Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

Госдума в первом чтении приняла законопроект о расширении свободной экономической зоны (СЭЗ) Крыма и Севастополя на территориальное море.

5-7 декабря 2016 года в Москве состоится 76-е сессия Политической комиссии Всемирной таможенной организации (ВТамО).

Узбекистан не считает для себя выгодным вступление в Евразийский экономический союз или Таможенный союз.

/ Статьи

Нерешенные проблемы Таможенного союза. Взгляд Казахстана

Казахстанские бизнесмены, входящие в Ассоциацию налогоплательщиков Казахстана, обозначили основные проблемы, возникшие в связи с вступлением в Таможенный союз, и предложили пути их решения.  

 Непризнание странами – участницами ТС национальных товарных знаков

В настоящее время механизм защиты прав интеллектуальной собственности реализуется посредством:

- национального таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, который ведется в таможенном органе государства – члена Таможенного союза;

- Единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств – членов Таможенного союза (после подписания Соглашения о Едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств – членов Таможенного союза);

- в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза в отношении объектов интеллектуальной собственности, не включенных в указанные таможенные реестры.

Необходимо ускорить процесс признания национальных товарных знаков на территории Таможенного союза. Предлагаем разработать соглашение о взаимном разрешении использования тождественных товарных знаков между кондитерскими предприятиями России, Белоруссии и Казахстана в рамках Таможенного Союза.

АО «Рахат»

 

Процедура повторной сертификации казахстанского товара, поставляемого в страны ТС, который не вошел в Единый перечень

Для стран Таможенного союза создан единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации. К сожалению, кондитерские изделия не вошли в «Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов» (далее – Единый перечень), и подлежат обязательной оценке (подтверждению) соответствия согласно с национальным законодательствам стран – членов ТС. Так, покупатели нашей продукции из России вынуждены проходить повторную подтверждающую сертификацию на продукцию производства АО «Рахат», так как в случае отсутствия сертификата, торговля закупленной продукции запрещается. Сложности в получении сертификатов происхождения касаются не только казахстанских товаров. К сожалению, казахстанская сторона занимает такую же позицию (подтверждение сертификата соответствия) в отношении товаров из России, что противоречит утвержденным нормативным документам Таможенного союза, в которых четко прописано, что, во-первых, признание на таможенной территории ТС единого сертификата и декларации соответствия, исключающее дополнительные издержки на сертификацию, неприменимо к продукции, не включенной в Единый перечень; во-вторых, Единый перечень действует в отношении конкретного вида продукции до вступления в силу единого технического регламента  на этот вид продукции для государств – членов Таможенного союза. Продукция исключается из Единого перечня с даты вступления в силу указанных регламентов во всех государствах – членах Таможенного союза.

Странам – членам ТС необходимо принять технический регламент «Требования к безопасности хлеба и хлебобулочных, кондитерских изделий» или внести кондитерские изделия в Единый перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации. Проект технического регламента «О безопасности пищевой продукции» до настоящего времени находится в публичном обсуждении, хотя по регламенту Комиссии ТС должен был завершиться 11.05.2011.

АО «Рахат»

 

Утверждение перечней

С 2010 г. не решены вопросы по утверждению перечней условий, производственных и технологических операций, достаточных для признания товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенные процедуры свободной таможенной зоны и свободного склада, товаром Таможенного союза, что не позволяет максимально использовать предпринимателями возможности ТС для экспорта своей продукции в другие страны ТС, а также применения льгот по таможенным пошлинам и налогам с 1 января 2012 г.

Необходимо ускорить принятие соответствующих решений КТС.

АО «НК «Казахстан Инжиниринг»

 

Реализация соглашений по производственной кооперации

В целях полноценной реализации договоренностей между РК и странами ТС в рамках соглашений об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств-участников СНГ, о товарообороте и производственной кооперации в области машиностроения на взаимоувязанной основе, между правительством РК и правительством РБ о производственной и научно-технической кооперации предлагаем создать рабочую группу по формированию перечня организаций и товаров, при ввозе, которых предусмотрено освобождение от НДС.

Это позволит стимулировать полноценную кооперацию между нашими предприятиями, повысить конкурентоспособность.

АО «НК «Казахстан Инжиниринг» 

 

Недоработки при применении  налогового законодательства в рамках ТС:

 Подтверждение экспорта

Протокол «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в ТС» предполагает переложить часть обязанностей по администрированию экспорта товаров на самого экспортера. То есть казахстанский экспортер подтверждает перед казахстанскими налоговыми органами факт вывоза товаров за пределы РК, например в РФ, фактом уплаты покупателем-резидентом РФ косвенных налогов на территории РФ. Подтверждающим документом является заявление от импортера РФ о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства – члена ТС, на территорию которого импортированы товары. Таким образом, подтверждение экспорта товара налогоплательщиком РК зависит от действий другого хозяйствующего субъекта – резидента РФ, на которого у налогоплательщика РК нет необходимых рычагов воздействия.

Считаем необходимым устранение такой зависимости при налогообложении экспорта товаров в страны – члены ТС. Необходимо ускорить отмену представления контрагентами стран – членов ТС в налоговые органы отчетности на бумажном носителе.

АО «Рахат»

Отсутствие строго установленных сроков возврата деклараций таможенным органам при экспорте в третьи страны через таможенную границу ТС

Согласно Решению Комиссии ТС от 18 июня 2010 г. № 330 декларации на товар, разрешенный на убытие, возвращаются таможенному органу другого государства – члена ТС, осуществившему выпуск товара в соответствии с заявленной таможенной процедурой. Но при этом срок возврата декларации на товар четко не регламентирован.

Отсутствие строго регламентированных сроков затрудняет ведение налогового учета экспортных операций налогоплательщика-экспортера и может повлиять на несвоевременное отражение экспортных операций в налоговом учете, в том числе и в налоговой отчетности по НДС.

 В соответствии с п. 12 решения КТС от 18 июня 2011 г. № 330 таможенным органом места убытия не позднее 10 дней с даты убытия товаров с таможенной территории Таможенного союза  экземпляр реестра вместе с таможенными декларациями  направляется в соответствующий таможенный орган государства – члена Таможенного союза, уполномоченный на сбор, обработку и передачу реестров и таможенных деклараций. Учитывая, что обмен оригиналами экспортных деклараций происходит между государствами – членами Таможенного союза почтовой связью, возможно превышение сроков предоставления экземпляров экспортных деклараций, предусмотренных вышеуказанным решением. В целях своевременного подтверждения фактического вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза на встрече руководителей таможенных служб Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (г.Минск) утверждена Технология обмена информацией между таможенными органами государств – членов Таможенного союза о подтверждении фактического вывоза товаров через внешнюю границу Таможенного союза с использованием информационных систем контроля. В настоящее время Сторонами принимаются усилия по реализации вышеуказанной технологии и автоматизации данной системы, что значительно сократит сроки поступления информации, подтверждающей фактический вывоз товаров с территории Таможенного союза.

АО «Рахат»

 

Признание даты совершения импорта

В случае ввоза импортируемых товаров датой совершения облагаемого импорта согласно действующему Налоговому кодексу РК (статья 276-6) является дата принятия налогоплательщиком на учет импортированных товаров, при этом на практике налоговые органы РК требуют отметки прохождения государственной границы. Пограничная служба РК оформляет талон о прохождении государственного контроля, единственный экземпляр которого остается в транспортной компании, т.е. не попадает ни покупателю, ни продавцу.

Считаем некорректным «привязываться» к дате пересечения границы, поскольку: внутри стран-членов ТС при отмене всех видов пограничных досмотров/контроля отсутствует документ, подтверждающий такую дату; возможны различные условия поставки.

Датой совершения облагаемого импорта целесообразно признавать дату оприходования товара на склад покупателя. У налоговых органов вызывает беспокойство, что у части налогоплательщиков отсутствуют собственные складские помещения и в этом случае они не будут показывать в учете приход на склад, но в данном случае, можно учитывать либо приход на арендованный склад, либо на железнодорожный тупик (отметка железной дороги), либо отметка транспортной компании о приходе груза в точку назначения, но в учет налогоплательщик все равно поставит.

АО «Рахат»

 

Разные ставки НДС

В странах-членах ТС сложились разные налоговые ставки по НДС: у нас, например, НДС – 12%, в России –18%, в Белоруссии – 20%. Действующая в настоящее время система взимания НДС в рамках ТС имеет определенные недостатки, связанные с большим документооборотом, сжатыми сроками предоставления подтверждающих документов и т.д.

Предлагаем к рассмотрению следующий порядок: каждая страна, входящая в ТС, начисляет и платит НДС при взаимных торговых операциях, в соответствии со своим национальным законодательством, а при зачете НДС разница, возникающая из-за разных ставок НДС, относится на взаимоотношения с бюджетом. Далее в рамках бюджета ТС эта разница перераспределяется в пользу той или иной страны. 

АО «Рахат»

 

Обложение НДС железнодорожных услуг российских перевозчиков на территорию ТС 

В настоящее время услуги российских железнодорожных перевозчиков по перевозке грузов из России на территорию государств-членов ТС облагаются НДС по ставке 18% плюс 12% казахстанского, в результате чего растут цены на российские товары. При этом при оказании аналогичных услуг российским перевозчиком третьим странам такие услуги НДС не облагаются. К примеру, в Казахстане при осуществлении международных перевозок из республики на территорию государств – членов ТС предусмотрена нулевая ставка НДС.

Необходимо внести поправки в российское налоговое законодательство по НДС путем отмены ставки 18% и введения нулевой ставки за услуги по доставке товара по железной дороге до границы Казахстана. Комиссией ТС вынесено решение, согласно которому российской стороне предложено внести соответствующие изменения в законодательные акты в части применения нулевой ставки НДС при осуществлении международных перевозок в рамках ТС. Руководство НК МФ РК сообщило, что на уровне переговоров удалось внести поправки в российское налоговое законодательство по НДС за услуги по доставке товара по железной дороге до границы Казахстана, но они еще не вступили в силу.

Так, с 1 июля 2010 г. перевозки по территории РФ стали облагаться НДС 18% , что проводит к значительному повышению стоимости казахстанской продукции и снижению ее конкурентоспособности. Сейчас предприниматели, включая наши заводы, заняты поиском альтернативных путей импорта для снижения накладных расходов. В конечном итоге, это приведет к снижению транзитного потенциала Таможенного союза.

В этой связи предлагаем внести изменения в Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, услуг в Таможенном союзе, предусмотрев, чтобы на перевозки товаров с территории одного государства – члена Таможенного союза на территорию другого государства – участника Таможенного союза распространялись принципы налогообложения международных перевозок без взимания НДС.

Справка: Ранее такие перевозки в Казахстан считались международными и не облагались НДС. Однако при создании Таможенного союза странами-членами Таможенного союза вносились соответствующие изменения только в таможенное законодательство, при этом порядок налогообложения остался без внимания. С объединением Казахстана, Белоруссии и России в ТС стоимость услуг за перевозку товаров по территории РФ, в том числе и транзитную, стала облагаться НДС, что повлекло за собой удорожание себестоимости казахстанских товаров, сырья, материалов и комплектующих для производства легковых автомобилей.

Так, для решения вопроса налогообложения перевозок ОАО «Российские железные дороги» издан документ, определяющий порядок обложения НДС перевозок грузов (товаров) по территории Российской Федерации, согласно которому тарифы для потребителей услуг членов Таможенного союза будут увеличены на величину НДС со ставкой 18 %. Например, стоимость доставки одного контейнера с комплектующими из Чехии увеличилась на 15%, с 6 250 до 7 200 USD, стоимость доставки одного вагона-сетки из России увеличилась на 12%, с 5 870 до 6 602 USD.

В целях повышения конкурентоспособности казахстанских товаров предлагаем как можно в более короткие сроки решить с российской стороной вопрос возврата к схеме, когда услуги по транспортировке товаров в Казахстан через территорию РФ будут признаны международными и не будут облагаться НДС.

Для исключения подобных административных барьеров в рамках ТС предлагаем:

1) в Протоколе о Порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, услуг в Таможенном союзе:

статью 1 дополнить термином «международная перевозка товаров в режиме международного транзита» - перевозка товаров с территории одного государства – члена Таможенного союза на территорию другого государства – участника Таможенного союза с использованием международных железнодорожных накладных»; 

статью 2 изложить в следующей редакции:

«Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказания услуг, осуществляется в государстве – члене Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг, за исключением работ, указанных в статье 4 настоящего Протокола, а также оказания услуг, связанных с международной перевозкой товаров в режиме международного транзита (таможенной процедуры транзита) с территории одного государства – члена Таможенного союза на территорию другого государства – участника Таможенного союза»;

статью 4 дополнить пунктом 4  следующего содержания:

«Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС при оказании услуг международной перевозки в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией предоставляются следующие документы: договор на оказание услуг международной перевозки; документы, подтверждающие факт оказания услуг; копии накладных международной железнодорожной перевозки с отметками станции назначения перевозки».

АО «Казахстан Инжиниринг», АО «Азия Авто», АО «Рахат»

 

Обязательное подтверждение соответствия продукции (перечень товаров, подлежащих государственной регистрации)

Любая ввозимая продукция (к примеру, сырье или упаковка) сопровождается сертификатами производителя, гарантирующими ее безопасность и качество. Но таможенные органы требуют предоставление сертификата соответствия безопасности ввозимого товара, выданного казахстанским Центром  сертификации, т.е. имеет место двойная сертификация, которая по большому счету может быть исключена. После этого необходимо оформление протокола испытаний данного товара в санитарно-эпидемиологической службе. Согласно постановлению правительства РЕ № 367 от 20.04.2005 «Об обязательном подтверждении соответствия продукции в РК» определен перечень сырья и материалов, которые при ввозе на территорию Казахстана должны быть в обязательном подтверждении соответствия продукции в РК», определен перечень сырья и материалов, которые при ввозе на территорию Казахстана должны быть в обязательном порядке сертифицированы. При этом надо отметить, что производимая в результате этими предприятиями пищевая продукция, в которой использовались в том числе и импортируемые сырьевые компоненты, которые уже были сертифицированы на основании вышеуказанного постановления, также подлежит сертификации, но уже как готовый продукт. Существующая сегодня норма «двойной» сертификации не соответствует логике системы технического регулирования, предполагающей государственный контроль только за готовой продукцией.  Действующая разрешительная система ввоза товара на территорию Казахстана – бюрократический процесс сбора большого пакета документов и дублирующих друг друга сертификатов.

Предлагаем отменить разрешительный порядок ввоза продукции для предприятий-переработчиков и ввести систему декларирования, т.е. сертификация не должна касаться предприятий перерабатывающей промышленности, так как все ввозимое сырье имеет подтверждающие документы стран-экспортеров, а при выпуске готовой продукции предприятия перерабатывающей  промышленности оформляют сертификаты соответствия производимой продукции в РК.

АО «Рахат»

 

Применение ветеринарно-санитарных мер, связанных с регистрацией в реестре «Россельхознадзора» /МСХ РК

При импорте пищевых ингредиентов требуется регистрация в Госреестре Минздрава РК (Институт питания). При ввозе на территорию ТС из дальнего зарубежья продукции, подконтрольной ветеринарному надзору, завод-изготовитель должен быть зарегистрирован в реестре «Россельхознадзора» либо в реестре МСХ РК. Кроме того, товар должен сопровождаться ветеринарным сертификатом по форме, утвержденной Комиссией ТС. Помимо того что процедура прохождения сертификации требует немалых финансовых затрат, это еще требует значительного количества времени. Например, для получения разрешения на импорт  продукции, впервые ввозимой на территорию РК и не состоящей в Госреестре Минздрава, требуется от 6 месяцев до 1 года. Эти факторы не могут положительно влиять на развитие бизнеса и ценообразование.

Следует отменить требования о наличии разрешения на ввоз товаров, регистрацию в Реестре МСХ РК и наличия ветеринарного сертификата.

АО «Рахат»

 

Перечень подкарантинной продукции

Для получения ветеринарного разрешения импортер обязан оформить заявление установленной формы, в котором необходимо указать наименование страны отправления, маршрут следования и т.д. Между тем импортер не всегда имеет возможность заранее сообщить, из какой страны будет произведена отправка груза. Кроме того, указывая тот или ной маршрут, импортер не может быть уверен, что поставщик оставит его неизменным, так как могут измениться условия поставки, произойти форс-мажорные обстоятельства, препятствующие движению груза по указанному в заявке направлению. В связи с чем транспортное средство, нарушившее маршрут следования, останавливается на таможенных постах для согласования, получения новых разрешений, что превращается в длительный бюрократический процесс.

Нужно упростить процедуру оформления на ввоз по ИКР (импортное карантинное обслуживание на ввоз товара) на один год, исключив из формы ИКР наименование страны отправления товара и маршрут следования

АО «Рахат»

 

Обязательное подтверждение соответствия продукции в РК

После переработки сырья оформляется сертификат соответствия на готовую продукцию

Необходимо отменить процедуру оформления поступающего сырья.

АО «Рахат»

 

Планируется завозить части для сборки вертолетов, к которым согласно ЕТТ ТС и Правилам 2 А) Основных Правил применяется пошлина в размере 20%.

Пунктом 7.4. решения КТС от 27 ноября 2009 г. № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» предусмотрено, что, если при предоставлении льготы по уплате таможенных пошлин государство – участник Таможенного союза, принимающее такое решение, определяет конкретных плательщиков, к которым такая льгота предоставляется, это государство – участник Таможенного союза вносит в Комиссию ТС предложение по механизму контроля за использованием ввозимых товаров, исключающего их нецелевое использование, а также вовлечение в экономический оборот на территориях других государств – участников Таможенного союза.

В связи с необходимостью создания собственного вертолетного производства предлагается установить льготу по таможенному тарифу для ввоза вертолетов по группе 8802 ТН ВЭД ТС.

Вопросы индустриализации также волнуют страны ТС, и уже в апреле текущего года по инициативе правительства РФ внесены соответствующие изменения в закон о государственных закупках, позволяющие внедрить принципы офсетной политики для трансферта технологий и привлечения прямых инвестиций в экономику РФ.

Справка: выдержка из статьи 55-3 «Особенности размещения заказа в соответствии с решением правительства Российской Федерации» федерального закона от 21 апреля 2011 г. №79-ФЗ:

«1. Правительство   Российской   Федерации   вправе  определить особенности  размещения  конкретного  заказа  на  поставку  товара, выполнение работы, оказание услуги для федеральных нужд.

2. В целях создания для  Российской  Федерации  дополнительных технологических и экономических преимуществ правительство Российской Федерации вправе определить в отношении  конкретного заказа на поставку товара,  выполнение работы,  оказание услуги для государственных нужд необходимость включения в контракт дополнительных  условий его исполнения,  в том числе не связанных с предметом контракта».

Такого рода задачи требуют введения максимально благоприятного режима поддержки технологических инвестиций на уровне глав государств и Комиссии Таможенного союза. Поэтапный принцип локализации производств при сотрудничестве с ТНК, обладающими нужными технологиями, требует существенного снижения ставок таможенных пошлин.

Предлагается ввести так называемый режим промышленной сборки, предусматривающий отмену ставок таможенных пошлин на ввозимые запасные части, комплектующие, машкомплекты при производстве вертолетов и беспилотников в Республике Казахстан.

АО «НК «Казахстан Инжиниринг»

 

Различия в понимании значения «товар», предусмотренного Соглашением о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе в государствах ТС

В соответствии с Соглашением по косвенным налогам под товаром понимается «реализуемые или предназначенные для реализации любое движимое и недвижимое имущество, все виды энергии». Термин «импорт товаров» в соответствии с вышеуказанным соглашением подразумевает «ввоз товаров налогоплательщиками на территорию одного государства – члена Таможенного союза с территории другого государства – члена Таможенного союза» и должен рассматриваться исходя из понимания значения «товар». Соответственно от того, какой смысл имеет это слово, зависит и применение положений Соглашения по косвенным налогам.

Для нас очевидно, что на всей территории ТС значение терминов должно пониматься и толковаться одинаково, но это не означает, что такое действительно имеет место в правоприменительной практике каждого из государств ТС. Налоговый кодекс РК не содержит понятия «товар», но исходя из особенности порядка налогообложения товаров в ТС мы полагаем, что понятие товара, установленное в соглашении, понимается  в РК как любое движимое и недвижимое имущество, все виды энергии, ввозимые на территорию РК. В то время как в РФ применяют термин товар, установленный Соглашением по косвенным налогам, связывая его только с реализацией товара. Таким образом, мы видим – то, что в РК рассматривается  в качестве товара, в РФ не относится к товару, соответственно к ним применяются различные требования по взиманию косвенных налогов. К примеру, ввоз расходных материалов в РК для временно ввезенного оборудования, находящегося в Казахстане, не подпадает под перечень временно ввезенных товаров, для которых предусмотрено освобождение от уплаты НДС. Соответственно расходные материалы подпадают под облагаемый импорт согласно статье 276-4 НК РК с подачей Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, Декларации по импортированным товарам и уплатой НДС. Однако для российского экспортера такой вывоз из РФ в РК не считается экспортом, так как  под «экспортом товаров» понимается «вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиками с территории одного государства – члена Таможенного союза на территорию другого государства – члена Таможенного союза», а в случае расходуемых материалов реализации не происходит (они остаются собственностью российской стороны). Таким образом, складывается ситуация, когда происходит различное толкование понятия «товар» и возникают различные налоговые последствия в разных странах ТС.

ТОО «Делойт» 

 

Отсутствуют нормы в Соглашении по косвенным налогам:

  • по ввозу товаров (предметов лизинга) на территорию одного государства – члена Таможенного союза с территории другого государства – члена Таможенного союза по договорам лизинга, не предусматривающим переход права собственности;
  • по ввозу товаров на ремонт в рамках возмездных либо безвозмездных договоров.

ТОО «Делойт»

 

Отсутствуют в Налоговом кодексе нормы, предусматривающие порядок, сроки и налогообложение при ввозе товаров на ремонт на территорию РК либо при вывозе товаров на ремонт с территории РК в рамках возмездных либо безвозмездных договоров. 

ТОО «Делойт»

 

Отсутствует в Налоговом кодексе РК прямая норма по непредставлению документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС, одновременно с декларацией по НДС при экспорте товаров в государства – члены Таможенного союза

Пунктом 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе предусмотрено, что отдельные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки, не представляются в налоговый орган, если непредставление документов одновременно с налоговой декларацией следует из законодательства государства – члена Таможенного союза, с территории которого экспортированы товары. Нормы пункта 2 статьи 276-20 НК РК применяются на практике налоговыми органами по-разному. Вносимое дополнение позволит применять единообразную правоприменительную практику в налоговых органах РК.

Предлагаем пункт 2 статьи 276-20 НК РК дополнить следующим предложением: «Иные документы, подтверждающие экспорт товаров, перечисленные в статье 276-11 настоящего Кодекса, не подлежат представлению в налоговый орган одновременно с декларацией по налогу на добавленную стоимость».

ТОО «Делойт»

 

По экспортным контрактам предусмотрено выставление дополнительных счетов-фактур, которые обычно выставляются спустя 2 месяца после отгрузки товара (и соответственно после выставления первоначального счета-фактуры). Дополнительный счет-фактура выставляется на разницу согласно законодательству РК

При предоставлении заявлений о ввозе товаров нерезиденты указывают  номер и дату только дополнительного счета-фактуры, при этом стоимость указывают окончательную, то есть сумму первоначального и дополнительного счетов-фактур. Таким образом,  в заявлениях нерезидента отсутствуют номера первоначальных счетов-фактур. На наши просьбы указывать в заявлении оба счета-фактуры в двух разных строках, нерезиденты отвечают отказом, ссылаясь на требования налоговых органов РФ указывать именно так.

ТОО «Казцинк»

 

Топливо на международные рейсы между Россией и Казахстаном не должно облагаться НДС

Данный вопрос уже много раз обсуждался. Но окончательного решения так и нет.

АО «Эйр-Астана»

 

Российские поставщики выставляют счета-фактуры с НДС, а если потом и переделывают, то общую сумму оставляют без изменений, т.е. не уменьшают на сумму налога.

АО «Эйр-Астана»

 

В связи с вступлением Казахстана в Таможенный союз, введением в действие таможенного законодательства Таможенного союза и внесением соответствующих изменений в Налоговый кодекс возникают затруднения со своевременным получением документов, подтверждающих экспорт товаров 

До образования Таможенного союза дата поставки товара по условиям контрактов (переход права собственности) и выпуск товара в таможенной процедуре экспорта (убытие товара на экспорт) оформлялись в момент фактического пересечения границы Казахстана в пункте пропуска, определяемом в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан. С 1 июля 2010 г. согласно пункту 3 статьи 237 Налогового кодекса в случае вывоза товаров в режиме экспорта датой совершения оборота по реализации товара является дата фактического пересечения таможенной границы Таможенного союза в пункте пропуска, определяемом в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан. Статьей 243 Налогового кодекса также установлено, что одним из документов, подтверждающих экспорт товара, является грузовая таможенная декларация с отметками таможенного органа, осуществляющего выпуск товара в таможенной процедуре экспорта, а также с отметкой таможенного органа, расположенного в пункте пропуска на таможенной границе Таможенного союза. То есть, например, в случае экспорта товара в страны Европы и США оформление грузовых таможенных деклараций в соответствии с требованиями таможенного и налогового законодательства на текущий момент осуществляется Балтийской таможней в морском порту г. Санкт-Петербурга. В соответствии с пунктом 12 решения Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 330 «О порядке подтверждения таможенным органом, расположенным в месте убытия, фактического вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза (г. Санкт-Петербург)» таможенным органом места убытия не позднее 10 дней с даты убытия товаров с таможенной территории Таможенного союза экземпляр реестра вместе с таможенными декларациями направляется в соответствующий таможенный орган государства – члена Таможенного союза, уполномоченный на сбор, обработку и передачу реестров и таможенных деклараций. Однако на практике сроки, установленные вышеуказанным решением Комиссии Таможенного союза, по возврату таможенных деклараций с отметками в таможенные органы государства – члена Таможенного союза (не позднее 10 дней, с даты убытия товаров с территории ТС) не соблюдаются. При этом в отдельных случаях задержка по возврату грузовых таможенных деклараций с отметками таможенного органа, расположенного в пункте пропуска на таможенной границе Таможенного союза, достигает до 9 месяцев. Неоднократные обращения в таможенные органы Казахстана с просьбой оказать содействие в оперативном получении таможенных деклараций с отметками таможенного органа, расположенного в пункте пропуска на таможенной границе Таможенного союза, не способствуют устранению проблемы. Таможенные органы объясняют, что сложившаяся ситуация временная и связана с решением административно-организационных вопросов в связи с созданием Таможенного союза.

Принимая во внимание вышеизложенное, просим разъяснить, является ли достаточным основанием для подтверждения экспорта товара копия грузовой таможенной декларации, заверенная таможенным органом в пункте выпуска товара (таможенный орган РК), с отметкой таможенного органа в пункте фактического убытия товара на экспорт (таможенный орган, расположенный в пункте пропуска на таможенной границе Таможенного союза)? 

Предлагаем на период становления Таможенного союза и имеющихся проблем администрирования, рассмотреть вопрос о признании налоговыми органами достаточным основанием для подтверждения экспорта товара копии ГТД, заверенные таможенным органом в пункте выпуска товара (таможенный орган РК), с отметкой таможенного органа в пункте фактического убытия товара на экспорт (таможенный орган, расположенный в пункте пропуска на таможенной границе Таможенного союза). Наше предложение основано на том, что отметки на копиях ГТД будут оригинальными.

Для улучшения показателей товарооборота между странами ТС необходимо упростить процедуру подтверждения экспорта товаров в рамках Таможенного союза. Так, с 1 июля 2010 г. экспортеры ТС, являющиеся ответственными налогоплательщиками,  становятся заложниками исполнения налоговых обязательств покупателями товара при подтверждении уплаты ими НДС на импорт.

Примеры. А. При экспорте товаров из одной страны ТС в другую экспортер несет убытки по уплате НДС, в случае если импортер-покупатель несвоевременно представил или не представил документы в свой налоговый орган или не уплатил НДС на импорт. Таким образом, создаются барьеры для межстрановой предпринимательской активности и создания новых связей.

Б. при экспорте металла из РФ в страны ТС товаропроизводители автоматически включают 18% надбавку в цену товара (из-за проблем администрирования) для казахстанских потребителей. В итоге складывается ситуация, что экспортерам легче налаживать связи и вести бизнес с партнерами из третьих стран. Возможно, необходима более активная позиция и поддержка налоговых органов стран ТС при получении соответствующих подтверждений  экспортерами от  контрпартнеров. 

 АО Усть-Камепногорский титано-магниевый комбинат, АО «НК «Казахстан Инжиниринг»

 

В соответствии со статьей 244  Налогового кодекса транспортировка товаров, экспортируемых с территории РК и импортируемых на территорию РК, а также транспортировка по территории РК транзитных грузов облагаются по нулевой ставке

При этом перевозка считается международной, если оформление перевозки осуществляется в случае перевозки экспортируемых товаров по системе магистральных трубопроводов документами, подтверждающими передачу экспортируемых товаров покупателю либо другим лицам, осуществляющим дальнейшую доставку указанных товаров, с представлением грузовой таможенной декларации, оформленной в таможенной процедуре экспорта. Едиными международными перевозочными документами по системе магистральных трубопроводов являются: грузовая таможенная декларация на транзитный объем товаров по каждому магистральному трубопроводу за расчетный период, либо копия заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, полученного экспортером от импортера товаров, акты выполненных работ, акты приема-сдачи грузов, счета-фактуры. Транспортировку товаров по системе магистральных трубопроводов на территории Республики Казахстан осуществляют две компании «АО Интергаз Центральная Азия» (транспортировка природного газа) и АО «Казтрансойл» (транспортировка нефти). Указанные компании осуществляют транспортировку экспортируемого с территории Республики Казахстан на территории других государств природного газа и нефти по магистральным трубопроводам. Экспортером является резидент Республики Казахстан. В соответствии с действовавшими нормами таможенного законодательства РК экспортером оформлялась грузовая таможенная декларация в режиме «Экспорт-10» в 5 экземплярах, один экземпляр которого предоставлялся перевозчику. Перемещение через таможенную границу Республики Казахстан производилось на основании ГТД на экспортируемый товар, оформленный экспортером природного газа. Согласно Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 379, ГТД составляется в трех экземплярах. В соответствии с пунктом 13 инструкции первый экземпляр остается в таможенном органе, которому декларируются товары, второй и третий экземпляры возвращаются декларанту. При этом при помещении товаров под таможенную процедуру, предусматривающую вывоз товаров с таможенной территории, второй экземпляр предоставляется в таможенный орган, расположенный в месте убытия товаров с таможенной территории. Таким образом, компании, осуществляющие транспортировку товаров, экспортируемых за пределы территории Таможенного союза по системе магистральных газопроводов, лишены экземпляра ГТД. Как мы указывали выше, ГТД является документом, подтверждающим право применения нулевой ставки по услугам международной перевозки.

Считаем необходимым внести изменения в инструкцию в части составления 4-го экземпляра ГТД, предоставляемого экспортером перевозчику товара по системе магистральных трубопроводов.

АО «Интергаз Центральная Азия»

 

В случае заключения с предприятиями РФ контрактов, где принимаются условия гарантийной (бесплатной) поставки, в случае дефекта частей при монтаже оборудования, дефекта частей при предварительном запуске оборудования, гарантийный срок на определенные запчасти данная ситуация не попадает под толкование регламентирующих документов (соглашений, протоколов, НК РК). На практике, когда осуществляется данная поставка (без счетов-фактур от поставщика), таможенные и налоговые органы рассматривают ситуацию как импорт товара, возникает обязанность по заполнению и сдаче Заявления и повторная уплата косвенных налогов. Имеется ли возможность внесения дополнений в регламентирующие документы ТС по вопросу гарантийной поставки и освобождения данного импорта от НДС?

ТОО «ENRC Kazakhstan»

 

Исходя из требований налогового законодательства РК перевозка считается международной, если оформление перевозки осуществляется едиными международными перевозочными документами, такими как товарно-транспортная накладная, железнодорожная накладная единого образца и т.д. В случае осуществления реализации и поставки товаров налогоплательщиком РФ в автомобильном сообщении обязан ли данный налогоплательщик предоставить покупателю именно товарно-транспортную накладную (на практике РФ предоставляет товарную накладную или другой документ),  если условия по предоставлению первичных документов от поставщика не оговорены контрактом, заключенным до 1 июля 2010 года?

 Имеется ли возможность внесения дополнений в регламентирующие документы, где четко оговорить конкретный перечень международных перевозочных документов для стран ТС?

ТОО «ENRC Kazakhstan»

 

Исходя из требований Правил заполнения и представления Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (Приложение 2 к приказу Министра финансов РК от 02.06.2010 №318) следует, что первый и третий разделы Заявления и приложение к нему заполняет налогоплательщик, второй раздел – налоговый орган. Заполнение раздела 3 Заявления предусмотрено в следующих случаях: 2) при реализации товара покупателю (указанного в строке 02 Заявления) через комиссионера, поверенного либо агента. При этом в строке 12 отражаются реквизиты договора (контракта) комиссии, поручения либо агентского договора (контракта), а в соответствующих строках данного раздела – стороны данного договора (контракта). Данная информация у покупателя отсутствует, так как обязанность в предоставлении информационного сообщения продавцом согласно Протокола «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе» предусматривает другие ситуации при импорте товара. Правильно ли требовать сведения и отражать их в данном разделе от поставщика – налогоплательщика РФ (принципал), заключившего агентский договор с налогоплательщиком РФ (агент), который в свою очередь осуществляет поставку товаров  покупателю РК, заключившего контракт с налогоплательщиком РФ (принципал). Возможно ли при возникновении подобных ситуаций для четкого определения необходимости отражения сведений в Заявлении пересмотреть требования Правил заполнения Заявления?  

ТОО «ENRC Kazakhstan»

 

Ст. 49 закона Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» от 10.12.2008 №100-IV касательно ст.  250, действующей до 1 января 2012.

Положения пункта 1 настоящей статьи применяются в отношении товаров, ввозимых плательщиком налога на добавленную стоимость, за исключением предназначенных для дальнейшей реализации, кроме:

1) передачи имущества в финансовый лизинг;

2) вывоза ранее импортированных товаров в режиме реэкспорта.

В целях осуществления лизинговой деятельности Обществом производится закуп техники и оборудования,  производимого в странах ближнего и дальнего зарубежья. При поставке из дальнего зарубежья, учитывая сроки нахождения техники и оборудования в пути следования в РК, некоторые поставщики предпринимают меры заблаговременной поставки в РК путем помещения и оформления иностранных товаров под таможенные процедуры временного ввоза (допуска) либо таможенного склада, порядок завершения, которых регламентирован таможенным законодательством Таможенного союза и РК. Так, Обществом рассматриваются варианты заключения сделок по приобретению у поставщиков техники и оборудования, помещенного последними под таможенные процедуры временного ввоза (допуска) либо таможенного склада путем проведения (Обществом) соответствующих мероприятий по переоформлению техники или оборудования с таможенных процедур временный ввоз (допуск)/таможенный склад в таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления, с последующей передачей в финансовый лизинг. При этом в соответствии с постановлением правительства Республики Казахстан от 19 марта 2003 г. № 269 «Об утверждении перечня импортируемых товаров, по которым налог на добавленную стоимость уплачивается методом зачета в порядке, установленном Кодексом Республики Казахстан от 12 июня 2001 г. «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), и правил его формирования», НДС по импорту уплачивался бы методом зачета. На сегодняшний день, по информации от поставщиков, у которых имеется в наличии техника и оборудование на территории РК в таможенных процедурах временный ввоз (допуск)/таможенный склад, таможенные органы запрещают переоформление с данных таможенных процедур в адрес других  участников ВЭД, приобретающих товары у поставщиков, в процедуру выпуска для внутреннего потребления с применением освобождения от уплаты в бюджет НДС по импорту методом зачета.

Основным поводом для вышеуказанного отказа является  редакция статьи 49 закона Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» от 10.12.2008 №100-IV о применении данной нормы в отношении товаров, ввозимых плательщиком налога на добавленную стоимость. Т.е. таможенные органы считают, что уплата НДС методом зачета на импортируемые товары будет распространяться только на товары, помещаемые под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления для их передачи в финансовый лизинг, участником внешнеэкономической деятельности, ранее ввезшем такие товары в РК в таможенных процедурах временного ввоза (допуска) или таможенного склада.

Существует ряд причин полагать вышеуказанные доводы необоснованными.

1. Таможенным кодексом РК установлено, что ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза – это совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы Таможенного союза, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию ТС любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами. Считаем, что вышеуказанное определение может быть напрямую применено к Обществу, так как: товар, заявляемый Обществом под процедуру выпуска для внутреннего потребления, является товаром, пересекшим таможенную границу Таможенного союза; товар прибывает на таможенную территорию Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами.

2. Согласно ст. 313 Таможенного кодекса РК выпуском для внутреннего потребления является таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено настоящим Кодексом. Подпункт 54) пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса РК гласит: «иностранные товары – товары, не являющиеся товарами Таможенного союза, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров в соответствии с настоящим Кодексом». Кроме того, согласно подпункту 42) пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса РК: «товар – любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу Таможенного союза, в том числе носители информации, валюта государств – членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу». Следует особо отметить, что подпункт 44) пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса РК гласит: «перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза – ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза».

Исходя из вышеизложенного следует, что под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления помещаются иностранные товары. Общество считает, что иностранный товар является разновидностью понятия товар, который в свою очередь является любым движимым имуществом, перемещаемым через таможенную границу Таможенного союза. А перемещение товаров есть ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза. В связи с чем, возвращаясь к формулировке статьи 49 закона Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» от 10.12.2008 №100-IV о применении нормы в отношении товаров, ввозимых плательщиком налога на добавленную стоимость, считаем, что в целях избежания двоякого понимания и толкования термина «ввозимый» предлагаем заменить его на термин «декларируемый».

Так, Таможенный кодекс РК дает определение таможенному декларированию как заявлению декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.

2. Положения пункта 1 настоящей статьи применяются в отношении товаров, декларируемых плательщиком налога на добавленную стоимость, за исключением предназначенных для дальнейшей реализации, кроме:

1) передачи имущества в финансовый лизинг;

2) вывоза ранее импортированных товаров в режиме реэкспорта.

АО «Лизингвая компания «Астана-финанс»

 

Предоставлять документальное подтверждение транспортных расходов 

ТОО «КазРосГаз» при реализации газа на экспорт сталкивается со следующей проблемой. После 1 июля 2010 г. граница РК и РФ стала пунктом приема-передачи газа, находящимся внутри Таможенного союза. Для дальнейшего продвижения газа  внутри Таможенного союза до места выхода с территории Таможенного союза необходимо предоставление документов, подтверждающих стоимость транспортировки до границы Таможенного союза. Так как иностранному покупателю газ передается в собственность на границе РФ и РК, то дальше транспортировка по территории Таможенного союза до границы Таможенного союза осуществляется самими иностранными покупателями по заключенным с транспортными компаниями договорам. Информация о стоимости транспортировки, содержащаяся в договорах иностранного покупателя с третьими лицами, является коммерческой тайной иностранных покупателей, охраняемой в соответствии с гражданским законодательством, доступ к которой Товарищество не имеет. Также был получен ответ независимой экспертной организации – Торгово-промышленной палаты г. Астаны о невозможности определения транспортных расходов до границы ТС при экспорте газа в связи с отсутствием сведений. Таким образом, Товарищество не имеет сведения, подтверждающие таможенную стоимость экспортируемого газа.

В условиях отсутствия каких-либо сведений о стоимости транспортировки газа от ГИС Алгай до места вывоза с территории Таможенного союза Товарищество указывает в таможенных декларациях стоимость на основании имеющихся сведений о цене сделки, фактически уплаченной за газ. В соответствии с пунктом 5 статьи 98 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» в случае отсутствия сведений, подтверждающих заявленную таможенную стоимость вывозимого товара, таможенная стоимость такого товара определяется таможенными органами на основании имеющихся сведений по идентичным или однородным товарам. На сегодняшний день возникла противоречивая ситуация: у ТОО «КазРосГаз» отсутствуют сведения о стоимости транспортировки, а таможенные органы не имеют возможности воспользоваться нормой, прописанной в пункте 5 статьи 98 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» ввиду отсутствия сведений об идентичных и однородных газу товарах. Возникшая ситуация длится с января 2011 г., соответственно, с этого периода ТОО «КазРосГаз» не может произвести таможенное оформление газа на экспорт. Таким образом, в связи с истечением 180-дневного срока по предоставлению документов, подтверждающих ставку НДС 0%, возникает риск доначисления российским переработчиком российского НДС 18% за услуги по переработке при реализации на экспорт продуктов переработки за пределы территории Таможенного союза. 

Материал предоставлен Издательским домом "Панорама"



 9 ноября 2011 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня

Эксперимент для багажа

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

 29 ноября 2016 / Таможня

Экспорт всему голова

Вслед за зерном из-за перепроизводства Россия впервые может начать экспортировать сахар. Ожидается, что в 2016 году его будет на 1 млн тонн больше, чем необходимо для внутреннего потребления.

 28 ноября 2016 / Таможня

Декларировать можно по-новому

Декларирование таможенной процедуры таможенного транзита в электронной форме предполагает, что при представлении декларантом транзитной декларации (ТД) и документов, на основании которых заполнена ТД, взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД осуществляется с использованием средств криптографической защиты информации и электронных подписей.

 23 ноября 2016 / Таможня

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Эксперимент для багажа

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

 29 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Экспорт всему голова

Вслед за зерном из-за перепроизводства Россия впервые может начать экспортировать сахар. Ожидается, что в 2016 году его будет на 1 млн тонн больше, чем необходимо для внутреннего потребления.

 28 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Декларировать можно по-новому

Декларирование таможенной процедуры таможенного транзита в электронной форме предполагает, что при представлении декларантом транзитной декларации (ТД) и документов, на основании которых заполнена ТД, взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД осуществляется с использованием средств криптографической защиты информации и электронных подписей.

 23 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog