Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Текущие экономические условия в компании воспринимают как возможность использовать новые форматы и расширить свои позиции на рынке.

Вследствие развития Индустрии 4.0 и стабильного роста электронной коммерции перед логистикой встала сложная задача - повышение гибкости логистических процессов. При этом она не должна воплощаться за счет снижения производительности и увеличения расходов.

Специалист в области внутренней логистики компания STILL успешно реализовала качественно новый проект по поставке литий-ионной техники. Ее первым крупным клиентом стал производитель продуктов питания компания Brüggen, которая перевела свой автопарк на литий-ионную технологию.

Суд Евразийского экономического союза установил, что Белоруссия не полностью исполняет договор об обеспечении свободы движения товаров.

Изменения в законодательство в сфере таможенного регулирования, касающиеся ввоза на территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС) товаров, по ставке ниже действующего таможенного тарифа, будут способствовать более справедливой конкуренции на едином рынке Евразийского союза. Об этом заявил премьер-министр России Дмитрий Медведев.

Россия обратилась в апелляционный орган ВТО для обжалования выводов третейской группы в споре с ЕС по легким коммерческим автомобилям (LCV).

/ Статьи

Нету интеграции конца...

Несмотря на вновь и вновь возникающие проблемы и даже прямой ущерб экономике страны, российское правительство упорно продолжает строительство единого пространства на территории бывшего СССР.

Сегодняшняя таможенная политика в России является примером практического парадокса, поскольку основана на запланированных противоречиях. Совсем недавно немало трудностей участникам ВЭД создала одновременная реализация двух противоположных направлений - отмены таможенного контроля на внутренних границах Таможенного союза и переноса таможенного контроля на приграничные терминалы, включая те же внутренние границы Таможенного союза. Не успел бизнес поменять логистику, приспосабливаясь к новым условиям, как добавилась новая проблема - вступил в силу закон, принятый осенью 2010 г., передающий ФТС полномочия по проведению всех видов контроля на границе, кроме пограничного: транспортного, санитарного, ветеринарного и фитосанитарного. Несмотря на полугодовой подготовительный период, организовать бесперебойное функционирование одного окна таможенной службе не удалось, и с июля возникли огромные очереди из фур на границе РФ с Украиной, Финляндией и Латвией. Особенно острая ситуация сложилась на международных автомобильных пунктах пропуска на Брянской, Себежской таможнях, на таможенных постах «Троебортное» и «Погар» скапливались до полутораста грузовых автомобилей. ФТС рекомендовала участникам внешнеэкономической деятельности корректировать маршруты и пользоваться менее загруженными пунктами пропуска, то есть снова ломать только что налаженные логистические схемы.

Бесконтрольный импорт

На эту напряженную ситуацию наложился очередной этап строительства Таможенного союза. Со второй половины года российские таможенники прекратили совершение таможенных операций и всех функций по таможенному контролю в отношении товаров и транспортных средств в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации на ее казахстанском участке. На российско-белорусской границе в пунктах принятия уведомлений прекращено осуществление остававшихся до последнего времени операций по контролю транзита товаров третьих стран.

Как всегда, к этому давно запланированному событию ведомства стран-участниц оказались не готовы, в том числе не был создан эффективный механизм, который позволял бы отслеживать несанкционированный ввоз товаров из Казахстана по сниженным ставкам. Казахстан имеет право до 2015 г. применять ставки более низкие, чем зафиксированные в Едином таможенном тарифе, по ряду товаров, в основном фармацевтических. «Конечно, в таких неравнозначных условиях имеются сигналы и признаки, что некоторые участники внешнеэкономической деятельности пытаются незаконно использовать эти различия», - отмечает Дмитрий Некрасов, начальник Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля Федеральной таможенной службы России. Это означает, что поток импортных товаров, растаможенных в Казахстане по низким ставкам как предназначенных для потребления исключительно на казахстанской территории, которые поступают в Россию без оформления на российской таможне, кратно вырастет.

Правда, Казахстан с 1 июля привел импортные пошлины на большинство товаров в соответствие с единым тарифом. Остались 88 товарных позиций, в основном лекарственных средств и медицинского оборудования, контроль по которым осуществляется при их сертификации. «Согласно решению глав правительств необходимым и обязательным условием отмены таможенного контроля на российско-казахстанском участке границы является разработка Республикой Казахстан механизмов администрирования товаров, выпускаемых на территории РК по ставкам ниже, чем установленные в ЕТТ, - подчеркивает Владимир Ивин, начальник Аналитического управления ФТС России. - Мы со своей стороны осуществляем мониторинг за соблюдением РК взятых на себя обязательств». Однако сегодня возможностей выловить такие товары в общем потоке импорта очень мало. Конечно, теоретически существует понятие постконтроля - таможенного контроля после выпуска товаров (ст. 99 Таможенного кодекса Таможенного союза), позволяющего выявлять отдельные факты нарушений таможенного законодательства, но, как признают сами представители ФТС России, этот инструмент может применяться выборочно. А учитывая отсутствие в центральном аппарате ФТС специалистов по этому направлению (знающих как таможенное дело, так и специфику налогового и бухгалтерского учета), можно быть уверенными, что он работать не будет.

Впрочем, что касается лекарств, по словам Андрея Точина, директора департамента экономического сотрудничества и интеграции со странами СНГ Минэкономразвития, с Казахстаном достигнута договоренность, что специалисты в этой стране введут специальную маркировку на весь ассортимент лекарств. И реализовывать их будут только на своей территории: «Если лекарства с маркировкой появятся в российских аптеках, они сразу будут подлежать изъятию. Отвечать придется по всей цепочке от лиц, осуществляющих розничную продажу, до лиц, которые ввезли в Россию запрещенный к продаже товар. По таможенному законодательству ответственность установлена и для казахстанских граждан, поставивших в Россию товар, подлежащий обороту только на территории Казахстана».

Доверяй, но проверяй

Российские таможенники считают, что минимизации нарушений будет способствовать подписание ряда международных соглашений. Так, Соглашение об определении порядка уплаты вывозных таможенных пошлин уменьшает вероятность вывоза товаров из России на территорию стран ТС под видом внутренних перевозок с целью дальнейшего экспорта и уклонения от уплаты экспортных пошлин в российский бюджет. Соглашение об организации обмена информацией для реализации аналитических и контрольных функций государств - членов Таможенного союза дает возможность таможенным органам убедиться в подлинности разрешительных документов (сертификатов соответствия, санитарных и ветеринарных сертификатов и т.д.), выданных на территории соседних стран. Тем не менее проблема - насколько государственные органы стран Таможенного союза доверяют друг другу - остается.

«Таможенная граница - это не только таможенное оформление и таможенный контроль, - говорит Тимур Сулейменов, заместитель министра экономического развития и торговли Республики Казахстан. - На таможенной границе сосредоточены все контролирующие органы, которые проверяют и осуществляют государственное регулирование в самых разных сферах: ветеринарный, санитарный и другие виды контроля. Поэтому для наших государств отка-заться от этих видов контроля при ввозе товаров на свою суверенную территорию - непростой шаг. Но, конечно, если мы строим единую таможенную территорию, мы должны доверять друг другу: если мы убираем ветеринаров с нашей границы, то должны быть уверены, что российские ветеринары проведут соответствующие процедуры контроля в России по тем товарам, которые придут в Казахстан, и наоборот». Однако доверие доверием, а ФТС России настаивает на присутствии российских таможенников на внешнем контуре ТС. Это должно обеспечить Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах по вопросам деятельности представительств таможенных служб государств - членов Таможенного союза, которое регламентирует в том числе вопросы обеспечения присутствия должностных лиц российской таможенной службы на внешней границе Таможенного союза.

Неравные условия

Но самая главная проблема и еще один парадокс, который принес Таможенный союз, - это возникновение единого пространства с неравными условиями для бизнеса. Российских предпринимателей тревожит возможное ухудшение инвестиционного климата, поскольку нормы национального законодательства ставят наш бизнес в худшие условия по сравнению с соседями по союзу. Владимир Мирошниченко, начальник юридического отдела таможенного холдинга «Группа ТАРГО», приводит пример -новелла Таможенного кодекса Таможенного союза, ограничивающая контроль со стороны ФТС за пользованием товарами, ввезенными в качестве вклада в уставный капитал, пятилетним сроком (ранее он был бессрочным). Товары, ввезенные в качестве вклада в уставный капитал, освобождались от таможенных пошлин и НДС. Оборудование по этой норме ввозилось еще в 1990-е гг., давно устарело, и сегодня ст. 211 ТК ТС позволяет предприятию избавиться от него без возникновения обязанности по уплате таможенных платежей. Но если в Белоруссии и Казахстане пять лет считаются с момента первого выпуска товаров, то ФТС России определила, что этот срок должен исчисляться только со дня вступления в силу ТК ТС, то есть с 1 июля 2010 г., и продолжает на этом настаивать.

Неравные условия для инвесторов в странах союза и в отношении налогового климата, в России налоговая нагрузка на бизнес значительно выше, чем у соседей по союзу. Например, в Казахстане единый социальный налог составляет 11 % (в России ставка страховых платежей - 34%), НДФЛ - 10% (у нас -13%), налог на прибыль - 15% (у нас - 20%). В России при ввозе товара предприниматель должен заплатить НДС в размере 18% от его стоимости, в Белоруссии с 1 января 2010 г. - 20%, в Казахстане -12%. Азат Перуашев подтверждает, что казахстанский бизнес находится в лучших условиях: «У нас самая низкая налоговая нагрузка и по сравнению с коллегами по ТС лучшие условия для инвесторов. Не случайно российские компании зачастили к нам, изучают возможность создания совместных предприятий». В логистических предприятиях отмечают интерес к казахстанскому направлению. Количество договоров значительно увеличилось, особенно с отменой границ. Но этот процесс - неуправляемый и непрогнозируемый - представляет опасность, которая, кажется, не очень осознается руководством страны. «Поскольку сейчас с Казахстаном и Белоруссией действует единая таможенная территория, то эти страны являются нашими прямыми конкурентами за привлечение инвестиций, и налоги во всех трех странах не должны сильно отличаться, - утверждает Александр Галушка, президент общероссийской общественной организации «Деловая Россия». - Надо понимать, что теперь, если иностранный инвестор пришел в Белоруссию или Казахстан, он имеет право беспошлинно ввозить свою продукцию в Россию. Это упущенная выгода российской экономики, упущенная налоговая база. Многие предприниматели, особенно в Сибири, Нижнем Поволжье, переносят бизнес в Казахстан. И особенно настораживает, что уже не только новые, но и ранее сложившиеся производства мигрируют в Казахстан, о чем говорят губернаторы приграничных с РК регионов. Это уже не упущенная выгода, а прямой ущерб нашей экономике».

Впрочем, Наталья Зубаревич, директор региональной программы Независимого института социальной политики, соглашаясь с тем, что российский бизнес с этого года начал сбегать в Казахстан, где налоги намного ниже, в отношении иностранных инвестиций не считает соседа по ТС серьезным конкурентом России. По ее словам, там вовсе не инвестиционный рай, и собственно Казахстан иностранному инвестору не нужен, потому что там те же «болячки», что и у нас. Казахстан не является альтернативой России для инвестора, это взаимодополняющие рынки. «А вот когда заработает китайско-казахстанская свободная экономическая зона Хоргос, которая сейчас создается в Казахстане, Таможенный союз начнет влиять на инвестиционный климат в России, - предупреждает Наталья Зубаревич, - хотя это вопрос не сегодняшнего, а послезавтрашнего дня. В Хоргосе будут работать в СП китайцы, так как с казахстанской стороны там сельская местность, а с другой - город с населением 250 тыс. человек. И когда из Хоргоса пойдет поток продукции, России придется, как в случае любого непродуманного решения, расплачиваться, в том числе создавать искусственные барьеры на пути этих товаров».

Однако несмотря на все проблемы и риски, интеграционный процесс, что называется, «пошел», и остановить его вряд ли удастся. Как отмечает Тимур Сулейменов, плюсы Таможенного союза намного превышают имеющиеся минусы. Формируется общий рынок товаров, рабочей силы и капиталов, объединяющий около 170 млн человек жителей, который должен быть запущен с 1 января 2012 г. Более того, вскоре Таможенный союз расширится за счет нового члена - в апреле правительство Киргизии официально заявило о намерении присоединиться к тройке. Создана межведомственная комиссия для ведения переговоров о вступлении с учетом чувствительных для внутреннего рынка республики товарных позиций и секторов экономики. Наиболее серьезным препятствием здесь является членство Киргизии во Всемирной торговой организации, но, по словам Сергея Глазьева, оно вполне преодолимо. Таможенному союзу придется компенсировать странам ВТО ухудшение условий доступа иностранных товаров на данный рынок из-за повышения импортных ставок. Однако речь не идет о деньгах - потребуется лишь улучить доступ для товаров третьих стран на весь объединенный рынок единой таможенной территории на эквивалентную сумму. Процедура выглядит таким образом: после того как состоится акт присоединения к ТС и повысится импортный тариф для национальной экономики, государства, которые сочтут, что их интересы ущемлены, об этом заявят и создадут рабочую группу. «Именно так было сделано, когда в ЕС вступали Польша, Венгрия и другие восточно-европейские страны, - поясняет Сергей Глазьев. - Эта рабочая группа затем ведет консультации и переговоры по компенсациям. Могу сказать, что они ведутся в отношении ЕС 15 лет».

Материал предоставлен Издательским домом "Панорама"



 10 ноября 2011 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

DPD в России: кризис как возможность развиваться

Текущие экономические условия в компании воспринимают как возможность использовать новые форматы и расширить свои позиции на рынке.

 23 февраля 2017 / Логистика

Инновационные решения KNAPP влияют на развитие интралогистики

Вследствие развития Индустрии 4.0 и стабильного роста электронной коммерции перед логистикой встала сложная задача - повышение гибкости логистических процессов. При этом она не должна воплощаться за счет снижения производительности и увеличения расходов.

 15 февраля 2017 / Логистика

Флагманский проект успешно реализован: компания STILL передала компании Brüggen парк складской техники, оснащенной литий-ионными батареями

Специалист в области внутренней логистики компания STILL успешно реализовала качественно новый проект по поставке литий-ионной техники. Ее первым крупным клиентом стал производитель продуктов питания компания BrГјggen, которая перевела свой автопарк на литий-ионную технологию.

 14 февраля 2017 / Логистика

Опоздал – заплати

В Литве, согласно республиканскому Кодексу об административных правонарушениях, с 1 января 2017 года за несвоевременную подачу перевозчиком предварительной информации (декларации) и представление литовским таможенным органам недостоверных сведений о перевозимых товарах и транспортных средствах при предварительном информировании устанавливается административная ответственность.

 6 февраля 2017 / Таможня

База для карантина

В Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) создана основополагающая нормативно-правовая база в области карантина растений.

 2 февраля 2017 / Таможня

Опоздал – заплати

В Литве, согласно республиканскому Кодексу об административных правонарушениях, с 1 января 2017 года за несвоевременную подачу перевозчиком предварительной информации (декларации) и представление литовским таможенным органам недостоверных сведений о перевозимых товарах и транспортных средствах при предварительном информировании устанавливается административная ответственность.

 6 февраля 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

База для карантина

В Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) создана основополагающая нормативно-правовая база в области карантина растений.

 2 февраля 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

К честной конкуренции готовы

Открытый в мае текущего года Группой компаний (ГК) В«ТРАНСБАЛТВ» многофункциональный таможенно-логистический комплекс (МФЛК) в Таганроге рискует уже в самое ближайшее время остаться фактически вне внимания и интереса со стороны участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) Южного федерального округа (ЮФО), хотя многие из них еще недавно планировали осуществлять свои экспортно-импортные операции с учетом технологических возможностей МФЛК.

 1 февраля 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Китай уже доступнее

Россия, Китай и Монголия подписали трехстороннее соглашение о регулярных грузовых автомобильных перевозках по новому транспортному коридору.

 31 января 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Контейнеры приравняли к транспорту

Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) упростила таможенное декларирование морских контейнеров в качестве транспортных средств международной перевозки (ТСМП) в портах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) для их дальнейшего перемещения по территории Союза иным видом транспорта.

 30 января 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog