК ЕАЭС, помимо согласования его терминологии и норм с положениями договора о ЕАЭС, а также имплементации в него положений 16 международных договоров, сейчас решаются весьма актуальные для государств - членов ЕАЭС задачи, такие как совершенствование, модернизация таможенного администрирования с использованием современных информационных технологий; сокращение национального сегмента таможенного регулирования; учет положений международных конвенций по таможенным вопросам и обязательств государств-членов, взятых в рамках ВТО, в том числе соглашения по упрощению процедур торговли от 11 декабря 2013 года; устранение существующих в ТК ТС недочетов и коллизий. Успешное решение этих задач при подготовке проекта ТК ЕАЭС станет бесспорным положительным моментом для государств — членов ЕАЭС, которые получат новое, модернизированное, соответствующее международным стандартам таможенное законодательство.

При этом министр напомнил, что действующий в настоящее время Таможенный кодекс ТС содержит большое количество отсылочных норм, позволяющих регулировать целый ряд вопросов на национальном уровне. Всего таких норм 211. Государства — члены ТС и ЕЭП реализовали их в своих национальных таможенных законах. В ходе работы над проектом ТК ЕАЭС его авторы, стремясь добиться максимальной унификации таможенного законодательства, постарались существенно уменьшить количество норм, позволяющих регулировать таможенные правоотношения на национальном уровне.

Проанализировав имеющиеся в ТК ТС отсылочные нормы на национальное законодательство, эксперты получили четкую картину, как они реализованы в национальных таможенных законах. В проекте ТК ЕАЭС постарались исключить отсылочные нормы, которые вызывают различное правовое регулирование таможенных правоотношений либо не были востребованы и реализованы в национальных актах. Однако, отметил министр, совсем исключить такие отсылки не планируется, да и не получится.

Большинство отсылочных норм связано с тем, что до сих пор не унифицированы другие отрасли законодательства союзных государств (налоговое, валютное, административное, банковское, об электронном документе), соблюдение норм которых необходимо и при таможенном регулировании. В связи с этим после подписания ТК ЕАЭС трем государствам придется приводить свои национальные таможенные законы в соответствие новому наднациональному таможенному законодательству ЕАЭС.

Сборник новаций

Рассказывая о наиболее важных изменениях таможенного законодательства, которые нашли отражение в проекте ТК ЕАЭС, Владимир Гошин отметил, что в нем предусмотрен приоритет электронного таможенного декларирования, применение письменного декларирования допускается только в исключительных случаях. Кроме того, появится возможность совершения таможенных операций, связанных с регистрацией таможенной декларации и выпуском товаров, в автоматическом режиме, с использованием информационных систем таможенных органов; проведена оптимизация сведений, подлежащих указанию в декларации на товары и транзитной декларации; таможенную декларацию можно будет подавать без представления таможенному органу документов, на основании которых она заполнена.

Также прописано использование механизма «единого окна» при совершении таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию и их убытием с нее, таможенным декларированием и выпуском товаров; предусмотрено дальнейшее сокращение сроков выпуска товаров; дана четкая регламентация условий использования товаров, помещенных под таможенные процедуры, если содержание таможенной процедуры предусматривает ограничения по их использованию на таможенной территории ЕАЭС либо за его пределами.

Министр сообщил, что в проекте ТК ЕАЭС должны появиться интересные новеллы при регулировании ряда вопросов, которые пока находятся в процессе обсуждения. Речь идет о применении при проведении таможенного контроля системы управления рисками; проведении таможенного контроля после выпуска товаров; совершении таможенных операций в отношении транспортных средств международной перевозки; перемещении товаров физическими лицами для личного пользования; регламентации деятельности уполномоченных экономических операторов.

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, как утверждает Владимир Гошин, являет собой первый проект международного договора, регулирующего таможенные правоотношения, который разрабатывается совместно всеми заинтересованными сторонами — государственными органами, представителями бизнес-сообщества трех стран и специалистами Евразийской экономической комиссии. До сих пор подобного рода проекты международных договоров разрабатывали и согласовывали в трехстороннем формате только представители государственных органов. Потом документы проходили процедуру внутригосударственного согласования в каждой стране на национальном уровне с участием представителей бизнеса. На деле такая практика приводила к неоправданному затягиванию процесса согласования проектов.

Подумали о бизнесе

Кроме того, среди представителей бизнес-сообщества складывалось мнение, что государственные органы используют такой формат работы для того, чтобы регулировать таможенные вопросы, учитывая только свои интересы, не допуская на эту переговорную площадку представителей деловых кругов. На этот раз в работе над проектом уже с первых этапов участвовали все заинтересованные стороны. Это позволило свести воедино все имеющиеся мнения, обсуждать наболевшие вопросы в широком формате и находить по ним компромиссные решения.

Со своей стороны, бизнес получил возможность при подготовке проекта ТК ЕАЭС изначально обозначить наиболее волнующие его вопросы. Представители деловых кругов выступали за установление ясных и четких правоотношений, при которых каждый хозяйствующий субъект будет знать свои права и обязанности; исключение субъективизма при принятии решений таможенными органами, в том числе за счет применения информационных систем и информационных технологий; сокращение сроков совершения таможенных операций; максимальное использование интернет-ресурсов; дальнейшее развитие института уполномоченных экономических операторов; исключение коллизий в законодательстве — как непосредственно в таможенном, так и в других его отраслях.

Министр утверждает, что все эти вопросы уже нашли отражение в проекте ТК ЕАЭС. Поэтому сейчас можно говорить только о выгодах и преимуществах, которые бизнес получит в результате вступления нового таможенного законодательства в силу. Он высказал надежду, что в проект не войдут нормы, которые могли бы принести бизнесу потери, ухудшить его положение. Гарантией этого является тот факт, что бизнес имеет возможность непосредственно участвовать и представлять свои интересы в работе над проектом ТК ЕАЭС.

Иннокентий ГРЯЗЕВ 

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 10 сентября 2014 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня

Эксперимент для багажа

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

 29 ноября 2016 / Таможня

Экспорт всему голова

Вслед за зерном из-за перепроизводства Россия впервые может начать экспортировать сахар. Ожидается, что в 2016 году его будет на 1 млн тонн больше, чем необходимо для внутреннего потребления.

 28 ноября 2016 / Таможня

Декларировать можно по-новому

Декларирование таможенной процедуры таможенного транзита в электронной форме предполагает, что при представлении декларантом транзитной декларации (ТД) и документов, на основании которых заполнена ТД, взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД осуществляется с использованием средств криптографической защиты информации и электронных подписей.

 23 ноября 2016 / Таможня

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Эксперимент для багажа

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

 29 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Экспорт всему голова

Вслед за зерном из-за перепроизводства Россия впервые может начать экспортировать сахар. Ожидается, что в 2016 году его будет на 1 млн тонн больше, чем необходимо для внутреннего потребления.

 28 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Декларировать можно по-новому

Декларирование таможенной процедуры таможенного транзита в электронной форме предполагает, что при представлении декларантом транзитной декларации (ТД) и документов, на основании которых заполнена ТД, взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД осуществляется с использованием средств криптографической защиты информации и электронных подписей.

 23 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog